1) уведомить Виленскую палату государственных имуществ о том, какие по Виленской губернии Православные монастыри назначены штатными, в каких положены классах, и какие им следуют угодья и служители; 2) дать знать всем настоятелям и настоятельницам монастырей, какие для управляемых ими монастырей должны быть требуемы угодья и число монастырских служителей; 3) за сим войти в сношение как с Виленской, так с Гродненскою и Белостокской палатами государственных имуществ, чтобы следующим монастырям Литовской епархии угодья, как то: земли, леса, мельницы и рыбные ловли, были для них наделены в узаконенном количестве и качестве, стараясь в особенности, чтобы они были в возможно меньшем расстоянии от монастырей и в нераздельных участках, дабы по неудобству вместо пользы не обратились в тягость для монастырей; 4) как по существующим постановлениям монастыри и архиерейские дома не могут требовать перемены отведённых им единожды от казны дач, то в приёме отводимых угодий консистория должна наблюдать особенную осмотрительность, и не иначе разрешать приём таковых угодий, как по предварительному освидетельствованию оных через благонадёжных духовных чиновников и по моему утверждению. Само собою разумеется, что для монастырей не следует требовать таких угодий, какими они уже наделены. Что касается наделения угодьями архиерейского дома, то с сим следует воздержаться, до разрешения дела о предположении отдать тому дому небольшое имение Тринополь. Брестскому благочинному Соловьевичу, от 19 августа за 1089, о приготовлении всего нужного для архиерейского служения при открытии в Бресте кадетского корпуса При открытии кадетского корпуса в городе Бресте, в 30 день сего августа, я буду служить в церкви, временно устроенной в одном из залов сего заведения. Поставляю вам в обязанность, отец протоиерей, наблюсти за правильным устройством той церкви, так, чтобы она была совершенно готова к моему приезду. Освящение Церкви совершится утром 30 августа перед моим служением. Всё нужное для архиерейского служения и певчий хор будет со мною; а у вас, надеюсь, есть всё прочее, во всякой церкви быть долженствующее. Священников со мною будет только два или три, – потому на всякий случай вызовите в Брест к 30 числу двух или трёх приличнейших подчинённых вам священников. Не отпускайте также своего диакона и обоих причётников, так как они, может быть, нужны будут для пополнения свиты. Озаботьтесь, чтобы для моей свиты отведена была квартира в соседстве корпусных зданий. Святейшему Правительствующему Синоду, от 20 августа за 1099, с подробным расписанием сумм, следующих на содержание монастырей

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

7) вменить в обязанность сдатчикам имений и духовным депутатам, чтобы они о сдаче каждого имения в казённое ведомство доносили немедленно консистории, с приложением одного экземпляра описи сданному имению, подписанного сдатчиком, приёмщиком и духовным депутатом, а консистория не оставит доносить мне о том всякий раз. Как могущие встретиться при сдаче имений недоумения и затруднения должны по большей части произойти или от недостатка нужных сведений, могущего устраниться справками из дел, в консистории хранящихся, или от недеятельности сдатчиков и духовных депутатов, требующих только скорейшего подтверждения: то, для избежания всякого замедления от излишней переписки со мною в С.-Петербург, я предоставил преосвященному Михаилу, епископу Брестскому, разрешать и удовлетворять все по настоящему предмету представления духовенства в консисторию и отношения гражданских начальств, сообщая только предварительно на моё усмотрение важнейшие сомнительные случаи и недоумения, о чём уведомил я ныне же начальников губернии Виленской и Гродненской. Святейшему Правительствующему Синоду, от 19 февраля за 222, с ходатайством об учреждении в Литовской епархии Попечительства для бедных По Православным епархиям учреждены Попечительства, и в распоряжение их отпускаются от Святейшего Синода суммы, для призрения бедных, сирот и вдов духовного звания. Между тем, такового Попечительства нет ещё по Литовской епархии, и епархиальное начальство не имеет способов вспомоществования бедствующим вдовам и сиротам духовного звания, особенно женского пола, хотя сиротам сим и вдовам гораздо труднее получить здесь между иноверцами пособие, нежели в других епархиях. По сему долгом поставляю представить о сём Святейшему Синоду и просить покорнейше об учреждении по Литовской епархии Попечительства о бедных духовного звания и об отпуске на сей предмет суммы по соразмерности с другими епархиями. Святейшему Правительствующему Синоду, от 19 февраля за 223, о причинах, по которым не могло быть сделано обозрение Литовской епархии в 1841 году

