1896-1902; Сборник стихов Гумилева «Огненный столп» (1921). Вышел из печати уже после того, как поэт был расстрелян; Последняя фотография Гумилева, сделанная в ЧК перед расстрелом, 1921; Иисус Навин переходит реку Иордан с Ковчегом Завета. Б. Уэст, 1800//Фома. - — ноябрь 2021. - С.67-73. - (раздел « Культура »). Михаил Кукин . «Путь на Голгофу» Питера Брейгеля: разбираем символы и загадки великой картины .[Зачем на картине Питера Брейгеля Старшего такая толпа людей? Почему Христа на ней поначалу так трудно найти? Что это за гора с покосившейся мельницей и столб с колесом? Разбираемся в этих и других интересных символах и загадках картины Брейгеля «Путь на Голгофу». Брейгель — художник, постоянно напоминающий нам о нашей незрячести. Можно сказать и резче: о слепоте человека вообще. В качестве эпиграфа к творчеству Брейгеля прекрасно подошли бы евангельские слова: видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют (Мф 13:13)]. Ил.: Путь на Голгофу. Питер Брейгель Старший. 1564, находится в собрании Музея истории искусств в Вене. Репродукция всей картины и 5 укрупненных фрагментов ее//Фома. - — ноябрь 2021. - С.74-81. - (раздел « Культура »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает публицист, колумнист Виктор Мараховский//Фома. - — ноябрь 2021. - С.98-99. - (рубрика « Эпилог »). Семейное чтение: Наталья Харпалёва . Правители земные и Царь Небесный. Евангельские истории о правителях Ироде Великом, Ироде Антипе и Понтии Пилате. (Читаем вместе с детьми 9+). Рисунки Галины Воронецкой//Фома. - — ноябрь 2021. - С.82-91. – (раздел « Культура », рубрика « Семейное чтение») . Строфы: Совместный проект журналов «Фома»,«Новый мир». Николай Заикин . Ожидание чуда. Подборка стихотворений ( Забота /«Теперь хотел не радости...»/; Из детства /«Поздней ночью. На закорках...»/; Слово /«Глупое сердце, не рвись, не част и ...»/; Проситель /«Пережить бы и не бросить...»/; Излучение/ «Такой слепящий, теплый свет...»/; Судьба /«Била жизнь по голове...»/; Вослед /«Ни при жиденьком рассвете...»/; Тишина /«Удивительно, как и в душе тишина...»/; Надежда /«Неужели Господь пронесёт.../; Посланники /«Люди духоносные — как праздники...»/).

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-223...

«И только протянула Саломея палец, как вскрикнула и сказала: «Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается, как в огне…» И тогда предстал перед нею Ангел Господень, и сказал ей «Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к Младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость». И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав: «Поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея…» Можно попробовать предложить и еще одно простое толкование сцены омовения Младенца. В купели, изображенной на иконе, легко узнается купель, в которой обычно крестят в Церкви младенцев, приобщая их к жизни с Богом. Западноевропейские художники Средневековья и Возрождения Работы европейских  художников Раннего (V–XIbb.) и Зрелого Средневековья (XI-XIII вв.) в принципе повторяют византийскую иконописную традицию. Добавляются лишь некоторые детали, которые не встретишь в византийских и древнерусских иконах. Характерная особенность европейской христианской живописи – стремление не столько вдохновить человека на движение души вверх, к Богу, сколько «спустить» Бога с небес на землю, сделать Его доступным человеку, смешать Священную историю и житейскую человеческую историю, растворив одну в другой. Перепись в Вифлееме Одна из деталей события Рождества Христова, которых нет в иконописи, но есть в живописи – изображение переписи населения, с рассказа о которой начинается рождественская глава Евангелия от Луки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле…» (Лк. 2,1). Замечательный мастер Северного Возрождения Питер Брейгель Старший (XVI век) посвятил этому сюжету знаменитую картину «Перепись в Вифлееме». Но глазам зрителя предстает не гористая  Святая Земля, а заснеженные Нидерланды. Художник переносит евангельские события в современный ему мир. На Рождество на севере Европы всегда бывает снег, поэтому праведный Иосиф и Богородица бредут по снегу. Питер Брейгель. Перепись в Вифлееме. О том, что это Святое семейство (так принято было говорить в Европе XIV-XVII веков), можно догадаться, лишь разглядев осла, на котором сидит Дева Мария, и пилу на плече Иосифа – плотника. Огромные массы людей, среди которых затерялось скромное Святое семейство, изображают толпы народа, пришедшие на перепись. Но больше ничего не говорит нам о том, что скоро должно совершиться великое событие Рождества. Нидерландские крестьяне заняты своими хозяйственными делами, дети резвятся на льду .

