Но что именно случилось в Вильно, Бресте, Замостье, Красном Ставе, Тарнополе и Каменце в конце лета и осенью 1589 года, мы пока не знаем. Но даже из выясненного к сегодняшнему дню видно, что итоги двух визитов патриарха Иеремии в Киевскую митрополию были весьма неоднозначны. Понять мотивы многих из его известных действий сложно. Ясно тем не менее, что решения патриарха и подписанные им документы, во-первых, усугубили, если не породили, раздоры среди иерархов Киевской митрополии. Во-вторых, они резко обострили конфликт епископов с братствами, особенно во Львове. В-третьих, несмотря на благие намерения патриарха, вряд ли много поспособствовали выходу церкви из кризиса. Какова была реакция епископов? Трудно допустить, чтобы они не предприняли никаких самостоятельных шагов в сложившейся после отъезда Иеремии ситуации. В результате визитов Иеремии роль братств, а следовательно, мирян в целом, очень возросла. Их полномочия стали беспрецедентными, независимость от епископов почти полной. С другой стороны, управление церковью было дезорганизовано, а ни одна из стоявших перед нею проблем пока не решена. Перед лицом кризиса, который стал столь очевидным во время визитов Иеремии, митрополит Рагоза решил перехватить инициативу и начать преобразования в православной церкви. Совещание в Белзе и Брестские соборы 1590–1594 гг., о которых речь пойдет ниже, явились, судя по всему, ответом епископата не только на церковные нужды в целом, но и на конкретные действия патриарха и братств. Первым крупным шагом стал собор, созванный в Бресте в июне 1590 г. Миряне и духовенство в 1590 г.: Брестский церковный собор 1590 г. История Брестского собора 1590 г. реконструируется на основе ряда соборных и митрополичьих грамот и некоторых других материалов. Основными источниками для реконструкции событий служат несколько соборных грамот: «Деяния собора» от 20 июня 513 ; специальная соборная грамота от 20 июня по поводу приношений на Пасху, празднования пятницы и «полога» Богородицы 514 , которая вместе с аналогичной по содержанию грамотой Иеремии от ноября 1589 г. считалась настолько важной, что была напечатана в львовской братской типографии в январе 1591 г. по распоряжению Рагозы 515 ; судная грамота о конфликте Гедеона Балабана с Львовским братством от 22 июня 516 ; отдельная соборная грамота от 22 июня, утверждавшая права Львовского братства на Онуфриевский монастырь 517 ; соборная грамота от 28 июня по спору между Гедеоном Балабаном и Феофаном Греком, епископом Мегленским 518 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

В 1794 г. по желанию имп. Екатерины II обер-прокурор Святейшего Синода А. И. Мусин-Пушкин поручил Б.-К. подготовить материалы по истории польск. униатов. Результатом работы Б.-К. явилось соч. «Историческое известие о возникшей в Польше унии» (1805), в к-ром автор проследил предысторию заключения унии с 1204 г. (посольство папы Иннокентия III к галицко-волынскому кн. Роману Мстиславичу ) до унийного Брестского Собора 1596 г. (см. Брестские Соборы ). Б.-К. дал отрицательную оценку как Брестской унии, так и Флорентийской унии 1439 г., придерживаясь мнения, что Флорентийский Собор не был вселенским, а заключенная уния являлась «соединением», основанным «на мирских пристрастиях». История Брестского Собора рассмотрена Б.-К. преимущественно на основании опубликованных источников («Апокрисиса», «Синопсиса» и др.). Используя материалы из собрания возглавляемого им архива, Б.-К. дополнил их подборкой документов, относящихся к истории гонений на Православие в Речи Посполитой до 1795 г., уделив особое внимание истории русско-польск. отношений в связи с положением правосл. населения на территории Польского гос-ва, начиная с царствования Алексея Михайловича . В распоряжении Б.-К. был ограниченный круг источников (тогда еще не были известны документы Ватиканского архива и др. собраний), что обусловило нек-рую односторонность его суждений. Тем не менее исследование Б.-К. стало первым в рус. науке трудом, посвященным истории унии до кон. XVIII в. Б.-К. подготовил к публикации «Дневные записки св. чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского» (1781). В 1799 г. вместе с Мусиным-Пушкиным и А. Ф. Малиновским принял участие в подготовке 1-го изд. «Слова о полку Игореве» (1800). В 1811 г. возглавил Комиссию печатания гос. грамот и договоров, в 1813 г. подготовил к печати 1-й том «Собрания государственных грамот и договоров из фондов Архива Коллегии иностранных дел» с комментариями. Многочисленные материалы, собранные Б.-К., были использованы Н. И. Новиковым при издании «Древней российской вивлиофики» (1773-1775) и еп. Амвросием (Орнатским) при подготовке «Истории российской иерархии» (1807-1815). Рукопись труда Б.-К. о русско-польск. отношениях (опубл. под названием «Переписка между Россиею и Польшей по 1700 г.») использовал Н. М. Карамзин при написании «Истории государства Российского».

