II. Как Гай Юлий первым из римлян прибыл в Британию К предыдущей главе Британия была недоступна для римлян и неизвестна им до Гая Юлия Цезаря, который в 693 году от основания Рима, за шестьдесят лет до воплощения Господа, был консулом вместе с Луцием Во время войны с германцами и галлами, граница между которыми проходила по Рейну, он пришел в область моринов, откуда открывается ближайший и скорейший путь в Британию. Там он собрал около восьмидесяти грузовых и легких и переправился в Британию, где сперва понес значительный урон, а потом из-за бури потерял большую часть флота и немало воинов, включая почти всю кавалерию. По возвращении в Галлию он разместил легионы в а сам отдал приказ построить шестьсот кораблей обоих видов. С ними весной он вновь приплыл в Британию, но едва он с войском двинулся на врагов, как корабли, стоявшие на якорях, попали в бурю и разбились друг о друга либо были выброшены на берег. Сорок из них погибло, а прочие лишь с большим трудом удалось починить. В первом бою конница Цезаря была разбита бриттами, причем был убит трибун Во втором сражении Цезарь, хоть и с немалыми потерями, одолел бриттов и обратил их в бегство, подойдя к реке На другом ее берегу собралось бесчисленное множество врагов под предводительством Берег реки и брод под водой были утыканы заостренными кольями, остатки которых можно увидеть даже сейчас; каждый из них толщиной с бедро взрослого мужчины и обит свинцом, и они неподвижно укреплены в речном Но римляне, заметив колья, обошли их; варвары же, не в силах противиться легионам, укрылись в лесах и беспрестанно тревожили римлян нападениями, нанося им значительный урон. Тем временем сильнейший город триновантов и их вождь выдали Цезарю сорок заложников; их пример побудил и другие города заключить мир с римлянами. С их помощью Цезарь подчинил наконец город Кассобеллауна, расположенный меж двух болот, окруженный лесом и в изобилии снабженный всяческими После этого Цезарь вернулся из Британии в Галлию, но не успел он разместить легионы на зимних квартирах, как его со всех сторон окружили внезапно вспыхнувшие войны и Продолжение Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/440484/

Подойдя к Иордану, наш караван находит близ берега уже разбитую походную палатку- церковь и несколько других палаток для митрополита, духовенства, почетных гостей и приезжих купцов. Слышно повсюду оживление, мало напоминающее сочельник и день поста. В палатках и на открытом воздухе повсюду кипят медные кувшинчики, и аромат только что сваренного кофе носится в воздухе. В некоторых палатках приезжие богомольцы – греки, болгары, арабы и др. пьют ракию (местная водка), закусывают сластями и едятъ жареную рыбу. С приходом русского каравана оживление еще более делается заметным. Кавасы и арабы, сопровождающие караван, расставляют палатку для начальника каравана, который любезно приглашает под ее кров и почетных гостей из интеллигенции. Простые богомольцы, рассыпавшись по берегу Иордана, там и здесь образуют живописные группы, отдыхая прямо на траве и делясь между собою переживаемыми впечатлениями. Вид реки Иордана, несущей быстро мутные волны в неподвижное Мертвое море, в это время года очарователен. Берега его, покрытые в изобилии тамариском, плакучими ивами и олеандровым кустарником, окаймлены как бы лентою желтых и голубых цветов. Зрелище поразительное для непривычного глаза северянина, особенно если он от этой чарующей прелести весны перенесется мысленно к себе на родину, где стоят в это время трескучие морозы, где все покрыто белоснежным саваном и сковано крепким льдом... Место крещения Господня ( Марк. 1:4 ; Иоанн. 1:28) с точностью ныне неизвестно. Но предание, идущее из древности, указывает это место вблизи монастыря св. Иоанна Предтечи, стоящего недалеко от реки Иордана, не более получаса ходу. В этом месте река Иордан делает довольно значительный изгиб, несколько замедляющий быстрое течение ее, и имеет берег с некоторым возвышением, удобным для спуска желающих омыться в прохладных струях священной реки. Место это называется иногда Вифавара или место переправы 22 , так как здесь удобно переходить реку Иордан в брод. Здесь на самом глубокомъ месте воды в реке не более, как по пояс взрослому мужчине.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

