Минская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Минский Свято-Духов собор Минская область (белор. вобласць) — область в центральной Белоруссии. Образована 15 января 1938 года. Граничит со всеми областями Белоруссии. Административный центр — город Минск . Содержание Православие в Минской области [ править править код ] История [ править править код ] Учреждена высочайшим указом от 13 апреля 1793 года. Образована для западных областей, вошедших в состав Российской империи по второму разделу Польши, взамен Туровской епархии, остававшейся до 1798 года в ведении Киевской митрополии, а также епископской кафедры в Слуцке, находившейся ранее в рубежах Царства Польского. Изначально кафедра расположилась в Слуцке, была перенесена в Минск по указу 12 апреля 1795 года, но как сообщает Рункевич, на деле переместилась в Минск только 3 сентября 1799 года. Вскоре Минская епархия вобрала также Литовские области, присоединенные к России при третьем разделе Польши. Таким образом она сделалась чрезвычайно большой, а воссоединение с Православною Церковью полутора миллиона западно-русских униатов сделало ее еще больше. Уже в 1795 году было найдено необходимым выделить из Минской епархии самостоятельную Брацлавскую и викарную Житомирскую епархии, с обращением последней в самостоятельную 16 октября 1799 года. Будучи на деле самостоятельной, до 1799 года Минская кафедра состояла титулярным коадъюторством Киевской митрополии. Высочайшим указом об учреждении Минской епархии от 13 апреля 1793 года это разъяснялось таким образом: " ... по сей новой епархии помянутый архиепископ имеет быть от Киевского митрополита независимым; но по должности и наименованию коадъютора митрополии Киевской, которые от него не отъемлются, по-прежнему, имеет к митрополиту Киевскому отношение по-прежнему... " . В 1832 году Виленская губерния отошла от Минской к новоучрежденной епархии Полоцкой, а в 1840 году, после второго воссоединения униатов, Минская епархия вошла в границы Минской губернии. По сообщению Дурново " ... Минские архиепископы до сентября 1840 г. имели большей частью пребывание в Слуцком Свято-Троицком монастыре... " .

http://azbyka.ru/palomnik/Минская_област...

В 1921 г., после принятия монашества с именем Лоллий, хиротонисан во епископа Могилёвского (по Могилёв-Подольской кафедре). Хиротонию в Киеве возглавил экзарх Украины митр. Михаил (Ермаков) . Л. стал одним из 6 викарных архиереев Подольской епархии (см. Каменец-Подольская и Городокская епархия ). После того как в мае 1922 г. Подольский архиеп. Пимен (Пегов) заявил о признании обновленческого Всеукраинского высшего церковного управления, Л. также примкнул к обновленчеству . Организовал Могилёв-Подольское обновленческое окружное церковное управление. 17 июля 1923 г. архиеп. Пимен, Л. и Каменецкий еп. Адриан (Анципо-Чикунский) пытались провести епархиальный обновленческий съезд в Преображенском соборе г. Винницы, но не были допущены туда правосл. общиной храма. После избрания в окт. того же года архиеп. Пимена главой обновленческого Всеукраинского синода и переезда его в Харьков Л. стал самостоятельно управлять перешедшими в обновленчество приходами Могилёв-Подольского викариатства. В сент. 1924 г. был кооптирован в состав обновленческого Всеукраинского синода, возведен в сан «архиепископа». Принял участие в обновленческом Всеукраинском предсоборном совещании в Харькове в нояб. того же года, где участвовал в обсуждении вопроса о взаимоотношениях с автокефалистами-«самосвятами» во главе с В. К. Липковским , выступил с докладом «О несостоятельности липковщины с догматической и канонической точки зрения». 17 нояб. 1924 г. назначен обновленческим «архиепископом» Подольским и Брацлавским. По инициативе Л. центр обновленческой епархии был перенесен из Каменец-Подольска в Винницу. Из-за сопротивления правосл. верующих обновленцам при поддержке советских властей удалось организовать свои приходы в Виннице только к апр. 1925 г. До того Л. пребывал в Шаргороде. Обновленцы захватили кафедральный Преображенский собор, затем власти передали сторонникам Л. и др. винницкие церкви. С 1925 г. преподавал в обновленческой Киевской высшей богословской школе. В дек. 1927 г. на состоявшемся в Кургане обновленческом епархиальном съезде Л. был избран на Курганскую обновленческую кафедру, но в июне 1928 г. официально отказался от управления Курганской епархией ( Михайлов А. А. Курганская епархия 1922-1935 гг.: (Церк. обновленческий раскол в Зауралье)//IV Емельяновские чт.: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Курган, 2009. С. 134). По нек-рым сведениям, в 1928 г. был переведен на Изюмскую викарную кафедру обновленческой Харьковской епархии.

