Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ Автопортрет. 1565–1568 гг. (Графическое собрание Альбертина. Вена) Автопортрет. 1565–1568 гг. (Графическое собрание Альбертина. Вена) [Мужицкий; нидерланд. Brueghel, Breughel] Питер (ок. 1525 или 1530, Бреда - 5.09.1569, Брюссель), нидерланд. худож. Сообщение его первого биографа К. ван Мандера о крестьянском происхождении Б. С., видимо, не соответствует действительности, более вероятно, что он был горожанином. В годы учений переехал в Антверпен, где работал у П. К. ван Алста. Первое документальное свидетельство о Б. С.- датированная 1551 г. запись о принятии его в члены антверпенской гильдии живописцев св. Луки (из этого следует примерный год его рождения, т. к. в гильдию принимали не раньше 25 лет). В 1551-1552 гг. работал в мастерской живописца К. Доризи. В 1552 г. посетил Рим. В 1554 г. вернулся в Антверпен, активно сотрудничал с издателем И. Коком. В 1563 г. женился на дочери ван Алста и перебрался в Брюссель, где вскоре умер, оставив 2 малолетних сыновей. В творчестве первого сына Б. С., Питера Младшего (1564-1638), превалирующим стало копирование произведений отца; второй сын, Ян Бархатный (1568-1625), мастер маньеристической пейзажной и декоративной живописи, был далек от стиля отца. Падение Икара. 1555–1558 гг. (Королевский музей изящных искусств. Брюссель) Падение Икара. 1555–1558 гг. (Королевский музей изящных искусств. Брюссель) Существует много попыток объяснить творчество этого мастера. К. фон Тольнаи предположил влияние пантеистической философии Себастьяна Франкана на манеру художника; др. объяснение - принадлежность Б. С. к католицизму - подтверждается тем фактом, что почитателем и покровителем художника был кард. де Гранвель. Несомненно влияние на творчество Б. С. гуманистического неостоицизма в духе Эразма Роттердамского и Томаса Мора. Избиение младенцев. 1565 г. (Музей истории искусств. Вена) Избиение младенцев. 1565 г. (Музей истории искусств. Вена)

http://pravenc.ru/text/153405.html

Интервью номера: Андрей Мерзликин . « Меня выгнали из храма, чтобы я вернулся » . Беседа с актером Андреем Мерзликиным. Беседовал Константин Мацан . Фото Владимира Ештокина, фото, предоставленное Фондом «Наши дети», и кадр из фильма «Брестская крепость» (фото Елены Меркурьевой/Владимира Гейслера). Редакция благодарит Фонд поддержки семьи и детства «Наши дети» за помощь в организации интервью//Фома. - – сентябрь 2011. – С.10-14. – (рубрика « Интервью номера »). Реклама : С.15. Тема номера. Вера и невежество: Бремя глупости . Вступление от Редакции . Ил.: Притча о слепых. Питер Брейгель Старший. 1568//Фома. - – сентябрь 2011. – С.16-17. – (рубрика « Тема номера. Вера и невежество »). Марина Журинская . Горе без ума . Ил.: Корабль дураков. Иероним Босх. 1495-1500; Страна лентяев. Питер Брейгель Старший. 1567//Фома. - – сентябрь 2011. – С.18-21. – (рубрика « Тема номера. Вера и невежество »). Алексей Осипов . « Без рассуждений нет добродетели ». С известным богословом, педагогом и публицистом, профессором Московской духовной академии Алексеем Осиповым беседует Юрий Пущаев . Ил.: Сон разума рождает чудовищ. Франсиско Гойя. 1797; Строительство Вавилонской башни. Хендрик Ван Клив III. XVI в.//Фома. - – сентябрь 2011. – С.22-26,27. - (рубрика « Тема номера. Вера и невежество »). Имеется биографическая справка « Алексей Ильич Осипов » (С.22). На врезке к статье: Гносеомахия – ересь незнания //Фома. - – сентябрь 2011. – С.26. – (рубрика « Тема номера. Вера и невежество »). См. также: Зачем православному институт? Отклик на тему номера «Вера и невежество» («Фома», сентябрь 2011 года)/Автор отклика – Ксения //«Фома». - – октябрь 2011. – С.96. – (рубрика « Отклики »); Бремя ума. Отклик на тему номера «Вера и невежество» («Фома», сентябрь 2011 года)/Автор отклика – N. //Фома. - – октябрь 2011. – С.97. – (рубрика « Отклики »). ВЕРА (раздел). – С.28-37. Сергей Худиев . Грех и благодать . Ил.: Христос и грешница. Лукас Кранах Младший. После 1535 г.; Христос и Самарянка. Рембрандт Харменс Ван Рейн. 1659; Блудный сын. Внешние ставни алтаря «Воз сена», фрагмент. Иеронимус Босх. 1500-1502//Фома. - – сентябрь 2011. – С.28-33. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-101-...

