18 апр. 1922 г. Подольский губисполком издал постановление об изъятии церковных ценностей . 25 марта того же года архиеп. Пимен (Пегов) обратился к подольскому духовенству с воззванием о помощи голодающим. Несмотря на позицию архиеп. Пимена, органы ГПУ указывали на сопротивление изъятию со стороны представителей РПЦ. В губ. прессе в 1922 г. часто печатались материалы о расправах над правосл. духовенством и верующими за сокрытие ценностей. Самым жестоким процесс изъятия был в приграничной полосе, мн. священники в Каменце-Подольском были приговорены к смертной казни. К осени 1922 г. в Подолье конфисковали 499 712 золотников 24 доли серебра, 98 золотников 72 доли золота, неск. десятков тысяч рублей, богослужебную утварь с драгоценными камнями. Не удовлетворившись результатами, Подольский губисполком 1 нояб. 1922 г. принял постановление об увеличении «интенсивности сбора на пользу голодающим среди нетрудового элемента», священникам предлагалось сдать по 40 фунтов муки. За неисполнение постановления предусматривалась уголовная ответственность. Кампания по изъятию ценностей была использована ГПУ для усиления противостояния между православными и автокефалистами. УАПЦ поддержала гос. мероприятия и содействовала изъятию утвари из храмов, в Виннице изъятие во всех 3 храмах УАПЦ прошло без инцидентов. Представители УАПЦ выступали против духовенства РПЦ на судебных процессах, связанных с изъятием церковных ценностей. Во 2-й пол. 1922 г. в Брацлавском, Жмеринском и Гайсинском уездах появились первые группы обновленческой «Живой церкви» . Их слабая активность заставила ГПУ принять меры к насаждению этого раскола в губ. масштабе. На основании распоряжения из Харькова от 15 сент. 1922 г. ГПУ начало вербовку священнослужителей для внедрения «Живой церкви» в Виннице. Был привлечен священник УАПЦ, но поскольку, согласно инструкциям, для создания «Живой церкви» следовало использовать священнослужителей РПЦ, подобрали др. кандидатуру. Несмотря на все усилия, первая попытка внедрить обновленчество в Виннице провалилась, поскольку позиции РПЦ и УАПЦ в Винницком округе были сильны.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Вип. 1: Icmopiя yhiï на Kuïbщuhi 1596-1839 рр./Ред.: М. I. Обушний. К., 2011. С. 203-250; Nabywaniec St. Unicka archidiecezja Kijowska w okresie rzdów arcybiscupa metropolity Felicjana Filipa Woodkowicza, 1762-1778. Rzeszów, 1998; Марозава С. В. Yhiяцkaя царква этнакультурным paзbiццi Бeлapyci (1596-1839 гг.). Гродна, 2001. С. 70-143, 165-196, 213-236; Лось В. Змihu mepumopiaльho-aдм. oprahiзaцiï Греко-Католицькоï Церкви: (Правобережна Украïна hanpukihцi XVIII - 1-й пол. XIX ст.)//Украïнський icm. зб. К., 2004. Вип. 7. С. 153-166; Д. В. Biзimы i ihbehmapы yhiяцkix Бeлapyci як kpыhiцa па ricmopiы шmoдзehhacmi (паводле НГАБ)//Бeлapycki apxearpaфiчhы шmoroдhik. Mihck, 2005. Вып. 6. С. 94-101; он же. Штодзённае жыцце yhiяцkara napaфiяльhara святарства земель (1720-1839 гг.): АКД. Mihck, 2009. С. 13-17; Kempa T. Recepcja unii brzeskiej na obszarze Wielkiego Ksistwa Litewskiego i ziem ruskich Korony do poowy XVII w.//Rocznik Instytutu Europy Srodkowo-Wschodniej. 