Литовская и Волыно-Литовская Феофил (Филофей) митрополит Литовский, упоминается ок. 1317–1329 † ок. 1330 Роман митрополит, рукоположен с 1354 (1355) † кон. 1361 – нач . 1362 Литовская и Виленская (бывшая униатская епархия) Иосиф (Семашко) униатский епископ, бывший униатский еп. Мстиславский епископ со 2.04.1833 принят в сущем сане с 6.03.1839 архиепископ с 25.03.1839 митрополит с 30.03.1852 † 23.11.1868 Макарий (Булгаков) архиепископ, бывший архиеп. Харьковский и Ахтырский с 10.12.1868 по 8.04.1879 митр. Московский и Коломенский Александр (Добрынин) архиепископ, бывший архиеп. Донской и Новочеркасский с 23.05.1879 † 28.04.1885 Алексий (Лавров-Платонов) епископ, бывший еп. Таврический и Симферопольский с 11.05.1885 архиепископ с 20.03.1886 †9 .11 .1990 Кирилл (Орлов) епископ Ковенский, викарий временно управлял Литовской епархии † 26.12.1890 Донат (Бабинский-Соколов) архиепископ, бывший еп. Подольский и Брацлавский с 13.12.1890 по 30.04.1894 архиеп. Донской и Новочеркасский †16.04.1896 Викарии Литовской епархии Брестские епископы До 1839 года – униатская епархия Антоний (Зубко) униатский епископ, рукоположен, епископ, с 14.01.1834 принят в сущем сане с 6.03.1839 по 28.01.1840 еп. Минский и Бобруйский Михаил (Голубович) епископ, бывший еп. Пинский, викарий Минской епархии с 28.01.1840 по 1.03.1848 еп. Минский и Бобруйский Игнатий (Желязовский) епископ, рукоположен с 20.05.1848 по 27.06.1870 на покое; † 21.03.1872 Евгений (Шершилов) епископ, рукоположен с 9.03.1870 по 10.02.1875 еп. Ковенский, викарий Литовской епархии † 22.03.1897 Владимир (Никольский) епископ, рукоположен с 16.03.1875 по 16.05.1877 еп. Ковенский, викарий Литовской епархии † 29.12.1900 Ианнуарий (Попов [Вознесенский]) епископ, рукоположен с 5.06.1877 по 17.02.1879 еп. Балтский, викарий Подольской епархии Донат (Бабинский-Соколов) епископ, рукоположен с 27.05.1879 по 14.05.1881 еп. Ковенский, викарий Литовской епархии † 16.04.1896 Авраамий (Летницкий) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

к. бездеятельность экзарха существенно облегчала властям процесс закрытия церквей (в 1961-1962 мн. священники и псаломщики были сняты с гос. регистрации, потому что указы на них канцелярия управления Экзархата вовремя не предоставляла на утверждение уполномоченного). Согласие на смену экзарха власти дали после того, как митр. Иоанна 2 года отказывался платить взносы от К. е. в Советский фонд мира, мотивируя свои действия тем, что в случае продолжения закрытия церквей епархия разорится. 1964-1988 гг. 30 марта 1964 г. митрополитом Киевским и Галицким, постоянным членом Свящ. Синода, патриаршим экзархом Украины был избран архиеп. Винницкий и Брацлавский Иоасаф (Лелюхин) с возведением в сан митрополита. Недолгое управление митр. Иоасафа (1964-1966) не оставило серьезного следа в истории К. е. В 1964-1965 гг. управляющим делами Украинского Экзархата был прот. Борис Дикарёв, бывш. секретарь Синода Украинской обновленческой церкви. Из-за недовольства новым управляющим значительной частью духовенства К. е., помнившей Дикарёва как одного из руководителей обновленчества на