Несомненно, что в 1799 году дело осложнилось тем, что сам Синод решил заодно с общим упорядочением епархиальных территорий открыть несколько новых епархий в губерниях, остававшихся без особых епархий. Чтобы новые архиерейские кафедры не оказались смежными с старыми, в Св. Синоде навели справки о расстоянии уездных городов от губернских городов, где предполагались новые кафедры, и губернских городов от старых ближайших кафедральных городов, например, Перми от Тобольска и Вятки, Саратова и Пензы от Астрахани, Симбирска и Оренбурга от Казани и т. д. 1167 После долгого рассмотрения и обсуждения «всех открывшихся обстоятельств, уважая обширность каждой епархии и соображая расстояния и смежность их, также число в них церквей и саму надобность в перемене некоторых из прежних и в учреждении новых епархий, Св. Синод в своем докладе от 27 сентября, утвержденном 16 октября 1799 года, постановил: 1168 I. Епархиям I класса: Киевской, Новгородской, С.-Петербургской, тогда же отделенной от Новгородской, вероятно, вследствие нерасположения Императора Павла I к м. Гавриилу (Петрову), II класса: Ростовской, Псковской, Иверской, Новороссийской, Белорусской, Минской и Брацлавской, III класса: Смоленской, Суздальской, Вологодской, Архангельской, Иркутской, Костромской и Орловской – так как в ведомстве их состояли церкви, большей частью, из одних губерний тех же наименований (кроме Ростовской и Суздальской) остаться на прежнем основании, переменить только названия некоторых епархий сообразно с названием губерний, в которых они состояли. II. Епархиям I кл. – Московской, II кл. – Астраханской, Тобольской, Рязанской, III кл. – Нижегородской, Белгородской, Вятской, Воронежской и Тамбовской, церкви которых находились в разных губерниях, решено быть в пределах тех губерний, где находились епископские кафедры. Только в Воронежской епархии, по-прежнему, кроме церквей Воронежской губернии, оставлены церкви Войска Донского. III. Второклассная Казанская епархия, состоявшая из разных губерний, должна была заключать в себе только Казанскую губернию и смежную с ней Симбирскую. По-прежнему, в ведении казанского архиепископа оставлены церкви Уральского Войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Церкви ослабли. 14-21 мая 1794 г. в Радомысле под рук. митр. Феодосия Ростоцкого прошел собор, на к-ром обсуждались новые условия существования униат. Церкви. Не позднее осени 1794 г., вероятно, из-за массового перехода униат. храмов Киевщины в Православие Ростоцкий уехал из Радомысля и поселился в Вильно. Вильно был центром Виленского официалата с митрополичьей консисторией во главе с митрополичьим наместником (в 1795-1798 наместником являлся Иоанн Гачевский, настоятель кафедрального Успенского собора). Кроме Вильно Ростоцкий служил в Минске и Новогрудке, где также имелись митрополичьи кафедральные соборы. На белорусско-литов. землях уния был гораздо глубже укоренена, чем на Киевщине и Брацлавщине. Это особенно видно по состоянию монашеской жизни. К 1793 г. униат. Церковь имела не менее 44 обителей в Новогрудском, Минском, Виленском и Трокском (в 1793-1795 Гродненском) воеводствах. В Виленском воеводстве действовали униат. мон-ри: виленский Троицкий, Трокский, Поставский, Глушновский, Березвечский, Сутковский, Борунский, Касутский, Красноборский, Браславский, Крожский, Гельяновский или Козачизненский; на Гродненщине (бывш. Брестское воеводство): гродненский Богородичный, Коложский, Дрогичинский, Супрасльский, в мест. Игумен (ныне Червень Минской обл.), Ятвеский, Рожанский, Кузницкий; в Новогрудском воеводстве: Новоградский, Лавришевский, Жировицкий, Бытенский, Фуровицкий, Даревский, Вольненский, Мирский, Циперский, Лысковский, Новодворский; в Минском