Почти все пишущие о «Вавилонской башне» Брейгеля сравнивают ее аркады с аркадами громадного сооружения древности, римского Колизея, и это совершенно справедливо, не заметить этого сходства нельзя. Ссылаются обычно на то, что Брейгель бывал в Риме и видел Колизей своими глазами, и эти впечатления потом использовал при изображении башни — и это тоже верно, у Брейгеля в верхней части картины видно внутреннее устройство башни, и оно, кстати, напоминает Колизей еще больше, чем ее внешняя стена. В частности, можно разглядеть, что при возведении башни используются разные строительные материалы, как было и в Колизее, где для внутренних сооружений использовались туф, бетон, кирпич, а для внешней стены — травертин (его характерный светло-желтый оттенок хорошо опознается в цвете внешних стен венской «Вавилонской башни» Брейгеля). Колизей. Внутреннее пространство. Рим. Фрагмент современной фотографии В качестве изобразительного примера-параллели часто приводят гравюру с видом Колизея из популярной в XVI веке серии «Руины Рима», сделанную Иеронимом Коком. С Коком Брейгель был хорошо знаком, так как несколько лет работал рисовальщиком в его антверпенской мастерской «На четырех ветрах». Колизей у Кока — это именно заброшенная руина, Кок не забывает показать не только обвалившиеся стены, но и многочисленные кусты, растущие из каменной кладки. Надпись в левом верхнем углу меланхолически уточняет, что перед нами «Колизей, разрушенный варварами». Кроме буквальной натурной зарисовки тут, конечно, просматривается и популярнейшая в поэзии и философии XVI века тема бренности бытия, преходящей земной славы. Вот что осталось, говорит нам гравюра Иеронима Кока, от некогда великого города, от Рима, бывшего властелином мира. Иероним Кок. Колизей, разрушенный варварами. 1551. Гравюра из серии «Руины Рима». Фрагмент Картина Брейгеля не просто напоминает о Колизее и о Риме, она подхватывает тему некогда великой империи, от которой остались руины. Мы видим визуальный образ: вот что бывает с тем, кто вознесся слишком высоко, пожелал встать над миром и бросил вызов Богу. 

http://foma.ru/vavilonskaja-bashnja-brej...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Три «Масленицы» Бориса Кустодиева 3 мин., 20.02.2023 «Народ — венец земного цвета, краса и радость всем цветам...» Александр Блок Первая мировая война, революция, гражданская война... А в это время больной мастер создает чудесные по композиции и колориту, жизнелюбивые и радостные образы идеальной Руси, с ее яркими платками и пузатыми самоварами, веселыми крестьянами и разбитными купцами, блистающими куполами церквей и резными наличниками изб. Словно град Китеж или «Лето Господне» Ивана Шмелева предстает перед зрителем Россия Бориса Кустодиева. И особое место здесь занимают серии произведений, посвященных Масленице. Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году, и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. Так, все новые и новые версии создаются в 1917 и 1919 годах, а в 1921 году Кустодиев пишет портрет Федора Шаляпина вновь на фоне масленичных гуляний. Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого — собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы — крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты. Атмосфера праздника и карнавала передается художником через чрезвычайно насыщенный и яркий цвет. Здесь зритель видит и катание на санях, и балаган, и ледяные горки — типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу. В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего . Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин — взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа, и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Но что еще более важно отметить — это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей, искреннее восхищение жизнью и ее поэзией.

http://foma.ru/kartina-kustodieva-maslen...

