В заключение Владыка прочел выдержку из ноябрской книги Истор. Вестника, где передается, что по свидетельству Византийских историков в VI веке греки вели войну с аварами и взяли 3 пленных иноземца, которых допрашивал сам Император. И вот они сказали Императору, что они славяне прибалтийские, оружием владеть не умеют, но умеют играть на гуслях. Император с миром отпустил их домой. Потом Преосвященный прочел о древнейших храмах Гродненской епархии. Из них самым древнейшим должно считать Борисо-Глебский в Гродно на Коложе, обычно относимый к XII веку. Последующим должно считать храм Сынковичский в Слонимском уезде. Супрасльский монастырский храм построен в 15031512 годах, Гродненский собор в 1551, Гродненский мужск. монастырь – 1621 г., Гродненский женский монастырь 1720 г., сравнительно с которым еще насчитывается более древних около 30. Таким образом, наша епархия богата древними храмами, в которых несомненно находятся многие предметы священной старины глубокой. Далее говорил о кафедр. протоиерей H. Диковский. Он демонстрировал собранию нижеследующие предметы, принесенные им в дар Гродненскому церковному древлехранилищу: 1). Бронзовый XIIXIII в. крест-тельник со многими священными изображениями и греческими надписями, найденные в древнем могильнике близ м. Браслава, Ковен. губ. Новоалександровского уезда. 2). Воздух атласный, с вышитою серебром иконою Богоматери и молитвой «достойно есть», вышитой серебром – вязью. (Эта достопримечательность найдена при раскопках склепов и фундаментов древней (XVIXVII в.) Милейчицкой церкви Брестского уезда 3). Шелковый антиминс 1715 г., «рукодействованный» епископом Луцким и Острожским, экзархом Киевской и Галицкой митрополии, архимандритом Овручским Иосифом Выговским. Подпись: «Иосиф епископ на всяком месте владычествия его». В нимбах у «Предстоящих» греческие надписания: Ευσχημων Ιоσηφ Μ оυ, Μαια Ιαχоβоυ и пр. 4). Ксилографический портрет М.И. Поцея из книги, изданной в Супрасле М.Л. Кишкой в 1714 г. – Kazania у Homilie Meza Boiego Hypaciusza Pocieja.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Грамотой от 13 июля 1546 года Сигизмунд II Август велел не чинить " кривд и втисков " братии, ибо " это монастырь... наш господарский " . Тем не менее, к 1550-1560-м годам в обители не осталось насельников. Новый ктитор Семён Волович убеждал короля: это произошло из-за того, что " монахи при избрании себе настоятеля пришли в раздор и разошлись в разные стороны " . Чтобы в опустевшем монастыре не прекратились богослужения, Волович пригласил сюда белого священника для совершения литургии. Под властью светских лиц Борисоглебская обитель находилась до 1591 года, когда гродненский подскарбий Богдан Годкинский принял монашество с именем Климент и возобновил здесь архимандритию. Монастырь тогда находился в жутком запустении, его стены, согласно документальным свидетельствам, " обвалились и ошарпаны так, что не только самому архимандриту, но и учителям, причетникам и слугам церковным при церкви Божией жить негде " . После принятия большинством западно-русских епископов Брестской унии, в 1596 году монастырь стал объёктом споров между православными и униатами. Митрополит Пётр (Могила) выступал с инициативой учреждения в Гродненском монастыре " резиденции или самого православного Киевского митрополита или его коадъютора для управления неуниатскими церквами и духовенством " . Универсалом короля Владислава IV Вазы от 14 марта 1633 года Гродненский монастырь получил статус резиденции Западнорусской митрополии, однако передача монастыря Киевскому митрополиту не состоялась в результате обмена... на киевский Выдубицкий монастырь. Дипломом короля Владислава на сейме Речи Посполитой 1635 года Гродненский монастырь был окончательно подчинён униатской иерархии (униаты уступили православным Выдубицкий монастырь). На протяжении второй половины XVII и в XVIII веке Борисоглебский монастырь продолжал бедствовать. Досталось обители во время русско-польской войны 1654-1667 годов. Коложская церковь с обвалившимися сводами представляла собой печальное зрелище. В 1795 году, после третьего раздела Речи Посполитой, Гродно вошёл в состав Российской империи.