воеводстве: минский Свято-Духов, Полонковский, Суховицкий, Логойский, Ляданский, Казимировский, Новосверженский, Раковский, Рогачёвский, Брагинский, Селецкий, Любавичский, Толочинский. Всего 7 униат. мон-рей действовали в Киевском воеводстве (Любарский, Овручский, Тригорский, Белиловский, Каневский, Маньковский, Лысянский), 3 - в Брацлавском воеводстве (Уманский, Грановский, Шаргородский) и 3 мон-ря имелось в Подольском воеводстве (Барский, Малиевецкий, Каменец-Подольский). В 1772 г. к К. е. присоединились 3 мон-ря в Полоцком воеводстве, до 1-го раздела Польши входившие в Полоцкую епархию, оставшиеся в Речи Посполитой после включения большей части Полоцкого воеводства в состав России: Добригорский, Ушачский и Белоцерковский-Черейский.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Последние 3 мон-ря до 1774 г. снова стали униатскими с помощью польск. военных команд. Осенью 1771 г. подольские священники Симеон Маценко-Переровский (благочинный Аннопольского и Животовского округов) и Михаил Гуранда (благочинный Фастовского окр.) посетили С.-Петербург, где просили об оказании помощи православным в Речи Посполитой. Приняв их, имп. Екатерина II 7 нояб. 1771 г. издала рескрипт ген.-губернатору Малороссии гр. П. А. Румянцеву о покровительстве православным Киевщины и Подолии. Синодальным указом от 15 янв. 1772 г. Переяславскому еп. Иову (Базилевичу) было предписано ведать «находящимися в Польше греческого звания исповедниками в Киевском и Брацлавском воеводствах». Весной 1772 г. протопопы Симеон Маценко-Переровский и Михаил Гуранда направились в Яссы к находившемуся там гр. Румянцеву, чтобы ознакомить его с рескриптом императрицы. На обратном пути в Балте Михаил Гуранда был замучен поляками, закопавшими священника живым в землю. В 1771-1772 гг. с помощью военных команд из своих приходов были изгнаны правосл. протопопы: богуславский Стефан Левандовский, белоцерковский Василий Зражевский, каневский Иоанн Крупа. В сент. 1772 г. силой был возвращен в унию Лысянский Троицкий мон-рь, настоятель иером. Иаков (Крамаренко) с 2 монахами изгнан из обители. Поляки арестовали ряд правосл. клириков Киевщины, которых содержали в тюрьме в Корсуне. В марте 1772 г. всем рус. военным командам, находившимся в Подолии и на юге Киевщины, было дано распоряжение защищать правосл. приходы от посягательств униатов и римо-католиков. В 1772 г. еп. Иов (Базилевич) направил населению Брацлавщины увещевание, в к-ром призывал «заявлять себя православными». В 1772-1773 гг. произошел новый подъем движения из унии в Православие. В 1772 г. православными стали 23 деканата и ок. 1 тыс. приходов. Об этом сообщил униат. митрополит, хотя указанные цифры представляются завышенными, особенно учитывая тот факт, что мн. униат. клирики номинально объявляли себя православными и при первом же удобном случае возвращаясь в унию.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Ф.П.» 750 623 Из письма преосвящ. Алеутского митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 19 января (ст. ст.) 1904 г.: «На «тот свет» прибыл я 12 Января утром. Ехали благополучно, только первый день (3 Янв.) сильно качало в Немецком море» (Письма святителя Тихона. С. 163). «Радостно встретила епархия своего Святителя, прибывшего к берегам г. Нью-Йорка на пароходе Августа Виктория в понедельник 11–24 сего Января» (Благодарим Господа!//АПВ, 1904, т. VIII, 2, с. 121). Однако 11/24 января 1904 года пришлось на воскресенье, следовательно, понедельник – это 12 января (ст. ст.) 1904 г 624 Русский православный храм в Нью-Йорке стал именоваться собором согласно определению Свят. Синода от 12 декабря (ст. ст.) 1903 г. за 6031, о наименовании Николаевской в городе Нью-Йорке и Михаило-Архангельской в городе Ситхе церквей «соборами» (РГИА, ф. 796, оп. 209, год 1903, д. 2195, л. 263). Также см.: Официальный отдел//АПВ, 1904, т. VIII, 2, с. 40. Пашковский Ф. Н. К возведению Нью-Йоркской Свято-Николаевской церкви в звание «Собора»//АПВ, 1904, т. VIII, 3, с. 47–48. 