2005. Rok 3. S. 141-183; idem. Wydarzenia wilecskie z lat 1608-1609 - konflikt duchowiestwa obrzdku greckiego z metropolit kijowskim Hipacym Pociejem//Przegld wschodni. Warsz., 2009. T. 11. Zesz. 3(43). S. 457-488; Wilnianie: Zywoty siedemnastowieczne/Ed. D. A. Frick. Warsz., 2007. S. XVII-XXV; Герасимова И. В. Вильна под властью русского царя (1655-1661): судьба города и горожан: АКД. СПб., 2012. Л. В. Тимошенко Киевская униатская митрополия и униатские приходы Киевщины в 1793-2013 гг. В нач. 1793 г. совершился 2-й раздел Польши, по к-рому Российской империи отошли Минское воеводство, часть Брестско-Литовского воеводства с пинским Полесьем, Киевское воеводство с центром в Житомире, северо-вост. Волынь (Новоград-Волынский стал центром Волынского наместничества), юго-вост. Волынь (г. Заслав стал центром Подольского наместничества), вост. Подолия (Брацлавское воеводство) и частично Каменецкий повет (Каменец-Подольский с рядом сел и местечек вокруг него). Положение православных на этих землях существенно улучшилось, позиции униат.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

К., 2010. С. 38-56; она же. Книги в napaфiяльhux храмах Киïвськоï мumponoлiï (70-80-mi рр. XVIII ст.): Фyhkцiï, kiльkicmь, репертуар, шляхи надходження//Киïвська старовина. 2010. 3. С. 91-112; она же. Киïвська мumponoлiя: Tonorpaфiя посвят: Pekohcmpykцiя xpaмib за biдoмocmямu про цepkobhocлyжumeлib (1780-1783). К., 2012; она же. Napaфiяльhe повсякдення: Практика nponobiдhuцmba в храмах Киïвськоï мumponoлiï у дpyriй пол. XVIII ст.//Повсякдення ранньомодерноï Украïни: Icmopuчhi cmyдiï/Ред.: В. Горобець. К., 2012. Т. 1: Практики, казуси та дebiaцiï повсякдення. С. 187-200; она же. Napaфiяльhe nponobiдhuцmbo в Kuïbcьkiй мumponoлiï XVIII ст.: Oprahiзaцiйhi засади та повсякденна практика//Бoлxobimihobcьkuй щopiчhuk, 2011. К., 2012. С. 118-129; она же. Nponobiдhuцmbo у Kuïbcьkiй мumponoлiï XVIII ст. мiж ocbimoю та aдмihicmpamubhuм примусом//Киïвська akaдeмiя. К., 2012. Вип. 10. С. 185-201; она же. Огляди xpaмib Киïвськоï мumponoлiï у XVIII ст.: Ynpabлihcьki ihiцiamubu та napaфiяльhi peaлiï//ЗНТШ. Npaцi Icm.-фiлoc. cekцiï (в печ.); Романова О. О. Cnobiдaльhi книги Киïвськоï мumponoлiï XVIII ст. як cnociб церк. контролю за мораллю napaфiяh//Украïнський icm. журнал. 2008. 4. С. 122-148. О. Б. Прокопюк «Заграничная часть» К. е. В 1686-1795 гг. Киевскому митрополиту подчинялись правосл. мон-ри и приходы, находившиеся в Речи Посполитой - на территории Польской Украины (юж. часть Киевщины и Брацлавщины), Белоруссии, Литвы, Пинского Полесья, Холмщины и Подляшья (территория существовавших до 1793 г. Киевского, Брацлавского и Минского воеводств, существовавших до 1795 г. Брест-Литовского, Новогрудского, Люблинского, Подляшского (с центром в Бельске), Виленского, Трокского (в 1793-1795 Гродненского) воеводств). До 1686 г. правосл. монастыри на этих землях имели статус ставропигии К-польского патриарха или ставропигии Киевского митрополита (последнее стало практиковаться со времени Петра (Могилы)). Этот статус был обусловлен отпадением в унию архиереев западнорус. епархий: Полоцкой и Витебской (1618), Владимирской и Брестской (1625), Пинской и Туровской (1633), Львовской и Галицкой (1700), Луцкой и Острожской (1715).