Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance онлайн-курс журнала «Фома» Брейгель, Дюрер и Босх: разбираем скрытый смысл работ великих художников 8 лекций, доступных бессрочно Нередко их произведения вызывают испуг, улыбку или недоумение. В нашем курсе мы учимся понимать эти картины и узнавать в них самих себя. О курсе В новом курсе мы обращаемся к сюжетам картин художников северного Возрождения. Часто эти работы вызывают непонимание и даже испуг, но в них есть своя внутренняя логика. В чем же она заключается? Какой скрытый смысл таится в картинах Брейгеля, Дюрера и Босха? Курс научит читать работы этих великих художников как сложный текст. Мы разберем самые интересные детали, расшифруем символы, поймем значение цвета и обратимся к вечным сюжетам, которые оставили важный след в мировой истории и культуре. Художники изображали Рай и Ад, сцены из Ветхого и Нового завета, библейские притчи и народные пословицы. В Средневековье такие произведения осуждали, так как они больше пугали, чем доставляли удовольствие. В курсе мы рассмотрим самые разные картины: от узнаваемых всеми шедевров до малоизвестных сюжетов. Стоимость от 1999 рублей Доступ бессрочно Продолжительность 8 видеолекций по 20-25 минут Альбрехт Дюрер (1471 – 1528г) немецкий живописец, рисовальщик и гравёр, один из величайших мастеров западноевропейского искусства эпохи Возрождения. Питер Брейгель (1525 – 1569г) нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Иероним Босх (1450 – 1516г) нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения.  ТРЕЙЛЕР К КУРСУ Кому полезен Тем, кому интересно находить библейские мотивы в искусстве Тем, кто считает творчество Брейгеля или Босха слишком сложным и пугающим Тем, кто хочет научиться обращать внимание на детали Тем, кто хочет научиться понимать символику живописи Программа курса ВЕБИНАР 1 Символика в искусстве , с примерами (Фра Филиппо Липпи, Фра Беато Анжелико, Дюрер, Босх, Брейгель и др. примеры символики разного типа в изобразительном искусстве)

http://academy.foma.ru/zagadochnye-stran...

Один из всадников, перед телегой с двумя разбойниками, держит в руке знамя, на котором мы без труда можем разглядеть герб Габсбургов. Знаменосец Получается, римские солдаты, которые надзирали за казнью Христа, приравниваются к солдатам короля Филиппа II Габсбурга, во владениях которого находятся Нижние Земли, в том числе и Брюссель, где в это время живет Брейгель? Да, именно так. И этот случай у Брейгеля не единичный. Габсбургский герб встречается, например, в еще двух «евангельских» картинах, в «Переписи в Вифлееме» и «Избиении младенцев» . Брейгель последовательно проводит параллели такого рода, проецируя одно время на другое, показывая свой народ, фламандцев, «новым Израилем», а представителей власти — то римлянами, то слугами царя Ирода. Хотя в нашей картине, в «Несении креста», «народ Израиля» изображен без сочувствия, с явным обличительным пафосом — как слепая и жестокая толпа, не ведающая, что творит. Именно эти люди совсем недавно кричали: «Распни Его!» Слепая толпа спешит глазеть на казнь. Вообще «глазеть» — это, по Брейгелю, одно из ее любимых занятий. Вот мимо везут в телеге двух приговоренных разбойников — находящиеся рядом глазеют на них. Брейгель наделяет глазеющих, в сущности, слепых людей, характерной внешностью: бессмысленные блинообразные лица, глаза, напоминающие пуговицы, часто округленные, вытаращенные. Среди этой толпы «слепых зевак» редко можно встретить настоящее человеческое лицо (одно из таких лиц Брейгель подарил темноволосому разбойнику, устремившему взгляд в небо — в телеге он сидит впереди — это добрый разбойник, который, как мы знаем, скоро окажется в Раю). Разбойники и толпа Симон из Кирены Вот трое солдат выхватывают из толпы человека. Тот уперся пятками в землю и растерянно оглядывается на жену, которая не хочет его отпускать и вцепилась ему в плечо. Солдат угрожающе направил на нее алебарду. Мы узнаем здесь эпизод из Евангелия: Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его (Мф 27:32). И на эту сцену окружающие тоже глазеют (за Симона больше никто не заступается, но всем любопытно, чем кончится дело). Многие, уже ушедшие вперед, пешие и конные, оглядываются на Симона и схвативших его солдат.