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 Питер Брейгель Старший изобразил эту грандиозную стройку – только недостроенной. Это великий всечеловеческий недострой. И когда возник Европейский Союз и построили здание Европарламента в Брюсселе, то архитектура этого сооружения как бы специально повторяла архитектуру недостроенной Вавилонской башни на картине Питера Брейгеля Старшего. Эти вот стены уступами, круглая форма, эти недостроенные арочки, колоннады – все узнается очень близко, очень быстро: они знали, они специально строили новое здание новосоздающегося межгосударственного образования как некую духовную преемственность Вавилонской башни, изображенной на одной из самых известных картин западноевропейской живописи. Когда снесли храм Христа Спасителя, то на этом месте собирались построить Дворец Советов с огромной статуей Ленина наверху, и даже на чертежах это было что-то жуткое – уже чертежи представляли какую-то жуткую идею невыносимо огромного здания, невыносимо страшных размеров на месте Божиего храма. Это была Вавилонская башня. Есть Небесный Иерусалим, архитектор которого – Бог. И на земле есть строители, строящие иной град Каменщиками называли себя франкмасоны, которые стремились строить: мастерок, циркуль, отвес, долото – это предметы из их символики. Строители что делают? – Они строят, естественно. А что же они такое строят? – Они строят новый мир. Христос говорит нам о том, что есть Небесный Иерусалим, архитектор и устроитель которого – Бог. А на земле есть какие-то тоже строители, которые тоже строят свой дом, противоположный Небесному Иерусалиму. Тема масштабного строительства, многовекового, длительного, с участвующими в нем миллионами людей – это как раз тема Вавилонской башни, и мы живем в один из этапов продолжающегося огромного строительства. А стройплощадка эта занимает собой почти всю Вселенную – на всей земле строится новое, какое-то невидимое, а иногда и видимое духовное сооружение. Стоит вернуться к мысли блаженного Августина, высказанной в его прекрасной книге «О граде Божием»: есть два града – град Небесный и град земной. Между ними война, как между ахейцами и Троей, и град Божий подвергается насмешкам, нападению, посмеянию, а град земной строится как гордая твердыня, как некий Иерихон, для того чтобы сопротивляться граду Небесному и воевать с ним. Августин пишет, что человек и человечество балансируют между двумя полюсами: на первом полюсе – любовь к Богу до ненависти к себе, это аскетизм и самопожертвование, а на втором полюсе – любовь к себе до ненависти к Богу. И Небесный Иерусалим населяют те, кто любят Бога вплоть до самопожертвования, а земной град медленно, и настырно, и упорно, из века в век созидается вольными каменщиками из ненависти к Богу и чрезмерной любви к себе. Так что тема этой всемирной стройки – это и есть наша тема.