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Тулчинският и Брацлавски митрополит Ионатан нарече кощунство думите на Патриарх Вартоломей, осъдил изповедническия подвиг на украинските йерарси Служба «Комуникация» на ОВЦС, 01.11.2023. По молба на правозащитна група от клирици и миряни Тулчинският и Брацлавски митрополит Ионатан даде оценка на думите на Патриарх Вартоломей, който на 15 октомври 2023 г. по време на среща в Мадрид с клирици от Испанската и Португалска митрополия на Константинополската патриаршия каза , че смята преследването на йерарсите на Украинската Православна Църква за справедливо и обосновано. Отговорът бе публикуван на сайта на Тулчинска епархия. Думите на Патриарха, осъдил изповедническия подвиг на украинските йерарси, които бранят Православието и своята канонична Църква, са очевидна клевета, те са греховни и дори кощунствени, уверен е владика Ионатан. На 7 август 2023 г. 75-годишният тежко болен архиерей, широко известен в православния свят църковен композитор, беше по абсурдни обвинения осъден на 5 години лишаване от свобода с конфискация на имуществото. Владиката подчерта: «Странните и неразумни думи на Патриарх Вартоломей в Мадрид са подобни на тъп и ръждясал меч, който безмилостно и жестоко ранява душите на преследваните йерарси на Украинската Православна Църква, на нейните клирици и миряни и в Украйна, и в другите страни. Той духовно-символически разкъса на две мантията на Константинополския първосветител, и днес тя с недостойния си вид се е лишила от благодатната сила на мантията на светия пророк Илия – защитник на Вярата и Правдата и, поругана от лъжа, вика към Небето за падението на горделивия си бивш господар». Множество архипастири, клирици и миряни на Украинската Православна Църква окончателно загубиха доверие към обективността на съжденията на Константинополския Патриарх «след ужасяващите думи на главата на Фенер към неговите клирици в Мадрид на фона на погромите и заграбванията на храмове и манастири, изгонването на духовната семинария и духовната академия от Киево-Печерската Лавра, на фона на обиските, арестите и съдилищата срещу архиереите на каноничната УПЦ, плача и скръбта на верните на УПЦ», уверен е митрополит Ионатан. «Нима го ласкае това, че ще се моли на Бога в празните храмове на Лаврата?!», запита той. «А аз, убогият и недостойният, по-рано неправедно осъден от съдията във Виница на пет години лишаване от свобода, аз, който навремето получих от ръцете на първосветителя на Новия Рим достоен църковен орден, ще дръзна да му заявя: Вие грешите! Опомнете се и напуснете пътя на грешниците, умийте очите си с водата на покаянието и мира Божи! И тогава ще се очистите от греха на лъжесвидетелството против преследваните заради съвестта им и от позора през вековете!», заяви митрополит Ионатан.  Печатна публикация Споделяне: Page is available in the following languages Обратна връзка

http://mospat.ru/bg/news/90951/

В 1788 году учреждена Епархия ОРЛОВСКАЯ самоместной, вместо Викарной Севской (смотри выше). В 1793 году учреждена МОЗДОКСКАЯ Епархия, Викарная Астраханская, но в 1799 упразднена. Епископ оной именовался Моздокским и Можарским. В 1795 году учреждена Епархия ПОДОЛЬСКАЯ. Архиереи оной сначала именовались Брацлавскими и Подольскими, а с 1799, – Подольскими и Брацлавскими (смотри выше). В 1796 году учреждена ЖИТОМИРСКАЯ Епархия, Викарная Минская, но в 1799 году упразднена. Архиерей оной именовался Житомирским. В 1793 году учреждена Епархия в новооткрытых Голиковым и Компанией островах на Восточном море в Северной Америке. Епархия сих почиталась Викарной Иркутской, и Епископ именовался КАДЬЯКСКИМ и прочих прилежащих к тому в Америке островов. В том же 1796 году учреждена Епархия МИНСКАЯ. Архиереи оной прежде именовались Минскими и Волынскими, Коадъюторами Митрополии Киевской и Архимандритами Слуцкого монастыря, а ныне, с 1799 года, Минскими и Литовскими, и также Коадъюторами Митрополии Киевской и Архимандритами Слуцкого