И все же «попытки реализовать планы «широкого наступления на религию и церковь» окончились неудачей в 1948/49 и 1954 гг.» ( Маслова И.В. Указ. соч. С. 43). Однако, в конечном счете, к осени 1958 г. победу одержали сторонники жесткой линии в решении церковных вопросов (См.: Одинцов М.И. Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели» (Десять лет из жизни Патриарха Алексия. 1955-1964 гг.)//Отечественные архивы. 1994. N 5. С. 26, 27; Он же. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994. С. 115, 116). На наш взгляд, консервативное национально-патриотическое духовенство и миряне РПЦ должны быть признательны И.В.Сталину за судьбоносные Поместные Соборы Русской Церкви 1943 и 1945 гг. (последний «далеко превзошел Собор 1917-1918 гг. по авторитетности и числу гостей от братских Православных Церквей» ( Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный... С. 481); за восстановление Патриаршества; за его решительную борьбу с политической и духовной агрессией и прозелитизмом католицизма, более сильное осуждение папизма с догматической точки зрения; за срыв вовлечения Московского Патриархата во Всемирный совет церквей, созванный в Амстердаме в 1948 г.; за ликвидацию Брестской церковной унии 1596 г. на Львовском Соборе в 1946 г.; за преодоление внутренних расколов и схизм (См., напр.: Васильева О. Кремль против Ватикана//Новое время. 1993. N 30. С. 38-40; Она же. Ватикан в горниле войны//Наука и религия. 1995. N 8. С. 14-16; Она же. Сталин и Ватикан//Там же. С. 17-18; Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный... С. 491-501); за разгром антихристова троцкистского логова; за попытку превращения РПЦ «в центр международного православия с политическим уклоном, в своего рода «православный Ватикан» , который мог стать духовно-нравственной опорой международной политики Кремля» ( Васильева О. Сталин и Ватикан... С. 17), «путем объединения автокефальных Православных церквей вокруг Московского Патриархата и перенесения центра вселенского Православия в столицу коммунистической империи» ( Она же. Кремль против Ватикана... С. 38). Уже «с весны 1943 г., когда исход войны стал ясен,.. [Верховный главнокомандующий] начал размышлять о будущем послевоенном переделе мира, разрабатывать планы созидания мировой державы. В этих имперских замыслах Церкви отводилась немаловажная роль» (Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине... С. 216).

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/17/...

В своей деятельности Г. допускал многочисленные злоупотребления, что, впрочем, было характерно для церковной и общественной жизни того времени: назначал на должности в епархии своих родственников, применял физическую расправу по отношению к противникам, обращался в светский суд по духовным вопросам, что запрещалось соборными постановлениями. В 1592 г. Г. при помощи Тырновского митр. Дионисия изготовил 2 фальшивые грамоты, будто бы написанные К-польским патриархом. В грамотах осуждалась деятельность Львовского Успенского братства и Киевского митрополита. Последний обвинялся в том, что он вмешивался в дела чужой (Львовской) епархии, разрешал служить литургию второбрачным и вдовым священникам и проч., грамоты содержали требование избрать нового митрополита. Фальшивки были разоблачены, однако их авторы не понесли наказания. Не получив поддержки в борьбе за упрочение собственной власти ни от К-польского патриарха Иеремии, ни от светских властей Речи Посполитой, Г. стал одним из инициаторов «избавления от неволи» со стороны К-польского патриарха и заключения унии Киевской митрополии с католич. Церковью, участвовал во всех обращениях западнорус. епископов к папе и королю до июня 1595 г. Перед угрозой заключения унии Львовское братство было вынуждено прекратить борьбу со своим архиереем, и Г. перестал участвовать в унийных инициативах. 9 июня 1595 г. он в присутствии кн. К. К. Острожского примирился с братством, заявил, что «нигды... не позволял на тое отступленье», и дал письменное обязательство «мощью стать» против унии. 1 июля последовало его публичное заявление во владимирском городском суде в присутствии кн. К. Острожского, что он ничего не знал о переговорах об унии и что сторонники унии воспользовались чистыми бланками с его подписями. Г. и Перемышльский еп. Михаил (Копыстенский) присутствовали на правосл. Соборе в Бресте в окт. 1596 г., возглавляемом экзархом К-польского патриарха протосинкеллом св. Никифором (см. Брестские Соборы ), и подписали все соборные деяния. Оба архиерея были лишены сана и анафематствованы подписавшими унию епископами и митрополитом, что подтвердил универсалом кор. Сигизмунд III Ваза . 4 авг. 1597 г. местоблюститель К-польского престола Александрийский патриарх Мелетий до выборов нового Киевского митрополита назначил Г. своим экзархом наравне с протосинкеллом Кириллом Лукарисом (см. Кирилл I Лукарис ) и кн. К. Острожским.