http://pravoslavie.ru/92749.html

Джон (Пантелеймон) Мануссакис Часть вторая. Слух ...что мы слышали... – 1Ин:1 Иллюстрация: Ян Брейгель Старший и Петер Пауль Рубенс. Аллегория слуха (около 1618). Музей Прадо, Мадрид, Испания. Аллегория 2 Не теряя из вида все сказанное выше о принципе чтения аллегорий Брейгеля – то есть, что ключ к пониманию их спрятан в картине, изображенной на каждом из этих полотен, – перейдем к нескольким вступительным наблюдениям об аллегорическом изображении чувства слуха. Как и в картине «Зрение», так и здесь художник попытался изобразить едва ли не все, что только может быть связано со звуком. Здесь представлены всевозможные музыкальные инструменты и партитуры, разнообразные часы и птицы. В центре композиции, Афродита оборачивается к зрителю, с лютней в руках, тогда как сидящий у ее ног Эрот, кажется, поет по раскрытым нотам. В гармонии с их музицированием, в дальнем углу комнаты изображена группа музыкантов, занятых своим ремеслом. Обратим внимание, как Брейгель противопоставил музыку (обозначенную инструментами в одной стороне комнаты) и время (на которое намекают часы в другой стороне). Так и хочется сказать, что музыка со временем не в ладах! – в чем мы и убедимся на протяжении нескольких дальнейших глав. Труднее объяснить появление в комнате, рядом с Афродитой и Эротом, несколько странного гостя – оленя. Кроме того, что он принадлежит к дикой фауне и, как правило, не разгуливает по персидским коврам, олень – это животное, которое не производит никаких звуков. Возникает соблазн сопоставить его со слепым с картины «Зрение» – ведь олень практически незаметен для нашего слуха. Однако долгая традиция приписывала острый слух самому этому животному. Итак, можно сказать, что олень представлен на картине как парадигма исключительной восприимчивости к звуку. Такое парадигматическое использование слуха изображено и на двух главных (и особенно хорошо различимых) полотнах, расположенных по обе стороны от открытого балкона. То, что по правую руку от нас, изображает Орфея, мифического музыканта, играющего на кифаре и восхищающего своей игрой множество окруживших его животных.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Воз сена. Иероним Босх. 1510—1516. Национальный музей Прадо, Мадрид земные блага добродетели Стог сена — это земные блага, которые предназначены Богом для каждого человека, но герои картины этого не понимают и пытаются ухватить самый большой кусок любыми средствами, не представляя, как они жалко выглядят в этот момент. Стог сена — это земные блага, которые предназначены Богом для каждого человека, но герои картины этого не понимают и пытаются ухватить самый большой кусок любыми средствами, не представляя, как они жалко выглядят в этот момент. Стог сена — это земные блага, которые предназначены Богом для каждого человека, но герои картины этого не понимают и пытаются ухватить самый большой кусок любыми средствами, не представляя, как они жалко выглядят в этот момент. «Стог сена» Иероним Босх Группа людей на вершине стога сена иллюстрирует грех: иллюстрируется не грех, а любовь жадности похоти На вершине стога сена изображена любовная сцена, которая указывает на похоть. Ослепленные чувствами, люди в грехе не замечают, что повозка, запряженная демонами, катится в ад. На вершине стога сена изображена любовная сцена, которая указывает на похоть. Ослепленные чувствами, люди в грехе не замечают, что повозка, запряженная демонами, катится в ад. На вершине стога сена изображена любовная сцена, которая указывает на похоть. Ослепленные чувствами, люди в грехе не замечают, что повозка, запряженная демонами, катится в ад. «Поклонение волхвов» Питер Брейгель На картинах Брейгеля «Поклонение волхвов» почти все окружающие люди изображены с гротескными лицами. Художник хотел показать, что: Поклонение волхвов. Питер Брейгель Старший. 1564. Национальная галерея, Лондон таким людям не место на земле в мире не осталось добрых людей Господь милостив и пришел ко всем нам Господь рождается в мир, который погряз во зле, и приходит абсолютно к каждому человеку, даже у самого последнего грешника есть надежда на встречу с Ним. Господь рождается в мир, который погряз во зле, и приходит абсолютно к каждому человеку, даже у самого последнего грешника есть надежда на встречу с Ним.

http://foma.ru/ds_quiz/ugadaj-detali-s-k...

Падение Икара. Питер Брейгель старший. 1560 Принцип смещенного смыслового центра — одно из проявлений более общей идеи, важнейшей для всего творчества Брейгеля. Размышляя о человеке и человечестве, Брейгель приходит к выводу о слепоте человека, о недостатке у него духовного зрения. Его персонажи, особенно собравшиеся вместе, в группы или в толпы, как будто иллюстрируют слова Евангелия: видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют (Мф 13:13). Обращение Савла. Питер Брейгель старший. 1567 Кто видит Христа, упавшего под тяжестью креста по пути на Голгофу, окруженного огромной спешащей суетливой толпой? Кто видит упавшего с коня в гуще вооруженного отряда будущего апостола Павла? Практически никто. Толпа поглощена своим, она движется дальше. Никто не смотрит на волхвов Так же решает Брейгель и сцену поклонения волхвов. В Вифлееме только что произошло величайшее чудо, родился Спаситель мира, но жители городка заняты своими делами. Мужчины носят из проруби воду, дети играют на льду, кто-то в глубине картины, утопая в снегу, спешит мимо, по своим делам… Но ведь не только персонажи картины не замечают происходящего чудесного события. Брейгель делает следующий ход: он заставляет зрителя пережить эту слепоту, почувствовать ее на себе. Ведь и ты, зритель, минуту назад не видел главного, — говорит художник. Действительно, разглядывая его картины и, после некоторых усилий, иногда немалых, замечая и понимая главное (событие, персонажа), мы переживаем момент, напоминающий прозрение: «Ах вот о чем эта картина!» И осознаем, что и мы только что были слепы. Персонажи картины «видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф 13:13). В Вифлееме только что произошло величайшее чудо, родился Спаситель мира, но жители городка носят из проруби воду, режут ветки, пробуют бревном прочность льда, дети играют, кто-то спешит мимо, по своим делам… Брейгель заставляет зрителя пережить эту слепоту, почувствовать ее на себе. Персонажи и зрители как бы приравниваются Брейгелем друг к другу, первые служат наглядным примером для вторых.

http://foma.ru/poklonenie-volhvov-v-sneg...

