28 июня - 3 июля 1995 года состоялся первый официальный визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Швейцарию, осуществленный по приглашению Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и приуроченный к 50-летию ООН. В рамках этого визита я имел общение с прихожанами русских православных общин города Женевы, одна из которых находится в юрисдикции Русской Православной Церкви, а другая - в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей. Тогда же я посетил штаб-квартиры Всемирного Совета Церквей и встретился с руководством других международных христианских организаций. В период с 8 по 10 июля того же года я пребывал в Тверской епархии в связи с перенесением мощей преподобного Нила Столобенского из Вознесенского храма города Осташкова в Нило-Столобенскую пустынь на озере Селигер. Свидетельством духовного единства народов России и Белоруссии, крещенных в общей купели Православия, стал Первосвятительский визит в Белорусский Экзархат, состоявшийся 22-26 июля 1995 года и приуроченный к 50-летию Победы братских народов в Великой Отечественной войне. Программа визита включала посещение Минской, Новогрудской, Гродненской и Брестской епархий, ознакомление с церковной жизнью, встречи с Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, представителями органов государственной власти, общественностью. Безграничное кубанское радушие и сердечная широта казаков сопутствовали мне во время посещения Краснодарской епархии с 11 по 15 августа 1995 года. 9-10 сентября того же года я совершил поездку по Владимирской епархии, ставшую уже четвертым посещением Владимирской земли. Во время визита, связанного с празднованием владимирцами 1000-летия основания своего города, я принял участие в юбилейных торжествах, имел встречу с епархиальным духовенством. В ходе этой встречи, в частности, поднимался вопрос о необходимости уврачевания раскола, порожденного на Владимирской земле неканоническими действиями так называемого Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Кроме того, на встрече с общественностью города Суздаля обсуждались проблемы взаимоотношения Церкви и музейных работников, достижения ими согласия в решении общей задачи - сохранения русских национальных святынь.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

Но ни митрополиту, ни епархиальным начальникам, не хотелось выпустить из своих рук богатых и доходных монастырей, которые доставляли им обильные средства содержания. Это было поводом к постоянным пререканиям между орденом и епархиальной властью. Уже сам основатель ордена, митрополит Рутский, самовластно распоряжаясь его датами, обратил несколько монастырей в архимандрии, которые, в качестве королевских бенефиций, отданы были разным лицам в пожизненное владение. Также поступали и преемники Рутского. М. Селлява, по своей слабости, уступал разным лицам в искании архимандрий; а м. Коленда нарочно увеличивал число архимандрий, чтобы держать орден в зависимости от себя. Так возведены были в достоинство архимандрии монастыри. Виленский, Полоцкий, Черейский, Дубненский, Гродненский, Брестский, Минский, Мстиславский, Кобринский, Лавришевский. Епископы отдавали пожалованные им архимандрии своим родственникам, которые монахов выгоняли из монастырей, обращая их только в доходные оброчные статьи. Сами базилиане, несмотря на 4-й обет, были далеко не последними в искании архимандрий. На жировицкой конгрегации 1661 г. базилиане постановили: отправить в Рим ревностнейшего базилианина, холмского епископа Сушу, с ходатайством об упразднении пожизненных архимандрий и о подчинении всех монастырей власти протоархимандрита. Избранный в 1666 г. в протоархимандриты ордена м. Коленда заставил некоторых архимандритов, в том числе владимирского и пинского епископов, отказаться от своих бенефиций. В то же время обращено было внимание на поправление внутреннего состояния базилианских монастырей и восстановление совершенно упавшей дисциплины между монахами-базилианами. Суша докладывал брестской конгрегации, что его