Подпишитесь на наш Телеграм Великий пост — это дорога, ведущая к Пасхе . 40 дней бодрствования и аскезы, цель которой — обновление духовных, душевных и телесных сил. А основным эквивалентом слова «сила» в церковнославянском языке является слово «добродетель». Почему добродетелей семь? Число 7 — полнота и совершенство. Семь таинств в Церкви, 7 дней в неделе, 7 богатырей в русских сказках. Традиционный список добродетелей включает в себя: благоразумие, мужество, справедливость, умеренность, веру, надежду, любовь. Сегодня «добродетель» воспринимается как нечто неопределенное и скучное. Попытаемся вернуть этому слову его первозданное сияние! Как говорят о добродетелях Святые Отцы и как они отображаются в живописи таких европейских мастеров, как Пьеро дель Поллайоло, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший, Сандро Боттичелли, Иероним Босх, рассказывает протоиерей Димитрий Сизоненко . Традиционный список добродетелей включает в себя четыре кардинальных и три теологических добродетели. Часто подчеркивают, что кардинальные добродетели пришли в христианство из языческой философии, это общечеловеческое достояние, такие качества и способности души, которые придают благородство человеку. Благоразумие — мудрость Мужество — стойкость Справедливость Умеренность Считается, что это природные таланты, которые достойный человек призван в себе развивать. Для этого достаточно лишь употреблять по назначению те силы, которые нам даны от природы, от рождения. Таким образом, первые четыре добродетели — это естественные добродетели. К сожалению, в нашем языке слово «добродетель» нередко воспринимается как некий архаизм. Нечто неопределенное и даже скучное. Выражения «добродетельная женщина» или «добродетельный мужчина» вызывают привкус елейного благочестия, показной набожности, от которых веет скукой. Но мы можем попытаться вернуть этому слову его первозданное сияние. Славянское слово «добродетель» является переводом соответствующих греческих и латинских терминов, греческое слово арет э выражает внешнюю доблесть, воинскую славу, превосходство. А вот латинское слово вирту буквально означает силу.  Точно так же, как силой обладает закон, который все исполняют. Точно так же, как исцеляющей силой обладают некоторые травы. Итак, добродетель — это доблесть и силы.

http://blog.predanie.ru/article/sem-dobr...

Питер Брейгель Старший. Падение Икара. ок. 1558 Одна из ранних картин Брейгеля-старшего – «Падение Икара». Вглядитесь в это полотно Брейгеля: морской пейзаж, рыбак ловит рыбу, куда-то плывут корабли, вот пахарь с плугом, вот пастух пасет своих овечек… А где же Икар? Он упал в море, вон только ноги торчат из воды. Упал рядом с рыбаком, который невозмутимо продолжает ловить рыбу. Никому до гибели Икара нет дела, никто не бросился его спасать. С полета и падения русского Икара начинается фильм Тарковского. Есть такая притча о судьбе художника в этом мире: он жертвует своей жизнью, рискует всем – не только собой, но даже своими близкими, а никому нет дела до того, что происходит. И точно так же было во времена Спасителя. Вот крестный путь (он, кстати, впервые появился на советском экране благодаря Тарковскому). Господь идет на жертву, а на заднем плане какая-то торговля продолжается… Людям нет дела до Господа. Как и на полотне Брейгеля «Путь на Голгофу». Конечно, Тарковский не напрямую его экранизировал, но аллюзия очень узнаваемая. Но несущего крест сопровождает ангел: его почти незаметно. Любопытно, какие спецэффекты были использованы? Это почти прозрачное тело, но все же видно, что идет ангел… Глас ангела Могила Андрея Тарковского С Тарковским однажды случилась такая странная история. Он в юности не мог определиться с профессией, после школы долго не знал, куда податься. Пробовал себя, даже отправился с геологами в экспедицию. Многие тогда старались уходить из больших городов: дальше от власти человек чувствовал себя свободнее, можно было больше себе позволить почитать, поговорить… Так вот, однажды Тарковского во время экспедиции оставили сторожить участок в лесу, который разрабатывали геологи. В палатке он ночевал один – на огромное количество километров не было рядом ни души. И вдруг кто-то его разбудил среди ночи и сказал: «Выскакивай!» Поднял, растормошил и приказал выскочить из палатки. Он выскочил – и в ту же секунду огромная, тяжеленная сосна рухнула и раздавила эту палатку буквально всмятку. Его спас от смерти ангел – он был уверен в этом. Ведь рядом никого не было из людей, кто мог бы это сделать. Когда Андрей пришел в себя, он осмотрел округу, но никого не увидел. Ясно, что это Господь сохранил ему жизнь.

