С началом второй мировой войны и присоединением Зап. Украины и Зап. Белоруссии к СССР П. вступил в права управляющего приходами Гродненской епархии (прежний Гродненский еп. автокефальной Польской Церкви Савва (Советов) в сент. 1939 бежал со своей кафедры в Германию). 17 окт. 1939 г. патриарший местоблюститель митр. Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) утвердил прежний титул П. как архиепископа Пинского и Новогрудского с присвоением права ношения на клобуке бриллиантового креста и назначил его экзархом Московской Патриархии по епархиям зап. областей Белоруссии и Украины (при этом архиеп. Пинский и Полесский Александр (Иноземцев) сохранял свою кафедру до июня 1941). П. продолжал пребывать в Жировицком мон-ре, где было устроено временное управление экзархатом и приходами Гродненской епархии. В своем послании к епископам западноукраинских и западнобелорусских епархий П. запретил поминать за богослужением имя Варшавского митр. Дионисия (Валединского) и предложил письменно подтвердить признание канонической власти митр. Сергия. В качестве экзарха П. признал только Острожский еп. Симон (Ивановский). Епископ Пинский Александр (Иноземцев) и архиеп. Волынский Алексий (Громадский ; впосл. митрополит) в ответ на обращение П. самочинно учредили собственный синод, претендовавший на управление приходами Зап. Белоруссии и Зап. Украины. 24 июня 1940 г. митр. Сергий назначил П. архиепископом Гродненским и Вилейским и одновременно освободил его от обязанностей патриаршего экзарха зап. областей Украины и Белоруссии (эту должность занял в окт. того же года архиеп. Николай (Ярушевич ; впосл. митрополит)). 24 марта 1941 г. в Гродненской епархии было учреждено Брестское викариатство , в которое вошли приходы, ранее составлявшие зап. часть Пинской епархии. Брестским епископом по ходатайству П. был избран его соратник по борьбе за правосл. веру в Зап. Белоруссии настоятель Жировицкого мон-ря Венедикт (Бобковский ; впосл. архиепископ). Во время Великой Отечественной войны П. остался на территории, оккупированной нем. войсками (кроме него на архиерейских кафедрах в Белоруссии в начале оккупации оставался только еп. Венедикт). В июле 1941 г. патриарший местоблюститель митр. Сергий (Страгородский) назначил П. экзархом Белоруссии. Нем. власти выразили готовность признать П. главой правосл. Церкви в Белоруссии. 3 окт. 1941 г. П. и еп. Венедикту были переданы требования руководства оккупационного округа «Белоруссия», при условии выполнения к-рых церковная деятельность могла быть разрешена: Белорусская Церковь должна была именоваться автокефальной и не могла иметь никаких связей ни с Московским Патриархатом, ни с Православной Церковью в Польше, ни с Берлинской епархией РПЦЗ. 6 окт. П. и еп. Венедикт согласились с требованиями нем. властей, оговорив, что автокефальный статус Белорусской Церкви имеет временный характер и что в дальнейшем необходимо его признание др. Церквами в каноническом порядке.