http://sobory.ru/article/?object=03898

VI Покидая Минскую епархию, преосвященный Иов оставлял монастыри в следующем состоянии 3249 : Монастыри Архимандритов Иеромонахов Иеродьяконов Монахов Вдовых священников Послушников Минская губерния 1) Пинский Богоявленский . . . . 2) Слуцкий Святотроицкий . . . . 3) Старчичский Петропавловский . . . 4) Морочский Успенский . . . . 5) Грозовский Иоаннобогословский . 6) Дятловичский Преображенский . . 7) Друйский Благовещенский . . . . Литовско-Виленская губерния 8) Виленский Святодуховский . . . 9) Сурдегский Святодуховский . . . Литовско-Гродненская губерния 10) Брестский Симеоновский . . . Всех: . . . . В этой ведомости не упомянуты три монастыря, «причисленные» к Минской епархин по синодальному указу 28 октября 1807 года 3250 , а именно: Бельский, Дрогичинский Троицкий и Заблудовский, находившиеся в Белостокской области 3251 . Все монастыри были крайне бедны монашествующими и, по ведомости 1815 года, последних числится, например, во всей епархии только 28 человек 3252 . Не находя средств к улучшению положения монастырей относительно их личного состава, преосвященный Анатолий пошёл по следам преосвященного Иова, обратившись к закрытию монастырей. По представлению преосвященного, указом св. синода 8 марта 1818 года закрыт был Старчичский монастырь и на его месте образована приходская церковь 3253 . В 1823 году преосвященный Анатолий сделал представление св. синоду о целых шести монастырях своей епархии: Брестском, Бельском, Друйском, Дрогическом Троицком, Заблудовском и Морочском, проектируя последние три обратить в приходские церкви, а при первых трёх образовать особые приходы – для находящегося в тех местах православного населения 3254 . Эти монастыри закрыть преосвященный Анатолий считал неудобным – в виду того, что в окружности их находились «римскокатолические монастыри в цветущем состоянии». Св. синод, не найдя удобным образовывать при монастырях приходы, постановил все шесть монастырей упразднить, учредив на место пяти из них приходские церкви, а шестой – Дрогичинский – сделав приписной церковью, «за недостатком прихожан» 3255 . Доклад об этом св. синода 3256 представлен был на высочайшее утверждение и государь 1 августа 1824 года начертал на нём: «Быть по сему» 3257 . Но тут открылось одно непредвиденное обстоятельство. В проезд государя через Брест в 1823 году Брестский игумен испросил высочайшее повеление об отпуске из казны денег на капитальный ремонт монастыря 3258 . Уже была составлена и смета на 12,000 рублей 3259 . Теперь встречались, таким образом, два противоположные высочайшие повеления и, когда об этом было доложено государю, государь оставил в силе первое своё распоряжение. Брестский монастырь остался продолжать своё существование.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Управление территориями, оккупированными немецкими войсками, осуществлялось Рейхсминистерством Восточных земель во главе с Альфредом Розенбергом. Захваченные земли были разделены оккупационной администрацией на рейхскомиссариаты, состоявшие из округов, областей, районов, уездов и волостей. Прифронтовая территория находилась под управлением военного командования. В результате нового административного деления Северная Буковина, Молдавия, Бессарабия и Одесская область были переданы Румынии, причем земли восточнее Днестра вместе с Одессой составили так называемую Транснистрию (Заднестровье). На оккупированной фашистами части Карелии власть осуществляло Военное управление Восточной Карелии. Галицию присоединили к Польскому генерал-губернаторству. Остальная территория составила рейхскомиссариат Украины с центром в городе Ровно. Центральная часть Белоруссии образовала генеральный комиссариат Белоруссии. Северо-запад