http://foma.ru/golgofa-pitera-brejgelja-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Любите кино со смыслом? Проверьте, хорошо ли вы знаете творчество Тарковского «Гений визуала», «художник бессознательного» и «режиссер-философ». Сегодня фильмы Тарковского изучают в университетах, режиссеры вдохновляются его стилем, а критики разбираются, какие смыслы зашифровал великий кинохудожник. Мы не будем просить вас разгадать сложные образы из фильмов! Даже если вы немного знакомы с творчеством Тарковского, то сможете ответить на вопросы. Вперед, проверьте себя! 25.02.2024 В разных странах мира существует множество интересных рождественских традиций. Большинство своих традиций мы знаем, а что знаем о зарубежных? Попробуйте угадать, какие из них существуют в действительности, а какие — выдумка. В разных странах мира существует множество интересных рождественских традиций. Большинство своих традиций мы знаем, а что знаем о зарубежных? Попробуйте угадать, какие из них существуют в действительности, а какие — выдумка. 04.01.2024 Нередко их произведения вызывают недоумение или даже испуг. Обилие фигур, действий, красок и масштаб картин Брейгеля сводит с ума. Каждая — отдельный и на первый взгляд нелогичный мир. Однако любая деталь, оттенок, расположение, жест имеет особое значение и «работает» на смысл. Какие они, эти смыслы? Художники обращаются к библейским сюжетам, иллюстрируют человеческие пороки и грехи, добродетели. Каждая картина — это иносказание. Пройдите нашу викторину и отгадайте, в чем оно заключается? Мы отобрали самые известные и эпичные работы Брейгеля, Босха, Капмена и других художников из нашего курса по живописи Северного Возрождения с искусствоведом Михаилом Кукиным и приглашаем вспомнить, в чём суть этих произведений. Нередко их произведения вызывают недоумение или даже испуг. Обилие фигур, действий, красок и масштаб картин Брейгеля сводит с ума. Каждая — отдельный и на первый взгляд нелогичный мир. Однако любая деталь, оттенок, расположение, жест имеет особое значение и «работает» на смысл. Какие они, эти смыслы? Художники обращаются к библейским сюжетам, иллюстрируют человеческие пороки и грехи, добродетели. Каждая картина — это иносказание. Пройдите нашу викторину и отгадайте, в чем оно заключается? Мы отобрали самые известные и эпичные работы Брейгеля, Босха, Капмена и других художников из нашего курса по живописи Северного Возрождения с искусствоведом Михаилом Кукиным и приглашаем вспомнить, в чём суть этих произведений.