Лекция 1 Питер Брейгель «Вавилонская башня». Картина-символ и пути ее истолкования Лекция 2 Питер Брейгель «Несение креста на Голгофу». Явный и скрытый смысл и его истолкование Лекция 3 Питер Брейгель. «Слепые» и символика «слепоты» в мире Брейгеля Лекция 4 Босх. «Воз сена» и другие триптихи Босха. Христианская символика и обличительная проповедь Лекция 5 Босх и Брейгель. Явные и скрытые переклички художников Лекция 6 Босх и Брейгель. Два «Поклонения волхвов», полные странных символов Лекция 7 «Мадонна с младенцем и обезьяной» Дюрера и «Обезьяны» Брейгеля Лекция 8 Робер Кампен «Благовещение» (версия Алтаря Мероде в Музее Клойстерс и версия в Музее Брюсселя). Символика как многоуровневая система В курсе два уровня доступа: Базовый: предполагает 8 видеолекций. В неделю открывается доступ к двум новым урокам. Даты выхода прописаны в расписании курса, а каждый новый урок будет приходить на личную почту слушателя через рассылку.  Расширенный: в этом уровне, помимо лекций, вам доступны два дополнительных вебинара с автором курса. Зрителям, присоединившимся позже, будет доступна запись трансляций. Расширенный пакет: ВЕБИНАР 2 Чтение изображения как текста. Символические детали, символика цвета и символика композиции. «Воскресение Христа» Пьеро делла Франческа и изображение Воскресения в традиции христианского искусства ВЕБИНАР 3 Обман зрения: «визуальная притча» как важнейший творческий метод Брейгеля-философа и богослова. Предшественники Брейгеля на этом пути, фламандские художники Херри мет де Блес, Иоахим Патинир, Питер Артсен и другие. Принципиальное отличие Брейгеля от предшественников Чем полезен курс ПОСЛЕ НАШЕГО КУРСА ВЫ: узнаете историю шедевров мировой живописи начнете видеть детали, которые многие не замечают вы научитесь читать тайные смыслы, заложенные авторами вы познакомитесь с новыми картинами и по-новому взглянете на уже знакомые вы будете лучше ориентироваться в творчестве великих художников и поймете, чем они принципиально отличаются друг от друга Автор курса

http://academy.foma.ru/zagadochnye-stran...

Если присмотреться, то вся эта группа образует крест, в центре которого находится Мария, а противоположные концы образованы головами двух рыдающих и двух молящихся женщин. Давно замечено, что Брейгель написал эту группу, особенно жен-мироносиц, не просто крупнее — мы видим, что и сама манера живописи здесь заметно отличается от той, в которой написаны «люди толпы». Брейгель сознательно цитирует старинную живопись — эта изысканная аристократическая манера, напоминающая о Рогире ван дер Вейдене или его последователе Гансе Мемлинге, художниках XV века. Группа скорбящих. Левая фигура Прием цитирования живописи другого стиля внутри картины — уникальный случай для эпохи Брейгеля, замечает современный бельгийский искусствовед Манфред Селлинк. Но зачем это сделано? Очевидно, чтобы резче выделить эту группу среди других участников происходящего, показать ее особенный, нездешний характер. «Группа скорби» — это как бы видение, картина из другого мира, которая вторгается в здешний, современный Брейгелю мир. Дева Мария, теряющая силы, погруженная в глубокую скорбь, — этот живописный сюжнет известен нам по многим произведениям итальянских и северных мастеров Возрождения. Однако это происходит, как правило, у подножия креста или, реже, при встрече с Христом, идущим на казнь. Именно в этот момент Марию поддерживают, оберегая от падения, апостол Иоанн или жены-мироносицы. Но Брейгель максимально отодвинул трех Марий и Иоанна от упавшего Христа, а само распятие Ему еще только предстоит. Возможно, Брейгель показывает, что для истинного знания совершенно не обязательно смотреть — входящие в «группу скорби» и так понимают, то есть видят суть происходящего события, причем видят не только настоящее мгновение, но и то, что произойдет вскоре. Для них распятие как будто уже совершилось. Наблюдения над этой группой у Брейгеля привели, например, современных немецких искусствоведов Юргена Мюллера и Томаса Шауэрте к довольно смелой гипотезе: перед «группой скорби» Брейгель подразумевает воздвигнутый незримый Крест. Зритель XVI века должен был узнать в расположении скорбящих иконографический тип стоящих у распятия и мысленно представить себе Крест в центре группы. И далее они развивают мысль о противопоставлении «Христа внешнего», видимого нам, «Христу внутреннему», невидимому. Именно так, по версии Мюллера — Шауэрте, можно объяснить тот факт, что группа скорбящих святых (наиболее близкие и преданные последователи) стоит к упавшему Христу спиной. Толпа и отдельные персонажи

http://foma.ru/golgofa-pitera-brejgelja-...

