65 В Полоцкой епархии были еще начальники над благочинными в уездах, которые назывались протопресвитерами, а округи их ведомства – протопресвитериями. (Православный Собеседник, 1884 год, июнь, стр. 185) 67 К сожалению, эти отчеты благочинных, представляемые епархиальному преосвященному, очень нередко изображают положение дела в их благочиниях далеко не в настоящем виде, на что указал, в своем отчете св. Синоду за 1879 арх. Александр, заметив, что благочинные почти вовсе не говорят в своих рапортах о неблагоприятных проявлениях и чертах жизни и деятельности духовенства. 68 Гродненское – с благочинным протоиереем Василием Поповым (в последствии – Виленским кафедральным протоиереем, впрочем, умершим через год, после назначения на эту должность), Скидельское – с благочинным священником Константином Плавским, Брестское – протоиереем Василием Соловьевичем, Высоколитовское – протоиереем Антонием Будзиловичем, Каменецкое – протоиереем Павлом Круковским, Пружанское – протоиереем Львом Ячиновским, Антопольское – протоиереем Феодором Горбацевичем, Слонимское – священником Иосифом Соловьевичем, Полесское – протоиереем Прокофием Соловьевичем, Коссовское – протоиереем Стефаном Центковским, Кобринское – протоиереем Василием Харламповичем, Новогрудское – соборным протоиереем Иоанном Гомолицким, Лидское – священником Сампсоном Бренном, Волковысское – священником Василием Протасевичем, Любчанское – священником Александром Пашкевичем, Колесницкое – священником Людвигом Савичем. 70 Ошмянское – с благочинным протоиереем Мартином Станкевичем, Виленское – священником Василием Матусевичем, Ковенское – протоиереем Петром Мироновичем, Свенцянское – священником Иоанном Барановским и Вилькомирское – священником Захарией Сухановым. 71 Луцкое – со священником Стефаном Краевским, Ратненское – священником Сампсоном Главинским, Ковельское – протоиереем Львом Фирасевичем, Каменоширское – священником Феодором Малишевским, Владимирское – протоиереем Иоанном Абрамовичем, Овручское – священником Даниилом Буткевичем, Дембровицкое – протоиереем Иосифом Теодоровичем, Новоград-Волынское – священником Иоанном Игнатовичем, Староконстантиновское – священником Иоанном Сингелевичем и Кременецкое – священником Иаковом Крашановским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

К 1964 г. М. е. по-прежнему охватывала всю территорию БССР и разделялась на 14 благочиний: 1-е Минское (35 церквей), 2-е Минское (20 церквей), Брестское (38 церквей), Барановичское (38 церквей), Кобринское (42 церкви), Пинское (50 церквей), Витебское (19 церквей), Глубокское (37 церквей), Гомельское (34 церкви), Мозырское (15 церквей), Волковысское (30 церквей), Гродненское (19 церквей), Новогрудское (33 церкви), Могилёвское (26 церквей). После прекращения антирелигиозной кампании в 1964 г. храмы по-прежнему располагались на территории Белоруссии неравномерно. Большая их часть находилась на западе республики. В 39 зап. районах республики действовали 312 церквей из 420 во всей республике. Из 39 зап. районов только в одном (Вороновском) не было православных приходов, т. к. там преобладало католическое население. Из 61 восточного района в 10 (Червенском Минской обл., Городокском и Россонском Витебской обл., Мозырском, Наровлянском, Светлогорском Гомельской обл., Белыничском, Кричевском, Славгородском, Чаусском Могилёвской обл.) церквей не было. В 1970 г. уже 14 районов не имели на своей территории ни одного православного прихода. Многие здания закрытых храмов, переданные в ведение райисполкомов, не использовались