самого однажды избили пьянствующие монахи в Холме, несмотря на то, что он был епископом и протоархимандритом. Но, по смерти Коленды, прежние бенефицианты монастырей снова завладели ими на основании своих привилеев. Те же беспорядки продолжались при митрополитах Жоховском, Заленском и Кишке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Из донесений моих, от 19 июня и 7 ноября прошлого 1836 года за 544 и 948, известно коллегии о приобретённой мною тогда церковной утвари и сосудах для Греко-униатских церквей Литовской епархии. Ныне для дальнейшего снабжения сих церквей необходимой священной утварью и сосудами приобретено мною вновь: 10 плащаниц, каждая по 75 рублей, всего за 750 руб.; 10 плащаниц, каждая по 60 рублей, всего за 600 рублей; 15 дарохранительниц, каждая по 100 рублей, всего за 1500 рублей: 15 дарохранительниц, каждая по 75 рублей, всего за 1125 рублей; 40 дарохранительниц, каждая по 35 рублей, всего за 1400 рублей; 25 дарохранительниц, каждая по 27 рублей 50 копеек, всего за 687½ рублей; 25 дарохранительниц, каждая по 19 рублей, всего за 475 руб.; 10 крестов больших с финифтяными образами, каждый по 25 рублей, всего за 250 рублей; 5 крестов резных позолоченных, каждый по 18 рублей, всего за 90 рублей; 3 креста средней величины с финифтяными образами, каждый по 15 рублей, всего за 45 руб.; 20 крестов меньших, тоже с финифтяными образами, каждый по 10 рублей, всего за 200 рублей; 18 блюд для благословения хлебов на всенощном, каждое по 18 рублей, всего за 324 рубля; 20 таковых же блюд, каждое по 15 рублей, всего за 300 руб.; 12 дароносиц, каждая по 6 рублей, всего за 72 рубля; 5 мирниц, каждая по 18 рублей, всего за 90 рублей; 20 ковшиков аплике для теплоты, каждый по 5 рублей, всего за 100 рублей; 30 таковых же ковшиков лужёных, каждый по 2 рубля, всего за 60 рублей. Означенная церковная утварь и сосуды отправляются ныне С.-Петербургским купцом Пучковым в Жировицы, с уплатою за доставку 400 рублей ассигнациями, из коих 100 уплатит доставщику, согласно условию, консистория на месте. За тем следует уплатить купцу Пучкову за помянутые церковные вещи, равно за доставку, всего 8.368 руб. 50 коп. ассигнациями. Для таковой уплаты находятся у меня: во-первых, 273 рубля ассигнациями, оставшиеся от прежней покупки и упомянутые в рапорте моём, от 7 ноября прошлого года за 948; и, во-вторых, деньги, выданные из монетного двора за отосланные в оный слитки из серебряных вызолоченных монстранций и других негодных к употреблению сосудов, Греко-униатским церквам принадлежащих, именно: по Слонимскому благочинию на 685 р.; по Минскому благочинию на 330 р.; по Пружанскому благочинию на 1.250 р.; по Брестскому благочинии на 825 рублей; по Гродненскому благочинию на 1.295 р.; по Дорогичинскому благочинию на 285 р.; по Кобринскому благочинию на 1.030 рублей и по Ошмянскому благочинию на 370 рублей; а всего находится у меня церковных денег 6.343 рубля ассигнациями. Затем для уплаты означенных следующих купцу Пучкову денег недостаёт ещё 2.025 рублей 50 копеек ассигнациями, об отпуске мне коих из суммы пяти тысяч рублей, назначенной Высочайше к ежегодному отпуску для устройства церквей Литовской епархии, честь имею сим просить коллегию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В бытность мою нынешним летом в епархии, желая с одной стороны заместить открывающееся в Жировицах дьячковское училище соответственными своему назначению воспитанниками, а с другой, удостовериться о бдительности, которая во всяком из деканатов прилагается к образованию церковнослужителей, я предлагаю консистории распорядиться, чтобы без всякого замедления высланы были в Жировицы церковнослужители, по следующему расписанию: из деканатов Слонимского и Новогрудского по шести; из деканатов Минского, Вилейского, Слуцкого, Гродненского, Лидского, Волковыского, Каменецкого, Полеского, Любешовского и Ошмянского по четыре; из деканатов же Брестского, Кобринского, Дрогичинского, Яновского, Пружанского, Пинского, Заржечно-Пинского, Белостокского, Бельского, Дрогицкого, Луцкого, Олыкского, Кашогродского, Ратненского, Ратненско-Заржецкого