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

С другой стороны, каждая из сих последних епархий ограничена пределами одной губернии, имеет приходы более сжатые, удобные к наблюдению. Напротив, 459 приходов Литовской епархии разбросаны на пространстве трёх губерний, и прихожане рассеяны среди Римских Католиков на больших расстояниях от своих священников. Следовательно, требуется от сих священников более труда и более бдительности, нежели по другим епархиям. Естественно, что средства, могущие обеспечить духовенство других епархий, недостаточны для того, чтобы иметь в Литовской епархии священников, соответствующих местным потребностям своими способностями и надёжностью. К несчастью, никоторые из нынешних средств содержания духовенства имеют весьма вредное впечатление на Православных прихожан, особенно там, где они перемешаны между преобладающим Римско-католическим народонаселением. Таково обеспечение духовенства от прихожан квартирами, отоплением и обработкой земли. Тогда как Римские Католики свободны от всякого взноса на эти потребности, расселённые между ними Православные подвергаются на сие взысканию довольно значительному по их состоянию. Отсюда неблагонамеренные внушения и укоризны со стороны иноверцев. Отсюда скорбные чувства и охлаждение к собственной вере воссоединённых к Православию прихожан. Из прописанного выше, кажется, очевидна необходимость: с одной стороны улучшить содержание священников Литовской епархии, с другой освободить или, по крайней мере, облегчить Православных прихожан от означенных выше поборов, особенно в таких местностях, где Римские Католики решительно преобладают над Православными. К местностям сего рода относятся по Литовской епархии все церкви Виленской и Ковенской губернии, а в Гродненской губернии по уздам Гродненскому, Волковыскому, Сокольскому, Белостокскому и Бельскому. Прочие узды сей губернии, то есть Брестский, Кобринский, Пружанский и Слонимский, по сжатому в них Православному населению и по сравнительной малочисленности Римлян, могут быть отнесены к тем же средствам, как и прочие западные епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Сии два прибавления, хотя и не скоро приведутся в действие, ныне, однако же, хорошее могут иметь на умы влияние. о распоряжениях к исполнению Высочайшего указа, касательно учреждения двух Униатских епархий Во исполнение Высочайшего указа касательно учреждения двух Униатских епархий и на основании оного же указа сделать следующие распоряжения: 1) К Белорусской Греко-Униатской епархии, сверх церквей, Полоцкую епархию до сего составлявших, причислить ещё Униатские церкви, находящиеся в а) Курляндской губернии в Зельбургском округе, б) Минской губернии в уездах Дисненском, Борисовском, Игуменском, Бобруйском, Речицком и Мозырском, в) Волынской губернии в Овручском, а Киевской в Радомысльском уездах, кроме того г) народ Греко-Униатского исповедания, в небольшом количестве как при Римских церквах числящийся, как и без всякого приписания находящийся по Житомирскому уезду Волынской и остальным уездам Киевской губернии, д) все по прописанным местам находящиеся базилианские монастыри с имеющимися при оных Униатскими приходами. 2) Литовскую Греко-Униатскую епархию составить из остальных Униатских церквей и Униатского народа, в России имеющегося, а именно: а) из Униатских церквей, в Гродненской и Виленской губерниях и Белостокской области состоящих, б) из таковых же церквей Минской губернии Вилейского, Минского, Слуцкого и Пинского уездов, в) из Униатских церквей Волынской губернии, в Ковельском, Луцком, Дубенском, Кременецком и Ровенском уездах находящихся, г) из небольшого числа Униатского народа, при Римских церквах числящегося, по Подольской и остальным уздам Волынской губернии; д) из базилианских монастырей, по назначенному для сей епархии округу находящихся, и Униатских приходов, при них имеющихся. 3) Униатских священников, как безместных, так и при Римских церквах находящихся, подчинить тем епархиальным начальствам, в кругу которых по выше изъяснённому расчислению окажутся ныне обитающими. 