и находились в бесхозном состоянии. В Брестской обл. в 1966 г. из 258 закрытых храмов 63 никак не использовались, в 28 оставалось религ. имущество. Несмотря на трудные условия, в которых проходила церковная жизнь, верующие и духовенство так или иначе выражали несогласие с государственной церковной политикой. В БССР протесты связаны с именем жившего в 1965-1978 гг. на покое в Жировицком мон-ре бывш. Калужского архиеп. Ермогена (Голубева) . Под его влиянием в 1965 г. ряд священников высказались против советского законодательства о культах и выразили недовольство тем, что духовенство отстранено от управления финансово-хозяйственной деятельностью приходов. Свой протест они оформили в виде открытого письма, которое было направлено патриарху от клира М. е. В этом письме священнослужители не только выражали недовольство своим положением в приходах, но и жаловались на ненормальное устройство церковной жизни в республике. В частности, они были не согласны с тем, что в Белоруссии остался 1 правящий архиерей, и считали, что, поскольку республика имеет значительную территорию и является субъектом международного права и международных отношений, здесь должны быть хотя бы 2 викарных епископа. Еще большее недовольство священнослужители выражали в связи с прекращением деятельности Минской ДС.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Гродненская епархия Дата создания: 10 января 1900 г. Описание: Входит в состав  Белорусского экзархата Образована 10 января 1900 г. по н.ст. (28 декабря 1899 г. по ст. ст.) путем выделения из Литовской епархии. Первоначально в состав епархии входили Брестский, Белостокский, Бельский, Волковысский, Гродненский, Кобринский, Пружанский, Слонимский, Сокольский уезды; титул архиерея — «Гродненский и Брестский». По Рижскому договору 1921 г. территория Гродненской епархии оказалась в составе Польши. В 1923 г. к Гродненской епархии был присоединен Новогрудский повет, и ее территория включала, помимо данного региона, Августовский, Белостокский, Бельский, Гродненский, Сувалкский, Сокульский и Волковысский поветы Белостокского воеводства и Слонимский повет Новогрудского воеводства. В 1928 г. к Гродненской епархии были присоединены приходы Барановичского и Несвижского поветов. С 1923 г. по 1939 г. титул правящего архиерея был «Гродненский и Новогрудский». После событий сентября 1939 г. территория епархии оказалась в составе Белорусской ССР. В конце этого же года кафедра была упразднена. 24 июня 1940 г. указом Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) Гродненская епархия была восстановлена с названием «Гродненская и Виленская». Епархия объединила территорию бывших Гродненской, Виленской и Пинско-Новогрудской епархий, кроме территорий, отошедших Литве. Во время Великой Отечественной войны территория епархии с городами Гродно, Волковыск и Белосток была присоединена немецкими оккупационными властями к Восточной Пруссии. В 1942 году на Соборе белорусских епископов было принято решение на территории оккупированной Белоруссии создать шесть православных епархий, в том числе Гродненскую, которые входили в состав «Православной Белорусской автокефальной церкви» (1942-1944 годы); титул правящего архиерея — «Белостокский и Гродненский, Экзарх Православной Белорусской церкви в Восточной Пруссии». В этот период епархия включала 15 благочиннических округов: Белостокский, Бельский, Великоберестовицкий, Верховичский, Волковысский, Гайновский, Гродненский, Зельвенский, Каменецкий, Остринский, Пружанский, Росский, Семятичский, Сокольский.

