Подпишитесь на наш Телеграм Великий пост. Благовещение Благовещение — день надежды как таковой Владимир Берхин: сама огромность, непостижимость, непредсказуемость мира — основание для надежды на то, что нас самом деле все однажды станет хорошо. Благовещение: вера и наука Архимандрит Феогност (Пушков): почему христианство так подчеркивает биологическую составляющую чуда рождения Иисуса? Согласуется ли это с современными естественными науками? Великий пост — это дорога, ведущая к Пасхе. 40 дней бодрствования и аскезы, цель которой — обновление духовных, душевных и телесных сил. А основным эквивалентом слова «сила» в церковнославянском языке является слово «добродетель». Почему добродетелей семь? Число 7 — полнота и совершенство. Семь таинств в Церкви, 7 дней в неделе, 7 богатырей в русских сказках. Традиционный список добродетелей включает в себя: благоразумие, мужество, справедливость, умеренность, веру, надежду, любовь. Сегодня «добродетель» воспринимается как нечто неопределенное и скучное. Попытаемся вернуть этому слову его первозданное сияние! Как говорят о добродетелях Святые Отцы и как они отображаются в живописи таких европейских мастеров, как Пьеро дель Поллайоло, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший, Сандро Боттичелли, Иероним Босх, рассказывает протоиерей Димитрий Сизоненко. Новые видеоролики: — Мужество: лев и пурпурный плащ — Умеренность: разбавляя вино водой Нужна ли православному человеку психология? И, наоборот, нужна ли религия психически здоровому человеку? Что такое молитва с точки зрения психолога — самовнушение, гипноз или аффирмация на день? В новом видеоцикле психолог, автор образовательного проекта «Психология для Церкви» Марина Филоник отвечает на вопросы о том, можно ли обойтись без психотерапевта, если есть Бог? Что делать, если священник и психолог дают противоположные советы? Как выявить, что я на самом деле хочу и принять верное решение? Как простить и отпустить, если сжигает обида? Повторяющиеся грехи — что это? Часть моей конституции или незакрытые базовые потребности? И как, доверяя телу, справиться со стрессом и тревогой? Новые видеоролики:

http://blog.predanie.ru/article/novye-hr...

Интервью номера: Андрей Мерзликин . « Меня выгнали из храма, чтобы я вернулся » . Беседа с актером Андреем Мерзликиным. Беседовал Константин Мацан . Фото Владимира Ештокина, фото, предоставленное Фондом «Наши дети», и кадр из фильма «Брестская крепость» (фото Елены Меркурьевой/Владимира Гейслера). Редакция благодарит Фонд поддержки семьи и детства «Наши дети» за помощь в организации интервью//Фома. - – сентябрь 2011. – С.10-14. – (рубрика « Интервью номера »). Реклама : С.15. Тема номера. Вера и невежество: Бремя глупости . Вступление от Редакции . Ил.: Притча о слепых. Питер Брейгель Старший. 1568//Фома. - – сентябрь 2011. – С.16-17. – (рубрика « Тема номера. Вера и невежество »). Марина Журинская . Горе без ума . Ил.: Корабль дураков. Иероним Босх. 1495-1500; Страна лентяев. Питер Брейгель Старший. 1567//Фома. - – сентябрь 2011. – С.18-21. – (рубрика « Тема номера. Вера и невежество »). Алексей Осипов . « Без рассуждений нет добродетели ». С известным богословом, педагогом и публицистом, профессором Московской духовной академии Алексеем Осиповым беседует Юрий Пущаев . Ил.: Сон разума рождает чудовищ. Франсиско Гойя. 1797; Строительство Вавилонской башни. Хендрик Ван Клив III. XVI в.//Фома. - – сентябрь 2011. – С.22-26,27. - (рубрика « Тема номера. Вера и невежество »). Имеется биографическая справка « Алексей Ильич Осипов » (С.22). На врезке к статье: Гносеомахия – ересь незнания //Фома. - – сентябрь 2011. – С.26. – (рубрика « Тема номера. Вера и невежество »). См. также: Зачем православному институт? Отклик на тему номера «Вера и невежество» («Фома», сентябрь 2011 года)/Автор отклика – Ксения //«Фома». - – октябрь 2011. – С.96. – (рубрика « Отклики »); Бремя ума. Отклик на тему номера «Вера и невежество» («Фома», сентябрь 2011 года)/Автор отклика – N. //Фома. - – октябрь 2011. – С.97. – (рубрика « Отклики »). ВЕРА (раздел). – С.28-37. Сергей Худиев . Грех и благодать . Ил.: Христос и грешница. Лукас Кранах Младший. После 1535 г.; Христос и Самарянка. Рембрандт Харменс Ван Рейн. 1659; Блудный сын. Внешние ставни алтаря «Воз сена», фрагмент. Иеронимус Босх. 1500-1502//Фома. - – сентябрь 2011. – С.28-33. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-101-...