http://pravenc.ru/text/77494.html

Гедеон Балабан в 1590 г. на Брестском соборе оправдывался в жалобе на него Львовского братства: «Это братство не хочет воздавать мне надлежащей епископской чести, и поэтому-то я имею неудовольствие на это братство» . И хотя примирение братства и еп. Гедеона Балабана в конце концов произошло, в целом можно сказать, что местные епископы воспринимали братства с большой настороженностью, тогда как Патриархи с большим доверием. Так, уклонившийся в унию епископ Кирилл Терлецкий жаловался в 1590 г. Гедеону Балабану: «Патриарх установил во Львове братство и свою ставропигию для того… чтобы овцы нас не слушались и нам не повиновались… братства будут и суть уже гонители на владык… и, уховай Боже, скинут ли которого з нас з епископии» . Патриархи же постоянно заботились о братствах, выражали к ним искреннюю отеческую любовь и считали их экзархами в православной юго-западной Руси. Патриархи Константинопольские запрещали епископам под страхом осуждения и клятвы нарушать права и привилегии братств. Епископы, вступая на свои кафедры, подтверждали права и привилегии братств, обещая хранить их свято и нерушимо. Братства же посылали своих делегатов на церковные соборы, участвуя в решении общецерковных проблем. ВОПРОСЫ: По выражению прот. Александра Шмемана, «православие, предельно " архетипично " , но не исторично " ». Это означает «отрицание перемены как категории жизни»: «Новая ситуация неверна, плоха только потому, что она новая…» . История показывает, что часто первой реакцией на изменение ситуации в Православной Церкви оказывается появление братства. Это свойство отмечают в своих определениях даже светские историки: «Братство – это особый тип отношений, в кризисных ситуациях или на проблемных территориях добровольно принимаемый на себя людьми, готовыми личным примером демонстрировать возможность иного склада жизни» . Насколько обязательным является для возникновения братства кризисная ситуация и проблемная территория? Ответом на какую кризисную ситуацию являлось возникновение 25 лет назад Преображенского братства?

http://bogoslov.ru/article/4767309

—201— в то время в среде православного населения просветить своих детей образованием, как под влиянием проснувшегося национального чувства проявились у граждан заботы „о просиянии рода Российского“, а что всего важнее, они, испрашивая у Львовского братства, как рассадника в то время просвещения, уставы братства и училища, а также искусного „в греческом, латинском и словенском языках“ учителя, мотивировали свою просьбу тем, что, исполнив её, Львовское братство даст им возможность „победити вражду жития растленнаго и исправления тогожде благожития“. В августе того же года Львовское братство прислало учителя Александра и „вся надлежащая с ним, да устроится во всем, вся поряду братства и школьного учения чин совершенне и Богоугодне“. С того времени дело закипело и уже 30 августа 1592 года епископ писал Львовскому братству, что учитель Александр „начинает чин творити школьного учения и насыщает брашном душевным“, и просил вместе с тем прислать помощника учителю Александру 2315 . В средней полосе западной России учредились церковные братства в некоторых больших городах. Так, в городе Бресте (Берестий, Берестье), где до унии было десять православных церквей, и где тогда почти ежегодно собирались православные соборы, учредилось в 1591 году с благословения Владимирского епископа Мелетия Хрентовича и с дозволения короля, при соборной Николаевской церкви „духовное“ братство, которое устроило в особом доме против собора „вольную городскую русскую школу“, где бы могли обучаться дети не только жителей города, но и всех, кто только пожелает 2316 . Православные Брестские граждане, под именем „опекунов и дозорцев“ соборной церкви, принимали на себя в качестве братчиков обязанность оберегать все её интересы и —202— имения („о доброе церковное старитися“) от всяких притязаний и притеснений. Из грамоты епископа усматривается, что светские и духовные лица города Бреста соединялись в братство для „высшей“ нравственной жизни и просили епископа позволить им избрать людей достойных, знающих церковные порядки, чтобы они „упоминали тех из своих единоверцев, которые о порядках церковных ничего недбают“, а которых они „покажут непослушных и упорных, таковых священники упоминали бы и мечом духовным карали“ 2317 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поручая себя и вверенную нам от Бога паству Святительским молитвам Вашим, с чувствами братской о Христе любви и уважения пребываем всецело преданные: Подписали: Сергий, Архиепископ Финляндский и Выборгский. Антоний, Архиепископ Волынский и Житомирский. Михаил, Епископ Гродиенский и Брестский. Стефан, Епископ Могилевский и Мстиславский. Димитрий, Епископ Туркестанский и Ташкентский. К стр. 10. Агитация в пользу второбрачия духовенства продолжается в Сербии и в настоящее время. Но вопросу о второбрачия в народную скупщину вновь была внесена интерпеляция деп. Миланом Лукичом, которая и обсуждалась на заседании скупщины 24 марта 1911 г. За второбрачие говорили депутаты Агатонович и Ратарац. Первый доказывал, что скупщина может изменять все, кроме, веры, а запрещение второбрачия к вопросам веры не относится. Хотя соборы и запретили второбрачие, по запрещения эти не имеют значения, так как они противоречат Священному Писанию , заповедующему «растится и множитися». Второй настаивал, что отмена запрещения необходима по соображениям общественного к государственного порядка, так как от этого зависит хорошее воспитание детей вдовых священников и нравственность их самих. Вопрос этот подписался в скупщине еще при Ристиче в 1879–1880 г. и скупщина хотела решить его утвердительно, но правительство заявило, что сделать это может только вселенский собор. Но теперь скупщина должна вступиться за вдовых священников и заставить архиерейский собор, постоянно откладывающий это дело, решить его немедленно, тех более, что теперь по инициативе Карловицкого патриарха вопрос этот рассматривается в константинопольском и иерусалимском патриархатах, и александрийский патриарх уже дозволил второбрачие своему духовенству 1185 . Если бы православная Россия высказалась против этого предположения, то тут не было бы ничего удивительного, так как уже не в первый раз она последней принимает полезные реформы. Против второбрачия говорил лишь прот. Джурич, доказывавший, что сербская церковь не может решить этого вопроса без соглашения с другими православными церквами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