Вторая гравюра Лафрери, из коллекции Метрополитен-музея: Таким образом, для внимательного и осведомленного зрителя «Вавилонская башня» Брейгеля могла устанавливать сразу целую систему отсылок и параллелей: Вавилон — древний Рим (прежняя империя) — Испания (современная империя) — Ватикан (Католическая Церковь). Все элементы этой системы могли угадываться, как бы просвечивать сквозь оболочку исходного сюжета — строительство Вавилонской башни. А сама незавершенная стройка одновременно указывала и на будущие, проступающие в ней руины. Ключ к картине Характерно, что Брейгель ставит свою «большую» «Башню» (венскую) между городом и морем. Широкую реку, впадающую в морской залив, мы видели и у художников — предшественников Брейгеля, например, у Герарда Хоренбоута или ван Скорела. Этот мотив можно объяснить в том числе и влиянием текста пророческих книг и Откровения Иоанна Богослова, где в связи с грядущей гибелью Вавилона упоминаются и «корабельщики», и «море». Однако Брейгель делает еще один шаг, перенося свою «Башню» из условного пространства именно в Нидерланды: дома его города, их характерные ступенчатые фронтоны не могут не вызвать в памяти архитектуру Гента, Брюгге и других городов Нижних Земель. Нидерландский город у подножия башни. Питер Брейгель. Вавилонская башня. 1563. Фрагмент Некая могущественная сила — формально говоря, воля царя Нимрода — строит колоссальную башню именно на земле Нидерландов. Стройка кипит, рабочие трудятся и вместе с тем обживают башню. Приглядываясь, мы видим и сцены приготовления пищи, и сушку за окнами белья, и небольшие огороды, которые успели разбить работники у себя под окнами. Башня у Брейгеля не просто грандиозное здание, это, по сути, целый мир, она подобна государству. Приготовление еды, сушка белья и огороды. Питер Брейгель. Вавилонская башня. 1563. Фрагмент И глядя на нее, вспоминая Библию и Августина, вспоминая судьбу Римской империи, современный Брейгелю зритель не мог не думать о неизбежном крушении всего этого начинания. Власть и люди тщеславны и при этом слепы, они не видят того, к чему ведут их решения и их усилия, говорит нам Брейгель. Кроме того, он явно высказывается на острую политическую тему: Империя, ты подобна Вавилонской башне, и Божий гнев разразится над тобой, ты рухнешь, это дело времени.

http://foma.ru/vavilonskaja-bashnja-brej...

