Вскоре по возвращении в Новгород он тяжело занемог. Длинное путешествие по пустыням Азии подорвало его здоровье. Эта болезнь поразила новгородцев. Во всех храмах горело множество свечей, поставленных за его здоровье, служились молебны. Как в годы нашествий, вольный Новгород соединился со своим князем. Св. Александр начал поправляться и вскоре совсем выздоровел. В 1251 году приезжали в Новгород Митрополит Кирилл и ростовский епископ Кирилл и поставили Далмата новгородским епископом на место незадолго перед тем умершего Спиридона. Этим же летом прошли сильные дожди и затопили все пастбища и сенокосы и снесли большой мост через Волхов. Осенью ударили ранние морозы. Грозил голод, но Новгород перебился эту зиму с небольшими запасами прежних лет. Эта зима, грозившая голодом, была последней для Св. Александра на новгородском княжении. Причиной этому была ханская опала, которую Андрей навлек на себя неповиновением, и новое перемещение на княжеских столах. Андрей, сделавшись Великим Князем Владимирским и почувствовав свою силу, не устоял перед искушением стать освободителем Руси. Со своим тестем, Даниилом Галицким, он начал готовить восстание против татар. Но ханы зорко следили за князьями. В самом Владимире нашлись изменники, недоброжелатели князя, которые донесли на него хану Сартаку, сыну и преемнику Батыя. Действия татар были стремительны. За неповиновением следовало нашествие и разгром. Узнав о замыслах Андрея, Сартак двинул на него в 1252 году карательную орду под начальством ордынского царевича Неврюя и воевод Котяна и Алабуги. Андрей был слишком слаб, чтобы бороться с ордой. Но он все же наскоро собрал рать и храбро пошел против татар. Неврюй неожиданно — «таящеся» — перешел брод через Клязьму под Владимиром и пошел к Переяславлю. В день памяти Св. Бориса произошла встреча ратей — «и бысть сеча велика, гневом же Божиим, за умножение грехов наших, погаными христиане побежени быша». Андрей едва успел спастись и убежал в Новгород. Но новгородцы побоялись принять к себе провинившегося перед ханом князя. Андрей убежал в Псков, дождался там своей княгини и уехал в Колывань (Ревель). Оттуда он переправился с семьей в Швецию.

http://pravmir.ru/ne-v-sile-bog-a-v-prav...