Джон (Пантелеймон) Мануссакис Часть вторая. Слух ...что мы слышали... – 1Ин:1 Иллюстрация: Ян Брейгель Старший и Петер Пауль Рубенс. Аллегория слуха (около 1618). Музей Прадо, Мадрид, Испания. Аллегория 2 Не теряя из вида все сказанное выше о принципе чтения аллегорий Брейгеля – то есть, что ключ к пониманию их спрятан в картине, изображенной на каждом из этих полотен, – перейдем к нескольким вступительным наблюдениям об аллегорическом изображении чувства слуха. Как и в картине «Зрение», так и здесь художник попытался изобразить едва ли не все, что только может быть связано со звуком. Здесь представлены всевозможные музыкальные инструменты и партитуры, разнообразные часы и птицы. В центре композиции, Афродита оборачивается к зрителю, с лютней в руках, тогда как сидящий у ее ног Эрот, кажется, поет по раскрытым нотам. В гармонии с их музицированием, в дальнем углу комнаты изображена группа музыкантов, занятых своим ремеслом. Обратим внимание, как Брейгель противопоставил музыку (обозначенную инструментами в одной стороне комнаты) и время (на которое намекают часы в другой стороне). Так и хочется сказать, что музыка со временем не в ладах! – в чем мы и убедимся на протяжении нескольких дальнейших глав. Труднее объяснить появление в комнате, рядом с Афродитой и Эротом, несколько странного гостя – оленя. Кроме того, что он принадлежит к дикой фауне и, как правило, не разгуливает по персидским коврам, олень – это животное, которое не производит никаких звуков. Возникает соблазн сопоставить его со слепым с картины «Зрение» – ведь олень практически незаметен для нашего слуха. Однако долгая традиция приписывала острый слух самому этому животному. Итак, можно сказать, что олень представлен на картине как парадигма исключительной восприимчивости к звуку. Такое парадигматическое использование слуха изображено и на двух главных (и особенно хорошо различимых) полотнах, расположенных по обе стороны от открытого балкона. То, что по правую руку от нас, изображает Орфея, мифического музыканта, играющего на кифаре и восхищающего своей игрой множество окруживших его животных.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Сюжет отсылает к Священному Писанию Ветхого Завета, 7-й книге Бытия: «И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных,- все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге» ( Быт.7:19-23 ). Описание В своем произведении Брейгель запечатлел момент библейской истории о Ное и потопе, когда семья Ноя, построив ковчег, благополучно в нем укрылась во время всемирного потопа. Оставшийся род человеческий, не желая каяться, не слушая увещевания праведного Ноя, надменно насмехалась над ним, не веря его словам. Когда же Господь разгневавшись послал на них дождь, люди, не осознавая своего положения, не верили случившейся над ними каре и продолжали грешить. Художник изображает потоп не просто как стихийное бедствие: здесь нет грозных туч, огромных бушующих волн – перед зрителями разворачивается обычный бытовой пейзаж: небо затянуто тучами, прибывает вода, на середине реки Ноев ковчег, готовый отправиться в дальнее плавание. Но если вглядеться внимательнее, тихий и мирный пейзаж, ровная гладь воды оказываются обманчивы. В водной пучине тонут люди, в нее погружены славные стены города; оставшиеся в живых горожане, которые прежде насмехались над праведным Ноем, тщетно пытаются спастись на единственном островке суши, собрав скот, запасы пищи, домашний скарб. Кто-то карабкается на дерево, женщина пытается спасти своих детей, католическая монахиня молиться – но все тщетно, гнева Божия не избежать. Продолжая традицию фламандской школы, во многом заимствуя приемы Питера Брейгеля Старшего, Ян Брейгель делает сюжет символичным: погрязшие в земных заботах люди не верят в Бога, продолжая грешить. Нарочитая назидательность, свойственная живописи периода контрреформации,  является главной темой картины.