Украине, митр. Иоасаф уволил его. И в 1965 г. управляющим делами Украинского Экзархата стал прот. Василий Юрченко, который уже занимал эту должность в 1961-1963 гг. Постановлением Синода от 5 февр. 1965 г. митр. Иоасафу было поручено временное управление Луганской епархией. Для помощи митр. Иоасафу ввиду его частого отсутствия 5 февр. 1965 г. епископом Переяслав-Хмельницким, викарием К. е., был назначен Боголеп (Анцух) , ранее еп. Мукачевский и Ужгородский. Однако уже 25 мая 1965 г. по инициативе митр. Иоасафа еп. Боголеп был переведен на Кировоградскую и Николаевскую кафедру. На том же Синоде митр. Иоасаф был освобожден от временного управления Луганской епархией (Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1965. 6. С. 2). Причиной было то, что митр. Иоасаф решал кадровые вопросы для Луганской епархии без согласования с Патриархией (ЦДАВО. Ф. 4648. Оп. 1. Д. 459. Л. 6-8). 24 апр. 1966 г. митр. Иоасаф скончался. Митр. Иоасаф (Лелюхин).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Ветковский р-н), в с. Холочье (совр. Чечерский р-н), в с. Кузьминичи (совр. Добрушский р-н). В 1-й пол. XVIII в. не было удовлетворено ни одно ходатайство православных о строительстве в Гомеле храмов. В 1768 г. в Гомеле был сооружен деревянный костел в честь Вознесения Девы Марии (не сохр.). 40-50-е годы XVIII в. отмечены рядом восстаний в Посожье, зачастую имевших характер протеста православных против притеснений со стороны католиков: в 1743 г. произошло выступление жителей с. Любячи Мозырского повета против панов Кембровских, в 1745 г.- выступление жителей Горваля против католич. Виленского капитула, владевшего Горвалем, в 1754-1756 гг. против властей Виленского капитула восставали крестьяне Каменецкой и Стрешинской волостей (центром сопротивления стало с. Словечна). Возрождение Православия на белорус. землях, в т. ч. в Посожье, связано с деятельностью Могилёвского еп. св. Георгия (Конисского) . Во время его управления Могилёвской кафедрой (1755-1795) были открыты правосл. школы в Быхове, Гомеле (начала работу в 1781), Мстиславле, Орше, Рогачёве и др. белорус. городах. Во 2-й пол. XVIII в. в Гомельском повете было построено ок. 14 правосл. церквей. Гомельские земли в составе Российской империи, затем Советского государства: 1772-1924 гг. Церковь во имя свт. Николая Мирликийского в дер. Волотовой. 1805-1817 гг. Фотография. 2005 г. Церковь во имя свт. Николая Мирликийского в дер. Волотовой. 1805-1817 гг. Фотография. 2005 г. В 1772 г. гомельские земли (кроме зап. части, присоединившейся к России в 1793) в результате 1-го раздела Речи Посполитой вошли в состав Российской империи, в 1793 г. стали частью новоучрежденной Минской, Изяславской и Брацлавской епархии (см. Минская и Слуцкая епархия ). С 1773 г. Гомель являлся центром уезда Рогачёвской пров., в 1777 г. стал местечком Белицкого у. В 1774 г. город с уездом и 11 тыс. крестьян был пожалован имп. Екатериной II Алексеевной в ознаменование заключения Кючюк-Кайнарджийского мира гр. П. А. Румянцеву-Задунайскому, к-рый покровительствовал в своих владениях не только православным, но и католикам и старообрядцам.