http://pravenc.ru/text/2578866.html

В сер. дек. 1918 г., после ареста архиеп. Евлогия, еп. Дионисий принял на себя временное управление приходами Холмской губ. Украинской народной республики (УНР), получив соответствующее подтверждение со стороны укр. властей. Холмская губ. УНР, образованная в 1918 г., должна была охватывать территорию Холмской губ. Российской империи, признанную по Брестскому миру в составе Украинского гос-ва, но из-за отказа австр. властей пропустить туда чиновников УНР центр Холмской губ. временно разместился в Брест-Литовске, а власть укр. губернатора Холмщины распространялась на Брестский, Кобринский, Пружанский уезды и на часть Бельского у. бывш. Гродненской губ. Церквами этих уездов де-факто управлял переизбранный в нояб. 1918 г. Холмский временный епархиальный совет, реэвакуированный в кон. 1918 г. в Киев и оттуда переехавший в нач. 1919 г. в Брест-Литовск, т. к. в Холм его представителей ни австр. власти, ни образованное в нояб. 1918 г. правительство Польши не допускали. В рапорте от 31 дек. 1918 г. Холмская духовная коллегия признавала управляющим Холмской епархией еп. Дионисия, жившего тогда в Киеве, и рассчитывала на его помощь в реэвакуации епархиальных учреждений (консистории и семинарии) на Холмщину (Там же. Д. 543. Л. 4-6). В 1918-1919 гг. еп. Дионисий осуществлял временное руководство приходами Украинского Полесья - в Пинском, Речицком и Мозырском уездах бывш. Минской губ., в Гомельском у. бывш. Могилёвской губ., к-рые 14 авг. 1918 г. образовали Полесскую губ. УНР с центром в Мозыре. Еп. Дионисий получил эти полномочия 23 авг. 1918 г. по решению патриарха Тихона и Высшего церковного совета ; фактически эти приходы были присоединены к Киевской епархии , что вызвало негодование белорус. националистических кругов. 11 нояб. 1918 г. патриарх приостановил полномочия еп. Дионисия по управлению Полесьем из-за протестов Минского и Туровского архиеп. Георгия (Ярошевского) . Однако это решение не было выполнено, из-за того что назначение на Полесье Дионисия поддерживали и власти УНР, и Киевский митр. Антоний (Храповицкий). 22 нояб. 1918 г. Всеукраинский Собор учредил Полесское духовное управление на территории Полесской губ. УНР, 3 дек. главой управления с полномочиями правящего архиерея утвердили еп. Дионисия (был разработан проект самостоятельной Полесско-Мозырской епархии), его викарием был назначен Гомельский еп. Варлаам (Ряшенцев) , живший с окт. 1918 г. в Киеве. В письме от 17 янв. 1919 г. Минский архиеп. Георгий просил власти УНР и Киевскую митрополию вернуть в его юрисдикцию Полесскую губ., убеждая их в своей лояльности к Украине, тем не менее какое-то время еп. Дионисий продолжал руководить приходами Полесья. Управляя приходами Холмской и Полесской губерний, Дионисий имел титул «епископ Кременецкий».

http://pravenc.ru/text/2459003.html

В 1870-1881 гг. Брестскими викариями являлись епископы: Евгений (Шерешилов ; 9 авг. 1870 - 10 февр. 1875), Владимир (Никольский ; 16 марта 1875 - 16 мая 1877), Ианнуарий (Попов; 5 июня 1877 - 17 февр. 1879), Донат (Бабинский-Соколов ; 27 мая 1879 - 14 мая 1881). При еп. Авраамии (Летницком , 27 июня 1881 - 9 марта 1885) в Гродно в 1882 г. было создано Софийское братство. 15 мая 1885 г. во епископа Брестского хиротонисали Анастасия (Опоцкого , на кафедре до 17 нояб. 1891), 15 дек. 1891 г.- Иосифа (Соколова, на кафедре до 24 мая 1897), при к-ром на территории Б. в. активно развивалась сеть церковноприходских школ. В 1892 г. на территории Б. в. существовало 614 правосл. приходов. В янв. 1900 г. Б. в. преобразовали в Гродненскую епархию , еп. Брестский (с 24 мая 1897) сщмч. Иоаким (Левицкий) стал епископом Гродненским. Б. в. Гродненской епархии было учреждено указом Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) в марте 1941 г., после присоединения Зап. Белоруссии к СССР (1939). 30 марта 1941 г. во епископа Брестского в Москве был хиротонисан Венедикт (Бобковский) , к-рый, проживая в Жировичах, возглавлял Б. в. до марта 1942 г. Во время оккупации Белоруссии нем. войсками Брестщина (кроме сев. районов) входила в рейхскомиссариат «Украина» и была в ведении автономной Украинской Православной Церкви во главе с митр. Алексием (Громадским) , находившейся в юрисдикции Московского Патриархата. В рамках автономной УПЦ существовало Б. в., к-рое в 1942-1944 гг. занимал еп. (с 1943 архиеп.) Иоанн (Лавриненко) . После отступления нем. войск Б. в. в 1944 г. было преобразовано в Брестскую и Кобринскую епархию . В 1942-1944 гг. титул викарного епископа Брестского носил также Георгий (Коренистов) , принадлежавший к самопровозглашенной Украинской автокефальной Православной Церкви . Лит.: Иосиф (Соколов), еп. Гродненский правосл.-церк. календарь, или Современное состояние правосл. церквей в Гродненской губ. Гродно, 1893; он же. Гродненский православный календарь, или Православие в Брестско-Гродненской земле в кон. XIX в. Воронеж, 1899. 2 т.; Извеков Н. Д. Ист. очерк состояния Православной Церкви в Литовской епархии за время с 1839 по 1889 г. М., 1899; Орловский Е. Ф. Судьбы Православия в связи с историей латинства и унии в Гродненской губ. в XIX ст. (1794-1900). Гродно, 1903.