http://pravmir.ru/rozhdestvo-v-xristians...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Картина «Слепые» – один из шедевров знаменитого живописца Питера Брейгеля Старшего, чье творчество отличается особым символизмом. Замысел картины восходит к евангельской притче о фарисеях: «Оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму» ( Мф. 15:14 ). Слепота фарисеев – это нежелание принять учение Иисуса Христа, это стремление следовать букве закона, а не истине милосердия и любви. Описание Произведение Питера Брейгеля Старшего «Слепые» – это притча о губительных заблуждениях, о слепоте, которая ведёт к падению и гибели не только самого слепца, но и тех, с кем он связан. С однозначной точностью нельзя сказать, чью сторону занимал Брейгель, вероятно, что художник склонялся в сторону кальвинизма. Но так или иначе, «Слепые» Брейгеля остаются многозначительным иносказанием. Слепые и калеки часто ходили по деревням и проселочным дорогам выпрашивая подаяние. Не случайно для художника они стали неотъемлемой частью сельского пейзажа. Он пишет своих слепцов без тени сентиментального сочувствия, подчеркивая связь духовной и телесной слепоты. Картина представляет образы шестерых слепцов, держащих друг друга за руку или за палку. Все они направляются к ручью. На другой стороне видна деревня и церковь. Четыре героя из шести высоко держат головы, чтобы лучше использовать остальные органы чувств. На картине мы видим как слепые пересекают косогор, двигаясь слева направо по нисходящей диагонали. Каждый из них в одной руке держит свой посох, а другой опирается на плечо идущего перед ним. Внезапно тот, кто шёл первым, потерял равновесие и упал в канаву. Вслед за своим вожаком упадут и все остальные. Художник расположив фигуры слепых по диагонали, мастерски создает эффект замедленной съемки: глаз зрителя как бы следует за слепыми и словно «спотыкается», остановившись на фигуре упавшего вожака. Следует обратить внимание на лица слепцов: они нечеловечески уродливы и при этом реальны. Взгляд зрителя, перескакивая с одной фигуры на другую, улавливает их последовательное изменение — от тупости  через алчность, хитрость и злобу к полной духовной деградации падающего слепца, который обратил к зрителю свое лицо. Мы видим хищный оскал рта и злобный взгляд пустых глазниц. Здесь духовная слепота берет верх над физической. Этот взгляд завершает путь слепцов— жизненный путь людей .

http://azbyka.ru/art/pritcha-o-slepyh/

Юрий Пущаев , кандидат философских наук, старший научный сотрудник Отдела философии Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН). О добровольно ослепивших себя полемистах . Ил.: Притча о слепых. Питер Брейгель Старший. 1568//Фома. - – май 2016. – С.80-81,82. – (раздел « Культура »). Патриарх Кирилл . Идолопоклонство XXI века Из слова после богослужения в Храме Христа Спасителя в Москве. 20 марта2016 года//Фома. - – май 2016. – С.81. – (раздел « Культура »). дан редакцией «Фомы». – Ред. Реклама : С.83. Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Семён Гудзенко (1922-1953). « Мы чище стали в жизни трудной …» . Подборка стихотворений 1945,1951,1952 гг. («Я был пехотой в поле чистом…»; «Каждый танец на «бис» раза по три…»; [отрывок]/«…Жестка больничная кровать…»/). Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Натальи Романенко//Фома. - – май 2016. – С.84-85. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »). Что читать: Представлены и отрецензированы издания: Е. И. Каликинская . Святитель Лука: факты, документы, воспоминания . – М.: ДАРЪ, 2015. – 192 с./Представляет Наталья Богатырёва //Фома. - – май 2016. – С.86. – (раздел « Культура », рубрика « Что читать »). Мы знаем о судьбе святителя Луки (Войно-Ясенецкого) по его автобиографии       «Я полюбил страдание». Но многое осталось за кадром. Чтобы восполнить    пробелы в наших знаниях о том, как лечил владыка тела и души, Екатерина             Каликинская собрала большое количество свидетельств историков, врачей.   Биографов и родственников архиепископа Луки Крымского. Причем часть             воспоминаний, например, внучатых племянников, живших с ним под одной           крышей в Симферополе и помогавших уже практически ослепшему «дедушке», а также документы из семейного архива, подготовленные         правнучкой, врачом-анестезиологом, публикуется впервые. Даже зная многое      о жизни святителя Луки, не отрываясь, читаешь о том, как помогал     крестьянам молодой врач земской больницы в российской глубинке, как             педантично вел истории болезней, как беспокоился о каждом пациенте и после        выписки. Как уверенно делал он операции. Как в ссылке оперировал с            помощью слесарных щипцов и перочинного ножа, а раны зашивал женским             волосом. Как отказывался от вознаграждения за врачебную помощь. Как всю           Сталинскую премию он роздал нуждающимся… Очень теплая получилась             книга.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-157-...