http://pravenc.ru/text/161861.html

В связи с кончиной И. Сильвестр (Косов) говорил о том, что И. защищал права православных на сеймах, в трибунале и перед монархом. В письме митр. Иова (Борецкого) к И. от 12 янв. 1625 г. сообщается, что митрополит на встрече с ехавшими на сейм запорожскими послами рекомендовал им сноситься с представителями Виленского братства. Митрополит также предлагал И. ходатайствовать на сейме о прекращении преследования православных и о признании правосл. иерархии польск. властями. Не позднее 1628 г. И. стал «наместником и ректором» виленского Свято-Духова монастыря. К этому времени относится совершенный И. постриг в монашество прмч. Афанасия Брестского, о чем последний упоминает в «Диариуше». Из Вильно прмч. Афанасий был послан в Оршу, затем вместе с иером. Иларионом (Денисовичем) в Полесье для основания Купятицкого в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря в с. Купятичи (совр. Пинский р-н Брестской обл., Белоруссия), после чего вернулся в Вильно. 14 июня 1628 г. И. был вызван в суд в связи со строительством в Свято-Духовом мон-ре каменной церкви, что стало нарушением запрета на строительство православными каменных храмов. Инициатором судебного процесса выступил католич. Виленский еп. Евстафий Волович. 14-16 авг. того же года И. присутствовал на Киевском Соборе, осудившем соч. Полоцкого архиеп. Мелетия (Смотрицкого) «Apologia peregrinatiey do kraiów wschodnych» (Апология путешествия на Восток). При публичном осуждении сочинения И. читал и бросал на пол страницы. Это привело к конфликту между И. и Мелетием, к-рый называл И. «своим наместником». 9 авг. 1629 г. в луцкие гродские книги была внесена жалоба И. на Мелетия (Смотрицкого), к-рый не вернул Виленскому братству взятые у него церковные книги и утварь. В кон. 20-х гг. XVII в. И. вместе с др. представителями Виленского братства был вовлечен в переговоры о созыве примирительного Собора православных и униатов. На сейме 1629 г. И. вместе с правосл. шляхтичами А. Трубецким, Л. Древинским и др. участвовал в подготовке проекта сеймовой конституции о созыве общего Собора и о том, что этому Собору должны предшествовать отдельные Соборы каждой из сторон. Однако в 1629 г. сейм такого решения не принял и о созыве Соборов было объявлено королевским универсалом, в к-ром говорилось, что на Соборах должен обсуждаться вопрос о присоединении православных к католич. Церкви, а решения Соборов должны быть представлены на утверждение не сейму, а королю. На Соборе православных, прошедшем в Киеве в июле 1629 г., большая часть участников выступила против созыва общего Собора. И. и др. представители Виленского братства придерживались иного мнения. В кон. окт. 1629 г. представители Виленского братства приехали во Львов, где собралось в ожидании общего Собора униат. духовенство. Однако приезд православных не означал, что члены братства согласны на унию: во время состоявшихся бесед они заявили, что переговоры о соединении должны проходить при обязательном участии К-польского патриарха.

