На сие благочинный донёс от 28 марта, что он съезжал к помещику Георгию Гажицу, избранному уже и утверждённому предводителю дворянства Брестского уезда; но все убеждения и вразумления его, благочинного, остались безуспешны. Помещик Гажиц окончательно сказал, что он, хотя и глава семейства, но вразумлять своей жены по сему делу не имеет надобности, а, напротив, предоставляет ей полное право руководствоваться религиозными идеями, внушёнными ей Римскими ксёндзами; насчёт же действия указанных выше законов Гажиц с дерзостью отозвался, что эти времена уже прошли. Благочинный продолжает, что Гажиц отказался представить его своей супруге под предлогом её болезни, объявив, что она в конце февраля посредством исправника Парадовского представила в Гродненское губернское правление объяснение, в котором объявила, что дочери её три года тому назад были миропомазаны каким-то Римским епископом Царства Польского и уже два раза были на исповеди и у св. причастия у Римского ксёндза, следовательно, они уже не Православные, а Римляне, и потому Гажиц советовал благочинному не касаться более этого несбыточного дела. Благочинный присовокупляет, что совращение дочерей Гажица есть делом столько же его самого, как и его жены, так как он сам холоден к своей вере и никогда не бывает в Православной церкви, кроме одного раза в году для исповеди и св. причастия. После этого вменил я в обязанность консистории, от 8 июня прошлого 1859 года, чтобы она на основании законов пригласила Гажица в Вильно для наставления и увещания пред епархиальным начальством, а с тем вместе отнеслась бы в Римско-католическую консисторию об уведомлении, действительно ли дочери Гажица Анна и Елена исповедовались и приобщались по Римско-католическому обряду, с которого времени это происходит и при котором Римско-католическом костёле. Виленская Римско-католическая консистория уведомила, что, по донесению Брестского благочинного, основанному на самовернейших справках, упомянутые дочери Гажица не были принимаемы к исповеди ни в одном Римско-католическом костёле Брестского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Сущность этого проекта заключалась в применении к унии некоторых реформ, за коими представлялась со временем возможность воссоединения ее с православием . Для ведения этого дела был назначен статс-секретарь Блудов, со званием главноуправляющего духовными делами иностранных вероисповеданий, и это управление было отделено от министерства просвещения. Таким образом, весь ход этого дела основан был на проекте Семашко и на представлениях коллегии, душой которой был он. Принятые по этому случаю меры заключались в следующем: Прежде всего, последовало Высочайшее повеление о переименовании 2-го департамента римско-католической коллегии в греко-унитскую коллегию 49 , а другим повелением, особенно важным, состоявшимся по представлению коллегии, последовало 50 подчинение монахов епархиальному ведомству, упразднение излишних базилианских монастырей и заведение на счет монастырских фундушей семинарии для Брестской епархии 51 , а также и общеобразовательных уездных духовных училищ с целью подготовления учеников к семинариям. Вслед за тем для увеличения эдукационного фундуша были упразднены две унитские малые епархии: Луцкая и Виленская, так что из четырех епархий унитских составились две: Литовская, которой епархиальное управление помещалось в местечке Жировицах, Гродненской губернии, Слонимского уезда (прежнее управление Брестской епархии), и Белорусская, которой управление епархиальное по-прежнему было в Полоцке. В 1827 году я был командирован из коллегии для основания литовской семинарии в Жировицах, в звании ректора семинарии. Огромно каменное монастырское строение послужило удобным помещением для семинаристов. При семинарии решено было устроить и одно из предложенных низших (уездных) духовных училищ. Архиереями были: Литовской епархии митрополит Булгак, а Белорусской епархии Иаков Мартусевич (Красовский уже не был в живых). Митрополит Булгак, как председатель греко-унитской коллегии, постоянно жил в Петербурге, а Литовской епархией управлял, по поручению Булгака, в звании официала, Антоний Тупальский, товарищ по воспитанию покойного полоцкого архиепископа Красовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/yu...

