— А почему нельзя поминать католиков в храме, ведь Крещение у них и у православных одинаковое? — Святые Соборы определили, Крещение каких еретиков можно признать: для этого нужно, чтобы была соблюдена преемственность от апостолов и правильно совершено Крещение. Католики вроде бы под это правило подпадают, потому что и преемственность рукоположений от апостольских времен у них есть, и формула Крещения произносится правильно, то есть Таинство совершается так же, как в Православной Церкви. Но, несмотря на то, что Православная Церковь признает их Крещение, она считает их еретиками, ибо католики исказили Символ веры и внесли в свое вероучение много лжедогматов, которые противоречат апостольскому учению. По учению Церкви, есть еретики, есть раскольники и есть самочинное сборище. Раскольники — это те, кто отделяется от Церкви самочинно, не подчиняясь иерархии, а догматы у них остаются те же, что и у православных. Еретики же сначала извращают догматы, а потом, как правило, отделяются от Церкви. Католики полностью соответствуют отеческому понятию о ереси. И в древней Церкви еретики на проскомидии никогда не поминались; у Церкви всегда было однозначное отношение к еретикам. Странно, что в наше время нашлись люди, которые начали поминать еретиков на проскомидии! Кстати, на Афоне не признают католического крещения и католиков перекрещивают: наверное, потому, что греки больше страдали от католиков, чем мы. Но и у нас много мучеников, пострадавших от католиков: священномученик патриарх Ермоген, преподобномученик Афанасий Брестский и другие святые. Мы принимаем католиков через Таинство Миропомазания, поскольку ни их миропомазание, ни их причастие не признаются. Признается только Крещение как форма без содержания. — Почему святой преподобный Иоанн Лествичник в своей книге, которая показывает ступени подвижнического жития и описывает путь к добродетелям, предупреждает: «Смотри, не заразись нечестивым недугом Оригена»? Почему он говорит именно об этой ереси? — Во-первых, тогда еще не все ереси, о которых мы знаем сейчас, были известны, а во-вторых, согласно учению Оригена, все спасутся, даже дьявол немного помучается и спасется. Такие воззрения очень опасны. Человек слаб, и порой от падения, от тяжкого греха его удерживает только сознание того, что за тяжкое согрешение ожидает вечная мука. Помни конец твой и вовеки не согрешишь (Сир. 7, 39). А если не будет побуждений к тому, чтобы не грешить, человека уже ничто не удержит от греха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2250...

собор и архиерейский дом, приказывал стрелять по собору из ружей. Большой урон имениям Луцкой кафедры был нанесен во время восстания С. Наливайко (1594-1596). Активизация внутренней жизни Киевской митрополии связана с приездом в Речь Посполиту К-польского патриарха Иеремии II (Траноса) в 1588-1589 гг. В Бресте патриарх возвел К. в достоинство патриаршего экзарха (грамота от 14 авг. 1589). К. получил руководство над духовными делами митрополии, ему был поручен надзор за епископами, экзарх имел право не только исправлять архиереев, но и запрещать «негодных». Это была новая должность в Западнорусской Церкви, ее учреждением патриарх открыто выразил недоверие Киевскому митр. Михаилу (Рагозе) ; по мнению исследователей, в митрополии появилось санкционированное патриархом двоевластие. Иеремия II дал на имя К. ту же самую грамоту, какую ранее в Вильно дал на имя митр. Михаила: о недопущении приходящих из стран Востока духовных лиц совершать к.-л. церковные дела в Киевской митрополии. После переезда патриарха в Замостье он вызвал туда неск. западнорус. епископов, в т. ч. К., подверг их суду и отпустил с миром, преподав благословение; в частности, патриарх отменил навечно любые претензии к К. В сент. 1589 г. К. еще раз ездил на встречу с патриархом в Красностав вместе с Перемышльским еп. Арсением (Брылинским). В окт. патриарх находился в Тарнополе (ныне Тернополь), где состоялся суд над Львовским еп. Гедеоном (Балабаном) в связи с его конфликтом с Львовским братством, на суде присутствовал и К. Конфликт был разрешен в пользу братства. Неск. грамот патриарха были подписаны в т. ч. К. (здесь он не назван экзархом). После отъезда Иеремии II К. 20 июня 1590 г. участвовал в созванном по благословению патриарха с целью проведения церковных реформ Брестском Соборе (см. Брестские Соборы ), на к-ром Львовское братство было освобождено от власти еп. Гедеона. Сразу после Собора был создан документ, где западнорус. епископы впервые открыто высказали намерение заключить унию с католич. Церковью.