Брестской и Гродненская области отошли к Восточной Пруссии, где действовали общегерманские законы; большая часть Брестской, а также Пинская и Полесская области отнесены были к рейхскомиссариату Украины; северо-западные районы Виленской области – к генеральному округу Литвы. Таким образом, сама Белоруссия собственно состояла из Барановичской, части Виленской, Минской, Пинской, частей Брестской и Полесской областей. Генеральный округ Белоруссия входил в состав рейхскомиссариата Остланд (Восток). Переход через границы административных зон был жестко ограничен, а для большинства жителей оккупированных территорий строго запрещен и смертельно опасен. Как писал историк Белорусской Церкви епископ Афанасий (Мартос), «немецкие войска застали церковно-религиозную жизнь в Восточной Белоруссии в разрушенном состоянии. Епископов и священников не было, церкви были закрыты, переделаны в склады, театры, а многие разрушены. Монастырей не существовало, монахи разбрелись где кто мог, многие умерли в ссылках, в тюрьмах. Но верующие были в огромном числе. В Минске, столице Белоруссии, из девяти церквей уцелела только одна на военном кладбище за городом. Остальные переделаны и приспособлены для разных хозяйственных нужд. Три церкви: кафедральный собор, архиерейская церковь и собор возле железнодорожной станции были снесены. Сохранились католические храмы, но в кафедральном был архив, а в другом большом – кино. Богослужений в городе не совершалось уже много лет» 391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Дрогичин. Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Сретения Господня Год постройки:1863. Адрес: Брестская обл., Дрогичинский р-н, г. Дрогичин, ул. Ленина, 112 Координаты: 52.186762, 25.152043 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью История Свято-Сретенского храма, который находится в г.Дрогичине, связана с переломными процессами западно-русской церкви: ликвидацией унии и воссоединением греко-католической и православной церквей. В тот период – к концу 18 в. – местечко Дрогичин входило в состав Кобринского уезда Гродненской губернии, и в основном большинстве здесь проживали католики и униаты. Во время присоединения к России – в 1795 г. – в Гродненской губернии оказалось всего 4 православных храма: в городах Бресте, Бельске, в местечке Дрогичин и в Заблудове, которые объединяли 3000 православных прихожан. Возрождение православной веры в наших краях связано с царствованием Николая и пастырским служением епископа Иосифа Семашко. В 1837 г. вышло распоряжение Литовской духовной консистории «О постройке в местечке Дрогичин новой приходской церкви», так как был упразднен униатский монастырь девиц и в распоряжение православной Свято-Сретенской церкви передано каменное одноэтажное здание монастыря. Из-за ветхости этого помещения, тонкости его стен, оно было не пригодно к перестройке в православную церковь. Почти 20 лет решался вопрос о возведении нового храма. Только в 1858 г. Кобринский уездный представитель дворянства подал прошение в Гродненскую губерн-скую строительную компанию и получил разрешение «…позволить священнику Павловичу заняться заготовкой дерева на постройку церкви на сумму 775 рублей, находящихся в ее наличии». К этому прошению было приложено два плана: один – о настоящем состоянии церкви, другой – на ее перестройку. Гродненской губернской строительной комиссии было рекомендовано произвести смету и чертежи новой церкви. 24 февраля 1858 г. они были утверждены. На чертеже церкви есть надпись начальника стола губернского управления: «Чертеж сей был принят в сооружение при проверке сметы, найден удовлетворительным и цели своей соответствует, в чем искусственный стол и удостоверяет с надлежащей за то ответственностью».

