Всё сие произошло, как после Платон услышал, таким образом, что Императрица в самое служение приказала отдать указ духовнику на имя Синода, и приказала ему и протодиакону его митрополитом провозгласить, но сие от архиепископа было сокрыто. После обедни приветствовал Императрицу со днём торжественным тезоименитством Его Императорского Высочества, и возблагодарив за пожалование, приглашён был к столу, где благосклонно приняв его, Императрица, и разговаривая, пожаловала ему блюдо и солонку серебряныя позлащенныя и хлеб, поздравив его с собственными имянинами. А на третий день прислала на белый клобук богатый бриллиантовый крест. Итак, сим Платон быв обрадован, проводил Императрицу по надлежащему в Петербург в селе Всехсвятском. Обрадован был (милостью государыни, пожаловавшей ему на белый клобук бриллиантовый крест) Платон, но не обрадовались те, кои ему не доброжелательствовали, а власть по команде духовной имели в своих руках. Почитали его для себя тягостным и не надеялись себя возвысить и усилить, разве унижением и ослаблением его. Всё изобретали способы его беспокоить. Некоторые явились просители в Синоде, чего никогда не бывало. Ибо узнали, что есть такие, кои тому рады и им помогать будут. И хотя сие просители по делу не могли ничего получить, ибо оказались виновными; но между тем разными опросами, справками и нарочным продолжением был митрополит обеспокоиван. А сверх того и частыми от колики болезнями до опасности жизни доводим был, имея же в виду устроенное в Вифании спокойное уединение, напоследок во многом размышлении, призвал Бога в помощь и совершив, литургию и сказав слово, в каких случаях можно от должности отпуску просить, послал прошение к Императрице 1792 года февраля 2 дня, об увольнении от епархии и оставлении его в Лавре. На сие немедленно пришёл ответ, что Императрица признаёт его заслуги, сожалеет о его болезнях, но почитает, что и без увольнения от епархии может он жить в Лавре сколько рассудит, а во время отсутствия своего может поручить правление своему викарию. Ибо в 1788 г. был определён ему викарий, и наименован епископ Дмитровский 13 , и жить ему в Москве, в Богоявленском монастыре, управляя церквами, сколько ему местный архиерей определит. Итак, Платон, в силу сея Императрицы воли, отбыл из Москвы в Лавру, в 1792 году, поручив правление епархии оному викарию, однако так, что не весьма малая часть дел ему в Лавру были присылаемы, или на решение, или на утверждение, в чём он ещё и в Лавре немало занимался и беспокоился, особливо что по аппеляциям в Синоде надлежало ему одному всё переносить, а не викарию. А между тем он и в Москву приезжал в год раз, а иногда два, на месяц и на два и более, и всякие дела производил. Но по Синодальной конторе ни в какие дела не входил. И на сём основании пребывал он в Лавре зимою, а летом в Вифании, а иногда в Москве до 1796 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

В 1875 г. 3-го сентября, торжественно праздновался юбилей его 50-летнего служения церкви и отечеству. Владыка всячески старался уклониться от празднования своего юбилея и писал к одному из Архипастырей: «Я сам смотрю на свой юбилей, если и доживу до него, как на событие, знаменательное только для меня самого, на неизреченной ко мне милости Божией, сверх всякого чаяния моего, продлившей дни службы моей до полвека». «…Конечно вынужден буду принять своих и кто приедет из сторонних, но это можно сделать без обычного юбилейного шума и театральной обстановки, которая мне всегда не нравилась», а далее… «мне нравится наивное поздравление одного мужичка, которого я не видывал и не знаю, и который написал самое простое письмо с поздравлением и приложил 5 рублей, прося употребить на масло в лампаду пред иконой преподобного Исидора Пелусиота . Вот это по-русски 17 . He смотря на скромное уклонение самого Владыки от юбилейного торжества, это торжество состоялось при неожиданно блестящей обстановке, при самых разнообразных и теплых приветствиях от Святейшего Синода, и разных учреждений и лиц, в числе которых были, нарочно для этого, приехавшие из провинции несколько Архипастырей. По поводу этого юбилея Владыке был Высочайше пожалован драгоценный, украшенный бриллиантами, посох. В 1883 году, Архипастырь имел счастье совершить Священное помазание Самодержца Всероссийского на царство и в этом же году, он был пожалован панагией, бриллиантами украшенной, с правом ношения двух панагий. 3-го ноября 1884 г., по всеподданнейшему докладу Св. Синода, Государь Император Высочайше соизволил на представление Митрополиту Исидору права предношения креста в священнослужении. 11-го ноября того же года, маститый Архипастырь торжественно праздновал пятидесятилетний юбилей епископства. Для принесения личных приветствий маститому юбиляру, в С.-Петербург прибыло 17 иерархов, из различных провинциальных епархий, чего не было 5-го августа 1867 года, когда праздновался такой же юбилей Московского Митрополита Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

