Дело в том, что иной пр. викарий, обозрев известную часть епархии, составив даже весьма обстоятельный отчет о своей ревизии и сдав его в консисторию, иногда не мог дождаться, что будет постановлено ею относительно устранении замеченных им недостатков в церковной жизни, потому что получал перевод на другое место. Между тем новый пр. викарий, не всегда справляясь с отчетами своего предшественника, при обзоре епархии находил уже другие недостатки в церковной жизни и по тому самому не настаивал над непременным устранением раньше замеченных. Этим, конечно, объясняется то обстоятельство, что в отчетах викариев очень часто указываются такие недостатки в церковной жизни, которые не должны были бы и существовать, принимая во внимание то, что прошло уже 50 лет со времени воссоединения, период времени достаточный для того, чтобы разные нелепые униатские обычаи были искоренены, если бы только епархиальное начальство настойчиво требовало того от духовенства. Что касается до круга дел, предоставленных пр. викариям епархиальными преосвященными, то он был не одинаков. Согласно общему порядку, все дела по Виленской и Ковенской губернии, требовавшие в консистории резолюции, кроме текущих дел, посылались на предварительное, после консисторского распоряжения, рассмотрение Ковенского викария, и Гродненской губернии – викария Брестского, после чего поступали уже на окончательное рассмотрение епархиального преосвященного. Иногда епархиальные преосвященные находили необходимым расширить круг дел, подлежавших рассмотрению пр. викария. Так митрополит Иосиф, отъезжая в 1841 в Санкт-Петербург для присутствия в Белорусско-Литовской духовной коллегии, поручил своему викарию, пр. Михаилу, кроме рукоположения ставленников и вообще совершения богослужения, утверждать все протоколы и журналы консисторские по делам, предоставленным его власти, тогда как до этого распоряжения пр. Иосифа в Литовской епархии еще не было установлено такого порядка, по которому бы все постановления консистории утверждались местным преосвященным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОЯЛОВИЧ Михаил Иосифович (20.09.1828, мест. Кузница Сокольского у. Гродненской губ. (ныне село в повете Сокулка Подлясского воеводства, Польша) - 23.08.1891, С.-Петербург), историк, публицист. Род. в семье униатского священника, в 1839 г. воссоединившегося с РПЦ. В 1855 г. окончил СПбДА, преподавал там же: в 1856-1857 гг. на кафедре сравнительного богословия и рус. раскола, в 1857-1869 гг. на кафедре рус. гражданской и церковной истории; в 1869-1891 гг. заведовал кафедрой русской гражданской истории. Экстраординарный профессор (1862), ординарный профессор (1873), заслуженный ординарный профессор (1881). Одновременно исполнял должности инспектора академии (1874-1878), помощника ректора по церковно-историческому отд-нию (1884(1878?)-1891). Сотрудничал в «Журнале Министерства народного просвещения», журналах «Церковный вестник», «Христианское чтение», «Гражданин», «Литовские ЕВ», газетах «Русский инвалид», «Новое время», «День» и др. Член С.-Петербургской археографической комиссии (1865) и С.-Петербургского славянского благотворительного об-ва (1890). Согласно взглядам К., для исторического познания характерен субъективизм, присутствие к-рого «и неизбежно, и желательно». Задача историка состоит в том, чтобы определиться, в пользу какого субъективизма он делает выбор. К. разделял позиции славянофилов, т. к. считал их мировоззрение наиболее соответствующим задачам понимания рус. и всеобщей истории. Внутреннюю основу рус. жизни К. видел в общинно-вечевых традициях и соборности. Отступление от них, напр. возникновение крепостного права, объяснял зап. влиянием. По мнению К., у Запада России следовало заимствовать лишь технические достижения и «ремесленную культуру». Православной Церкви К. отводил решающую роль в развитии нравственности. Роль интеллигенции в рус. истории оценивал критически, осуждая ее за отрыв от народа и подверженность зап. влияниям. Основные труды К. посвящены церковно-бытовой и политической истории Вел. княжества Литовского (ВКЛ). К. развивал тезис славянофилов о единстве рус. народа (великороссов, малороссов и белорусов) и аристократии, скрепленном православной верой, языком и кровным родством. Стремился показать, что, несмотря на объединения ВКЛ с Польшей (1386, 1569) и заключение Брестской унии 1596 г. , вследствие чего «западнорусы» едва не потеряли свою аристократию, веру и культуру, в местной «русско-народной жизни» сохранились «старорусское начало» и мощное тяготение к правосл. вере, а рус. цивилизация всегда была центром притяжения для населения края.