http://foma.ru/wp_quiz

Из амуниции на нем только шлем - это миска с куриным паштетом, который так же как копченую свинину, жаренную домашнюю птицу и вафли было принято поедать в дни перед постом. Король вооружен кинжалом и железным вертелом (копьем), на который для устрашения противника нацеплена большая копченая свиная голова, подрумяненная на костре утка и шматок ветчины. «Королевская» охрана вооружена устрашающе: решеткой для барбекю, гигантским блюдом со сладкими имбирными оладьями, рогатиной, свечой. Завершает процессию мальчик с бумажной короной на голове. Колесницу с троном противника тащат две монахини. Тщедушный наездник (Пост) с серо-зеленым лицом и пчелиным ульем вместо шлема (символом умеренности) здесь само воплощение смирения. При нем селедка, четки из лука, постные лепешки и фиги в корзине - скромная пища времени воздержания. Его свита - женщины и дети, у которых на лбу нарисованы черные крестики. Обычно их рисовали золой на лбу прихожанам священники по окончании мессы в «пепельную среду». Тут же просят милостыню калека и стоящая позади него женщина со спрятавшейся в корзине обезьяной. Здесь Брейгель намекает, что парочка явно дурит прохожих. А еще есть шутовская свадьба, прокаженные с шутом и факелом, мужчина зачем-то украсивший голову вафлями. В первые дни поста у голландских женщин принято было убирать дом, - вот женщина моет окно. Или еще, накануне поста, на «жирной неделе», люди выносили на улицу поломанную домашнюю мебель и утварь и сжигали ее в большом костре. Вот он полыхает в верхней части картины. Персонажей так много, что даже простое их перечисление готово затянуться до бесконечности. Карнавал всегда был частью большого городского праздника, неуемного веселья и счастливого времени свободы. Однако картину «Битва  Масленицы и Поста» жизнерадостной никак не назовешь. И дело не в колорите, выбранном художником для картины. Скорее чуткий к переменам, которые несла с собой Реформация, и молчаливый по натуре Питер Брейгель языком аллегорий и намеков повествует, каким невеселым может быть праздник.

http://foma.ru/maslenicza-post-brejgel.h...

Та же схема убийства развитых языков бывших христианских империй применяется по всему миру. Сначала против крупного языка за гранты поднимается «мятеж» окраинных диалектов и наречий, потом на их смену приходит американский новояз. Испанский теснят по всему миру его старинные соседи: от каталонского с баскским до кечуа. Французский - бретонские да нормандские наречия, искусственно вписанные в мир постмодерной масс-культуры. За «томагавками» и «копьями» искусственной языковой и культурной архаики маячат мощные «танки» англоязычной попсы... Нередко «возрождатели» забытых диалектов являются неоязычниками и/или адептами движения «Нью-Эйдж». Это закономерно - глобальное царство всеземного диктатора невозможно без единого языка и единой религии. Их мировая олигархия конструирует параллельно. Украинский вопрос - лишь часть мирового проекта . Жрецы Нового Мирового Порядка и чихнуть не могут без оккультного жеста. И уж тем более - построить символы своей мощи. Если строят здание Европарламента - так непременно с мистическим подтекстом. Как известно, его с картины Брейгеля -старшего «Вавилонская башня» «передрали». Европейский союз, отстроив " Евровавилон " , демонстрирует свое благоволение к осужденному христианами эксперименту восстания против Бога. Более того, Брюсселем выпущен плакат с видом на древнюю Вавилонскую башню (на заднем фоне изображен современный строительный кран) и многозначительной надписью: «Европа: много языков, один голос» . Символика этого жеста многозначительна. На картине Брейгеля изображен уверенно шагающий царь Нимврод, командующий вовсю кипящей стройкой. Но башня уже заваливается. Следовательно, она начала заваливаться ДО Божьей кары - смешения языков, из-за ошибок в проекте. А вот здание Европарламента стоит прямее, чем на картине Брейгеля, своим видом как бы обещая, что новый всемирный Вавилон станет несокрушимой твердыней... Для этого «нового Вавилона» понадобился и единый язык, ликвидирующий посланное Богом языковое разнообразие. А курирует строительство «нового Вавилона» вознесенный наверх мировой олигархией хамит Обама - духовный и расовый сородич богоборческого царя Нимврода, строителя той, древней башни.

http://ruskline.ru/analitika/2013/02/18/...