— Ого, — сказал Маугли. — Это походит на те штуки, которыми люди, бывало, играли в людской стае; только эти жёлтые, а те были коричневые. Он бросил деньги и сделал шаг вперёд. Золотые и серебряные монеты покрывали весь пол подземелья слоем в пять-шесть футов. Первоначально деньги принесли в мешках, но с течением времени они высыпались через истлевший холст и раскатились по всей подземной комнате, как рассыпается прибрежный песок. На монетах, среди монет, выдаваясь из-под них, как корабельные обломки из-под песка, виднелись осыпанные драгоценными камнями серебряные слоновые королевские башни, покрытые пластинками кованого золота, изукрашенные рубинами и бирюзой. Там и сям стояли и лежали отделанные серебром и эмалью паланкины с яшмовыми столбиками и янтарными кольцами для занавесей; золотые подсвечники, увешанные просверлёнными изумрудами, которые дрожали на их разветвлениях; изображения забытых божеств, отлитые из серебра и с глазами из драгоценных камней; инкрустированные золотом стальные кольчуги, окаймлённые бахромой из истлевшего, почерневшего жемчуга; шлемы с наконечниками и украшениями из рубинов, красных как кровь; лакированные щиты из панциря черепахи и кожи носорога, инкрустированные и окованные чистым золотом с изумрудами по краям. Груды мечей с осыпанными бриллиантами эфесами; драгоценные кинжалы и охотничьи ножи; золотые жертвенные чаши и ковши; переносные жертвенники, устаревшей формы; яшмовые кубки и браслеты; курильницы для ароматов; гребни; сосуды для духов, красной краски для волос и для глазной пудры — всё из чеканного золота; кольца для продевания в ноздри; браслеты, которые носят выше локтей; головные обручи, кольца для пальцев и пояса — всё в бесчисленном количестве; кушаки в семь пальцев ширины, покрытые четырёхугольными гранёными бриллиантами и рубинами; деревянные лари с тройной железной обшивкой, в которых дерево истлело, обнажив груды нешлифованных сапфиров, опалов, кошачьего глаза, рубинов, алмазов, изумрудов и гранатов. Белая кобра сказала правду.

http://azbyka.ru/fiction/maugli-redjard-...

