В кон. XIII в. в Каменце поселилась арм. колония, вскоре ставшая одной из крупнейших на восточнослав. землях. В 1-й пол. XVI в. в Каменце имелось 5 арм. храмов, в т. ч. кафедральный собор Благовещения Пресв. Богородицы, построенный в 1522 г. В 1566 г. собор являлся кафедрой еп. Григора Варакиеля - главы Каменецкой епархии, входившей во Львовскую армяно-григорианскую архиепископию. В 1634 г. архиепископия приняла унию с Римом, в 1666 г. Львовский армяно-католич. еп. Николай Торосович захватил все арм. храмы Каменца. В 1683-1686 гг. в противовес армяно-католикам существовала Каменецкая армяно-григорианская епархия, к-рую возглавлял Иоанн Бернатович, под давлением католиков покинувший кафедру. В 2005 г. в Каменце-Подольском была возрождена община армяно-григорианской Церкви, установлен крест на месте, где стоял разрушенный в 30-х гг. XX в. арм. Николаевский собор. В 2006 г. расположенная рядом с руинами собора арм. часовня-колокольня была передана в собственность армяно-григорианской Украинской епархии, к-рая в связи с малочисленностью местной арм. общины в 2009 г. сдала храм в аренду Хмельницкой епархии УПЦ КП. Католическая Церковь в Подолье Ок. 1375 г. была основана отделившаяся от Краковской архиепархии католич. Каменецкая епархия, первоначально включавшая Петропавловский кафедральный собор, доминиканский и францисканский монастыри в Каменце, доминиканские мон-ри в Червонограде и Смотриче (последний основан в 1375, являлся древнейшим католич. мон-рем в регионе). С кон. XIV в. епархия входила в католич. Галицкую митрополию. В 1607 г. в римско-католич. Каменец-Подольской епархии насчитывалось 30 приходов, к 1632 г. их количество увеличилось до 45. Между 1610 и 1618 гг. генерал подольский и староста брацлавский В. А. Калиновский основал в Виннице отд-ние ордена иезуитов. В мае 1648 г. отряды Б. Хмельницкого и М. Кривоноса, взявшие Каменецкую крепость, разорили ряд католич. мон-рей в крае. Католич. учреждения юж. Подолья особенно пострадали в период тур. оккупации в 1672-1699 гг.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИННИЦКАЯ И БАРСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор в честь Преображения Господня в Виннице. 1758 г., перестроен в 1830-1866, 1894-1895, 90-х гг. XX в. Кафедральный собор в честь Преображения Господня в Виннице. 1758 г., перестроен в 1830-1866, 1894-1895, 90-х гг. XX в. УПЦ (Украина), учреждена в 1933 г. преобразованием из Винницкого викариатства Украинской Православной Церкви учреждена 7 сент. 1933 г. с названием Винницкая и Подольская в результате преобразования Винницкого викариатства Подольской и Брацлавской епархии (см. ст. Каменец-Подольская и Городокская епархия ), с 23 мая 1944 г. носила название Винницкая и Каменец-Подольская, с 1945 г. – Винницкая и Брацлавская, с 4 окт. 1994 г., после выделения из нее Тульчинской и Брацлавской епархии, именовалась Винницкая и Могилёв-Подольская, с 5 янв. 2013 г. в связи с образованием Могилёв-Подольской епархии стала именоваться Винницкая и Барская. Объединяет приходы на территории городов Винницы и Бара, а также Барского, Винницкого, Жмеринского, Калиновского, Казатинского, Литинского и Хмельницкого районов Винницкой области. Центр – город Винница, кафедральный собор (временно) – храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, статус второго кафедрального собора имеет винницкий храм в честь святителя Николая, кафедральным также является собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Баре. Правящий архиерей – архиепископ Варсонофий (Столяр ; с 17 дек. 2018, с 17 авг. 2019 в сане митрополита). Епархия разделена на 9 благочиний: 1-е Винницкое городское, 2-е Винницкое городское, Барское, Винницкое районное, Жмеринское, Калиновское, Казатинское, Литинское и Хмельницкое. На окт. 2019 г. в епархии насчитывается 265 приходов и 3 монастыря (2 женских и 1 мужской), в клире епархии состоят 221 священнослужителей (208 священника и 13 диаконов). При епархиальном управлении работают отделы религиозного образования и катехизации, социального служения, по работе с молодежью, по правам семьи, войсковой, методический, юридический, паломнический и пресс-служба. Официальный сайт епархии: http://eparhia.vinnica.ua.