Засим покорнейше прошу ваше высокопревосходительство, чтобы сии три священника освобождены были от дальнейшего взыскания и уволены к прежним местам их пребывания. Имею честь быть. Литовской консистории, от 3 октября за 1092, об отказе иеромонаху Маркеллу Высоцкому в увольнении его в Австрийскую империю Согласно прошению, поданному ко мне иеромонахом Любарского монастыря Маркеллом Высоцким, я относился к г. обер-прокурору Святейшего Синода об увольнении его, Высоцкого, в Австрийскую империю. Ныне граф Протасов уведомляет меня, что на таковое увольнение Высочайшего соизволения Его Императорского Величества не воспоследовало, и сообщает мне о таковой Высочайшей воле для объявления иеромонаху Высоцкому. Предлагаю консистории объявить о сей Высочайшей воле иеромонаху Маркеллу Высоцкому через местного архимандрита. Святейшему Правительствующему Синоду, от 4 октября за 1095, о полученном донесении от 26 благочинных и 9 монастырских настоятелей, что по их ведомству поминается уже Святейший Синод и исключается из символа веры слово: и Сына Естественным последствием воссоединения так называвшейся в России Греко-униатской Церкви к Церкви Православной Восточно-Кафолической было поминание по церквам Литовской епархии при всяком богослужении Святейшего Правительствующего Синода вместо папы и исключение из символа веры слова и Сына, произвольно Латинянами прибавленного. Соответственно тому, в самом начале даны благочинным и настоятелям монастырей словесные внушения и наставления, а в 25 день июня последовало им от меня формальное предписание, дабы донесли, исполняется ли уже означенное необходимое условие воссоединёния по церквам их ведомства. Вследствие сего, получил я письменные решительные донесения от 26 благочинных и 9 настоятелей монастырских, что по всем церквам их ведомства поминается уже Святейший Правительствующих Синод вместо папы, а из символа веры исключается помянутое слово и Сына. Благочинные оные суть следующее: 1) Ошмянский, 2) Новогрудский, 3) Гродненский, 4) Лидский, 5) Слонимский, 6) Волковыский, 7) Брестский, 8) Каменецкий, 9) Кобринский, 10) Полеский, 11) Дорогичинский, 12) Пружанский, 13) Минский, 14) Вилейский, 15) Довилейский, 16) Слуцкий, 17) Пинский, 18) Любешовский, 19) Белостокский, 20) Бельский, 21) Луцкий, 22) Ратненский, 23) Ковельский, 24) Каменокоширский, 25) Домбровицкий и 26) Владимирский; настоятели же монастырей: 1) Виленский 2) Гродненский, 3) Владимирский, 4) Борунский, 5) Тороканский, 6) Супрасльский, 7) Мелецкий, 8) Бытенский и 9) Загоровский. Засим не получено ещё мною означенных решительных донесений только от 2 монастырских настоятелей, и от 5 благочинных, присоединённых весною от Белорусской к Литовской епархии, в ведомстве коих впрочем состоит только 34 церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Предлагаю консистории предписать о надлежащем объявлении и строгом исполнении сих правил по всем монастырям Литовкой епархии. 48. Список с предложения в Литовскую консисторию, от 28 апреля 1846 года за 1129, о предположенном посещении его высокопреосвященством большей части епархии В наступающем июне месяце положил я посетить некоторую часть епархии и при сем случае служить в каждом благочинии, – именно: 1) в Дзикушской церкви второго числа; 2) в Скидельской церкви четвёртого числа; 3) в Гродненской соборной церкви пятого числа; 4) в церкви Гродненского женского монастыря шестого числа; 5) в церкви Супрасльского монастыря девятого числа; 6) в Белостоке десятого числа; 7) в Бельской соборной церкви двенадцатого числа; 8) в Клещелях тринадцатого числа; 9) в Высоком-Литовском четырнадцатого числа; 10) в Каменецкой церкви шестнадцатого числа; 11) в Бресте Литовском семнадцатого числа; 12) в Мокранской церкви Влодавского благочиния девятнадцатого