А мельница, наверное, на острове… …Потом я попал в какой-то лабиринт. До сего момента не понимаю, кто так вольно играет со мной… На стене, но почти в углу странная картина в тяжелом золотом багете. А это что? Улица города… Но это же зима… Они все как будто замерзли… Прошлое, видимо, было холодным временем, и вся эта красивая жизнь была такой красивой от жестокости ветров и холода небес… Наверное, тогда Господь Бог особенно внимательно следил за жизнью людей и строго испытывал их… Наверное, сейчас Он занят созданием нового мира — другого, совершенного, а наша жизнь идет самотеком. …Потом… Какие-то звуки вокруг меня… Что под ногами тут? Когда я переступил порог, я замер… Это же «Вавилонская башня». Брейгель, Брейгель. Брейгель… Что это? Мировоззрение или сама жизнь? Свобода — или мечта о клетке? Кто они, строители этой башни? Христиане или язычники? Какая разница… Христиане… Язычники… …Башня Вавилонская, и лодки под парусами… Разумно… Одно для другого… …Потом я подумал, что это, конечно, моя последняя встреча с «Вавилонской башней», и я сказал ей ласково «прощай». Я боялся, что слишком обнаружу свою печаль, тоску расставания. Поэтому сразу и отвернулся. …Потом я с трудом пошел туда, где видел свет… Потом я увидел солнечную аллею… Легкий, совсем добрый Ван Гог. Золотая аллея на резком осеннем ветру. Мгновение. Но какое длинное. …Потом мне послышались чьи-то легкие шаги, но я по-прежнему был совершенно уверен, что здесь один, и был уверен, что все это только для меня, иначе зачем было проносить меня через время, воду, через ветер по этим страшным дорогам, мимо брошенных деревень и замерзающих лесов. Здесь, наверное, только что висели картины… …А это зачем здесь? …Потом вернулась Луна, она заставила меня обернуться… Площадь старого города… летняя тишина… вечная жизнь… …Не я ли когда-то написал эту картину, не я ли когда-то видел все это перед собой, каждое дерево, каждую тень? …Я хорошо помню это небо… Хорошо помню, потому что долго ждал, когда облако начнет удаляться от меня и я увижу его оборотную сторону и прочту, что там написано…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=165...

Их устраивали в воскресенье накануне Великого поста, на «жирной неделе». Карнавал проходил при большом стечении народа. Жители заранее готовились к нему: пекли оладьи и вафли, жарили и коптили свинину, домашнюю птицу, шили костюмы, готовили веселые представления к карнавалу, репетировали. Традиция масленичных карнавалов с представлениями ряженых, с состязаниями шутов, жива в Голландии и сейчас. Она была и остается характерной для южных районов, в том числе Барабанта, откуда родом Брейгель. На севере, в Амстердаме, таких праздников не было. В Барабанта и сейчас на время празднования карнавала закрываются предприятия, а города (коммуны) меняются названиями. В день масленицы народ высыпал на улицы, и начиналось веселье с шумом барабанов и прочих музыкальных инструментов, песнями, плясками, играми. Неуемный смех, дерзкие шутки, непозволительные вольности, за которые в обычные дни последовало бы наказание - вот главные спутники карнавала. В «Битве поста и масленицы» Брейгель рисует сцену жизни человеческого муравейника. Сцену, привычную его глазу с детства. Любой большой  город выглядит, как муравейник, и лишь при ближайшем рассмотрении он оказывается полным жизни и событий пространством. Так и на картине Брейгеля мы видим некий организм, живую толпу. На проверку оказывается, что каждый здесь занят своим делом: кто-то спит, кто-то печет вафли, кто-то играет в кости, моет окна, пляшет, просит милостыню, женится, пьянствует, посыпает прохожих пеплом, поет, обманывает. Эта живая толпа, в которой человек, как и в других работах Брейгеля, и деталь ландшафта, и значимая единица некоего действа. Художник с тщательностью миниатюриста прорисовывает героев, прописывает мелочи, которые поначалу даже не улавливает глаз. Битва Масленицы и Поста. Деталь Центральная фигура праздника - король Карнавал. Он, как на боевого коня, взгромоздился на винный бочонок. Головой «лошади» служит свиной окорок, пригвожденный к бочке кинжалом. Свои короткие ножки Карнавал вставил в стремена - медный таз, привязанный веревкой к седлу.

http://foma.ru/maslenicza-post-brejgel.h...