http://pravenc.ru/text/1840347.html

Соборная грамота была утверждена печатью государя и владык, и подписью всех присутствовавших на соборе. Собор 1589 г. составился в Москве, под председательством митрополита Иова и в присутствии царя Феодора Иоанновича для совещаний об учреждении патриаршества в России. Уложенная грамота собора была написана на пергаменте золотом и червленой краской, и скреплена царской печатью. В ней говорится о пришествии Иеремии, царьградского патриарха, в Москву и о том, как совещался с ним государь об учреждении патриаршества в России, и как действительно учреждено патриаршество в России, и поставлен первый русский патриарх Иов. Вскоре и другие патриархи признали открытую в Москве кафедру. В 1590 г. на соборе в Константинополе было решено: утвердить ее согласием восточных патриархов с тем, чтобы и после Иова ставились патриархи в Москве; признавать право русского патриарха наравне с правами других патриархов и отвести ему пятое место после иерусалимского. На соборе 1593 г. в Константинополе снова была дана санкция учрежденной в России кафедре. Собор 1595 г. был местным собором в Львове под председательством епископа львовского Гедеона Балабана. На соборе решено было принять унию с Римом. Брестский собор. Собор в Бресте составился в конце 1596 г. по делу об унии. Сюда съехались: множество духовных и светских лиц – православных, католиков, униатов и протестантов, представители короля и папы, депутаты от воеводств, поветов, городов и братств, два патриарших экзарха: Никифор – от Константинопольского и Кирилл Лукарис – от Александрийского. Некоторые папы приехали с многочисленной и вооруженной свитой; окрестности Бреста имели вид военного лагеря с шатрами и пушками. Перевес был на стороне православных и униатская партия боялась насилий; но князь Константин Острожский успокоил ее своим словом. С самого начала собор разделился на две партии – униатскую и православную. Униаты открыли заседания под председательством львовского католического архиепископа Соликовского в городском соборе, а православные под председательством экзарха Никифора в одном частном доме, потому что Поцей, к епархии которого принадлежал Брест, распорядился затворить для них все городские храмы. Экзарх Никифор три раза приглашал митрополита Михаила Рогозу и четырех епископов униатов на собор православных; когда они не явились, собор лишил их сана и единогласно отверг унию. С своей стороны униатское собрание отвечало проклятием на православный собор и торжественным актом о принятии унии. Православные епископы были объявлены ослушниками митрополита и изменниками своей церкви, греческие экзархи – шпионами султана, все православные – преступниками против духовной власти своих иерархов и против воли короля. Решения обоих соборов были опубликованы и представлены на утверждение королю (Сигизмунду III). Им было утверждено решение униатского собора и таким образом положено начало унии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР (Тур; † 1599), архим. Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) в 1593-1599 гг. Н. упоминается в решениях православного Собора 1591 г. (см. в ст. Брестские Соборы ) как эконом Киево-Печерского мон-ря, назначенный членом комиссии по исправлению книг. Этот факт позволяет охарактеризовать его как лицо, близкое к Владимиро-Волынскому еп. Мелетию (Хребтовичу-Богуринскому) , являвшемуся архимандритом монастыря, и как человека образованного. Вероятно, Н. был причастен к плану превращения Киево-Печерского мон-ря в патриаршую ставропигию. План проявился в изготовлении фальсификата грамоты К-польского патриарха Максима 1481 г., по к-рой мон-рь освобождался от власти Киевского митрополита. Существование такого плана и такой грамоты объясняет некоторые черты поведения Н., когда он возглавил Киево-Печерский мон-рь. Н., по-видимому, стал настоятелем обители (нареченным архимандритом) вскоре после смерти в янв. 1593 г. Мелетия (Хребтовича-Богуринского) по избранию печерской братией и правосл. шляхтой Киевской земли и получил соответствующий королевский привилей. Вскоре, однако, возникли сложности в отношениях между ним и митр. Михаилом (Рагозой) . Весной 1594 г. митрополит предложил Н. приехать в Новогрудок, чтобы тот «взял посвящение звыклое» (в сан архимандрита), но Н. отказался это сделать, заявив митрополичьему посланцу, что митрополит не имеет никакой власти над Киево-Печерским мон-рем. Таким же был итог и последующих обращений митрополита к Н. (сент. 1594 - нач. 1595). Положение ухудшилось после появления у организаторов буд. унии (см. Брестская уния 1596 г.) планов, касавшихся Киево-Печерского монастыря. На встрече в Торчине в кон. 1594 г. с правосл. сторонниками унии Ипатием Потеем и Кириллом (Терлецким) Луцкий католич. еп. Бернард Мацеёвский предложил передать Киево-Печерский мон-рь под управление митрополита, что позволило бы привлечь Михаила (Рагозу) в ряды сторонников унии и сделать митрополита (в значительной мере благодаря огромным материальным ресурсам мон-ря) сильным главой униат. Церкви. Планы эти скоро получили поддержку Рима: 4 марта 1595 г. датирована булла папы Климента VIII о передаче Киевскому митрополиту Печерской архимандритии в случае соединения с Римской Церковью.

