296 Резолюция митрополита Иосифа в деле Литовской духовной Консистории, 1860 год, 396. Что юные пастыри, выказавшие малодушие, были вообще люди достойные, видно из того, что один из них был впоследствии благочинным и получал награды. Малодушному поступку двух молодых священников следует противопоставить целый сонм страдальцев и исповедников, подвиги которых описаны в мартирологе, напечатанном во многих номерах Литовских епархиальных ведомостей за тот же 1863 год. 297 Дело Литовской духовной консистории, 1863 год, 449. Относительно дочерей Скабаллановича, заподозренных в доставлении продовольствия мятежникам, Иосиф не сделал никакого постановления, в виду того, что обе эти дочери родились и воспитаны были в латинстве и, следовательно, не подлежали ведению духовного начальства. Муравьев сослал их в Гомель, а священник Скабалланович жил в Гродненском монастыре еще долго после смерти Иосифа. Нужно заметить, что загадочный поступок Скабаллановича – единственный среди духовенства Литовской епархии в 1863 году, и что Скабалланович получил чисто-польское образование в Варшавской «академии наук», в начале сего столетия. 298 Сын убитого священника Прокоповича, Константин, обучался в то время в высшем отделении Литовской семинарии. 302 Один из кинжальщиков успел только сильно изранить Домейку, нанеся ему 7 ран, а также – защищавшего его слугу. Кинжальщик, получивший за совершенное преступление условленную плату (700 рублей), скоро был пойман и казнен. Преступление совершено среди белого дня на Немецкой улице, в одном из домов, ныне принадлежащем банкиру Бунимовичу, видном из окон архиерейского дома, в котором почти безвыходно проживал весь год митрополит Иосиф. 303 22 октября совершена, в присутствии Муравьева, закладка этой часовни преосвященным Игнатием, епископом Брестским. 304 В первый раз русское общество познакомилось с польским мятежом 1831 года по сочинению Шмидта, переведенному только в 1862 году на русский язык. В конце 1850-х годов ни в одном центральном учреждении Империи не имелось точных сведений по статистике и этнографии западных губерний. Только в 1863 году, в самый разгар польского мятежа, был издан, составленный Риттихом, атлас населения 9-ти губерний Западного края, по вероисповеданиям и национальностям. До мятежа польская печать, а за нею и некоторые русские органы, не признавали неоспоримых народных прав России на западные её окраины. Влиянию польских идей подчинялись бессознательно даже «многие, находившиеся на службе в разных ведомствах, лица, действуя в районе возложенных на них обязанностей во вред государственным интересам». – Сравн. изд. Батюшкова: «Белоруссия и Литва», стр. 15–17.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В двух первых замечаются поднаречия, именно: на окраинах, смежных с внутренними губерниями, простонародный говор приближается к русскому. В Минской губернии, в частности Речицкого уезда и Мозырском говорят полумалороссийским, а в Пинском - полесским, т. е. грубым малороссийским наречием. В Гродненской губернии, в уездах Брестском, Кобринском, Пружанском и Бельском, говорят по-малороссийски, в Гродненском, по-над рекою Неманом,- по-литовски, в Сокольском же и Белостокском уездах поселенцы Мазуры говорят польским жаргоном. При таком разнообразии наречий, которому дать преимущество…? Выбор трудно сделать и потому, что говорящие по-малороссийски не терпят белорусского языка, и наоборот» (цит. по: Слюнькова. 2009. С. 423-424). Однако М. указывает на существование этнонима «белорусы» и территорию Белоруссии определяет в совр. границах, включая также в состав страны Белостокский и Сокольский уезды. М. достаточно резко высказывался против произнесения проповедей на белорус. языке, притом что близкий ему Пружанский благочинный прот. М. К. Бобровский проповедовал на праздники на «простонародном языке» ( Киприанович. 1897. С. 230-231). В 1862 г. он протестовал против издания Виленским учебным округом белорусских книг для чтения в народных училищах, полагая, что польск. политические круги вынашивают идею о белорус. обособленности ( Долбилов. 2010. С. 894). Однако ряд рус. чиновников критически оценивали деятельность М. Жандармский штаб-офицер по Минской губ. подполковник И. С. Штейн в 1866-1868 гг. в письмах в 3-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии неоднократно обвинял М. в распространении польск. влияния и в том, что он пребывает «в душе прежним униатом». Как и духовенство Минской епархии, по мнению Штейна, он не вносил никакого вклада в миссионерскую кампанию в отличие от мировых посредников и гражданских чиновников. В представленной Штейном в 3-е отд-ние сводке о проступках приходского духовенства епархии - поборах с крестьян, пьянстве и т. д.- фигурировали ок.

