Жена, развернув бумагу, нашла в ней такую сумму, какую надлежало внесть в казначейство, а охотник уже успел возвратиться домой, и, застав еще гостей, сказал брату, что охота его была удачна, как нельзя более. В другое время у А.Я. Донец-Захаржевского было так-же много гостей. После обеда гости занимались чем хотели, так любил он. И вдруг видят, что на двор въезжает экипаж с дамой и двумя детьми, никто из гостей не знал, кто эта дама? Она вошла в залу и искала глазами хозяина, которого тут не было. А.Я. Донец-Захаржевского отыскали, и когда он явился, то дама с детьми упала перед ним на колени: «Отец и благодетель наш! ты спас нас от смерти», говорила она со слезами радости. Но он с неудовольствием принял это: «зачем, сказал он, ты приехала?» и немедленно скрылся. Изумленные гости просили сказать им, что все это значит? Она отвечала, что муж её, майор, состоит на службе, сперва писал он и присылал пособия жене и детям, но три года, как не получают они от него никакой вести. Мать сперва продавала, что могла, чтобы содержать себя и детей, потом брала вещи на кредит. Наконец дошла до того, что продавать стало нечего, а в займы никто ничего не давал. В этой крайности предложили ей написать о своем положении А.Я. Донец-Захаржевскому. Она послала письмо по почте и с почты получила 2000 руб., но без письма, теперь же приехала с детьми благодарить своего благодетеля, до того времени ей неизвестного. Одна из родственниц просила А.Я. Донец-Захаржевского чтобы он помог ей деньгами. Сомневаясь ли в справедливости нужды, или не желая казаться слишком готовым на услуги другим, он сказал ей: «вы просите, чтобы я дал вам деньги даром, даром нигде ничего не дают, знаю, что у вас есть бриллианты, если стеснены вы нуждою, продайте мне их». Родственница отдала бриллианты получила деньги. Бриллианты стоили 20000 руб. ассигнациями. По такой цене все полагали, что А.Я. Донец-Захаржевский приобрел их для любимой своей дочери, бывшей тогда еще девушкой. Но вышло иначе. Дочь родственницы, окончив воспитание в пансионе, возвратилась к матери, и по родственной связи явилась к А.Я.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Без даты. Письмо 59. О неторопливости и осмотрительности в подвигах духовных Сознавайтесь проще и смиреннее, но в тишине, в покое, а не в смущении, не в тяжкой торопливости и излишнем рвении. Все должно расти постепенно, потихоньку. Ничему нельзя быть вне законов постепенности, вне законов покоя, в коем Бог почивает. Он сам есть покой, а потому и нам должно идти к Нему в покое. Чтобы не оставаться на одном и том же месте, не сделав вперед ни шагу, идите каждый день понемногу. Замечайте за собою каждый день: что делаете, что делали и что сделали. Каждый день поставляйте себя перед Господом, сколько можете, в правосудии, в чистоте совести, в простоте мыслей. Повторяйте пресвятое имя Его со страхом и любовью, как можно чаще, наедине или при людях, в уме. Сделайте милость, берегитесь наружности. Она обнажает сердце и открывает врагу способ выкрадывать все духовное сокровище. Любите хранить драгоценности взаперти, в тайных или скрытых местах. Жемчужина и бриллиант не валяются, где попало. Их убирают с осторожностью, а хранят с прилежанием. О, сколь дороже, блистательнее, чище жемчужина молитвенная и бриллиант духовный! Как она бела и чиста! Как он светит и блещет! Имя Иисуса Христа, как бриллиант, не угасает в сердце, если засветится любовью, как жемчужина, лежит и украшает тишину духовную в душе, если оная обретет бдительное внимание к молитве. Приобретается то и другое. Потерпи Господа – и услышит, и приидет, и вселится! Нельзя, повторяю Вам, нельзя спешить там, где едва можем ползти. Нам хотя бы чуть-чуть передвигаться по узкому и тесному пути Божию. О сем позаботимся, о сем помолимся, сего поищем. Без даты. «Богопочитание заключается в познании догматов благочестия и в добрых делах. Догматы без добрых дел не благоприятны Богу. Не приемлет Он и дел, если они основаны не на догматах благочестия. Ибо что пользы знать хорошо учение о Боге и постыдно жить? С другой стороны, что пользы – быть воздержанным и нечестиво богохульствовать? Потому познание догматов и бодрствование души есть величайшее приобретение». Святитель Кирилл Иерусалимский

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