http://pravenc.ru/text/2110673.html

Сергий, архиепископ Ладыжинский, викарий Тульчинской епархии (Аницой Сергей Леонидович) Дата рождения: 17 января 1979 г. Дата хиротонии: 24 марта 2018 г. Дата пострига: 8 декабря 2008 г. День ангела: 18 июля Страна: Украина Биография: Родился 17 января 1979 г. в г. Сумы. 23 июля 2002 г. архиепископом Херсонским и Таврическим Ионафаном рукоположен в сан диакона. С 12 декабря 2002 г. ключник Свято-Духовского кафедрального собора г. Херсона. 1 июня 2004 г. возведен в сан протодиакона. 13 ноября 2005 г. архиепископом Ионафаном рукоположен в сан пресвитера. С 14 ноября 2005 г. настоятель Свято-Духовского кафедрального собора г. Херсона. С 1 мая 2006 г. секретарь Херсонской епархии . 8 декабря 2006 г. архиепископом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном принят в клир Тульчинской епархии . 9 декабря 2006 г. назначен настоятелем кафедрального собора в честь Рождества Христова в Тульчине (Винницкая область) и секретарем Тульчинской епархии. В 2007 г. окончил Киевскую духовную семинарию (заочное отделение). 8 декабря 2008 г. архиепископом Ионафаном пострижен в монашество с именем Сергий в честь прп. Сергия Радонежского. 26 декабря 2008 г. возведен в сан игумена, 23 мая 2009 г. возведен в сан архимандрита. В 2010 г. окончил Киевскую духовную академию (заочное отделение). Решением Синода Украинской Православной Церкви от 14 марта 2018 г. ( журнал 5 ) избран епископом Ладыжинским, викарием Тульчинской епархии. Наречен во епископа 23 марта 2018 г. в храме Рождества Пресвятой Богородицы Киевской духовной академии. Хиротонисан 24 марта за Божественной литургией в Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерской лавры . Богослужения возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий . 17 августа 2022 г. за Литургией на соборной площади Киево-Печерской лавры Блаженнейшим митрополитом Онуфрием  возведен  в сан архиепископа. Образование: 2007 г. Киевская духовная семинария (заочно). 2010 г. Киевская духовная академия (заочно). Епархия: Тульчинская епархия (Викарный архиерей)   Научные труды, публикации: Слово архимандрита Сергия (Аницоя) при наречении во епископа Ладыжинского, викария Тульчинской епархии. Награды: Церковные: E-mail: tulchin-eparhiya@ukr.net Web-caйm: http://tulchin-eparchia.org.ua Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5168018...