http://pravenc.ru/text/166101.html

Выделение Луцкой земли в отдельный княжеский удел привело к открытию здесь отдельной епископской кафедры. По мнению Е. Е. Голубинского , поддержанному А. Поппе , Я. Н. Щаповым и др., это произошло до 1240 г., наиболее вероятно в 30-х гг. XIII в., при кн. Данииле Романовиче ( Голубинский. История РЦ. Т. 1. Пол. 1. С. 700; Щапов Я. Н. Гос-во и церковь Древней Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 54; Поппэ А. Митрополиты Киевские и всея Руси (988-1305 гг.)// Подскальски Г. Христианство и богословская литература Киевской Руси, 988-1240. М., 19962. С. 467). Впервые Л. е. названа в источниках под 1288 г. Описывая кончину владимиро-волынского кн. Владимира Васильковича, Галицко-Волынская летопись (в составе Ипатьевского свода) сообщает: «В Луцкую епископью да крест велик сребрян позолотисть с Честным Древом» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 926). Каменная кафедральная церковь на территории луцкого Верхнего замка (замок Любарта; в более поздних источниках - ц. во имя ап. Иоанна Богослова), по данным археологических исследований (1984-1986), датируется кон. XII в. (в XIII-XVII вв. подверглась многочисленным перестройкам, просуществовала до кон. XVIII в.). Под 1259 г. Галицко-Волынская летопись сообщает о чудесном спасении Луцка от монг. нападения заступничеством ап. Иоанна Богослова и свт. Николая Чудотворца. В 1326 г. Луцкий еп. Феодосий присутствовал в Москве на похоронах митр. Киевского свт. Петра . В 1328 г. он участвовал в хиротонии Владимирского еп. Афанасия. Под 1331 и 1335 гг. имеются упоминания Луцкого еп. Трифона, под 1393 и 1398 гг.- еп. Иоанна. Под 1397 г. назван еп. Феодор, поставленный свт. Киприаном . Луцкий еп. Савва претендовал на Галицкий митрополичий престол, принимал участие в Соборе 1401 г. в Москве под председательством свт. Киприана, на к-ром был лишен кафедры. Границы Л. е. в XVI-XVII вв. четко не очерчены. Принято считать, что территория епархии совпадала с территорией Луцкого и Кременецкого поветов Волынского воеводства (ныне Ровненская, частично Волынская, Житомирская и Тернопольская области Украины). В этот период епархия граничила на севере с Турово-Пинской епархией (Пинский повет), на востоке - с Киевской епархией (Житомирское староство Киевского воеводства, граница по р. Случь), на юге - с юж. частью Киевской епархии и частично с Львовско-Каменецкой епархией (Брацлавское и Подольское воеводства), на юго-западе и западе - с Львовско-Каменецким, Холмским и Владимирским диоцезами (Львовский, Холмский, Бельский и Владимирский поветы Русского воеводства, граница по рекам Буг, Стырь, Серет, Збруч). Один из крупнейших мон-рей Л. е.- Жидичинская архимандрития ( Жидичинский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь ) в 1585-1620 гг. принадлежал Львовско-Каменецким епископам из рода Балабанов, что было предметом многочисленных конфликтов и длительной судебной тяжбы. В XVII в. в пределы Л. е. вмешивались Владимирские униатские епископы.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Униаты отказались от планов создания Каменецкой епархии, к-рые вынашивались с 1781 г. 6 авг. 1789 г. кафедральный архипресвитер и генеральный официал каменецкий Михаил Радкевич направил в Подольскую комиссию ходатайство об освобождении отдельных униат. священников. Фактическое одобрение униатскими иерархами в 1789-1790 гг. репрессивных мер польск. правительства подорвало в народе авторитет униат. Церкви. Новый этап в церковной истории Подолья начался после присоединения региона к России в результате 2-го раздела Речи Посполитой в 1793 г. На новоприсоединенных территориях была учреждена Минская епархия, выделенная из Переяславско-Бориспольской. Во главе новой епархии 13 апр. 1793 г. был поставлен Виктор (Садковский) с титулом «архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский», ему было сохранено звание коадъютора Киевской митрополии. В то время в Подолье насчитывалось 8 номинально существовавших православных протопопий. В регионе действовали ок. 1,5 тыс. униат. приходов и 5 мон-рей, а также 102 римско-католич. прихода, 27 муж. и жен. мон-рей. 22 апр. 1794 г. при посещении приходов Брацлавщины и зап. Подолья