Вручая своим представителям на соборе полномочие формулировать свою веру, церковь сохраняла, однако, за собою право поверить формулу, которую они составят. Вся церковь принимала или отвергала определения соборов, смотря по тому: находила ли их сообразными или противными своей вере и своему преданию, и название вселенских дала только тем из них, в постановлениях которых признала выражение своей внутренней мысли. Бывали соборы еретические, на которых присутствовали представители всей иерархии; они издавали догматические определения в смысле обязательных для всей церкви; на них подписавшихся епископов было иногда вдвое более, чем на Никейском (например, собор в Римини, составивший полуарианский символ), на них императоры принимали ересь, патриархи провозглашали ересь, папы подчинялись ереси. Церковь осудила невежество, испорченность или немощь своих уполномоченных и, оставаясь верной истине предания, отвергла эти соборы, хотя они и не представляют никаких наружных отличий от истинно-вселенских соборов, потому единственно, что их решения не были приняты за голос церкви всем верующим народом, – в той среде, «где, в вопросах веры нет различия между ученым и невеждой, церковником и мирянином, мужчиной и женщиной, государем и подданным, рабовладельцем и рабом; где, когда нужно, по усмотрению Божию, отрок получает дар ведения, младенцу дается слово премудрости, ересь ученого епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы все были едино в свободном единстве живой веры, которое есть проявление Духа Божия» 56 . Потому-то как в Греции, так позже и у нас в России все попытки высших иерархических лиц к соединению с Римом сокрушались о крепкую, непоколебимую веру православного народа, который не допускает ничьего деспотического господства над своей совестью. Известно, как отвечал православный западнорусский народ на определения брестского собора, узаконившего унию. Точно также встречена была в восточной Руси уния флорентийская. Отпуская митрополита Исидора на собор во Флоренцию, Великий Князь Василий Темный наказывал ему: «иди, но принеси назад нашу веру во всей ее чистоте».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

В то же время, на пути в Замостье, во время служения в Бресте, в праздник Преображения Господня, патриарх посвятил луцкого епископа Кирилла Терлецкого в сан экзарха, подчинив ему, как своему наместнику, всех прочих епископов. В грамоте об этом назначении титул экзарха приравнен к римскому кардинальскому. 476 Трудно угадать, что было поводом к этому назначению. По всей вероятности честолюбивый и пронырливый Терлецкий 477 добивался митрополии, но, не успев в этом и успев однакож уронить нового митрополита в глазах патриарха, выпросил себе у него звание и права его наместника. Это было весьма важной ошибкой со стороны патриарха: новое назначение Терлецкого не могло не оскорбить митрополита и епископов. – В тот же день, грамотой на имя владимирского епископа Мелетия Богуринского, патриарх присвоил владимирскому епископу звание прототрония или первопрестольника, т. е. первого и старейшего пред прочими епископами после митрополита, – поставив за ним луцкого, а за луцким пилоцкого, между тем как полоцкие владыки до сего времени считались старшими пред прочими епископами. С этого времени луцкий и владимирский епископы и стали именоваться пожалованными им званиями (А. 3. Р. IV, 22). – Для львовского епископа особый повод к неудовольствию заключался в том, что действия и управление его поставлены были под контроль братства и что в спорах между ним и братством патриарх принял сторону последнего. Патриарх пробыл в литовской митрополии до половины ноября 1589 г. Все это время пребывания его здесь наполнено интригами одних епископов против других, и патриарх соглашал их тем, что раздавал им титулы и отличия, внося этим новые поводы к распрям между ними. Но замечательно, что патриарх, приняв два раза гостеприимство у иноверца Замойского, как будто не показал никакого внимания к православной знаменитости края – князю Острожскому. По крайней мере не видно по памятникам, чтобы они даже виделись в бытность патриарха в литовской митрополии. Со стороны патриарха это был один из многих неверных шагов, которые имели вредные последствия. Брестские соборы.Соборы 1590 и 1591 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