А. И. Бриллиантова , его ученика и преемника по академической кафедре, на защиту и разъяснение положений этой статьи (по поводу издания ее на русском языке). «При важности вообще вопроса о «Filioque», как одной из главнейших разностей между православным востоком и католическим и протестантским западом, разъяснения и выводы В. В. Болотова по этому вопросу в начавшихся с 1893 г. переговорах о соединении старокатоликов с православною церковью должны были иметь особое значение». 1095 В этих «Тезисах» В. В. Болотова его точка зрения по вопросу о «Filioque» и его отношение к этому вопросу и нашли свое достаточно ясное выражение. Проф. А. И. Бриллиантов отвергает заявляемое проф. А. Ф. Гусевым обвинение проф. В. В. Болотова в защите последним филиоквистического воззрения; за допущение им возможности для старокатоликов держаться «Filioque», как частного мнения, в виду ссылок их на бл. Августина и следующих Августину в этом вопросе отцов западной церкви; за признание формулы «Πνεμα γιον μνου το Πατρς πορεεται » только теологуменоном, и за понимание восточного учения об исхождении Св. Духа «δι’ ϒο» в смысле указания на вечные отношения Божественных Лиц, далеко, однако, несходном со смыслом западного «Filioque». 1096 Реабилитируя автора «Тезисов» от обвинений его со стороны его критиков, проф. А. И. Бриллиантов делает характеристику и оценку точки зрения своего учителя, выраженной им в этих его «Тезисах». «В действительности, – говорит проф. А. И. Бриллиантов , – несмотря на снисходительное, в известных пределах и при известных условиях, отношение В. В. Болотова к западному «Filioque», поскольку именно оно не претендует быть чем-либо б о льшим, нежели частное богословское мнение, его трактат об этом предмете является, в то же время, при своем объективно-научном историческом характере, одним из самых убедительных опровержений этой отличительной особенности западных вероисповедных систем, поскольку «Filioque» выступает в них с догматическим значением. Основные раскрываемые им в его статье положения при этом таковы, что согласие с ними должно предупреждать нежелательные, хотя бы и возможные, выводы из августиновского «Filioque», делать его, так сказать, безвредным, в качестве частного мнения, в догматическом отношении, и приближать более или менее к восточному воззрению».

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Сделайте милость, берегитесь наружности. Она обнажает сердце и открывает врагу способ выкрадывать всё духовное сокровище. Любите хранить драгоценности взаперти, в тайных или скрытых местах. Жемчужина и бриллиант не валяются где попало. Их убирают с осторожностью, а хранят с прилежанием. О, сколь дороже, блистательнее, чище жемчужина молитвенная и бриллиант духовный! Как она бела и чиста! Как он светит и блещет! Имя Иисуса Христа, как бриллиант, не угасает в сердце, если засветится любовью, как жемчужина, лежит и украшает тишину духовную в душе, если оная обретёт бдительное внимание к молитве. Приобретается то и другое. Потерпи Господа – и услышит, и приидет, и вселится! Нельзя, повторяю Вам, нельзя спешить там, где едва можем ползти. Нам хотя бы чуть-чуть передвигаться по узкому и тесному пути Божию. О сем позаботимся, о сем помолимся, сего поищем» 428 . Об умном делании и молитве Иисусовой («гимн» Иисусовой молитве) «Примечаю, Вы хотели уединением приблизиться к единению и найти Единого Возлюбленного. Нет, этот – внешний – путь так же далёк, как и все прочие: надобно искать уединения внутри себя. Правда, врагу неприятно, что Вы нашли тихий уголок, время для молитвы, удобность для созерцания, потому он, без сомнения, кинул на Вас другие сети, чтобы Вы менее могли приметить, и, верно, не примечаете. Теперь Господу неприятно, что душа Ваша запутана сетями вражьими и не распутывается, не хочет из них вырваться или хочет, но не вполне и, главное, не просит сил от Десницы, разрушившей державу смерти, то есть диавола ( Евр.2:14 ). Всё летит, всё течёт. Чтобы не летела душа, надо остричь крылья или совсем отсечь; чтобы не текла вода, надо положить плотину. Сама природа или Господь во главе всех тварей научает нас и посрамляет гордость нашего сердца и ума. Крылья души – воображение, плодовитое мыслями; умножение мыслей или исчезновение добрых с появлением злых происходит от повреждений или порочной памяти. Теперь, чтобы составить лекарство от душевной слабости, нужно взять такой состав, который действовал бы частью на воображение и частью на память.