http://pravenc.ru/text/153427.html

К нач. 30-х гг. XIX в. большинство населения Виленской губ. были греко-католиками. По утверждению Полоцкого архиеп. Смарагда (Крыжановского) , жителей правосл. вероисповедания в губернии насчитывалось ок. 1 тыс. В Вильне не было ни одной правосл. приходской церкви, действовал только Свято-Духов монастырский храм, в 1838 г. была освящена приписная к нему кладбищенская ц. во имя прп. Евфросинии Полоцкой. 12 февр. 1839 г. в Полоцке состоялся собор епископов униатских Полоцкой и Витебской епархий, к-рый вынес решение о воссоединении с правосл. Церковью (см. Полоцкий собор ), в том же году была образована правосл. Литовская епархия, к-рую возглавил архиеп. Иосиф (Семашко ; с 1852 митрополит), принятый в общение с правосл. Церковью вместе с паствой. В 1840 г. здание католич. костела св. Казимира было обращено в правосл. церковь, освященную во имя свт. Николая Чудотворца. 9 мая 1845 г. кафедра Литовского архиерея, в 1839-1845 гг. находившаяся в жировицком в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , была перенесена в Вильну, кафедральным собором стала ц. свт. Николая. В 1840 г. было создано Брестское вик-ство Литовской епархии для управления приходами на территории Гродненской губ. В 1843 г. в Литовскую епархию вошла территория новообразованной Ковенской губ. и было учреждено Ковенское викариатство . Литовская епархия во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Церковь во имя прп. Евфросинии Полоцкой в Вильнюсе. Фотография. 2003 г. Церковь во имя прп. Евфросинии Полоцкой в Вильнюсе. Фотография. 2003 г. До нач. 60-х гг. XIX в. епархия практически не получала средств из российской казны на строительство храмов, местные ресурсы не позволяли осуществлять его в нужном объеме. Положение в корне изменилось после подавления польск. восстания 1863-1864 гг., когда мн. костелы и католич. мон-ри «за содействие мятежникам» главным начальником края М. Н. Муравьёвым были переданы в распоряжение правосл. епархии или закрыты. В 60-х гг. российская казна выделила 500 тыс. р. на строительство 57 храмов в Литовской епархии, кроме того, со всех концов России в край поступали пожертвования. В 1865-1869 гг. были восстановлены древние храмы Вильны, построенные в XIV в.: Успенский митрополичий собор (Пречистенский), ц. вмц. Параскевы Пятницы, ц. свт. Николая, к к-рой пристроили часовню в честь арх. Михаила, в 1851 г. в Свято-Духове мон-ре в существовавшей ранее пещере была оборудована ц. во имя Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия , где поместили мощи этих святых, вновь обретенные в 1814 г. К кон. 60-х гг. XIX в. на территории епархии действовало более 450 правосл. храмов.