Вместе с учениками Питер Кук изготавливал картоны (эскизы) для ковров, эскизы витражей, немного занимался станковой живописью, много путешествовал, правда, уже без подмастерьев. Мечтая походить на итальянских живописцев, он занимался переводом архитектурных трактатов. Именно Питер Кук научил Брейгеля основам мастерства. Следуя строгим уставам гильдии живописцев святого Луки (самого известного и авторитетного на тот период объединения художников) он научил его всему, и, прежде всего, выбирать доски для своих работ. Дело в том, что в XVI веке в Голландии художники писали на деревянных досках. Самыми лучшими считались дубовые днища кораблей, десятилетиями «солившиеся» в море. Такие доски вместе с учениками Кук покупал на пристани, варил в льняном масле, грунтовал, шлифовал и только после этого позволял ставить клеймо гильдии. Такое клеймо гарантировало, что изображение будет держаться как минимум вечно. Почти вся станковая живопись, принадлежащая Питеру Брейгелю Старшему, выполнена на досках и дошла до нас, не утратив (как и гарантировала гильдия) свежести красок и живости впечатления. Но так как Питер Кук часто был в отъезде, то заниматься с его учениками приходилось его же супруге - Майкен Верхюльст. Талантливая и известная миниатюристка (будущая теща Питера Брейгеля) учила подмастерьев не только технике письма темперой, акварелью и маслом, она учила основам и принципам миниатюры. Урок тщательной прорисовки персонажей, внимания к деталям и нюансам Брейгель усвоил на отлично. Под псевдонимом Босх Гнев. Гравюра. 1557 Антверпен был центром торговли гравюрами. Гравюры вообще были ходовым товаром в эпоху отсутствия телевизора. Они были относительно недороги и куда популярнее картин. Гравюры привозили из Италии и Германии, и, скупая в мастерских Антверпена, их вывозили в Испанию и Францию. Поэтому когда умер ван Альст (1551 год), Брейгель оставил его мастерскую и поступил художником к Иерониму Коку. Кок был предприимчивым гравером и владельцем знаменитой в Антверпене мастерской по изготовлению эстампов «На четырех ветрах».

http://foma.ru/maslenicza-post-brejgel.h...

Несмотря на то, что художник и вправду помещает сцену Благовещения в сцену частного дома, чтобы зритель почувствовал что-то личное и близкое, все же объяснение здесь другое. Богородица — пример абсолютного смирения, послушания и кротости, именно поэтому художник изобразил ее сидящей рядом со скамейкой. Викторина Вы знаете узнаете основные евангельские сюжеты, отличаете порок от добродетели. Однако обилием деталей и шквалов подтекстов и смыслов, Брейгель лихо Вас запутал, не так ли? Но Вы мужественно дошли до конца и столкнулись с неожиданными трактовками. Правда, удивляет? Если вам интересно находить в живописи аллюзии на евангельские сюжеты и истины, приглашаем на наш курс по творчеству Брейгеля, Босха и Дюрера . Тут всё не то, чем кажется. Приходите! Поделиться результатом: Вы хорошо знакомы с мировым искусством, замечаете детали и отсылки к Евангелию, разбираетесь в символах и, скорее всего не раз разглядывали картины Брейгеля, а возможно и читали трактовки его картин у искусствоведов, или во всяком случае разобраться пытались. Вы почти без ошибок ответили на многие вопросы, несмотря на то, что задания были не из лёгких. Поздравляем! Если творчество Брейгеля Вас не отпускает, предлагаем пройти интересный курс ! Поделиться результатом: Вы отлично справились с нашим тестом, несмотря на то, что он был нелегким! Поздравляем, ваши познания в искусстве и литературе великолепны, а стремление осмыслить увиденное – Ваш конёк! Брейгель – явно не оставляет Вас равнодушным. Приглашаем пройти курс искусствоведа и исследователя эпохи Северного Возрождения Михаила Кукина и погрузиться в евангельские картины Брейгеля, Босха и Дюрера с головой . Поделиться результатом: Трудно встретить человека, который не помнил бы, как Онегин обошёлся с Татьяной или трагическую судьбу Анны Карениной. Но этими женскими примерами литература не исчерпывается. Предлагаем пройти яркий квест по самым загадочным женщинам русской литературы. И вспомнить, кто из них покорил мужчину своим пением, а кто — поехал за ним на каторгу? Проверь себя, как хорошо ты знаком с русской классикой