НИКИТА († 24 мая 1193?), Столпник, Переяславский, прп. (пам. 24 мая, В Соборе Владимирских святых и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКИТА Григорьевич Алмазов (1874-1937), протодиак., сщмч. (пам. 15 нояб., в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКИТА (Делекторский Федор Петрович; 1876-1937), еп. Орехово-Зуевский, сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников Радонежских) НИКИТА (Прибытков Николай Григорьевич; 1859 (по др. данным, 1857) - 1857), еп. Белёвский, сщмч. (пам. 21 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Алтайских святых, в Соборе Тульских святых) НИКИТА Андреевич Сухарев (1876-1942), мч. (пам. 21 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКИТА СЕРСКИЙ [Агианнанит)] (между 1760 и 1770 - 1808), сщмч. Афонский (также Славянин (рус.), Свято-Аннинский, Новый (греч.), Арванит (албан.)) (пам. в Соборе Афонских святых, в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря; пам. греч. 4 апр. и в Соборе Свято-Аннинских святых (3-я неделя по Пятидесятнице)) НИКИФОР (XV или 1-я пол. XVI в.), Калужский, прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Русской просиявших) НИКИФОР (в монашестве Никита) (80-е гг. XVI в. - 1616), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Новгородец, пустынник Соловецкого о-ва НИКИФОР Романович Литвинов (1892-1937), диак., сщмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКИФОР (Парасхес-Кантакузин Николай; 1537-1599), сщмч. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Галицких святых, Белорусских святых; пам. в УПЦ 6 окт.), архидиак., экзарх К-польского Патриархата, протосинкелл, борец против Брестской унии НИКИФОР (Кучин Николай Иванович; 1880-1928), иером., прмч. (пам. 4 апр., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_37.html