патриархов, в первую очередь И., способствовали углублению конфликтов среди православных в Польско-Литовском гос-ве и подтолкнули западнорус. епископов к заключению Брестской унии 1596 г. Однако анализ документов, связанных с вмешательством И. в дела Западнорусской митрополии в 1588-1589 гг., не подтверждает эту т. зр. Напротив, можно полагать, что поддержка, оказанная К-польским патриархом братствам в их противостоянии епископам, выступления первоиерарха против нарушителей канонов, включая низложение митрополита-двоеженца, свидетельствуют об искреннем и бескорыстном стремлении И. к исправлению церковной жизни своей западнорус. паствы. Благодаря И. в Западнорусской митрополии возобновилась практика созыва Соборов с участием архиереев, духовенства и мирян. Сообщение о намерении патриарха созвать такой Собор в Вильно читается в неск. документах 1588 г. (Monumenta. 1895. N 105, 107). Собор прошел с участием И. в 1589 г., на нем обсуждались мн. вопросы, в т. ч. издание правосл. богослужебных книг. С того времени Соборы в Западнорусской митрополии проводились ежегодно (см. Брестские Соборы ). Деятельность И. способствовала укреплению среди православных в Речи Посполитой авторитета К-польского патриарха как верховного пастыря, стремящегося к устранению нарушений в церковной жизни, а также как учителя, от которого можно ждать наставления в вопросах веры (в 1591 львовские братчики просили патриарха прислать его антикатолич. сочинения для публикации в братской типографии и использования в полемике с иезуитами). В К-поль И. вернулся лишь весной 1590 г. В мае был созван Собор, на к-ром предстояло утвердить Патриаршее достоинство Московского первосвятителя. На этом Соборе в К-поле присутствовали 3 вост. патриарха: И., Иоаким Антиохийский и Софроний V Иерусалимский. Сильвестр Александрийский был болен и к началу Собора скончался. Замещавший его Мелетий Пигас, вскоре ставший новым Александрийским патриархом, не поддерживал И., а потому приглашен не был. На Соборе было 42 митрополита, 19 архиепископов, 20 епископов.

http://pravenc.ru/text/293660.html

Каждый самостоятельный архиерей имел суффрагана или викарного епископа, 405 каждая епархия – свою консисторию. Униатская иерархия в первые два года царствования Императора Николая I состояла из следующих лиц: митрополита греко-униатских церквей, епископа брестского, Иосафата Булгака, архиепископа луцкого Иоанна Красовского и полоцкого епископа Иакова Мартусевича. Викарными епископами были в это же время: Головня, епископ оршинский, викарий литовский, Сероцинский, епископ пинский, викарий луцкий, и Яворовский, епископ владимирский, викарий брестский. 406 Такой личный состав униатской иерархии оставался, впрочем, недолго. 22-го апреля 1828 г. последовал указ, которым совершенно изменялся весь прежний порядок управления греко-униатских церквей, а следовательно и порядок епархиальный, ибо по этому указу две из четырех епархий были закрыты. «Управление греко-униатских церквей в России, говорилось в указе, под главным ведением коллегии, предоставить двум епархиальным начальством, учредив при оных кафедральные соборы: 1-й белорусский в городе Полоцке, где пребывает полоцкий греко-униатский архиепископ; 2-й литовский Гродненской губернии Слонимского повета в Жировицком греко-униатском монастыре, обыкновенном местопребывании брестского епископа сего вероисповедания. При каждом имеют быть: консистория, семинария и низшее духовное училище, а в Полоцке, сверх того, духовная греко-униатская академия (последнее было отменено). К епархии полоцкого греко-униатского архиепископства причислить смежные с Белоруссией поветы Минской губернии: 1) Дисненский, Борисовский, Игуменский, Бобруйский, Речицкий, Мозырский; 2) прилегающие к последним двум поветам: в Волынской губернии Овручский, а в Киевской Радомысльский и 3) сопредельный же с Белоруссией округ, где находятся шесть церквей греко-униатских; литовскую же греко-униатскую епархию составить из Гродненской и Виленской губерний, Белостокской области и греко-униатских церквей северных поветов Волынской губернии. О церквах сего вероисповедания, находящихся в других поветах сей губернии, а равно в Киевской и других, греко-униатская духовная коллегия имеет сделать особое подробное положение, 407 дабы начальство каждой епархии с точностью знало круг своего ведомства; сия коллегия имеет также составить правила для передачи дел из существовавших доныне греко-униатских консисторий луцкой и виленской, по принадлежности, в консистории литовскую или белорусскую и представить на рассмотрение главного управления дел иностранных исповеданий о назначении викарных епископов по епархиям».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церкви ослабли. 