http://pravenc.ru/text/158694.html

В Киевской области западная граница епархии митрополита доходила, как мы сказали, до р. Случи, захватывая Житомир и Житомирский повет. Что же касается собственно юго-западных пределов митрополичьей епархии, то они не совпадали с пределами Киевской области и не всегда были одинаковы. Особенно далеко были отодвинуты юго-западные границы епархии в XV и первой половине XVI в. Около 1414 г. была закрыта Галицкая кафедра 230 , и обширная Галицкая епархия, обнимавшая земли Галицкую, Львовскую, Жидичевскую, Теребовльскую, Покутье и всю Подолию, – вошла в состав митрополичьей епархии. Церковными делами Галицкой епархии с этого времени управляли наместники Киевского митрополита. Эти наместники находились в разных поветах Галицкой земли. В самом Галиче также жил митрополичий наместник, который заведывал собственно округом Галича, а также находившимся в Галиче митрополитанским монастырем с принадлежавшими ему имениями. Но власть митрополита в Галицкой епархии была не сильна. В начале XVI в. даже своих наместников он поставлял не сам, а их набирали и ставили местные городские старосты, ограничиваясь только испрашиванием согласия на это митрополита. А в 1509 г. право назначать наместников в Галиции, с разрешения короля, перешло даже к львовскому латинскому архиепископу 231 . Этим, в существе дела, Галицкая епархия отнималась из власти митрополита. В знаменование же духовной власти митрополитов над Галицкой епархией Сигизмунд дозволил Иосифу Солтану и его преемникам носить титул митрополитов Киевских и. Галицких 232 . Отсутствие в Галиче епископа имело много неудобств, так как по всем духовным нуждам Галичанам, вследствие этого, приходилось обращаться в Молдавию и в другие отдаленные места. В виду этого в Галиции издавна была мысль о восстановлении своей кафедры. В 1539 г, эта мысль осуществилась. В этом году для Галиции и Подолии был поставлен самостоятельный епископ, бывший прежде митрополичий наместник Макарий Тучапский 233 . Галицкая епархия была восстановлена в качестве викариатства или наместничества Киевской митрополии. Макарий Тучапский на соборе в Новогрудке за себя и своих преемников дал обещание свято исполнять порученную ему должность, править Галицкой епархией по благословению и наставлению своего митрополита, никогда не считать ее своею собственностью, не посягать на отделение ее от Киевской кафедры, отдавать половину доходов Киевскому митрополиту и самые даже антиминсы подписывать от его имени 234 . Тем не менее, с 1539 г. Галицкая епархия не принадлежала уже к области епархии Киевской. За митрополитами оставалась после этого только небольшая часть прежней Галицкой епархии, – именно восточная часть Подолии, обнимавшая поветы Брацлавский и Винницкий 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Переяславская протопопия и др. протопопии левобережной Киевщины остались в Киевской епархии. Викариатство начало действовать в кон. 1786 г., когда был получен привилей короля на открытие в Слуцке правосл. кафедры. При еп. Викторе были освящены храмы в Слуцке, Мозыре, Осовцах, заложена церковь в Копыле, открыт ряд женских и мужских монастырей. В Слуцке в 1785 г. возобновила свою деятельность консистория, начались занятия в ДС. Тем же указом императрицы от 27 марта 1785 г. была создана Новгород-Северская епархия (см. Новгород-Северская и Глуховская епархия ), которую возглавил бывший Переяславско-Бориспольский еп. Иларион (Кондратковский) . Архиерей перевел семинарию из Переяслава в Новгород-Северский. Сохранившееся в Переяславе училище стало «просеминарией» (были закрыты философский и богословский классы), зависимой от Киево-Могилянской академии (см. Киевская Духовная Академия ), которая ассигновала на ее содержание 50 р. ежегодно. 