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Нас с тобой, Алиса, не раз сталкивала жизнь. Можно сказать, что ты перевоспитала меня своим благородным примером. Поэтому я прошу тебя взять на память от меня небольшой подарок. И он протянул Алисе бриллиант, который получил от фокусника. — Ой! — удивилась Алиса. — Мне не нужно! — Не нужно — еще кому-нибудь подаришь. Алиса внимательно посмотрела на пирата и сказала: — Я знаю, в чем дело, Весельчак У. Ты не веришь, что бриллиант настоящий. — С фокусниками это бывает. — Но гордость не позволяет тебе признаться в том, что ты не веришь гостю. — У каждого своя гордость. — Спасибо за подарок, — сказала Алиса. — Можешь его передать этой самой девочке… бывшей рабыне. Ларе. — Так я и сделаю. Алиса пожала пухлую руку пирата и побежала к кораблю. Когда «Черная смерть» поднялась над планетой, Алиса рассказала фокуснику о подарке Весельчака У. — Ах, как нехорошо получилось! — воскликнул фокусник. — Мне и в голову не приходило обманывать пирата. А он, видно, так привык всех обманывать, что и обо мне так же думает. — А разве бриллиант настоящий? — Ах, Алиса, Алиса, — упрекнул ее Пуччини2. И хлопнул в ладоши. — Что вы делаете? — спросила Алиса. — Секунду назад, — ответил фокусник, — перед носом Весельчака У появился алмаз размером с арбуз. И подарить некому… — Тогда я пойду поставлю для всех чай, — сказала Алиса. Золотой медвежонок Отец Алисы Селезневой — директор Космозо. А Космозо, как всем известно, — Космический зоопарк. Сюда привозят животных с разных концов Галактики. Алиса буквально выросла в Космозо. С самого раннего детства она проводила здесь все свободное время. У нее были свои любимцы и друзья, например гигантский динозавр Бронтя, который, правда, взялся не из космоса, а вывелся на Земле из яйца, замороженного триста миллионов лет назад. Иногда Алиса приносит из дома пирожки для склисса. Склисс во всем похож на обыкновенную корову, но, если его испугать, он расправляет большие прозрачные стрекозиные крылья и медленно поднимается в воздух. В специальном вольере, отгороженном от стеклянного птичьего павильона, на ветке дремлет птица Говорун, она умела летать между звезд и запоминала все, как компьютер.

http://azbyka.ru/fiction/vojna-s-liliput...

Всякий, кому случалось делать бескорыстное добро, знает, как легко на душе после него, даже если никто не узнал, что это сделал ты. Но если делать добрый поступок только ради похвалы от людей или ради денег, или потому, что заставляют – это не настоящее добро и пользы оно не принесёт. Чтобы успешно научиться добродетелям, очень полезно советоваться с теми, кто уже прошёл по этому пути. Поэтому христиане стараются найти хорошего и опытного наставника, которого называют духовным отцом. Обычно это священник или старец-монах, посвятивший жизнь Богу. Может быть, тебе покажется, что выполнить всё это очень трудно, но в духовной жизни всё происходит постепенно. Начни с маленьких добрых дел, и со временем Господь даст тебе великие. Как бы не было трудно исполнить заповедь, не забывай, что Господь рядом, проси Его помощи и Он поддержит тебя. Ты, конечно, слышал, что самый красивый и дорогой из драгоценных камней – бриллиант. Но делают бриллиант из алмаза, который, когда его только найдут, совсем не кажется красивым. Чтобы алмаз превратить в бриллиант требуется долгая работа по его очистке и огранке. И когда эта работа закончена – прекрасный камень сверкает, переливаясь гранями. Так же и душа христианина – требуется много трудов, чтобы она засияла святостью. Но чем раньше ты начнешь идти по пути святости, тем легче тебе по нему будет идти и тем больших успехов ты сможешь достичь. Конечно, и человек, который прожил долгую жизнь во грехе, может покаяться и спастись. Но тот, кто был глубоко и долго поражен грехом, остается даже после покаяния душевно измученным, слабым, и уже не может достичь таких высот, каких бы достиг, если бы с самого детства жил благочестиво. Не жди, что будет легко в духовной жизни. Спортсмены очень много трудятся и изнуряют своё тело до боли в мышцах, прежде чем становятся чемпионами. Так и святые много трудились для того, чтобы стать чемпионами духа. Но оно того стоит. Это – самое лучшее, что может с тобой произойти. И в этом смысл жизни человека. Бог создал нас для того, чтобы мы стали святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Впрочем, прежде чем приступить к распутыванию этой ниточки, нужно