http://patriarchia.ru/db/text/76529.html

Пётр [Полянский], митрополит Крутицкий 14 февраля 1925 г., г. Москва, Донской монастырь. 971. [Печать Патриарха Тихона] Документы о польской автокефалии. 1919–1926: Рукопись 972. Указ Святейшего Патриарха Тихона священнику с. Бытеня, Слонимского уезда, Гродненской и Брестской епархии (Польша), о. Луке Голоду о награждении его саном протоиерея с возложением наперсного креста 972. Священнику с. Бытеня, Слонимского уезда, Гродненской и Брестской епархии, отцу Луке Голоду. Определением Его Святейшества, Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, Вы, согласно ходатайству управляющего Гродненской епархией Высокопреосвященнейшего Владимира [Тихоницкого], Архиепископа Белостокского, во внимание к Вашей полезной и ревностной службе Церкви Божией, награждены саном протоиерея с возложением наперсного Креста, о чем и даётся Вам знать. Пётр [Полянский], митрополит Крутицкий. 14 февраля 1925 г., г. Москва. Донской монастырь. Документы о польской автокефалии. 1919–1926: Рукопись Обращение Святейшего Патриарха Тихона в Народный Комиссариат Внутренних Дел о регистрации Патриаршего Священного Синода В Народный Комиссариат Внутренних Дел. В целях благоустроения церковной жизни и для управления Русской Православной Церковью я неоднократно входил с ходатайствами в подлежащие гражданские учреждения о регистрации при мне Священного Синода. И ныне, в тех же целях, я намерен организовать как исполнительный при мне орган Священный Синод, в состав которого временно, впредь до созыва, на что будет испрошено разрешение Советской власти, Всероссийского Собора и до избрания последним как исполнительного органа, так и членов оного, имеют войти следующие лица: Я, как Патриарх и Председатель; 2) Нижегородский митрополит Сергий [Страгородский]; 3) Уральский митрополит Тихон [Оболенский]; 4) Тверской митрополит Серафим [Александров]; 5) Крутицкий митрополит Пётр [Полянский]; 6) Херсонский епископ Прокопий [Титов]; 7) временно управляющий Самарской епархией епископ Мелитопольский Сергий [Зверев]. Прилагая по установленной форме в 3-х экземплярах список указанных членов имеющего быть Священного Синода на основании инструкции ВЦИК от 28 июля (10 августа) 1922 г. (С. У. 1922 r., 4, с. 623) и согласно 9 инструкции НКЮ и НКВД от 14(27) апреля 1923 г., прошу зарегистрировать Священный при мне Синод, в качестве исполнительного органа, и членов оного, выдав должную о сем бумагу. Гербовый сбор при сем прилагаю. Патриарх Тихон (Белавин) . 15(28) февраля 1925 г. Архив составителя. Благословенная грамота Святейшего Патриарха Тихона, преподанная Д. А. Ишевскому Божиею милостию Патриарх Московский и всея России Тихон. Во Святом Дусе сыну Нашему и Божию рабу Дм. Ал. Ишевскому за его усердие и ревность по защите словом печатным Св. Матери Церкви Православной и неизменную преданность Московскому Патриаршему престолу преподаём Наше Первосвятительское благословение. [Печать: Тихон, Патриарх Московский]

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Монастыри: 1) Заблудовский, 2) Дрогичинский, 3) Бельский, 4) Брестский, 5) Дисненский, 6) Друйский, 7) Кронский, 8) Евейский, закрыты более уже 20 лет тому назад, ещё при управлении Минского епархиального начальства, и место их заступили приходские причты белого духовенства, обеспеченные ныне штатами, соответственными местным потребностями. С другой стороны, не воспользовались по завещанию графини Орловой-Чесменской никаким вкладом следующие 6 монастырей Литовской епархии, налицо ныне состоящие: мужские, Гродненский Борисоглебский, Супрасльский Благовещенский, Березвецкий Рождества Пресвятой Богородицы, Борунский Покровский, и женские Гродненский Рождества Пресвятой Богородицы и Мядзиольский Святотроицкий, предположенный к переводу в город Вильно. Вашему сиятельству известно, что в пределах Литовской епархии почти всё зажиточное население, то есть помещики, купцы и даже мещане, принадлежат к иноверческим исповеданиям, а потому содержание монастырей той епархии зависит от собственных их средств. По сему покорнейше прошу посредства вашего сиятельства, чтобы пожертвование, завещанное графинею Орловою-Чесменскою в пользу означенных выше не существующих уже 8 монастырей Литовской епархии, Заблудовского, Дрогичинского, Бельского, Брестского, Дисненского, Друйского, Кронского и Евейского, обращено