Но Бог, желая все обновить, соединить небо и землю в раю, и, кроме того, оставить врата рая отверстыми для нас и сегодня, и после, сошел на землю и создал новый храм. Камни, бриллианты и дерево, составлявшие храм в Иерусалиме, заменили плоть и кости. Храмом стала плоть, которую Господь воспринял на Себя, наша человеческая природа, человеческое тесто. Он надел на Себя нас самих, ибо мы были слеплены из той же глины ( Рим. 9:21 ), составлены из того же естества ( 2Петр. 1:4 ). Христос, совершив таинство и взойдя на Небеса, осуществляет связь земли и неба для всех тех, кого стремится к небесам. Господь есть храм, и стены его – плоть Его. Плоть! Каков же он – храм на небесах? Храм на небесах – это Сам Бог . Ибо Господъ Бог Вседержителъ – храм Его, и Агнец ( Откр. 21:22 ), и Христос! Они вместе! Но задумайтесь, почему использовано именно это выражение и сказано, что храм есть Сам Бог, а не просто, что храма там нет? Иоанн отмечает: «Храма не видел». Он старался отыскать нечто подобное тем явлениям, что наблюдал в своей прежней, земной жизни, и не находил. Он разглядел иное – храмом на небе был Сам Бог. То есть мы с вами, дорогие мои, ныне – словно сад, цветущий вокруг Бога, Его Церковь . Как Пресвятая Богородица укрыла в Себе Христа и сделалась Его ризой, Его плотью, так и мы укрываем в себе, носим Бога, его образ. Он воспринимает нашу плоть, а мы приобщаемся Его Божества. Это значит, что человек становится богом, Который входит в его плоть. Бог и человек составляют одно тело, глава которому Иисус Христос (см.: Рим. 12:5 ; Еф. 1:22–23 ). Изменилась наша жизнь, сделалась храмом на Небесах. Бог омывает нас изнутри, изнутри нас освящает. И нет больше необходимости в том, чтобы дул ветер. Нет нужды в свете. Наша глубинная душа излучает Бога. Сын живет в нас, существует вместе с нами. И Отец ходит вместе с Сыном и вместе с нами. Там, где мы, там и Он. И где Он, там и мы. Великое дело! Мы говорим: «Если бы мы обрели рай», – но на самом деле мы сами есть рай. Бог не отправил нас на поиски рая, но нас самих соделал раем. Он не бросил его нам со словами: «На, лови его, схвати его руками, заключи его в свои объятья», – но самих нас обратил во вместилище рая.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Но преображённым, духовным светозрением владыка увидел в «дикаре» «крылатую фигуру», «духа», сияющего Ангела, летящего среди льдов на помощь погибающему. Чудо, привидевшееся архиерею, вскоре разъясняется: «удивительный дух этот был, конечно, он – мой дикарь! его высокий бриллиантовый головной убор есть не что иное, как его собственные длинные волосы: все их пропушило насквозь снежною пылью, и как они у него на бегу развевались, так их снопом и заморозило» (1, 386 – 387). И всё же видение чрезвычайно знаменательно: будто Господь Бог облачил «пустынного ангела» (1, 389) в «небесные одеяния», «одежды белые, как свет», и увенчал его главу вместо потерянной шапки «бриллиантовой митрой» – как достойнейшего из служителей Своих. Происходит чудо открытия, узнавания Божеского начала в «смердящем дикаре», чудо воскрешения истинного человека не только в «четверодневном Лазаре», как поначалу брезгливо отзывался о своём проводнике владыка, но и в самом архиерее, сердце которого открылось к познанию Божьей правды. По слову святого Апостола Петра: «И сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам, И не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деяния. 15: 8, 9). Так происходит ещё одно «чудо» – единения, взаимопонимания и взаимного уважения людей как детей общего Отца: «Я пригнулся к нему и стал его рассматривать, словно никогда до сей поры не видел, и – что я скажу вам? – он мне показался прекрасен»(1, 388) .Преосвященный владыка кланяется некрещёному тунгусу, объединяется, обнимается с ним: «и я поклонился у изголовья моего дикаря лицом донизу, и, став на колени, благословил его, и, покрыв его мёрзлую голову своею полою, спал с ним рядом так, как бы спал, обнявшись, с пустынным ангелом» (1, 389). От идеи братского воссоединения людей в повести проходит прямая вертикальная линия к высочайшей общей идее – восстановительной связи Бога и человека, движимого не одним естественнымчувством сострадания, но дорожащего также «воссоединением с Тем Хозяином, Который сверху смотрит»(1, 389), ибо «тьма проходит, и истинный свет уже светит» (1-е Ин. 2: 8).