– А я тебя прошу, брат мой во Христе, не приставай ко мне, сделай милость! – сказал пустынник. – Ты и так заставил меня пропустить молитвы – одну pater, две aves и одну credo, которые я, окаянный грешник, должен был, согласно своему обету, прочитать до восхода луны. – Дорогу! Укажи мне дорогу! – заорал рыцарь. – Хоть дорогу-то укажи, если ничего больше от тебя не дождешься! – Дорогу, – отвечал отшельник, – указать нетрудно. Как выйдешь по тропинке из лесу, тут тебе будет болото, а за ним – река. Дождей на этих днях не было, так через нее, пожалуй, можно переправиться. Когда переправишься через брод, ступай по левому берегу. Только смотри не оборвись, потому что берег-то крут. Да еще я слыхал, что тропинка в некоторых местах осыпалась. Оттуда уж все прямо… – Что же это – и тропинка осыпалась, и крутизна, и брод, да еще и болото! – прервал его рыцарь. – Ну, сэр отшельник, будь ты хоть рассвятой, не заставишь ты меня пуститься ночью по такой дороге. Я тебе толком говорю… Ты живешь подаянием соседей и не имеешь права отказать в ночлеге заблудившемуся путнику. Скорей отпирай дверь, не то, клянусь небом, я ее выломаю! – Ах, друг мой, – сказал отшельник, – перестань надоедать мне! Если ты принудишь меня защищаться мирским оружием, тебе же будет хуже. В этот момент отдаленное ворчание и тявканье собак, которое путник слышал уже давно, превратилось в яростный лай. Рыцарь догадался, что отшельник, испуганный его угрозой ворваться насильно, кликнул на помощь собак, находившихся внутри. Взбешенный этими приготовлениями, рыцарь ударил в дверь ногой с такой силой, что стены и столбы хижины дрогнули. Пустынник, как видно, не желая вторично подвергать дверь такому удару, громким голосом закричал: – Имей же терпение! Подожди, добрый странник, сейчас я сам отопру дверь, хотя не ручаюсь, что этим доставлю тебе удовольствие. Дверь распахнулась, и перед рыцарем предстал отшельник – человек высокого роста, крепкого телосложения, в длинной власянице, подпоясанной соломенным жгутом. В одной руке он держал зажженный факел, а в другой – толстую и увесистую дубинку. Две большие мохнатые собаки, помесь борзой с дворняжкой, стояли по сторонам, готовые по первому знаку броситься на непрошеного гостя. Но когда при свете факела сверкнули высокий шлем и золотые шпоры рыцаря, стоявшего снаружи, отшельник изменил свое первоначальное намерение. Он усмирил разъяренных псов и вежливо пригласил рыцаря войти, объяснив свой отказ отпереть дверь боязнью воров и разбойников, которые не почитают ни пресвятую Богородицу, ни святого Дунстана, а потому не щадят и святых отшельников, проводящих жизнь в молитвах.

http://azbyka.ru/fiction/ajvengo-valter-...

