На месте захоронения погибших на Саяно-Шушенской ГЭС освящена часовня 18 августа 2010 г. 12:43 17 августа 2010 года, в день годовщины трагедии, состоялось освящение Саяно-Шушенской ГЭС. Чин освящения совершили архиепископы Красноярский и Енисейский Антоний , Тульчинский и Брацлавский Ионафан , Томский и Асиновский Ростислав , Абаканский и Кызылский Ионафан . Гребень монолитного сооружения ГЭС по всей длине был окроплен святой водой, три священника окропили святой водой машинный зал и здание управления ГЭС. Архипастыри в сослужении клириков Абаканской и Красноярской епархий совершили Божественную литургию на Саяно-Шушенской ГЭС у часовни в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». На богослужение прибыли председатель Правительства Республики Хакасия В.М. Зимин, члены Правительства, представители властей республики и Красноярского края, сотрудники МЧС РФ, принимавшие участие в спасательных работах и ликвидации последствий аварии, родственники погибших, руководители и сотрудники ГЭС и компании «РусГидро», многочисленное духовенство и прихожане храмов епархии. Перед богослужением к присутствующим со словом обратились губернатор В.М. Зимин и архиепископ Томский и Асиновский Ростислав, отметивший, что трагедия, произошедшая год назад, задела сердца всех россиян. Богослужение началось с освящения новосооруженной часовни в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» у основания плотины. Затем перед часовней была совершена Божественная литургия под открытым небом. На ступенях часовни разместили 75 горящих лампад в память о погибших. По окончании Литургии была совершена заупокойная лития. Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний, обращаясь к собравшимся, напомнил, что смерть — это не конец, а начало иной жизни — по образу Воскресения Самого Христа Спасителя. Также в этот день архипастыри совершили чин освящения храма-часовни в честь Семи отроков Эфесских. Храм построен возле п. Майна на месте, где похоронено большинство погибших в аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. После богослужения перед храмом была совершена заупокойная лития. Абаканская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1251150.ht...

и 3) Брацлавское воеводство. В состав великого княжества Литовского вошли, кроме собственно Литовской области и Волыни, княжества Полоцкое и Туровское, Невское, Смоленское, и Северская земля. Полоцкое княжество, наследие Рогнеды, супруги великого князя Владимира, находилось в управлении потомков ее – Всеславичей. Они ветвились на несколько родов, из которых главнейшие были князья полоцкие и минские. Но кроме того были князья витебские, друцкие, мстиславские, логойские, лукомские, оршанские и др. Около 1190 г. Полоцком завладел литовско-новогрудский князь Мингайл Ердивилович и посадил на Полоцкое княжество сына своего Гинвила – в крещении Георгия. Гинвил (ок. 1220) оставил престол сыну своему Борису, этот (1226) сыну своему Рогвольду–Василию. В начале XIV в. оно вошло в составь великого княжества Литовского. Под литовским управлением Полоцкое княжество обращено было при Казимире Ягеллоне в наместничество, а при Александре в 1500 г. в воеводство. – Около 1506 г. образовано Витебское воеводство; в 1569 г. – Мстиславское. Туровское княжество. – По бассейну Припети было несколько русских княжеств, которые не имели большого исторического значения, как Туровское и др. Во время Даниила князья туровские принуждены были признать власть его над собой, но в то же время дружили с литовскими князьями, боясь возрастающей их силы. В XIV в. Туровско-пинское княжество подпало под власть литовских князей. Туров 71 памятен в древней истории, как стольный город епископов туровских. Туровская епархия учреждена в XI в. В XIII в. туровским епископом был знаменитый Кирилл. Около половины XIV в. туровская епископская кафедра перенесена в Пинск. Смоленское княжество. – Смоленская земля была русским княжеством в поколении Ростислава Мстиславича (1127–1159), из которого вышли два знаменитые Мстислава – Храбрый и сын его Удалый († 1228). С первой половины XIII в. великие князья литовские старались подчинить себе Смоленск и несколько раз на более или менее продолжительное время подчиняли его своей власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В эти нелегкие годы, были по всей вероятности разорены и упразднены некоторые древние православные преимущественно скальные монастыри и храмы в области Днестра и его притоков. С восстановлением