http://sobory.ru/article/?object=28242

По состоянию на 2011 года в Гродненской епархии насчитывается 97 приходов, действовует 116 храмов. Пастырское служение несут 119 священнослужителей. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Гродненский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы [ править править код ] Гродненский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы В 1614 Пречистенская соборная церковь упоминается в связи с завещанием ей хорунжим Кунцевичем «большого плаца» в В XVII веке собор превращён в униатский храм. В 1633 году при нём поселились четыре монахини во главе с Василисой Сапегой из Вильно — и в 1642 году униатский митрополит Антоний Селява передал базилианкам территорию к западу от Пречистенской церкви. Пожары 1647 и 1654 годов уничтожили древний Пречистенский собор. Чуть позже базилианки построили деревянный храм Рождества Богородицы и жилые помещения, которые несколько раз погибали от пожаров и заново восстанавливались (1720, 1728). В 1843 году монастырь базилианок был преобразован в православный Рождество-Богородичный женский монастырь 2 класса. Из Оршанского монастыря сюда переехали игуменья Афанасия, шесть монахинь и четыре послушницы. Адрес: г. Гродно, ул. Новозамковая, 3 Храмы [ править править код ] Свято-Покровский кафедральный собор (Гродно) [ править править код ] Свято-Покровский кафедральный собор (Гродно) Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор был построен в правлении епископа Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова) (1905-1915) в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов. Освящение храма совершилось 30 сентября (сг.с.) 1907года. В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы. В конце XIX - начале ХХ активизировалось строительство крепостных, гарнизонных и полковых церквей. Подготовка к церковному строительству шла и в частях Гродненского гарнизона, однако его начало было прервано русско-японской войной. Горем и болью отозвалась трагедия Порт-Артура, Цусимы, других проигранных сражений в сердцах многих гродненцев, потерявших в этой далекой войне отцов, мужей и сыновей. Замедлившееся в начале войны строительство гарнизонной церкви впоследствии под влиянием скорби, значительно активизировалось. Имена павших Гродненского гарнизона (далеко не всех) были выбиты на мемориальных досках висящих и сейчас внутри на стенах храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Гродно

Желая с большею точностью вникнуть в настоящее положение церквей и духовенства Литовской епархии, я положил осмотреть оные церкви чрез благонадёжных духовных чиновников. Осмотр церквей Новогрудского благочиния принял на себя преосвященный Михаил, епископ Брестский. Засим предлагаю консистории поручить осмотр церквей: Ошмянского и Лидского благочиний Новогрудскому благочинному соборному протоиерею Иоанну Гомолицкому; Гродненского благочиния протоиерею Гродненского собора Василию Попову; Белостокского и Бельского благочиний архимандриту Гродненского монастыря Игнатию; Каменецкого и Высоколитовского благочиний архимандриту Супрасльского монастыря Никодиму; Кобринского благочиния соборному протоиерею Михаилу Бобровскому; Волковыского и Пружанского благочиний председателю консистории соборному протоиерею Антонию Тупальскому; Дорогичинского благочиния заседателю консистории протоиерею Григорию Куцевичу; Слонимского благочиния заседателю консистории Виктору Гомолицкому; Ратненского, Ковельского и Каменокоширского благочиний, благочинному Полескому протоиерею Ситкевичу; Овручского, Радомысльского и Сквирского благочиний, архимандриту Тригурского монастыря Леонтию. Духовные сии, вникнув по обыкновению в положение церквей и их достояния, должны в особенности обратить внимание: 1) находится ли по церквам всё нужное для совершения правильного богослужения по чину нашей Православной Церкви; 2) знают ли священники таковое богослужение и совершают ли оное со всею точностью; 3) при которых церквах есть дьячки, знающие хорошо пение и богослужение, а при которых нет; 4) исполняют ли священники и причётники рачительно свои обязанности в отношении церкви и прихожан, равно ведут ли себя трезвенно и благонравно; 5) знают ли дети тех священников и причётников необходимые молитвы на славянском языке. О донесениях, какие получены будут от помянутых духовных, консистория имеет мне представить для надлежащих распоряжений. 58. Тетрадь с черновыми отношениями и письмами: от 2, 5, 7, 8, 10, 17, 23 и 27 июня; 5 июля; 12 августа; 2, 9, 17 и 22 сентября 1840 г.; 1, 13, 28 мая; 1, 12, 13, 14 июня; 8, 14, 28 июля; 7, 14, 30 августа; 6 и 10 сентября 1841 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРОДНЕНСКИЙ АФАНАСЬЕВСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Гродненский храм прмч. Афанасия Брестского, нач. 2010-х (orthos.org) Гродненсий храм в честь явления иконы Божией Матери «Жировичская», нач. 2010-х (orthos.org) Редакция текста от: 25.08.2019 16:43:52 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13673103.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010