— Черт знает что! — выругался я про себя. — Вот, кажется, уж и мне начинает невесть что чудиться, как нашей ойротке. Но уж близок был брод. Переправа была небезопасна и отвлекала мои мысли. А дальше дорога пошла широкой, спокойной долиной Чарыша — одной из крупнейших рек горного Алтая, пересекающей его с востока на запад. Прекрасны были горы, окутанные легкой разноцветной дымкой заката. Прекрасен был Чарыш, синий и прозрачный до дна. Дикой силой, несказанной красотой дышала вокруг меня первобытная природа, рождая в душе тысячу мыслей, видений и безотчетных чувств. Но всё-таки главным в тот тихий вечер оставалась тишина. Особенная какая-то тишина: слишком уж беззвучная и, может быть, потому — тягостная. Теперь уж и мне чудился в ней какой-то легкий призрачный звон. Казалось, звенит воздух. И не раз я ловил себя на желании остановиться, вслушаться, понять этот звук. Но уже начинало темнеть, мне надо было торопиться. В одном месте путь преграждал бом — скала, нависшая над рекой. На бом пришлось взбираться крутой и скользкой тропой, ежеминутно рискуя поскользнуться и скатиться в реку. В других местах надо было хорошо видеть перед собой дорогу, чтобы не сорваться с кручи. Уже в темноте я миновал расположенную на том берегу деревню Чечулиху. Час был не поздний, и меня удивило, что ни в одном окне нет света. «Тоже, видно, «Ее» ждут, — подумал я. — Боятся, что увидит да «накатит» на них, — опрокинет огонь, наделает пожар». Тем приятнее мне было заметить далеко впереди, в стороне, и, казалось, высоко-высоко на темной туче веселый красный огонек — верно, чей-то большой костер на вершине горы. Как раз в ту сторону — к Коргонским белкам — лежал мой путь. Я решил: — Пусть этот огонек будет моим маяком. Часа через полтора я проехал словно вымершей деревней Коргон: тут тоже не было огней и ни души на улице. Реку Коргон — бурный приток Чарыша — мне пришлось переезжать уже при луне. Брод здесь серьезный: сильный поток тащит по дну «булки» — камни, обточенные водой и трением о грунт. Может ударить «булкой» коня по ногам. А стоит коню оступиться — стремнина подхватит его, закрутит вместе с всадником и выкинет два размозженных о камни трупа в глубокий Чарыш.

http://azbyka.ru/fiction/povesti-i-rassk...