http://pravenc.ru/text/2563628.html

Как и в Австрии, главным «действующим лицом» Рождества является младенец Иисус . Именно он и кладёт подарочки под ёлку. А перед этим дети пишут младенцу Иисусу письма с пожеланиями подарков, которое потом вывешивают на ниточке за окно. Когда младенец приносит подарки, в доме звенит колокольчик. Еще один интересный факт из истории чешских рождественских традиций: до XVIII века елку в Чехии подвешивали к потолку вверх ногами.   Традиции Рождества в Беларуси Согласно белоруской традиции, ужин в Сочельник (день накануне Рождества) щедрый, но постный, состоящий из 12 блюд в честь двенадцати апостолов. Сочельник в разных регионах Беларуси называется по-разному. Сочельник, или в белорусском произношении — в Могилевской области и в Витебской. А в Гродненской области он чаще называется «куцця». В Брестской же области последний день перед Рождеством называется коляда, в единственном числе. В этот день, как и у многих православных, есть благочестивая традиция не вкушать ничего «до первой звезды». Самая главная рождественская служба проводится ночью. Рождественская трапеза не имеет специфических блюд, просто разговляются, в том числе и мясными блюдами. Есть традиция застилать праздничный стол сеном в напоминание о том, что Иисус Христос был рожден в пещере, которая служила хлевом для скота. На сено иногда постилают скатерть, а иногда, наоборот, на скатерть кладут немного сена. Посреди стола ставится свеча, которая символизирует Вифлеемскую звезду. И поется или читается рождественский тропарь, церковное рождественское песнопение, отражающее суть праздника: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума; в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока; Господи, слава Тебе!» В этот вечер традиционно положено, чтобы вместе собиралась вся семья, близкие родственники, кушали и пели колядки, народные песни на рождественскую тематику. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей.

http://foma.ru/traditsii-rozhdestva.html

Посему, вопреки мнению консистории, владыка, приняв во внимание еще и то, что настоятельный, многократный, в течение многих лет повторенный и даже до верховной власти доведенный вопль прихожан деревень Ц. и К. показывает всю силу и крайность их желания молиться в той церкви, при которой погребены их отцы и праотцы, и что, за продолжительным оставлением без внимания вопля сих прихожан, было не малое опасение, как бы не ослабело и не извратилось их религиозное чувство, положил ходатайствовать пред св. Синодом об удовлетворении желания означенных прихожан. Само сокращение членов причта, особенно священников, в некоторых бывших раньше двух-штатных и более приходах, сделанное также ради материальных выгод духовенства Литовской епархии, в свою очередь, не могло не отразиться неблагоприятно на интересах церкви православной. В доказательство сего можно указать на сообщение 294 одного лица, близко знавшего положение дела в крае, относительно крайне недостаточного числа священников в Гродненской губернии и происходивший от того вред. Так, например, в местечке Деречине, Слонимского уезда, при 7926 душ обоего пола было только 2 священника, в Дмитровицком, раскинувшемся на два уезда Брестский и Пружанский, на 4745 душ один священник. 295 Конечно, вследствие такого большего числа прихожан и при других обязательных занятиях священника, кроме прихода, как-то: законоучительстве, ведении церковного хозяйства и прочем, являлась неизбежно небрежность в отправлении треб и незнание пастырем своих овец. Не мог не обратить и на это печальное явление своего внимания благопопечительный архипастырь Алексий и, по его представлению, с 1885 года постепенно стали открываться закрытые и приписанные к другим приходы и церкви и увеличиваться штаты наличных членов причта в многолюдных приходах, хотя, конечно, трудно было поправить в короткое время все то зло, которое принесло за собою сокращение приходов и штатов причтов и перечисление прихожан из одного прихода к другому, и которое выразилось в отчуждении народа от своих пастырей и самой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