http://pravenc.ru/text/158622.html

Брест Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 52.094246; 23.684568 Беларусь, Брест Брестская область Беларусь Православие в Бресте [ править править код ] История [ править править код ] До середины XII в. Брестская (летоп. Берестейская) земля входила в состав Туровского княжества, где уже в 1005 г. была православная епархия. С середины 12 в. православные христиане Берестейщины окормлялись Владимиро-Волынскими епископами, которые иногда носили титул «епископов Владимиро-Волынских и Берестейских». В Берестье, при церкви свт. Николая (территория современной крепости) располагалась резиденция епископов (по документам «Брестская русская кафедра»). Здесь в 1590, 1594, 1596г.г. проходили соборы западно-русских епископов. После заключения Брестской церковной унии 1596г. подавляющее большинство приходов и монастырей было подчинено Литовско-Новоградской униатской митрополии. В 1765 г. было учреждено Брестское епископство (в составе Владимирской униатской епархии), с 1798 самостоятельная Брестская униатская епархия (в 1808 году частично, а с 1828 года целиком вошла в состав Литовской униатской епархии). Немногочисленные православные приходы окормлялись в разное время епископами Луцкой, Киевской митрополичьей, Белорусской (Могилевской) и Минской епархий. К 1787г. в Православии оставались Брестский монастырь св. Симеона Столпника (с 1798г. здесь была учреждена архимандрия) и 4 монастыря в Белостокской области. После воссоединения униатской Литовской епархии с Православием 22.01.1840 г. было учреждено Брестское викариатство Литовской православной епархии. В 1900г. определением Св. Синода из части Литовской епархии образовано самостоятельная Гродненская епархия с титулом епископа «Гродненский и Брестский». В 1921 - 1939г.г. восемь благочиний Брестчины входили в Полесскую епархию в составе Польской Православной Автокефальной Церкви. Во время Второй мировой войны была создана викарная Брестская кафедра в пределах Автономной Украинской Православной церкви Московской юрисдикции. Первым послевоенным епископом был Паисий (Образцов, 1944-1945г.г.), с 14 февраля по сентябрь 1945г. – Онисифор (Пономарев) с титулом «епископ Брестский и Пинский». В 1946г. временно управлял епархией архиепископ Минский и Белорусский Василий (Ратмиров), в 1948 -1949гг. епископ Паисий (Образцов), в 1950-1951г.г. - Сергий (Ларин) с титулом «епископ Гродненский и Брестский». В 1952 -1989г.г. епископы на Брестскую кафедру не поставлялись, приходы окормлялись правящими архиереями Минской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Брест

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНЕДИКТ (Бобковский Василий; 28.02.1876, с. Заволочье Опочецкого у. Псковской губ.- 3.09.1951, Мюнхен), архиеп. Берлинский и Германский Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ). После окончания ДУ в г. Вел. Луки в 1902-1905 гг. учился в Псковской ДС, прослушал 2 курса в Юрьевском ун-те. В 1905 г. рукоположен во иерея к церкви в с. Староселье Минской губ. С 1914 г. служил в соборной церкви г. Новогрудка Минской губ. В февр. 1916 г. перемещен в 825-й сводный полевой запасной госпиталь, в 1916-1918 гг. служил полевым священником 431-го Тихвинского пехотного полка Северного фронта. Награжден орденами св. Анны 2-й и 3-й степени и св. Владимира 4-й степени. В 1918 г. возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем кафедрального собора Новогрудка, нес послушание благочинного уезда. В результате советско-польск. войны к кон. 1920 г. бывш. Гродненская и Виленская губернии оказались на территории Польши и Литвы. После неканонического провозглашения в сент. 1925 г. автокефалии Польской Церкви прот. Василий Бобковский вошел в состав ее клира, в 1935 г. был награжден митрой. Овдовев, прот. Василий 27 марта 1937 г. принял монашеский постриг с именем Венедикт. В том же году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем жировицкого в честь Успения пресв. Богородицы мон-ря , где пребывал до 1941 г. После присоединения в окт. 1939 г. находившихся под властью Польши западнобелорус. земель к СССР епархии, ранее отошедшие к Польской автокефальной Православной Церкви , вернулись под омофор РПЦ. Решением Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) от 17 окт. 1939 г. управление воссоединенными территориями было поручено архиеп. Пантелеимону (Рожновскому) с пожалованием ему титула «Пинско-Новогрудский, экзарх Московской Патриархии по епархиям западных областей Белоруссии и Украины». 29 июня 1940 г. В. воссоединился с Московской Патриархией. 24 марта 1941 г. было учреждено Брестское викариатство Гродненской епархии . По ходатайству архиеп. Пантелеимона (Рожновского) 26 марта 1941 г. В. определено быть еп. Брестским, викарием Гродненской епархии, с оставлением в должности настоятеля Жировицкого мон-ря. 30 марта 1941 г. в Москве состоялась хиротония В., возглавленная митр. Сергием (Страгородским).