объяснить, почему я считаю, что тут есть что распутывать. Дело в том, что владение языком психоанализа и мифологии является частью современного западного образовательного гуманитарного стандарта. Использование этого языка в произведениях искусства (фильмах и книгах) считается признаком современности и элитарности. Считается ли Дж. Камерун, создатель «Титаника», режиссером заурядным или же серьезным, претендующим на элитарность? Несомненно второе. Но, раз так, то мы вправе предположить, что он конструировал свой фильм, закладывая в него несколько уровней понимания. Один, чисто авантюрный — для тинейджеров, а второй — для «понимающих». Последние кадры фильма взывают именно к психоаналитической расшифровке. А та, в свою очередь, вплотную подводит нас к миру религии и мифологии. Свою религиозную идею финальные кадры несут прямо к подсознанию обычного зрителя, Но с ними может вполне рационально работать профессиональный разум тех, кто владеет языком религиоведения. Попробуем теперь на этом языке последовательно раскрутить тот идейно-эмоциональный заряд, который несет очень небольшая образная дорожка из концовки фильма. Попробуем осознать то, что было обращено к нашему подсознанию. Тем, кто не видел фильма, поясню: сюжет фильма выстроен вокруг истории любви двух юных пассажиров Титаника. Ночь катастрофы была их единственной ночью любви. Эта ночь кончается тем, что юноша жертвует собой, оставаясь в ледяной воде и оставляя место на спасительном обломке для своей любимой (Роуз). Проходят десятилетия. И постаревшая Роуз на уже другом корабле вновь оказывается в том месте, где затонул «Титаник». Фильм заканчивается последним поступком Роуз, уже понимающей, что ее земной путь завершен: Роуз дарит морю бриллиант. Этот бриллиант она надевала единственный раз в жизни — в ту ночь. Ее предсмертный жест можно прочитать как простое прощание. Понимая, что ее жизнь окончена, рассказав (исповедав) свою жизнь и свою любовь тем исследователям «Титаника», что и привезли ее вновь в эти места, она подводит черту. Круг жизни замкнут. Все исполнилось. И драгоценнейший бриллиант мира бросается в ту же пучину, что уже давно отняла у Роуз самое большое ее сокровище — ее неожиданного возлюбленного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Но царевна все свое твердит: - Не люб мне принц Снег, батюшка, не хочу идти за него замуж! Рассердился, разгневался царь Холод. Дунул направо, дунул налево. Заскрипели льды-ледники, захолодела земля. Все пушные звери со страху попрятались в норы, а старый горный орел вскинул крыльями, да тут же и замер в воздухе. А царь Холод как загремит своим грозным голосом на младшую дочку: - Что ты понимаешь, Льдинка? Лучше мужа тебе самой не сыскать. И не смей упрямиться! Иди в свой терем и приготовься к вечеру как следует встретить жениха. На сегодняшний бал во дворец приглашены мною все три принца. Горько заплакала царевна, но не посмела ослушаться царя-батюшку и, поникнув головою, поплелась в свой терем. Села царевна в уголок, серебряные слезинки из синих глаз роняет, и тут же эти слезинки в прекрасные бриллиантовые капельки на щеках ее превращаются. Собрала бриллиантовые слезинки в пригоршню царевна, смотрит на них и думает: " Вот сокровища, которые я должна собирать теперь, потому что у моего жениха ничего нет и я собственными слезами должна создавать себе богатство " . Глупенькая царевна! Она не знала, что не богатство составляет истинное счастье каждого существа. И вдруг видит царевна, что чудными огнями заиграли у нее на ладони бриллиантовые слезинки. Она испуганно подняла голову и увидела, что в окно ее терема глядит красавец мальчик, такой светлый и радостный, какого она не видела никогда. - Кто ты? - вскричала царевна, вскакивая со своего места и подбегая к окошку. - Я слуга одного молодого короля, который хорош, как день, могуч, как горный орел, и богат, как три царя Холода, вместе взятые. - Богаче, чем мой отец и принц Мороз даже? - вскричала изумленная царевна. - Куда перед ним твой принц Мороз! - насмешливо произнес мальчик. - Принц Мороз просто нищий перед нашим повелителем. - А как зовут твоего короля? - поинтересовалась красавица. - Его зовут король Солнце! - произнес гордо мальчик. Едва только успел он выговорить эти слова, как царевна с криком отодвинулась от окошка и, в ужасе закрыв лицо руками произнесла:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1961...