пастор Симон Будный разорил 650 правосл. церквей и домовых храмов, взамен к-рых были поставлены кальвинист. храмы. С. Будный основал в 1562 г. типографию в Несвиже и издал на белорус. языке написанные им сочинения «Катехизис» и «Об оправдании грешного человека перед Богом». В 1574 г. он создал типографию в имении Лоск (совр. Минская обл.), где опубликовал свои труды «Про две сущности Христа», «Против крещения детей» и др. Кальвинист В. Н. Тяпинский в 70-х гг. начал издание Евангелия на 2 языках: церковнослав. и старобелорус. В посл. десятилетия XVI в. протестант. типографии были организованы более чем в 10 городах и местечках Б. Реформационное книгоиздание на польск. языке было представлено деятельностью типографии в Бресте, где в 1563 г. П. Базиликом на средства Н. Радзивилла Чёрного была издана Брестская Библия, предназначавшаяся для протестантов Польши и ВКЛ. Наиболее крупные протестант. типографии действовали также в Любче (совр. Новогрудский р-н Гродненской обл.), Вильно, Клецке, Бресте. В. Н. Тяпинский. Гравюра. 1576 г. В. Н. Тяпинский. Гравюра. 1576 г. Во 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в. в Б. существовало 85 кальвинист. общин (в ВКЛ - 190), входивших в Литовскую провинцию, к-рая делилась на 6 дистриктов (округов): Брестский, Виленский, Жмудский, Завилейский, Новогрудский, Русский (позже Белорусский с центром в Минске), центром провинции был Вильно. Высшим органом управления являлись провинциальные синоды, в округах - партикулярные синоды, в их работе принимали участие как духовные, так и светские лица. Между синодами руководство кальвинистами Б. осуществляли суперинтенданты, а в дистриктах - сеньеры. В 1563 г. Виленский сейм уравнял кальвинист. шляхту в правах с католич. и правосл. К кон. 60-х гг. XVI в. в состав Верховной рады ВКЛ («Паны-рада») входило 17 протестантов, 9 православных и 2 католика. В 1-й пол. 60-х гг. XVI в. из кальвинизма выделяется радикальное направление антитринитариев (социниан или ариан), покровителем к-рых был белорус. магнат Я. Кишка. При его покровительстве были созданы типографии в Лозках (Ошмянский повет), в Любче и Заславле.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Юго-западные русские, как долее боровшиеся при помощи казаков против унии, тотчас же после возвращения западных русских губерний к восточной России оставили унию и воссоединились с православною греко-российскою церковью; то были населения губерний: Подольской, Киевской, Волынской и отчасти Минской. 28 Белорусское же население, а именно в губерниях: Гродненской, Виленской, Минской, Могилевской и Витебской, крепче держалась унии, так как здесь более гнездилось иезуитов, главных деятелей унии. Были коллегии иезуитов в Вильне, Гродне, Лиде, Новогрудке, Несвиже, Минске, Пинске, Орше, Мстиславе, Могилеве, Витебске, Полоцке, не считая иезуитских миссий, переменивших местопребывание по обстоятельствам. Для большей же прочности унии, иезуиты озаботились реформою унитских монастырей. Наставниками унитских послушников были иезуиты в звании магистров (magistri novitiorum). Обогащенные унитские монастыри наполнялись католиками, принимавшими униатство при поступлении в монашество, а из таких монахов псевдо-унитов поступали иезуиты в греко-унитские архиереи и унитские монахи, занимаясь воспитанием юношества, внушали ему ненависть к православным и упражняли его в преследовании их. Вот образец такого упражнения учеников минских унитских монахов, который беру из числа многих подобных древних документов. Это официальный осмотр возного о православных, пораненых означенными учениками 1617 года. Возный видел: «На Федору Фомичу рану на руце и в голове над виском; на Янку Александровичу на твари (лице) подбито, пошарпано (исцарапано), покровавлено; на Ивану Петровичу хребет весь сбитый, спухлый, и рука левая шкодливе перебита, что и пальцами двема не ведати если будет владеть; на Янку Василевичу также раны синевыя; а хлопца (слугу) пана Ивана Павловскаго, Юрка Ивановича, виделисьмо у постели лежачаго, окрутне (жестоко) сбитаго, у голове камнем пробитая рана шкодливая, и хребет весь синий, кийми збит, с котораго збитья не ведати если будет жив; иных хлопчат (возный называет 7 человек) видел збитых я по твари пошарпаных и покровавленных».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/yu...