Отсюда следует и еще один интересный вывод: родился Спаситель по крайней мере за несколько месяцев до смерти царя Ирода, которую обычно датируют 4 годом до н. э. Да-да, исследователи Библии говорят о том, что наше летоисчисление «от Рождества Христова» не вполне точно. Реально Христос родился не в «первом году нашей эры», а примерно в 5-6 гг. до н. э. Подробно о том, как это выяснили и как верующие к этому факту относятся, мы рассказали в отдельном материале . И все-таки, почему два рассказа о Рождестве такие разные? Здесь остается простор для разных версий. Но мы можем предположить, что апостол Матфей, который, скорее всего, писал свое Евангелие первым , хотел выделить прежде всего моменты, особенно значимые для читателей, на которых он ориентировался, – иудеев. Поэтому он сосредоточился не на самом Рождестве, а на происхождении Спасителя от царя Давида; на явлении волхвов, проведавших о рождении Царя Иудейского; и на других подобных вещах. Лука же, писавший позже и, вероятно, имевший перед глазами Евангелие от Матфея, постарался дополнить его рассказ тем, что слышал от Богородицы. Так как же развивались рождественские события? Если сопоставить данные Евангелий от Матфея и Луки с известными сегодня историческими фактами, то вырисовывается примерно следующая картина. Перепись в Вифлиеме. Питер Брейгель-старший За какое-то время до Рождества – может быть, даже двумя десятилетиями ранее – правитель Рима и будущий император Октавиан Август поручает своим подданным провести перепись населения по всем подконтрольным Риму землям. Примерно в 6 или 5 году до н. э. это поручение добирается и до одной из самых дальних окраин Римской империи – Иудеи, царь которой Ирод сохранял номинальную самостоятельность, но де-факто подчинялся Риму. Повинуясь указу, иудеи идут записываться – каждый в ту местность, откуда происходит его род. Иосифу и Марии приходится предпринять путешествие из Назарета в Вифлеем. Мария пускается в путь, уже нося под сердцем Ребенка. И Она, и Иосиф знают: это не обычный ребенок, а Сын Божий.

http://foma.ru/rasskazy-o-rozhdestve-v-e...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance На каком языке говорили строители Вавилонской башни? 6 мин., 29.07.2019 Вопрос, на который вы прочитаете ответ, задал 10-летний ребенок. Но точно также он регулярно возникает и у взрослых людей, читающих Священное Писание. Отвечает протоиерей Димитрий Юревич. Протоиерей Дмитрий ЮРЕВИЧ Заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии. В этом вопросе, если приглядеться, содержатся два вопроса. Первый — это о чем, собственно, говорится в 11-й главе книги Бытия, в чем главный смысл истории про Вавилонскую башню. А второй — это как современное языкознание представляет себе развитие языков. Начнем с того, что же, собственно, случилось в те древние времена в городе Вавилон, в долине Сеннаар, в Месопотамии. Об этом мы читаем в первых девяти стихах 11-й главы книги Бытия. А как нам понять, что именно в этих девяти стихах самое главное? Оказывается, вовсе не смешение языков. Самое главное — то, что стоит в центре повествования. Это слова Вавилонская башня, Питер Брейгель Старший.  «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие». Почему же именно эти слова мы должны считать самыми главными? А потому, что в этих девяти стихах использован прием, очень характерный и для Библии, и вообще для литературы Ближнего востока. Прием этот называется хиазм, и заключается он в том, что самое главное говорится в середине текста, а то, что идет раньше и позже, только поясняет это самое главное. Причем поясняет как бы параллельно, то есть начало текста и его конец похожи, чуть по-разному они говорят об одном и том же. Так вот, попробуем понять смысл всей этой истории. Во- первых, что же такое они, вавилоняне, строили? Что это за башня до небес? Сейчас, благодаря археологическим открытиям, мы понимаем, что речь идет о зиккурате. Зиккураты — это ступенчатые пирамиды, которые строились в городах Месопотамии начиная с V тысячелетия до Рождества Христова. На сегодняшний день найдено 30 зиккуратов, самому древнему более шести тысяч лет, а самому «молодому» около 2300 лет.