числа; 13) в Дывинской церкви двадцатого; 14) в Кобринской училищной церкви двадцать третьего числа; 15) в Пружанской церкви двадцать четвёртого числа; 16) в Шерешевской церкви двадцать пятого числа; 17) в церкви Селецкой двадцать девятого числа; 18) в церкви Ружанской тридцатого числа июня и 19) в Жировицкой церкви первого числа июля месяца. Предлагаю консистории дать о сем знать всем благочинным и настоятелям монастырей в означенных выше местах, предписав первым из них, чтобы каждый накануне назначенного мною для служения дня созвал всех подведомственных ему священников, диаконов и штатных причётников: Лидского благочиния в Дзикушки, Скидельского в Скидель, Гродненского в Гродно, Сокольского в Супрасль, Белостокского в Белосток, Бельского в Бельск, Дрогичинского в Клещели, Высоколитовского в Высоколитовск, Каменецкого в Каменец, Брестского в Брест, Влодавского в Мокраны, Полеского в Дывин, Кобринского в Кобрин, Пружанского в Пружаны, Селецкого в Сельцы, Коссовского в Ружану и Слонимского в Жировицы. С тем вместе консистория вменит в обязанность тем же благочинным: 1) сообразиться заблаговременно о тех священнослужителях и причётниках, которые могут быть употреблены для архиерейского служения, и наставить их по сему предмету посредством духовных, которые знают таковое служение; 2) снестись с местными земскими исправниками как насчёт помещения для меня и всей моей свиты, так и о заготовлении лошадей для беспрепятственных в назначенное время переездов; 3) сообразиться с теми ж исправниками, чтобы окрестный народ не был препятствуем присутствовать в назначенный день на архиерейском служении, толь для него редком и спасительном.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В пензенских событиях бросается в глаза одна примечательная деталь – весьма существенную часть затворников составляли граждане Беларуси. А если точнее – Брестской области. Уточнение только на первый взгляд выглядит малосущественным: в сравнении с российскими просторами Беларусь выглядит довольно однородным в социальном отношении анклавом. Но на самом деле в Беларуси свои масштабы и свои различия в регионах, часто весьма существенные. В религиозном же отношении различия эти, пожалуй, выражены наиболее отчетливо. В чем же специфика Брестской области? До 1939 года эта территория вместе с нынешней Гродненской областью и частью Минской и Витебской областей находилась в составе Польши. Здесь не было " безбожных пятилеток " , повального закрытия храмов, монастырей, массового физического уничтожения священства и прочих атрибутов активного богоборчества первых десятилетий советской власти. Это историческое обстоятельство сыграло решающую роль в формировании такого уклада жизни, особенности которого отчетливо ощущаются и по сей день. В то время как в восточной части Беларуси накануне Второй мировой войны не осталось ни одного действующего храма, в западных областях практически сохранилось положение, существовавшее до революции. При этом, уже в сравнении с другими западными областями, в Брестской области значительно доминировала и доминирует именно православная традиционная религиозность. Римо-католики там хотя и присутствуют, но влияние их значительно меньше, чем в соседней Гродненской области. Разумеется, религиозных притеснений хватило и на западные области – одна хрущевская " оттепель " чего стоила, – но все же запас прочности оказался достаточным, да и гонения уже носили более утонченный характер. Так или иначе, но Брестская область сохранилась как регион традиционной православной религиозности и по укладу жизни, и по преемственности поколений. И вот именно эта традиционная православная среда оказалась наиболее восприимчивой к фундаменталистским установкам и соответствующим радикальным крайностям.