По случаю разделения Руси на восточную и западную и русская иерархия разделилась, но не враждебно; и киевские, и московские митрополиты назначались константинопольским патриархом; в нехоторых только случаях, при неблагоприятных политических обстоятельствах, местные иерархи с князьями избирали митрополитов, не требуя согласия константинопольских патриархов, но никогда не подчинялись папам римским. Так жила Русь литовская или западная пока не был избран в короли польские великий князь литовский Ягелло (Ягайло) и не обращен из православия, в котором он назывался Яковом, в латинство, под именем Владислава 21 . Фанатизм и неразвитость польского духовенства того времени не признавали для людей спасения вне исповедания римской церкви, и всех, не принадлежавших к ней, ставили наравне с язычниками. Польские историки, говоря, что Ягелло (Ягайло) ввел в конце XIV столетия христианство в Литву, вводят в заблуждение многих, понимающих под именем Литвы все западные губернии, бывшие тогда во владении Литвы: все языческое население этой страны состояло в то время исключительно из литовского и самогитского (жемойтского, жмудского) племен, заселяющих теперешнюю Ковенскую и часть Виленской губернии. Народонаселение же прочих областей, то есть нынешних губерний: Подольской, Киевской, Волынской, Гродненской, Минской, Витебской и Могилевской, исповедовало исключительно веру православную. Язык в этих областях был русский, и не было в них следов римского католицизма, только со времен Ягелла (Ягайлы) начал он втискиваться между православными. Хотя поляки и после Ягелла (Ягайлы) продолжали избирать в короли себе великих князей литовских, но Литва еще не переставала быть самостоятельною: спорили даже о границах между Польшей и Литвой. Русское население Литвы противилось усилиям поляков соединить эту страну с Польшей, опасаясь уже осязательных в то время стремлений Польши к подавлению в Литве православия и русской народности. При всем том, некоторые из русских и обруселых литвинов, побуждаемые желанием высших должностей в государстве и приобретения государственных земель, начали переходить в латинство, так что в XVI столетии число этих вельмож-ренегатов достигло уже значительной цифры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/yu...

Вторжение Бонапарта Михаил Андреевич Огинский (так его звали на русский манер) встретил в Вильно, откуда отступал вместе с русскими войсками до Витебска, после чего выехал Петербург. После изгнания Наполеона Огинский поселился в имении Залесье (ныне Гродненская область), где занимался творчеством и прожил до 1822 года. Его сын Ириней Михайлович Огинский честно служил российскому престолу, имел чин статского советника и должность камергера при дворе русского императора. История княжеского рода Огинских свидетельствует в том числе и том, что на Белой Руси даже в самые мрачные и жестокие времена владычества Речи Посполитой, гонений на русскость и православную веру русское начало на белорусских землях было неистребимо, хотя временами приобретало совершенно скрытые формы. Носителями русского начала был не только простой народ (православные и тогдашние униаты, многие из которых были криптоправославными), но и по крайней мере часть западнорусской знати, принявшей католичество и внешне ополяченной. Эти обстоятельства необходимо учитывать при рассмотрении исторических событий XVII, XVIII и XIX веков. Еще одним историческим персонажем, крайне противоречивым и при этом относящийся к упомянутой категории знати, является Лев Иванович Сапега. Происходил он из смоленских бояр; несколько раз менял вероисповедание - православие, кальвинизм, католицизм - занимал высшие государственные посты в Литовско-Русском великом княжестве и Речи Посполитой (писарь великого княжества, королевский писарь, подканцлер и великий канцлер великого княжества); был сторонником Брестской церковной унии (1596 г.), принимал непосредственное участие в её организации, но при этом был против жёстких методов её внедрения. Лев Сапега. Личность крайне противоречивая, но благодаря ему, русский язык был государственным в Великом княжестве Литовском и Русском В то же время во время выборов в 1587 году короля Речи Посполитой он выступал за избрание на королевский престол русского царя Фёдора Иоановича. Сторонники царя Фёдора рассчитывали, что избрание его королём позволит установить с Русским царством дружеские и союзнические отношения и защитит Великое княжество Литовское и Русское от нарастающей польской гегемонии. Стараниями Льва Сапеги был подготовлен и в январе 1588 года принят на сейме Речи Посполитой и утверждён королём Сигизмундом III третий Статут Великого княжества Литовского, который действовал в качестве кодекса законов на территории белорусских губерний и после их возврата в лоно Русского государства вплоть до 1840 года, когда на этих территориях было введено общероссийское законодательство.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/21/belaya...