http://pravenc.ru/text/2458919.html

профессор Константин Васильевич Харлампович (18.07.1870–21.03.1932) Профессор Константин Васильевич Харлампович Российский и советский историк церкви, историк просвещения, богослов. Лауреат Уваровской премии. Член-корреспондент Петербургской АН с 1916 года, академик Украинской АН с 1919 года по 1928 год (исключён за контрреволюционные взгляды). Принадлежал к «западнорусской» исторической школе. Биография Родился в селе Рогачи, Брестского уезда Гродненской губернии (ныне село в Милейчицкой гмине Семятыченского повята Подляского воеводства в Польше) в семье священника. Образование получал в Виленском духовном училище, которое окончил в 1884 году, Литовской духовной семинарии (1884—1890) и Санкт-Петербургской духовной академии, окончил которую в 1894 году со степенью кандидата богословия. После обучения он переехал в Казань, где в феврале 1895 года устроился преподавателем латинского языка в Казанской духовной семинарии, где преподавал по 1914 год. 20 марта 1899 года получил степень магистра. В 1900 году удостоился двух премий — Уваровской Академии наук (рецензент — проф. Пл. Н. Жукович) и Карповской Московского общества истории и древностей российских (рецензент — проф. С. Т. Голубев), за магистерскую диссертацию: «Западно-русские православные школы XVI и начала XVII b., отношение их к инославным, религиозное обучение в них и заслуги их в деле защиты православной веры и церкви», защищённую в 1899 году. 14 мая 1900 года стал приват-доцентом. В весенний семестр 1900/01 академического года читал «Историю русского раскола старообрядчества и единоверия», в осенний семестр — «Историю школ и духовного образования в России до начала XVIII ст.» Утверждён 25 августа 1909 году экстраординарным профессором Казанского университета по кафедре истории русской церкви историко-филологического университета. В 1914 году защитил докторскую диссертацию, а в 1916 году избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Член Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, которое советской властью было объявлено «средоточием отсталых и реакционных элементов, миссионеров, шовинистов и националистов».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕЛАРУСЬ [Республика Беларусь, Белоруссия], гос-во в Вост. Европе. Территория: 207,6 тыс. кв. км. Столица: Минск. География. Граничит на северо-западе с Литвой , на севере с Латвией , на северо-востоке и востоке с Россией , на юге с Украиной , на западе с Польшей ; расположена на западе Восточно-Европейской равнины. Население: более 9951 тыс. чел. (2002). Белорусы составляют ок. 81,2% населения, остальные национальности - русские (11,4%), поляки (3,9%), украинцы (2,4%), евреи, татары, литовцы, латыши, цыгане, немцы и др. За пределами Б. проживает ок. 3 млн белорусов (Россия, Украина, США, Польша, Латвия, Литва, Канада, Аргентина). Гос. устройство. Б.- президентская республика. Глава гос-ва - Президент Республики Беларусь. Представительный и законодательный органы - Палата представителей и Совет Республики, исполнительная власть принадлежит Совету министров Республики Беларусь во главе с премьер-министром. Гос. языки - белорус. и рус. Основной закон - Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями референдума от 24 нояб. 1996). Местное управление и самоуправление осуществляются через местные советы, их исполнительные и распорядительные органы. В Б. 6 областей (Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Могилёвская и Минская) и 117 районов. Политическая и гражданская история Б. В V-VIII вв. по Р. Х. с юга по территории Б. началось расселение слав. племен, сопровождавшееся контактами с местными балтскими племенами (родственными совр. литовцам и латышам), в результате чего нек-рые локальные группы балтов были частично ассимилированы, а частично (в зап. областях Б.) составили смешанные общности славяно-балтского населения. К IX-X вв. территория совр. Б. была почти полностью заселена слав. союзо-племенными общностями кривичей, дреговичей, радимичей, частично волынян, древлян. Полоцкая группа кривичей составила ядро 1-го на землях Б. слав. гос. объединения - Полоцкого княжества. В кон. X в. возникло Турово-Пинское княжество. Часть сев.-вост. и юго-вост. земель Б. входила в состав Смоленского и Черниговского княжеств. В XI-XIII вв. в зап. Б. существовали также Гродненское и Новогрудское княжества. В X-XI вв. начались процессы сглаживания этнокультурных особенностей восточнослав. объединений на территории совр. Б., Украины и части России, что было связано с вхождением их в единое древнерус. гос-во - Киевскую Русь, где господствующей религией было Православие. В результате на территории расселения большей части вост. славян, в т. ч. в Б., начали складываться общие элементы культуры, письменности, языка, образа жизни и самосознания князей, их дружин, духовенства, горожан.