http://pravenc.ru/text/2565500.html

Летом 1590 г. М. участвовал в церковном Соборе в Бресте (см. в ст. Брестские Соборы ) и скрепил своей подписью его решения. К этому времени обозначился раскол среди правосл. епископов. По свидетельству Холмского еп. Дионисия (Збируйского) , епископы были недовольны тем, что митрополит, опираясь на поддержку Владимиро-Волынского архиерея, хочет усилить свою власть над ними, и решили искать соглашения с католич. Церковью. В 1591 г. М. также участвовал в работе церковного Собора, принявшего ряд важных решений, в частности предусматривавших организацию и развитие братств при участии епископов. В связи с этим следует отметить меры, принятые М. для организации братства в Бресте. В янв. 1591 г. кор. Сигизмунд III подтвердил «лист» М. о создании школы при брестской соборной ц. свт. Николая, 26 окт. 1591 г. датирована грамота М. о создании в Бресте братства по образцу братств Виленского и Львовского и школы для обучения «детей всякого стану» греческому, латинскому, польскому и «русскому» языкам. В посланиях братств, написанных после Собора, ряд епископов подвергся критике. М. среди них не упоминался. М. умер в Городке, имении Киево-Печерского мон-ря на Волыни (см. в ст. Городокский во имя святителя Николая Чудотворца и пророка Илии женский монастырь ). Сохранилась опись б-ки Киево-Печерского монастыря, переданной преемнику М. в апр. 1593 г. В ней отмечены «Маргарит» , 2 книги Исаака Сирина, сочинения Дионисия Ареопагита и ряд др. книг, к-рых не было в мон-ре при описи его имущества в 1554 г. Возможно, в их приобретении какая-то роль принадлежала М. Ист.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением рус. грамот и выписок. К., 18312. Приб. 1; АЗР. Т. 3. 111-112, 117, 122; Т. 4. 21, 22, 25, 28; АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 1. 1, 14, 19, 20-24, 63, 45, 81-84, 86, 91; АЮЗР. Т. 1. 168, 198, 206; АСЗР. Т. 4. 12, 13; АВАК. Т. 19. Прил. 21; Monumenta confraternitatis stauropigianae Leopoliensis/Ed. W. Milkowicz. Leopolis, 1895. T. 1. N CXXXI, CLX, CCVII; Жукович П. Н. Брестский Собор 1591 г.: (По новооткрытой грамоте, содержащей деяния его)//ИОРЯС. 1907. Т. 12. Кн. 2. С. 45-71.