22 июля 1787 г. Киевский митр. Самуил (Миславский) издал указ духовенству Киевской епархии о посылке детей из священнических семей на учебу в Киевскую академию или в Переяславскую «просеминарию». В 1793 г. на территориях, присоединенных к России в результате 2-го раздела Речи Посполитой, была учреждена Минская епархия , выделенная из Переяславско-Бориспольской. Во главе новой епархии 13 апр. 1793 г. был поставлен Виктор (Садковский) с титулом «архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский» и с сохранением звания коадъютора Киевской митрополии. 14 авг. 1793 г. во епископа Переяславского был хиротонисан Димитрий (Устимович). Согласно имп. повелению от 16 окт. 1799 г. о приведении в соответствие епархиальных и губ. границ, Переяславская кафедра снова стала самостоятельной, 3-классной, с названием «Малороссийская и Переяславская», границы епархии совпадали с границами созданной в 1796 г. Малороссийской губ. В Переяславе была возобновлена ДС. В 1802 г. Переяслав вошел в состав новосозданной Полтавской губ. 17 дек. 1803 г. указом Синода Малороссийская епархия была преобразована в Переяславскую и Полтавскую (см.

http://pravenc.ru/text/2580016.html

Согласно актам Пинской конгрегации, протопопы, наместники и члены протопопских правлений должны были избираться при участии всех священников протопопий на деканальных конгрегациях, которые рекомендовано проводить раз в 4 года. С такой же периодичностью предписано проводить провинциальные конгрегации, т. е. окружные соборы духовенства ( [Лебединцев И.] Состояние Православной Церкви в Польше по взятии преосв. Виктора под арест в Варшаву//Киевские ЕВ. 1861. 12. С. 372-385; 14. С. 413-425). Особо регулировалась деятельность братств, учреждавшихся, по решениям Пинской конгрегации, при участии шляхты как при протопопиях, так и при отдельных приходах. Акты конгрегации подписали в т. ч. делегаты от Брацлавского воеводства: прот. Лука Романовский, уполномоченный от Смелянской, Чечельницкой и Рашковской протопопий, его помощник свящ. Феодор Атаназевич из мест. Круты. От Киевского воеводства акты подписали прот. Иоанн Крупа, уполномоченный от Каневской, Богуславской, Мошенской и Корсунской протопопий, а также протопоп Ольшанского окр. Иоанн Радзимовский, чигиринский протопоп Димитрий Кривицкий, черкасский протопоп Феодор Бетулинский, игум. Лебединского Георгиевского мон-ря Даниил (Натток-Михайловский). Генеральная и провинциальная консистории управляли правосл. Церковью в Речи Посполитой до нач. 1793 г. Проект создания Польской Православной Церкви не осуществился из-за освобождения в июле 1793 г. из заключения законного управляющего правосл. приходами на польск. землях еп. Виктора (Садковского), а также из-за последовавших вскоре 2-го и 3-го разделов Речи Посполитой. После упразднения в 1793 г. Переяславского коадъюторства на новоприсоединенных территориях было учреждено Минское коадъюторство К. е. Его консистория и кафедральный собор размещались в Слуцке, на кафедре остался еп. Виктор (Садковский), 13 апр. 1793 г. ему был присвоен титул «архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский» с сохранением звания коадъютора Киевской митрополии (Минское коадъюторство ошибочно называют самостоятельной епархией, оно являлось полусамостоятельным викариатством.) 12 апр. 1795 г. вместо Минского коадъюторства К. е. были учреждены самостоятельные Минская и Изяславская епархия во главе с еп. Виктором (Садковским) и Брацлавская и Подольская епархия. После этого события был упразднен ин-т заграничных приходов и монастырей К. е.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