4) Сделать, на основании присланных в прошлом году епархиальными начальствами ведомостей, особые подробные росписания вновь к Белорусской, что прежде Полоцкая, и Литовской, что прежде Брестская, епархиям причисляющимся церквам, монастырям и Униатскому народу, и таковые послать епископу Мартусевичу, Униатским консисториям Белорусской и Литовской, а его высокопреосвященству епископу Брестскому, в сей коллегии председательствующему митрополиту Булгаку сообщить, дабы сии епархиальные начальства с точностью знали круг своего ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности, с коими имею честь быть. указа Правительствующего Сената от 10 ноября 1832 за о назначении преосвященного Иосифа членом Греко-Униатской коллегии Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского , из Правительствующего Сената, Греко-Униатской духовной коллегии. По именному Его Императорского Величества Высочайшему указу, данному Правительствующему Сенату в 1 день сего ноября, за собственноручным Его Величества подписанием, в котором изображено: «На место умершего епископа Сероцинского Всемилостивейше повелеваем быть членом Греко-Униатской духовной коллегии присутствующему ныне в оной, Греко-Униатскому епископу Мстиславскому Иосифу Семашке, с производством ему жалованья по штату, сверх получаемых им ныне по другим должностям окладов». Правительствующий Сенат Приказали: О сем Высочайшем Его Императорского Величества повелении, для должного по оному исполнения, предписать Греко-Униатской духовной коллегии указом, каковым уведомить гг. министров финансов и внутренних дел. Ноября 10 дня 1832 года. (Подлинный подписали:) В должности обер-секретаря Вилинский, секретарь Колодный, повытчик Елофимов. С подлинным верно в должности секретаря коллежский секретарь Рожновский. указа коллегии от 19 мая 1833 за о производстве преосвященному Иосифу содержания, по случаю назначения его Литовским епархиальным епископом Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского , из Греко-Униатской духовной коллегии, Его Преосвященству Литовскому епархиальному епископу Иосифу Семашко . Сия коллегия, слушав предложение г. министра внутренних дел, статс-секретаря и кавалера Дмитрия Николаевича Блудова, от 9 сего мая за в коем уведомляет, что о производстве Вашему Преосвященству штатного жалованья по званию члена Греко-Униатской духовной коллегии 1.875 рублей, а равно столовых по 1.200 рублей и 3.000 рублей, назначавшихся бывшему Брестскому епископу митрополиту Иосафату Булгаку, г. министром финансов предписано главному казначейству с тем, чтобы отпуск означенных окладов оно производило по требованию Греко-Униатской коллегии, жалованье же 1.000 рублей серебром, которое Вашему Преосвященству назначалось по званию викария Белорусской епархии, предписано прекратить со 2 апреля сего года, равно как и отпуск означенных 3.000 рублей по Гродненской казённой палате.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Когда же в 1884–1885 вышло положение о церковно-приходских школах, совет братства принял на себя обязанности епархиального училищного совета, отпустив в то же время на содержание их из своих средств в 1885–1887 около 4 тысяч рублей. Впрочем, с 1888 года деятельность братства по заведыванию церковно-приходскими школами епархии значительно сократилась, за отходом школ Гродненской губернии в ведение самостоятельного Гродненского отделения училищного совета, под председательством пр. епископа Брестского, а в 1892 году от совета братства и совсем был отделен Виленский епархиальный училищный советь, в виду неудобств, происходивших от совместного их действия. Что касается до основного капитала братства, то он в 1872–1873 годах равнялся только 12591 рублей 50 коп., а с присоединением к нему общества ревнителей – достиг 22741 рублей в 1883 году. В последнее время, денежные суммы братства настолько возросли, что в 1889–1890 годах капитал оного равнялся 33891 рублей 47 коп. Вместе с увеличением материальных средств, стала оживленнее и деятельность сего братства, устав которого в 1894–1895 годах был исправлен и дополнен, и самое братство удостоилось принятия под Высочайшее покровительство Государя Императора. Из своих средств братство дало в 1889 году 800 рублей на постройку храма в Лазарцах, среди присоединившегося бывшего раскольничьего населения, а в 1892–1893 годах – на постройку церкви-школы на предместье города Вильны, Снипишках, в 1896 году – церкви-школы на другом предместье г. Вильны, Новом Свете и, наконец, в 1897 – 1500 рублей на содержание новооткрытой, школы учительской для приготовления искусных в пении псаломщиков. Не менее благотворною следует считать деятельность Св. Духовского братства, направленную к содействию духовно-нравственному просвещению народа, через приобретение и продажу для распространения в народе пригодных и полезных для него книг и брошюр, а также священных изображений на бумаге и других предметов религиозного чествования. В первые 10 лет