40 дней бодрствования и аскезы, цель которой – обновление духовных, душевных и телесных сил. А основным эквивалентом слова «сила» в церковнославянском языке является слово «добродетель». Почему добродетелей семь? Число 7 — полнота и совершенство. Семь таинств в Церкви, 7 дней в неделе, 7 богатырей в русских сказках. Традиционный список добродетелей включает в себя: благоразумие, мужество, справедливость, умеренность, веру, надежду, любовь. Сегодня «добродетель» воспринимается как нечто неопределенное и скучное. Попытаемся вернуть этому слову его первозданное сияние! Как говорят о добродетелях святые отцы и как они отображаются в живописи таких европейских мастеров, как Пьеро дель Поллайоло, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший, Сандро Боттичелли, Иероним Босх, рассказывает протоиерей Дмитрий Сизоненко.  Первые выпуски уже начали появляться в блоге Предание .  Книга Екклесиаста с Владимиром Сорокиным. Великопостная рассылка «Предания». Дорогие друзья! В этом году в нашей Великопостной рассылке речь пойдёт о ветхозаветной книге Екклесиаста: о её смыслах и актуальности для современного читателя. По заказу «Предания» эту рассылку подготовил Владимир Сорокин, библеист, преподаватель Библейского колледжа «Наследие». Кто такой Екклесиаст? Само слово греческое, оно обозначает проповедника, того, кто говорит в собрании, обычно в собрании синагогальном; соответствующее еврейское слово, кохелет, использовано для еврейского названия книги. Итак, говорящий в собрании, религиозный проповедник, проповедовавший, вероятно, в синагоге. Но он же сын Давида, царь в Иерусалиме (Еккл. 1:1). Как это совмещается? С чего начинается поиск Екклесиаста? Почему вообще он стал задумываться о вещах, над которыми обычноломают головы философы и религиозные мыслители? Чего ему вдруг стало не хватать в его прежней жизни? Над этими вопросами автор размышляет в первом письме под названием «Кризис среднего возраста», которое подписчики получат уже на будущей неделе. Подписывайтесь на рассылку  или следите за блогом Предание , где начали появляться первые выпуски.  ПРОЕКТЫ ПРОШЛЫХ ЛЕТ Семь добродетелей глазами психолога .

http://predanie.ru/tema/velikij-post/?ut...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая должна была, по замыслу людей, достичь вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал языки строителей, так что они больше не могли понимать друг друга, и рассеял их по всей земле; таким образом, реализация задуманного грандиозного плана не была осуществлена. Мораль сюжета — бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом. Описание Картина открывает перед зрителем загадочный и трагический образ легендарного библейского сооружения, которое находится в разгаре своего возведения. Но даже в недостроенном виде башня потрясает воображение зрителя. Сильнейшее впечатление производит даже не столько само сооружение, устремляющееся в заоблачную высь, сколько инженерная и архитектурная точность.  Перед зрителем предстает единый яркий архитектурный образ, предельно дерзкий по своему замыслу и убедительный по инженерному воплощению на практике. На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой. Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни. Множество маленьких людей, рабочих и строителей снуют вокруг гигантского сооружения. По реке к гигантской стройке доставляются строительные материалы: камни, бревна, доски. Лестницы, строительные леса, подъемные механизмы, гигантские контрфорсы свидетельствуют о дерзновенном и горделивом замысле строителей превзойти в своем искусстве все народы, бросив вызов Самому Создателю. Башня возводится неравномерно. Нижние этажи уже заселены – в окнах и дверных проемах можно разглядеть живущих в этом огромном здании жителей, а на верхних уровнях еще вовсю идет строительство, кипит работа.  Как известно, за желание превознестись Бог разгневался, и чтобы усмирить нерадивых строителей, перепутал их языки так, что они в одночасье перестали понимать друг друга. В результате люди так и не смогли реализовать свой замысел.

http://azbyka.ru/art/vavilonskaya-bashny...