6-7 июня 1943 г. состоялся Ковельский Собор Автономной УПЦ, участниками к-рого стали викарии Волынской епархии: Луцкий и Ковельский еп. Иов, Владимир-Волынский еп. Мануил и Ровенский еп. Феодор, а также жившие в Почаевской лавре заштатный Екатеринодарский еп. Никодим (Гонтаренко) и Каменец-Подольский и Брацлавский еп. Дамаскин (Малюта). Архиепископом Волынским и Подольским и священноархимандритом Почаевской лавры был избран Дамаскин (Малюта). В его ведение также перешли единичные приходы Луцкого окр. (Покровский кафедральный храм в Луцке, Рождество-Богородицкий храм в с. Полонка (ныне Луцкого р-на), Михайловский храм в местечке Рожище и др.). Еп. Иов был освобожден от управления Луцким вик-ством, стал епископом Кременецким и Дубенским с правами самостоятельного в своей области (Православная Русь. 1943. 7/8. С. 15). С этого времени единая Волынско-Житомирская митрополичья епархия с консисторией в Кременце, которую возглавлял митр. Алексий, перестала существовать. На ее территории помимо Кременецко-Дубенской образовалась Ровенская епархия, в состав которой кроме Ровенского и Острожского были включены Костопольский и Сарненский округа; управляющим Ровенской епархией стал бывший ранее викарным еп. Феодор. Владимир-Волынский, Ковельский и Любомльский округа образовали Владимир-Волынскую и Ковельскую епархию под рук. еп. Мануила. Последний погиб в сент. 1943 г. от рук бандеровцев, по всей видимости, из-за его ухода из УАПЦ. В результате Ковельского Собора положение в Автономной Церкви стабилизировалось, некоторые священники хотели вернуться в Автономную УПЦ из УАПЦ, но такие попытки жестоко пресекались националистами. Так, настоятель прихода в с. Подлесцы Кременецкого р-на свящ. Николай Радзеховский 12 июня 1943 г. покинул УАПЦ и присоединился к Автономной УПЦ, но уже 23 июня вернулся к автокефалистам из-за угроз в свой адрес. Весной 1943 г. бандеровцами были убиты сопротивлявшиеся автокефалистам свящ. Георгий Иваницкий из с. Пелча (ныне Дубенского р-на), свящ. Мелетий Рыжковский и диак.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

и перевода существовавших епархий на штаты процесс учреждения новых епархий несколько ускорился. Рост числа епархий за два столетия иллюстрирует следующая таблица: 1700 г. – 22 епархии 1764 – 29 (из них 3 малороссийских[ ] ) 1799 – 36 1825 – 40 (из них 4 в составе Грузинского экзархата) 1855 – 55 1900 – 65 (из них 1 на территории США) 1917 – 68 После ссылки епископа Игнатия в 1700 г. Петр I повелел передать Тамбовскую епархию в ведение Рязанского епископа, а в следующем году подчинил ее управлению Синодальной области. В 1700 г. по распоряжению царя была основана епархия в только что завоеванном Азове, которая просуществовала всего год. Кроме того, в 1707 г. Петр повелел создать Иркутское викариатство при Тобольской епархии, а еще ранее, в 1700 г., викарий появился и в Переяславле, в качестве коадъютора Киевского митрополита 849 ; это последнее викариатство в 1731 г. было преобразовано в самостоятельную епархию. В том же году Холмогорская епархия была переименована в Архангельскую. Несколько новых кафедр открылось при императрице Елизавете, прежде всего – Петербургская (1742). В 1742 же году по предложению членов Святейшего Синода Амвросия Юшкевича и Арсения Мацеевича была восстановлена Московская епархия 850 . При Екатерине II по штатам 1764 г. все епархии были разделены на три степени 851 , причем к первой степени относились 3, ко второй – 8 и к третьей – 15 епархий. В составе Московской епархии штаты предусматривали создание Севского викариатства, которое, просуществовав до 17871788 г., стало затем самостоятельной епархией с центром в Орле. К 