http://pravenc.ru/text/578493.html

Брестская епархия Дата создания: 1990 г. Описание: Входит в состав  Белорусского экзархата Брестская епархия учреждена постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 г. и постановлением Синода Белорусской Православной Церкви от 6 февраля 1990 г. Объединяет приходы в административных границах следующих субъектов Брестской области Республики Беларусь: г. Брест, Брестский район, Березовский район, Дрогичинский район, Жабинковский район, Каменецкий район, Кобринский район, Малоритский район, Пружанский район. Епархия сегодня (по состоянию на октябрь 2022 года) Благочиннические округа Кафедральные соборы Монастыри мужские: женские: Епархиальные СМИ Страна: Белоруссия Город: Брест Адрес: 224030, Республика Беларусь, г. Брест, ул. Гоголя, 74 Телефон: (+375-162) 43-16-74 (канцелярия) Web-caйm: http://pravbrest.by E-mail: orthodox-brest@yandex.by Правящий архиерей: Иоанн, архиепископ Брестский и Кобринский (Хома Лев Данилович) Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг 17 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244352...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Брестских» найдены статьи: БРЕСТСКАЯ И КОБРИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви БРЕСТСКАЯ УНИЯ решения Собора епископов Западнорусской митрополии (1596 г.) о соединении с католич. Церковью - подчинении власти Римского папы и принятии католич. вероучения БРЕСТСКИЕ СОБОРЫ Соборы духовенства Западнорусской митрополии, созывавшиеся в Бресте в 1590-1594 гг. БРЕСТСКИЙ (БЕРЕСТЕЙСКИЙ) ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юж. части г. Брест-Литовска (древнее Берестье, совр. Брест, Белоруссия) БРЕСТСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Брестской и Кобринской епархии БРЕСТСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Литовской и Виленской (1840-1900), Гродненской и Барановичской епархии (1941- 1944) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Брестских.html

Главная / Церковь / Епархии /Брестская и Кобринская епархия Брестская и Кобринская епархия Общие сведения о Брестской и Кобринской епархии Объединяет приходы и монастыри на территории Березовского, Брестского, Дрогичинского, Жабинковского, Каменецкого, Кобринского, Малоритского, Пружанского районов Брестской области. Кафедральный город — Брест. Кафедральные соборы — Симеона Столпника (Брест), Александро-Невский (Кобрин). Входит в состав Белорусского экзархата. Подробнее Читать дальше Сделано в студии Genue © «Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси» Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