очень усилилось. В 1378 году ордынский хан, Мамай, пошел ратью на московского князя, Дмитрия Иоанновича, чтобы принудить его платить прежнюю дань. II. Войска русские встретились с татарами на берегах реки Вожи (в Рязанской области). Татары первые переехали через реку, вскочили на коней, и с диким воплем быстро ударили на русских. Дмитрий изрядил войско. После крепкой битвы, татары повернули «свои копья и побежали за реку Вожу. Наши стали рубить и колоть их: убили множество, а других утопили в реке. Наступил вечер, и в темноте скрылись из глаз враги, которые бежали всю ночь. На другой день утром был большой туман, и только перед обедом Дмитрий мог пойти следом за татарами. В поле он нашел их шатры и вежи 37 , телеги и весь обоз: все было разбросано в беспорядке, но сами неприятели удалились в Орду. III. В 1380 году Мамай соединил всю силу татарскую, чтобы отомстить за это поражение. С ним пошло много князьков разных народов; кроме того, ему обещал помощь и Ягелло, князь литовский, которого отец, Ольгерд, постоянно воевал с Дмитрием Донским. Мамай, надеясь на свои полчища, сказал: «Пойдем на русского князя и на всю силу русскую, как было и при Батые: христиан уничтожим, церкви попалим и законы их изрубим». Когда к Дмитрию Донскому пришла об этом весть, то он молвил: «Еще наша рука высока». Он послал за двоюродным братом своим, Владимиром Андреевичем, и за другими князьями русскими. Почти все соединились около московского князя, исключая Олега Рязанского. Область Рязанская перед тем несколько раз была опустошена татарами, и Олег думал спасти свою вотчину покорившись Мамаю. IV. Под начальством Дмитрия собралось огромное русское войско, какого прежде не видано (до 150.000 или даже до 200.000) – и стало у Коломны, а Мамай со своими ордами расположился за Доном. Он послал к московскому князю требовать дани, какую русские платили при Узбеке; Дмитрий готов был посылать хану дары, но не согласился давать прежней дани. 20 августа он двинулся на Оку, где соединился с братом своим Владимиром Андреевичем. 6 сентября наши войска уже достигли Дона. При вести о выступлении Дмитрия Иоанновича в поход, по всей Москве начался плач; русские жены тосковали о своих детях, которые пошли с князем на острые копья. «Бедные наши дети! говорили они: лучше бы нам не родить их, чем рождать на верную смерть». Между тем пр. Серий, игумен Троицкого монастыря, тогда только что построенного, послал к Дмитрию ободрительную грамоту и свое благословение. «Ступай, князь, писал он, Бог и святая Богородица тебе помогут». Дмитрий устроил полки и стал держать совет. Одни говорили: «Иди, князь, за Дон», а другие напротив советовали: «не ходи, сильно умножились враги наши; тут не одни татары, а Литва и рязанцы. Но великий князь именно для того и спешил вперед, чтобы не дождаться, пока Ягелло подаст помощь Мамаю. Он велел мостить мосты на Дону и испытывать брод, и в ночь стал переправляться через реку.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В селе Боршева Раменского района возвышается церковь в честь Покрова Божией Матери. Храм был построен в 1903 году стараниями жителей деревни Боршева и прилегающих селений. Местность под названием Боршева или Брашева имеет древнюю историю. Боршева входила в состав Коломенской волости и упоминается в духовных грамотах святого благоверного князя Димитрия Донского и Иоанна Калиты. До 1728 года Боршева принадлежала князю А. Д. Меншикову, а затем перешла в ведение Конюшенного ведомства. В 1781 году Боршева вошла в состав Бронницкого уезда, оставаясь при этом сельским поселением. Прямо через деревню проходила большая Коломенская дорога, ныне Рязанское шоссе. Она имела важное торгово-экономическое и военное значение. Боршева расположена на берегу Москвы-реки и в этом месте река имела брод (переправу), " красный Боршевский перевоз " , как его называли в старину. Здесь когда-то переправлялись полки князя Владимира Храброго, следовавшие на сборный пункт в Коломну для участия в Куликовской битве. Около 1738 года на Боршеве построена деревянная церковь в честь святителя Николая. Предположительно после пожара на этом же месте возвели новый храм, также деревянный, в котором были престолы в честь Христова Воскресения, Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая. В ведомости о церкви за 1899 год говорится: " утвари в храме достаточно, земельный надел его составляет 3 десятины усадебной земли (около 30 соток) также пахотной и сенокосной - 40 десятин. Возле храма часовня деревянная. Всею землёю причт владеет сам. Дома причта собственные на церковной земле " . Настоятелем в это время был иерей Михаил Матвеевич Пятикрестовский: " 27 лет, уроженец Московской губернии, сын псаломщика. Образование получил в Московской Духовной семинарии, по окончании которой рукоположен в священный сан митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Ляпидевским) и отправлен на сей приход... " . Со временем деревянный храм пришёл в ветхость, колокольня сильно накренилась. Рядом поставили временную звонницу.

http://sobory.ru/article/?object=03546

а) На одной реке нужно было отыскать брод для переправы. Посланный для этого человек на коне попал в глубину и утонул. Князь Андрей пал на колена перед чудотворною иконою и с горячими слезами вознес усердную молитву к Матери Жизнодавца, сознавая себя виновным в погибели человека. Спустя довольно времени, человек невидимою силою поднят был со дна реки и, к удивлению всех, вышел на берег цел и невредим. б) В другое время жена пресвитера сошла с колесницы. Внезапно конь, действом диаволим рассвирепев, как сказано в летописи, начал кусать ее и топтать, так что она испустила дух. Тронутые этим горестным событием, князь и пресвитер поверглись перед чудотворною иконою Богоматери с пламенною молитвою, и молитва их, споспешествуемая предстательством Царицы Небесной, преклонила на милость Господа, имущего власть живота и смерти – жена пресвитера ожила. в) Продолжая путь, князь Андрей достиг уже пределов Владимира. В 10 верстах от города к востоку, на левом берегу реки Клязьмы, кони, которые везли колесницу со св. иконою, вдруг остановились, как бы от чрезвычайной тяжести, превышавшей их силы. Несколько раз переменяли коней, но и самые сильные из них не могли тронуть с места колесницы. Пораженный таким необыкновенным случаем, князь Андрей остановился на этом месте и приказал разбить походную палатку. Наступила ночь, и он, с сокрушенным сердцем и умиленною душою, погрузился в молитву, испрашивая у Господа Бога разрешения, что препятствует ему продолжать путь? Не сам ли я, рассуждал он, по грехам своим, тому причиной? В полночь явилась ему Божия Матерь с распростертыми горе руками и сказала: «не хощу, да образ мой несеши в Ростов, но постави его в Володимире, на сем же месте воздвигни храм во имя моего рождества и обиталище инокам состави. Аз умолю сына моего и Бога, да благословит он место сие. Это было 18 июня 1155 года. С глубоким чувством благоговения вознесши благодарственные мольбы Господу Богу и Пречистой Его Матери, князь Андрей приказал написать образ Богоматери тем подобием, как она благоволила явиться ему; на месте же, освященном ее явлением, построил храм Рождества Пресвятой Богородицы и при нем основал обитель, которая и стала называться в народе Боголюбовскою. (Житие св. благов. князя прот. Григ. Чижева 1865 г., стр. 5–6)».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

