Распятие не вычеркнуть из нашей жизни У каждого православного христианина на теле есть крест. Мы надеваем его в момент Крещения и не снимаем до самой смерти. У кого-то крест скромный, а у кого-то — с бриллиантами. Кто-то носит его по привычке, а кто-то, как христиане на Ближнем Востоке, готов принять за него смерть. Даже у протестантов, не почитающих изображения, Крест окружен почтением. Тысячи фресок, икон, картин, скульптурных композиций посвящены Распятию. Кто-то изображал распятие с великим благоговением, а другим оно служило только поводом для самовыражения и зарабатывания денег. Хорошо ли его изображали или плохо, но пойдите в любой музей: везде вы найдете изображение Распятия. Крест не вычеркнуть из нашей жизни. До появления христианства крест был страшным орудием мучительной казни; никто не носил его на груди, не почитал как что-то дорогое, не делал предметом художественной рефлексии. Сегодня — день, из-за которого Распятие стало знаменем победы. И, конечно, важно не Распятие как таковое, а Тот, Кто был распят. События Страстей Господних Господь Иисус дважды — ночью и утром — судим Синедрионом, затем он предстает перед Пилатом, Иродом Антипой, снова Иродом. Он истерзан римскими воинами и предан на Распятие. Фильм «Страсти Христовы» Мела Гибсона очень наглядно передает весь ужас этих событий, но и те, кто хоть однажды читал воспоминание Страстей Христовых свт. Димитрия Ростовского, наглядно представляет себе трагедию Крестных страданий Спасителя. Страсти Господни: взгляд изнутри Евангелия не дают нам описания страданий глазами Самого Господа. Но за десять веков до этого царь и пророк Давид как будто увидел все это своими глазами (Пс. 21): «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего… На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде. Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, издеваются надо мною, говорят устами, кивая головою: " он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему " ... Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий…»

http://predanie.ru/velikijpost/strastnay...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Митрополит Сурожский Антоний (Блум): Мысли об иконе и творчестве 6 мин., 01.01.2008 " О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам... " (I Иоан. 1:1-2) В фильме " Бриллиантовая рука " герой Миронова просыпается в холодном поту после кошмарного сна. Мы видим его глупо-испуганное лицо, нелепую сеточку на голове... Эпизод, безусловно, комический. Потом камера выхватывает висящую в красном углу икону с лампадкой. По замыслу создателей фильма это, видимо, должно было усилить сатирический и комический эффект. Еще бы: раз Бога нет, то и икона служит характеристикой неразвитого человека. Этакий талисман суеверности: ведь вера и суеверие тогда воспринимались как " близнецы-братья " (хотя против этого бунтует даже само словообразование: суеверие, т.е. суетная вера). Тем не менее, в массовом сознании икона была именно таким атрибутом отсталости и серости, свойственным бабушкам из прошлого. А потому в глазах авторов и зрителей этой замечательной комедии, икона в доме незадачливого контрабандиста - это комично. Подобное отношение к иконам и иконописи осталось в прошлом. Теперь икона воспринимается, прежде всего, как памятник национальной культуры. Об иконах говорят, пишут книги, устраивают выставки... Однако в каком-то смысле этот подход мало чем отличается от прежнего. Ведь если задуматься: зачем создаются иконы? В отличие от картин, иконы не пишутся для музея или выставки. Для христианина икона - это способ молитвенного общения с Богом. Икона наполнена жизнью, она не мертвый памятник делам давно минувших дней, не " преданье старины глубокой " . Поэтому нашими собеседниками будут именно те специалисты - ученые, искусствоведы, иконописцы - для которых икона (греч. eikona - образ) и есть прежде всего образ. Живой образ Бога и Царствия Небесного.

http://foma.ru/mitropolit-surozhskij-ant...