монастыря. В 1799 году учреждена ВОЛЫНСКАЯ Епархия вместо Житомирской, бывшей с 1795 года Викарной Минского Архиепископа. Епископы оной прежде именовались Житомирскими, а с 1799 года Волынскими Житомирскими (смотри выше). В 1799 году учреждена КАЛУЖСКАЯ Епархия вновь и поставлена первой в третьем классе Архиереям оной положено именоваться Калужскими и Боровскими (смотри выше). В 1799 году учреждена Епархия ПЕРМСКАЯ. Епископы именуются Пермскими и Екатеринбургскими (смотри выше). В том же 1799 году учреждена Епархия САРАТОВСКАЯ. Архиереи сперва именовались Саратовскими и Пензенскими, а с 1803 года – Пензенскими и Саратовскими. В том же 1799 году учреждена Епархия СЛОБОДСКАЯ УКРАИНСКАЯ. Архиереи оной именуются Слободскими Украинскими и Харьковскими. В том же 1799 году учреждена Епархия ОРЕНБУРГСКАЯ. Архиереи именуются Епископами Оренбургскими и Уфимскими. В том же 1799 году дан Казанскому Архиепископу Викарий, которому велено было именоваться Свияжским, но в 1802 году с переведением последнего Викария в Пермскую Епархию, Викарии Казанские отменены.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Только в 1793 году, когда часть Подолья восточнее реки Збруч отошла к Российской империи, здесь начала возраждаться православная иерархия и церковная жизнь. Для Западной Украины и Белоруссии была учреждена Минская епархия. Массовое возвращение населения в Православие из зачастую насильственно внедренного униатства быстро увеличивало местную паству. Вскоре была образована Брацлавская и Подольская губернии а в их пределах 12 апреля 1795 года - самостоятельная второкласская Брацлавская епархия в которую вошла и территория теперешней Хмельницкой. Высочайшим указом от 16 октября 1799 года утвердившим синодальный доклад, Брацлавская епархия получила наименование Подольской, а ее границы были приведены в соответствие с губернскими. Хотя архиерей нашел более подходящим временно расположиться в Шаргороде, кафедрой новой епархии стал Каменец-Подольский. Церковная жизнь быстро восстанавливалсь, в 1832 году в епархии начали издаваться " Подольские епархиальные ведомости " , а к началу XX века по уровню народного образования Подольская епархия занимала одно из первых мест во всей империи. Гонения, массовые разрушения и закрытия церквей, казни духовенства и мирян, сопровождали установление атеистического режима в Подолье как и в других землях вошедших в СССР. В 1920 году были закрыты Подольская духовная семинария и епархиальное управление, в Каменце-Подольском были разрушены два величественных собора — Александро-Невский и Казанский. В 1920-30-х годах впервые назначаются епископы с кафедрой в Проскурове (ныне Хмельницком), как викарии Подольской епархии. В 1945 году кафедра Подольской епархии была перенесена в город Проскуров, переименованный в 1954 году в Хмельницкий. В этой связи в том же году кафедра была переименована в Хмельницкую. В 1950–60-е годы храмы облагаются громадными налогами, а священники лишаются практически всех гражданских прав. Запрещались ремонты храмов, крестные ходы и похороны по православному чину. В 1964 году из 452 храмов епархии действующими остались только 139, были закрыты кафедральный собор в Хмельницке, Городищенский, Головчинецкий и Сатановский монастыри. С этого года Хмельницкая кафедра вдовствует, а епархией управляют Винницкие владыки. В городе Хмельницком осталась лишь одна маленькая Свято-Покровская церковь.

http://azbyka.ru/palomnik/Хмельницкая_об...