http://bogoslov.ru/article/3055071

О пострижении Ильи. Увидел игумен юношу сердечным взором, как от Бога пришедшего, и принял его с радостью, и постриг в монахи. И наречен был во иноках именем Иринарх. И отдал его игумен под начало наставника. Он же пребывал у своего учителя в послушании и покорности, в молитвах и посте. О послании в пекарню. И как закончилось его ученичество, игумен начал испытывать его смирение. И послал его в пекарню. Он же взял благословение у игумена. Пребывая в пекарне, трудился на братию день и ночь в покорности и послушании, терпя насмешки, ни о чем плотском не думая и от духовных не отступая. И приходил в церковь прежде всех братий, а в церкви ни с кем не говорил, и не присаживался во время чтения церковного, но на своих ногах стоял, как твердый камень бриллиант или сапфир. И из церкви от службы не уходил прежде отпуста. О друге его Агафонике. И узнал друг его Агафоник о пострижении его в монахи, и пришел к нему в монастырь проведать его. И пробыл в монастыре у него много дней, и потом Иринарх проводил его из монастыря два поприща, и, поцеловав его и попрощавшись, отпустил его с миром. А сам старец Иринарх возвратился в монастырь, и размышлял по пути про себя, как бы самому ему спастись, и обещал пойти в Кириллов или на Соловки. И был ему голос свыше, сказавший: «Не ходи ни в Кириллов, ни на Соловки: здесь спасешься». И засомневался он в сказанном, и во второй раз тот же голос произнес: «Здесь спасешься». Он же из-за услышанного стал сильно плакать и думал про себя: «Что это будет?» И в третий раз тот же голос свыше проговорил ему: «Здесь спасешься». Он же про себя утвердился, что действительно слышал голос, и оглянувшись, никого не увидал, а слышал голос в третий раз. И пришел в монастырь, пребывая там в послушании, покорности по отношению ко всем неуклонно, и труды к трудам прилагая более первых дней, в ночных молитвах и бодрствовании пребывая, и на земле лежа, мало сну предавался. О пономарстве. Потом же игумен послал его пономарем служить. Он же все с радостью исполнял в монастырских службах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оставались лишь одни пророки при прежних условиях жизни, но и они со времени Неемии прекратились. Полное осуществление грозного пророчества над недостойными пастырями еврейскими наступило во время пришествия Спасителя, Который Сам называл Себя пастырем, пришедшим отыскать заблудшую овцу ( Иоан. Х, 11 ; Мф. XVIII, 11; Лyk. XIX, 10 ) и Который учредил новозаветное христианское священство в лице св. апостолов и преемников их – епископов, пресвитеров и диаконов. Эти священнослужители, облеченные благодатью Святаго Духа, с того времени трудятся и будут трудиться на ниве Христовой до второго пришествия Господа ( 1Kop. XI, 26 ). 17–22 ст. Под руководством истинного Пастыря Господа строптивые и сильные внешними средствами из людей будут отличены от людей кротких и слабых. Первые подвергнутся осуждению за свои действия, а последние получат от Пастыря поддержку и заступление. Евангельская история жизни Спасителя действительно свидетельствует, что Он всегда ободрял надеждою на спасение смиренных и сокрушенных сердцем (например, мытарей Закхея и Матфея), тогда как гордых и строптивых, как например книжников и фарисеев, подвергал строгому осуждению. Но окончательный суд по правде Господь произведет во время второго славного Своего пришествия. Тогда соберутся пред Ним все народы и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите благословенные Отца Моею, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира... Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. XXV, 32, 33, 34 и 41 ст.). 23–31 ст. Новый истинный Единый Пастырь, Господь Иисус Христос, произойдет по плоти от царя Давида. Слова пророка о характере Его деятельности среди людей и следствиях этой деятельности сходны с пророческими обетованиями Исаии и Иеремии. Глава XXXVI-я. Пророчество о восстановлении земли Израильской и обновлении жизни ее обитателей Пророк обращается к опустошенным горам Палестины и обещает им вознаграждение за те укоризны, которым они подверглись от нашествия враждебных народов (1–7 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