Главным событием поездки в Тульскую епархию стала панихида на Куликовом поле. В 2002 году состоялось посещение десяти епархий: Минской, Гомельской, Брестской, Новосибирской, Томской, Рязанской, Тамбовской, Костромской, Санкт-Петербургской и Астраханской. В дни славянской письменности и культуры Предстоятель возглавил торжества в Новосибирске, где 24 мая 2002 года, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в крестном ходе участвовало более двенадцати тысяч верующих. Во время поездки в Рязанскую епархию в Вышенский монастырь были перенесены мощи святителя Феофана Затворника. В Рязани и Касимове были освящены кафедральные соборы после их реставрации. В июле того же года, в дни престольного праздника обители, состоялось паломничество на Валаам. В том же году во время визита в Кстромскую епархию состоялся крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, в котором участвовали около сорока тысяч верующих. С 30 июля по 1 августа 2003 года Предстоятель возглавлял торжества в честь 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского в Сарове и Дивееве, а в сентябре того же года совершил визит в родную для него Эстонию. В июле 2004 года состоялась поездка в город Тихвин, в Тихвинский Свято-Успенский монастырь, где прошли торжества по случаю возвращения в Россию чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери после 60-летнего пребывания этого святого образа за пределами нашего отечества. 29 июня 2004 года Святейший Патриарх посетил воссозданный Троицкий Собор в Завидово Тверской епархии и ознакомился с жизнью прихода. Перечень заседаний Священного Синода: 7–9.10.2000, 8.11.2000, 27.12.2000, 22.02.2001, 3.04.2001, 3.05.2001, 17.07.2001, 31.08.2001, 6.10.2001, 26.12.2001, 12-13.03.2002, 17.07.2002, 7.10.2002, 26.12.2002, 7.05.2003, 30.07.2003, 6.10.2003, 26.12.2003, 25.03.2004, 17.08.2004, 1.10.2004. http://www.mospat.ru http://www.sedmitza.ru Решением Священного Синода Русской Православной Церкви в межсоборный период были учреждены следующие награды: 1. орден святителя Макария, митрополита Московского, а также медаль святителя Макария – за духовное просвещение (3.04.2001); 2.

http://pravoslavie.ru/11281.html

вероучению. Послы требовали поставления на Владимиро-Волынскую и Луцкую кафедры новых архиереев. Такую же просьбу подал на сейме королю лично от себя кн. Острожский. Никакого распоряжения по этим просьбам от короля не было сделано, и в последний день сейма киевский воевода и депутаты от православных объявили о том, что они не будут признавать Ипатия и К. епископами и не допустят осуществления их власти в своих владениях. 5 мая кн. Острожский внес от своего имени протест против названных епископов в актовые книги сейма, а депутаты внесли на следующий день 2 таких же протеста в радзиевские гродские книги. Копии этих протестов были разосланы по воеводствам. Подобные протесты вносились тогда в актовые книги и в др. городах, в т. ч. в Вильно. Ввиду этих обстоятельств К. обратился к королю с просьбой о выдаче ему новой грамоты на Луцкую епископию (взамен якобы утраченной) и получил ее 21 мая. Через неск. дней король предоставил К. в пожизненное управление кобринский во имя Всемилостивого Спаса мон-рь со всеми имениями. По нек-рым данным, в 20-х числах мая 1596 г. на совещании Ипатия и К. с митр. Михаилом (Рагозой) обсуждался вопрос о подготовке Собора, на к-ром будет объявлено о принятии унии. Накануне Брестских Соборов (Соборы прошли 6-10 окт. 1596) Луцкий епископ никак себя не проявил в отличие от митр. Михаила (Рагозы) и еп. Ипатия (Потея), занимавшихся активной деятельностью в пользу унии. В последние предсоборные недели практическими мероприятиями руководила, как представляется, католич. сторона. 6 сент. король пригласил западнорус. епископов - сторонников унии в Каменец-Литовский, имение еп. Бернарда Мацеёвского. Перед епископами и митрополитом выступил Мацеёвский, затем западнорус. иерархи подписали текст исповедания веры, к-рый был отправлен в Рим. На униат. Соборе 1596 г. Луцко-Острожская епархия была представлена только К. На правосл. Соборе от Луцкой епархии присутствовали 22 духовных лица и 29 мирян. Из волынского духовенства на Соборе были луцкий и острожский протопопы, архимандриты крупнейших монастырей, священники и монахи.