14-21 мая 1794 г. в Радомысле под рук. митр. Феодосия Ростоцкого прошел собор, на к-ром обсуждались новые условия существования униат. Церкви. Не позднее осени 1794 г., вероятно, из-за массового перехода униат. храмов Киевщины в Православие Ростоцкий уехал из Радомысля и поселился в Вильно. Вильно был центром Виленского официалата с митрополичьей консисторией во главе с митрополичьим наместником (в 1795-1798 наместником являлся Иоанн Гачевский, настоятель кафедрального Успенского собора). Кроме Вильно Ростоцкий служил в Минске и Новогрудке, где также имелись митрополичьи кафедральные соборы. На белорусско-литов. землях уния был гораздо глубже укоренена, чем на Киевщине и Брацлавщине. Это особенно видно по состоянию монашеской жизни. К 1793 г. униат. Церковь имела не менее 44 обителей в Новогрудском, Минском, Виленском и Трокском (в 1793-1795 Гродненском) воеводствах. В Виленском воеводстве действовали униат. мон-ри: виленский Троицкий, Трокский, Поставский, Глушновский, Березвечский, Сутковский, Борунский, Касутский, Красноборский, Браславский, Крожский, Гельяновский или Козачизненский; на Гродненщине (бывш. Брестское воеводство): гродненский Богородичный, Коложский, Дрогичинский, Супрасльский, в мест. Игумен (ныне Червень Минской обл.), Ятвеский, Рожанский, Кузницкий; в Новогрудском воеводстве: Новоградский, Лавришевский, Жировицкий, Бытенский, Фуровицкий, Даревский, Вольненский, Мирский, Циперский, Лысковский, Новодворский; в Минском воеводстве: минский Свято-Духов, Полонковский, Суховицкий, Логойский, Ляданский, Казимировский, Новосверженский, Раковский, Рогачёвский, Брагинский, Селецкий, Любавичский, Толочинский. Всего 7 униат. мон-рей действовали в Киевском воеводстве (Любарский, Овручский, Тригорский, Белиловский, Каневский, Маньковский, Лысянский), 3 - в Брацлавском воеводстве (Уманский, Грановский, Шаргородский) и 3 мон-ря имелось в Подольском воеводстве (Барский, Малиевецкий, Каменец-Подольский). В 1772 г. к К. е. присоединились 3 мон-ря в Полоцком воеводстве, до 1-го раздела Польши входившие в Полоцкую епархию, оставшиеся в Речи Посполитой после включения большей части Полоцкого воеводства в состав России: Добригорский, Ушачский и Белоцерковский-Черейский.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

И. Лисовского располагалась в Полоцке, митрополичьи резиденции находились в с. Струнье под Полоцком и в Онуфриевском муж. мон-ре в с. Онуфриево (Онуфрево) Могилёвской губ. (ныне Селец Могилёвской обл., Белоруссия). Однако даже в Полоцке положение митрополита было неустойчивым. Соборы города - Софийский и Борисоглебский - принадлежали василианам, с 10 янв. 1793 г. Софийский храм являлся центром Белорусской провинции ордена, при нем действовал кафедральный мон-рь василиан. Лисовский жил неск. лет при Онуфриевской архимандритии, там же находилась не только епархиальная, но и митрополичья консистории. Полоцкий Софийский мон-рь стал епархиальным в 1806 г., после неск. судов, прошедших по искам Полоцкой епархии против василиан. 16 дек. 1806 г. был издан имп. указ о передаче полоцкого Софийского мон-ря с его имениями на содержание епархиальной семинарии, соборного клира и консистории. В янв. 1807 г. при обители открылась Полоцкая ДС, преобразованная впоследствии в академию, тогда же в мон-рь переехала митрополичья консистория. После Тильзитского мира 1807 г., когда к России присоединилась Белостокская обл., в ведение Лисовского перешла вскоре упраздненная Супрасльская епархия, включавшая 59 приходов, а также василианские Супрасльский, Дрогичинский и Кузницкий мон-ри. В 1806 г. Вильно не стал местопребыванием униат. митрополитов из-за ветхости местных владений униат. кафедры: богослужение в Успенском соборе не совершалось с 1805 г., нуждалась в капитальном ремонте и митрополичья резиденция. В 1808 г. Успенский собор был продан Брестским еп. Иосафатом Булгаком Виленскому ун-ту под анатомический театр. На рубеже XVIII и XIX вв. в Вильно действовали 10 униат. церквей, из к-рых наиболее вместительной была Никольская. Униатским оставался митрополичий Борисоглебский собор в Новогрудке. Троицкий собор в Радомысле был занят православными. Живя в Полоцке, Лисовский предполагал сделать Вильно центром епархии и митрополии. Такой план разработал Иоанн Дамаскин Ястржембец-Красовский, назначенный 14 февр.