Татиана 24 июня 2012, 15:45 AnnE ответ: А зачем вообще дорогие часы,яхты,дорогущие машины.дома.бриллианты? Откажитесь все! Вы же все-Церковь! Или слабо? Или вы не в Церкви? Тогда чего это вас так волнует?Почему вас всех не волную предметы роскоши т.н. " звёзд " ? Они что- так социально значимы? Патриарх их волнует.И,главное, в церковь захаживают не знамо зачем.Денег не жертвуют.Тех, кто жертвуют так не волнуют часы Патриарха.А вас волнуют. " Справедливые " вы наши. На чьём поле играете, " господа " ? Задумайтесь.И не задавайте глупых вопросов. Екатерина 23 июня 2012, 23:40 Удивительно, как эти антиклерикалы, пересмотрев тысячи снимков, умудрились найти один, тот самый, а посетить Московский Кремль - не догадались? А ведь там, в Патриарших Палатах, выставлены, ни много, ни мало, часы другого Патриарха - Никона! Причём, на том же стенде, рядышком - часы царя Алексея Михайловича. Патриаршие царским ничуть не уступают. Часики, штучки-то, заморские, сколько они по тем временам-то стоили? Можно было бы историю с часами развернуть в историческом аспекте. Впрочем, о чём это я? Они ж по музеям ходят только для того, чтобы там похабщину устраивать, а великое прошлое России для них, как кость в горле. Александр 23 июня 2012, 10:59 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы " .(Мф. 6:24-34) ps Очевидно же,заботятся об одном,прикладывается в другом. Виктор 21 июня 2012, 00:13 Ксения: Anne: " А зачем ты на этом сайте? тебе нужно на другой сайт к либерастам поближе ты ведь из их числа. Надень маску пусек и ходи так загаживай улицы и пруды, рассуждая о том зачем часы Патриарху, и сохраняя девственный мозг по поводу того зачем Собчсучке и прочим миллионы. "

http://pravoslavie.ru/54282.html

Тогда явившиеся прикосновением руки привел его в чувство и поднял на ноги. Ободрив пророка, он обратился к нему с речью, в которой сообщил, что ему можно было бы явиться и ранее трех недель, в которые пророк постился и молился, так как с первого же дня он своими подвигами снискал благоволение Божие к народу еврейскому. Но ходатайству об освобождении иудеев из плена воспротивился князь (ангел, хранитель) царства Персидского, предстательствовавший пред Богом за персов, против иудеев и препятствовавший исполнению молитвы пророка. С последним ему, как хранителю еврейского народа, пришлось вести борьбу в течении двадцати одного дня. Первым из других князей пришел не нему на помощь Михаил, который остался для сопротивления с Персидским князем и дал ему возможность явиться пророку, чтобы открыть историю жизни еврейского народа в будущем (7–14 ст.) 171 . Слушая эти слова, Даниил снова охвачен был чувством трепета, склонился на землю и не мог говорить. Тогда явившийся снова укрепил его прикосновением своей руки и после того, как пророк почувствовал в себе силу и сделался способным к восприятию откровения, сказал: «знаешь ли зачем я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то придет князь Греции. Впрочем, я возвещу тебе, что начертано в истинном писании, и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя нашего» (15–21 ст.) Продолжая свою речь, небесный вестник далее, возвестил пророку о царствах Персидском, Греко-Македонском, Сирийском и Египетском. С народами этих царств евреи войдут в близкое соприкосновение и от взаимоотношений их к тому или другому народу будет зависеть и самый ход исторической жизни. История царств Персидского и Греческого изображается в кратком виде (XI, 1–4). Но зато подробно предуказывается в откровении судьба царств Сирийского и Египетского. Эти царства будут постоянно враждовать между собою и воевать друг с другом. Успех победы будет ими достигаться попеременно, переходя то на одну сторону, то на другую.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Ты похваляешься телесной красотой? Пойди на кладбище и взгляни, куда выбрасывают из города красоту телесную. Или хвалишься глазами и ртом? Но сколько раз равнодушно стирал ты грязь с обуви, даже не думая о том, что это очи и уста тех, которые [некогда] прошли по тому же пути, каким ходишь ты сейчас. Или превозносишься богатством? Но помысли, чьим оно только ни было и чьим ещё будет! Или драгоценными камнями: алмазами и бриллиантами, рубинами и топазами, изумрудом и жемчугом? Но когда уложат тебя мёртвым на доски, абсолютно всё равно будет тебе, повесят ли тебе на шею нитку с бисером или с желудями; набьют ли тебе карманы самоцветами или пеплом; и покроют ли твой труп бархатом или рогожей. Всё, что позаимствовал ты у земли, всё это – хотел ли ты того или нет – земле и возвращается. К чему тогда хвалишься займом! Или надмевает тебя слава, власть и могущество? В самом деле, по твоему слову ныне оборачиваются влево или вправо целые армии, прорываются туннели, строятся города. Под твоим окном проходят тысячи любопытствующих людей, чтобы лишь взглянуть на тебя собственными глазами, а потом рассказывать своим знакомым, что они видели великого человека. Но завтра по твоему хладному телу будут ползать сороконожки и ящерицы, и ты не сможешь даже двинуть рукой, чтобы их отогнать. Или кичишься собственными достижениями, своей культурой? Берегись, чтобы не отнялся у тебя разум, как у царя Навуходоносора. Ведь это повествование подобает тебе слушать, и знать, и рассказывать своим детям и вообще всем, кому желаешь добра. Оно гласит: царь Навуходоносор воздвиг великолепный город Вавилон и многие в нём воздушные замки, высотой до облаков, – и так обустроил свою столицу, что не было ей равной на свете. Как-то раз прохаживался царь Навуходоносор по своим великолепным палатам и бросил взор на Вавилон, лежащий у его ног, и в своей гордости воскликнул: Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия ( Дан. 4:27 )! При этом не вспомнил царь о Боге Творце, не возблагодарил Его как властелин за помощь и не смирил себя пред Всевышним, в чём долг всех владык и правителей, – но напротив, выставил себя Богом богов и Царём царей. И, о братья мои, что с ним приключилось? Не смеет унизить Бога прах под ногами Его! Ещё те горделивые царские слова пенились у него на устах, как был с неба голос: «тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времён пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!» ( Дан. 4:28–29 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