«Мы спустились к Ибру, переправились в брод через реку, и стали подыматься по густому лесу. Через полчаса открылась такая величественная масса скал, какую редко можно увидеть даже в Герцеговине, этом отечестве скал. Место это называется «Чёрная река». Красноватая масса гранита возвышается почти отвесно, представляя на верху то правильно окружённые очертания, то зубцы и острия. В этом граните находится церковь . К самой скале прилеплен ряд келий, которых наружная, выбеленная каменная стена с шестью маленькими окошечками, выдающаяся на ровной поверхности утёса, напоминает о гнёздах ласточек на доме: только нет карниза, поддерживающего это человеческое гнездо, а оно опирается на незаметном уступе скалы. Подле утёса, составляя с ним почти прямой угол, но не прикасаясь к нему, стоит другая гора, поросшая лесом, по которой ведёт тропинка. Против церкви она образует маленькую площадку; площадка соединяется с кельями узеньким деревянным мостом, ведущим к деревянной галерее, которой обнесён ряд келий. Сломайте мосток, и кельи с своей церковью отделены будут пропастью от целого мира. – Церковь , я сказал, в самом утёсе, только алтарь выходит наружу, полукруглой стеной, которая стоит в ряду келий, увенчанная небольшим крестом и украшенная двумя образами al fresco: св. архангела Михаила и св. Петра Коришскаго. – Вас ведут низким и совершенно тёмным проходом, который, кажется, образован самой природой, в пещеру довольно обширную и в одном месте весьма высокую. Вам показывают в стене пещеры небольшое ущелье: здесь сиживал святой отшельник Иоанникий; под этим углублением видна выемка, где он опирал ноги, с боку другая, где он клал локоть. Сесть можно только в самом тягостном положении, согнувшись и выставив голову вперёд. – В этой пещере, на этом кресле, прожил Иоанникий 70 лет. – Я попробовал сесть, и в одну минуту всё платье было мокро: через скалу непрестанно сочится вода, и поверхность пещеры никогда не высыхает. В другом месте показывают углубление, где вода скопляется и течёт струёй; это углубление, говорят, пустынник выкопал своими ногтями, чтобы иметь воду. – Из этой пещеры вы входите в другую побольше, где св. Иоанникий устроил церковь св. архангела Михаила. – Она также совершенно темна, также и сыра, как другая пещера 356 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Подойдя к Иордану, наш караван находит близ берега уже разбитую походную палатку- церковь и несколько других палаток для митрополита, духовенства, почетных гостей и приезжих купцов. Слышно повсюду оживление, мало напоминающее сочельник и день поста. В палатках и на открытом воздухе повсюду кипят медные кувшинчики, и аромат только что сваренного кофе носится в воздухе. В некоторых палатках приезжие богомольцы – греки, болгары, арабы и др. пьют ракию (местная водка), закусывают сластями и едятъ жареную рыбу. С приходом русского каравана оживление еще более делается заметным. Кавасы и арабы, сопровождающие караван, расставляют палатку для начальника каравана, который любезно приглашает под ее кров и почетных гостей из интеллигенции. Простые богомольцы, рассыпавшись по берегу Иордана, там и здесь образуют живописные группы, отдыхая прямо на траве и делясь между собою переживаемыми впечатлениями. Вид реки Иордана, несущей быстро мутные волны в неподвижное Мертвое море, в это время года очарователен. Берега его, покрытые в изобилии тамариском, плакучими ивами и олеандровым кустарником, окаймлены как бы лентою желтых и голубых цветов. Зрелище поразительное для непривычного глаза северянина, особенно если он от этой чарующей прелести весны перенесется мысленно к себе на родину, где стоят в это время трескучие морозы, где все покрыто белоснежным саваном и сковано крепким льдом... Место крещения Господня ( Марк. 1:4 ; Иоанн. 1:28) с точностью ныне неизвестно. Но предание, идущее из древности, указывает это место вблизи монастыря св. Иоанна Предтечи, стоящего недалеко от реки Иордана, не более получаса ходу. В этом месте река Иордан делает довольно значительный изгиб, несколько замедляющий быстрое течение ее, и имеет берег с некоторым возвышением, удобным для спуска желающих омыться в прохладных струях священной реки. Место это называется иногда Вифавара или место переправы 22 , так как здесь удобно переходить реку Иордан в брод. Здесь на самом глубокомъ месте воды в реке не более, как по пояс взрослому мужчине.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Гений тысячи одной ночи представил бы этот бешенный поток, у подножия Ани, заколдованным стражем сего таинственного города тысячи одной церкви: в наименовании его уже действует воображение восточное, ибо оно умеет, одною яркою чертою, резко обрисовать предмет. Надобно было отыскать брод Арпачая, посреди его камней; опытный житель сих месте открывал нам дорогу, строго напоминая, чтобы мы держались его струи, однако, не без приключения обошлась переправа: старшина Мастарский, отклонившись у самого берега от указанного пути, обрушился с лошадью в глубокую подводную яму, и с трудом могли извлечь его на прибрежные камни. Восход по утесам был также труден, как и спуск: когда мы поднялись на каменистый берег ущелья, нам представилась еще гора, хотя уже не столь отвесная, по скату коей раскинуты были печальные остатки Ани. Трех ярусная мечеть, как бы некая бойница, стала на вершине горы поперек малой ложбины; из пустого ряда её окон, казалось готов был посыпаться огненный дождь ядер. Над нею подымался высокий минарет, созданный воображением восточным, чтобы стоять на страж заветных сокровищ, ибо не напрасно, в преданиях курдов и армян, еще так свежи рассказы о тайных кладах отжившего города. Невозможно было идти прямо к мечети по крутизне; доверяясь опытности нашего вожатого, мы следовали за ним вправо, по окраине утесов; там еще стояла высокая арка ворот, от которых перекинут был некогда смелый мост на противоположный берег; доселе видны остатки моста, будто готового перебросить чрез бездну свою обрушенную дугу, как человек, который напрягается прыгнуть и еще не может на то решиться. Первая предстала нам, на краю города, великолепная церковь , вся в изваяниях, с чудными карнизами из арабесков; нарядный портик её легко опирался на одну порфировую колонну, во вкусе восточном. Над дверями изображен был Спаситель, а по сторонам его, снятие со креста и одно сонное видение, которое я не умел себе объяснить: в головах спящего стояла Божия Матерь, и над ним парили три ангела; быть может это самое видение побудило к основанию церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