«Перед моими глазами открылось дивное зрелище. Вдали по свете неприступности на престоле славы восседал Господь Иисус Христос . По одну сторону Его стояла Матерь Божия, а по другую – св. Иоанн Предтеча; сонм архангелов, херувимов и серафимов окружал престол. Множество святых красоты неописанной стояли в два ряда около престола, тела их легкоподвижны, прозрачны, одежда блестящая, разных цветов, и вокруг головы каждого из них ослепительное сияние, на голове некоторых венцы из особых каких-то материалов лучше золота и бриллиантов, а на других венки из райских цветов. Одни держали в руках кресты, другие цветы или пальмовые ветки. Под ногами было нечто вроде хрустального зеленовато-голубого моря. Вижу: все святые попарно подходят к Христу и поклоняются Ему». Откровение рисует нам в действии происходящее вокруг престола. «И от престола исходили молнии и громы и гласы» ( Откр.4:5 ). Бог, естественно, не остается безучастным к сотворенному Им миру, и человечество в своей истории все время испытывает и карающую за грехи десницу Божию (молнии), и предупреждения Его (громы), и вразумления Его из уст посылаемых Им пророков, апостолов и учителей Церкви (гласы). Zα (животные) и старцы «воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков» ( Откр.4:9 ). Старцы же падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: «Достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» ( Откр.4:11 ). 12. «Агнец как бы закланный»  (Откр. 1:5–8, 1:12–18, 5:1–14) Посреди престола и четырех животных... стоял Агнец как бы закланный. ( Откр. 5:6 ) Если 4-я глава Откровения дает описание престола и его окружения, то последующая 5-я глава рисует образы славы Господа нашего Иисуса Христа. Этим оно дополняет новыми подробностями Евангелие, раскрывая нам участие Господа во всей последующей истории Его Церкви после Его вознесения на небо. Вместе с тем в исключительных по силе образах рисует Откровение премирную красоту Агнца и Его силу, полноту власти и неизмеримость заслуг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Повествование у Лескова настолько объёмное, многомерное и многогранное, что, пожалуй, сравнимо с бриллиантом, играющим всеми красками спектра, сияющим и преломляющим свет. Именно Свет является доминантой, концентрацией универсально-философских, лирико-символических и мистических глубин этого «рождественского рассказа». Думается, главное в русской  святочной словесности в целом, в отличие от западноевропейской традиции, – воплощение  не столько «карнавального начала», культуры «смеховой» , сколько культуры «световой» . Это свет Вифлеемской звезды, просиявшей на востоке в Рождество Иисуса Христа. Это «Свете тихий» русской молитвы – предсказания о пришествии Сына Божия в мир, «нетленный Свет», «Свет присносущны й», о котором совершается моление в рождественские дни: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный Свет, и мысленая наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповедуй разумение». Священное Писание всё светоносно, насыщено светом. Причем, свет не образ и не метафора, а реальная сущность Бога. Иисус говорит к народу: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8: 12); «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 12: 36). «Бог есть свет» (1 Ин. 1: 5), «Свет истинный, Который просвещает всякого человека» (Ин. 1: 9) ,  – благовествует святой Апостол Иоанн Богослов.   В первые века христианства о соединении «со сверхсветлым светом» учил Григорий Палама.  Православный Символ веры называет Христа «светом», рождённым «от света».  В этом смысле заглавие «На краю света» означает не просто «в отдалённом месте на краю земли», а «на краю светоносной ризы Христовой» – сакрального света  жизни во Христе – «Ибо так заповедал нам Господь: “Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли” (Деяния. 13: 47). Вряд ли справедливо называть «темняком» того, кто держится хотя бы за край этого Света, – он уже не во тьме: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1: 5). Вот почему Лесков отказался от первоначального варианта заглавия повести – «Темняк». И если даже самый малый из детей Божьих держится за «край Света», это означает, что он уже осиян Божественным светом, пребывает в нём, ибо природа света такова, что он проникает всюду, един и неделим, и малый «край» его – это уже весь свет.

http://radonezh.ru/analytics/vo-spasenie...