http://religare.ru/2_65147.html

Значительный урон семинарии был нанесен в 1812 г. Разместившиеся в мон-ре франц. солдаты использовали на топливо ограду семинарского общежития, мебель и значительную часть б-ки, частично разрушили здания. Учебный процесс возобновился в февр. 1813 г., преподавателей и учеников в разоренную семинарию набирали с трудом. 20-21 сент. 1817 г. в Минской ДС были проведены преобразования, предусмотренные реформой духовных уч-щ 1808-1814 гг.; семинария была разделена на 3 духовно-учебных заведения: семинарию, уездное и приходское уч-ща. К тому времени в Минске при кафедральном соборе существовала небольшая школа для архиерейских певчих, в к-рой преподавали предметы, положенные по программе уездных уч-щ, поэтому от идеи открытия духовных уч-щ в Минске решено было отказаться. Уездное духовное уч-ще начало работу при ДС в Слуцке 21 сент. 1817 г., 30 окт. 1817 г. там же открылось приходское уч-ще. Минская ДС в 1819 г. вошла в состав Киевского духовно-учебного окр., была подотчетна КДА. Ее преподавателями, как правило, становились выпускники КДА. Из общеобразовательных дисциплин в семинарии преподавали математику, словесность, гражданскую историю, географию, физику и философию, древние и новые языки; из богословских - Свящ. Писание, герменевтику, догматическое, нравственное и пастырское богословие, церковную историю и церковную археологию. В окт. 1833 г. открылись духовные уездное и приходское уч-ща при Екатерининском храме в Минске (уч-ща в Слуцке сохранились). Инициатором их создания стал их 1-й смотритель иером. Геласий (Княжевский; впосл. архимандрит), ректор Минской ДС в 1836-1849 гг. Он же в 1848 г. инициировал открытие ДУ при пинском Богоявленском мон-ре. В 1839-1840 гг. в подчинение Минской ДС были переданы бывш. униат. духовные школы Литовско-Виленской митрополии, ставшие православными после упразднения унии: Ляданское (при Ляданском монастыре, упразднено в 1848), Божинское (в с. Божин Игуменского у., в 1874 упразднено), Березвечское (в мест. Березвечь Дисненского у., вслед. присоединения уезда в 1844 к Виленской губ. перешло в подчинение Литовской ДС в Жировицах), Столпецкое низшее приходское (в мест. Столпцы), Толочинское низшее приходское (в г. Толочине), а также уездные духовные уч-ща за пределами Минской губ.: Тороканское (при Тороканском мон-ре в Гродненской губ.), Кобринское (в Кобрине Гродненской губ., ныне Брестской обл.) и Милецкое (при Милецком Николаевском муж. мон-ре в мест. Мильцы на Волыни; в 1844 перешло в ведение Волынской ДС). В сент. 1839 г. число студентов Минской ДС значительно увеличилось за счет поступления в нее перешедших в Православие бывш. учеников или выпускников униат. духовных школ.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Получив просьбу вашу, от 13 истекшего ноября, поручал я преосвященному Игнатию, епископу Брестскому, доставить мне сведение и заключение своё по обстоятельствам, в той просьбе изъяснённым. Обвинения ваши против священника Тарановича отчасти не подтвердились, а отчасти преувеличены. По-видимому, они возникли от не совсем основательных пересказов лиц к вам приближенных. Удивляюсь, что вы, искушённая летами инокиня, посвятившая себя смирению и послушанию, вместо того чтобы руководить и наставлять молодого священника кротостью и вашею опытностью, – при первом огорчении, при первой вспышке, просите другого священника седых волос – хотя известно, что вы постоянно не довольствовались и прежним кротким седовласым священником. Ещё более удивляюсь, что вы столь поспешно обратились ко мне с жалобою, не обратившись прежде за наставлениями и распоряжениями к преосвященному Игнатию, хотя это приказано вам было мною лично в Тринополе – а он нашёл бы средства устранить недоумения и взаимные притязания без лишней огласки. Я узнал даже с прискорбием, что вы не столько почтительны и послушны к преосвященнейшему Игнатию, как