http://pravenc.ru/text/77856.html

В Москве открылась фотовыставка, посвященная партизанскому движению Москва, 27 апреля 2005 г. 26 апреля в Московском музее современного искусства открылась фотовыставка " Партизанское движение на территории России, Украины и Белоруссии " , сообщает " Мосинформ " . Организаторами фотовыставки к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне: " Идет война народная " , " Партизанское движение на территории России, Украины и Белоруссии " выступили правительство Москвы, комитет по культуре города Москвы, Московский музей современного искусства, Российская академия художеств, Российский государственный архив кинофотодокументов. Партизанская война началась для народов России, Украины, Белоруссии 22 июня 1941 года. Она продолжалась до осени 1944 года. В ней приняли участие, непосредственно в партизанских отрядах, более 1 000 000 советских граждан. В партизанах были мужчины и женщины, старики и дети, жители городов и деревень; партизанами становились оказавшиеся в окружении воины Советской армии. Это движение против агрессоров, захвативших родную землю, устанавливающих на ней чужие порядки, охватило огромные территории. В России партизанское движение стало массовым на западе и на юге, попавших в зону оккупации. На Украине только в 1943 году действовало 70 000 партизан в отрядах, не считая скрытых резервов в городах и малых населенных пунктах. В Белоруссии, которую называли " партизанской республикой " , сражалось более 440 тысяч партизан, объединенных в 997 отрядов, составляющих 199 партизанских бригад и 14 партизанских полков. Уникальным явлением стало существование внутри территории, оккупированной врагом, весьма значительных по площади районов, освобожденных от захватчиков. Такой район получал название " партизанский край " . Здесь работали школы, больницы, библиотеки, выходили газеты, была налажена связь с " большой землей " , крестьяне продолжали трудиться в колхозах. " Партизанские края " существовали: в России – в Брянской, Калининской, Ленинградской, Новгородской, Орловской, Пензенской, Псковской, Смоленской, Тамбовской областях; в Украине – в Ворошиловградской (Луганской), Запорожской, Киевской, Ровенской, Сталинской (Донецкой), Сумской, Черниговской областях; в Белоруссии – в Брестской, Гомельской, Гродненской, Минской областях.

http://pravoslavie.ru/13387.html

Методист управления социальной и воспитательной работы государственного учреждения образования (ГУО) «Академия последипломного образования» А.М. Деменцевич в своем выступлении отметила, что организовано целенаправленное и плодотворное взаимодействие на основе Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью. В качестве одного из примеров Анна Михайловна привела ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию на базе ГУО «СШ 24 г. Борисова» (руководитель Т.Н. Прокопенкова): «Среди реализуемых на базе школы проектов — мини-футбольный клуб " Декос " в рамках районной лиги " Здоровая молодежь " . В течение года проводятся футбольные турниры, в которых участвуют дети, состоящие на различных видах учета. Руководит клубом священник Андрей Шабаловский, настоятель борисовского храма Димитрия Донского. На базе этой школы и других учреждений образования Борисовского района организована качественная работа в этом направлении».  А.М. Деменцевич также отметила, что работа ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию развивается по разным направлениям и доказала свою эффективность. В лидерах Минская область —19 ресурсных центров, Витебская область представлена 12 ресурсными центрами. Для сравнения: Брестская область — 1, Гомельская область — 1, Гродненская область — 3, Могилевская — 2, город Минск — 1. «Эффективная система духовно-нравственного воспитания, хорошо организованная, продуманная, четко ориентированная, может и должна стать главным средством противодействия негативным проявлениям социальной среды. В дальнейшем необходимо усилить взаимодействие учреждений образования с епархиями Белорусской Православной Церкви по семейному воспитанию учащейся молодежи на основе христианских ценностей, направленное на принятие молодым поколением таких понятий как целомудрие, крепкая семья, ответственное родительство, уважение родителей», — считает методист. Профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Института управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь С.В.

http://patriarchia.ru/db/text/5638398.ht...