– Философ Алексей Лосев писал о высшем синтезе науки, философии, религии, искусства… – Но общей науки нет. А ведь все взаимосвязано между собой. Физика пытается как-то описать эти взаимосвязи, в том числе через атомы, но все равно мир как единое целое остается тайной. Недавно опубликовали письмо Эйнштейна дочери, в котором он говорит о том, что понял: скорость света – это любовь. Что любовь – это вообще сущность всего бытия, всего мира. Сейчас это слово оплевали, превратили в страсть, обладание чем-то, что нравится. А в основе всего лежит жертвенная любовь. Это же вечные истины: когда в семье лад, не нужен клад. Вся семья вместе – душа на месте. С милой рай и в шалаше. Это что значит? Главное – отношения внутренние, а внешние обстоятельства – в подчиненном положении. До революции нравственность в России была высокой. Но нашлись те, кто устроил революцию, предал царя. Но это уже пути Промысла Божия, ничего не сделаешь. «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2 Тим. 3:1–5). Слова апостола Павла исполняются. Если раньше были Содом и Гоморра – два города, то теперь существуют целые страны содомские. На войне как на войне. Будет конец света, никаких сомнений нет. Но во все времена драгоценные вещи остаются драгоценными. Бриллианты и золото на дорожках не валяются, поэтому ценятся всегда. Так же как и нравственность, никуда от этого не денешься – и благородство, и сострадание… Вот и дети написали о том, что их больше всего потрясло в храме: Христос на Кресте. А Распятие – это ведь свидетельство жертвенной любви. Рейтинг: 9.9 Голосов: 133 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии АлександрГ. 7 марта 2018, 14:11 Батюшка Валериан, просто даром одарил. Прочитал и на душе потеплело. Как будто бы двери в инобытие приоткрыл. Спасибо, отец Валериан. Помолитесь о нас грешных. Храни Господь вас.