Но всякое познание не будет познанием сущности; In Ecclesiasten. h. VII//PG. XLIV. C. 732; рус. пер. II, 332–333: «и великие мужи глаголят о делах Божьих, а не о Боге». Ср.: Io. Chrys. De oncompreh. Dei natura. h. III, n. 3//PG. XLVIII. C. 722: в видении Исаии (4. 1,2) ангельские силы созерцали не «неприступную сущность», но некое божественное «снисхождение». «Догмат о непостижимости Божьей по существу и познаваемости по Своим отношениям к миру» обстоятельно и вдумчиво раскрыт у преосв. Сильвестра (Опыт православного догматического богословия. К., 1892–1893. T. I. С. 245 след.; T. II. С. 4 след.). Ср.: главу об «отрицательном богословии» у о. С. Булгакова (Свет Невечерний. М., 1917. С. 103 след.). 417 Восточное отеческое различение сущности и сил в Боге всегда оставалось чуждо западному богословию, вместе с основанным на нем различением апофатического и катафатического богословия; бл. Августин его критически отвергает, см. у Попова (Указ. соч. С. 353 след.). Ср. у Бриллиантова (Указ. соч. С. 221 след.). 422 Idem. De div. nom. I, 4//PG. III. C. 589; V. 1–2. C. 816 B: Cp. S. Maximi Conf. Schol. in. V, 1//PG. IV. C. 309: προδον δε την θεαν νργειαν λγει, τις πσαν ουσαν παργαγε; in I. 5. C. 205, 208: πρνοια и προδος εις τ ξω противополагается здесь υτς θες. 424 Idem. De div. nom. V, 8//PG. III. C. 824; V, 5–6. C. 820; XI, 6. C. 953 ss. Cp. y Бриллиантова всю главу об «Ареопагитиках» (Указ. соч. С. 142–178); Попов (Указ. соч. С. 349–352). Псевдоэпиграфический характер «Ареопагитик» и их тесная связь с неоплатонизмом не умаляет их богословского значения, признанного и засвидетельствованного церковно-отеческим авторитетом. Конечно, здесь остается нужным новое историко-богословское исследование и оценка. 427 S. Greg. Palam. cap. 75//PG. CL. C. 1173; св. Григорий исходит из троякого различения в Боге: сущности, энергии и троичности ипостасей. Соединение с Богом κατ’ ουσαν невозможно, ибо по всеобщему суждению богословов, по существу или в существе Своем Бог «несообщим» αμεθκτον.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

За месяц до этого пришло известие о расстреле отца и трех дядей. Она скрывала горе от лондонских друзей, избегала их, боясь жалости и соболезнований. «Мне была ненавистна мысль, что я живое воплощение трагедии», – признается она позже. Кончилось лето, наступила осень, а Мария Павловна оставалась ко всему равнодушной, продолжала избегать людей и не снимала траурный капор. Из-за финансовых трудностей осенью 1919-го решено было съехаться с Дмитрием и объединить расходы. Мария Павловна по-прежнему считала изгнание временным, но тревожилась о будущем: запасы бриллиантов таяли на глазах, большой выручки с их продажи не было, и при этом семья не имела материальной основы, попросту говоря, никто из них не работал. Фрагмент вышивки Марии Павловны Запасы бриллиантов таяли, и при этом семья не имела материальной основы, попросту говоря, никто из них не работал «В простоте душевной я полагала, что это поправимо: работать буду я», – решила Мария Павловна. В детстве ее выучили шить, вышивать и вязать. Пришло время применить эти навыки. Поскольку в Лондоне тогда были в моде вязаные свитера и платья, Мария Павловна купила пряжу и спицы. Первая ее работа пошла насмарку: свитер оказался необъятного размера. Она взялась за второй, и на сей раз угадала с размером, но промахнулась с плотностью вязки, и этот свитер стала носить сама. Третью работу осмелилась предложить покупателю. С бумажным свертком под мышкой пришла она в специализированный магазин, где покупали вещи ручной работы. «Ни в малейшей степени не представляя, кто я на самом деле, хозяйка попросту удивилась моему предложению. Я развернула сверток, выложила перед ней свитер и с бьющимся сердцем смотрела, как она перебирает вещь. Она купила свитер за 21 шиллинг, заплатила наличными и, самое главное, просила приносить еще. Я часто слышала, что первые заработанные деньги доставляют особую, ни с чем несравнимую радость. Было приятно, что моя работа понравилась и просят приносить еще, а вот радости я не испытала, скорее, я усовестилась: за такие деньги не так уж много я работала, и было ощущение, что я обошла кого- то, кто больше нуждается», – вспоминала Мария Павловна.