После соединения Полоцкой и Могилевской губерний в одну с именем Белорусской губернии, Могилевская и Полоцкая епархия переименована в Белорусскую и Могилевскую в объеме новой губернии с кафедрой в Могилеве, хотя губернским городом был назначен Витебск. 1152 Брацлавская и Подольская епархия, удержав прежнее название, была введена в границы Подольской губернии с разделением на 12 духовных правлений по числу уездных городов, в том числе Балтский (Еленский) уезд. 1153 Другие епархии, по мере возможности, или, как выразился св. Синод, где это удобно, после указа 16 сентября 1797 г. до нового общего распоряжения в 1799 г. приводились в соответствие с губерниями, о чем можно заключить из нижеприведенных ведомостей с указанием состава епархий по новому губернскому делению (стр. 840–851). Прикрытие Олонецкой губернии с припиской большинства её городов к Новгородской губернии повлекло за собой расширение прав новгородского викария епископа старорусского. Одновременно с ним московский викарий епископ дмитровский получил права полусамостоятельного епархиального архиерея. 18-го декабря 1797 г. общей росписью «о прибавочных на духовные места суммах», собственноручно утвержденной Его Императорским Величеством при Именном указе Св. Синоду, новгородскому и московскому викариям, наравне с переяславским, предоставлено право иметь свои соборы и особые консистории. 1154 Затем обращено было внимание на трудность и неудобство для двух первенствующих великорусских архиереев – новгородского и московского – управлять своими епархиями при множестве городов и церквей в их ведомстве. В целях облегчения управления того и другого, Св. Синод в особом докладе на Высочайшее Имя проектировал, во-первых, новгородскому викарию назначить в управление церкви, отошедшие от Архангельской епархии к Новгородской губернии, после упразднения 12 декабря 1796 года Олонецкой губернии; московскому викарию передать в управление все церкви, находившиеся в Калужской губернии, во-вторых, местопребывание их оставить прежнее, т. е. для новгородского – в новгородском Хутынском, для московского – в московском Богоявленском монастырях с переменой титулов старорусского епископа в «олонецкого и каргопольского», дмитровского – в «калужского и боровского», в-третьих, вследствие изменения титулов викариев, московскому митрополиту именоваться «московским и можайским», вместо «и калужский», епископу архангельскому вместо «и олонецкий» – «холмогорский». 5-го октября 1798 г. доклад Св. Синода Высочайшие утвержден, за исключением перемены архиерейских титулов. Московский, архангельский и викарные архиереи с их епархиями сохранили свои прежние наименования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Епархия Минская получала, таким образом, совершенно беспримерную физиономию, обширностью своих границ и количеством находящихся в её пределах церквей превышая все существующие епархии. Кроме того, внутренняя жизнь Минской епархии, по своему богатству и по мере требуемой ею от её владыки затраты энергии и сил, также представляла собой необычное явление. Назначенная императрицей «комиссия» для изыскания средств к «лучшему успеху дела воссоединения», состоявшая из митрополита Гавриила, канцлера графа Александра Андреевича Безбородко и генерал-губернатора Тутолмина, бывшего ещё с февраля в Петербурге 1343 , решила ввести в необычной епархии надлежащее устройство. Комиссия выработала проект, которым из наличиного состава Минской епархии выделялась одна самостоятельная епархия и учреждалась одна викарная. Заслушав этот проект в заседании 2-го апреля, св. синод постановил поднести проект на утверждение императрицы, мотивируя его следующим образом: «Кроме количества церквей (2,328 присоединённых из уинии), какового ни в одной из внутренних российских епархий нет, обширность Минской епархии столь велика, что архиерею одному по пастырскому своему долгу все церкви обозреть не возможно, кольми же паче в должном распоряжении, каково при сем важном произшествии (разумеется дело возсоединения), по разным встречающимся обстоятельствам, весьма нужно, успеть не возможно; сверх того, и униатских церквей показано не присоединившихся 2,996, кои, по отзыву преосвященнаго Виктора, обратиться не укоснят, а при таковом случае должны быть