http://pravoslavie.ru/111285.html

Чтобы увидеть Господа, Сего Божественного Соломона, и день его, необходимо изойти из мира сего и из ветхого Иерусалима, который не узнал «времени посещения своего» ( Лк. 19:42, 44 ). Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего ( Евр. 13:13,14 )... «Дщери Сиони и Иерусалимсти изыдите и видите (ибо не можем мы иначе видеть его, разве оставив житейские попечения), царя, любовию увенчана, зрите» (блж. Феодорит). А у св. Григория Нисского отроковицы призываются: «Долго ли останетесь заключенными в вертепе этой жизни? Изыдите из прикровений естества, видити дивное зрелище, став дщерями Сиона, зрите венец, весьма приличный главе Царя, который возложила на Него матерь, по слову пророка, говорящего: “положил еси на главе Его венец от камене честна” ( Пс. 20:4 ). В сей единственный день царь Соломон, т.е. Господь наш Иисус в венце, имже венча его мати его. Тогда воины правителя... надели на Него багряницу; сплетши венец из терна, возложили Ему на голову... говоря: радуйся, Царь Иудейский ( Мф. 27:27–29 ). Страшный, священный, Божественный венец. Вместо бриллиантов и «каменей честных», капли крови обагрили терновые шипы венца. «Он, посредством сих терний, восприял венец любви, вольное претерпев поношение и смертоносныя принесши мучения» (блж. Феодорит). Кто же Мати его, которая венча его в сей день? Блж. Феодорит: «Матерью называет Иудею, относительно его человечества, которая, не разумев его, сей возложила на Него венец, тернием его, для большего уничижения, обложив». Пришел к своим, и свои Его не приняли ( Ин. 1:11 ), но возложили сей венец. И вот, сей день, увенчавший Христа терновый венцом – день обручения (или даже бракосочетания) его. В сей день, когда от пречистого ребра Его истекли кровь и вода, Он обрел себе Деву чистую, невесту желанную, Церковь святую. В воде крещения и евхаристической Крови явилась Ему вторая Ева – матерь всех живущих, святая Церковь . Крестной, божественной любовью Он обручился с нею. «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5:32 ). Тайна сия в том, что «будут двое одна плоть». Об этом так пишет блж. Феодорит: «И сей день, днем обручения и веселия сердца его нарицает: понеже в сей день брачное свершилось соединение, как описывает Евангелист Матфей: «По вечери же, говорит, взем хлеб и, благодарив, преломи, и даде учеником своим, глаголя: примите, ядите от него вси: сие бо есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» ( Мф. 26:26, 28 ). «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ). И так, ядущии тело Жениха и пиющии кровь Его, в брачное с Ним соединение входят. Поэтому, слуги Жениховы, дщерей Сионских и Иерусалимских увещавая, вопиют: изыдите и видите венец любви Его, коим украсила Его, и, сама не зная о том, Иудея, родившая Его и увенчавшая в день (таинственного) обручения Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления. Св. апостол Петр, в речи своей к народу в день Пятидесятницы, убедительно заявил, что Давид никак не мог сказать сего о себе самом; ибо всем известно, что он умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. О ком же, спрашивается, это говорит Давид, что душа праведного не осталась в аде, а тело его не испытало тления? «Давид был пророк, продолжает св. Апостол, он провидел Духом Святым воскресение Христа Спасителя, а потому и говорит, что не оставлена душа Его в аде и плоть Его не видела тления; Господь Иисус Христос воскрес и вознесся с нею на небо» ( Дeяh. II, 28, 31 ). Также изъясняет это псаломское пророчество и апостол Павел ( Дeяh. XIII, 35–37 ). На основании сего пророчества, св. апостол Петр, а за ним и отцы Церкви содержание предыдущих и последующих стихов псалма в духовном смысле относят к Господу Иисусу и Его воскресению. 11 ст. Словами сего стиха, по толкованию апостола Петра, изображаются спасительные последствия славного воскресения Спасителя, которые состояли в том, что Спаситель открыл верующему человечеству путь к вечной жизни и вечному блаженству. Таким образом слова псалма о нетлении праведника чрез Иисуса Христа относительно исполнились и на Давиде, которого Победитель смерти вместе с другими ветхозаветными праведниками вывел из ада и приобщил к полноте Своего блаженства. Псалом XXI-й В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду, т.е. псалом принадлежит Давиду, предназначен для исполнения рано утром или при появлении зари. Выражение «о заступлении утреннем» указывает на молитву, содержащуюся в псалме о скорой, ранней помощи. По мнению отцов Церкви, под заступлением утренним разумеется духовный рассвет – воскресение Спасителя. Предлагаемый псалом, говорить св. Афанасий, поется о заступлении утреннем, т.е. о том, что Единородное Слово Божие, – по написанному, Восток свыше ( Лyk. I, 78 ), воссияв, освободило нас от нощи и темноты диавольской; или заступлением утренним именует и время воскресения Спасителя, ибо Христос возстал зело рано ( Лyk. XXIV, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