126 Ист. акт. 7, 182. 207. Дворцовые записки 2, 183. В 1654 г. отправились русские послы к Теймуразу и Александру (Ист. акт. 4, 231). Из Персии возвратились наши послы уже в ноябре 1654 г. (там же стр. 238). Царица Елена и Царевич Николай отправились из Москвы в Грузию в 1660 г. (там же 290. 291). 128 См. об имеретинском Царе Арчиле, о его Митрополите и разных духовных и светских лицах в 5 Т. Ист. акт. 227 в собр. грам. Т. 4, 218. 259. в древ. вифлиоф. 15, 306–326. В 1688 г. Арчил оставил Имеретию и в 1693 г. захвачен был в плен кабардинским князем; в 1694 просил о прибытии в Москву и прибыв, жил с 1700 г. и скончался в 1712 г. Энцикл. лексик. 3, 293. 130 Об образовании Поцея в краковской академии и тесном знакомстве его с кардиналом Комендонием говорит и униат Лев Кишка в издании сочинений Поцея. В римской коллегии образовались униатские Митрополиты Вениамин Руцкий (1613 – 1637), Рафаил Корсак (1637 – 1641), Антоний Селява (с 1642 г.), Киприан Жоховский (с 1674 г.); Архиепископы смоленские Лаврентий Кревша, Андрей Злотый и полоцкий Николай Лосоцкий; Епископы владимирский Иероним Гроховский, луцкий Иеремия Почановский, пинский Пахомий Оранский, туровский Алексей Дубровский, коадъютор виленский Маркиан Тризна. Allatius de eccl. et. occid. consens. pag. 387. 132 Апокризис напеч. 1597 г. «Той же сатана обманул униятов обещанием места в сенате, который обещал и Христу дать всю вселенную, аще пад поклонится ему». Униаты вдвойне были обмануты, потому что и чистую веру потеряли, и мест в сенате не получили. 133 Сочинение Скарги O iednosci Kosciola Bozego pod iednim Pasterzem I o Greckiem I Ruskiem od tei iednosci odstapieniu. Warsz. 1590. «Престорога» писанная львовским священником (Лосицким) говорит, что Поцей бывал даже Жидом. Сам Поцей отвергает это, но сознается, что был Кальвинистом. Зубрицкий о начале унии в чтен. ист. общ. 1848 7. М. Евгений о соф. соб. 124–132. Дополн. к иностр. акт. 59. 61. 134 Густин. Лет. 371. Брестские Соборы 1590 и 26 октяб. 1591 г. у Зубрицкого: о начале унии 25. 27. 30. 31. Летоп. Львов. братьева 60–62. На последнем Соборе еще присутствовал Мелетий Хребтович. След. Поцей вступил в управление владимирской паствой не прежде нояб. 1591 г. В письме от 22 дек. 1592 г. Еписк. Михаил опровергал молву о его согласии на унию. О споре Гедеона с Львов. братством у Зубрицкого начало унии 27. 30. 31. Лет. Львов. братства 59–64. Сл. Suppl. ad. hist. docum. 150. 151. Акт. Зап. Рос. Т. 3 167. О православии Гедеона сам. Митр. Рогоза в мар. 1595 г. писал: «он дал клятву пред Евангелием, что ничего не знает о том (об унии) и не желает сообщаться с ними». Да и Гедеон совсем не был на соборах 1593 и 1594 г., как видно из их деяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

17 . Этнографические рисунки Тамбовской и Воронежской губерний, писанные с натуры г. С. Павловым. (День. 1865 г. 31 и 32). 18 . О городах на Руси до Монголов. (Журн. Мин. Народн. Прос.) 19 . О языке договоров Олега и Игоря. (Извес. Акад. Наук) 20 . Святые мужи. (Альман. при Москвит.). 21 . Биография вел. кн. Михаила Всеволодовича. (Киевлянин). 22 . О географических сведениях в древней России. (Зап. Рус. Геогр. Общ.). 23 . О северном береге Черного моря и прилежащих к нему степях до водворения в этом крае Монголов. (Зап. Одес. Общ. Истор. и Древн.) 24 . Били ли на Руси монету до XIV столетия? (Записки Рус. Археол. Общ.). 25 . История Москвы как города. (Москвит.). 26 . Несколько слов по поводу статьи Грановскаго «О родовом быте у древних Германцев”. (Москвитянин, 1855 г. 12). 27 . Церковь св. Иоанна Златоустог о в Переяславле Залессом. (Москвит. 1855 г. 12). 28 . Полоцкая православная церковь до Брестской унии. (Правосл. Обоз. 1870 г. 1–2). 29 . Построена ли Русская церковь в Ташкенте (День. 1865 г. 47 и 48). 30 . Несколько слов Боклю с братиею. (День. 1765 г. 45 и 46). 31 . Новгород Великий до Рюрика. (Зритель. 1862 г. 2). 32 . О суде наместничьем на Руси в старину. (Юрид. журн. изд. Садмановым, 1861 г. 7 и 8). 33 . О судных списках, безсудных и правых грамотах. (Ар. Истор. Юрид. Сввд. Калач. 1854 г.). 34 . Даниил Митрополит Московский и всея России. (Изв. Ак. Наук. 1856 г.). 35 . Рассказы из Русской истории от смерти царя Ивана Васильевича до смерти Петра Великаго, (Народн. чтен.). 36 . Исследования о степенях рабства в России. (Ар. Ист. Юр. Св. 1859 г.). 37 . Земские соборы на Руси. (Речь читан. 12 января 1867 г. на торжественном акте Москов. Универ.). 38 . Объяснение судных списков, докладных правых грамот и безсудных. (Ар. Ист. Юр. свед. Калач. 1855 г.). 39 . О русском войске в царствование Михаила Феодоровича и после его до преобразований, сделанных Петром Великим. 40 . О наследстве без завещания по древним русским законам до уложения царя Алексея Михайловича. 1858.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/i...