Южно-Русской православной иерархии в 1620 году, иерархическая власть ограничивалась только западной Подолией. Для упорядочения же монашества, все русские монастыри в пределах Польши разделены были в 1623 г. на три округа, с назначением для каждого их них особого " прота " монастырей. Во времена казацких войн Подольские монастыри подвергались частым разорениям и многие тогда же погибли, и больше уже не возобновлялись. Особенно опустошительной, в материальном и духовном смысле, была для Подолья с Брацлавщиной последняя четверть XVII века — время двадцати семилетнего господства здесь турок — ( 1672-1699 гг. ), которая у многих историков получила достойное название – «Руина». В завершение эпохи " Руины " почти все монастыри Подолии и Брацлавщины прекратили свое существование. Следующим этапом Церковной истории на котором появляются новые защитники и исповедники православной веры на Подолье, можно назвать борьбу Православия и Унии на протяжении XVII-XVIII вв. В тот же период истории, а именно с 1762 по 1801 в Подолии , вполне официально, существовал — православный Св. Георгиевский Греческий монастырь находившийся в г. Могилеве-Подольском. В конце XVIII века, в период царствования императрицы Екатерины совершилось воссоединение Подолья, Брацлавщины и Волыни с единоверной и единокровной Россией. С этого времени на Подолье началось возрождение православной церковной жизни. После присоединения Правобережья к России, 13 апреля 1793 г. на территории Минской, Изяславской и Брацлавской губерний была создана новая епархия. 15 мая того же года ее возглавил архиепископ Виктор (Садковский). Вследствие того, что только в одной Брацлавской губернии в 1795 году было тысяча четыреста сорок две церкви, императрица Екатерина II распорядилась основать на Подолье самостоятельную епархию с названием " Брацлавская i Подольская " . Тогда же епископом Брацлавским и Подольским был назначен архимандрит ставропигиального Донского монастыря Иоанникий ( Никифорович-Полонский). Сначала резиденцией нового епископа был г. Шаргород, а со временем - Каменец-Подольский. Владыка основал консисторию и создал 13 духовных правлений. Среди прочих было основано и винницкое, которому были подчинены 143 православных храма. После создания духовных правлений епископ Иоанникий, для удобства в управлении епархией, решил разделить ее на благочиннические округа и ввести особую духовную должность - благочинных, которые должны были осуществлять непосредственное руководство подчиненным духовенством.

http://azbyka.ru/palomnik/Винницкая_обла...

Но в 1798 году он обратился к св. синоду с ходатайством поставить и Житомирскую семинарию в ряд всех других епархиальных семинарий получавших на своё содержание по 3,000 рублей 2599 . Преосвященный Варлаам имел все права на своё ходатайство: его епархия заключала в себе в это время 1,076 церквей 2600 , а в семинарии, имевшей уже и класс философии 2601 , училось 257 человек 2602 . Однако, св. синод не нашёл возможным удовлетворить ходатайство преосвященного Варлаама и остановился на том, чтобы преосвященные Минский и Житомирский вошли между собой в соглашение или сосредоточить всех учащихся в обеих семинариях в одной Минской, или же, в виду гораздо большего чем в Минской количества учеников Волынской семинарии, «завесть в городе Остроге особое для преподавания одних точию нязших классов училище, с отделением на оное части из 3000 рублей, положенных на минскую семинарию» 2603 . Преосвященные, «сделав сношение между собою», остановились на следующем: «Как число свяшенноцерковнослужительских детей житомирской епархии не мало, а в минскую семинарию за отдаленностью места доставлять оных для отцев оных неудобно, для недостаточных же из них, каковых большая часть найдется, и вовсе невозможно, то и нужно для них учредить училище в сей епархии. Но если в оном будут одни только низшие классы, а ученики в свое время должны будут поступать и в высшие, то для них и для отцов их новыя тогда откроются неудобства, ибо и семинария минская все будет далека, Киевская же академия и Брацлавская семинария, хотя несколько и поближе, но так в оных училищах ученики Житомирской епархии будут считаться посторонними, то и нельзя ожидать, чтобы о успехах их тамошние учители и их начальники могли иметь надлежащее попечение. По сим обстоятельствам нужным почитается учредить в Житомирской епархии полную семинарию, которую можно будет содержать третьей частию той суммы, которая положена на Минскую семинарию» 