А.И. Бриллиантов Фрагмент паспортной книжки А.И. Бриллиантова (ЦГИА СПб. Ф. 1822. Оп. 1. Д. 122. Л. 1) Фрагмент паспортной книжки А.И. Бриллиантова (ЦГИА СПб. Ф. 1822. Оп. 1. Д. 122. Л. 1об.–2) 1 См.: Алексеева М.А. Семья Бриллиантовых//Ферапонтовский сборник. М., 1991. Вып. 3. С. 233–242; Шилов Л.А. Бриллиантов Александр Иванович //Сотрудники РНБ – деятели науки и культуры: Биографический словарь. СПб., 1999. Т. 2. С. 130–134; In memoriam: Исторический сборник памяти Ф.Ф. Перченка. М.; СПб., 1995. С. 150–151; Грушевой А.Г. А.И. Бриллиантов (1867–1933): История Церкви и византинистика в трудах ученого//История Древней Церкви в науч. традициях ХХ в. СПб., 2000. С. 63–67; Бурега В. В. Бриллиантов//Православная энциклопедия. М., 2003. Т. 6. С. 249–250. Грушевой А.Г. История Церкви и византиноведение в трудах ученого//Мир русской византинистики. СПб., 2004. С. 286–310; Абышко О.Л. Очерк жизни и трудов А.И. Бриллиантова /Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г.; О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника . СПб., 2006. С. 5–35–30; Братухин А.Ю. Александр Иванович Бриллиантов и его «Лекции по истории древней Церкви»/Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 2007. С. 5–27. 2 Издав 3 тома сочинений А.И. Бриллиантова , О.Л. Абышко по каким-то причинам прекратил дальнейшее опубликование и переиздание трудов ученого, ограничившись вторым изданием в 2013 году Лекций по истории древней Церкви. 3 Конечно, большая их часть представляет собой опубликованные в виде цикла статей монографии, но, тем не менее, среди этих материалов есть малоизвестные статьи, рецензии и очерки, не вошедшие в переиздания, сделанные О.Л. Абышко. 5 Без отрыва от учебы А.И. Бриллиантов прошел воинскую повинность, о чем говорит запись в его паспортной книжке, выданной в 1907 году: «Ратник ополчения первого разряда. Имеет свидетельство о явке к исполнению воинской повинности, выданное Кирилловским уездным присутствием 4 ноября 1888 г. за 305» (ЦГИА СПб. Ф. 1822. Оп. 1. Д. 122. Л. 2 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Тем, кто не видел фильма, поясню: сюжет фильма выстроен вокруг истории любви двух юных пассажиров «Титаника». Ночь катастрофы была их единственной ночью любви. Эта ночь кончается тем, что юноша жертвует собой, оставаясь в ледяной воде и оставляя место на спасительном обломке для своей любимой (Роуз). Проходят десятилетия. И постаревшая Роуз на уже другом корабле вновь оказывается в том месте, где затонул " Титаник " . Фильм завершается последним поступком Роуз, уже понимающей, что ее земной путь завершен - она дарит морю бриллиант. Этот бриллиант она надевала единственный раз в жизни - в ту ночь. Ее предсмертный жест можно прочитать как простое прощание. Понимая, что ее жизнь окончена, рассказав (исповедав) свою жизнь и свою любовь тем исследователям " Титаника " , что и привезли ее вновь в эти места, она подводит черту. Круг жизни замкнут. Все исполнилось. И драгоценнейший бриллиант мира бросается в ту же пучину, что уже давно отняла у Роуз самое большое ее сокровище - ее возлюбленного. Но есть некоторые детали, которые понуждают видеть в этом жесте и в концовке фильма нечто более сложное и символическое. Прежде всего, речь идет не просто об украшении или памятной вещице, но о бриллианте. Все то, что было сказано выше о смысле последнего поступка Роуз, осталось бы в силе, если бы речь шла не о бриллианте, а о любом другом предмете, напоминающем ей о любви. Но бриллиант, тем более помещенный в таком месте сюжета (в финале), где все должно быть предельно сжато, емко и символично, требует более внимательного взгляда. Бриллиант - символ богатства, света и твердости. И в мифологическом языке, и на языке психоанализа (использование этих языков считается сегодня хорошим тоном в работе современных западных интеллектуалов, к числу которых относится режиссер " Титаника " Кеймерон) этот символ прочитывается одинаково. Это - разные грани, проявляющие и символизирующие мужское начало. И этот бриллиант опускается в морскую глубину, в лоно вод. Он изначально предназначен именно к этому - ведь в фильме он носит имя " Сердце моря " . " Сердце моря " погружается в сердце моря, в глубину, - туда, где покоится " Титаник " .

http://foma.ru/o-titanike-i-proroke-ione...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010