Подпоручик Владимир Котлинский В дневнике боевых действий 226-го Землянского полка говорится: «Приблизившись к противнику шагов на 400, подпоручик Котлинский во главе со своей ротой бросился в атаку. Штыковым ударом сбил немцев с занятой ими позиции, заставив их в беспорядке бежать… Не останавливаясь, 13-я рота продолжала преследовать бегущего противника, штыками выбила его из занятых им окопов 1-го и 2-го участков Сосненских позиций. Вновь заняли последнюю, вернув обратно захваченные противником наше противоштурмовое орудие и пулеметы. В конце этой лихой атаки подпоручик Котлинский был смертельно ранен и передал командование 13-й ротой подпоручику 2-й Осовецкой саперной роты Стрежеминскому, который завершил и окончил столь славно начатое подпоручиком Котлинским дело». Котлинский умер к вечеру того же дня, Высочайшим приказом от 26 сентября 1916 года он был посмертно награжден орденом святого Георгия 4-й степени. Сосненская позиция была возвращена, и положение было восстановлено. Успех был достигнут дорогой ценой: погибло 660 человек. Но крепость держалась. К концу августа удержание Осовца потеряло всякий смысл: фронт откатился далеко на восток. Крепость была правильным образом эвакуирована: врагу не оставили не то что орудия – ни единого снаряда, патрона и даже консервной банки не досталось немцам. Орудия по ночам тянули по Гродненскому шоссе по 50 солдат. В ночь на 24 августа русские саперы подорвали остатки оборонительных сооружений и ушли. И лишь 25 августа немцы рискнули войти в развалины. К сожалению, часто русских солдат и офицеров Первой мировой упрекают в недостатке героизма и жертвенности, рассматривая Вторую Отечественную через призму 1917 года – крушения власти и армии, «измены, трусости и обмана». Мы видим, что это не так. Оборона Осовца сравнима с героической защитой Брестской крепости и Севастополя во время Великой Отечественной войны. Потому что в начальный период Первой мировой войны русский солдат шел в бой с ясным сознанием, за что он идет, – «За Веру, Царя, и Отечество». Шел с верой в Бога и крестом на груди, препоясанный кушаком с надписью «Живый в помощи Вышняго», полагая душу свою «за други своя».

http://pravoslavie.ru/81193.html

1919 г. Директория своим декретом объявила об автокефалии Украинской Церкви, в связи с чем из приверженцев автокефалии во главе с Екатеринославским архиеп. Агапитом (Вишневским) была сформирована т. н. Украинская высшая освященная церковная рада. В период развития на Украине раскольнических движений, закончившийся образованием в 1921 г. самосвятской Украинской автокефальной правосл. церкви, В. твердо придерживался принципа канонической верности укр. епархий Патриарху св. Тихону. 14 июля 1921 г. вместе с др. правосл. архиереями В. подписал Обращение Собора епископов Украины с призывом не признавать решений автокефалистского Украинского церковного собора Киевщины. 18 авг. 1921 г. вместе со всем епископатом Украинской Церкви во главе с управляющим Киевской епархией Гродненским и Брестским архиеп. Михаилом (Ермаковым) В. подписал Обращение Собора епископов Украины, направленное против самосвятского лжесобора и автокефалистского раскола, возглавляемого В. Липковским . В. был готов к диалогу с раскольниками, его целью было убедить их прекратить антицерковную деятельность. Так, 26 февр. 1920 г. он присутствовал на литургии в трапезном храме Софийского собора (Малой Софии), совершаемой на укр. языке приверженцами Липковского, затем отслужил панихиду по Т. Г. Шевченко. На лжесоборе 1921 г. также сообщалось, что в том году на Пасху приверженцы Липковского приходили к В. и он принял их, христосовался с ними со слезами на глазах, однако негативного отношения к автокефалистскому движению не изменил. В ночь со среды на четверг на Страстной седмице 1923 г. как архиерей, не признавший ни самосвятской Украинской церкви, ни обновленческого ВЦУ (см. Обновленчество ), В. был арестован вместе с архиеп. Михаилом и еп. Димитрием. Содержался в Бутырской тюрьме в Москве. 12 апр. 1924 г. Патриарх Тихон безрезультатно ходатайствовал о его освобождении. В. был приговорен к ссылке, с мая 1923 по авг. 1924 г. находился в с. Ижма Коми (Зырян) автономной обл. По окончании ссылки вернулся в Киев, был назначен епископом Прилукским.