и Камено-Коширского, по два церковнослужителя. Вместе с сим консистория имеет объявить благочинным: 1) что присылаемые ими церковнослужители должны быть снабжены продовольствием не только на путешествие в Жировицы и обратно, но также на жительство при кафедральном соборе, по крайней мере, чрез один месяц, а, следовательно, церковнослужители сии должны быть преимущественно назначаемы от достаточнейших церквей; 2) что всякий из сих церковнослужителей должен иметь свидетельство благочинного о его происхождении, летах, занимаемой должности, познаниях, поведении и церкви, при которой он записан по ревизским сказкам; 3) что половина, высылаемых всяким благочинным церковнослужителей должны быть возрастом от 12 до 20 лет, и знать, по крайней мере, читать и писать; другая же половина, при более зрелом возрасте, кроме чтения и правописания, должны знать первые правила счисления, церковное пение и главные правила богослужения, а также катехизис; 4) что те из церковнослужителей, кои окажутся способнейшими, будут определены в дьячковское училище для дальнейшего образования, или же рукоположены в чтецы и певцы с определением к настоящим или же лучшим местам, а остальные будут отосланы обратно для надлежащего дома приготовления, или же по совершенной неспособности исключены из духовного звания для избрания рода жизни. Викарному епископу Антонию Зубко, от 11 мая за 203, о доставлении списков всех кончивших курс наук семинаристов, и о порядке пристроения их к местам

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Указом, от 30 января сего года за 321, дано мне знать о воспоследовавшем Высочайшем поведении, чтобы архиерейским домам в западных епархиях узаконенная пропорция земли была увеличена до 150 десятин, а за тем предписано: доставить по сему предмету надлежащее сведение с заключением моим. В пределах Литовской епархии состоят три архиерейских дома: преосвященного викария в губернском городе Гродно, тоже преосвященного викария в губернском городе Ковно и преосвященного епархиального в губернском городе Вильно. Оба преосвященные викария после их назначения проживали в монастырях Гродненском второклассном, почти совершенно обветшалом, и в Пожайском первоклассном. Между тем, для викария, епископа Ковенского, назначено по Высочайшему повелению устроить архиерейский дом в городе Ковно при местном соборе в поиезуитских зданиях, занимаемых ещё до ныне гимназиею, а для викария епископа Брестского приобретён, тоже по Высочайшему соизволению, отличный дом в городе Гродно. Но к сим обоим архиерейским домам не приписано ещё никаких угодий, следующих по законам. Преосвященные Брестский Игнатий и Ковенский Филарет вошли ко мне ныне особыми бумагами о ходатайстве касательно наделения их домов Гродненского и Ковенского таковыми угодьями. Причём последний из них изъяснил, что он уже обратился в местную палату государственных имуществ и к самому графу Киселёву об отводе Ковенскому архиерейскому дому узаконенной пропорции земляных и лесных угодий, а также мельницы и рыбных ловлей. Что касается Виленского архиерейского дома, соединённого в экономическом отношении с Виленским Святодуховым первоклассным монастырём, то оный наделён отчасти угодьями в 1846 году, после взятия в казну монастырских и архиерейских имений. Именно, обоим сим местам отведено из Болтупского и Тринопольского имений: земли усадебной, огородной, пахотной и сенокосной 181 десятину, да леса, отчасти строевого, но преимущественно дровяного и в значительной части зарослей, 1084 десятин. Сверх того, к сей земле принадлежат: рыбная ловля на каменистом берегу реки Вилии, числившаяся по казённому инвентарю доходом в шести рублях серебром, а ныне отдаваемая частным лицам с обязанностью доставлять архиерейскому дому в год два пуда рыбы, и небольшая мельница, засчитанная казною доходом в десяти рублях серебром, но переданная архиерейскому дому ветхою, разрушенною, негодною ни к какому употреблению – она впоследствии отстроена заново на счёт экономических средств архиерейского дома, но по скудости воды из ручейка, едва за версту выше мельницы начинающаяся, не всегда может удовлетворять собственным потребностям архиерейского дома и Святодухова монастыря, а дохода не приносит никакого.