2604 . Это – мнение преосвященного Варлаама, с которым безусловно согласился и преосвященный Иов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Таков был результат печально сложившейся судьбы полуторавековой жизни западнорусской церкви и митрополии, после отделения от неё неподкупно верной православию Москвы. Она разделилась сама в себе. И замечательно, что вполне православной осталась та часть её, которая больше страдала под гнетом польского католичества. Она находилась в пределах Польши и некогда составляла отдельную Галицкую митрополию, обнимавшую преимущественно две – Галицкую и Перемышльскую епархии, а с прибавлением малоизвестной Червенской – три епархии 931 . Как мог и насколько успел измениться территориальный состав Галицкой и Перемышльской епархий к началу унии обстоятельных данных не встречается. Несомненно, что область старинной Червенской епархии с г. Червоноградом близ Каменца по титулу галицко-львовского епископа вошла в его епархию, составленную, как известно, из округов Галицкого, Львовского, Каменецкого, Снятинского и Трембовльского 932 . Обширная Перемышльская епархия лежала к западу от земель в верхних бассейнах рр. Сана и Днестра 933 . Такие соображения подтверждаются заметкой Д. И. Зубрицкого, что «с 1414 года до 1539 г. Галицкая Русь оставалась без верховного пастыря душ. От истоков Днестра и гор Карпатских, в земле Галицкой, Львовской, Жидячевской, Бужской, Трембовльской, на Покутье, в воеводствах Подольском и Брацлавском до самых границ Киевского княжества не было епископа, ибо власть перемышльского епископа простиралась только на земли, Саноцкую, часть Любачевской и Русь Завислоцкую до Кракова, а митрополиты киевские, скитавшиеся по Литве, посещая то Киев, то Вильну, то Смоленск, то Новгородок, нужно прибавить, то Минск, хотя и пользовались титулом галицкого и всея России, но не имели возможности заниматься русской паствой, присоединенной к Польше» 934 . Этим скитальцам по Литовско-Польскому и Русскому государству, подчинившимся в конце концов папе, при обширности собственной чрезполосной епархии было не до Галиции, где они имели наместников, больше подчиненных латинскому арцибискупу. Митрополитам принадлежали очень отдаленные друг от друга города Киев и Вильна. Другие города и местечки митрополичей епархии стояли ближе к Вильне и кафедральному городу Новгородку, таковы – Слуцк, Гродна, Минск, Слоним, Троки, Жировицы, недалеко от Слонима, Соломеречье, Сурдеги, ныне Ковенской губерн., и др. 935 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В 1896 г. в Подольской епархии почиталось значительное число чудотворных икон: 7 икон - в Каменец-Подольском у., 13 - в Балтском, 10 - в Брацлавском, 14 - в Винницком, 7 - в Гайсинском, 10 - в Летичевском, 16 - в Литинском, 13 - в Могилёвском, 8 - в Ольгопольском, 14 - в Проскуровском, 16 - в Ушицком, 6 икон - в Ямпольском у. Наиболее почитаемыми были Барская икона Божией Матери (почитание подтверждено в 1756 униат. еп. Леоном Шептицким), Коржовецкая, Браиловская Почаевская , Браиловская Ченстоховская , Рожецкая, Бершадская иконы Божией Матери и др. В границах совр. К.-П. и Г. е. известны чтимые образы св. Иоанна Предтечи и свт. Николая Чудотворца в Каменце, чудотворная икона Распятия Спасителя в с. Голосков (была признана чудотворной униат. епископами в 1768 и 1789), икона Божией Матери в с. Криничаны (происходит из упраздненной церкви в Смотриче), икона Спасителя, трижды посеченная турками в 1676 г., в Георгиевской ц. в Сатанове, чудотворный список Почаевской иконы Божией Матери в Преображенской ц. мест. Черноостров (Чёрный Остров) (из упраздненного Черноостровского монастыря), образ свт. Николая в Польном Олексинце (ныне Польный Алексинец) (известен с XVIII в.), икона Божией Матери 1634 г. из с. Глядки. В приходской церкви в Бакоте особым почитанием пользовалась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», найденная в 1889-1891 гг. В Крестовоздвиженской ц. в с. Малиевцы хранились иконы св. Иоанна Крестителя и прп. Онуфрия из упраздненного Малиевецкого мон-ря. В с. Студеница почиталась икона Божией Матери из бывш. Студеницкого Успенского монастыря. Известны также образы Успения Богоматери из Грановского мон-ря, свт. Николая в Никольской ц. в с. Голодьки Литинского у. (почитался с 1705 как чудотворный в бывш. Голодьковском монастыре), иконы Богоматери из Никольской ц. в г. Тыврове (признана чудотворной в 1742), Успения Богоматери из Успенской ц. в г. Бар, иконы Богоматери из с. Дьяковцы Литинского у. (известна с 1738), свт. Николая из с. Копиевка Брацлавского у. (признана чудотворной в 1789), образ свт. Николая из с. Стена Ямпольского у. В Георгиевской ц. в Могилёве-Подольском, к-рая до 1793 г. была греческой и подчинялась К-польскому Патриархату, до 1917 г. хранился большой мощевик с частицами мощей мн. святых.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