Несколько дней уже пробирается, например, бедный путник по дремучему лесу, не встретив человеческого жилища, уже ночи две пришлось ему провести под открытыми небом, его запасы истощились; усталый, голодный, а иногда и иззябший, и измокший, он едва передвигает ноги, как вдруг он слышит слабый звон колокольчика, призывающий на молитву, или пред его утомлённым взором блестит огонёк из маленького окошечка гостеприимной избушки отшельника. Стоит только представить себе весь ужас положения путника, чтобы должным образом понять ту радость и то благодарное умиление, с которым он встречает благодетельного отшельника. Такие случаи бывали должно быть очень обыкновенными, так как в романсах того времени очень не редко встречается их описание. В старинных песнях о короле Артуре рассказывается, например, о том, как сэр Лонсло весь день и всю ночь ехал по дремучему лесу и наконец увидел, между двух утёсов, маленькую капеллу и жилище отшельника и услышал звон колокола к началу молитвы; он сошёл с лошади, привязал её к двери, а сам вошёл в обитель, чтобы помолиться за литургией вместе с подвижником. Большую услугу оказывали путнику и тот отшельник, обитель которого стояла при реке. Представьте себе положение человека, которого уединённая дорога неожиданно приводит к воде. Мосты в то время были, конечно, редкостно, а если и встречались, то переправа по ним без посторонней опытной помощи представлялась далеко небезопасною, переход же в брод, без знакомства с местом его, мог стоить жизни. Чтобы оказать помощь путникам в таком затруднительном положении, отшельник и устраивал свою обитель подле опасной переправы; он встречал всякого проезжающего или проходящего, указывал ему лучшее место для перехода, а в случай надобности предлагал ему и свою деятельную помощь. Не одного только уединения искали таким образом те отшельники, которые селились при реках и на дорогах, но вместе и случаев оказать ближнему своему посильную помощь. Были, наконец, и такие отшельники, которые хотели подвизаться, оставаясь в среде людей, как это можно видеть на примере Ричарда Гамполя. В жизнеописании этого знаменитого отшельника четырнадцатого века рассказывается, что по приглашению сэра Джона Дальтона и жены его, он поселился и долго подвизался у него в замке, где ему отведено было особое, уединённое по возможности помещение. В этом случае Дальтон и жена его являлись будто бы подражателями жены сунамитянки и её мужа, которые устроили «горницу, место мало» для пророка Елисея, снабдив её постелью, столом, стулом и светильником 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Оно названо здесь Аравским, по Греческой и Еврейской Библии – Арава, т.е. морем равнины, потому что оно, или часть его, образовалось на месте бывшей до погибели Содома и Гоморры равнины, – морем сланым потому, что вода его насыщается громадным количеством различных солей и потому на вкус крайне неприятна. – Описываемое чудо произведено посредством ковчега завета. Произошло подобное тому, что сделано Моисеем в Чермном море. Дно Чермного моря чудесно открыто было для перехода Израильтян жезлом Моисея дно Иордана чудесно обнажено Иисусом Навином посредством ковчега завета. Ковчег завета был местом особенного присутствия Господа. На сей раз это присутствие ознаменовалось проявлением всемогущей силы Господа над водною стихиею. – Иордан же наполняшеся во вся краи своя, якоже во дни жатвы пшеницы. Это вводное замечание сделано священным повествователем с целью во всем разительном величии представить совершившееся чудо. Оно совершилось пред праздником Пасхи в первый весенний месяц ( Нав. 4:19 ). В другое время вода в Иордане стояла не высоко, так что можно было проходить через Иордан насупротив Иерихона в брод. Так Давид во время бегства от Авессалома переправился на другой берег Иордана бродом ( 2Цар. 19:15 ). Но весною, пред праздником Пасхи, Иордан наполняшеся во вся краи своя. Дожди к этому времени прекращались или изредка падали; но таяние снегов Ермона, откуда берет начало Иордан, поднимало в нем воду до такой высоты, что он наполняшеся во вся краи своя, т.е. сначала становился в уровень с ближайшими к своему руслу берегами, потом он выступал из этих берегов и заливал прилежащую к ним часть Иорданской долины, покрытую растительностью, и доходил до краев ее, до того места, откуда начинается более возвышенная покрытая песком часть той же долины (Кейль) – Иордан наполняшеся якоже во дни жатвы пшеницы, т.е. как это обыкновенно бывает в эти дни. Что пшеница поспевала для жатвы именно во время весеннего разлива Иордана, в первый весенний месяц, это видно из того, что начатки пшеницы надлежало приносить в святилище на второй день Пасхи, празднуемой в половине этого месяца ( Лев. 23:9 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Такой ответ образумил и пристыдил Игоря, так что он во все время остального пути от стыда не смел говорить с Ольгой. Потом, когда князь собрался жениться, к нему приводили множество девушек, но он помнил ту, которую встретил на реке, и послал сватов к ней. Выбуты: брод и разрушенные мосты Под Выбутами веками находилось очень важное для Пскова место — брод. Смотришь с берега — кажется, что вот он, его видно. Только, кроме мелководной переправы, есть тут и пороги. Не зная брода, соваться в воду мы не стали, хотя рассказывают, будто местные жители пользуются им до сих пор, а нам было как раз нужно на другую сторону. В старые времена во время военной опасности псковичи посылали сюда заставы. Например, тут в 1407 году псковичи встретили немцев, поставив для заграждения («затвора») бродов переносные ограды из жердей. Такие ограды в старину назывались «вор», «ворон», или «воры» («а броды всибяху затворены ворами»). Здесь же, по преданию, князь Игорь впервые увидел свою будущую жену Ольгу. Гораздо легче, чем брод, найти тут разрушенные мосты. Выше и ниже по течению стоят могучие остовы опор, когда-то по этим мостам могли ездить весьма габаритные фуры. Может быть, даже танки. Въезд на один из таких мостов кончается огромной воронкой: явно разрушился он не от запущенности, а от снаряда или мины. Местные рассказывают, что ближайший к погосту Выбуты мост— немецкий, взорванный советскими войсками. Выбуты: храм Основная достопримечательность Выбут сегодня — храм пророка Илии. Он виден издалека на подъезде к деревне (кстати, до поворота на Выбуты ходят аж три автобуса из Пскова:«Псков –Покрутище», «Псков – Палкино» и «Псков – Филатова Гора»). Церковь в Выбутах классическая «псковская» — одноглавая, с щелевидными окнами-бойницами. Только на боковых стенах вверху оставлены большие окна. Дата строительства Ильинской церкви неизвестна, и только по архитектуре ее относят к XV веку (табличка на храме говорит о XV веке без всяких сомнений). Однако в Третьяковской галерее есть образ пророка Илии из церкви в Выбутах, датированный XIII веком, а значит, церковь (например, деревянная предшественница нынешней) здесь стояла и раньше.