http://pravoslavie.ru/131709.html

173 Такими великими героями за веру, в страданиях своих приявшими нетленные венцы от Бога, явились св. братья Маккавеи, мать их св. Соломония и учитель их св. старец Елеазар (2 Маккав. VI-VII гл.). 174 По представлению откровения, смерть жестокого врага народа Божия последует вблизи Иерусалима (около горы, на которой стоял храм) ( Дah. XI, 45 ), тогда как, по свидетельству первой книги Маккавейской и историка Полибия, Антиох Епифан закончил свою жизнь в Персии, куда он предпринял поход с целью ограбить сокровища одного города. Неудача этого похода одновременно с вестью о поражении его полководца в Иудее, где снова было восстановлено истинное богопочитание и таким образом плоды нечестивой деятельности его были уничтожены, подвергли Антиоха Епифана в тяжкую болезнь, от которой он и умер (1 Маккав. III, 27–37; VI, 1 –16). Очевидно, что при изображении участи врага народа Божия имеется ввиду антихрист, гибель которого по суду Божию будет гибелью всего зла. Это следует признать тем более, что в Св. Писании совершение суда Божия над злом нередко сближается с местностями, находящимися вблизи Иерусалима (Иезек, XXXIX, 4; Uouл. III, 2, 12–13 ; Зax. XIV, 2–3 ). 175 Под записанными в книгу (жизни) разумеются благочестивые люди, которых Господь определил к вечной жизни. 176 В чем будет состоять осуждение грешников, Спаситель в другом месте пояснил это так: И ввергут их в пещь огненную: ту будет плачь и скрежет зубов (Мф. XIII, 41.) 178 Так например, по сохранившимся сказаниям, очень рано и с большим успехом христианство стало распространяться в Месопотамии, Малой Азии, Парфии, Сирии, Персии, Аравии и других странах. Просвещение сих стран учением Христовым обязано самим апостолам и мужам апостольским, как ближайшим их сотрудникам. Евангельская деятельность просветителей здесь была облегчена тем, что язычники чрез знакомство с истинными мессианскими чаяниями еврейского народа представляли собою благоприятную почву для христианства. Читать далее Источник: Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета./Л.И. Бриллиантов. – Могилев. Губ. Изд.: Тип. И.Б. Клаза и М.Л. Кагана. 1914. – 398 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Михаил Иванович Терещенко родился 18 марта 1886 года в Киеве в семье крупных землевладельцев, происходивших из казаков-торговцев, ставших со временем крупнейшей украинс кой династией сахарозаводчиков. К началу XX века роду Терещенко принадлежало свыше 150 тысяч десятин земли (163,5. тыс. га), сахарорафинадные и лесопильные заводы, суконная фабрика, винокурни в Киеве, Подольской, Черниговской, Орловской и других губерниях Российской Империи. Михаил Терещенко имел все возможности получить прекрасное образование. Уже в раннем детстве он свободно владел французским, английским и немецким языками, понимал древнегреческий и латынь, а позднее овладел в общей сложности 13 языками. Окончив 1-ю Киевскую гимназию, Терещенко учился в Киевском университете, в 19051908 гг., находясь за границей, изучал политэкономию под руководством известного экономиста Карла Бюхера в Лейпцигском университете. В 1909 году талантливый молодой человек экстерном закончил юридический факультет Московского университета, после чего около трех лет работал там же на кафедре римского и гражданского права. Бросить научно-преподавательскую деятельность Терещенко заставили его либеральные взгляды: в 1911 году в числе многих других оппозиционно настроенных преподавателей (около 130 чел.) он покинул Московский университет в знак протеста против сокращения университетской автономии и увольнения руководства вуза по распоряжению консервативно настроенного министра народного просвещения Л.А. Кассо. Оставив университет, М.И. Терещенко в 19111912 гг. служил чиновником особых поручений (без содержания) при Дирекции Императорских театров в Санкт-Петербурге. Примерно в это же время он получил потомственное дворянство и придворное звание камер-юнкера. Вместе с тем, не бросал Терещенко и семейный бизнес: был членом правления Всероссийского общества сахарозаводчиков, членом совета Волжско-Камского банка и учетного комитета киевского отделения Азовско-Донского банка; совместно с сестрами владея издательством «Сирин», выпускал книги литераторов «серебряного века». Михаил Терещенко, являясь одним из самых богатых людей России (его личное состояние оценивалось в 70 миллионов рублей) был известен как меценат и коллекционер. В 1913 году он стал обладателем второго по величине в мире синего бриллианта бриллианта «Терещенко» (42,92 карат), а также, унаследовав от отца богатейшую коллекцию произведений искусств, продолжал ее расширение. В его коллекции были картины И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, В.В. Верещагина, Гогена, Сезанна, Матисса и многих других, скульптуры М.М. Антокольского. Михаил Терещенко вел светский образ жизни, увлекался альпинизмом, являлся балетоманом и театралом, был дружен с Александром Блоком и Федором Шаляпиным.