http://azbyka.ru/art/vsemirnyj-potop-2/

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая должна была, по замыслу людей, достичь вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал языки строителей, так что они больше не могли понимать друг друга, и рассеял их по всей земле; таким образом, реализация задуманного грандиозного плана не была осуществлена. Мораль сюжета — бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом. Описание Картина открывает перед зрителем загадочный и трагический образ легендарного библейского сооружения, которое находится в разгаре своего возведения. Но даже в недостроенном виде башня потрясает воображение зрителя. Сильнейшее впечатление производит даже не столько само сооружение, устремляющееся в заоблачную высь, сколько инженерная и архитектурная точность.  Перед зрителем предстает единый яркий архитектурный образ, предельно дерзкий по своему замыслу и убедительный по инженерному воплощению на практике. На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой. Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни. Множество маленьких людей, рабочих и строителей снуют вокруг гигантского сооружения. По реке к гигантской стройке доставляются строительные материалы: камни, бревна, доски. Лестницы, строительные леса, подъемные механизмы, гигантские контрфорсы свидетельствуют о дерзновенном и горделивом замысле строителей превзойти в своем искусстве все народы, бросив вызов Самому Создателю. Башня возводится неравномерно. Нижние этажи уже заселены – в окнах и дверных проемах можно разглядеть живущих в этом огромном здании жителей, а на верхних уровнях еще вовсю идет строительство, кипит работа.  Как известно, за желание превознестись Бог разгневался, и чтобы усмирить нерадивых строителей, перепутал их языки так, что они в одночасье перестали понимать друг друга. В результате люди так и не смогли реализовать свой замысел.

http://azbyka.ru/art/vavilonskaya-bashny...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Картина «Слепые» – один из шедевров знаменитого живописца Питера Брейгеля Старшего, чье творчество отличается особым символизмом. Замысел картины восходит к евангельской притче о фарисеях: «Оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму» ( Мф. 15:14 ). Слепота фарисеев – это нежелание принять учение Иисуса Христа, это стремление следовать букве закона, а не истине милосердия и любви. Описание Произведение Питера Брейгеля Старшего «Слепые» – это притча о губительных заблуждениях, о слепоте, которая ведёт к падению и гибели не только самого слепца, но и тех, с кем он связан. С однозначной точностью нельзя сказать, чью сторону занимал Брейгель, вероятно, что художник склонялся в сторону кальвинизма. Но так или иначе, «Слепые» Брейгеля остаются многозначительным иносказанием. Слепые и калеки часто ходили по деревням и проселочным дорогам выпрашивая подаяние. Не случайно для художника они стали неотъемлемой частью сельского пейзажа. Он пишет своих слепцов без тени сентиментального сочувствия, подчеркивая связь духовной и телесной слепоты. Картина представляет образы шестерых слепцов, держащих друг друга за руку или за палку. Все они направляются к ручью. На другой стороне видна деревня и церковь. Четыре героя из шести высоко держат головы, чтобы лучше использовать остальные органы чувств. На картине мы видим как слепые пересекают косогор, двигаясь слева направо по нисходящей диагонали. Каждый из них в одной руке держит свой посох, а другой опирается на плечо идущего перед ним. Внезапно тот, кто шёл первым, потерял равновесие и упал в канаву. Вслед за своим вожаком упадут и все остальные. Художник расположив фигуры слепых по диагонали, мастерски создает эффект замедленной съемки: глаз зрителя как бы следует за слепыми и словно «спотыкается», остановившись на фигуре упавшего вожака. Следует обратить внимание на лица слепцов: они нечеловечески уродливы и при этом реальны. Взгляд зрителя, перескакивая с одной фигуры на другую, улавливает их последовательное изменение — от тупости  через алчность, хитрость и злобу к полной духовной деградации падающего слепца, который обратил к зрителю свое лицо. Мы видим хищный оскал рта и злобный взгляд пустых глазниц. Здесь духовная слепота берет верх над физической. Этот взгляд завершает путь слепцов— жизненный путь людей .