1764 г. в империи насчитывалось 29 епархий, включая сюда и три малороссийских (Киевскую, Черниговскую и Переяславль-Бориспольскую) 852 . При Екатерине II было основано еще 9 епархий. Разделы Польши привели к присоединению в 1772 г. Могилевской епархии, а в 1795 г. – Брацлавской, Подольской и Минской (последняя до 1799 г. представляла собой викариатство Киевской епархии) 853 . Дальнейшие преобразования системы епархий имели место при Павле I, так что в конце столетия в империи было уже 36 епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Для написания диссертации на ученую степень кандидата богословия Степан Рункевич избрал тему по истории Минской епархии. Согласно академическим правилам студенты на третьем курсе представляли избранные ими темы кандидатских сочинений в Совет академии на утверждение. Рункевич сформулировал название своей работы как: «История Минской епископии до учреждения Полоцкой епископии» 79 . Исследование должно было охватывать период существования Минской епархии от начала ее учреждения в 1793 году до 1833 года – восстановления Полоцкой кафедры. Минская епархия в своем историческом развитии представляла много особенностей в сравнении с другими епархиями. Учрежденная именным указом императрицы Екатерины II 13 апреля 1793 года для областей, присоединенных к России по второму разделу Речи Посполитой, Минская епархия вскоре включила в себя и другие обширные территории, отошедшие к России по третьему, окончательному разделу Речи Посполитой. Так Минская епархия оказалась самой большой по размерам из всех епархий, когда-либо существовавших в России. Воссоединение с Православной Церковью полутора миллиона западнорусских униатов, происшедшее в 1794–1795 годах, сделало епархию еще большей и по числу приходов и по числу прихожан. Уже в 1795 году возникла необходимость выделить из Минской епархии одну епархию самостоятельную – Брацлавскую (впоследствии Подольскую) и одну викарную – Житомирскую (Волынскую), которая в 1799 году также стала самостоятельной. А в 1833 году с восстановлением Полоцкой кафедры от Минской епархии была отделена, в состав вновь учрежденной, Виленская губерния. Вот именно этот исторический отрезок времени и положил Рункевич в основу своего исследования. Период этот был еще совсем мало изучен, а между тем по своей оживленности и насыщенности историческими событиями представлялся весьма интересным и важным для истории Русской Церкви. М.О. Коялович как научный руководитель одобрил решение своего воспитанника. Он высказал пожелание о более тщательной и широкой разработке этой темы в дальнейшем, выразив готовность оказывать со своей стороны внимание и помощь. Заявленная тема была утверждена Советом академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, учреждена в февр. 1839 г. с наименованием Литовская, включала территории Виленской и Гродненской губерний Российской империи. С 6 апр. 1840 г. Литовская и Виленская, с 13 апр. 1945 г. Виленская и Литовская. Совр. территория - в границах Республики Литвы . Кафедральный город - Вильнюс (до 1795 - Вильно, затем - Вильна, с 1920 вновь Вильно, с 1939 - Вильнюс). Кафедральный собор - в честь Успения Пресв. Богородицы (Пречистенский). Правящий архиерей - архиеп. Виленский и Литовский Иннокентий (Васильев ; на кафедре с 24 дек. 2010). Епархия разделена на 4 благочиннических округа: Вильнюсский (города Вильнюс и Друскининкай, р-ны Вильнюсский, Тракайский, Шальчининкский), Каунасский (города Каунас и Шяуляй, р-ны Йонавский, Кедайнский, Кяльмеский, Расейнский, Укмяргский), Клайпедский (города Клайпеда и Паланга, р-ны Клайпедский, Акмянский, Мажейкский, Таурагский, Тяльшяйский) и Висагинский (города Висагинас и Панявежис, р-ны Аникщяйский, Биржайский, Зарасайский, Молетский, Панявежский, Пасвальский, Рокишкский, Утянский, Швянчёнский). К 1 янв. 2004 г. в В. е. действовали 50 приходов, 2 мон-ря (муж. и жен.). В клире епархии состояли 43 священника и 10 диаконов. Учреждение епархии Собор в честь Успения Пресв. Богородицы (Пречистенский) в Вильне. Фотография. Нач. XX в.