http://pravoslavie.ru/90549.html

Джон (Пантелеймон) Мануссакис Часть первая. Зрение Что было от начала... видели своими очами – 1Ин.1:1 Иллюстрация: Ян Брейгель Старший и Петер Пауль Рубенс. Аллегория зрения (около 1618). Музей Прадо, Мадрид, Испания. Аллегория 1 «Ключ» к чтению трех аллегорических полотен Брейгеля таится неизменно в картине, изображенной на каждом из них. Чтобы расшифровать их значение, зритель должен изучить эти «привилегированные»; картины, «спрятанные» в сюжетах Брейгеля. В общем, это касается и всякой аллегории: она всегда приглашает прочитать (и понять) ее в своих собственных категориях – скажем так, изнутри, а не извне. К примеру, «разгадку» аллегорического текста следует искать в нем самом. В картинах Брейгеля, художник (или точнее, само полотно) представляет как загадку, так и ее разгадку. Ключ к головоломке – в ней самой, спрятан на самом видном месте. В первом полотне, которое я решил здесь представить – Зрение – все кажется очевидным. Живопись, сама принадлежащая к визуальным искусствам, не могла не принести дань взгляду. Итак, на первый взгляд, нет ничего удивительного, что полотно, посвященное живописи, содержит в себе другие полотна (также как статуи и бюсты, представляющие скульптуру, телескопы и секстанты, представляющие астрономию, геометрические фигуры и приборы, одним словом, все, обращенное к зрению). Однако, одна картина (Картина Б) занимает в композиции Брейгеля совершенно особое место. Похоже, это именно то полотно, к которому художник стремится привлечь наше внимание, – однако не делает этого сам (что было бы несколько бестактно), а доверяет это одному из своих персонажей – маленькому крылатому Эроту, представляющего картину вниманию Афродиты. О чем же эта картина? При ближайшем рассмотрении становится понятно, что она изображает известный евангельский сюжет о чудесном исцелении слепого. Уместно, ничего не скажешь. В самом центре аллегории зрения созерцающему взору Афродиты (и нашему) предстает слепой. Именно в этом штрихе выражается гений Брейгеля. В картине, которая просто завалена объектами зрения, которая бесконечно играет с самими условиями видимости (отдаленный пейзаж, раскрывающийся за одной из дверей, интерьер самой комнаты, представленный в искусном перспективном сокращении), в этом пространстве, которое заключает в себе, замещает собою и исчерпывает все, что связано со зрением, живописец поместил в самом центре пронзительное напоминание об ограничениях зрения: слепоту.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