обязаны, – забывая, что непослушливые старшим не заслуживают послушания у подчинённых. За сим поставляю вам в обязанность матушка игуменья на другой день после получения сего предписания отправиться к преосвященнейшему Игнатию и при его посредстве примириться со священником Тарановичем, в духе христианской кротости и иноческого смирения, и быть к нему на будущее как мать к сыну; в могущих же встретиться впоследствии недоумениях обращаться к преосвященному Игнатию за советами и распоряжениями. С сим вместе дано мною через преосвященного Игнатия строгое замечание священнику Тарановичу за его опрометчивые и необдуманные в отношении вас поступки, да и при том предписано ему: не выходить нималейше из круга прямых его обязанностей, не вмешиваться в церковные и монастырские дела без вашего согласия и вообще быть к вам почтительным и благодушным, как сын к матери. Игнатию, епископу Брестскому, от 7 декабря за 3994, с поручением дать пастырские наставления игуменье Гродненского монастыря Афанасии, обвиняющей священника Тарановича, и сему последнему, жалующемуся на игуменью, и примирить их в духе христианской кротости

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Гродненскому губернатору Муравьеву (в собственных руки), от 20 сентября, за 498, с поименованием и остальных церквей Гродненской губернии, в которых необходимо будет устроить впоследствии иконостасы Распоряжением моим, о коем имел я честь сообщить вашему превосходительству, сего же дня за 495, назначены только сто пятнадцать важнейших приходских церквей по Гродненской губернии для устройства в них иконостасов и престолов по обряду нашей Греко-восточной Церкви, в течение одного наступающего года, так как я не надеюсь, чтобы в одном году можно было сделать более. На приложенных при упомянутом выше отношении моём, за 495, списках особенных моих распоряжений помечено, кто благочинные первых десяти деканатов, здесь означенных, и в каких уездах расположены церкви, к ним приписанные; что же касается деканата Полеского, то церкви, оный составляющие и нового устройства требующие, положены в Брестском уезде, за исключением Пятницко-Дывинской, Ляховицкой, Чернянской, Вержхолеской и Новоселецкой, кои принадлежат к уезду Кобринскому; благочинный же сего деканата есть настоятель Пречистско-Дывинский Прокофий Ситкевич. Литовской Греко-униатской консистории, от 22 сентября за 501, о порядке снабжения Московскими служебниками приходских священников, и о вызове менее опытных из них в Жировицы для обучения Греко-униатская духовная коллегия, во исполнение Высочайшей Его Императорского Величества воли о восстановлении по Греко-униатской Церкви свойственных оной обрядов богослужения, желая облегчить духовенству изучение сих обрядов, назначила вместе с бывшими тогда в столице всеми Греко-униатскими епископами разослать для всех церквей по одному экземпляру служебника, в Москве напечатанного, в коем изложены подробные типики и наставления об отправлении трёх литургий, в нашей Церкви употребляемых, а равно заутрени, вечерни, всенощной и часов. Между тем, при нынешнем осмотре епархии, я, к сожалению, удостоверился, что не во всех деканатах Греко-униатское духовенство в состоянии воспользоваться помянутыми выше служебниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Чудово – районный центр в Новгородской области Российской Федерации, ж.д. узел. Чунцин, Юйчен, Басянь – город в юго-западной части Китая, при впадении реки Цэялинцзян в реку Янцзы. Шанхай – город на востоке Китая, важный транспортный узел, крупнейший морской порт. Расположен в эстуарии Янцзы, в 50 км от Восточно-Китайского моря. Шарлевилль (Шарлевиль-Мезьер) – город во Франции, административный центр департамента Арденны. Швейцария – государство в Центральной Европе. Столица – город Берн. Швеция – государство в Северной Европе, занимает восточную и южную части Скандинавского полуострова. Столица – город Стокгольм. Шепетовка – город и ж.