Повествование у Лескова настолько объёмное, многомерное и многогранное, что, пожалуй, сравнимо с бриллиантом, играющим всеми красками спектра, сияющим и преломляющим свет. Именно Светявляется доминантой, концентрацией универсально-философских, лирико-символических и мистических глубин этого «рождественского рассказа». Думается, главное в русской святочной словесности в целом, в отличие от западноевропейской традиции, – воплощение не столько «карнавального начала», культуры «смеховой» [vii] , сколько культуры «световой». Это свет Вифлеемской звезды, просиявшей на востоке в Рождество Иисуса Христа. Это «Свете тихий»русской молитвы – предсказания о пришествии Сына Божия в мир, «нетленный Свет», «Свет присносущный», о котором совершается моление в рождественские дни: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный Свет, и мысленая наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповедуй разумение». Священное Писание всё светоносно,насыщено светом. Причем, свет не образ и не метафора, а реальная сущность Бога. Иисус говорит к народу: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8: 12). «Бог есть свет» (1 Ин. 1: 5), «Свет истинный, Который просвещает всякого человека» (Ин. 1: 9), – благовествует святой Апостол Иоанн Богослов. В первые века христианства о соединении «со сверхсветлым светом» учил Григорий Палама. Православный Символ веры называет Христа «светом», рождённым «от света». В этом смысле заглавие «На краю света» означает не просто «в отдалённом месте на краю земли», а «на краю светоносной ризы Христовой» – сакрального света жизни во Христе – «Ибо так заповедал нам Господь: “Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли” (Деяния. 13: 47). Вряд ли справедливо называть «темняком» того, кто держится хотя бы за край этого Света, – он уже не во тьме: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1: 5). Вот почему Лесков отказался от первоначального варианта заглавия повести – «Темняк». И если даже самый малый из детей Божьих держится за «край Света», это означает, что он уже осиян Божественным светом, пребывает в нём, ибо природа света такова, что он проникает всюду, един и неделим, и малый «край» его – это уже весь свет.