София была бы очищена пред Вельяминовым и сербами. Неужели целью личного участия Гурка в овладении Софией была необходимость отслужить в соборе торжественное молебствие?» После вступления в Софию русские войска преследовали турок, беспорядочно отступавших на Филиппополь. Тем временем наступил Новый, 1878 год. Как отмечал день новолетия генерал Гурко, рассказывает князь Лев Владимирович ШАХОВСКОЙ: «Новый год мы встретили в Ветренове, прибыв на ночлег поздним вечером, утомленные длинным путем от Ихтимана до Ветренова. Генерал отслужил всенощную в избе, в которой остановился ночевать, причем хор певчих, за неимением других, составили ординарцы Гурко. На другой день, 1 января 1878 года, мы спустились с гор в равнину Марицы и на этот раз окончательно распрощались с горами...» Телеграмма «Daily News» сообщала читателям газеты «Русский Мир» о входе русских войск в Филиппополь: «Утром, 4 (16) числа [января], когда мы выехали на левый берег Марицы, напротив города, целый армейский корпус стоял там у сожженного моста, а на другом берегу собралась громадная толпа болгар, кричавших и жестикулировавших, что река слишком глубока в этом месте, чтобы переправиться чрез нее в брод. Мост был совсем разрушен, и никому, по-видимому, не приходила в голову мысль поискать броду или устроить паром. Князь Церетелев переехал на маленькой лодке тотчас после прибытия генерала Гурко, и в несколько минут был устроен паром из бревен. Несколько человек из местных жителей были перевезены для указания бродов, и чрез час генерал Гурко с своим штабом вступил в город [Филиппополь]. Не происходило никакой церемонии встречи, а только был отслужен молебен в церкви. Генерал Гурко поместился в русском консульстве» А. П а скин. «Из походных записок строевого офицера (лейб-гвардии Московского полка)»: «Среди филиппопольских зданий я не мог не заметить православного собора и, узнав, что один из наших священников будет служить в нем всенощную, пошел заранее, чтобы не опоздать к началу и иметь возможность стоять ближе к алтарю.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/22/...