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Поручая себя и это дело благосклонному вниманию вашего сиятельства, имею честь быть с совершенным почтением и преданностью. Литовской консистории, от 10 апреля за 1072, о сделанном попечителем Виленского учебного округа распоряжении, чтобы русские буквари не были принимаемы к одобрению в цензуре, без помещения в них ежедневных молитв и предварительного рассмотрения Православной духовной цензуры На отношении попечителя Виленского учебного округа, от 9 апреля за 223, в котором, вследствие отношения к нему за 941, изъясняя правила и порядок печатания в Вильно русских букварей и препровождая 13 таковых букварей, уведомляет, что он сделал распоряжение по цензурному комитету: 1) чтобы впредь вовсе не были принимаемы к одобрению русские буквари, без помещения в них ежедневных молитв; 2) чтобы каждый раз, когда поступят в комитет такие буквари, отсылаемы были оные на предварительное рассмотрение Православной духовной цензуры, поступят ли они в рукописи или в напечатанном и одобренном уже экземпляре для перепечатания, по напечатании же, прежде, нежели выдан будет билет для выпуска книги в свет, препроводить в духовную цензуру один печатный экземпляр для просмотра и поверки; и 3) чтобы на каждом вновь напечатанном букваре помещаемо было одобрение Православной духовной цензуры – но в таком случае он, попечитель, просит предписать духовному цензору, чтобы он одобрение или неодобрение своё прописывал именно на препровождённом к нему экземпляре букваря, без чего типография не может приступить к печатанию его одобрения, – записана резолюция: Передаётся в консисторию для разъяснения недоумений, изложенных в её протоколе, на котором записана резолюция моя, от 27 прошлого марта за 940. Действительно, для устранения недоразумений лучшее будет средство, если на русских букварях будет помещаемо одобрение Православной духовной цензуры. Посему имеет консистория предписать духовному цензору ректору Литовской семинарии, чтобы он на препровождаемых к нему для цензуры русских букварях прописывал непременно оное одобрение или неодобрение, по точному указанию в сём отношении. О сём моём распоряжении уведомил я ныне же г. попечителя округа. Игнатию, епископу Брестскому, от 28 апреля за 1142, с поручением осмотреть церкви Гродненского и Сокольского уездов

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Согласно представлению вашего высокопреподобия, от 20 октября за 1294, я поручаю вам, с окончанием текущего года, уволить тех из музыкантов, при кафедральном соборе состоящих, кои не могут быть употреблены в певческой; а за сим и употребление инструментальной музыки в богослужении прекратить совершенно, заменив оную приготовленными вашим высокопреподобием певчими, коих число и образование, надеюсь, вскоре устроится от особых источников. Литовской Греко-униатской консистории, от 14 декабря за 378, о скорейшем перечислении по-монастырских приходов к соседним приходским церквам Уполномоченный по Дубенскому князя Любомирского имению, дворянин Рудзкий, просит меня, чтобы селение того имения, Сады называемое, после уничтожения Мильчанского монастыря, присоединено было к Пелчанскому ближайшему приходу, а не к Пирятинскому. Препровождая таковое прошение для надлежащего соображения в консисторию, я предлагаю оной забрать нужные справки и представить мне своё мнение, к которому из означенных двух приходов удобнее будет присоединить жителей сказанного выше селения Садов. С тем вместе, консистория имеет поспешить исполнением моих предложений о присоединении к соседним приходам и прочего Греко-униатского народа, состоявшего при упразднённых монастырях по Волынской губернии. Как же многие из благочинных сей губернии