625 «В понедельник, 15 сего декабря, имели счастие представляться Его Величеству Государю Императору: экзарх Грузии Алексий и епископ Алеутский Тихон» (ЦВ, 1903, 51/52, с. 399). 627 Прибытие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.– Американского в свою Епархию. С. 51–52. 628 Поучение, сказанное Его Преосвященством Преосвященнейшим Тихоном, Епископом Алеутским и Северо-Американским, в Нью-Йоркском Соборе 18 Января сего года, в первое воскресенье по возвращении из России//АПВ, 1904, т. VIII, 3, с. 42–44. 629 Бывший диакон домовой церкви Российской императорской миссии в Тегеране Леонтий Владышевский 14/27 ноября 1902 г. был рукоположен еп. Подольским и Брацлавским Христофором (Смирновым) во пресвитера к Кирилло-Мефодиевской церкви г. Хартсгорн Алеутской епархии, но т.к. в январе 1903 года настоятелем Хартсгорнского прихода назначили иером. Тихона (Ростовского), то Владышевский Л. А. был определен к Свято-Троицкой церкви Йонкерса.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В 1724 г. по благословению униат. Львовско-Каменецкого еп. Афанасия Шептицкого взамен Троицкого братства в Каменце было организовано Покровское братство, также было создано униат. братство при каменецкой Георгиевской ц. на Польских фольварках. Значительная часть духовенства Каменецкого и Гусятинского деканатов Львовско-Каменецкой епархии сопротивлялась переходу в унию, о чем в 1703 г. писал правосл. каменецкий декан Кирилл (Шумлянский) , жаловавшийся на вмешательство шляхты в церковные дела. Униаты не пользовались уважением польск. магнатов. В 1703 г. толпа шляхтичей напала на еп. Иосифа (Шумлянского) в его доме в Каменце. Впосл. римско-католич. духовенство Подолья неоднократно конфликтовало с униат. духовенством. В 1756 г. римско-католич. Каменецкий еп. Николай Дембовский говорил, что все униаты «либо открытые схизматики, либо подозреваются в схизме». Униатских священников наказывали за несоблюдение решений Замойского собора 1720 г., постановившего латинизировать униат. Церковь. Униат. священники зап. Подолья не принимали догмат о Filioque, отказывались признавать римско-католич. праздники Тела Христова, Сердца Иисуса и др. К нач. XVIII в. зап. Подолье полностью приняло унию. В вост. Подолье (на Брацлавщине) и в юж. Киевщине этот процесс активно шел на рубеже 10-х и 20-х гг. XVIII в., после переселения казаков с Брацлавщины на Левобережную Украину и упразднения Брацлавского полка. Но и в условиях гонений в отдельных районах Подолья строились правосл. храмы. Так, по благословению Переяславского еп. Кирилла (Шумлянского) игум. Маньковского мон-ря Арсений (Беляшевский) в 1718 г. поставил Успенскую ц. в с. Иваньки, в 1720 г. по благословению еп. Кирилла была перестроена Рождество-Богородицкая ц. в мест. Лукашовка. Несмотря на переход в унию, мн. священники как на востоке, так и на западе Подолья отвергали католич. догматы, ездили в паломнические поездки в Киев, поддерживали контакты с правосл. священниками Левобережной Украины, отправляли сыновей на учебу в правосл. учебные заведения Киева.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