существования братства, на это было израсходовано 1057 рублей, в следующие 20 лет – более 6 тысяч рублей, не считая пожертвованных частными лицами для раздачи народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Том 1 Том 2 Том 3 Том 4 X. Ковельский уезд Ковельский уезд расположен в северной части Волынской губернии, в западной ее половине. Границами его служат: на востоке и юге Луцкий, а на юго-западе и западе Владимиро-Волынский уезды, на севере Гродненская губерния — Брестский и Бобринский уезды ее, а на северо-востоке — Пинский уезд Минской губерни. Пространство, занимаемое этим уездом, имеет вид неправильного четырехугольника с сильно изогнутыми линиями и составляет площадь в 6,459 1 / 10 кв. версты, или 672,822 9 / 10 десятин. Из этого количества под озерами 38 9 / 10 кв. версты, или 4,049 49 / 100 десятины. На этом пространстве, по данным за 1896 г., живет коренного населения — 202,668 д. об. п., из коих 15,424 д. об. п. в г. Ковле и 187.244 д. об. п. в уезде. Из всего этого количества — православных 169,922 д. об. п., р.-катол. 10.518 д. об. п., протестантов 1,578 д. об. п., чехов-гусситов 322 д. об, п., чехов православных 13 д. об. п. и евреев. 20,239 д. об. п. В гражданско-административном отношении уезд этот делится на 4 стана, из коих: 1 стан имеет квартиру станового пристава в м. Мациове и обнимает волости — Мациовскую, Несухоижскую, Седлищскую и Старо-Кошарскую. 2 стан имеет квартиру станового пристава в м. Каменнокоширске и обнимает волости — Сошичанскую, Боровенскую, Велико-Глушскую и Каменнокоширскую. 3 стан имеет квартиру станового пристава в м. Ратно и обнимает волости — Заболотецкую, Датынскую, Леликовскую, Хотешевскую и Горникскую. 4 стан имеет квартиру станового пристава в с. Голобах и обнимет волости — Голобскую, Велискую, Новурскую, Любитовскую и Турийскую. Всех волостей в уезде 18. В уезде два мировых по крестьянским делам участка, из коих: 1 мировой участок имеет квартиру мирового посредника в г. Ковле и обнимает 1 и 4 станы, и 2 мировой участок имеет квартиру мирового посредника в м. Мальцах и обнимает 2 и 3 ставы. В уезде четыре судебно-мировых участка, из коих: 1 участок — с квартирою мирового судьи в г. Ковле обнимает самый город и волости Старо-Кошарскую и одну часть Несухижкской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Все более воинственная белорусская «Жанна д " Арк» Тихановская в Берлине В этих условиях вполне понятно, почему проходившие недавно в Белоруссии (1–6 сентября) учения стран ОДКБ «Боевое братство – 2023» носили комбинированный характер. Целью стояло показать готовность стран, входящих в эту организацию, прежде всего России, помочь Минску противостоять всё более актуальной опасности для белорусского суверенитета со стороны Польши. Не зря учения в основном проходили в пограничных Брестской и Гродненской областях. Примечательно, что поляки были приглашены наблюдать за учениями, но отказались, хотя на них присутствовали военные, например, из Германии и Швеции. Варшава без всяких оснований заявила , что подобными учениями, несмотря на их очевидный оборонительный характер, обостряется ситуация на польско-белорусской границе. При этом не случайно в учениях «Боевое братство – 2023» принимали участие не только воинские контингенты, но и силы безопасности, пограничники, полицейские (милицейские) силы, подразделения министерств по чрезвычайным ситуациям государств ОДКБ с уклоном на осложнение радиационной обстановки. Были также выполнены мероприятия по недопущению распространения условной биологической угрозы. Оставшиеся в республике «вагнеровцы» в этих учениях не участвовали, но нет никаких сомнений, что и их потенциал при необходимости будет использован. Об этом недвусмысленно заявил президент Белоруссии А. Лукашенко на недавнем заседании Совета безопасности страны, подчеркнув, что требования Польши и стран Балтии вывести из республики части «Вагнера» просто «глупые». Сначала на их собственной территории « не должно быть ни одного иностранного военнослужащего». А это далеко не так, поскольку за всеми действиями не на шутку разошедшихся поляков стоит вооружающий их до зубов Вашингтон. Для него поляки всего лишь «пушечное мясо 2». Белорусский танк на учениях Общее количество американских военных в стране уже составляет более 10 тысяч человек. Их представляют части V армейского корпуса США, танковая бригадная боевая группа, бригада боевой авиации, воздушно-десантная дивизия, батальон боевой поддержки. В Польше размещены и другие подразделения НАТО.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/20/beloru...