оказываются нерадивыми в исполнении возлагаемых на них поручений, то консистория, по зрелому соображению, представит на моё усмотрение, которые из них заслуживают, чтобы их отрешить от должности и заменить другими благонадёжнейшими чиновниками, или же подчинённое им духовенство присоединить к другим деканатам. Председателю Литовской консистории Тупальскому, от 16 декабря за 379, о доставлении документов, нужных при рукоположении в епископский сан архимандрита Жарского и протоиерея Зубко По случаю предстоящего рукоположения архимандрита Жарского во епископа, нужно здесь иметь процесс, составленный о нём вашим высокопреподобием в 1830 году, до поставления его мною в архимандриты. Отпишите, ваше высокопреподобие, сей процесс и доставьте оный ко мне с первою почтою. С тем вместе предостерегите и преосвященного Брестского епископа, чтобы он, выезжая в С.-Петербург, не забыл взять с собою все нужные ему бумаги, как то: метрическую выпись, свидетельства о рукоположении, прохождения наук и проч. Гродненскому архимандриту Бучинскому, от 22 декабря за 387, с похвалою за его усердие при введении в церкви Греко-восточных обрядов и со внушением продолжать в сём духе устройство церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Обозревавший в 1845 и 1846 годах несколько благочиний Гродненской губернии, преосвященный Михаил, епископ Брестский, сделал такой отзыв о состоянии Литовской епархии. «Семена, посеянные опытною рукою Вашего Высокопреосвященства, принесли столь обильные плоды, что остается только благословлять десницу, дающую рост. Духовные хорошо уже поняли, что правительство наше составляет для них самую верную опору против иноверцев, против помещиков и против убожества. Утешительно видеть их ревность против латинского духовенства. Они решительно уже ничего общего не имеют с папистами. Удивительно, что в самое короткое время они так привыкли к новому костюму, что прежний стал анахронизмом. Господь видимо награждает усердные Ваши труды. В настоящее время и крестьяне стали единиться с делом православных. Ревизия принесла мне сердечное удовольствие. Вы справедливо предпочитаете эти страны (Кобринский и Пружанский уезды) Литовским. Казалось, там не было унии. Там настоящая Русь! Прихожане набожны, усердно посещают храм Божий, и во многих церквах сами поют не хуже дьячков. Вам остается пополнить один недостаток в хороших дьячках; при многих церквах их вовсе нет (1845 год), а при иных они не обзавелись еще хозяйством и почитают звание свое униженным». 220 III. 1847 Первого апреля 1847 года преосвященный Иосиф возведен в звание члена Святейшего Синода. Назначение Гомолицкого кафедральным протоиереем. Иосиф восстает против обвинений поляками священников в подстрекательстве крестьян к волнениям. Тогдашние представители государственной власти в Западном крае по отзыву современника. Жалоба Иосифа генерал-губернатору на чиновника Веприцкого. Хлопоты Иосифа о возвращении в православие госпожи Корецкой и чиновника Образцова и о запрещении ксендзам совершать службы в закрытых часовнях. Назначение престарелым священникам помощников. Первого апреля 1847 года высокопреосвященный Иосиф, Всемилостивейше был возведен в звание члена Святейшего Синода, вопреки толкам виленских политиканов, распространявших молву о переводе архипастыря в одну из великороссийских епархий. В июле умер кафедральный протоиерей Попов, пробывший на этой должности не более года после смерти своего предшественника, почтенного протоиерея Ипполита Гомолицкого. На вакантную должность кафедрального протоиерея Иосиф назначил своего зятя, женатого на его родной сестре Елене, члена консистории и ключаря собора Виктора Ивановича Гомолицкого, утвердив его в то же время и Виленским благочинным.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