архиеп. Виктор издал грамоту, приглашавшую униатов возвращаться в Православие. Синодальным решением от 24 мая 1794 г. помощником архиеп. Виктора с правами управляющего делами духовного ведомства по Изяславской и Брацлавской губерниям был назначен архим. Варлаам (Шишацкий) , после чего процесс воссоединения униатов ускорился. К окт. 1794 г. в Брацлавской, Изяславской губерниях и в Каменецкой обл. в Православие перешли 721 приход, 463 священника и 4 мон-ря: Сатановский, Грановский, Головчинский и Коржовецкий. Мн. новые приходы епархии не имели священников, монастыри были разорены. Архиеп. Виктор обратился в Синод с просьбой прислать иеромонахов и монахов из соседних Киевской, Черниговской и Новгород-Северской епархий. Просьба была удовлетворена. В Подолье имелись правосл. клирики, получившие рукоположение от молдав. архиереев и от митр. Евсевия. Архиеп. Виктор в инструкции игуменам и протопопам от 30 июня 1794 г. запретил принимать в клир епархии ставленников митр. Евсевия. В нояб. 1795 г. в Православие вернулись все 6 униат. приходов Каменца-Подольского: Иоанно-Предтеченский, Николаевский при Русской браме, Петропавловский, Крестовоздвиженский на Карвасарах, Покровский на Русских фольварках, Георгиевский на Польских фольварках. Мн. униат. священники не спешили присоединяться к правосл. Церкви. Согласно синодальному указу от 5 апр. 1795 г., на территории Изяславской, Брацлавской губерний и Каменецкой обл. в 1607 обращенных в Православие приходах к правосл. Церкви присоединились 1032 священника, 570 приходских священников (третья часть клира) остались в унии; приняли Православие 45 монахов из 2 мон-рей. В том же году к Православию присоединились последние остававшиеся в унии мон-ри: мужские каменецкий Свято-Троицкий, Белиловский Георгиевский и Шаргородский, женские Винницкий и Рожецкий.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

До конца XVI века большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. С второго десятилетия XVIII века для всего православного населения Западной Украины, которая входила в состав Польши, остался только один православный епископ — Белорусский. Не внёс существенных изменений в положение православных в Польше и Великий сейм 1788—1792 годов, провозгласивший среди прочего, религиозную свободу. В конце XVIII века в Польшу попадают греческие православные купцы, поселяются здесь и стремятся поддержать православие. Однако власть не позволяла им обустраивать храмы, поэтому богослужения проходили в молитвенных домах. Священники приглашались из Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции. В Российской империи [ править править код ] Ситуация коренным образом изменилась после присоединения польских земель к Российской империи (1795 год — третий раздел Польши; 1814—1815 года — решение Венского конгресса). Положение православных на землях, вошедших в состав империи, сразу улучшилось без особых мероприятий. Прекратились гонения, насильственные обращения в унию, антиправославная пропаганда. Большинство приходов в присоединённых к Российской империи землях составили одну епархию, получившую в 1793 году название Минская. Число православных стало увеличиваться за счёт возврата униатов в православие. В некоторых местах, например, в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило довольно быстро и спокойно. В 1834 году в Варшаве было основан викариатство Волынской епархии, а в 1840 году самостоятельная епархия. Епископ Варшавский возводится в сан архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского, а с 1875 года (после обращения холмских униатов) Холмско-Варшавским. В 1905 году была выделена самостоятельная Холмская епархия. В Польском государстве [ править править код ] После Первой мировой войны, в 1918 году, была возрождено Польское государство. Согласно Рижскому договору 1921 года Западная Белоруссия и Западная Украина вошли в состав Польши. В связи с новым политическим положением Священный синод Московской патриархии в сентябре 1921 года назначил на Варшавскую кафедру бывшего Минского архиепископа Георгия (Ярошевского), который в январе следующего года был возведён в сан митрополита. Церкви в Польше было одновременно предоставлено право автономии.