http://pravenc.ru/text/150207.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРЕСТСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Литовской и Виленской (1840-1900), Гродненской и Барановичской (1941-1944) епархий. Учреждение Б. в. Литовской епархии указом Святейшего Синода РПЦ от 22 янв. 1840 г. стало результатом церковно-адм. изменений, происшедших после воссоединения униатов с Православием на Полоцком Соборе . В состав Б. в. вошло 16 благочиний, расположенных на территории Гродненской губ. (совр. Брестская и Гродненская области Белоруссии) и Белостокской обл. (совр. Польша). Первоначально резиденцией Брестских епископов являлся Жировицкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь , с 1848 г.- гродненский во имя мучеников Бориса и Глеба муж. мон-рь . Церковь во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Пружанах. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Церковь во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Пружанах. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) 28 янв. 1840 г. на Б. в. был назначен еп. Михаил (Голубович) , с 1 марта 1848 г. еп. Минский. Первоочередной задачей викарного Брестского епископа стало обустройство и обеспечение правосл. храмов, создание необходимых условий для деятельности духовенства. В 1842 г. на территории Б. в. существовали 304 церкви и 6 мон-рей, действовали духовные уч-ща в Жировицах (Жировичах), Кобрине и Супрасле (в 1853 переведено в Гродно). Восстановлены брестское Николаевское и слонимское Преображенское правосл. братства. 20 мая 1848 г. во епископа Брестского был хиротонисан Игнатий (Желязовский), 22 года возглавлявший Б. в. (уволен на покой 27 июня 1870). При нем на территории Б. в. велось активное строительство храмов. В 1865 г. в Бресте был освящен (после сноса старой одноименной церкви) новый Симеоновский собор, куда перенесли мощи прмч. Афанасия (Филипповича) . Были освящены также храмы в Слониме, Пружанах, Кобрине, Высоком, Берёзе и др. С 1863 г. под председательством еп. Игнатия началась деятельность присутствия по улучшению быта правосл. духовенства. Церковная жизнь на Брестщине в 40-60-х гг. XIX в. осложнялась оппозиционными выступлениями части монахов-базилиан (см. Василиане ), фактами перехода униатов в католичество, случаями преследования и убийства правосл. священников во время польского восстания 1863-1864 гг.