http://foma.ru/na-kakom-yazyke-govorili-...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Лень - мать всех пороков» Протоиерей Александр Салтыков о лени и труде - физическом и духовном 26.04.2016 1376 Время на чтение 13 минут Пожалуй, каждому знакома такая ситуация: надо что-то обязательно сделать, а так не хочется, и начинаешь придумывать отговорки: и работа не интересная, и нет у меня к этому способностей... А, может быть, честнее признаться себе: мне просто лень? О лени за тысячелетия написано много, и нет такого народа и такой культуры, в которой бы лень не порицалась. А что, собственно, стоит за состоянием лени? И всегда ли противоположный лени трудоголизм - хорошо? Ведь психологи советуют сдерживать себя в работе... И должна ли работа быть интересной? Что делать, если ленишься в духовном труде? И как побороть в себе лень? С этими вопросами мы обратились к протоиерею Александру Салтыкову , настоятелю храма Воскресения Христова в Кадашах. Питер Брейгель Старший. Страна лентяев. 1567 - Добрый день! Сегодня мы в гостях у протоиерея Александра Салтыкова - батюшки, который говорит на литературном языке XIX века. Здравствуйте, отец Александр! - Здравствуйте! Благодарю за такую лестную характеристику, но боюсь, что я ее не заслуживаю. - Отец Александр, мы хотели бы поговорить о лени - с этим состоянием сталкивается каждый человек. А почему лень - это грех? - В самом деле, почему лень - грех? Вот были Адам и Ева, они согрешили, но не были лентяями. Такого греха у них явно не было. Когда появилась лень? Откуда она взялась? Конечно, лень является пороком, присущим всему человечеству. Лень отвратительна не только для христианина, а в любой культурной и исторической среде. И лень, конечно, отвратительна, преследуется, высмеивается, осуждается по очень простой причине: лентяй - это человек, который ничего не создает. Он не созидает, он только потребляет. Он становится обузой для своих родителей, для общества, он дармоед, он трутень. И за это его всячески высмеивают. Есть замечательная картина художника XVI века Питера Брейгеля «Страна лентяев». Изображено роскошное дерево с яблоками, под ним лежат несколько человек - и им в рот с этого дерева падают яблоки. Прямо в рот! И делать ничего не надо. Такое вот представление лентяев о благополучии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/a...

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г.      В каждом поколении народа Божия есть свой Вавилон, есть свой Египет. И мы совершаем свои исходы, преодоления этих соблазнов. Что такое Вавилон сегодня? Когда мы соглашаемся жить в «православном гетто», мы не должны забывать, что каждое гетто кончается крематорием Это такой архетип государства, внутри которого мы оказались. Это – новый мировой порядок, который осуществляется сейчас в глобальном масштабе. И в некотором смысле мы все живем на культурно и нравственно оккупированной территории, где наш мир нравственных ценностей не признается, он вытесняется в некое подполье, его загоняют в некое гетто. Нам постоянно указывают на то, что Церковь отделена от государства. И когда мы соглашаемся с наличием такого гетто, мы не должны забывать о том, что гетто кончается крематорием. Поэтому и не должны идти добровольно в некую резервацию, куда нас хочет загнать часть светского общества, принимающая новый мировой порядок. Поэтому верующий человек – это не человек, который добровольно отказывается от служения в миру, а тот, кто принимает деятельное участие в судьбах мира. Христос сказал, что Он не пришел взять нас из мира, но чтобы мы были в миру и каждый на своем месте совершали свой подвиг апостола. Православие как военный трофей В таких условиях важно обратить внимание на миссионерское служение в Древней Руси. Почему был успех миссии равноапостольного князя Владимира ? Потому что он делал всё очень грамотно и продуманно. Херсонес Таврический      Когда, казалось бы, князь Владимир заинтересовался православной верой, он вдруг пошел войной на греков. Он окружает греческий город Херсонес, говорит, что всех уничтожит, если его не примут, если ему не дадут жену православную. Почему он так поступает? Потому что он был сын своего отца. Его отец, Святослав Игоревич, не считал Киевскую Русь своей землей. Он считал, что земля, полученная в наследство от отца, это не твоя земля; твоя – та, которую ты добыл своим мечом. И когда он завоевал Болгарию, то говорил: «Сижу посреди земли своей».