(ГИМ) Собор в честь Успения Пресв. Богородицы (Пречистенский) в Вильне. Фотография. Нач. XX в.(ГИМ) После заключения в 1596 г. Брестской унии большинство православных, живших на литов. землях и являвшихся польск. подданными, были обращены в униатство . В результате 3-го раздела Польши (1795) литов. земли, включая Вильно, вошли в состав Российского гос-ва, на них были созданы Виленская и Слонимская губернии, объединенные в 1797 г. в одну. Указами 9 сент. 1801 г., 1 янв. и 28 авг. 1802 г. обе эти губернии были восстановлены с названиями Литовская Виленская и Литовская Гродненская, позднее переименованные в Виленскую и Гродненскую. В 1793 г. немногочисленная правосл. община Литвы вошла в Минскую, Изяславскую и Брацлавскую епархию, к-рая была образована на территориях, присоединенных к России по 2-му разделу Польши (1793); с 16 окт. 1799 г. Минский архиеп. Иов (Потёмкин) стал именоваться Минским и Литовским. В 1833 г. была воссоздана правосл. Полоцкая и Витебская епархия, включившая в себя территорию Виленской губ.

http://pravenc.ru/text/158622.html

Ок. 1375 г. была основана католич. Каменецкая епархия. Появление католич. кафедры в Подолье во многом было вызвано активным насаждением здесь католицизма отдельными литов. правителями и недостаточным попечением правосл. архиереев о Галицкой епархии: в 1347-1371 гг. Галицкая епархия находилась под управлением Киевского митрополита, жившего в Сев.-Вост. Руси. В 1371 г. Галицкая митрополия была восстановлена, Подолье в нее не вошло и осталось под управлением Киевских митрополитов; на рубеже XIV и XV вв. правосл. Галицкая митрополия была уничтожена, до 1540 г. здесь не было правосл. епископа. Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла в Каменце-Подольском. 1580, 1834 гг. Фотография. 2008 г. Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла в Каменце-Подольском. 1580, 1834 гг. Фотография. 2008 г. В 1402 г. по итогам Виленско-Радомской унии Польши и Литвы Подольское княжество было упразднено, его территория передана Польскому королевству. В 1411 г. Подолье вернулось в состав Великого княжества Литовского, окончательно закрепилось за Литвой в 30-х гг. XV в. По перемирию между Польшей и Литвой, заключенному в 1431 г., Литве отошло почти все вост. Подолье, за Польшей осталась небольшая юго-зап. его часть с городами Каменец, Смотрич, Бакота, Скала, Червоноград, Ольчедаев и Ялтушков. В 1434 г. кор. Казимир IV Ягеллончик учредил здесь Подольское воеводство с центром в Каменце в составе Каменецкого, Летичевского и Червоноградского поветов. Вост. Подолье в составе Литовского княжества (в польск. лит-ре называется «украинным Подольем», «Украйной») состояло из Брацлавского, Винницкого, Соколецкого, Барского, Хмельницкого, Литинского староств, к-рые с 1-й пол. XV в. входили в Киевскую землю. В 1500 г. кн. Константин Иванович Острожский имел титул «наместник брацлавский, винницкий и звиногродский». В 1569 г. по условиям Люблинской унии при объединении Литвы и Польши в Речь Посполиту вост. Подолье (Брацлавское воеводство) стало частью Короны Польской. В привилей от 26 мая 1569 г. о присоединении литовского Подолья к Польше было внесено отдельным пунктом обеспечение жителям Брацлавского воеводства свободы исповедания веры и употребления рус.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010