http://pravenc.ru/text/153427.html

10(23)11.1960 24.07(06.08)1961 01(14)11.1961 Киприан Зернов 01(14)01.1962 09(22)12.1964 Леонтий Гудимов 23.01(05.02)1965 06(19)11.1966 Владимир Котляров 12(25)12.1966 11(24)06.1971 Гермоген Орехов 20.01(02.02)1972 20.02(04.03)1972 21.02(05.03)1972 26.03(08.04)1975 17(30)11.1979 06(19)04.1985 17(30)06.1985 в/у Владимир II Иким 17(30)06.1985 07(20)07.1990 07(20)07.1990 06(19)07.1999 04(17)07.2002 24.04(07.05)2003 Иларион Алфеев Подольская. обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Подольск (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1923 г. (?) 29.05(11.06)1922 Подольская (см. Каменец-Подольская) Покровская Основана в 1931 г. Местопребывание – в г. Покровск (Республика Немцев Поволжья, ныне – Саратовская обл.). Саратовское викариатство. Упразднена в 1940 г. 20.04(03.05).1931 21.08(03.09)1931 Серафим Зборовский 21.08(03.09)1931 01(14)10.1940 Полесская Основана 04.1918 (образована из частей смежных епархий, отошедших в пределы нового суверенного Польского государства). С 1922 г. – в составе самочинной Польской «автокефалии». С 04.1940 – в юрисдикции Московского Патриархата. С 15(28)10.1940 – по указу Патриаршего Местоблюстителя об образовании Западного экзархата вошла в его состав наряду с Волынско-Луцкой, Тернопольско-Галицкой, Гродненско-Виленской епархиями. 04.1918 04.1940 20.05(02.06)1941 Полесская (см. Брестская, Пинская) Полонская Основана ок. 1923 г. Именование – по г. Полонск 3594 (Минская область БССР, ныне – Брестская область). Житомирское (Волынское) викариатство. 1923 – (02.1929) – Максим Руберовский 3595 Полоцкая Основана в 1104/1105 г. (выделена из епархии Переяславской). Местопребывание – в г. Полоцк (ныне – Витебская область, Беларусь). Сведения о первом епископе помещены в летописях под 1105 г. «В лт . 6613/1105] Постави митрополитъ Мину Полотьску декаб въ 13 днь» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 280–281). Но, по предположению митрополита Макария (Булгакова) , епархии были учреждены во всех городах, выделенных в удел сыновьям Св. Владимира. Полоцк получил в удел Изяслав ( Макарий (Булгаков) , митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Т. 2. M., 1995. С. 31). Частично предположение владыки Макария подтверждается данными об основании кафедрального собора Св. Софии Премудрости Божией, которое относят к середине XI в. (Раппопорт П. А. Русская архитектура X–XIII вв. Л., 1982. С. 94) Но или имена ранних епископов полоцких не сохранились, или должно признать основание епархии более поздним – с 1105 г. (выделенной из Переяславской епархии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преосвященные викарии Литовской епархии были ближайшими помощниками епархиальных преосвященных по управлению епархией, если далеко не всегда в действительности, то, по крайней мере, по идее. До времени открытия Ковенской губернии в 1843 был только один викарий Литовской кафедры, именовавшийся до 1840 епископом Пинским, а с 1843 и по настоящее время их два, из коих первым именуется епископ Ковенский, а вторым – Брестский. Впрочем, и по времени открытия Ковенского викариатства и по малому числу церквей, находящихся в Ковенской губернии, епископу Ковенскому следовало бы, по-видимому, именоваться вторым викарием, тогда как епископу Брестскому и по времени существования сего викариатства еще до воссоединения униатов, только под другим названием, и по числу церквей, находящихся в сем викариатстве, 15 превышающем число оных в Ковенской и Виленской губернии вместе взятых, надлежало бы иметь титул первого викария. Впрочем, для такого предпочтения Ковенского викариатства пред Гродненским некоторым основанием может служить отчасти то обстоятельство, что викарий Ковенский, и за малочисленностью церквей, находящихся в его ведении, и по близости большей к Вильне г. Ковны, в сравнении с г. Гродною, где проживает Брестский викарий, является иногда заместителем епархиального Литовского архиерея, во время ли его отсутствия, или за болезнью. Еще митрополиту Иосифу в 1843 году было разрешено св. Синодом вызывать в Вильну, по мере надобности, как для совершения богослужения, так и для участия в рассмотрении важнейших дел, того или другого викарии. С этого времени пр. викарии Ковенские сделались уже постоянными заместителями епархиальных преосвященных за отсутствием их из епархии или за болезнью, и проживали в Вильне в Свято-Духовском монастыре, в так называемых настоятельских покоях, тогда как в Ковне в зимнее время помещение они имеют в самом городе, в здании, где помещается причт Ковенского собора, а в летнее время, в 10 верстах от города, в Пожайском монастыре. Так было при митрополите Иосифе, когда он находился в Санкт-Петербурге для присутствия в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В 1900 г. в жизни Литовской епархии прои­зошло историческое и вообще-то не очень же­ланное событие: указом Св. Синода от 11 января Брестское (с кафедрой в Гродно) ВИКАРИАТСТВО ВЫДЕЛЯЛОСЬ в самостоятельную, получившую наименование Гродненская, ENAPXIЮ. Территориальными пределами но­вой епархии стала Гродненская губерния, которая в предшествующее время была для Литовской епархии «по преимуществу силой питающей и укрепляющей» (ЛЕВ). До выде­ления Гродненской губернии в отдельную епархию в Литовской епархии насчитывалось 540 церквей и 1 миллион 275 тысяч прихожан, после же разделения осталось около 200 храмов и всего 425 тыс. паствы. К новой епархии отошли и такие известные мужские монастыри как Супрасльский (Благовещенский) и Жировицкий (Успенский). Так что для Литовской епархии это событие повлекло ослабление её сил и возможностей и, естественно, произошло оно не по инициативе местного священно-началия, а в силу указа Его Императорского Величества от 31 июля 1899 г. Св. Синоду о приведении границ епархий в соответствие с границами губерний. «Не без недоумения и душевной горечи встречено было это событие не одним только духовенством, но благоговейная преданность царской воле и глубокая вера в Промысел Божий, направляющий кормило Церкви к благим целям, побуждает духовенство и при новых условиях к усиленным трудам во благо св. Православной Церкви и дорогого Отечества», – писали в те дни «Литовские Епархиальные Ведомости». Что же касается новой епархии, то для её самостоятельного существования условия были вполне достаточными, и с этой точки зрения её учреждение могло считаться вполне целе­сообразным. Утешением и своего рода компенсацией, хотя и далеко не адекватной, «потерянных» мо­настырей явилось удовлетворение ходатайства архиепископа Ювеналия о восстановлении близ м. Глубокое (Дисненский уезд Виленской губ.) ранее упразднённого Березвеческого Рождество-Богородичного мужского монастыря, с обращением его в женский, и об открытии при нём женской второклассной церковно­-приходской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004