http://pravoslavie.ru/86930.html

Священномученик Григорий родился в 1888 году в селе Завидове Тверской губернии в семье диакона Григория Раевского. Вскоре после      окончания Московской духовной семинарии Григорий женился на дочери   священника, служившего в Успенском храме в селе Завидове и в 1912 году      был рукоположен во священника этого храма. Все силы молодой священник отдавал храму и прихожанам, и его супруга была ему верной помощницей. В конце 1929 года вместе коллективизацией начались гонения на Православную       Церковь. Власти, выяснив, что священник Григорий Раевский пользуется авторитетом и любовью у жителей Завидова и окрестных деревень, начали   расследование его церковной деятельности. Поводом послужил также случай,       когда (8 февраля 1930 года) народ не пришел на демонстрацию, назначенную       местными властями. Как выяснилось, в это время все люди были в храме. Священника обвинили в «поповской и кулацкой» агитации. 14 августа он был арестован. Григорий Раевский и вызванные для допроса свидетели все          обвинения отвергли. Но 5 января 1931 года его приговорили к пяти годам    заключения в исправительно-трудовом лагере и отправили на Беломоро-   Балтийский канал, откуда он вернулся к месту прежней службы в начале 1934 года. 12 мая 1935 года от скоротечной чахотки умерла супруга отца Григория. Вновь арестован 30 июля 1937 года. Его обвинили в контрреволюционной агитации и заключили в калининскую тюрьму. 29        сентября протоиерей Григорий Раевский был приговорен к расстрелу.       Расстрелян          в тот же день и погребен в общей могиле в Твери. Говорят, что :   Говорят, что //Фома. - – сентябрь 2017. - С.58-59. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). Ответы на следующие суждения и вопросы: Говорят, что в христианстве учат, что Бог сотворил женщину как низшую по отношению к мужчине. На самом деле. Ил.: Сотворение Евы. Ян Брейгель Старший. 1625. - С.58. Часто спрашивают: зачем после смерти человека в доме завешивают зеркала ? Отвечаем: - С.58. Почему в Церкви рыба символизирует Христа? Потому что… Ил.: Тайная вечеря. Фреска XIII в. в пещерной церкви Каппадокия. Тело Христово в Граале изображено в виде рыбы. - С.59.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-173-...

Вавилонское столпотворение Питер Старший Брейгель. Вавилонская башня      Воды потопа обновили лицо земли, но не изменили падшую природу человека. Поползновение к греху осталось. Уже через четыре поколения после потопа (при Фалеке, сыне Евера) произошло событие, которое имело большие последствия в истории человечества. Речь идет о попытке построить в долине Сеннаар башню высотою до небес (Быт 11, 4), которая получила название Вавилонской. У строителей башни было два мотива, оба — греховные. Первый: сделаем себе имя (Быт 11, 4), то есть прославимся. Вызвано это желание было гордыней и славолюбием. Это — те самые пороки, которые привели к гибели допотопное человечество. Второй мотив был также богопротивным. Строители говорили: построим город и башню и сделаем себе имя прежде нежели рассеемся по лицу всей земли (Быт 11, 4). В этом проявилось явное противление воле Бога, Который сказал: плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле (Быт 9, 7). В Священном Писании строители названы сынами человеческими (см.: Быт 11, 5). Ранее так были названы потомки Каина. В описываемом событии это выражение применено к потомкам Хама. Хам был сыном Ноя, но он совершил тяжелый грех — крайне непочтительно посмеялся над своим отцом. Хотя инициатива исходила от хамитов, вероятно, весь тогда еще немногочисленный род человеческий участвовал в попытке воплотить эту горделивую и безумную затею, потому что наказание (смешение языков) коснулось всех. Господь сказал: сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого (Быт 11, 7). Множественная форма глаголов (сойдем и смешаем) указывает на собеседование всех Лиц Божественной Троицы. Что надо понимать под выражением смешение языков? Ориген, христианский писатель начала III века, считал, что Ангелы Хранители дали каждому народу свой язык и они перестали понимать друг друга. Исключение коснулось лишь еврейского народа, который, будучи жребием Самого Бога, сохранил язык, данный Господом еще Адаму. Это мнение разделял блаженный Августин: еврейский язык был языком Адама, остальные же народы получили новые в результате смешения.

http://pravoslavie.ru/103625.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010