После неканонических «хиротоний» в киевском соборе Св. Софии самосвятских иерархов-автокефалистов «митрополита» Василия Липковского и «епископа» Нестора Шараевского съезд УАПЦ 24 окт. 1921 г. принял решение «хиротонисать» волынского свящ. Иоанна Теодоровича во «епископа Винницкого и Подольского». «Поставление» состоялось 26 окт. того же года. В период служения Теодоровича в Виннице к УАПЦ присоединились 5 из 6 городских храмов (в ведении канонической Церкви остался кафедральный собор). Кафедрой Теодоровича стал винницкий Казанский собор (ранее губ. укр. церковный совет постановил украинизировать Казанский собор и кладбищенскую церковь и изгнал из храмов духовенство РПЦ). Теодорович совершал «миссионерские поездки» по сельским районам, проводил диспуты с правосл. клириками, в ходе к-рых убеждал слушателей в том, что советская власть поддерживает УАПЦ. После диспутов нередко происходили захваты храмов автокефалистами при поддержке местных властей. В нач. 1922 г., после визита Теодоровича в Каменец-Подольский и его встреч с представителями Подольского губисполкома, к УАПЦ примкнули профессора Каменецкого ун-та И. Оксиюк, С. Гаевский, Васильковский, а также прот. Евфимий Сецинский и др. В украинизации приходов в селах Винницкого у. Пятничаны, Павловка, Мизяковские Хутора и др. участвовали сельские исполкомы, комитеты бедноты и др. советские структуры. При Теодоровиче УАПЦ имела на территории бывш. Подольской губ. наибольшее количество общин. В 1921-1922 гг. в юрисдикцию УАПЦ перешли 25 приходов в Винницком у. (22% от общего количества приходов), 23 прихода в Брацлавском у. (20% от общего количества приходов). В 1921-1923 гг. количество приходов Подольской епархии УАПЦ возросло почти до 170 (было 18). По рекомендации Теодоровича как «главного губернского епископа Подолии» были совершены «хиротонии» клириков Винницко-Подольской епархии УАПЦ в «окружных епископов»: «Гайсинского и Балтского епископа» Николая Борецкого (февр. 1922), «Каменецкого и Ушицкого епископа» Иосифа Оксиюка (июнь 1922), «Могилёв-Подольского епископа» Николая Карабиневича (апр. 1923), «Проскуровского епископа» Максима Задворняка (июнь 1923). Эти кафедры УАПЦ вскоре стали самостоятельными.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

клирики-униаты, заподозренные в нелояльности. На Волыни 4 униат. священника были казнены по обвинению в подготовке бунта, десятки священнослужителей арестованы. В Подолье были арестованы униатские священники Стопневич (с. Збрыж), Павел Котельский (мест. Лянцкорунь), Онуфрий Горецкий (с. Монастырок), Иоанн Прокопович (с. Карабчиевка), Иосиф Махневич (с. Карповцы), Иоанн Кобрицкий (с. Шумовцы). В пограничной с Россией полосе Брацлавского воеводства власти выявили 3 правосл. иереев: настоятеля церкви в мест. Чечельник прот. Луку Романовского, свящ. Павла Зволинского (с. Юрковка) и свящ. Петра (с. Богачовка). Эти священнослужители согласились принести присягу на верность польск. властям. 26 монахов правосл. бершадского Преображенского мон-ря отказались это сделать, за что были выдворены из Речи Посполитой, а обитель подверглась разорению. В кон. 1789 г. по обвинению в подготовке бунта были арестованы правосл. священники из мест. Литин Петр и Симеон Коропачинские и свящ. Иоанн Делимерко из Рашкова. По-видимому, судебный процесс являлся формой принуждения к унии. Подтверждением этого предположения является судебное дело против православного священнослужителя, возбужденное в мае 1789 г. Дворянин В. Прилуский сообщил в Брацлавскую чрезвычайную комиссию по порядку со ссылкой на донос униат. священника о том, что правосл. свящ. Василий из с. Купчинцы-Дашевские подстрекает крестьян к бунту. Комиссия начала дело против священника, закончившееся тем, что свящ. Василий вынужден был принять унию. Прилуский известил об этом комиссию 18 мая 1789 г., отметив, что теперь никаких подозрений в адрес свящ. Василия нет. Униат. Львовский и Каменецкий еп. Белянский поддержал действия Подольской чрезвычайной комиссии по порядку и с этой целью приезжал в Каменец. 