было: по 5.000 рублей серебром на существующие ныне монастыри Литовской епархии, четыре мужские – Гродненский, Супрасльский, Березвецкий и Борунский, и два женские Гродненский и Мядзиольский (будущий Виленский), остальные же 10.000 рублей серебром предназначены были в пользу предполагаемого при Вилейском женском монастыре училища для девиц духовного звания, и чтобы билеты на капитал выданы были уже сим последним шести монастырям и училищу, а не на имя вышесказанных восьми упразднённых монастырей. Наместнику Виленского Духова монастыря архимандриту Антонию от 25 марта за 839, о присоединении к Православию супруги Виленского военного губернатора Амалии Миркович На письме супруги Виленского военного губернатора Амалии Миркович, от 24 марта, с просьбою о присоединении её к Православной Церкви, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Присоединение Амалии Николаевны к Православной Церкви поручается отцу архимандриту Антонию, который после присоединения должен о том донести мне рапортом, с приложением настоящего письма и с надлежащими на оном посвидетельствованиями о воспоследовавшем присоединении.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В таких размерах может быть значительным содействие усилиям духовенства и самых низших властей. Положение же церковно-строительного дела именно не соответствует этим ожиданиям, чему есть не мало примеров. Гродненское церковно-строительное присутствие предписало от 2 июля прошлого 1868 г. за 212 и 213 архитектору Андреевскому и приходскому попечительству Чернавчицкой церкви, Брестского уезда, приступить в нынешнем же 1868 году к перестройке Чернавчицкого костела, закрытого и переданного на православную церковь 2 октября 1867 года, отпустив потребную на работу сумму из наличного церковно-строительного капитала, но по сие время (5 августа 1869 г.), как пишет священник Чернавчицкой церкви, ничего не сделано, и ходит слух о возвращении католикам оного костела. С 1 октября 1868 г., со времени истечения срока для окончания постройки церкви и колокольни в селе Рясной, Брестского, пишет благочинный Высоколитовский от 29 июня сего года, из упраздненного костела, подрядчик не продолжает и не оканчивает обозначенных работ. Роснянское церковное попечительство неоднократно обращалось с просьбою в Гродненское губернское присутствие, – прежде о распоряжении касательно обеспечения окончания переделки Роснянского костела, так как бывший уездный комитет выдал подрядчику денег больше, с чем следовало ему, соразмерно произведенным работам, а потом о распоряжении, соответствующем настоящему положению дела. Что сделано после того присутствием, – неизвестно. Тот же подрядчик оставил неоконченною перестройку зданий упраздненного Мариинского монастыря в месте Рясной, предназначенного для помещения причта. В Остринской церкви, Лидского уезда, пишет Щучинский благочинный в рапорте от 25 июля сего года, не делается доселе исправления недостатков и опущений в казенной постройке, на ассигнованную уже на сей предмет от Министерства Государственных Имуществ сумму 5.905 р. 60 к., каковых работ ожидали еще прошлым летом. На починку церкви в местечке Бытене, Гродненское церковно-строительное присутствие поручило архитектору еще в прошлом году составить смету и план, но он еще не составил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Одну из сих последних епархий нужно бы уничтожить. Первоначально образованы в России только три епархии, Виленская же составлена уже в 1809 году из церквей Брестской епархии, и то единственно дабы митрополиты имели свою особенную епархию. Между тем состав сей епархии вовсе не выгоден – она почти вся состоит в Минской губернии, несравненно ближе к Полоцку, чем к Вильне, где имеет пребывание епархиальное начальство, и священники в вознаграждение затруднительного сюда по делам путешествия напитываются господствующим здесь духом Римского обряда. Во всей Виленской губернии имеется только 35 Униатских церквей, да и то 29 состоит в Ошмянском уезде, на границе Гродненской губернии положенном и в равном почти расстоянии от Жировиц как от Вильны находящемся; из остальных же шести церквей только две имеют небольшое количество прихожан, а в самой Вильне Униатского народа вовсе не имеется. Кроме того сия епархия находится в крайнем расстройстве, и как суфраган Головня, так и консистория за происходящее