http://azbyka.ru/palomnik/Польша

В это время вместо генерала М. В. Каховского главнокомандующим в Польше был назначен барон Осип Андреевич Игельстрем, а в Литве и на Украине – генерал-аншеф Михаил Никитич Кречетников. Русский посланник Я. И. Булгаков был отозван из Варшавы, а на его место назначен Яков Ефимович Сиверс, который совместно с Кречетниковым был призван содействовать подготовке декларации России о втором разделе Речи Посполитой. По высочайшему повелению императрицы Екатерины декларация эта была всенародно объявлена 27 марта 1793 года генералом М. Н. Кречетниковым в местечке Полонном Волынской губернии. Вслед за Россией о том же объявил и прусский король. Для конфедерации это объявление оказалось полной неожиданностью. Некоторые из ее членов, как Северин Ржевуский, сделались ярыми противниками России, но другие безропотно признали свершившийся факт. 17 июня сейм в Гродно, признал второй раздел Речи Посполитой224. Согласно манифесту о разделе Речи Посполитой к России «на вечные времена» отходили губернии Витебская и Минская в полном их составе и восточные половины губерний Волынской и Подольской225. Уже вскоре после его объявления сенату 13 апреля 1793 года было дано высочайшее повеление о разделении всей присоединенной территории на три губернии – Минскую, Изяславскую и Брацлавскую226. Из трех новообразованных губерний составлялась одна епархия, под названием – Минской. В управление епархией назначался Преосвященный Виктор (Садковский) с присвоением ему титула «архиепископа Минского, Изяславского и Брацлавского». За ним сохранялся и титул «коадьютора киевской митрополии», но в высочайшем указе говорилось: «сей новой епархии помянутый архиепископ имеет быть от митрополита киевского независим, но по должности и наименованию коадъютора митрополии киевской, которая от него не отъемлются, имеет к митрополиту киевскому отношение по-прежнему " 227. Новая епархия по штатному расписанию причислялась ко второму классу и ставилась по рангу после Могилевской. Так как административное устройство новоприсоединенных областей не имело еще окончательного оформления, и невозможно было точно определить, какие именно церкви должны отойти, согласно высочайшему указу, к соседним архиереям, а какие к Минскому архиепископу, Синод предписал взять временно в свое управление все отошедшие к России православные церкви Преосвященному Виктору, пока не будет утверждено точное расписание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

М. е. была образована 13 апр. 1793 г. указом имп. Екатерины II о преобразовании присоединенных к России по 2-му разделу Речи Посполитой территорий: Витебского и Минского воеводств, вост. части Волынского воеводства, всего Брацлавского и большей части Подольского воеводства - в губернии Минскую (с 22 сент. 1795 Минское наместничество), Изяславскую и Брацлавскую (с 12 мая 1793 Подольское наместничество) и о создании здесь епархии Минской, Изяславской и Брацлавской вместо ранее существовавшего Переяславского и Бориспольского коадъюторства. Управляющим М. е. назначался еп. Виктор (Садковский) с возведением в сан архиепископа. Новая епархия была причислена ко 2-му классу, ставилась по рангу после Могилёвской епархии. В 1793 г. была образована Минская консистория, преобразованная из Слуцкой. Первоначально резиденция Минского архиепископа находилась в Слуцке Минской губ. В авг. 1799 г. резиденцию перенесли в Минск. В указе от 13 апр. 1793 г. Минский архиерей объявлялся коадъютором Киевской митрополии. Тем же указом митр. Киевскому и Галицкому Самуилу (Миславскому) предписывалось составить точную роспись церквей и мон-рей, к-рые должны войти в юрисдикцию архиеп. Виктора (Садковского). В 1793 г. в подчинении архиеп. Виктора состояло 329 церквей, а также не менее 35 монастырских храмов, притом что большинство мон-рей подчинялись напрямую виленскому Свято-Духову мон-рю и власть архиеп. Виктора признавали номинально. После уменьшения территории М. е. в связи с передачей неск. благочиннических округов в Могилёвскую и Киевскую епархии к маю 1796 г. в М. е. насчитывался 201 приход. Большинство клира М. е. составляли священнослужители, откомандированные из Киевской, Могилёвской, Смоленской и Черниговской епархий. Все важные вопросы церковной жизни края решались через Киевскую духовную дикастерию, от к-рой зависели кадровая политика, замещение приходов и т. п. Петропавловский (Екатерининский) собор в Минске. 1613 г. Фотография. 2014 г. Петропавловский (Екатерининский) собор в Минске. 1613 г. Фотография. 2014 г.