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Юго-западная Русь, продолжавшая состоять в церковной зависимости от константинопольского патриарха, в лице этого последнего имела высший церковный авторитет, который от времени до времени проявлялся в издании грамот по разным поводам. Великие князья литовские и короли польские, которым политически подчинена была юго-западная Русь, как католики, не могли занимать церковного положения московских царей. В общем, значение литовских и польских государей для церковного законодательства оставалось в тех границах, в каких практиковалось княжеское законодательство древней Руси, т. е. законодательство их относилось к представлению церковным учреждениям разных правил и привилегий, без установления каких-либо норм для внутреннего церковного порядка, хотя и с немалым вторжением в дело замещения церковных должностей, каково напр. пожалование монастырей светским лицам в управление. Из соборов юго-западной Руси замечательны: виленский собор 1509 г., постановления которого направлены главным образом к регулированию замещения церковных должностей, соборы конца XVI в., из которых некоторые были православными, некоторые униатскими, так как иногда случалось, что епископы принимали унию, т. е. соединялись с римской церковью на известных условиях, выработанных на брестском соборе 1595 г., и киевский собор 1640 г. на котором было рассмотрено и одобрено «Православное исповедание» т. е. катихизис Петра Могилы , сделавшийся символической книгой восточной церкви. Петр (Могила) составил в 1646 г. еще другое руководство – требник. Книга эта содержит в себе изложение порядка совершения, с объяснением смысла и значения разных церковных священнодействий. Как при составлении «Православного исповедания» Петр Могила должен был принимать в соображение религиозные разности католицизма и протестантизма, так, при составлении требника, он принимал в соображение или даже заимствовал то, что содержалось в католических требниках. Одна из объяснительных статей требника: «о тайне супружества», заимствованная из католического ритуала (de sacramento matrimonii), при напечатании кормчей книги в московском государстве, вошла в состав ее 51 главы (по позднейшим изданиям 50-й). Наконец юго-западной же Руси принадлежит почин и в печатном издании канонических сборников. С 1620 г. три раза издавался в Киеве так называемый «номоканон или законное правило», в последний раз в 1629 г. с предисловием Петра Могилы (в то время архимандрита Киево-Печерской лавры). Этот номоканон, который есть, в сущности, руководство для духовников, составленное неизвестным автором на греческом языке и переведенное на славянский язык вероятно еще в XV-м в., вместе с требником (как приложение к последнему) несколько раз издавался в печати официально московским церковным правительством. § 68. Сборники церковного права в московском государстве: стоглав и печатная кормчая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

II)  На покупку дома в С.-Петербурге, для приличного помещения церкви, и для жительства митрополита и прочих членов и чиновников Греко-Униатской духовной коллегии, употребить: 1.  Всемилостивейше пожалованные Нами сей коллегии сто пятьдесят тысяч рублей; 2. деньги, собранные для сооружения Греко-Униатской в С.-Петербурге церкви, и те, кои будут выручены продажею находящегося на Васильевском острову в 12-й линии под принадлежащая Греко-Униатскому департаменту дома. Для нужных по сему распоряжению, дан Нами от сего числа особый указ Главноуправляющему Духовными делами Иностранных исповеданий. III)  Управление Греко-Униатских церквей в России под главным ведением коллегии предоставить двум епархиальным начальствам, учредив при оных кафедральные соборы: 1. Белорусский в городе Полоцке, где пребываете Полоцкий Греко-Униатский архиепископ; 2. Литовский, Гродненской губернии Слонимского повета в Жировицком Греко-Униатском монастыре, обыкновенном местопребывании Брестского епископа сего вероисповедания. При каждом имеют быть: консистория, семинария и низшее духовное училище, а в Полоцке сверх того духовная Греко-Униатская академия. Штаты сих консисторий и училищ, в коих дети неимущих Греко-Униатских священно- и церковнослужителей должны быть воспитываемы без платы, будут в след за сим изданы. К сим кафедральным соборам, для отправления торжественного богослужения, для заседания в консисториях и для исправления должностей в училищах, назначается по шести старших и двенадцати младших соборных протоиереев. В сие почётное звание будут возводимы из нынешних капитульных членов и вообще из белого Греко-Униатского духовенства достойнейшие священнослужители, опытами доказавшие преданность свою к престолу и ревность к пользам своей Церкви: знаком отличия их звания будет наперсный золотой крест, и все протоиереи, как старшие, так и младшие будут пользоваться особою пенсией, сверх доходов, кои они могут получать от оставляемых за ними приходов их. О принятии надлежащих мер, а равно и о времени для приведения в исполнение воли Нашей касательно учреждения сих соборных штатов, будет дано от Нас особое повеление Главноуправляющему