http://pravmir.ru/rodina-svyatoy-knyagin...

а) На одной реке нужно было отыскать брод для переправы. Посланный для этого человек на коне попал в глубину и утонул. Князь Андрей пал на колена перед чудотворною иконою и с горячими слезами вознес усердную молитву к Матери Жизнодавца, сознавая себя виновным в погибели человека. Спустя довольно времени, человек невидимою силою поднят был со дна реки и, к удивлению всех, вышел на берег цел и невредим. б) В другое время жена пресвитера сошла с колесницы. Внезапно конь, действом диаволим рассвирепев, как сказано в летописи, начал кусать ее и топтать, так что она испустила дух. Тронутые этим горестным событием, князь и пресвитер поверглись перед чудотворною иконою Богоматери с пламенною молитвою, и молитва их, споспешествуемая предстательством Царицы Небесной, преклонила на милость Господа, имущего власть живота и смерти – жена пресвитера ожила. в) Продолжая путь, князь Андрей достиг уже пределов Владимира. В 10 верстах от города к востоку, на левом берегу реки Клязьмы, кони, которые везли колесницу со св. иконою, вдруг остановились, как бы от чрезвычайной тяжести, превышавшей их силы. Несколько раз переменяли коней, но и самые сильные из них не могли тронуть с места колесницы. Пораженный таким необыкновенным случаем, князь Андрей остановился на этом месте и приказал разбить походную палатку. Наступила ночь, и он, с сокрушенным сердцем и умиленною душою, погрузился в молитву, испрашивая у Господа Бога разрешения, что препятствует ему продолжать путь? Не сам ли я, рассуждал он, по грехам своим, тому причиной? В полночь явилась ему Божия Матерь с распростертыми горе руками и сказала: «не хощу, да образ мой несеши в Ростов, но постави его в Володимире, на сем же месте воздвигни храм во имя моего рождества и обиталище инокам состави. Аз умолю сына моего и Бога, да благословит он место сие. Это было 18 июня 1155 года. С глубоким чувством благоговения вознесши благодарственные мольбы Господу Богу и Пречистой Его Матери, князь Андрей приказал написать образ Богоматери тем подобием, как она благоволила явиться ему; на месте же, освященном ее явлением, построил храм Рождества Пресвятой Богородицы и при нем основал обитель, которая и стала называться в народе Боголюбовскою. (Житие св. благов. князя прот. Григ. Чижева 1865 г., стр. 5–6)».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Источник: " Подмосковье. Монастыри Храмы Источники " . Москва, УКНО " Духовное возрождение " , 2008 г. Кирилл Аминов, 16 марта 2015 г. Существовавшая ранее церковь Николая чудотворца на погосте на Брошевке. Церковь Николая чудотворца в 1631-33 гг. на погосте, на Брошевке, дворцовой Гвоздинской волости, находилась в Коломенской епархии; церковной пашни паханой имелось 6 чети в поле. В книге Патриаршего приказа под 1676 г. написано: «по указу патриарха Иоакима и по соборному деянию, и по памяти и по росписке из Патриаршего разряду, за приписью дьяка Льва Ермолаева, какову роспись прислал в Патриарший разряд преосвящ. Иосиф, архиепископ Коломенский и Каширский, прибыла вновь в Московский уезд, в Вохонскую десятину церковь Николая чудотворца на Брошеве, которая преж сего была в Коломенской епархии, дани положено рубль 6 денег. Да с той же церкви у попа Гавриила взято венечных пошлин, что у него было в приходе с 10 января по 30 число 1676 года с 7 отроков 28 алтын». По дозорным книгам 1680 г. «в Гвоздинской волости, на Брошевке, у реки Москвы, погост, на нем церковь во имя Николая чудотворца древяная, у церкви во дворе поп Гавриил Сергеев, да дьячок Петрушка Гаврилов, пономарь Васка Иванов; церковь построена исстари, пашни церковной земли 6 чети в поле». В 1703 г. в приходе Николаевской церкви показано: «41 двор, пашни церковной земли по 3 десятины в поле, сена 3 копны…». В 1710-15 гг. Николаевский погост на Брошеве находился во владении князя Александра Даниловича Меншикова, а в 1735 г. – в ведении Конюшенного приказа. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г. В селе Боршева Раменского района возвышается церковь в честь Покрова Божией Матери. Храм был построен в 1903 году стараниями жителей деревни Боршева и прилегающих селений. Местность под названием Боршева или Брашева имеет древнюю историю. Боршева входила в состав Коломенской волости и упоминается в духовных грамотах святого благоверного князя Димитрия Донского и Иоанна Калиты. До 1728 года Боршева принадлежала князю А. Д. Меншикову, а затем перешла в ведение Конюшенного ведомства. В 1781 году Боршева вошла в состав Бронницкого уезда, оставаясь при этом сельским поселением. Прямо через деревню проходила большая Коломенская дорога, ныне Рязанское шоссе. Она имела важное торгово-экономическое и военное значение. Боршева расположена на берегу Москвы-реки и в этом месте река имела брод (переправу), " красный Боршевский перевоз " , как его называли в старину. Здесь когда-то переправлялись полки князя Владимира Храброго, следовавшие на сборный пункт в Коломну для участия в Куликовской битве.