Перепись в Вифлееме. Питер Брейгель-старший. 1566 Сюжет «Вход Святого семейства в Вифлеем» — редкий, однако ошибаются те, кто утверждает, что он придуман Брейгелем. Этот сюжет не раз встречается в христианском искусстве Средних веков и Возрождения: в книжной миниатюре, каменных рельефах, витражах и так далее. Другое дело, что Брейгель, берясь за традиционный сюжет, решает его по-своему, опять же скрывая от нас смысловой центр, главных персонажей. Однако снегопада здесь нет, чему могут быть разные объяснения. Возможно, падающий снег и правда не пришелся по вкусу зрителям и заказчикам работ Брейгеля, слишком это был новаторский для своего времени прием. Или Брейгель сам решил не повторяться в других работах? В левом нижнем углу бедный хлев со Святым семейством.   Тут, правда, надо заметить, что самоцитирование, перенос из работы в работу удачного образа, персонажа или детали — дело для искусства XVI века абсолютно привычное, нормальное, в том числе и у Брейгеля мы легко можем найти примеры таких самоповторов. Наконец, возможно, что из двух вифлеемских зимних картин, в которых участвует Святое семейство, «Поклонение волхвов» — а именно этот сюжет и ассоциировался в первую очередь с Рождеством Христовым у зрителя-европейца — требовало, по мысли Брейгеля, максимального усиления того самого сокрытия, тайны и чуда, невидимых физическими очами, и он добавил снежные хлопья к тем композиционным и живописным приемам, о которых шла речь выше. Зачем тут замок и почему именно разрушенный? Поместив в левый нижний угол бедный хлев со Святым семейством и направив туда по диагонали картины основную массу людей, Брейгель замкнул пространство, напоминающее большую театральную сцену, своего рода декорацией: несколькими зданиями и голыми зимними деревьями. Сквозь идущий снег мы, как бы слегка прищурившись, видим толпящихся людей и эти постройки. Самое высокое, массивное, значительное здание занимает правый верхний угол и тем самым композиционно противопоставлено сцене Рождества. Это здание, если приглядеться, представляет собой руины. Мы видим частично обвалившуюся стену, арочное окно с колонной в центре. Можно подумать, что это руины церкви, однако небольшая башня-турель, которую можно разглядеть на углу здания, ясно говорит, что это руины замка. Замок — классический символ власти.

http://foma.ru/poklonenie-volhvov-v-sneg...

Подпишитесь на наш Телеграм Великий пост — это дорога, ведущая к Пасхе . 40 дней бодрствования и аскезы, цель которой — обновление духовных, душевных и телесных сил. А основным эквивалентом слова «сила» в церковнославянском языке является слово «добродетель». Почему добродетелей семь? Число 7 — полнота и совершенство. Семь таинств в Церкви, 7 дней в неделе, 7 богатырей в русских сказках. Традиционный список добродетелей включает в себя: благоразумие, мужество, справедливость, умеренность, веру, надежду, любовь. Сегодня «добродетель» воспринимается как нечто неопределенное и скучное. Попытаемся вернуть этому слову его первозданное сияние! Как говорят о добродетелях Святые Отцы и как они отображаются в живописи таких европейских мастеров, как Пьеро дель Поллайоло, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший, Сандро Боттичелли, Иероним Босх, рассказывает протоиерей Димитрий Сизоненко . Воздержание — это ни в коем случае не какая-то старомодная или унылая добродетель. Напротив, умеренность — это то, в чем мы все по-настоящему нуждаемся. Именно умеренность позволяет человеку испытывать подлинные и самые яркие удовольствия. Она направляет нашу жизнь к прекраснейшим и величайшим из земных благ. Прежде всего, попытаемся дать определение: что такое умеренность? Умеренность — это способность души соблюдать золотую меру в том, что касается проявлений наших чувств. Это сила самообладания. Благодаря ей человек способен укрощать стихийные волнения страстей, влечение к грубым удовольствиям, которые в конечном счете лишь опустошают душу. Быть человеком умеренным не означает быть занудой или подавлять свои чувства. Быть умеренным означает иметь совершенно здоровое самообладание перед лицом тех влечений, которые для многих наших современников оборачиваются проблемами, тех удовольствий, которые человека могут сделать рабом ощущений. При отсутствии такой способности души, которую называют добродетелью умеренности, удовольствия легко оборачиваются аддиктивностью, зависимостью и созависимостью. Означает ли это, что нужно подавлять свои влечения? Нет, это означает развивать в себе самообладание и тем самым извлекать максимальное удовольствие от всего прекрасного, что нам преподносит жизнь.

http://blog.predanie.ru/article/sem-dobr...