Минская епархия Дата создания: 13 апреля 1793 г. Описание: Входит в состав Минской митрополии Белорусского экзархата Минская епархия была учреждена 24 (по юлианскому календарю — 13) апреля 1793 года. Епархия объединила православные приходы на землях, присоединенных к России по второму разделу Речи Посполитой и находящихся в границах современных Белоруссии и Украины. Изначально кафедра правящего архиерея этой епархии находилась в Слуцке. В Минск она была перенесена в 1795 году, причем, как сообщает церковный историк XIX века Степан Рункевич («История Минской архиепископии», СПб., 1893, с. 335), «на деле перемещение Минского Преосвященного на жительство в Минск совершилось только в 1799 году». Вскоре Минская епархия приняла в свой состав территории, отошедшие к России при третьем разделе Речи Посполитой. В итоге она стала в пространственном отношении гораздо большей, чем многие из епархий Российской Православной Церкви. В конце XVIII века с Православной Церковью воссоединились полтора миллиона униатов, что сильно сказалось на количестве приходов, духовенства и прихожан Минской епархии. В 1795 году из состава Минской была выделена Брацлавская епархия (сейчас Каменец-Подольская и Брацлавская епархия Украинской Православной Церкви ), было учреждено Житомирское викариатство (сейчас Житомирская епархия Украинской Православной Церкви). Очередной причиной роста числа приходов Минской епархии стало окончательное воссоединение белорусских униатов с Православной Церковью в 1839 году. К середине ХХ века все епархии на территории БССР, кроме Минской, были упразднены и Минская епархия стала охватывать всю территорию БССР. Титул архиерея — «митрополит Минский и Белорусский». Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 июля 1989 года из состава Минской епархии были выделены Могилевская , Пинская и Полоцкая епархии. Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 9-11 октября 1989 года был образован Белорусский экзархат Московского Патриархата, в состав которого вместе с Минской епархией вошли новообразованные Могилевская, Пинская и Полоцкая епархии, расположенные на территории БССР. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 октября 1989 года экзарху Белоруссии был определен титул «митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белоруссии».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244350...

Большинство приходов присоединенных к России земель составили одну епархию, получившую в 1793 году название Минской . Число православных стало увеличиваться особенно за счет возвращения униатов в лоно Матери-Церкви. В некоторых местах, например в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило весьма быстро и спокойно. «За помощью Божией по Брацлавской губернии, — докладывал в январе 1796 года Святейшему Синоду местный епископ Иоанникий, — церкви все числом 1090 истекшего 1795 года декабря в последних числах к Православию присоединением окончены», т. е. в три или даже в два месяца, — поясняет это донесение М. Коялович, — присоединилось вновь к Православию более полумиллиона униатов. О затруднениях при воссоединении в Брацлавской губернии не было и речи» . В 1834 году в Варшаве уже было учреждено викариатство Волынской епархии, а в 1840 году самостоятельная епархия. Епископ Варшавский возводится в сан архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского, а с 1875 года (с воссоединением холмских униатов) Холмско-Варшавского. Святейший Синод назначал на новую кафедру лучших архипастырей, как, например: Антония Рафальского (из Почаевских архимандритов, умер митрополитом Петербургским); Арсения Москвина (впоследствии был митрополитом Киевским); Иоанникия Горского, при котором в 1875 году воссоединились холмские униаты; Леонтия Лебединского, укрепившего Православие среди воссоединенных (умер митрополитом Московским, похоронен под Успенским собором Троице-Сергиевой Лавры); Иеронима Экземплярского. При последнем в 1905 году Холмская епархия была выделена в самостоятельную, первым архипастырем на ней был Евлогий Георгиевский, впоследствии ставший митрополитом Парижским (1946) и др. 4. Польская Православная Церковь в первой половине XX в.: стремление польского правительства оторвать епархии Польши от Москвы; объявление «автокефалии»; отношение к этому акту заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия, а также Православных Церквей Сербской и Болгарской; ревиндикация православных храмов; объединение православных перед опасностью наступления католицизма; полонизация Церкви; учреждение должности апокрисария Вселенского Патриарха при Варшавском Митрополите; движение «по возвращению православных к вере отцов»; преследование православных на Холмщине и на Подляшье; протест Собора православных епископов; декрет «Об отношении государства к Польской Православной Церкви»; кульминация полонизации Православной Церкви в последние годы перед Второй мировой войной