там беспорядки и нерадение давно бы уже должны подвергнуться суду без послабления со стороны коллегии и защиты от его высокопреосвященства митрополита. Здесь столь мало имеется образованного духовенства, что митрополит должен был назначить официал из Брестской епархии. Виленская епархия и потому должна предпочтительно уничтожиться, что Луцкая, в трёх губерниях состоящая, по своему положению не может быть присоединена удобно к другим епархиям, и что за оною нужен ближайший присмотр по беспрекословному там переходу Униатов к Римскому обряду. Ежели бы по политическим причинам нужен был в Вильно русский епископ, то такового лучше назначить из Греко-Российского исповедания – в Вильно имеются Греко-Россияне и монастырь сего же обряда. За помещением в Овруче епархиального правления и семинарии Луцкой епархии, три Униатские епархии составились бы самым выгоднейшим образом как следует – Брестскую назначить для Гродненской и Виленской губернии, а также Белостокской области, Полоцкую по прежнему для обеих Белорусских губерний, Луцкую по прежнему же для Волынской, Киевской и Подольской губерний – Минской губернии, ныне к Виленской и Брестской епархиям принадлежащей, северные четыре уезда: Дисненский, Виленский, Минский и Борисовский, ближе к Полоцку лежащие, со 188 приходами причислить к Полоцкой, южные же шесть уездов: Игуменский, Бобруйский, Слуцкий, Пинский, Мозырский и Ржечицкий, к Овручу принадлежащие, с 206 приходами – к Луцкой епархии; да кроме того присоединить к Полоцкой епархии Курляндскую губернию с имеющимися там семи Униатскими приходами, по нынешней Виленской епархии считающимися, а к Луцкой – четыре Униатские же Полоцкой епархии прихода, в Херсонской губернии состоящие.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Слоним. Церковь Афанасия Брестского в Альбертине. Церковь. Действует.   Престолы: Афанасия Брестского Год постройки:1933. Адрес: Республика Беларусь, Гродненская область, Слонимский район, г. Слоним (Альбертин), ул. Войкова, д. 21 Координаты: 53.077793, 25.392601 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 26 сентября 1924 г. на окраине фабричного посёлка Альбертин иезуиты восточного обряда получили в подарок от фабриканта В. Пусловского около 4,5 га земли с бараком для постройки миссионерского центра для пропаганды и распространения унии. Папа Пий 11 особо опекал эту миссию, а так же Виленский бискуп Ю. Метулевич и Р. Яблыжский – Виленский митрополит, архиепископ. На деньги Пусловского униаты построили монастырский комплекс: церковь, монастырь, школу, баню. Первым игуменом был В. Леигкевич, который и руководил миссией. 24 июля 1925 г. Альбертин назначен как приход восточнославянского обряда. В 1942 г. миссию закрыли. Потом монастырский комплекс перешёл Православной Церкви, где, по воспоминаниям прихожан, жил иеромонах Вениамин из Свято-Успенского Жировичского монастыря. По окончанию ВОВ в 1944 г. все строения власть забрала под Детский дом. Когда Детский дом перевели в новое здание, то монастырский комплекс (с 1967 г.) стал школой г. Слонима. Здания пробыли школой до 1987 г., а затем на этом месте была организована турбаза, сейчас – это здание пустует. Сам храм был передан Православной общине в 1991 г. Приход возобновил свою деятельность в 1991 г. и 8 сентября храм был освящён епископом Константином (Горяновым). Настоятелями этого прихода были иерей Николай Летуновский, протоиерей Анатолий Пепеля. С августа 2000 г. настоятелем прихода является протоиерей Владимир Бобчик. При храме действует Воскресная школа для детей и взрослых, также имеется библиотека. 27 октября 2008 г. состоялось освящение храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Освящение совершил архиепископ Гурий (Апалько). 1 февраля 2019 г. приходу было передано здание духовно-просветительского центра, где сейчас ведутся ремонтные работы. Ежегодно 18 сентября, в день памяти преподобномученика Афанасия Брестского, совершается крестный ход из Альбертина в с. Шиловичи в память о мученической кончине священника Андрея Куца. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=13719