http://pravenc.ru/text/2562846.html

И он, не зная польского языка, сказал по-волошски , что несколько лет был ректором еллинских и греческих наук в Падуе, где слушали его и юноши из Польши; потом семь лет был проповедником в Венеции, в греческой церкви святого Марка; возвратившись в Константинополь, сделан великим протосинкеллом патриаршего престола и два раза временно управлял всею патриархиею, о чем знают все православные, а теперь прислан от патриаршей кафедры в здешнюю митрополию по возникшим в ней замешательствам в делах церковных. На другой день, 12 марта, в сенате повторилось то же самое: инстигатор обвинял Никифора, прокуратор защищал, снова допрошен был Ян, а Никифор просил изложить по-гречески на бумаге все взводимые на него обвинения, чтобы он мог дать ответы. Ему обещали это, но более его в сенате публично не судили. Уже чрез несколько дней, когда сейм окончился и бывшие на нем разъехались, король судил Никифора приватно с немногими оставшимися сенаторами. На этом суде опять выслушаны были и обвинитель Никифора, и защитник, и Ян волошанин, клятвою подтвердивший прежнее свое показание, и сам Никифор. Последний подробно отвечал на каждое из взводимых на него обвинений и, между прочим, говорил: «Поведают, будто я не послан от Цареградского патриарха, так как в Царьграде и нет теперь патриарха, и не имею права низлагать владык. Но вот вам грамота Вселенского патриарха на пергамене с привешенною печатью, из которой видно, что я имею право не только ставить и низлагать владык и митрополитов, но и созывать Поместные Соборы, будучи великим протосинкеллом. И если патриарх Иеремия умер, то теперь патриаршествует в Царьграде Мелетий, человек, известный своею ученостию. Говорят, что я, не взяв дозволения у короля, приехал на Брестский Собор и низложил владык. Но лично я не мог побывать у короля с этою целию, потому что Собор уже приближался, а пан воевода киевский с другими панами посылал двух шляхтичей известить короля о моем приезде. Если же король не прислал мне особого листа, то уже прежде выданы были им листы, которыми дозволялось всякому человеку греческой веры приезжать на Собор в Бресте...» и пр.

http://sedmitza.ru/lib/text/436113/

25 июля 1609 г. Жировичский монастырь по требованию Виленского трибунала принял унию и перешел под управление униатского митрополита Ипатия Потея. Первым игуменом монастыря стал Иосафат Кунцевич. В 1613 г. монастырь с церквями перешел в руки униатскому ордену базилиан, создавшим здесь духовно-политический центр. В этот период значение Жировичского монастыря в жизни униатской церкви было очень велико. В монастыре проходила пятая конгрегация под руководством митрополита Иосифа Рутского, а позднее и другие униатские соборы. В 1644 г. монастырь посетил король Владислав IV, который 21 июня 1652 г. даровал Жировичам магдебургское право. Это положило начало веренице королевских паломничеств к чудотворной иконе. Так, короли Речи Посполитой не единожды приезжали в Жировичи: Ян III Собесский – перед битвой под Веной (1683 г.), второй раз, вместе с королевичем Якубом – в 1688 г.; также здесь были Август II Сильный и Станислав Август Понятовский. Не минули Жировичи и многочисленные войны. Так, в ходе русско-польской войны в 1655 г. 20-тысячное казацкое войско Богдана Хмельницкого сожгло монастырь. Многие насельники были убиты, монахи-базилиане спаслись бегством, некоторые из них были замучены. После этого, к концу XVII в. Жировичи были отстроены заново. Новые разрушения принесла Северная война. И снова, после ухода войск шведского короля Карла XII, монастырь быстро восстановили. Начала работать типография, предназначенная для печатания наряду с богослужебной литературой молитвенников на польском языке. Благодаря монастырю Жировичи превратились в крупный торговый центр. С 1795 г. Жировичи в составе Российской империи. В 1810 г. Успенский собор монастыря стал кафедральным собором всей Брестской епархии. В ограду монастыря было перенесено находившееся раньше в Новогрудке епархиальное управление. Так Жировичский монастырь до 1828 г. стал резиденцией брестского униатского епископа. 14 июля 1839 г. митрополит Иосиф Семашко вместе с другими униатскими священниками подписал акт о ликвидации унии и передаче принадлежащих ей церквей Московской патриархии. С этого времени Жировичский монастырь стал центром православной Литовской епархии. К этому времени в монастырский комплекс входили: Свято-Успенский собор, Явленская и Крестовоздвиженская церкви, деревянная Георгиевская церковь, трехэтажный монастырь с семинарией, кельи, трапезная, часовня и многочисленные подсобные постройки. За оградой монастыря находился сад и пруды на небольшой речке Викне (левом притоке Щары), куда спускались монастырские сады.