http://azbyka.ru/art/pritcha-o-slepyh/

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед нами ветхозаветный сюжет, излагающий историю об Ионе, который должен был по повелению Господа идти в Ниневию, столицу государства ассирийского, чтобы проповедовать народу Слово Божие. Однако Иона поступает иначе, не желая идти к злейшим врагам Израиля с такой миссией. Вместо того, чтобы двинуться на Восток, он поворачивает на Запад – в сторону Испании, купив себе место на корабле. Но во время плавания разразилась ужасная буря, корабль начал тонуть. Предполагая, что корабль идет ко дну не просто так, а явно по грехам кого-то из пассажиров, моряки бросили жребий, чтобы узнать по нему, на кого же обрушился Божий гнев. Он пал на Иону, спящего во время бури в трюме корабля. Когда моряки его разбудили и рассказали о брошенном жребии, Иона понял, что причиной несчастья является его поступок. Осознав весь ужас своего прегрешения и не желая гибели корабля, Иона просит бросить его в морскую пучину. Так моряки и поступили. Буря утихла. Оказавшись в море Иона, по воле Божией, все же был спасен: его проглотила огромная рыба и три дня он пробыл в ее чреве, когда, наконец, не был исторгнут оттуда по велению Бога. Осознав свой богопротивный поступок, спасшийся чудесным образом пророк по велению Божию отправился в Ниневию. Придя в Ниневию, он три дня ходил по её улицам, проповедуя жителям покаяние, ибо через сорок дней Господь погубит город за их беззаконие. И проповедь возымела действие, все горожане начали усердно молить Бога о помиловании и каяться, отчего Господь сжалился и не стал губить их. История Ионы раскрывает милосердие Бога, показывая, что Он не желает смерти грешника. Согласно церковной традиции, трёхдневное пребывание Ионы во чреве рыбы является указанием на пребывание Господа Иисуса Христа во аде и воскресение в третий день.   Описание На картине художника мы видим иллюстрацию библейского сюжета. На первом плане показана огромная рыба, разевающая свою пасть, из которой на берег выходит Иона. Пророк облачен в ярко-красную тунику, руки его сложены в молитвенном  призывании. Вокруг него вздымается и пенится огромными волнами морская пучина. Бурные волны накатываются на песчаный берег, как бы выталкивая пророка. Иона уже стоит на ногах, а огромная рыба с человеческой головой и огромной пастью отплывает обратно, медленно погружаясь в воду. Выброшенный на берег, возрожденный к жизни пророк направится к сыновьям Хама, чтобы научить их праведной жизни.

http://azbyka.ru/art/iona-vyhodit-iz-pas...

Джон (Пантелеймон) Мануссакис Часть третья. Осязание «что осязали руки наши... » – 1Ин:1 Иллюстрация: Ян Брейгель Старший и Петер Пауль Рубенс. Аллегория осязания (около 1618). Музей Прадо, Мадрид, Испания. Аллегория 3 Если загадка первой аллегории была разрешена посредством анагогии, а тайны второй были раскрыты благодаря коннотациям и типологии, то третья аллегория организована по законам тройного антитезиса. Этот антитезис вертикальной чертой делит полотно на две противостоящие друг другу половины. Первый контраст, который бросается в глаза – это открытость осязанию (которую выражают обнаженные и беззащитные тела Афродиты и Эрота в правой части картины) и отсутствие – можно даже сказать запрет – осязания, на который указывает груда доспехов и оружия, загромождающая левую часть полотна Брейгеля. Нежная, цветущая плоть Афродиты приглашает к прикосновению – и это приглашение уже воплощено ею в объятии и лобзании маленького Эрота. В полной противоположности с этой сценой, холод и твердость железной брони, которую мы видим рядом, отвергает даже малейшую возможность прикосновения. Не случайно Брейгель соотносит эти две противоположности с двумя противостоящими друг другу сферами – с одной стороны – мир Войны, с другой – мир Любви. Война требует физической мощи, производства, обширных «материальных» резервов (включая человеческие ресурсы) – все это представлено в левой части полотна мужчинами, которые в поте лица обрабатывают железо на наковальне, производя все больше оружия, хотя оно уже и так праздно громоздится на переднем плане картины. Позади работников раскрывается зеленеющий ландшафт. Это природа, но природа лишь в качестве неистощимого сырьевого ресурса, позволяющего человеческой промышленности использовать себя. С другой стороны, в мире Любви природа представлена лишь букетом цветов в вазе (то есть в своем эстетическом измерении). Такой взгляд на природу не служит никакой цели, так что его можно назвать бесполезным в самом высоком смысле этого слова. Человеческий труд также представлен здесь только картинами, которые висят позади целующейся пары. Брейгель словно хочет сказать, что человек может быть рабом своего труда, но он также может быть хозяином своего творения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Путь к великой Жертве. Что художники разных эпох рассказали о жизни Христа Евангелие в иконах и знаменитых полотнах Земная жизнь Христа — от Рождества до Входа в Иерусалим — стала приготовлением к событиям Страстной недели. Что художники разных эпох хотели рассказать о Евангелии современникам? Почему в сценах Рождества не изображают ночь, а картин о юности Христа очень мало? Какое несоответствие допустил Илья Репин и зачем Александр Иванов сделал фигуру апостола Петра прозрачной? «Правмир» подготовил пересказ лекции искусствоведа Веры Донец, старшего научного сотрудника Третьяковской галереи, о земном пути Христа в искусстве. Рождество Картину «Перепись в Вифлееме» Питер Брейгель пишет уже будучи зрелым художником, за три года до смерти. Он знает, что каждый год — будь это нидерландская деревня середины XVI века или современный город — люди будут готовиться к празднику, покупать еду и подарки, спешить по делам. Питер Брейгель Старший «Перепись в Вифлееме», 1566 год. 116 × 164,5 см. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель Так и у Брейгеля — народ столпился у деревенской таверны, и в этой толпе не сразу можно заметить закутанную в плащ деву Марию, которая восседает на степенно шагающем ослике, под уздцы его ведет Иосиф. Так они и совершают свой путь, который совсем скоро закончится в пещере, куда пастухи от непогоды прячут стада. Но пока они посреди людей, которые ждут праздника, в Вифлееме, где идет перепись. Эта панорама жизни, на которую Брейгель смотрит сверху и далеко-далеко вперед. Он никогда не осуждает и не смеется. Наоборот — сколько теплоты и любви у него к миру, природе и людям, которые в простом незнании и деловитой суете подходят к Рождеству. Свершилось! Христос рождается, небо озаряется, и ангелы призывают пастухов — «Придите и поклонитесь». Евангелие школы Райхенау «Ангел благовествует пастухам». Германия, начало XI века Благовестие пастухам — одна из самых традиционных и радостных тем Рождества и в живописи, и в иконописи. Здесь нет ночи. Художники очень часто использовали этот прием — Рождественская ночь не наполнена темнотой, потому что: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Теперь мир освещен, люди приветствует голос с небес и должны пойти к Тому, Кто родился ради их спасения.