Первый настоятель возрожденного Покровского храма протоиерей Шутов Павел Петрович родился в 1885 г., в г. Молога Ярославской области. Имел классическое образование: Духовное училище, Семинарию и Ярославский Юридический лицей. В 1909 году он был рукоположен и служил священником в Ярославской Феодоровской церкви, а с 1933 г. переведен к кладбищенской церкви г. Рыбинска. В 1936 г. Шутов был сослан в трудовой исправительный лагерь (Сиблаг) на пять лет по обвинению - 58 ст. УК (контрреволюционная деятельность). С 1942 года священник проживал в г. Алейске, а с 15 декабря 1943 г. - в г. Барнауле. Силами верующих Покровский храм был подготовлен для освящения менее чем за два месяца. В воскресение пятой недели Великого поста – 26 марта 1944 г. Высокопреосвященнейшим Варфоломеем, Архиепископом Новосибирским и Барнаульским, «при громаднейшем стечении народа, радовавшегося и этому торжеству, и вообще открытию церкви», храм был освящен. Первым псаломщиком Покровской церкви был диакон Павел Андренюк. Он родился в 1889 г. в с. Барщево Брестской области. Вырос при церкви, нес послушание на клиросе. 20 июня 1912 г. Высокопреосвященнейшим Михаилом (Ермаковым) Гродненским и Брестским был назначен псаломщиком Грушевской церкви Корбинского уезда, где беспорочно прослужил до 1941 г. 20 июня 1941 г. перед оккупацией немцами Брестской области эвакуировался вместе с семьей в г. Барнаул. С 1942 по март 1944 г. работал на мясокомбинатской железнодорожной ветке в г. Барнауле. В 1944 г. архиепископ Варфоломей рукоположил его в сан диакона к Покровской церкви г. Барнаула. С открытием церкви стал формироваться церковный хор. Первым регентом стал пожилой музыкант Захар Семенович. Регент организовал проведение репетиций хора. В восемнадцать лет пришла в хор Покровской церкви Мария Хлебникова. Она не знала нотной грамоты, но очень хотела петь в хоре. Захар Семенович прослушал ее и сказал, что принимает в хор. Из ее воспоминаний: «разучивали новую «Херувимскую песнь» готовились к Пасхе!». Многие старые прихожане Барнаула еще помнили церковные службы и былые напевы. Пели по рукописным дореволюционным нотам. Основу хора составляли пожилые певцы, которые любили и знали церковную службу и церковные распевы. Нужно сказать, что молодых подростков не брали в хор: это было запрещено советской властью. Только после совершеннолетия (после 18 лет) и только те, родители которых были простые рабочие и не принадлежали коммунистической партии, могли находиться на богослужении. Некоторые отъявленные коммунисты вылавливали детей и подростков в церкви, вызывали родителей и проводили унизительные беседы на атеистические темы.

http://sobory.ru/article/?object=09834

Хотя граф Левашов уведомил меня, от 2 мая, что об удовлетворении моего требования предложено им Каменец-Подольскому военному губернатору; хотя консистория просила и после того в 5 день июля самого Подольского губернатора о высылке в Жировицы означенных двух священников: за всем тем однако же, таковое требование и до сих пор не исполнено. Между тем, по случаю сих вероятно своевольно скитающихся священников, последовало к вашему высокопревосходительству неосновательное донесение, будто Греко-униатское духовное начальство рукополагает в Подольскую губернию новых священников; и я вынужденным нахожусь обнаружить невнимательность гражданского начальства Подольской губернии к удовлетворению законных требований епархиального Греко-униатского начальства и покорнейше вас просит о предписании кому следует, чтобы упомянутые выше священники Андрей Криницкий и Мартин Гречина доставлены были без замедления в Жировицы. С сим вместе долгом считаю присовокупить, что не только для Подольской, но и для Волынской губернии, в которой считается около ста Греко-униатских приходов не рукоположено мною ни одного священника в течение более двух лет моего управления Литовскою епархиею, и напротив, некоторые священники, прежде рукоположенные, переведены мною оттуда в Гродненскую и Минскую губернии. Викарному епископу Антонию Зубко, от 25 сентября за 640, о поручении ему посвятить 7 воспитанников дьячковского училища в певцы, а 3 в чтецы, определяющихся к причётническим местам На основании представления консистории, от 3 сего сентября за 8321, и приложенной при оном ведомости воспитанникам дьячковского училища, подписанной членами консистории и правления епархиальной семинарии, я поручаю вашему преосвященству посвятить по чину нашей Греко-восточной Церкви определённых по моему предложению консисторией к разным церквам причётников, а именно, в певцы: 1) священнического сына Антона Котовича к Вистыцкой церкви в Брестском деканате; 2) священнического сына Гервасия Харламповича к Лидской церкви Лидского деканата; 3) церковнослужителя Степана Керкевича к Тевельской церкви Кобринского деканата; 4) церковнослужителя Давида Желязовского к Дмитровичской церкви Каменецкого деканата; 5) церковнослужителя Степана Славинского к Збероговской церкви Брестского деканата; 6) церковнослужителя Якова Головчинского к Сухопольской церкви Пружанского деканата, и 7) священнического сына Илью Смороцкого к кафедральному собору;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010