В 2016 году ректор Минской духовной семинарии архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий инициировал ежегодное проведение чтений памяти священномученика Петра (Полянского) с целью сохранения памяти о новомучениках, исповедниках и всех православных христианах, невинно пострадавших в годы массовых репрессий. Открывая мероприятие, архиепископ Гурий преподал архипастырское благословение участникам конференции и отметил важность сохранения памяти о тех православных христианах, которые в ХХ веке стали невинными жертвами массовых репрессий. Первым перед собравшимися выступил кандидат богословия, проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии доцент А.В. Слесарев, который представил доклад о правовом положении православного духовенства в советском государстве в 1918-1936 годах. Преподаватель кафедры истории и туризма гуманитарного факультета, заместитель декана механико-технологического факультета Полоцкого государственного университета кандидат исторических наук В.В. Бараненко рассказал о процессе организации обновленческих епархиальных органов на территории Восточной Беларуси в 1922-1923 годах. В своем докладе доцент кафедры истории славян и специальных исторических дисциплин исторического факультета Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины, кандидат исторических наук С.Ф. Веремеев рассказал об положении православного духовенства в Беларуси в начале 1950-х годов. Выступление доцента кафедры истории славянских народов исторического факультета Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина кандидата исторических наук А.Н. Свирида было посвящено национальному аспекту восточной политики Ватикана в Западной Беларуси в 1920-1930-е годы. Преподаватель кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин факультета истории, коммуникации и туризма Гродненского государственного университета имени Янки Купалы кандидат исторических наук А.С. Горный в своем докладе обратился к проблеме репрессий православного духовенства со стороны польской Армии Крайовой в 1941-1944 годах.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5218071...

якобы в Токарском приходе явления неизвестной женщины, и поставления на том месте священником Будзилловичем креста, определено: 1) Высоколитовского благочинного Будзилловича, виновного в потворстве сыну и недонесении о сем епархиальному начальству, оштрафовать 10 рублями в пользу Попечительства; 2) священника Токарской церкви Симеона Будзилловича, за самовольное освящение креста и недонесение благочинному, вызванного уже к кафедральному собору, подвергнуть однонедельной эпитимии в Святодуховом монастыре; 3) дело о настоящем происшествии, для дачи оному законного хода, отослать в Гродненское губернское правление; 4) просить оное ж правление о перенесении помянутого креста на приходское кладбище; 5) потребовать от благочинных Гродненской губернии сведений, не поставлены ли по их ведомству духовенством самовольно на дорогах где-либо кресты; 6) подтвердить всему духовенству под расписки, дабы о важнейших происшествиях было немедленно доносимо по начальству, и 7) вытребовать чрез благочинного в консисторию деньги 370 руб., собранные на месте происшествия от приношений стекающегося народа; – собственною его высокопреосвященства рукою записано: За своеволие и потворство в настоящем деле благочинного и священника Симеона Будзилловича это слишком лёгкое взыскание; за всем тем я согласен на оное, если благочинный и священник исправят сами собою соблазн, который допустили и утвердили. Посему предлагаю консистории: 1) отпустить священника Симеона Будзилловича на местожительство и поставить ему в обязанность, как и самому благочинному, крест, поставленный первым на месте сомнительного и недоказанного происшествия, перенести вместе с прихожанами на местное кладбище и напредь никогда не совершать никакого молитвословия на означенном выше месте; 2) если крест будет перенесён и о том донесено будет консистории Брестским благочинным протоиреем Соловьевичем, то ограничиться относительно сказанных духовных взысканием, здесь положенным, и за тем не давать дальнейшего хода сему делу посредством гражданского начальства; 3) если ж благочинный и священник Будзилловичи будут не в состоянии сами собою перенесть с прихожанами крест, а тем самым окажутся способными только потворствовать своим подчинённым, а не вести их путём истины к добру и исполнению законов, то отрешить Симеона Будзилловича от Токарского прихода, а благочинного Будзилловича от благочиннической должности, а дело передать на дальнейшее постановление гражданских начальств, по положению консистории; 4) все собранные и здесь упоминаемые деньги, равно и те деньги, которые соберутся ещё до перенесения креста на кладбище, обратить в пользу Попечительства о бедных духовного звания, дабы пожертвования усердствующих получили спасительное назначение и не давали повода предосудительным толкам насчёт местного духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010