Подпишитесь на наш Телеграм Год подходит к концу, и мы традиционно проанализировали, что пользователей Предание.ру особенно в этом году интересовало. Здесь — топ лекций, организованных Преданием.ру. В ближайшие дни ждите других топов. С наступающими Новым годом и Рождеством Христовым! 12. Современная литургическая музыка: как мы оказались в тупике Композитор, философ и специалист по церковной музыке Владимир Мартынов будет размышлять о путях развития литургической музыки и о современном положении дел в этой области, начиная от византийского пения и знаменного распева и заканчивая музыкой Арво Пярта. 11. Символика у Питера Брейгеля: введение в тему Лекция поэта, культуролога, доцента РАНХиГС Михаила Юрьевича Кукина посвящена анализу символики в творчестве Питера Брейгеля Старшего, великого нидерландского художника XVI в. Анализируя конкретные произведения, мы сможем глубже взглянуть на природу символа у Брейгеля, рассмотреть разные типы символов, от символа-предмета до символа-картины, поразмышлять над смыслом, скрытым за видимым глазу изображением. 10. История живописи — история Света Известный историк искусства Ирина Языкова поделится с нами своими наблюдениями о том, как и почему на иконах, картинах, мозаиках, гравюрах художники представляют Свет. Будем слушать интересный рассказ, смотреть прекрасные картинки, размышлять о таинственной природе Света. 9. Гормоны счастья и несчастья. Выбор за нами? Врач-гастроэнтеролог Артур Бернацкий — о «мотивирующих» гормонах: серотонине, эндорфине и дофамине. Какие гормоны отвечают за наше самочувствие, мотивацию, счастье и энергию? Почему мы не можем справиться с собой, сделать то, что запланировали, встать тогда, когда хотели, пойти туда, куда собирались? Почему нет сил взяться за учебу, разорвать зависимость, начать новое дело? Что нам мешает: банальная лень или что-то другое, на биохимическом уровне? Можно ли раскачать свою силу воли? Подвластны ли нам наши автоматические реакции? Как приобрести правильные привычки и начать получать удовольствие от того, что делаешь? Как перестать бояться и снизить количество стресса в нашей жизни?

http://blog.predanie.ru/article/top-12-l...

Да кому нужны эти ваши русские переводы! Статья От высот святоотеческой мысли к актуальным церковным проблемам: игумен Силуан (Туманов) комментирует аргументы противников перевода богослужебных текстов на русский. Храм для игрушечного Бога . Статья Актуальную тему для современных православных поднимает и архитектор Алексей Шкотов: он критикует современную храмовую архитектуру, показывая ее принадлежность к постсоветской архитектуре «капиталистического романтизма» и советует (по богословским и экономическим причинам) современной храмовой архитектуре идти по пути минимализма. Древнерусская архитектура . Курс лекций Историки Лев Санчес и Андрей Виноградов в своем курсе лекций рассказывают о древнерусской архитектуре: первые храмы Древней Руси, архитектура Ивана III и Василия III, узорочье и архитектура патриарха Никона, региональные школы русского Севера и пр. и пр. Символика у Питера Брейгеля: зима в новом Вифлееме . Лекция Другого вида искусства — живописи — касается в своей лекции поэт и филолог Михаил Кукин, анализирующий конкретные произведения Брейгеля и его последователей, в первую очередь пейзажи, и так показывающий стоящую за ними систему значений, так называемых «исторических проекций», предлагая новыми глазами взглянуть на хрестоматийные образы зимней природы у Брейгеля. Три знаменитых романа XX века: выбор философа . Статья-подборка Философ Марина Михайлова рассказывает о литературе, по-христиански толкуя три классических постмодернистских романа — «Имя розы» Эко, «Любовница французского лейтенанта» Фаулза и «Бессмертие» Кундеры. Беседы о Данте . Курс лекций Священник Георгий Чистяков рассказывает о Данте: «Данте о Евангелии в жизни христианина», «Спутница на дороге евангельской и свет Дантова “Рая”», «”Чистилище”: путешествие из страны греха к свободе», «О Дантовом “Аде”, или современен ли Данте», «”Средство от ада”. Читатели Данте в XX веке» и пр. Анархизм и религия . Собрание лекций Мы собрали разные лекции философа- анархоэкзистенциалиста Петра Рябова, так или иначе касающихся темы религия/анархизм: даосский анархизм, анархизм в христианстве, анархические идеи разных религиозных мыслителей и пр. и пр.

http://blog.predanie.ru/article/ob-angel...