Да, «Игра в кальмара» — фильм, созданный внутри определенного жанра и кинематографической традиции (об этом я достаточно подробно пишу в своей первой статье об этом сериале). Но чем это может его скомпрометировать? Любое художественное произведение, которое берется сегодня рассуждать о проблеме жизни и смерти, неизбежно будет соотноситься со всем, что было сказано по этой теме прежде. Не только по содержанию, но и по форме. Наберусь наглости и напомню, что даже сюжет Священного Писания перекликается и во многих элементах выглядит заимствованным из более древних верований и текстов. Об этом можно подробно прочитать не только у секулярных религиоведов и ученых-библеистов, но и у христианских проповедников. Например, в книге «История религии» Александра Меня. Интерпретация и творческое переосмысление — основа любого современного производства. В свое время на меня как предпринимателя сильное впечатление произвела книга Одеда Шенкара «Имитаторы. Как компании заимствуют и перерабатывают чужие идеи», которая доказывает, что большинство крупных современных стартапов (если не все) являются по сути имитаторами, а вовсе не инноваторами. Человек играющий Будем считать, мне удалось доказать, что всемирная популярность сериала «Игра в кальмара» при всей его условной вторичности — неслучайное и важное событие. Теперь давайте посмотрим, так ли уж далек этот фильм от того, что принято считать высокой и большой культурой (в противовес «маленькой, народной и низкой»). Если попытаться выразить одной фразой ценность «Игры в кальмара» для человечества, придется признать, что в настоящий момент — это главное художественное произведение на планете, которое описывает извечное противостояние жизни и смерти в образах игры. И дополняет его сопутствующими этому противостоянию моральными дилеммами и символическими аллегориями. Питер Брейгель Старший. «Детские игры» Насколько такой образ игры в жизнь и смерть является новаторским или маргинальным? Совершенно точно он не является ни новаторским, ни маргинальным. Традиция рассматривать человеческую жизнь и всю человеческую культуры через феномен игры имеет легальный статус и вполне укоренена внутри гуманитарной науки.

http://pravmir.ru/pushkinu-igra-v-kalmar...

Взвыла бедная Вика и договорились мы с ней, что я ее за пару недель обучу немецкому. Его-то она и сдала. Страна лентяев. Питер Брейгель Старший. 1567 Русский школьник и звездное небо И ведь не в огульном отрицании образования дело, а в виртуозной подмене известно чего неизвестно чем. Вот в «Братьях Карамазовых» скептически цитируется высказывание немца: «Дайте вы русскому школьнику карту звездного неба, о которой он до этих пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам ее исправленною». Высказывание встречается восторженными воплями насчет того, что да, мы такие, и это здорово, и не чета всяким там колбасникам. Здесь мы на ином уровне художественности вновь сталкиваемся с призывом учить диалектику не по Гегелю, то есть в конце концов совсем ее не учить, и астрономию учить не по астрономическому атласу, а по интуиции, что опять-таки означает не учить ее вовсе. Но считать себя знающим. На этом фантасмагорическом фоне известный тезис известного Митрофанушки насчет того, что география не нужна, коль скоро есть извозчики, покажется трезвейшей прагматикой. И все на нем сойдет: мичуринская биология, загубившая дивные яблоневые сады России, потому что старые сорта были поспешно заменены нестойкими гибридами, всесильное учение Лысенко (и действительно всесильное — кучу людей загубило), презрение к лженауке кибернетике... еще нужно? И «наш» Фоменко может нести все, что захочет, потому что внимают ему «наши» люди со средним и высшим техническим образованием, которые историю проходили в школе, по «нашим» учебникам, составленным «нашими» историками. Которые волосы на себе рвут, но вовсе не согласны правдиво и смиренно ответить на тот самый вопрос: «А о чем вы думали, когда...». О чем-то. Ну что ж, давайте свободное время, образующееся благодаря неучению, посвятим жалобам на всемирное коварство, из-за которого мы, будучи некогда богатейшей страной, преисполненной талантами, превращаемся в источник сырья, откуда бегут почти все, кто только может. ...Да, глупость не входит в число семи смертных грехов. Но ведь мы же и не признаем, что их число ограничивается семеркой. Да и католики, пооглядевшись в современном мире, стали это число деловито расширять. Но пора нам перестать сомневаться в том, что глупость — грех, самый настоящий:

http://foma.ru/gore-bez-uma.html

«Несение креста на Голгофу» Питер Брейгель Старший Среди огромного количества людей, на картине есть две группы людей, которые образуют крест. Богородица, апостол Иоанн и еще две женщины — это первая группа, которая уже оплакивает Христа – «скорбящие». А вторая группа людей, не участвующих в общем безумии представляет собой: пророков апостолов малое стадо Эта небольшая группа у самого правого края картины, у столба для казни колесованием: двое мужчин и женщина. Брейгель говорит: среди этой слепой толпы есть те, кто видит, то есть понимает смысл происходящего. Их очень мало («малое стадо»), они почти незаметны, но они есть. Эта небольшая группа у самого правого края картины, у столба для казни колесованием: двое мужчин и женщина. Брейгель говорит: среди этой слепой толпы есть те, кто видит, то есть понимает смысл происходящего. Их очень мало («малое стадо»), они почти незаметны, но они есть. Эта небольшая группа у самого правого края картины, у столба для казни колесованием: двое мужчин и женщина. Брейгель говорит: среди этой слепой толпы есть те, кто видит, то есть понимает смысл происходящего. Их очень мало («малое стадо»), они почти незаметны, но они есть. «Притча о слепых» Питер Брейгель Старший Внимательно посмотрите на картину «Притча о слепых», обратите внимание на задний план и скажите, что условно разделяет слепых на две группы: Притча о слепых. Питер Брейгель Старший. 1568. Музей Каподимонте, Неаполь церковь ничего Церковь — условная разделительная черта на картине. Если часть слепых одумается, вернется на истинный путь, то они смогут спастись и не упасть в яму за своими вождями. Церковь — условная разделительная черта на картине. Если часть слепых одумается, вернется на истинный путь, то они смогут спастись и не упасть в яму за своими вождями. Церковь — условная разделительная черта на картине. Если часть слепых одумается, вернется на истинный путь, то они смогут спастись и не упасть в яму за своими вождями. «Стог сена» Иероним Босх Триптих Иеронима Босха «Стог сена» стоит рассматривать сверху вниз — каждую часть. Обратимся к центральному изображению. Множество людей жадно и алчно растаскивают клочки сена, пытаясь ухватить больший кусок любым способом. Что представляет собой стог сена:

http://foma.ru/ds_quiz/ugadaj-detali-s-k...

Среди искусствоведов бытует мнение, что герои картины Брейгеля не только слепы, но и немы. Иначе чем можно объяснить тот факт, что они не смогли предупредить друг друга о предстоящем падении? Фризоподобная процессия шести фигур достигает своего кульминационного момента в эмоциях и испуганном выражении второго героя, единственное лицо которого повернуто к зрителю. Как и в большинстве своих работ, художник особое внимание  уделяет пейзажу, который имеет символический смысл. На картине мы видим окрестности Брабанта. Город окутан утренним туманом, но крыши домов уже осветило поднимающееся солнце. Острый шпиль церкви уходит в небо. Все исполнено умиротворения и спокойствия. Рассеивающийся туман является здесь символом прозрения, усвоения истинной веры. Лишь  сухой безжизненный ствол дерева вторит своим изгибом движению падающего, указывая на гибель отступившего от веры вожака. В своей картине Брейгель показывает трагедию человечества. И хотя он старается придать своей картине строй ясный и холодный, но ее цвет — стальной, с нежным сиреневым дрожащим отливом — выдает ее трагическую и напряженную безысходность. «Притча о слепых» — живописное воплощение к речению Христа: «Если слепой ведет слепого, оба упадут в яму» ( Матф. 15:14 ). Безусловно, художник Ренессанса создал это полотно не с целью передать свои знания о человеческой слепоте. В данном контексте физическая слепота является метафорой духовной слепоты или внутренней слепоты к истинной религии. Слепые из картины Брейгеля соотносятся со слепыми из Библии (Христос видел в фарисеях «слепых вождей слепых»). У Брейгеля на картине виновных нет, но все обречены на падение, потому что они потеряли истинное послание Христа. Брейгель визуально выражает слова Христа в этом поистине трагическом образе. Но есть и проблеск надежды: несмотря на духовную слепоту, за героями стоит сильная и крепкая церковь, представляющая веру, которая дает истинное видение. Слепые были частыми «гостями» на полотнах Брейгеля, предметом особого очарования для него («Битва Масленицы и Поста», «Проповедь Иоанна Крестителя»). И что важно: отношение художника к ним сочувственно, ни на минуту не покровительственно.