Духовными делами Иностранных исповеданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Для нужных по сему распоряжений, дан Нами от сего числа особый указ главноуправляющему духовными делами иностранных исповеданий. III. Управление греко-униатских церквей в России, под главным ведением коллегии, предоставить двум епархиальным начальствам, учредив при оных кафедральные соборы: 1) белорусский в городе Полоцке, где пребывает полоцкий греко-униатский архиепископ; 2) литовский, Гродненской губернии, Слонимского повета, в Жировицком греко-униатском монастыре, обыкновенном местопребывании брестского епископа сего вероисповедания. При каждом имеют быть: консистория, семинария и низшее духовное училище, а в Полоцке, сверх того, духовная греко-униатская академия. Штаты сих консисторий и училищ, в коих дети неимущих греко-униатских священно и церковнослужителей должны быть воспитываемы без платы, будут вслед за сим изданы. К сим кафедральным соборам, для отправления торжественного богослужения, для заседания в консисториях и для исправления должностей в училищах, назначается по шести старших и двенадцати младших соборных протоиереев. В сие почетное звание будут возводимы из нынешних капитульных членов и вообще из белого греко-униатского духовенства достойнейшие священнослужители, опытами доказавшие преданность свою к Престолу и ревность к пользам своей церкви; знаком отличия их звания будет наперсный золотой крест и все протоиереи, как старшие, так и младшие, будут пользоваться особою пенсией, сверх доходов, кои они могут получать от оставляемых за ними приходов их. О принятии надлежащих мер, а равно и о времени для приведения в исполнение воли Нашей касательно учреждения сих соборных штатов, будет дано от Нас особое повеление главноуправляющему духовными делами иностранных исповеданий. IV. К епархии полоцкой греко-униатского архиепископства причислить: 1) смежные с Белоруссией поветы Минской губернии: Днесненский, Борисовский, Игуменский, Бобруйский, Речицкий, Мозырский; 2) прилегающие к последним двум поветам: в Волынской губернии Овручский, а в Киевской Радомысльский и 3) сопредельный же с Белоруссией в Курляндской губернии Зельбургский округ, где находятся шесть церквей греко-униатских; литовскую же греко-униатскую епархию составить из Гродненской и Виленской губерний, Белостокской области и греко-униатских церквей северных поветов Волынской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– В сем Завете надлежите заметить, что 1) Владимир назначил Богородицкой церкви Десятину не с Земских имений подданных, как было в его время по Европе, а из своего только Княжеского имения и своих градов, 2) Десятинный доход сей поручен не Епископам, а начальствовавшему в Десятинной церкви Анастасию Корсунянину, коего позднейшие Летописи называют Протопопом, хотя Степенная Книга (част. I стр. 157) распространяет сие право Десятины и на Митрополитов и на Епархиальных Епископов и на все градские Соборы. А по Уставу Владимирову и Ярославову Епископам назначены пошлины с Церковных только судов. Нестор уже под 1086 годом (стран. 129) изъясняет нам, в чем состояла Десятина, сказав, что Великий Князь Ярополк давал Десятинной церкви от всех скот своих и от жит на вся лета. Андрей Юръевич Владимирской своей Богородицкой церкви давал также Десятину в стадех своих и торг десятый (стран. 234). В соседней же Польше, по замечанию Чацкого (в его Диссертации о Десятинах) все вообще Духовенство и церкви от прихожан, а монастыри от подданных и земель своих имели право на десятую долю хлебенного посева, огородов, пчел, скота) птиц, работ, корчем, ловли зверей и рыб, лесных плодов, перевозов и судных пошлин, и распоряжение всех сих Десятине принадлежало Епископам. Право сие там и в Литве продолжалось до наших времен: но, говорит Чацкий, наши Духовные довольствовались только Десятиною с полей и огородов. А в России право сие по нашествии Татар упразднилось и заменено поместнылии владениями. Чацкий доказывает сие одною Грамотою Короля Сигисмунда III, и одною Беседою Униатского Митрополита Ипатия Поцея, сказавшего, что в Российской Церкви нет обычая брать Десятину. Впрочем, и до нашествия Татар в некоторых Княжествах отменен был Десятинный сбор. В Истории Российского Государства част. II стран. 186 и примеч. 267, есть Грамота Новогородского Князя Святослава, данная 11З7 г. Новогородскому Епископу Нифонту, в коей Святослав ссылается на бывший Устав в Руси от прадед и от дед наших, имати Пискупом Десятину от даний и от вир и продаж, что входит в Княж двор всего, и вместо Десятин Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010