http://ruskline.ru/history/2016/05/10/mi...

   Автограф данного раздела академических чтений В. В. Болотова в настоящее время хранится в ОР РНБ, ф. 102, ед. 415, лл. 39—48, причем в нем, вероятно, утеряны первые два листа, так как л. 39 имеет поставленный рукой А. И. Бриллиантова номер 3. В издании «Лекций» 1910 г. автограф был напечатан не полностью (только лл. 41—49, здесь же сохранились пометки А. И. Бриллиантова). На листах 39—41 находится следующий текст В. В. Болотова (А. С):    На основании аналогии с устройством иудейских синагог и римских муниципий Ротэ полагает, что управление первых христианских общин покоилось на демократическом принципе. Народное избрание, о котором часто упоминается в новозаветных книгах, здесь значило все, рукоположение имело значение просто благословения, а не хиротонии или ординации в кафолически церковном смысле. Пастыри были должностными лицами общины, а не церкви (S. 155, nur Gemeindebeamten, nicht Beamten der Kirche), представителями интересов общины, а не апостольских полномочий. Управление каждой общины (как и синагоги и муниципии) имело характер коллегиальный: ее предстоятели προσταμενοι, были епископы-пресвитеры, ее служители (исполнительный орган) — διακονοι. Последние имеют аналогию с синагогальными hazanim, хотя с положением почетным, несравненно более высоким, чем должность этих последних. Пресвитеры, т. е. предстоятели общин христиан из иудеев или вообще верующих, знакомых с иудейскими порядками,-дословный перевод евр. zekenim. Но, так как название «старец» не имеет себе аналогии в должностном персонале греко-римских городов и — при возможном несоответствии с возрастом предстоятелей — звучало бы странно для неиудеев, то предстоятели христиан из язычников назывались επσκοποι, — имя, которое давно уже применялось у греков к различным должностным лицам. Но и епископы и пресвитеры представляют решительно одну и ту же степень, и те и другие — только члены коллегии, πρεσβυτρων: никакого различия между ними по сану не было. И вообще в апостольский период еще не было должностных лиц, возвышавшихся над епископами-пресвитерами: Иаков, Тимофей, Тит и др. произвольно считаются за епископов в позднейшем смысле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