прилагаемы сугубыя меры и личное архиерейское посещение селений» 1344 . Проект получил высочайшее утверждение, и императрица выдала св. синоду 12 апреля 1795 года соответствующий указ. В указе говорилось, что «так как более миллиона из народа российскаго, под обладанием польским бывшаго и ныне к древнему его отечеству паки присоедяненнаго, лестию и насилием с пути праваго в соединение с римскою верою совращеннаго», оставили свое заблуждение и к истинной матери их православной восточной грекороссийской церкви добровольно соединилися, да и нет сомнения, что и прочие им единомышленные таковому же спасительному примеру последовать будутъ, – – – то, при сем расширении православия и потому умножении благочестивых церквей, для лучшаго управления дел духовных, на первое время в обширной епархии новоприсоединенных областей учреждается один местный архиерей» и, кроме того, в помощь Минскому архиепископу определяется один викарий. Новому «местному архиерею» присвоивался титул «епископа Брацлавскаго и Подольскаго»; викарий должен был титуловаться епископом Житомирским»; соответственно этому, и прежний титул преосвященного Виктора заменялся титулом: «архиепископ Минский и Волынский» 1345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Кармелитский костел в честь Девы Марии в Каменце-Подольском. Фотография. 1895 г. (ГПИБ) Кармелитский костел в честь Девы Марии в Каменце-Подольском. Фотография. 1895 г. (ГПИБ) В 1717 г. еп. Стефан Рупневский разделил епархию на 4 деканата (Дунаевецкий, Язловецкий, Меджибожский и Сатановский). В 1758-1765 гг. в Подолье было насильственно переведено из униатства в лат. обряд свыше 1 тыс. чел. В 1793 г. в Подолье насчитывалось 1442 униат. прихода и 5 мон-рей, а также 102 римско-католич. прихода, 27 муж. и жен. монастырей. Наиболее крупными являлись католич. мон-ри в Каменце: доминиканский (кон. XIV в.), францисканский (кон. XIV в.), иезуитский (1611), кармелитов босых (1653), бонифратров (1667), тринитариев (1699). Имелись католич. мон-ри и в др. городах Подолья: доминиканские - Барский (1598), Летичевский (1606), Шаравский (Шаровский, 1607), Тывровский (1612), Мурафский (1612), Черленковский (1624), Тульчинский (1636), Пилявский (1640), Соколецкий (1723), тринитариев - Брацлавский (1730), Браиловский (1744), капуцинов - Збрижский в Каменецком у. (1744), Винницкий (1745), Дунаевецкий (1751), а также Городокский монастырь сестер милосердия (шариток) (1754), Барский кармелитский мон-рь (1759), Ярмолинецкий бернардинский мон-рь в Каменецком у. (1762). Наибольшее число католич. приходов и мон-рей действовали в зап. Подолье, в Каменецком, Проскуровском, Ушицком уездах. Армянская икона Божией Матери. Гравюра. 1895 г. (ГПИБ) Армянская икона Божией Матери. Гравюра. 1895 г. (ГПИБ) В 1795 г. указом имп. Екатерины II Каменец-Подольский католич. диоцез был ликвидирован, почти все католич. мон-ри закрыты, образована католич. Летичевская епархия. Римский папа не признал это преобразование, и в 1798 г. имп. Павел I восстановил католич. Каменец-Подольскую епархию в составе Могилёвской митрополии. Несмотря на меры правительства по ограничению присутствия католич. Церкви в Подолье, количество лат. приходов здесь увеличилось, по-видимому за счет перехода в лат. обряд униатов. В 1800 г. в Каменце-Подольском для новообращенных был построен костел на польск. кладбище. В 1811 г. римо-католики отдали не имевшей храма униат. общине Каменца армяно-католич. Благовещенскую часовню, которая в 1811-1839 гг. действовала как униат. Никольский храм.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Только визит в Польшу Антиохийского Патриарха Феофана, рукоположившего здесь в 1620 г. в митрополиты Иова Борецкого (1620–1631), восстановил православную иерархию в Польше. В 1632 г. благодаря трудам нового митрополита Петра Могилы (1632–1647), выдающегося богослова и литургиста, основавшего в Киеве высшее православное учебное заведение — Коллегию, на всей территории Польши удалось восстановить легальный статус Православной Церкви. После воссоединения Украины, составлявшей восточные области Польши, с Россией в 1654 г., в 1686 г. Киевская митрополия вошла в состав Русской Церкви. Православные на территории Польши и Беларуси оказались в униатском и католическом окружении. Католичество