д. узел в Хмельницкой области, Украина. Шилуте – город, ж.д. станция в Литве. Ширвиндт, Ширвинтос (до 1917 г. Ширвинты) – город в Литве в 52 км от ж.д. станции Вильнюс. Шлезвиг-Гольштейн – земля в ФРГ. Шпицберген – архипелаг в западной части Северного Ледовитого океана. Шталлупенен (с 1946 г. Нестеров) – город и ж.д. станция в Калининградской области Российской Федерации (до 1945 г. – Восточная Пруссия). Штеттин (ныне Щецин) – город и крупный порт в Польше, административный центр Щецинского воеводства. Штутгарт – город на юго-западе ФРГ, административный центр земли Баден-Вюртемберг. Шумперн (прав. Шумперк) – город в центральной части Чехии. Щара – река, левый приток Немана, протекает в Брестской и Гродненской областях Белоруссии. Щигры – город и ж.д. станция в Курской области Российской Федерации. Щучин – город в Гродненской области, Белоруссия, в 7 км от ж.д. станции Рожанка. Эзель, Сааремаа – самый крупный из островов Моонзундского архипелага. Электросталь (до 1928 г. Затишье) – город в Московской области. Эрезунд, Эресунн, Зунд – пролив между Скандинавским полуостровом и островом Зеландия. Эссен – город на западе ФРГ, земля Северный Рейн-Вестфалия. Эстония – (19401942 гг. – Эстонская Советская Социалистическая Республика в составе СССР) – государство, расположенное в Восточной Европе на побережье Балтийского моря, между Финским и Рижским заливами. Столица – г. Таллинн.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Причиною сего служило, с одной стороны, то обстоятельство, что проповеди и увещания духовенства прихожанам относительно трезвости, с течением времени, стали менее плодотворны, чем в первое время и, тем более, что пример оставшихся упорными в употреблении напитков соблазнял многих, уже отказавшихся, было, от этого, по внушению пастырей, а с другой стороны, внушение земской полиции народу, что от него не требуется совершенного воздержания от вина, а только умеренное употребление оного. Содержатели же откупов во многих местах гласно говорили народу о необдуманности подвига воздержания от водки, которая, по их словам, всегда была целебным лекарством от многих в простонародье болезней, и даже употребляли разного рода средства к тому, чтобы заставить народ пить водку. Так, в м. Зельве, вовремя ярмарки, местный тысячский, по распоряжению будто бы полиции, с барабанным боем публично оглашал народу, что-он, по воле правительства, свободно может употреблять водку, соразмерно желаниям и наклонности. Равным образом, и помещики, имевшие у себя большой запас вина, также склоняли народ к пьянству, особенно во время полевых работ, а один из них в храмовой праздник поставил против церкви харчевню и, для привлечения туда народа, устроил здесь разные игры и забавы и продавал народу водку по самой дешевой цене. Но в то время, как духовенство жаловалось на противодействие разных лиц в деле распространения трезвости среди прихожан, последовали жалобы и на само духовенство за то, что оно употребляло насильственные меры при этом. Такова, например, была жалоба в консисторию от Гродненского губернского правления на священника и благочинного Чернавчицкой церкви П. за то, что он решительно воспрещал прихожанам пить водку (на это жаловался Брестский уездный откуп), и что в праздник Успения Пресвятой Богородицы допустил насильственные меры и неприличные духовным увещаниям действия для привлечения прихожан к обществу трезвости. Правда, в данном случае, консистория, получивши объяснение от сего священника, нашла его не только не виновным, но даже заслуживающим похвалы, тем не менее, из отношения Гродненского губернатора на имя митрополита Иосифа видно, что некоторые священники позволяли себе обставлять принятие в общество трезвости прихожан разными обрядами, например, принуждением целовать крест, очевидно, по подражанию ксендзам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010