В 2018 году Всемирная организация здравоохранения представила список из десяти инфекционных заболеваний, от которых пока не существует вакцин и эффективных лекарств. Эти болезни могут вызвать серьезные эпидемии и уничтожить существенную часть человечества. В список входят помимо широко известных Эболы, Зика и атипичной пневмонии еще несколько смертельно опасных инфекций. Эксперты ВОЗ так пояснили состав списка: в нем собраны болезни, на профилактику и поиск лекарств от которых направлены сегодня усилия ученых и медиков.  Картина заболеваний, входящих в список ВОЗ, устрашает: “геморрагия (кровотечение) и смерть”, “воспаление мозга и смерть”, “лихорадка и смерть”… Но гораздо сильнее пугает в списке так называемая “болезнь Икс”. Термином “болезнь Икс” обозначают не какую-то конкретную секретную разработку биологического оружия — да-да, все СМИ тогда немедленно заподозрили ВОЗ в этом. Нет, болезнь Икс — это обозначение любого нового неизвестного патогена, который может вызвать заболевание и, возможно, эпидемию в будущем.  Существует высокая вероятность того, что следующая крупная эпидемия придет из совершенно неожиданного источника. И патоген — вирус или бактерия — до сих пор не проявил себя. Кто ждал вспышки болезни от вируса Зика? Кто заранее готовился к атипичной пневмонии? В январе 2020 года некоторые СМИ уже обозвали замелькавший в новостях коронавирус “болезнью Икс”. Как говорится, самый опасный враг — тот, кого вы не знаете. Поэтому ВОЗ заранее призывает: признаем, что новая эпидемия неизвестного характера может приключиться и постараемся максимально подготовиться. Вот что такое “болезнь Икс”. Которую нельзя предсказать. Где еще можно узнать об эпидемиях: Иллюстрация: «Триумф Смерти» (1562 — 1563). Художник Питер Брейгель Старший Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/kak-epidemii-pytalis-p...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Притча о слепых» Питер Брейгель старший 1568 «Имею мнение, никому не навязываю», или два слова о ценности объективных знаний 2 мин., 01.09.2022 «Я не хочу иметь точку зрения. Я хочу иметь зрение», — писала Марина Цветаева. Если говорить о проблемах нашего образования, то одна из важнейших как раз в том, что точка зрения… побеждает самозрение, то есть позицию. Американский профессор Том Николс в книге «Конец экспертизы» утверждал: все дело в отношении к знаниям вообще, ведь борьба за равенство людей в политическом и правовом пространстве оборачивается представлением, что каждый волен судить обо всем и при этом каждое суждение имеет одинаковую ценность. Я сам, разговаривая со студентами, заметил, что они — при отсутствии знаний — часто прячутся за фразу: «А это моя точка зрения, я ее никому не навязываю». И пусть она с чем-то там и не совпадает, но раз это «точка зрения», то, по их убеждению, она имеет такое же право на существование — несмотря на полное отсутствие аргументов. Так вот, как только мы входим в интеллектуальное поле, и уж тем более в область учебных или научных дискуссий, мы должны забыть о равенстве. Нет равенства между знанием профессионала и дилетанта, профессора и студента. Честно говоря, испытываю чувство неловкости, когда коллеги с умилением говорят: «Ой, мы у студентов учимся не меньше, чем они у нас!» Послушайте, если к вам пришли учиться, причем кто-то за деньги, а вы при этом учитесь у них, получая за это зарплату, то это по меньшей мере нечестно. Если уж вы взвалили на себя тяжелую ношу учителя, то просто обязаны знать больше, чем основная масса ваших учеников, иначе вы просто, как говорил Глеб Жеглов, «зря получаете продуктовую карточку». Согласен, у студентов иногда появляются совершенно неожиданные вопросы, порой совсем простые, которые позволяют тебе иначе взглянуть на то, о чем ты двадцать лет говорил. Но это совсем не значит, что студенты учат нас больше, чем мы их. Да и, если смотреть трезво, значительно чаще их вопросы показывают: все, что, как ты думал, должно быть студенту понятно и очевидно, увы, на самом деле совершенно непонятно и неочевидно. Святитель Николай Сербский сказал: «Невежды утверждают, что ноги носят голову, тогда как знатокам известно обратное: именно голова носит ноги». Очень важно помнить об этом, иначе мы рискуем очень скоро оказаться жителями перевернутого с ног на голову мира. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/imeju-mnenie-nikomu-ne-na...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Притча о слепых. Питер Брейгель Старший. 1568. Музей Каподимонте, Неаполь Горе без ума: что нам на самом деле хотел сказать Грибоедов 9 мин., 12.08.2023 А умный в одиночестве гуляет кругами, Он ценит одиночество превыше всего. И его так просто взять голыми руками, Скоро их повыведут всех до одного. Булат Окуджава Марина ЖУРИНСКАЯ Как мы привыкли читать и чтить грибоедовскую фразу насчет горя от ума! И умудренно кивать при этом, де-мол вестимо, ум до добра не доводит, одно горе от него. И мало кто помнит (хотя это и проходили в школе), что по первоначальному замыслу автора пьеса называлась «Горе уму». Ну, ладно, а что же без ума? — а без ума такое горе, что мы вот в нем живем и маемся. Нельзя сказать, что с этого Грибоедова всё и повелось, но во всяком случае с тех пор ничего не изменилось. Уму действительно горе. И нет более уничтожающего обличения, нежели злобно шипящее «Ишь, умный какой!». Но когда раздаются и пишутся бесчисленные жалобы, сетования, стенания, ламентации, вопли и пени на мировой заговор и таковое же правительство, на злокозненность руководителей, занявших все ступеньки властной вертикали и т. д., так что жить невозможно, то практически всегда напрашивается «умный» вопрос: «А о чем Вы думали, когда...», например, с энтузиазмом участвовали в строительстве бесчисленных пирамид, вроде как бы и забыв о том, что деньги из воздуха происходят только на сеансах черной магии, да и то за этим следует полное ее разоблачение, сопровождаемое исчезновением денег? Да и не только денежные, а и любые вопросы семейного, воспитательного, медицинского и тому подобного характера имеют тенденцию — горе нам! горе! — решаться практически без включения ума. Логика, мягко говоря, странная: «так принято/так не принято», «так все делают/так никто не делает»... просто мантры какие-то. Замечательно то, что невежество (пардон! пардон!) прочно занимает престол добродетели как в нецерковных (и даже в антицерковных) кругах, так и в кругах церковных.