постепенно начинает все больше и больше торжествовать над православием, и к концу XVII b. большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. Храмы продолжали насильственно закрываться, богослужения совершались в частных домах. Со второго десятилетия XVIII b. для всего православного населения Западной Руси, входившей в состав Польши, остался только один православный епископ — Белорусский. Не изменил бедственного положения православных и польский сейм 1788–1792 г., провозгласивший религиозную свободу. Главными очагами Православия продолжали оставаться немногочисленные монастыри. В конце XVIII b. в Польшу проникают греческие православные купцы, которые поселяются здесь и стремятся поддержать Православие. Но правительство не разрешало им устраивать храмы, а поэтому богослужение совершалось в молитвенных домах. Священники приглашались из Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции. 12.1.3. Православие на присоединенных к России польских землях (XIX — начало XX в.в.) В 1795 г. в результате третьего раздела Польши восточная ее часть входит в состав Российской империи. Началось возрождение Православия, латинская пропаганда и притеснения православных прекратились. С 1793 г. православные приходы в Польше были объединены в Минскую епархию. Начинается свободное возвращение христиан из унии в Православие. В некоторых местах, например, в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило довольно быстро и спокойно. В 1834 г. в Варшаве уже было учреждено викариатство Волынской епархии. В 1839 г. Полоцкий собор ликвидировал унию на территории Польши и Беларуси. В 1840 г. в Варшаве учреждается самостоятельная епархия, а в 1875 г., после присоединения униатов Холмщины, епархия стала называться Холмско-Варшавской. В 1905 г. Холмщина была выделена в самостоятельную епархию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Глава девятая Второй раздел Польши (1792 – 1793 гг.). V. Учреждение Минской, Изяславской и Брацлавской епархии 13 апр. 1793 г.). Перевод на нее Виктора Садковского с заграничной переяславской кафедры. Переяславское викариатство Киевской епархии в пределах России. Деятельность Виктора Садковского на новой кафедре в деле воссоединения униатов. Третий раздел Полыни (1794 – 1795 г.). Вопрос об открытии новых епархий в пределах Минской архиепископии – второклассной Брацлавской и Подольской и викариатства Минской епархии – епископства житомирского (на Волыни). VI. Житомирская епархия и её состав. VII. Брацлавская и Подольская епархия: их устройство и состав. Территория Минской епархии после образования Брацлавской и Житомирской епархий. Причины непостоянства и спутанности территорий западнорусских епархий в конце XVIII в. Отписка Полоцкой губернии от Псковской епархии и присоединение её к Могилевской епархии 10 янв. 1795 г., переименованной в Могилевскую и Полоцкую. Затруднения по обращению униатов в православие в Могилевской епархии при преемнике Георгия (Конисского) Афанасии (Вольховском). Изменение территорий малорусских, южных и отчасти западнорусских епархий в связи с образованием новой Вознесенской губернии и изменением состава соседних с ней губерний – Киевской, Екатеринославской. Брацлавской и др. (17 марта – 18 июля 1796 г.). Состав епархий: Киевской, Минской (в её территорию вошли еще новые губернии – Виленская и Слонимская). Екатеринославской, в состав которой вошла Вознесенская губерния, обнимавшая собой, между прочим, земли, приобретенные от Турции. Церковноепархиальное управление Молдо-влахийской митрополией. Викариатство Белградское-Бендерское (1791 –1792 г.). Колонизация Северного Кавказа. Распространение и восстановление христианства среди народов Северного Кавказа, особенно осетин и кабардинцев. Осетинская Духовная Комиссия. Ее деятельность и внутреннее неустройство. Преобразования в Комиссии. Открытие Моздокского и Моджарского (Можарского) викариатства Астраханской епархии (1793 г.). Епископ Гаий (Такаов – 1793 – 1799 г.). Устройство Моздокского викариатства; власть Моздокского епископа в пределах Кавказской области, составившей территорию Моздокского викариатства. Значение его в деле распространения христианства на Северном Кавказе. Преждевременное прикрытие Моздокского викариатства (1799 г.) и присоединение