6 часов вечера, я получил с нарочным от Минского г. гражданского губернатора отношение от 15 генваря, в котором прописывает: что два человека, весьма по близким сходствам примет Кюхельбекера, проехали недавно мимо Минска по Виленскому тракту, – и посему он, губернатор, отправил в погонь за ними минского частного пристава Бобровича к Вильне и далее, где надобность востребует; а ко мне, препровождая описание тех двух человек насчет одежды, обуви, лошадей и повозки, просит моего распоряжения – об оказании тому чиновнику пособия. Упомянутый частный пристав Бобрович, по прибытии в Вильно, подал мне рапорт, что он не мог почерпнуть никакого следа направления тех людей по тракту из Минска в Вильно. Почему от Виленского гражданского губернатора предписано 16 генваря с нарочным земским исправником по всем от Вильны к границе трактам – о поимке тех двух людей, – если бы они где-либо оказались или были настигнуты; о чем сообщено от него начальнику Ковенского Таможенного Округа, а от меня, того же 16 числа, послано по эстафете Гродненскому гражданскому губернатору описание их повозки, пары лошадей, одежды и обуви (сообщенное мне от Минского губернатора) и предписано, дабы тотчас с нарочным велел всем земским исправникам, в особенности пограничных уездов, и к Брестскому городничему, дабы в случае появления где-либо в уезде или на границе в Гродненской губернии сказанных двух человек по описанным прежним и новым приметам тотчас были они схвачены и взяты под стражу окованные; если же получится сведение о направлении их в Волынскую губернию, то в ту же минуту отправиться исправнику за ними в погонь и, захватив их, содержать окованных под стражей. А о равномерном по сему действии на границе и по таможенной части сделаны начальником Ковенского и Гродненского таможенных округов отзывы. Сего же числа Виленский полицеймейстер подал ко мне записку, в подлиннике при сем прилагаемую, по которой ныне же послан в местечко Поланген полицейский чиновник, а по возвращении его буду иметь честь Ваше Высокопревосходительство о последствиях уведомить.

http://azbyka.ru/fiction/kjuhlja-tynjano...

С другой стороны, IT вымывает лучших специалистов из остальной экономики, чем ускоряет её загнивание… Анклав процветания со своими налогами, законами и образованием, а вокруг него – деградирующая экономика, в которой все еще работают миллионы людей [ну так разве для кагала это не мечта и не привычный уже в истории англосаксонский опыт!]. Другое измерение этого процесса – растущий разрыв между регионами и Минском, где как раз концентрируются айтишники [а куда ж без этого в «постиндустриальном рыночном капитализме»!]. Последнее, что нужно Беларуси, – это раскол между “зажравшейся столичной элитой” и депрессивной глубинкой, где живут все остальные [боятся!]. Особенно опасна эта тенденция, если эти “все остальные” [быдло-быдло, все поняли] будут концентрироваться на востоке страны, куда не дошел брестско-гродненский “безвиз” [признак высокого достоинства вместе с картой поляка], а осталась одна коллективная Орша и открытая граница с Россией. Есть еще один риск на более долгосрочную перспективу. Если во время политического транзита в стране ослабнет власть, но не усилится правовая культура и не появится верховенство закона, то спайка бизнеса (пусть и достаточно прогрессивного IT) и части чиновничества – прямой путь к коррупции и зачаткам олигархата [это не риск, а неизбежность, которая и так уже продвигается путем проведенных либерально-рыночных реформ и планируемой политической реформы, которой так чает сам Шрайбман ]. Сложно посчитать, чего больше – рисков или позитива [в коррупции и олигархии?!]. По моему мнению, сегодня “IT-aльяhc” работает, скорее, на развитие Беларуси. Цели этих людей сейчас перекликаются с рецептами, которые даст нам любая страна, успешно прошедшая от советского застоя к рынку и демократии [так бы сразу и сказал]. Это и развитие негосударственного, несырьевого сектора, и интеграция в мировую экономику, и ориентированное на запросы рынка образование, и минимальное вмешательство государства и силовиков в экономику [либерально-рыночный рай для шрайбманов всех веков].

http://ruskline.ru/opp/2019/10/31/yugosl...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010