Этого было достаточно для принца Гази, чтобы поддержать дальнейшие исследования. В 1996 году Иордания начала археологические раскопки с целью найти место Крещения Иисуса Христа – на восточном берегу Иордана, в пяти километрах до впадения реки в Мертвое море. Ученые ориентировались в том числе на знаменитую мозаичную карту Святой Земли VI века, что на полу церкви св. Георгия в Мадабе. Там Вифавара (место переправы, или брод) изображена на западном берегу, а рядом обозначена та самая переправа. В результате раскопок недалеко от современного русла Иордана обнаружены фундаменты пяти церквей (возраст – от V века и позднее), сосредоточенные на одном небольшом участке. Иорданская Комиссия места Крещения, которую возглавляет принц Гази, соотнесла результаты археологических находок с сохранившимися описаниями святого места, составленными паломниками VI – XII веков. Место, где Господь оставил свои ризы (часовня Снятия одежд) перед тем как войти в Иордан и креститься от Иоанна, сейчас укрыто малым навесом. Ниже по уровню находится фундамент, который стоял в водах старого русла Иордана. Здесь, как полагают, находилась колонна, обозначавшая место Крещения (описана паломником архидиаконом Феодосием в 530 г.: «В месте, где был крещен Господь, стоит одинокая колонна, на которой помещен железный крест»). Считается, что на этом фундаменте в византийскую эпоху стояли каменные своды, возвышавшиеся над протекавшей внизу водой (об этом оставил свидетельство в 670 году Аркулфий из Франции). Сейчас в этом месте собирается дождевая влага. Чуть выше найдены руины большой церкви. Ее ступени ведут вниз, к вероятному месту Крещения Господня, куда после церковной службы могли спускаться паломники для омовения в Иордане или для крещения в его водах. На месте Крещения соединялся источник Иоанна Крестителя с рекой Иордан. Как пояснил гид Суфьян Хананде, источник – в 850 м отсюда – иногда восстанавливается после интенсивных дождей. В данный момент он пересох. Иордан теперь находится в 350 метрах к западу: он неоднократно менял свое русло из-за землетрясений и наводнений, часто случающихся в Восточно-Африканском разломе, вдоль линии которого течет эта некогда полноводная библейская река.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Первые упоминания о деревянном храме св. Иоанна Воина, расположенном немного в другом месте (в начале комплекса ЦДХ), относятся к 1625 году. Однако, скорее всего, он существовал уже и ранее, со второй половине XVI века, когда неподалеку от Крымского моста обосновались по указу Иоанна IV Грозного стрелецкие полки. Местность эта тоже хранила уходящую вглубь веков память, но память печальную. Именно здесь проходил брод через Москву-реку, которым переправлялись полчища крымских татар во время их набегов на Москву. Это обстоятельство отразилось в многочисленных «именах» церкви: Иоанна Войственника, «что у Крымского двора на берегу», «что под горою», «на Крымском броду» и «у Конюшенной слободы» В «Книге строельной церковных земель» за 1657 год упомянута «церковь деревянная св. мученика Ивана Войственника» Еще раньше - в 1625 году - в «Окладной книге церковных соборов» значится храм «св. мученика Ивана, что у Крымского двора, на берегу» Место это часто страдало от паводков, и церковь, в конце концов, смыло во время наводнения. На ее месте в 1671 году был освящен уже каменный храм с тем же престолом. В приходе его в 1686-1694 году размещен был Ильинский полк под началом Ильи Дурова, несшим в числе многих городскую стражу На рубеже XVII и XVIII столетий молодой государь Петр I Алексеевич упразднил систему стрелецких полков. Многие семьи стрельцов он выселил из Москвы. После этого церковь мало-помалу ветшала. В 1709 году ее снова затопило во время очередного весеннего паводка: «вода была великая на Москве, под каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с хоромами, и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие, и у Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило» После этого храм восстановили уже на том месте, где он находится сейчас – в конце улицы Большая Якиманка. Приготовления к переносу храма начались уже несколько ранее. В 1702 году здесь приобрели землю на участке, прежде занятом одним из стрелецких дворов, для «церковного строения».

http://sobory.ru/article/?object=02242

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010