Подпишитесь на наш Телеграм Статьи «Великий пост: просто постараться не лгать себе» Денис Собур: есть масса аскетических практик и восходящая к Античности картина мира. Эта картина мира может объяснить практически все. Но слишком часто предлагаемые ею методы не срабатывают. «Наша пища — это Христос» Протоиерей Алексей Уминский: если мы, вступив в пост, будем все время думать: ну когда же он кончится, чтобы нам наконец-то вкусить привычной земной пищи, — тогда наш пост будет бессмысленным, потому что он не приблизит нас к Богу, не сделает нас похожими на Него. «Исихазм и анархизм» Владимир Шалларь начал свой новый великопостный цикл. В первом выпуске: сравнение восточнохристианской и анархистской антропологии, совпадение «политологий» анархизма и исихазма. «100 курсов лекций по библеистике» Начался Великий пост — и это прекрасная возможность лучше узнать Откровение Божие, прослушав тот или иной курс по библеистике. Предлагаем сразу много курсов, выберите себе по вкусу. « Сотрудник без границ. Как быть продуктивным и не выгореть» Наталия Матвеева: клинический психолог о выстраивании личных границ на работе. «Теодицея скептического теизма: мы не понимаем, почему Бог допускает зло» Игорь Зайцев: Бог, безусловно, всемогущ, но Он, будучи разумным, не может не следовать законам логики, Он не допускает к существованию то, что логически невозможно. «”Жесткая” любовь. Как выйти из замкнутого круга созависимости» Никита Плащевский: созависимый может помочь зависимому найти свою трезвую жизнь. Для это он должен отойти и не стоять между человеком и его огнем. « Памятник Дзержинскому или Невскому: кто придумывает «важные» вопросы, раскалывающие общество?» Денис Собур: улыбнитесь, господа! Вы слишком серьезны в этих бессмысленных баталиях о давно умерших империях. Слишком много глупостей делается с серьезным лицом. «Старший брат, или рыцарь френд-зоны» Владимир Берхин: старший брат сердится. Так сердится всякий, кто решил, что знает правильный путь, но оказывается, что Любовь Божья не отнимается у того, кто не идет по этому пути. Книги Джона Рёскина

http://blog.predanie.ru/article/kamni-ve...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Масленица. Пост. Брейгель 10 мин., 02.03.2019 Карикатура, шуточная пародия, насмешка больного воображения или аллегория? Что такое «Битва Масленицы и Поста» кисти Питера Брейгеля? Сколько раз и почему художник обращался к этой теме? Портрет Брейгеля работы Доминика Лампсония. 1572 История изобразительного искусства знает Брейгеля Адского, Райского и Мужицкого. Это не три ипостаси одного художника, как можно было бы подумать. Это три прозвища, принадлежавшие отцу и двум его сыновьям. «Художник величайшего трудолюбия и великолепного мастерства, которого славит сама природа, на которого снизу вверх смотрят художники, а соперники тщетно подражают...», - написал Ян Брейгель (Райский) о собственном отце, увековечивая его память на надгробии. Таким и был Питер Брейгель Старший: трудолюбивым, великолепным и «мужицким». Это прозвище художник получил не только за свое происхождение (он был родом из пригорода Брабанта, по другим сведениям из лимбургской деревушки), но за нескрываемый интерес к изображению сцен сельской жизни и крестьянского быта. Для человека средневековья такой интерес можно назвать даже странным. Но если окунуться в биографию художника... Как Брейгель стал Брейгелем Охота на зайца. Гравюра. 1560 Вообще, сведения о жизни Питера Брейгеля крайне скудны. Он родился то ли в 1525, то ли в 1530 году, учился, путешествовал по Италии, женился и умер. Все сведения о нем биографы и исследователи черпали в его работах и косвенных свидетельствах его жизни. Судя по всему, он был хорошо образован: знал латынь и античную мифологию, внимательно читал Ветхий и Новый завет, имел глубокий и серьезный интерес к механике и точным наукам. Владел иностранными языками, путешествовал по Италии и находил там себе работу и друзей. Ему едва исполнилось 15 лет, когда он приехал в Антверпен, чтобы поступить учеником в мастерскую Питера Кука ван Альста. Придворный художник императора Карла V, был хорошо известен как в Нидерландах, так и далеко за ее пределами.

http://foma.ru/maslenicza-post-brejgel.h...

Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине. (1 Кор. 13: 6) Гуманитарное лжехристианство с одним бессмысленным всепрощением своим, со своим космополитизмом – без ясного догмата, с проповедью любви без проповеди «страха Божия и веры»; без обрядов, живописующих нам самую суть правильного учения… – такое христианство есть всё та же революция, сколько ни источай она меду. При таком христианстве ни воевать нельзя, ни государством править; и Богу молиться незачем… Такое христианство может только ускорить всеразрушение. Оно и в кротости своей преступно… К. Леонтьев. Розовое христианство Питер Брейгель Старший. Притча о слепых. 1568 год      Представьте себе ситуацию: что бы ребенок ни вытворил, мама за всё гладит по головке. Чашку разбил – ничего страшного, конфеты съел до обеда – молодец, двойку получил – с кем не бывает. Дальше – больше. Стал толстым, потому что никто не ограничивал в еде, в школе ничему не выучился, потому что не заставляли. Ну а там нарушил правила дорожного движения – ибо он не привык соблюдать правила – и оказался под машиной. Добрая мама, не правда ли? А нам сейчас пытаются внушить идею «добренького Бога». Я достаточно долго посещала протестантскую общину в ранней молодости , чтобы о протестантизме сложилось четкое мнение. Один из главных камней преткновения для меня была иллюзорность многих положений, отсутствие трезвого взгляда на вещи, розовые очки. «Мы спасены», – твердили мне. Ах, как хотелось в это поверить и радоваться вместе со всеми. Но не получалось. Внутри мучительно и властно шевелилось сомнение. Не могла я согласиться и с отсутствием поста и вообще аскетики. Причем я никогда не имела аскетических склонностей и одним из главных удовольствий в жизни считала вкусный торт и болтовню с подругами. А уж когда решила повторно креститься в «Новой жизни» (я крещена в младенчестве), меня так закрутило, что я ощущала почти физическую муку. И когда причастилась в Православной Церкви, не признавшись на исповеди, что хожу к протестантам, мне было реально очень плохо.

http://pravoslavie.ru/71574.html

Вкусив запретный плод раньше мужа, не посоветовавшись с ним и единолично приняв решение нарушить заповедь, жена первой попыталась нарушить это равенство чести первых людей, полученное ими при сотворении. По слову преподобного Ефрема Сирина, она «…из ревности не допустила, чтобы муж вкусил первый; захотела стать выше Адама, занять первую степень, Адаму же предоставить вторую. Поскольку пожелала поработить себе мужа, то Господь обличил ее тайны и сказал ей: той тобою обладати будет». Однако эта подчиненность не является для мужей-христиан оправданием самодурства и домашней тирании. Ведь господство над женой, данное мужу после грехопадения, вовсе не было наградой: ну за что можно награждать того, кто и сам согрешил? Это скорее тяжкая обязанность, необходимость принимать в семье решения и нести бремя ответственности не только за себя самого, но и за свою любимую половинку, за свое прекрасное ребрышко, за ту, которая — плоть от плоти твоей. Сотворение Евы. Ян Брейгель Старший. 1625 ЧАСТО СПРАШИВАЮТ:  зачем после смерти человека в доме завешивают зеркала? ОТВЕЧАЕМ: Это народная традиция, в основе которой с давних пор лежит множество суеверий и примет. Например, считается, что после смерти душа человека может заглянуть в зеркало и испугаться, не увидев там привычного отражения. Или же, наоборот, — родные могут испугаться, увидев отражение души умершего в зеркале. Перечислять все возможные суеверные объяснения этой традиции здесь нет резона. Все они являются отголосками языческих верований, и для христианина не имеют никакого значения.  Однако можно усмотреть в таком обычае и вполне разумные смыслы, не содержащие в себе суеверий. Например, зеркала занавешивают, чтобы меньше времени и внимания уделять рассматриванию себя в зеркале, употребив все силы души на молитвенное поминовение усопшего.    ПОЧЕМУ  в Церкви рыба символизирует Христа? ПОТОМУ ЧТО   греческое слово χθς («ихтис» — рыба) можно прочесть как акроним — слова, от которых взяты эти буквы, составляют краткое исповедание христианской веры: ησος Χριστς Θεoς Υις Σωτρ — Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. Блаженный Августин писал: «Если первые буквы этих греческих слов соединить вместе, то получится слово χθς, то есть “рыба”. Под именем рыбы таинственно разумеется Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть безгрешным» (О Граде Божьем. XVIII. 23.1). 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010