http://bogoslov.ru/article/3055071

Подобно этому гонителю ветхозаветных верующих, но только с большим напряжением и жестокостью, будет преследовать христиан последний враг Церкви, антихрист. Как видно из дальнейшей речи архангела, содержащейся в XII-й главе, антихрист произведет пред концом мира беспримерные в роде человеческом бедствия. 1–3 ст. И во время оно восстанет Михаил князь великий стояй о сынех людий твоих: и будет время скорби, скорбь, якова не бысть, отнележе создася язык на земли, даже до времене онаго («наступит тогда время такой скорби, какой не было еще со времени создания человека на земле»): и в то время спасутся людие твои вси, обретшиися вписани в книзе («и тогда спасутся только те все, которые найдены будут записанными в книге»). И мнози от спящих в земней персти возстанут, сии в жить вечную, а онии во укоризну и в стыдение вечное («И многие из спящих в прахе земли восстанут, одни – для жизни вечной, а другие на вечное поругание и посрамление»). И смыслящии просветятся, аки светлость тверды («И разумные будут сиять, как светила на тверди»), и от праведных многих аки звезды во веки и еще («а другие из многочисленных праведников как звезды небесные будут сиять во веки и навсегда»). Как ни тяжелы были бедствия во времена Антиоха Епифана, от которых поголовно не погибли евреи только благодаря заступничеству архангела Михаила, они лишь в слабой степени напоминают ужасные времена антихристова гонения на христиан. Година будущей великой мировой скорби изображается здесь точно также, как потом Сам Спаситель предсказал об этом Своим ученикам: Будет тогда скорбь велия, якова же не была от начала мира доселе, ниже имать быты. И аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть: избранных же ради прекратятся дние оны (Мф. XXIV, 21–22). Прекращение сих скорбных дней произойдет тогда, когда Господь Иисус Христос явлением пришествия Своего и духом уст Своих поразит антихриста ( 2Coлyh. II, 8 ). После сего наступит кончина мира: мертвые воскреснут, живые изменятся и откроется царство славы. Эти истины о последних судьбах мира ясно раскрываются в рассматриваемых словах откровения. Правда, впоследствии новозаветные писатели своим учением во многом восполнили это пророчество, но добавления их главным образом касаются частностей, подробностей; в общем же новозаветные писатели в своем учении о будущей судьбе Церкви Христовой возвещают то же самое, что было открыто пророку Даниилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Подпишитесь на наш Телеграм Одна из самых больших загадок для меня в нашем православии – это загадка 12 и 13 июля. Я никак, никак не могу взять в толк, почему день памяти апостолов Петра и Павла – большой праздник, завершающий одноименный пост, а следующий за ним Собор всех Двенадцати апостолов – так себе, фактически проходной день. Ну, в смысле, праздник, конечно, но почему-то про апостолов Петра и Павла знают все и даже поговорка сложена: “Петр и Павел день убавил” (зима близко, как не преминул бы отметить Нед Старк), а про собор 12 Всехвальных – нет. Святые апостолы Петр и Павел. Архимандрит Зинон (Теодор) А ведь среди всех святых нашей Церкви Двенадцать апостолов Христовых стоят особняком. Они – воплощение, образ и пример самого первого христианского братства. Они – образ всей Церкви, связанной не только любовью к Господу и Учителю, но и друг к другу. «Союзом любви Своих апостолов связавший…» говорится в православной молитве о умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы. Двенадцать – первые христиане, побратавшиеся между собой Кровью Христа на Тайной вечере и на века явившие образ братства и единства. Все они, все двенадцать, совершенно разные, но созвучные друг другу. В каждом из них, как в гранях бриллианта, отразилось учение Христа и каждый учит по-особенному, но ничуть не противореча другому. Великая истина христианства – она для всех характеров, для всех темпераментов, потому что любой характер и любой темперамент могут быть преображены светом Христа. Апостолы – очень разные, и это радостная весть: нет какого-то одного-единственного человеческого типа, который только и достоин святости. Вспомним, как все начиналось В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем (Лк 6:12-16).

http://blog.predanie.ru/article/dvenadts...

Пророчества о Мессии можно встретить и в книгах малых пророков. Так, например, о Господе Иисусе Христе предвозвещает пророк Захария: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах. 9, 9 ). Здесь можно видеть предсказание о торжественном Входе Господнем в Иерусалим. Другой малый пророк – Михей – прямо указывает на место рождения Спасителя – Вифлеем: «И ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» ( Мих. 5, 2 ). Дореволюционный преподаватель Могилевской Духовной Семинарии Л.И. Бриллиантов в «Кратком руководстве к изучению Священного Писания Ветхого Завета» замечает следующее: «Учение о Мессии и Царстве Его было раскрыто пророками с особенной ясностью и полнотой. Это была религиозная цель пророческого служения» 5 . Цель работы – сделать обзор пророчеств о Мессии в книгах двенадцати малых пророков и их различных толкований. Актуальность темы. Несмотря на то, что в библеистике существует большое количество авторитетных исследований пророческих книг (и великих, и малых пророков), в настоящее время не издано единой работы, в которой был бы сделан обзор и проведен анализ всех пророчеств о Мессии, содержащихся в книгах малых пророков. Объект исследования – пророчества о Мессии в книгах малых пророков. Предмет исследования – книги малых пророков. Задачи работы: -сделать обзор пророчеств о Мессии в книгах малых пророков; -провести анализ различных их толкований; -сравнить мнения разных авторов; -выявить общее и особенное. Настоящее исследование состоит из трех глав. Обзор мессианских пророчеств в книгах малых пророков выполнен в хронологической последовательности. Первая глава исследования посвящена обзору мессианских пророчеств в книгах малых пророков до-пленного периода: Ионы, Амоса, Осии, Михея, Софонии и Наума. Во второй главе сделан обзор мессианских пророчеств в книгах малых пророков Вавилонского периода: Авдия и Аввакума.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010