В Бресте отметили день памяти святого преподобномученика Афанасия Брестского 20 сентября 2007 г. 16:20 18 сентября 2007 года, в день памяти преподобномученика Афанасия Брестского, митрополит Минский и Слуцкий Филарет , Патриарший Экзарх всея Беларуси, в сослужении епископа Гродненского и Волковысского Артемия , а также православных иерархов из Польши и Украины совершил праздничную Божественную литургию и молебен в соборном храме Свято-Афанасиевского мужского монастыря в Бресте. Как сообщает пресс-служба Гродненской епархии , по окончании богослужения владыка Филарет и участники торжеств во главе с мэром Бреста А.С. Палышенковым возложили цветы к памятнику преподобномученику Афанасию у Свято-Симеоновского кафедрального собора. Церемония открытия и освящения памятника небесному покровителю Брестчины преподобномученику Афанасию, игумену Брестскому, состоялась 2 октября 2005 года. Идею создания памятника Афанасию Брестскому тогда поддержали светские власти, а средства были предоставлены благотворителями и простыми верующими. 1632 года инок Афанасий был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником Дубойской (Дубовской) обители под Пинском. Святой Афанасий, по особому благословению Божией Матери, самоотверженно отстаивал Православие в пределах исконно русских земель, захваченных Речью Посполитой. С 1638 по 1648 год святой Афанасий исполнял послушание игумена Брестского Симеоновского монастыря. Преподобный претерпел много обид от униатов и незаконных наказаний от властей, трижды испытал тюремное заключение. Святой был направлен властями в Киев, чтобы предстать перед духовным судом, но был оправдан, вновь возвращен в свою обитель. В течение десяти лет преподобный Афанасий, находясь в среде недоброжелательно настроенных к нему лиц, вел непрерывную борьбу за Святое Православие, верность которому засвидетельствовал своими страданиями. Попытки сломить духовную целеустремленность святого были напрасными. Над ним был снова устроен суд, решением которого, за проклятие унии, преподобномученик был приговорен к смертной казни. Святой Афанасий мученически скончался в ночь с 4 на 5 сентября 1648 года. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru   Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/297239.htm...

Адрес: ул. Гродненская, 6, г. Новогрудок, 231400, Беларусь Телефон: +375 (1597) 2 39 50 Спасо-Преображенский собор (Слоним) [ править править код ] Спасо-Преображенский собор (Слоним) О существовании Спасо-Преображенской церкви известно с XVI века. В то время она именовалась соборной и при ней служили два священника, которые ежедневно совершали богослужения. При храме существовало Преображенское братство, богадельня и школа для обучения детей славянскому чтению, церковному пению, счетоводству и письму. После заключения Брестской унии в 1596 году на тех местах, где прежде стояли православные храмы, или рядом с ними, польские магнаты и римские монахи стали строить костелы и открывать монастыри. Недалеко от Спасо-Преображенской церкви в 1635-1650 годах был построен костел. Сама церковь была захвачена униатами. После возвращения униатов в Православие Преображенская церковь вновь стала православной. В период хрущевских гонений, в 1963 году, храм был взорван и разрушен до основания. С 1994 года на месте взорванного храма идет строительство нового величественного собора. Адрес : 231800, Гродненская обл., г. Слоним, ул. Пушкина,1 Телефон: +375 (1562)5-08-73 Свято-Михайловский собор (Лида) [ править править код ] Свято-Михайловский собор (Лида) Свято-Михайловский собор (ранее костёл Святого Иосифа) — храм, расположенный в Лиде. Первоначально построенный на деньги императора Павла I как католический храм при монастыре пиаристов, собор стал православным в 1863 году после перестройки сгоревшего костёла. До перехода к католикам в 1919 году большую часть времени настоятелем был И. И. Коялович. После закрытия в 1957 году храм с 1960-х годов стал использоваться как планетарий вплоть до возвращения православным в 1996 году. С 1960-х годов здание храма стало использоваться как планетарий, а кирпичные ворота снесли уже в 1971 году. Сохранились кирпичные одноэтажный корпус монастыря, закрытого в 1832 году, и одноярусная звонница, расположенные рядом с собором. Православной церкви собор был возвращён в 1996 году. 21 ноября 2013 года архиепископом Новогрудским и Лидским Гурием (Апалько) была освящена памятная доска-барельеф с портретом И. Кояловича, первого настоятеля собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Гродненская_об...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010