737 Проф. И. В. Попов. Учение блаж. Августина о познании. Вопр. филос. и психол. 1915 г., Сент. – Окт. Стр. 433. 740 Впрочем, от того или другого недостатка несвободно ни одно из подобий Божественного, находимых человеком в области тварного. . Ср. св. Григория Богослова сл. XXXI-oe (о богословии V-oe). Твор. св. Григория Богосл. в русс. пер. Москва. 1844 г. Ч. III-я, стр. 131, 133. 741 Подробно об этом см. во 2-ой части настоящего исследования, посвященной специальной разработке учения бл. Августина о Св. Духе. 743 См. по этому поводу прекрасные и глубокомысленные соображения Проф. В. В. Болотова «о тех образах, посредством которых св. отцы приближают к человеческому пониманию тайну бытия Св. Духа» – Thesen über das Filioque. Internat. theolog. Zeitschr. 1898. 24 Heft. Ss. 687–694: русс. пер. Xp. Чтен. 1913 г., стр. 586–594; отд. брош. стр. 42–50 и др. 745 «Неизбежным в богословском мышлении о предметах веры, – говорит один из компетентных отечественных богословов Проф. А. И. Бриллиантов , – является употребление аналогий. Но аналогии, по самому существу, никогда не могут претендовать на полное соответствие уясняемым ими предметам, и стремление проводить их со всею последовательностью обычно дает в результате лишь крайние и неправильные выводы. Библия , указывая на создание человека по образу Божию ( Быт. 1, 26, 27; 9,6 ; Иак. 3,9 ), прямо устанавливает этим не только возможность, но и обязательность применения аналогии человеческой природы при уяснении тайны Божественной троичной жизни. Однако, и здесь это применение встречает сразу же непреодолимые, по-видимому, трудности. – Очевидно, исходя из аналогии единичного человеческого духа и пытаясь возвыситься до понятия о Духе Божественном, можно придти к понятию не более лишь как тоже единичного Духа и известных моментов Его личной жизни, вместо действительных Ипостасей. Если же делать так или иначе исходным пунктом множественность индивидуумов, в которых реально проявляется одинаковая во всех людях человеческая природа, то не получается в этом случае действительного единства Божественного Духа, и разве лишь с точки зрения платоновского реализма аналогия этого рода может являться убедительною. Первым путем идет бл. Августин в своей известной конструкции догмата о троичности и следующее за ним западное богословие. Второй способ представления находил применение у восточных богословов, хотя они признавали все значение и за аналогией первого рода. Оба способа объединяются, напр., у Анастасия Синаита ». Проф. А. И. Бриллиантов . Происхождение монофиситства. СПб. 1906. Стр. 5–6. Ср. Проф.-свящ. Н. В. Петров. О Святой Троице (Опыт истолкования догмата при помощи аналогий из Мира материального и из природы человечества и человека). (Актовая речь). Казань. 1912. Стр. 4–10.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Тот, кто по-настоящему совершает молитву, тот, кто по-настоящему доверяет Господу через веру, он вкусит частицы жизни вечной. Когда он уже вкушает жизнь вечную через молитву и взаимоотношения, он не имеет уже любви к мирскому. Человек, который никогда не вкушал и не попробовал жизни вечной, находит радость в комфорте и цель в материальных вещах или в материальном просто. Память смертная. Ты умрешь, несмотря ни на что. И во время смерти ты будешь нести ответственность за каждую секунду своей жизни, потратил ли ты ее впустую, и был ли ты успешен, строил ли ты свою жизнь в Господе, или основывался на себе. Будет тебе дана жизнь вечная, или ты будешь испытывать вечное проклятие – только ты можешь это определить. Жизнь очень-очень коротка. Привычки, которые мы создаем, привязанность и стяжание делают очень трудным понимание жизни духовной. А стяжание, которое мы имеем, делает свободу очень трудным аспектом. Стяжательность мешает любить и создает трудности в вере. Стяжательность делает невозможной свободу. Вы – порабощенный человек, вы прикованы цепями. И даже притом, что вам кажется, что вы делаете то, что вы желаете, вы – как слепой человек, которому кажется, что он идет один, хотя ситуация не такова. Как волны никогда не покидают моря, так и гнев, горечь, горе, ревность, зависть никогда не покидают сердце человека стяжательного. В Иове не было стяжательности, поэтому в тот момент, когда он потерял все, он оставался совершенно спокойным. Его жена сходила с ума, она проклинала Господа и не понимала, что происходит. Но он имел мир. Непривязанность к вещам этого мира – это добродетель, та, которая рождается из опыта взаимоотношений с Богом. Непривязанность происходит через память смертную. Ничего нет значимого перед лицом смерти. Представьте себя очень богатым человеком. И вы находитесь на корабле или в самолете, вы везете миллионы и миллионы долларов и бриллианты, те, которые являются сокровищами всей вашей жизни. Если вы при этом попытаетесь спасти себя из падающего самолета или тонущего корабля, если вы будете держаться за свои бриллианты, утопая в море, вы утонете вместе с ними. Единственный способ не утонуть – это их отпустить.

http://pravmir.ru/svobodnyiy-chelovek-ho...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010