После оккупации Украины нем. и румын. войсками в ходе Великой Отечественной войны здесь началось возрождение церковной жизни. Волынский и Кременецкий архиеп. Алексий (Громадский) 18 авг. 1941 г. созвал Собор епископов в Почаевской лавре. Собор присвоил Алексию титул митрополита и решил организовать Украинскую Церковь на основании постановления Всероссийского Поместного Собора от 1918 г., даровавшего Украинской Церкви автономию в рамках РПЦ. Главой автономной Украинской Церкви был избран митр. Алексий, его резиденция находилась в Кременце. На 2-м Почаевском Соборе автономной УПЦ 25 нояб. 1941 г. еп. Дамаскин (Малюта) получил назначение в Подольскую и Брацлавскую епархию с центром в Виннице. Ситуация в Подольской епархии была очень сложной. Еще на 1-м Почаевском Соборе говорилось о наличии в Подолье и на Житомирщине «липковцев-самосвятов», которых в отличие от обновленцев Собор рекомендовал присоединять к православной Церкви через повторное рукоположение. Винницкая обл. была охвачена националистическими настроениями (особенно сильны они были в сев. части, находившейся в нем. зоне оккупации (юж. районы области были заняты румынами)), здесь имела большое влияние воссозданная в 1941 г. УАПЦ во главе с временным администратором еп. Поликарпом (Сикорским) . Несмотря на гегемонию в регионе автокефалистов, митр. Алексий утверждал, что часть населения Подолья просила прислать священников автономной УПЦ. Еп. Дамаскин был встречен в Виннице враждебно. Городские священники, придерживавшиеся в основном националистических взглядов, выдвинули епископу требования: не создавать в Виннице епископскую кафедру автономной УПЦ, присоединиться к УАПЦ. Еп. Дамаскин не мог с этим согласиться и попытался найти поддержку у оккупационных властей и в органах местного самоуправления. Вместе с прот. Кишковским, направленным в Винницу из Ровно, он посетил военного коменданта, гебитскомиссара и председателя облуправы. В местных органах самоуправления он столкнулся с враждебным отношением к автономной УПЦ, нем. чиновники отказались вмешиваться в церковные дела. Все эти обстоятельства заставили еп. Дамаскина уехать в Каменец-Подольский, представителем автономной УПЦ в Винницкой обл. осталась консистория во главе с прот. Слемировым.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Бершадь в 1773 г. по благословению еп. Иова (Базилевича) был восстановлен православный мон-рь, закрытый не позднее 1744 г. униатами (мон-рь в 1774 был разорен польск. шляхтичами, в 1786 восстановлен, в 1789 вновь разорен, в 1794 вторично начал восстанавливаться). В янв. 1774 г. протопопы из Подолья белоцерковский Василий Зражевский, богуславский Стефан Левандовский и красненский Иоанн Богданович отправились в С.-Петербург, чтобы представить императрице ходатайство протопопов Киевщины и Брацлавщины, к-рые от имени «всего украинского народа» просили принять «польскую Украйну» в состав Российской империи; делегаты также намеревались добиться новых указов для облегчения положения православных в Польше. Поездка не принесла результатов. Более успешной оказалась поездка в Варшаву в марте 1774 г. правосл. делегатов от Киевщины и Подолья винницкого протопопа Илии Голоскевича и чечельницкого протопопа Луки Романовского. Они представили на сейме свое письмо королю с описанием насилий, чинимых униатами над православными. В авг. 1774 г. коронный канцлер А. Млодзеевский издал рескрипт, где подтверждалось право православных на занятые ими приходы, запрещалось гос. чиновникам и войскам вмешиваться в межконфессиональные конфликты, была создана комиссия по решению спорных вопросов. 15 марта 1776 г., после новой поездки в Варшаву протопопов Илии Голоскевича и Луки Романовского, польск. король издал универсал с осуждением преследований православных. Шляхта эти предписания не выполняла. В апр. 1776 г. по Брацлавщине прокатилась волна погромов православных, в к-рых активное участие принимали польск. шляхтичи: униаты убили уманского протопопа Кирилла Зельницкого († 28 апр. 1776), избили протопопа Луку Романовского и брацлавского протопопа Василия Мокрицкого. В апр. 1776 г. делегаты Брацлавщины животовский протопоп Стефан Маценко-Переровский и тетиевский протопоп Иоанн Радзимовский были в С.