http://sobory.ru/article/?object=09617

Чтобы подтвердить высказанное нами положение, а также уяснить исторический характер как Флорентийской, так и Брестской уний и их бесплодность, бросим ретроспективный взгляд на те исторические условия, в которых они зарождались, и на ту обстановку, в которой они происходили. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Флорентийская уния Глава I ВОЗВЫШЕНИЕ ПАПСКОЙ ВЛАСТИ В XI—XIV ВВ. После разделения Церквей папская власть поднимается на такую высоту, что для православного Востока представляются только две возможности: или преклониться перед самодержавием Римского престола, или уклониться от всякого церковного общения с ним. Середины не могло быть, ибо папская власть никаких компромиссов не признавала. Уже папа Григорий VII Гильдебранд (1073) обнаружил такое стремление к возвеличению своей власти, что даже римские историки признают, что власть его выходила за должные пределы и почти уничтожала все права епископов и Церквей, от которых он настоятельно домогался беспрекословной покорности. Григорий VII проводил ту мысль, что воля папы составляет закон для всего человечества, а власть папская служит источником всякой другой власти. Она не может быть ограничена ни Вселенским Собором, ни обычаем, ни законом. Поэтому все, не повинующиеся его велениям или не имеющие общения с Римской кафедрой, почитались им схизматиками и еретиками. Следуя этому завету, папа Лев IX кинул в лицо всей Восточной Церкви анафему, отвергавшую эти чудовищные и неслыханные от первых веков христианства папские притязания. Провозглашенный Григорием VII принцип, что авторитет папы стоит выше всякой другой власти, какая только существует на земле, папа Иннокентий (XII—XIII вв.) постепенно проводит в жизнь и через это становится универсальным духовным монархом, соединив в одно великое теократическое государство отдельные народы и государства Запада. Его власти подчиняются императоры, короли и владетельные князья, считая за честь служить ему. Время от времени папы присваивают себе абсолютную судебную власть. Уже папа Николай (IX в.) потребовал в качестве канонического правила, чтобы все постановления поместных Соборов представлялись на благоусмотрение папы даже в тех случаях, когда против них никто и не апеллирует, на том основании, что областные Соборы могут производить по возникшим вопросам только предварительное исследование, окончательный же по ним приговор принадлежит исключительно папе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Когда после интронизации молящиеся вышли из Успенского собора, один из участников вспоминал: «...я удивился разрушению кремлевских церквей. Октябрьский штурм был беспощаден... Дыры на куполе Успенского собора, пробоины в стенах Чудова монастыря. Пули изрешетили стены собора двенадцати апостолов. Снаряды повредили соборы Благовещенский и Архангельский. Удручающая действительность... Веяние духа болыневицкой злобы и разрушения – вот что мы почувствовали, когда в высоком духовном подъеме вышли из Успенского собора... Полной радости не могло быть, только молитвенная сосредоточенность и надежда, что патриарх, быть может, остановит гибельный процесс. По древнему обычаю, после интронизации патриарх должен торжественно объехать Кремль, благословляя народ. Эта процессия обставлялась когда-то с большой пышностью. Теперь патриарший объезд Кремля являл картину весьма скромную. Патриарх ехал на извозчике, с двумя архимандритами по сторонам; впереди, тоже на извозчике, – «ставрофор», то есть крестоносец, иеродиакон с патриаршим крестом. Несметные толпы народа при приближении патриарха Тихона опускались на колени. Красноармейцы снимали шапки, патриарх благословлял народ. Никаких приветствий из толпы, – благоговейная тишина... Большевицкая кремлевская стража косо посматривала на процессию, но выражать неудовольствие не решалась» 615 . Обстановка в стране стремительно менялась. Начало 1918 года ознаменовалось рядом декретов, в том числе декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. В этот же день, 2 февраля, открылась вторая сессия Поместного Собора. Все резче становится расхождение и оценка происходящих в стране событий иерархами Церкви и ее новым правительством. В официальной прессе начинается огульное охаивание как прошлого, так и настоящего Русской Церкви. Страна находится на грани Гражданской войны. В провинциях все чаще расстреливаются крестные ходы верующих. 18 марта 1918 года патриарх Тихон обратился к верующим по поводу заключения Брестского мира: «...а между тем у нас продолжается все та же распря, губящая наше Отечество. Внутренняя междоусобная война не только не прекратилась, а ожесточается с каждым днем. Голод усиливается, и, чтобы ослабить его, грозят даже изгонять из столиц мирных жителей, не знающих, где им приклонить голову. Рабочим угрожает лишение заработка, возвращающиеся из полков воины не находят работы. Умножаются грабежи и убийства, и для борьбы с ними часто прибегают к ужасному самосуду. Устранит ли объявленный мир эти вопиющие к небу нестроения? Не принесет ли он еще больших скорбей и несчастий? Увы, оправдываются слова пророка: «Они говорят мир, мир, а мира нет. Нет мира и нет радости, спутницы мира...» 616