http://foma.ru/ds_quiz/ugadaj-detali-s-k...

Андрей Тарковский умер 29 декабря в Париже. Примечательный факт: сначала его похоронили в чужой могиле, так как у родственников было недостаточно средств, чтобы приобрести отдельное место на кладбище. Но уже через год прах перенесли на новое место, а его супруга заплатила за могилу на 200 лет вперед. На надгробном памятнике написано: «Человеку, который увидел ангела». Викторина Не расстраивайтесь, вам можно позавидовать, ведь вы в самом начале пути открытия удивительного мира Андрея Тарковского. Впереди вас ждет много интересного, советуем начать с самых известных его кинокартин: «Солярис», «Иваново детство» и «Андрей Рублёв». Когда познакомитесь с режиссером поближе, пройдите викторину еще раз. Поделиться результатом: Вы точно отличите отца от сына, найдете отличия книги от кино, а еще не пугаетесь слов «сложно» и «долго». Вас также волнуют нравственно-философские и экзистенциальные вопросы, этим вы похожи с героями фильмов Андрея Тарковского. Поделиться результатом: Наверное, вы пересмотрели все фильмы гения, прочитали статьи о них. Перескажете сюжет любой кинокартины и не пытаетесь угодить другим. В общем, вам бы удалось подружиться с Андреем Тарковским, несмотря на его сложный характер. Поделиться результатом: Трудно встретить человека, который не помнил бы, как Онегин обошёлся с Татьяной или трагическую судьбу Анны Карениной. Но этими женскими примерами литература не исчерпывается. Предлагаем пройти яркий квест по самым загадочным женщинам русской литературы. И вспомнить, кто из них покорил мужчину своим пением, а кто — поехал за ним на каторгу? Проверь себя, как хорошо ты знаком с русской классикой 24.05.2023 Римский воин, мытарь или фарисей? Кем бы вы были в Иудее две тысячи лет назад? 30.11.2023 24.09.2023 22.09.2023 В разных странах мира существует множество интересных рождественских традиций. Большинство своих традиций мы знаем, а что знаем о зарубежных? Попробуйте угадать, какие из них существуют в действительности, а какие — выдумка. 04.01.2024 Нередко их произведения вызывают недоумение или даже испуг. Обилие фигур, действий, красок и масштаб картин Брейгеля сводит с ума. Каждая — отдельный и на первый взгляд нелогичный мир. Однако любая деталь, оттенок, расположение, жест имеет особое значение и «работает» на смысл. Какие они, эти смыслы? Художники обращаются к библейским сюжетам, иллюстрируют человеческие пороки и грехи, добродетели. Каждая картина — это иносказание. Пройдите нашу викторину и отгадайте, в чем оно заключается? Мы отобрали самые известные и эпичные работы Брейгеля, Босха, Капмена и других художников из нашего курса по живописи Северного Возрождения с искусствоведом Михаилом Кукиным и приглашаем вспомнить, в чём суть этих произведений.

http://foma.ru/ds_quiz/ljubite-kino-so-s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010