http://pravenc.ru/text/1840347.html

6 августа патриарх Иеремия прибыл в Брест , на литургии в день Преображения Господня он поставил своим экзархом Луцкого еп. Кирилла (Терлецкого) . В изданной в тот же день грамоте патриарх предоставил экзарху право надзирать за западнорусскими священниками и судить их. Грамота была подписана также Киевским митр. Михаилом и большинством епископов митрополии . Введением в Западнорусской митрополии должности Патриаршего экзарха патр. Иеремия стремился создать противовес власти митр. Михаила, не вызывавшего у него доверия, и обеспечить контроль над положением в митрополии. Особой грамотой Иеремия наделил экзарха теми же правами, которые он ранее предоставил митрополиту. Из Бреста Иеремия отправился в Замостье , где встретился с епископами, а также издал несколько грамот, регулирующих взаимоотношения между епархиями . Особое внимание Иеремии уделил укреплению православных братств. В Вильно он добился издания королем Сигизмундом грамоты, утверждавшей права Свято-Троицкого виленского братства, а в Замостье защитил права Львовского братства в конфликте с еп. Гедеоном (Балабаном) . Деятельность Иеремии в Западнорусской митрополии получила неоднозначную оценку в историографии. Историки Православия в Речи Посполитой митр. Макарий (Булгаков) , П. Н. Жукович , К. Ходыницкий и другие считали, что во многом непоследовательные и небескорыстные действия восточных патриархов, в первую очередь Иеремии, способствовали углублению конфликтов среди православных в Польско-Литовском государстве и подтолкнули западнорусских епископов к заключению Брестской унии 1596 года . Однако анализ документов, связанных с вмешательством Иеремии в дела Западнорусской митрополии в 1588-1589 годах, не подтверждает эту точку зрения. Напротив, можно полагать, что поддержка, оказанная Константинопольским патриархом братствам в их противостоянии епископам, выступления первоиерарха против нарушителей канонов, включая низложение митрополита-двоеженца, свидетельствуют об искреннем и бескорыстном стремлении Иеремии к исправлению церковной жизни своей западнорусской паствы. Благодаря патр. Иеремии в Западнорусской митрополии возобновилась практика созыва Соборов с участием архиереев, духовенства и мирян. Сообщение о намерении патриарха созвать такой Собор в Вильно читается в нескольких документах 1588 года . Собор прошел с участием Иеремии в 1589 году, на нем обсуждались многие вопросы, в т. ч. издание православных книг. С того времени Соборы в Западнорусской митрополии проводились ежегодно. Деятельность патр. Иеремии способствовала укреплению среди православных в Речи Посполитой авторитета Константинопольского патриарха как верховного пастыря, стремящегося к устранению нарушений в церковной жизни, а также как учителя, от которого можно ждать наставления в вопросах веры (в 1591 году львовские братчики просили патриарха прислать его антикатолические сочинения для публикации в братской типографии и использования в полемике с иезуитами).

http://drevo-info.ru/articles/13679190.h...

В 2001 году Святейший Патриарх посетил одиннадцать епархий нашей Церкви. Среди них четыре белорусских епархии: Брестская, Пинская, Туровская и Гомельская. В Тобольской епархии Предстоятель побывал в пяти городах Западной Сибири и освятил построенные там храмы. Состоялись поездки в Санкт-Петербургскую, Чувашскую и Калужскую епархии, а также паломничество в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь и посещение новообразованной Бакинской епархии. Главным событием поездки в Тульскую епархию стала панихида на Куликовом поле. В 2002 году состоялось посещение десяти епархий: Минской, Гомельской, Брестской, Новосибирской, Томской, Рязанской, Тамбовской, Костромской, Санкт-Петербургской и Астраханской. В дни славянской письменности и культуры Предстоятель возглавил торжества в Новосибирске, где 24 мая 2002 года, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в крестном ходе участвовало более двенадцати тысяч верующих. Во время поездки в Рязанскую епархию в Вышенский монастырь были перенесены мощи святителя Феофана Затворника. В Рязани и Касимове были освящены кафедральные соборы после их реставрации. В июле того же года, в дни престольного праздника обители, состоялось паломничество на Валаам. В том же году во время визита в Костромскую епархию состоялся крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, в котором участвовали около сорока тысяч верующих. С 30 июля по 1 августа 2003 года Предстоятель Русской Церкви возглавлял торжества в честь 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского в Сарове и Дивееве, а в сентябре того же года совершил визит в родную для него Эстонию. В июле 2004 года состоялась поездка в город Тихвин, в Тихвинский Свято-Успенский монастырь, где прошли торжества по случаю возвращения в Россию чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери после 60-летнего пребывания этого святого образа за пределами нашего отечества. 29 августа 2004 года Святейший Патриарх посетил воссозданный Троицкий собор в Завидове (Тверская епархия) и ознакомился с жизнью прихода. В 2005 г. А. посетил Екатеринодарскую епархию (15-16 июля). 20 и 21 июля А. принимал участие в торжествах, посвященных 450-летию Казанской епархии. С 30 июля по 1 авг. Святейший Патриарх совершал поездку по Владимирской и Ярославской епархиям. Программа поездки включала посещение Стефанов Махрищского во имя Св. Троицы ставропигиального жен. мон-ря близ Александрова, Варницкого во имя Св. Троицы муж. мон-ря в Ростове и Никольского мон-ря в Переславле-Залесском. Маршрут паломничества определялся юбилейной датой истории - 625-летием героической Куликовской битвы. В этом же году А. посетил Калужскую епархию, побывал с первосвятительским визитом в Молдавии, принял участие в праздновании 625-летия Куликовской битвы в г. Серпухове и торжествах в честь празднования Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства в Нижнем Новгороде.

http://sedmitza.ru/text/1944272.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010