-Петербурге и ходатайствовали перед Синодом о помощи, но безуспешно; также не принесли результата и последующие поездки в рус.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Не лишено интереса и то обстоятельство, что некоторые викариатства, как Севское, Московской епархии, и Олонецкое, Новгородской епархии, долго не возводились на степень самостоятельных епархий, хотя территории их и количества церквей в них было вполне достаточно для того, чтобы тому и другому викариатству быть самостоятельными при самом учреждении их. Что касается вообще викариатств, то открытие их во второй половине XVIII века можно назвать явлением исключительным. Такие обширные епархии, как Казанская, Белгородская, Рязанская и некоторые другие оставались без викариев. Очевидно, по смерти Петра I проект 1724 года о викариатсвах был забыт. Таким образом, вопрос о территориальном устройстве русских епархий и управлении ими при кончине Имп. Екатерины II обстоял едва ли лучше, чем в начале века, когда одному рязанскому или Крутицкому митрополитам не в мочь было управлять двумя-тремя епархиями. Такая ненормальность наблюдалась в Европейской России. Нечего говорить про Сибирь. До прибавки архиереев в Сибири очередь дошла не скоро, хотя еще в 1681 – 1682 гг. сознавалась неотложная нужда в открытии новых епископских кафедр в стране, где жило много народа, «Христа не знающего». 1026 Новая епархия учреждалась с именем «архиепископии», хотя занявший ее Виктор Садковский лично и официально получил титул архиепископа только 12 апр. 1795 года, но в делах и грамотах, по степени Минской епархии, он и ранее называется архиепископом. 1028 Мы не выделяем под особый этого викариатства Киевской епархии, в виду того, что кафедра переяславского и бориспольского епископа только перенесена из-за границы внутрь Киевской епархии. Она уже отмечена на стр. 728 под цифрой V, хотя с другой территорией. 1030 Минскую губернию в 1793 г. составляли 13 городов с уездами: Минск, Поставы, Несвиж, Вилейка, Докшица, Дисна, Борисов, Игумен, Бобруйск, Слуцк, Давыдгородок, Пинск у Мозырь (Пол. Собр. Зак. Рос. Имп. XIII, 17410); Брацлавская губерния в 1793 г. состояла также из 13 городов – таковы: Брацлав, Могилсв на реке Днепре (не губернский), Ямполь, Бершадь, Тульчин, Гайсин, Пятигоры, Липовец, Сквира, Махновка, Хмельник, Литин, Винница (там же, 17332). До 1795 г. Балта (Еленск) состояла в Брацлавской губ., пока не поступила в Вознесенскую губернию. Что представляла собой Изяславская губерния, существовавшая в польских владениях, можно видеть ниже из состава округ, введенных в ней для успехов воссоединения униатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

К концу 1795 года в обеих губерниях присоединилось к православию 105 церквей, при них 34 священника, 3 дьякона, 1 иподьякон, 54 315 душ муж. пола и 53 370 душ. жен. пола, а всего 107 685 душ муж. и ж. пола и нераздельно, т. е. вместе мужского и женск. пола, 114 994 душ. 1093 После присоединения к Могилевской епархии Полоцкой губернии в 1795 г. её территория на северо-западе увеличилась вдвое против прежней. Число православных церквей в ней, однако, далеко не соответствовало количеству городов и обширности пространства епархии, к 1797 году их насчитывалось – 385. 