Пинская епархия Дата создания: 1328 г. Описание: Входит в состав  Белорусского экзархата Первые упоминания относятся к началу XIV века: Пинск — центр Туровской епархии . В 1793 году Пинская епархия вошла в состав Минской архиепископии. Возобновлена в 1918 году как Пинско-Новогрудская, Пинско-Полесская. С 1952 года Преосвященные на Пинскую кафедру не поставлялись. С 1980 года викарии Минской епархии именовались Пинскими. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 июля 1989 года Пинская епархия была восстановлена. Определением Синода Белорусского экзархата от 16 февраля 1990 года управляющий Пинской епархией носит титул «епископ Пинский и Лунинецкий». Объединяет приходы в административных границах следующих субъектов Брестской области Республики Беларусь: Барановичский район, Ганцевичский район, Ивановский район, Ивацевичский район, Лунинецкий район, Ляховичский район, Пинский район, Столинский район. Епархия сегодня (по состоянию на октябрь 2022 года) Благочиннические округа Кафедральные соборы Монастыри женские: Епархиальные СМИ Страна: Беларусь Город: Пинск Адрес: 225710, Республика Беларусь, Брестская обл., г. Пинск, ул. Первомайская, 15 Телефон: (+375 165) 32-32-00 Факс: (+375 165) 32-40-42 Web-caйm: http://pinskeparh.by E-mail: pinskeparh@yandex.ru Правящий архиерей: Георгий, епископ Пинский и Лунинецкий (Войтович Юрий Феодосьевич) Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244364...

Припоминаешь ты мне соборы брестские, что на них постановлено о школах, типографиях и других делах, церкви Божией потребных, и ничего не исполнено; отвечаю: хотя все это постановлено и не в мое архиерейство, однако никому не дал бы я упредить себя в таком добром и благочестивом деле, не пожалел бы и остального убогого своего имения, в котором я уже не малый ущерб детям своим сделал, продавши два имения, не пожалел бы я ничего, лишь бы шло добрым людям, а не таким ветреникам, которые только за доходами бегают; так теперь в Бресте школу разорили сами профессора, которые убежали в Вильну на сытные пироги, а тут все покинули без всякой важной причины, к бесчестью и сожалению убогого христианства, на поругание от противников наших. Сам знаешь, как это все трудно устроить и вам, панам великим, а куда уже нам, калекам, среди волков живущим! И церемонии церковные запрещают порядочным образом отправлять; много мог бы писать вашей милости, что делается в моей епископии брестской, какое притеснение терпят христиане в некоторых местах. Еще бы человек тем утешался, что крест этот терпеливо сносят, а то отпадают не по одному, толпами, видя нашу слабость, и Бог ведает, с кем останемся. Что касается новостей краковских, то, на мой взгляд, они неверны, а если бы даже и верны были, то не примешивайте сюда меня, ибо не только о кардинальстве или митрополии не думаю, но часто плачусь на себя и за то, что епископом сделался, плачусь и на того (на князя Острожского), кто меня уговорил к этому, особенно видя, что на свете делается. О бланкетах ни о каких не ведаю, никому их ни на что не давал. Но и я кой-что знаю и вернейшее, и если б можно было поверить бумаге, то указал бы вашей милости, что краковские новости неверны. Если кто сам себя за святого выдает, а нас порочит, то нет ничего тайного, что бы не сделалось явно. Знаю о себе только то, что я ничего не начинал, но если все пойдут за чем-нибудь добрым без вреда совести, то я бы не хотел позади оставаться. А что мне изволишь указывать на порядок иноверцев, то пусть он будет наилучший, но если не на правом основании, то все сором будет: и школы их, и типографии, и множество проповедников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010