«Бегство в Египет» Питера Брейгеля Михаил Кукин Встречайте пятый (последний) ролик из нашего рождественского проекта под названием «Рождество Христово в европейском искусстве», в котором культуролог, поэт, кандидат филологических наук Михаил Кукин раскрывает смысл, заложенный в ряде произведений ... «Поклонение волхвов» Гуго ван дер Гуса Михаил Кукин Встречайте четвертый ролик из нашего рождественского проекта под названием «Рождество Христово в европейском искусстве», в котором культуролог, поэт, кандидат филологических наук Михаил Кукин раскрывает смысл, заложенный в ряде произведений ... «Перепись в Вифлееме» Питера Брейгеля Михаил Кукин Встречайте второй ролик из нашего рождественского проекта под названием «Рождество Христово в европейском искусстве». В нем культуролог, поэт, кандидат филологических наук Михаил Кукин раскрывает смысл, заложенный в ряде произведений ... «Поклонение волхвов в снегу» Питера Брейгеля Михаил Кукин Встречайте первый ролик из нашего рождественского проекта под названием «Рождество Христово в европейском искусстве». В нем культуролог, поэт, кандидат филологических наук Михаил Кукин раскрывает смысл, заложенный в ряде произведений ... Больше материалов Помочь Преданию § Рассылка Новинки Блога Новинки и подборки Живого Предания каждую неделю в вашем почтовом ящике. В любую погоду и при любом настроении. Группа Вконтакте — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://blog.predanie.ru/article/tag/rozh...

Посмотрим на традицию изображения. Вавилонская башня в искусстве встречалась множество раз и до Брейгеля, особенно в книжной миниатюре, но также и в церковном интерьере, то есть в мозаиках и фресках, когда надо было иллюстрировать известный рассказ из первой книги Ветхого Завета (Быт 11:1–8). Вот этот текст в синодальном переводе, речь здесь идет о времени после Потопа, о потомках сыновей Ноя: На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Одним из первых изображений строительства Вавилонской башни в западном искусстве считается небольшая резная табличка из слоновой кости XI века, хранящаяся в музее итальянского города Салерно (входит в состав знаменитого «Салернского антепендиума»). Вавилонская башня. XI век. Резьба по слоновой кости. Городской музей Салерно В левой части изображения Бог смешивает язык людей, в центре — показана сама башня, в правой части — подъем стройматериалов. Вся сцена дана здесь очень схематично, но этой традиции суждено большое будущее. Процесс строительства начинает стремительно обрастать новыми подробностями, появляется все больше реалистических деталей. Средневековые иллюстраторы обычно изображают Вавилонскую башню с несколькими гранями, показывая при этом изготовление кирпичей, труд каменщиков и работу подъемных механизмов. Мы видим это и в мозаике Палатинской капеллы в Палермо (XII век), и, к примеру, в немецкой книжной миниатюре из «Мировой хроники в стихах».

http://foma.ru/vavilonskaja-bashnja-brej...

Жизнеописание Иоанна Крестителя не входит в нашу задачу. Однако мы не можем обойти вниманием его проповедь, которая не только предшествовала началу проповеди Иисуса, но и, несомненно, оказала на нее определенное влияние. Это влияние видно хотя бы из того, что Иисус начал Свою проповедь теми же словами, которые были лейтмотивом проповеди Иоанна Крестителя, тем самым сознательно подчеркивая преемственность Своего учения от учения Предтечи. Проповедь Иоанна Крестителя. Я. Брейгель. 1598 г. Наиболее краткое и емкое описание проповеди Предтечи мы находим в Евангелии от Марка: Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым ( Мк. 1:4–8 ). Из этого описания мы узнаём, что Иоанн был аскетом, жил в пустыне, проповедовал народу и сопровождал свою проповедь особым ритуалом – омовением в водах Иордана. Свидетельство Матфея почти идентично ( Мф. 3:1–6 ), однако он добавляет к словам, зафиксированным Марком, отдельное поучение Иоанна, обращенное к фарисеям и саддукеям: Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф. 3:7–10 ). Из этого повествования мы видим, что проповедь Иоанна носила характер жесткого обличения, когда дело касалось фарисеев и саддукеев. Эту манеру обращения к фарисеям переймет от Иоанна Иисус, вплоть до вербальных совпадений, таких как оскорбительное обращение порождения ехиднины ( Мф. 12:34; 23:33 ) и слова о том, что всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь ( Мф.7:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010