http://pravmir.ru/creative/put-k-velikoj...

Подпишитесь на наш Телеграм Статьи «Великий пост: просто постараться не лгать себе» Денис Собур: есть масса аскетических практик и восходящая к Античности картина мира. Эта картина мира может объяснить практически все. Но слишком часто предлагаемые ею методы не срабатывают. «Наша пища — это Христос» Протоиерей Алексей Уминский: если мы, вступив в пост, будем все время думать: ну когда же он кончится, чтобы нам наконец-то вкусить привычной земной пищи, — тогда наш пост будет бессмысленным, потому что он не приблизит нас к Богу, не сделает нас похожими на Него. «Исихазм и анархизм» Владимир Шалларь начал свой новый великопостный цикл. В первом выпуске: сравнение восточнохристианской и анархистской антропологии, совпадение «политологий» анархизма и исихазма. «100 курсов лекций по библеистике» Начался Великий пост — и это прекрасная возможность лучше узнать Откровение Божие, прослушав тот или иной курс по библеистике. Предлагаем сразу много курсов, выберите себе по вкусу. « Сотрудник без границ. Как быть продуктивным и не выгореть» Наталия Матвеева: клинический психолог о выстраивании личных границ на работе. «Теодицея скептического теизма: мы не понимаем, почему Бог допускает зло» Игорь Зайцев: Бог, безусловно, всемогущ, но Он, будучи разумным, не может не следовать законам логики, Он не допускает к существованию то, что логически невозможно. «”Жесткая” любовь. Как выйти из замкнутого круга созависимости» Никита Плащевский: созависимый может помочь зависимому найти свою трезвую жизнь. Для это он должен отойти и не стоять между человеком и его огнем. « Памятник Дзержинскому или Невскому: кто придумывает «важные» вопросы, раскалывающие общество?» Денис Собур: улыбнитесь, господа! Вы слишком серьезны в этих бессмысленных баталиях о давно умерших империях. Слишком много глупостей делается с серьезным лицом. «Старший брат, или рыцарь френд-зоны» Владимир Берхин: старший брат сердится. Так сердится всякий, кто решил, что знает правильный путь, но оказывается, что Любовь Божья не отнимается у того, кто не идет по этому пути. Книги Джона Рёскина

http://blog.predanie.ru/article/kamni-ve...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010