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

9 мая 1836 года Святейший Синод обратился к Государю Императору Николаю Павловичу с докладом, в котором указал, что архиерей Подольской епархии нуждается в помощи викарного епископа вследствие большого количества церквей, которых, кстати, было 1512, многочисленности учеников духовных училищ и, в общем, множества дел, связанных с управлением епархией. Ответ был положительным. Новоназначенный викарный епископ получил титул Винницкого, а местопребыванием его стал Шаргородский Николаевский монастырь. В 1919 году центр Подольской губернии из Каменца-Подольского был перемещен в Винницу. Винницкая епархия, как самостоятельная, была основана 7 сентября 1933 г. И первым архиереем на Винницкой кафедре был священномученик Александр (Петровский). В 1934 г. он был членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском). Конец 80-х - начало 90-х лет ознаменовались активным ростом количества приходов в епархии. В 1988 г. Винницкая епархия активно участвовала в общецерковных торжествах по случаю 1000-летия Крещения Руси. В 1990 г. Церкви был возвращен Спасо-Преображенский храм, который снова стал кафедральным собором Винницких архиереев. Восстановление церковной жизни после распада СССР и до этого времени связано с именами митрополитов Винницких Агафангела (Саввина) и Макария (Свистуна), а также епископа Пантелеимона (Бащука), викария Винницкой епархии. Число приходов к 1994 г. достигло 561. 4 октября 1994 г. указом Священного Синода УПЦ Винницкая и Брацлавская епархия была разделена на Винницкую и Могилев-Подольскую, с центром в г. Винница, и Тульчинскую и Брацлавскую с центром в г. Тульчин. Могилёв-Подольская епархия образована 5 января 2013 года по решению Священного Синода УПЦ. С 2013 года на территории Винницкой области расположены 3 епархии: Винницкая и Барская епархия, Тульчинская и Брацлавская епархия и Могилёв-Подольская и Шаргородская епархия. Святыни Винницкой области [ править править код ] Монастыри Винницкой области [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Винницкая_обла...

В. Г. Пидгайко Подольская епархия в 1795-1920 гг. 12 апр. 1795 г., согласно указу имп. Екатерины II, была учреждена самостоятельная Брацлавская и Подольская епархия Русской Церкви путем отделения от образованной в 1793 г. Минской, Изяславской и Брацлавской епархии. Брацлавская и Подольская епархия являлась второклассной и объединяла 1457 приходов. Первым епископом Брацлавским и Подольским стал Иоанникий (Никифорович-Полонский ; с 1801 архиепископ), архим. Донской иконы Божией Матери московского монастыря , хиротония которого состоялась 13 мая 1795 г. Первоначально епископ поселился в Шаргороде, где его резиденцией стал правосл. муж. мон-рь, устроенный в помещениях бывш. базилианских мон-ря и уч-ща. Крестовоздвиженская ц. в Каменце-Подольском. 1799–1801 гг. Фотография. 2008 г. Крестовоздвиженская ц. в Каменце-Подольском. 1799–1801 гг. Фотография. 2008 г. 7 дек. 1795 г. начала работу духовная консистория, через 4 дня получившая от епископа задание создать духовные правления. В 1796 г. духовные правления были организованы во всех 13 уездных центрах: Брацлаве, Бершади, Виннице, Вербовце, Гайсине, Городке, Каменце, Литине, Летичеве, Проскурове, Ушице, Хмельнике и Ямполе. Одновременно епархия была разделена на благочиннические округа. Решая организационные вопросы, еп. Иоанникий завершал присоединение униатов к Православию, начатое архиеп. Виктором (Садковским). Архиерей заботился об образовании и о нравственном облике подольского духовенства. В 1797 г. по приказу имп. Павла I Петровича в Шаргороде было открыто 2 низших класса Подольской ДС. Формирование семинарии продолжалось до 1805 г., после чего она была переведена в Каменец-Подольский как среднее учебное заведение, в Шаргороде сохранилось подготовительное отд-ние. В 1817 г. Подольская ДС была реформирована, от нее отделилось Каменец-Подольское ДУ. В 1799 г. в семинарии обучались 286 учеников, в 1800 г.- 475, в 1801 г.- 542, в 1802 г.- 625, в 1803 г.- 647, в 1803 г.- 700 учеников. В 1810 г. архиеп. Иоанникий учредил духовное уч-ще в архиерейском загородном доме в с. Приворотье Ушицкого у., уч-ще содержалось на средства архиерея.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010