http://azbyka.ru/art/pritcha-o-slepyh/

Путь к великой Жертве. Что художники разных эпох рассказали о жизни Христа Евангелие в иконах и знаменитых полотнах Земная жизнь Христа — от Рождества до Входа в Иерусалим — стала приготовлением к событиям Страстной недели. Что художники разных эпох хотели рассказать о Евангелии современникам? Почему в сценах Рождества не изображают ночь, а картин о юности Христа очень мало? Какое несоответствие допустил Илья Репин и зачем Александр Иванов сделал фигуру апостола Петра прозрачной? «Правмир» подготовил пересказ лекции искусствоведа Веры Донец, старшего научного сотрудника Третьяковской галереи, о земном пути Христа в искусстве. Рождество Картину «Перепись в Вифлееме» Питер Брейгель пишет уже будучи зрелым художником, за три года до смерти. Он знает, что каждый год — будь это нидерландская деревня середины XVI века или современный город — люди будут готовиться к празднику, покупать еду и подарки, спешить по делам. Питер Брейгель Старший «Перепись в Вифлееме», 1566 год. 116 × 164,5 см. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель Так и у Брейгеля — народ столпился у деревенской таверны, и в этой толпе не сразу можно заметить закутанную в плащ деву Марию, которая восседает на степенно шагающем ослике, под уздцы его ведет Иосиф. Так они и совершают свой путь, который совсем скоро закончится в пещере, куда пастухи от непогоды прячут стада. Но пока они посреди людей, которые ждут праздника, в Вифлееме, где идет перепись. Эта панорама жизни, на которую Брейгель смотрит сверху и далеко-далеко вперед. Он никогда не осуждает и не смеется. Наоборот — сколько теплоты и любви у него к миру, природе и людям, которые в простом незнании и деловитой суете подходят к Рождеству. Свершилось! Христос рождается, небо озаряется, и ангелы призывают пастухов — «Придите и поклонитесь». Евангелие школы Райхенау «Ангел благовествует пастухам». Германия, начало XI века Благовестие пастухам — одна из самых традиционных и радостных тем Рождества и в живописи, и в иконописи. Здесь нет ночи. Художники очень часто использовали этот прием — Рождественская ночь не наполнена темнотой, потому что: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Теперь мир освещен, люди приветствует голос с небес и должны пойти к Тому, Кто родился ради их спасения.

http://pravmir.ru/creative/put-k-velikoj...

Михаил Кукин . « Поклонение волхвов в снегу »: почему Рождество на картине Брейгеля спрятано. [Почему только на этой картине Брейгеля мы видим падающий снег? Что означают разрушенный замок и торчащее из снега колесо? И наконец, почему сама сцена Рождества от нас почти скрыта? Давайте разбираться]. Ил.: Поклонение волхвов в снегу. Питер Брейгель Старший. 1563 и 5 фрагментов этого произведения; «Избиение младенцев» - одна из трех «снежных» рождественских картин Питера Брейгеля Старшего. 1565-1567; «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц». Питер Брейгель Старший. 1565//Фома. - — январь 2022. - С.76-83. - (раздел « Культура »). Семейное чтение:  Наталья Харпалёва . Дорога к чуду. Как Мария узнала, что у Нее родится Иисус. Читаем вместе с детьми 9+). [Мы ждем светлого праздника Рождества Христова, вспоминаем, как в вертепе рядом с теленком, осликом и овечками в яслях лежал Младенец Иисус, а над ним сверкали ясные звёзды, пели ангелы, как шли к Христу пастухи и волхвы. Это было настоящее чудо! Но Рождеству предшествовали не менее удивительные чудеса. За несколько месяцев до рождения Христа произошло Благовещение — событие, рассказ о котором, казалось бы, можно уместить в одной фразе: Ангел принес Марии благую весть о том, что Она родит Бога. Но это перевернуло жизнь всего человечества! Как же происходило Благовещение и что известно о жизни Богородицы до него? Об этом нам рассказывают церковное Предание и древние сказания]. Рисунки Галины Воронецкой//Фома. - — январь 2022. - С.84-91. – (раздел « Культура », рубрика « Семейное чтение») . Строфы: Совместный проект журналов «Фома», «Новый мир». Юрий Левитанский (1922-1996) . Мое сокровенное. Подборка стихотворений (Воспоминанье о красном снеге/«Я лежал на этом снегу...»/; «Задумал силой меряться...»; «Пред вами жизнь моя — прочтите жизнь мою...»; Это я/«Есть любимые книги...»/). Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Евгении Меламуд. Фото В. Кантора//Фома. - – январь 2022. – С.92-93. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-1-225-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010