http://foma.ru/gore-bez-uma.html

Христос проповедует на озере. Я. Брейгель Старший. XVII в. Раскрывая значение понятия «Царство Небесное», Иисус никогда не дает его исчерпывающего определения. Он лишь вбрасывает в умы слушателей идеи или образы, которые могут приблизить их к осознанию смысла этого понятия. Он сравнивает Царство Небесное с человеком, посеявшим семена на своем поле; с горчичным зерном; с закваской, положенной в тесто; с жемчужиной, ради приобретения которой купец продает все свое имущество; с неводом, закинутым в море и вычерпывающем рыб всякого рода ( Мф. 13:24,31,33,45–47 ). На вопрос фарисеев, когда придет Царствие Божие, Иисус отвечает; Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк. 17:20–21 ). Христос на Геннисаретском озере. Делакруа. 1854 г. Возвещая наступление Царствия Божия, Иисус открывает людям новое измерение жизни, средоточием которого является Бог: Можно сказать еще проще: говоря о Царстве Божием, Иисус возвещает Бога, причем Бога Живого, Такого Бога, Который оказывается в состоянии конкретно действовать в мире и в истории и Который действует в настоящий момент... И в этом смысле весть Иисуса весьма проста и абсолютно теоцентрична. Особенность этой вести, ее новизна заключается в том, что Он говорит: Бог действует здесь и сейчас, то есть в этот час Он являет Себя в истории невиданным доселе образом, как ее Господин, как Живой Бог. Однако весть Иисуса о Царстве Божием не только теоцентрична: она еще и христоцентрична. Иначе она не отличалась бы коренным образом от вести, которую приносили людям ветхозаветные пророки. Ведь они тоже говорили о необходимости покаяния, изменения образа мысли и образа жизни, о действии Бога в истории, о Его присутствии среди людей. Бог Ветхого Завета – это тоже Живой Бог, но только обитающий вдали от людей, на небесах, за облаками, и являющий Свою славу в громах и молниях. Радикальная новизна вести Иисуса о Царстве Небесном заключается в том, что Он Сам это Царство спускает с небес на землю. И не только Царство: Самого Бога Он низводит с небес на землю, открывая людям доселе невидимый и неведомый, сокровенный и недоступный лик Божий. Царство Небесное становится не только реальностью будущего, но и новым измерением в жизни людей здесь и теперь, на земле и во времени. Это то измерение, которое апостол Павел назовет жизнью вечной во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 6:23 ). Не просто жизнь в Боге, но именно жизнь во Христе Иисусе – вечная не потому, что начнется для людей после смерти: она начинается уже здесь – с того момента, когда человек уверует в Иисуса и станет Его учеником, – и продолжается в вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Б. С.- один из создателей европ. пейзажного жанра, для него природа - живой опыт зрителя. Типов пейзажей у него неск.: от символического, всеобъемлюще-космического до конкретного, запечатлевшего то или иное время года. В ранней работе «Падение Икара» (1555-1558, Королевский музей изящных искусств. Брюссель) характерно присутствие разных т. зр.: занятые трудом землепашец, пастух и рыбак, изображенные на переднем плане, не замечают падения Икара, гибель к-рого представлена как эпизод на фоне незыблемого ритма вселенной. Названия работ Б. С. не только определяют сюжет картины, но и являются ироническим комментарием к изображению, показывающему бесцельность человеческой деятельности. Картина «Детские игры» (1560, Художественно-исторический музей. Вена) - иносказательное предостережение тем, кто относится к жизни как к детской забаве. Работа «Нидерландские пословицы» (1559, Картинная галерея. Берлин-Далем) стала своеобразной метафорой человеческого бытия. Б. С. создал целостный образ, так представив деревню пословиц, что многочисленные персонажи, объединенные в небольшие сюжетные группы, композиционно составляют единое повествование. Остро схваченные позы, гиперболизация характерных черт усиливают гротеск и подчеркивают человеческие пороки. Картина «Битва Масленицы и Поста» (1559, Художественно-исторический музей. Вена) - сатирическая аллегория на тему борьбы католицизма и протестантизма. Фигуры людей, представленные в миниатюрном масштабе, сливаются в однородную толпу. Персонажи Б. С. похожи друг на друга, зачастую вовсе лишены лиц, как, напр., в графических листах «Пчеловоды» (1568, Гос. музеи Берлина), «Лето» (1568, Кунстхалле. Гамбург). Характерный для мастера высокий горизонт, ощущение бесконечности пространства возводят рассказ от конкретного события к образу целого человечества. Композиционно картины Б. С. напоминают действо на огромных сценических площадках, воспроизведенное на полотне отстраненным зрителем. Несение креста. 1564 г. (Музей истории искусств. Вена) Несение креста. 1564 г. (Музей истории искусств. Вена)