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Брестского Собора (см. Брестские Соборы ) и долгие годы вел активную переписку с вождями Православия на Украине, особенно с кн. К. К. Острожским . Патриарх занимался вопросом объединения с коптами и эфиопами, среди к-рых также активно вели пропаганду иезуиты. Мелетий сумел убедить копт. патриарха Гавриила отойти от пролатинской ориентации. После кончины Иеремии II (1595) православные К-поля с согласия османских властей обратились к Патриарху Мелетию с просьбой возглавить Вселенский престол, однако александрийцы грозили силой удержать его в Египте, и Мелетий вынужден был уступить просьбам своей паствы. Однако он все же согласился на временное окормление К-польской Церкви, к-рую оставил после избрания на Вселенский престол Матфея II (1598-1602). Чрезмерные труды подорвали здоровье Патриарха, и он скончался в возрасте 52 лет. В правление Мелетия снова обострился синайский вопрос. Элементы самостоятельности, заложенные в статусе местного епископа, проявились в кон. XVI в., когда Синайская обитель, получавшая отовсюду богатые пожертвования и ставшая сильной и влиятельной, стремилась к полной независимости. Избранный в 1593 г. Синайский еп. Лаврентий , желая выйти из-под власти Иерусалима, принял поставление не от Иерусалимского Патриарха, а от 2 епископов Антиохийского престола и в дальнейшем вел себя как автокефальный архиерей. Патриарх Мелетий способствовал тому, что в итоге Лаврентий принес покаяние и признал над собой власть Иерусалимского Патриарха. Обострение в отношениях с синайскими монахами произошло уже в правление Александрийского Патриарха Кирилла Лукариса (1601-1620). В 1607 г. еп. Лаврентий начал совершать богослужения на Каирском подворье Синайского мон-ря. Богатый храм подворья, казавшийся дворцом по сравнению с Патриаршим собором, привлекал множество верующих, что лишало Александрийскую Патриархию последних доходов. Патриарху Кириллу неск. раз удавалось добиться соборного отлучения Лаврентия, и в конце концов синаиты закрыли церковь на Каирском подворье. Патриарх Кирилл Лукарис (1601-1620) Патриарх Кирилл Лукарис (1601-1620) В правление Кирилла Лукариса Александрийский Патриархат достиг наибольшего влияния на христ.

http://pravenc.ru/text/82070.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010