его территории к Астраханской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Шестое. Умерев, а затем воскреснув из мертвых, вознесшись превыше Небес, Господь Иисус Христос подтвердил истинность ряда важнейших ветхозаветных пророчеств, также евангельской проповеди о будущем воскресении мертвых, упразднил безнадёжие и отчаяние в людях, насытил земное человеческое бытие смыслом. После всего этого, впрочем, не сразу, Господь образовал Свою Церковь , которую наделил всеми необходимыми спасительными средствами дл освобождения человека от власти диавола и греха. Подводя под сказанным черту, заметим: Страдания и смерть Господа Иисуса Христа на Кресте носили жертвенный характер. В Жертву Он принес Себя добровольно, по человеческому естеству, а по Божественной сущности, то есть как Бог, воспринял эту Жертву с Отцом и Святым Духом (выражаясь иначе, восприятие Жертвы было осуществлено Пресвятой Троицей, а не исключительно какой-либо отдельной Её Ипостасью). Под Искуплением следует понимать действие Божие, направленное на Спасение мира и человека, осуществленное через жертвенные Крестные Страдания и смерть Богочеловека Иисуса Христа. В ином осмыслении искупление – это совокупность всех вообще действий Господа Иисуса Христа, совершенных во время земного служения, направленных на наше Спасение. 1 . Гурьев В. Прот. (составитель). Пролог в поучениях. Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 2 . Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского. Изд. НИКА СМП «Житомер-РИКО-ПРЕСС-РЕКЛАМА», 2002. 3 . Баранов А. (составитель сборника). О прелести и фанатизме в духовной жизни. Советы православным, как избежать этого состояния. Изд. ОБРАЗ (Тульская Епархия), 2010. 4 . Преподобный Ефрем Сирин . Творения. Изд. Московский Патриархат, Молдавская митрополия, Единецко-Бричанская Епархия, 2002. 5 . Лактанций . Божественные установления (книги I – VII). СПб.: Изд. Олега Абышко, 2007. 6 . Собрание сочинений и переводов Евсевия, епископа Подольского и Брацлавского, синодального члена, экзарха Грузии, архиепископа Карталинского и Кахетинского, СПб.: Изд. Общества памяти игумении Таисии, 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Минская Основана 13.04.1793 (по ААО. Т. 1. С. 156 – в 1793 г. ; С. 28 – в 1796 г.) Образована для западных областей, возвращенных России по второму разделу Польши, на месте упраздненных Туровской (остававшейся до 1798 г. в ведении Киевской митрополии) и Слуцкой епархий. Кафедра Минского архиерея перенесена из Слуцка в Минск по указу 12.04.1795, но «...на деле перемещение Минского Преосвященного на жительство в Минск совершилось только в 1799 году...» ( Рункевич С. История Минской архиепископии. СПб., 1893, С. 335). «...Минская епархия вскоре затем приняла в свой состав и Литовские области, возвращенные России при третьем разделе Польши. После этого она явилась далеко превышающею, по занятому ею пространству, многие из епархий. С другой стороны, воссоединение с Православною Церковью полутора миллиона западнорусских униатов... сделало Минскую епархию еще большею... Уже в 1795 году было найдено необходимым выделить из Минской епархии одну епархию самостоятельную – Брацлавскую (ныне Подольскую) и одну викарную – Житомирскую (Волынскую)... Затем, в 1832 году, от Минской епархии отошла губерния Виленская к новоучрежденной епархии Полоцкой, а в 1840 году, после второго воссоединения униатов... Минская епархия, наконец, вошла в свои нынешние границы, определяемые границами Минской губернии...» (ЦВ. Прибавление. 1893. 50. стб. 1820). Архиепископия. «...Минские архиепископы до сент. 1840 г. имели б. ч. пребывание в Слуцком Свято-Троицком монастыре...» (Н.Д. Иерархия... С. 240). В условиях оккупации с 20.09(03.10)1941 г. по (07.07)1944 г. – временная автономия в юрисдикции Московского Патриархата на основании Указа ВЦУ при Св. Патриархе Тихоне 362 1920 г. Этим указом дозволялось временное автономное управление в условиях изоляции от Высшего церковного управления РПЦ. Именовалась: с 13.04.1793 (по друг.: с 13.04.1794) – Минская, Изяславская и Брацлавская; с 12.04.1795 – Минская и Волынская, коадъюторство (викариатство) Киевское; с 04.08.1799 (по др. с 16.10.1799) – Минская и Литовская;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010