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Католичество постепенно начинает все больше и больше торжествовать над Православием. К концу XVII века большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. Со второго десятилетия XVIII в. для всего православного населения Западной Руси, входившей в состав Польши, остался только один православный епископ – Белорусский. Не внес существенных изменений в положение православных в Польше Великий сейм 1788 – 1792 гг., провозгласивший в числе прочего, религиозную свободу. В конце XVIII века в Польшу проникают греческие православные купцы, которые поселяются здесь и стремятся поддержать Православие. Но правительство не разрешало им устраивать храмы, а поэтому богослужение совершалось в молитвенных домах. Священники приглашались из Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции. Ситуация изменилась после присоединения польских земель к России (1795 год – третий раздел Польши; 1814 – 1815гг.– решения Венского конгресса). Положение православных на землях, вошедших в состав Российской империи, сразу улучшилось без каких-либо особенных мер. Прекратились унижения, гонения, насильственные обращения в унию. Латинская пропаганда остановилась. Большинство приходов присоединенных к России земель составили одну епархию, получившую в 1793 году название Минской. Число православных стало увеличиваться особенно за счет возвращения униатов в лоно Православия. В некоторых местах, например, в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило довольно быстро и спокойно. В 1834 году в Варшаве уже было учреждено викариатство Волынской епархии, а в 1840 году самостоятельная епархия. Епископ Варшавский возводится в сан архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского, а с 1875 года (с воссоединением холмских униатов) Холмско – Варшавского. В 1905 году была выделена в самостоятельную Холмская епархия. После Первой мировой войны, в 1918 году, было возрождено Польское государство. В соответствии с Рижским договором 1921 года западная Белоруссия и западная Украина вошли в состав Польши. В связи с новым политическим положением Священный Синод Московской Патриархии в сентябре 1921 года назначил на Варшавскую кафедру бывшего Минского архиепископа Георгия (Ярошевского), который в январе следующего года был возведен в сан митрополита. Церкви в Польше было одновременно предоставлено право автономии. Но польское правительство, вдохновляемое отчасти католическим клиром, было озабочено тем, чтобы всецело оторвать от Москвы православные епархии Польши. В 1922 года под влиянием государственной власти Собор православных епископов в Польше, состоявшийся в Варшаве, решительно высказался за установление автокефалии Православной Церкви в Польше. За были митрополит Георгий, епископы Дионисий и Александр (Иноземцев), против – архиепископ Елевферия (Богоявленский) и епископ Владимир (Тихоницкий).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

12 июня 1792 г. В. был переведен из Варшавы в Ченстоховскую крепость, 21 июля того же года по ходатайству рус. посла Я. И. Булгакова освобожден, в сентябре полностью оправдан. В марте 1793 г. он прибыл в Слуцк, к тому времени присоединенный к России в результате 2-го раздела Польши. Восстановил деятельность консистории, возобновил учебный процесс в семинарии, к-рая с 13 апр. именовалась Минской, располагаясь в Слуцке. На территориях, присоединенных к России в 1793 г. в результате 2-го раздела Речи Посполитой, была учреждена Минская епархия, выделенная из Переяславско-Бориспольской. Во главе новой епархии 13 апр. 1793 г. был поставлен В. с титулом «архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский» и с сохранением звания коадъютора Киевской митрополии. Мн. приходы новой епархии не имели священников, мон-ри были разорены. В. обратился в Синод с просьбой прислать из соседних епархий - Киевской, Черниговской и Новгород-Северской - иеромонахов и монахов. Просьба была удовлетворена. Большую роль в подготовке правосл. пастырей для храмов епархии играла Минская ДС. При посещении укр. приходов в 1794 г. В. издал грамоту, приглашавшую униатов возвращаться в Православие. За неполных 6 мес. воссоединилось ок. 1,1 млн верующих (к окт. 1794 в Брацлавской и Изяславской губерниях к Православию присоединились 1332 прихода, к марту 1795 их число возросло до 1607). Во время пребывания В. на Украине Минская епархия расширилась за счет территорий, присоединившихся к России в результате 3-го раздела Речи Посполитой (1795) и населенных преимущественно католиками и униатами. 12 апр. 1795 г. вышел указ о выделении из Минской епархии Брацлавской епархии и об учреждении Житомирского вик-ства. В. был дарован титул «архиепископ Минский и Волынский», кафедра из Слуцка переместилась в Минск, в 2 бывш. униатских мон-рях в Минске разместились архиерейский дом и правосл. Петропавловский мон-рь. В Минской губ., где униатская Церковь была хорошо организована в адм. отношении, возвращение униатов в Православие проходило медленнее и в меньших масштабах, чем на Волыни и в Подолье, к кон. 1795 г. процесс воссоединения практически остановился.

http://pravenc.ru/text/158548.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010