http://sobory.ru/article/?object=03546

Первые упоминания о деревянном храме св. Иоанна Воина, расположенном немного в другом месте (в начале комплекса ЦДХ), относятся к 1625 году. Однако, скорее всего, он существовал уже и ранее, со второй половине XVI века, когда неподалеку от Крымского моста обосновались по указу Иоанна IV Грозного стрелецкие полки. Местность эта тоже хранила уходящую вглубь веков память, но память печальную. Именно здесь проходил брод через Москву-реку, которым переправлялись полчища крымских татар во время их набегов на Москву. Это обстоятельство отразилось в многочисленных «именах» церкви: Иоанна Войственника, «что у Крымского двора на берегу», «что под горою», «на Крымском броду» и «у Конюшенной слободы» В «Книге строельной церковных земель» за 1657 год упомянута «церковь деревянная св. мученика Ивана Войственника» Еще раньше - в 1625 году - в «Окладной книге церковных соборов» значится храм «св. мученика Ивана, что у Крымского двора, на берегу» Место это часто страдало от паводков, и церковь, в конце концов, смыло во время наводнения. На ее месте в 1671 году был освящен уже каменный храм с тем же престолом. В приходе его в 1686-1694 году размещен был Ильинский полк под началом Ильи Дурова, несшим в числе многих городскую стражу На рубеже XVII и XVIII столетий молодой государь Петр I Алексеевич упразднил систему стрелецких полков. Многие семьи стрельцов он выселил из Москвы. После этого церковь мало-помалу ветшала. В 1709 году ее снова затопило во время очередного весеннего паводка: «вода была великая на Москве, под каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с хоромами, и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие, и у Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило» После этого храм восстановили уже на том месте, где он находится сейчас – в конце улицы Большая Якиманка. Приготовления к переносу храма начались уже несколько ранее. В 1702 году здесь приобрели землю на участке, прежде занятом одним из стрелецких дворов, для «церковного строения».

http://sobory.ru/article/?object=02242

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010