1094 Такое количество православных церквей свидетельствовало лишь о том, что уния в Могилевской епархии в конце XVIII века оставалось еще сильной, особенно это нужно сказать о Полоцкой губернии, где в некоторых городах с уездами было всего по одной церкви. Соответственно увеличению территории Могилевской епархии уменьшилась Псковская епархия, состоявшая из трех губерний – Псковской, Рижской и Полоцкой. С 18 мая 1795 г. она введена в границы двух губерний – Псковской и Рижской. Изменение епархиальных территорий на северо-западной окраине, в пределах Могилевской и Псковской епархий, в 1795 году вызвано, главным образом, церковными интересами – обращением униатов в православие. На юго-западной окраине в то же время шел губернский передел, в связи с образованием новой Вознесенской губернии, вследствие прироста населения и присоединения новых областей от Турции. Губернский передел на юге-западе повлек за собой территориальный передел малороссийских епархий, захвативший собой и западнорусские епархии. Екатеринославский генерал-губернатор граф Зубов доносил, что Екатеринославская губерния вследствие присоединения к ней новых областей необыкновенно увеличилась пространством и по количеству населения. Управлять такой губернией стало нелегко. Поэтому граф Зубов находил нужным образовать новую Вознесенскую губернию, отделив к ней часть Брацлавской губернии, земли, приобретенные от Порты, и три уезда Екатеринославского наместничества – Херсонский, Елисаветградский и Новомиргородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Живая связь не прервалась. - Ваше Преосвященство, многие противники прославления царственных мучеников использовали в числе других еще и тот аргумент, что якобы такое прославление может быть как-то неоднозначно воспринято православными на Украине. Что Вы можете сказать по этому поводу? - В ответ хочу рассказать, как тысячи и десятки тысяч обыкновенных верующих Винницкой области, на территории которой расположена наша епархия, простых украинских селян, людей, живущих в условиях однозначно враждебного к самому имени царственных мучеников информационного окружения каялись, многие - коленопреклоненно, за себя и своих предков, в грехах богоотступничества и цареубийства перед пребывавшим у нас образом Царя-Мученика. Документом о пребывании у нас этой иконы и происходивших при этом чудотворениях стал рапорт духовенства Тульчинской епархии Святейшему Патриарху и Архиерейскому Собору, подписанный также и мною, как епархиальным архиереем. Икона побывала во всех 16 наших благочиниях, причем постоянно ощущалось благоухание, и временами источалось миро. В нашем распоряжении имеются документированные свидетельства очевидцев о случаях чудесных исцелений у иконы. Само прибытие чудотворного образа Царя-Мученика стало крупнейшим событием в жизни епархии. Приведу выдержки из рапорта на мое имя, поданного благочинным Тростянецкого округа протоиереем Сергием Малиновским: " ... площадь перед храмом была заполнена народом... так как все желающие не смогли зайти в церковное помещение, молебен с акафистом был отслужен на открытом воздухе... ... икона находилась в храме пол дня при большом стечении народа, постоянно идущем поклониться святыне... " , и так далее. Вот цитаты из заключительной части рапорта: " (...)Наблюдалось глубокое понимание и осознание святости Царя Мученика (...)Нельзя не отметить духовный подъем и благоговейное отношение к Царю-Мученику со стороны верующих людей. Повсюду в храмы приходило огромное множество народа. Отрадно было видеть, как просыпаются от духовной летаргии люди, в сознании которых в течение долгих лет вбивалось столько лжи и грязи, относительно личности последнего Российского императора. Не будет преувеличением сказать, что люди чувствуют и понимают святость Царя-Мученика " . Такие свидетельства говорят сами за себя. с епископом Тульчинским и Брацлавским Ипполитом беседовал Кирилл Фролов

http://pravoslavie.ru/guest/ippolit.htm

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010