7 июня 1789 г. в Каменце прошло собрание униат. депутатов и «деканов из-за границы» для разработки устава епархии. Устав («конституция Каменецкого собора») запретил униат. духовенству иметь контакты с зарубежными клириками, выдвинул требование полной лояльности к властям.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Фома Коропачинский), Грановская (прот. Иоанн Строцкий, служил в Корсуне), Кальницкая (прот. Григорий Линевич), Брацлавская (прот. Василий Мокрицкий), Рашковская (прот. Петр Стефанович), Чечельницко-Ольгопольская (прот. Лука Романовский, служил в Смеле) - и 2 мон-ря: бершадский Преображенский мужской и немировский Успенский женский, основанный в 1783 г. гр. Потоцким. В апр. 1789 г. еп. Виктор был обвинен в связях с Россией и арестован (освобожден в 1792). Его обязанности по управлению приходами в 1789-1792 гг. исполнял архим. Матронинского монастыря Иринарх (Баландовский), назначенный «председателем Брацлавско-Житомирской греко-ориентальной консистории», которая находилась в Богуславе. В указанный период резко сократилось число правосл. приходов в Подолье. К нач. 1791 г. на Брацлавщине легально существовали 3 протопопии: Рашковская (13 приходов), Чечельницко-Ольгопольская (3 прихода) и Уманская (1 приход); мн. храмы были бесприходными и не имели священников. Польск. гос. комиссия, рассмотревшая положение правосл. («схизматической») Церкви в Речи Посполитой, сделала вывод о том, что существование Церкви, имеющей центр за пределами Польши (в России), не соответствует интересам Польского гос-ва, и предложила создать автономную «схизматическую» Церковь для окормления польск. подданных. С этим планом польск. власти ознакомили К-польского патриарха, его одобрившего. В 1791 г. в Пинске прошла «генеральная конгрегация» правосл. Церкви Польши, Литвы и Белоруссии, провозгласившая создание автономной Польской Церкви в юрисдикции К-польского Патриархата, решение конгрегации было утверждено королем. Акты конгрегации подписали в т. ч. делегат от Брацлавского воеводства прот. Лука Романовский, уполномоченный от Смелянской, Чечельницкой и Рашковской протопопий, и его помощник свящ. Феодор Атаназевич из мест. Круты. Данный проект не был осуществлен из-за последовавших вскоре 2-го и 3-го разделов Речи Посполитой. Вслед. ужесточения национальной политики польск. властей в 1789-1790 гг. были репрессированы мн.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

столицу православных делегатов Правобережной Украины (Иоанна Строцкого и Иакова Зеленкевича в 1778, Луки Романовского и Стефана Левандовского в 1779). В 1779 г. грановский протопоп Иоанн Строцкий в письме Переяславскому еп. Илариону указывал, что в нек-рых правосл. протопопиях осталось по 2-3 прихода, а в Чечельницкой, Винницкой, Животовской, Красненской и Уманской протопопиях почти все приходы вернулись в унию. В 1775 г. шляхтич В. Потоцкий запечатал правосл. храмы Немировской протопопии, принуждая священников и мирян принять унию, к 1780 г. все храмы протопопии являлись униатскими. К нач. 80-х гг. XVIII в. остались без приходов правосл. протопопы винницкий Илия Голоскевич, брацлавский Василий Мокрицкий, немировский Иоаким Билинский, комаргородский Василий Буцень-Наливайко, грановский Иоанн Строцкий и чечельницкий Лука Романовский. Продолжали существовать отдаленные от центра Грановская, Кальницкая, Рашковская, Чечельницкая и Шаргородская правосл. протопопии. Массовых гонений на православных не было только в имениях киевского воеводы кн. А. Любомирского, владевшего с 1776 г. юж. частью Брацлавщины вдоль Днестра (ныне юж. часть Винницкой обл. и Сев. Приднестровье). Там даже увеличилось число правосл. приходов: в 1780 г. был построен правосл. Троицкий храм в г. Рашкове, возводились храмы в городах Круты и Ямполь, в ряде сел. В 1775 г. униат. Церковь покинули священник мест. Рыбница Рашковской протопопии Михаил Перетяткович и свящ. Иоанн Делимарко из Рашкова, тогда же в Православие перешли униат. приходы в местечке Янов и с. Гуща Чечельницкой протопопии (без священников). Однако уже в кон. 70-х гг. наметился перелом в пользу униатов, которые захватили также ряд приходов в соседних поветах Киевского воеводства (Каневском, Тетиевском, Смелянском, Богуславском). В нач. 80-х гг. в Рашкове униат. митр. Ясон Смогоржевский при помощи поляков отнял у православных церковь, что привело к массовым волнениям среди прихожан. Церковь вмц. Параскевы Пятницы в Могилёве-Подольском Винницкой обл.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010