http://pravenc.ru/text/150699.html

Усмотрев из представления консистории, от 2 апреля за 2802, что священник Андрей Криницкий, вместо нахождения при Добромысльской Церкви, проживает в Подольской губернии, я отношусь ныне к генерал-губернатору графу Левашову, и со своей стороны, о предписании кому следует как означенного Криницкого, так и Мартина Гречину выслать в консисторию посредством местной полиции. Засим предлагаю консистории, в подтверждение предложения моего, от 23 июня прошлого 1834 года, означенных двух священников за своевольную отлучку подвергнуть, по мере вины каждого из них, строгому взысканию, и после такового обратить их по прежнему: первого к Добромысльской, а последнего, к Хомской церкви; вместе же с тем, не оставить без взыскания и священника Добромысльской церкви Гриневича, если он не доносил благочинному в своё время об отлучке помянутого Криницкого в Подольскую губернию, если же доносил, то самого благочинного, не доносившего о том консистории. В Греко-униатскую духовную коллегию, от 20 апреля за 255, с донесением о раздаче по церквам Московских служебников и молебных пений, и с просьбой о присылке таковых книг и для остальных церквей Определённые коллегией в феврале, а назначенные к отпуску из Московской синодальной типографии в апреле месяце истекшего года, богослужебные книги, для руководства по Греко-униатским церквам, доставлены для Литовской епархии в Жировицы только к концу октября месяца в числе: служебников – 484 и последования молебных пений – 688 экземпляров. Для передачи сих богослужебных книг по Греко-униатским церквам сделаны были мною в своё время соответственные распоряжения, вследствие коих разобрано духовенством по одному служебнику и одной книге молебнах пений для следующего числа церквей, именно, по деканатам: Пружанскому для 10, Вилейскому для 17, Новогрудскому для 39, Слуцкому для 26, Каменецкому для 24, Брестскому для 23, Полескому для 23, Камено-Коширскому для 15, Дорогичинскому для 22, Белостокскому для 11, Пинскому для 10, Волковыскому для 20, Ковельскому для 5, Ратненскому для 20, Бельскому для 13, Луцкому для 18, Олыкскому для 6, Минскому для 33, Кашогродскому для 8, Любешовскому для 19, Кобринскому для 20, Лидскому для 24, Домбровицкому для 6, Заржечно-Пинскому для 7, Ошмянскому для 14, Дрогицкому для 8 и Гродненскому для 13 церквей, да кроме того для всех мужских и девичьих монастырей. Засим израсходованы уже все служебники, а осталось только около двухсот книг последования молебных пений.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Для отклонения ответственности по настоящему предмету долгом считаю о прописанном выше довести до сведения вашего сиятельства, имею честь быть. Литовской консистории, от 18 марта за 807, об обязании священника Подбельской церкви Мышковского отыскать себе помощника из семинаристов Благочинный Бельский протоиерей Лопушинский доносит мне, что священник Подбельской церкви Василий Мышковский, по преклонным летам и другим причинам, не удовлетворяет потребностям занимаемого им места. Предлагаю консистории обязать священника Мышковского подпиской, что он в течение одного года отыщет себе помощника из оканчивающих курс наук семинаристов, тем более, что у него есть взрослые дочери, в противном же случае, лишится занимаемого им священнического места. Ректору Литовской семинарии архимандриту Евсевию, от 21 марта за 864, о предъявлении оканчивающим курс семинарских наук списка священников, нуждающихся в помощниках В настоящее время только несколько имеется в епархии вакантных священнических мест, и потому оканчивающие ныне курс наук семинаристы принуждены будут ожидать таковых мест весьма продолжительное время. Между тем, в епархии находится много священников, которые, по преклонным летам и по другим причинам, нуждаются в помощниках. У этих священников есть дочери или родственницы, которых они желали бы пристроить, и многие семинаристы, женившись на них, могли бы получить помощнические места и обеспечить сим образом свою участь, с надеждою поступления впоследствии вполне на таковые священнические места. Препровождая при сём именной список священникам, требующим помощников, поставляю вам в обязанность, отец ректор, сообщить оный ученикам высшего отделения семинарии, так как многие из них могут заблаговременно, сообразясь о своих обстоятельствах, решиться на получение одного из помощнических священнических мест и с окончанием курса наук начальство может уже не иметь их в виду к другим назначениям. Викарному епископу Михаилу, от 30 марта за 900, о невыгодности дома в Гродно князя Четвертынского, предположенного к покупке под помещение Брестского епископа На отношении Гродненского гражданского губернатора, от 21 марта за 3321, с двумя чертежами находящегося в Гродно дома князя Четвертынского и объявленная им к продаже за 20 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010