Ленивица отведала, да тотчас и выплюнула, индо ей стошнило; а старик покряхтел, покряхтел, да принялся сам готовить кушанье и сделал обед на славу, так что Ленивица пальчики облизала, кушая чужую стряпню. После обеда старик опять лёг отдохнуть, да припомнил Ленивице, что у него платье не починено да и бельё не выштопано. Ленивица понадулась, а делать было нечего: принялась платье и бельё разбирать; да и тут беда: платье и бельё Ленивица нашивала, а как его шьют, о том и не спрашивала; взяла было иголку, да с непривычки укололась; так ее и бросила. А старик опять будто бы ничего не заметил, ужинать Ленивицу позвал да ещё спать её уложил. А Ленивице-то и любо; думает себе: «Авось и так пройдет. Вольно было сестрице на себя труд принимать: старик добрый, он мне и так задаром пятачков подарит». На третий день приходит Ленивица и просит Мороза Ивановича её домой отпустить да за работу наградить. – Да какая же была твоя работа? – спросил старичок. – Уж коли на правду дело пошло, так ты мне должна заплатить, потому что не ты для меня работала, а я тебе служил. – Да, как же! – отвечала Ленивица, – я ведь у тебя целые три дня жила. – Знаешь, голубушка, – отвечал старичок, – что я тебе скажу: жить и служить разница, да и работа работе розь. Заметь это: вперёд пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда. С сими словами Мороз Иванович дал Ленивице пребольшой серебряный слиток, а в другую руку пребольшой бриллиант. Ленивица так этому обрадовалась, что схватила то и другое и, даже не поблагодарив старика, домой побежала. Пришла домой и хвастается: – Вот, – говорит, – что я заработала: не сестре чета, не горсточку пятачков да не маленький бриллиантик, а целый слиток серебряный, вишь какой тяжёлый, да и бриллиант-то чуть не с кулак… Уж на это можно к празднику обнову купить… Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол; он был не иное что, как ртуть, которая застыла от сильного холода; в то же время начал таять и бриллиант, а петух вскочил на забор и громко закричал:

http://azbyka.ru/fiction/moroz-ivanovich...

Не напрасно праведники, подобно Иоанну Златоустом у, воздавали Богу хвалу даже за страдания. Пути Божии. Бог часто действует чрез противоположное. Когда Иосиф сделался узником, кто считал это путем к высокой должности? Когда ко гробу Христа был привален камень и приставлена стража, кто ожидал Его освобождения? Так и в нашей жизни болезнь часто содействует здравию, несчастие – благополучию, унижение ставит нас на высоту и на худшие дни мы впоследствии смотрим, как на лучшие. На крыльях бури к нам приходит тихое благословение, а в тишине таится смертоносная зараза для души. Господь все направляет к благой цели. Осуждать Его действия безумно и неблагодарно. Велик ли наш опыт? Что мы можем знать о Его целях, пока дело не кончено, итог не подведен? Мы не пророки и не ученики пророческие. Наше дело – смиренно без поспешных разсуждений отдаться водительству Божию. Польза испытаний. Деревья жаловались садовнику, что бурный ветер немилосердно тревожит их. Садовник ответил им: – Будьте благодарны ветру. Иначе ваши корни не проникли бы глубоко в землю и во время засухи вы остались бы без влаги. Ветер не губит вас, но оздоровляет, укрепляет и делает плодовитыми. Что ветер для дерева, то искушения для христиан; без них христианин не до- стигнет крепости душевной. Как наковальня не боится молота, так христианин не должен бояться бед и скорбей. Один бывалый в боях вояка своим гербом избрал разодранное знамя с надписью: „чем худее, тем милее». Шлифовка бриллианта. Когда крупный бриллиант, под названием Кохинур (световая гора), сделался собственностью английской королевы, то он не вполне оправдывал свое название: он отшлифован был по индийскому способу и представлял гладкую поверхность с боков и сверху. Многие бриллианты меньшего размера превосходили Кохинур по блеску и ценности. Королева отослала бриллиант в Голландию, где его еще раз отшлифовали в лучшем стиле, и с тех пор Кохинур стал чудом красоты. Опытный шлифовщик камней нередко употребляет два года постоянного труда на один камень. Такой деликатный и упорный труд необходим, чтобы и размер камня соблюсти, и красоту его увеличить. При этом самая бриллиантовая пыль от шлифовки тщательно сберегается, чтобы при ее помощи придать камню последнюю полировку.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010