http://pravenc.ru/text/153405.html

В серии работ, выполненных, вероятно, по частному заказу в нач. 60-х гг., нашли отражение политические события в Нидерландах, переживавших последний этап испан. владычества. Фантастические образы чудовищ, к-рыми наполнены картины этого цикла, продолжают традицию Босха («Падение ангелов». 1562, Королевский музей изящных искусств. Брюссель; «Безумная Грета». 1562, Музей Майер ван ден Берг. Антверпен; «Триумф смерти». 1562, Прадо. Мадрид). Эта тема проникла и в работы художника на евангельские сюжеты, где Б. С. передал свое восприятие христ. истории как живой реальности. Библейские персонажи включены в типичный пейзаж нидерланд. деревни времени Б. С., занятиями, одеждой они почти не отличаются от деревенских жителей, как, напр., в картине «Перепись в Вифлееме» (1566, Королевский музей изящных искусств. Брюссель) прав. Иосиф и Богородица. Тревожное настроение создается присутствием солдат (напр., «Избиение младенцев». 1565, Хамптон-Корт. Лондон), неведением или безразличием людей к происходящему на полотне «Несение креста» (1564, Художественно-исторический музей. Вена), где фигура Христа, упавшего под тяжестью ноши, теряется в толпе, безучастной к страданиям Спасителя. В «Вавилонской башне» (1563, Вена и 1564, Роттердам) поражает эффект грандиозности и неосуществимости сооружения, образ к-рого создан художником под впечатлением развалин Колизея. Слепые. 1568 г. (Национальные музей и галерея Каподимонте. Неаполь) Слепые. 1568 г. (Национальные музей и галерея Каподимонте. Неаполь) Цикл «Месяцы» (1565) построен на сочетании непосредственного визуального опыта и стилизации, идеального и реального, где человеческое существование вплетается в вечные циклы бытия. Смена времен года позволяет передать процесс непрерывного становления и обновления природы. Пейзажные работы несут и дидактическое содержание, мн. детали могут быть прочитаны в традиции средневек. моралистического символизма, но в то же время нидерланд. крестьяне узнаваемы по типам лиц и костюмам. Б. С. строит это произведение так, что оно представляет собой бесконечную космическую панораму, как и его пейзажи. Впервые этот принцип был применен в картине «Поклонение волхвов» (1564, Национальная галерея. Лондон) и развит в «Крестьянской свадьбе» (1568, Художественно-исторический музей. Вена), иконографическая программа к-рой восходит к сюжету Тайной вечери или Брака в Кане и предполагает изображение большого количества персонажей, сидящих за столом; по композиции наиболее близка к «Тайной вечери» Я. Тинторетто (1561). Б. С. позволял себе и пародии на итал. стиль, напр., в «Разорителе гнезд» (1568, Художественно-исторический музей. Вена) узнается пластика микеланджеловских фигур, помещенных в подчеркнуто приземленный контекст.

http://pravenc.ru/text/153405.html

Вот как затягивают слова. Вывод такой: наши славянские предки просили в молитве святого Ефрема избавления от пустого времяпрепровождения, от беспорядка в жизни, от «жизни не по порядку». Русское «уныние» совсем не то, что его славянский омоним. В русском языке «уныние» – безнадежная печаль, гнетущая скука. Есть знаменитое стихотворение Баратынского, которое так и называется «Уныние». Вот строчка: Того не преобресть, что сердцем не дано;           Не вспыхнет жизнь в крови остылой; Одну печаль свою, уныние одно           Способен чувствовать унылой! Это блестящее описание депрессии. Но никакого отношения не имеет к славянскому «унынию». Как перевести слово «депрессия» на славянский? Видимо, «безвременная печаль», отчаяние, но никак не уныние. В славянском «унынии» акцент делается на безделии и беспорядке в жизни. В русском – на том, что является, скорее, следствием «жизни не по порядку». Художник Питер Брейгель старший Славянское «уныние» – это развитая и запущенная лень. Подвижники даже говорят об особом бесе, ответственном за это состояние. У Евагрия Понтийского это «утренний бес» (видимо, Евагрий был «совой»), у преподобного Кассиана и у Лествичника – «полуденный». Кстати, Лествичник изящно называет уныние «тричасен трепет». Уныние – это «жизнь не по порядку», которая и вызывает скуку, мечтательность, саможаление и, в конечном итоге, просто распущенность и разврат, какие бы формы они ни приобретали. Вот одно из классических описаний типичного уныния по версии преподобного Нила Синайского: «Унылый, читая книгу, часто зевает, и клонится ко сну, потирает лицо, тянется, поднимает руки и, отворотив глаза от книги, пристально смотрит на стену; обратившись опять к книге, почитает немного, переворачивает листы, любопытствует видеть конец слова, считает страницы, делает выкладку о числе целых листов, охуждает почерк и украшения, – и наконец, согнув книгу, кладет под голову и засыпает сном не очень глубоким, потому что голод начинает уже тревожить его душу и заставляет позаботиться и о себе».

http://pravmir.ru/batyushka-ya-sogreshil...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010