Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИНСКАЯ И ЗАСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Минске. 1633–1642 гг. Фотография. 2014 г. Кафедральный собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Минске. 1633–1642 гг. Фотография. 2014 г. (Белорусского Экзархата РПЦ), учреждена в 1793 г. как Минская, Изяславская и Брацлавская, с 12 апр. 1795 г. Минская и Волынская, с 16 окт. 1799 г. Минская и Литовская, с 1833 г. Минская и Гродненская, с 1840 г. Минская и Бобруйская, с 1878 г. Минская и Туровская, с 18 авг. 1923 г. Минская и Белорусская, с 13 июля 1927 г. Минская, с 13 дек. 1930 г. Минская и Белорусская, с 4 сент. 1944 г. Минская и Могилёвская, с 12 февр. 1945 г. Минская и Белорусская, с 1989 г. Минская и Гродненская, с 1992 г. Минская и Слуцкая, с 23 окт. 2014 г. Минская и Заславская. В совр. границах существует с 23 окт. 2014 г., охватывает г. Минск и Минский р-н (Белоруссия). Кафедральный город - Минск, кафедральные соборы - во имя Св. Духа в Минске, в честь Преображения Господня в Заславле. Правящий архиерей - митр. Минский и Заславский Вениамин (Тупеко ; с 25 авг. 2020). Епархия разделена на 10 благочиннических округов (7 городских и 3 районных). Объединяет 87 приходов (имеющих регистрацию) и минский во имя мученицы великой княгини Елисаветы женский монастырь . В епархии совершают служение 208 священников, 46 диаконов. При ЕУ работают отделы: социальный, религ. образования и катехизации, миссионерский, по работе с нарко- и алкоголезависимыми, по делам молодежи, по защите материнства и семейных ценностей, а также информационно-консультативный миссионерский центр во имя прп. Иосифа Волоцкого, комиссия по разбору проблем на приходах, ревизионная комиссия, комиссия по контролю ассортимента иконных лавок и церковных магазинов, архитектурно-художественный совет. 1793-1799 гг. К кон. XVII в. Минск был известен как крупный правосл. центр, здесь иногда жили архиереи. На рубеже 60-х и 70-х гг. XVII в. в минском Петропавловском мон-ре находился Македонский митр. Софроний Гелепонос, к-рый по согласованию с Киевским митрополитом рукополагал в священный сан и постригал в монашество. По этому поводу униат. Киевский митр. Гавриил Коленда в 1670 г. жаловался польскому кор. Михаилу Корибуту Вишневецкому (Собрание древних грамот и актов. 1848. С. 140).

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Состоялись торжества по случаю 15-летия образования Абаканской и Кызылской епархии 20 августа 2010 г. 14:31 19 августа 2010 года, в праздник Преображения Господня, в Абакане состоялись торжества по случаю 15-летия образования Абаканской и Кызылской епархии . В этот день Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Абакана совершили архиепископы Красноярский и Енисейский Антоний , Тульчинский и Брацлавский Ионафан , Томский и Асиновский Ростислав и Абаканский и Кызылский Ионафан в сослужении духовенства Абаканской и Красноярской епархий. После Евангельского чтения со словами проповеди к верующим обратился архиепископ Ростислав. Также за богослужением владыка Ростислав, по просьбе архиепископа Ионафана, рукоположил выпускника Томской духовной семинарии диакона Андрея Спирина в сан пресвитера. По заамвонной молитве состоялось освящение плодов. По окончании Божественной литургии Преосвященные владыки поздравили архиепископа Ионафана с 15-летием образования епархии. В своем слове архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний подчеркнул, что за 15 лет Абаканская епархия сильно преобразилась. Появилось большое количество приходов, открылась православная гимназия в Абакане. Епархия ведет большую просветительскую и миссионерскую деятельность: издаются газеты, при приходах работают воскресные школы, ведется работа с молодежью, а также развиваются конструктивные связи с правительствами республик Хакасия и Тыва. В дар владыке Ионафану архиепископ Антоний преподнес архиерейское облачение. По словам архиепископа Тульчинского и Брацлавского Ионафана, Сибирская земля дала множество святых угодников Божиих; люди, живущие на этой земле, отличаются трудолюбием, гостеприимством и горячей верой. Было принято решение, что Абаканская и Тульчинская епархии станут епархиями-побратимами. Архиепископ Абаканский и Кызылский Ионафан передал пастве Хакасии и Тувы благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, поблагодарил Преосвященных архипастырей за участие в торжествах и в качестве памятного подарка преподнес владыкам архиерейские посохи. Также состоялось первое награждение епархиальными медалями в честь священномученика Евфимия (Горячева). Церковная награда была учреждена по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в 2010 году. Медалей в честь священномученика Евфимия (Горячева) I степени были удостоены: председатель правительства Республики Хакасия В.М. Зимин, мэр Абакана Н.Г. Булакин, архиепископ Красноярский Антоний, архиепископ Тульчинский Ионафан, архиепископ Томский Ростислав, настоятель Спасо-Преображенского собора Абакана протоиерей Сергий Тимонов, директор православной гимназии священник Александр Горбатов. Абаканская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1252934.ht...

В 1815 г. в Подольской губ. насчитывалось 70 католич. приходов и 10 деканатов: Зиньковский, Проскуровский, Летичевский, Литинский, Винницкий, Брацлавский, Балтский, Ямпольский, Ушицкий и Могилёвский. В 1833 г. почти все католич. мон-ри Подолья были закрыты (за исключением Каменец-Подольского кармелитского и Винницкого капуцинского). В 1866 г. римско-католич. Каменец-Подольская епархия была упразднена, все существовавшие в ней деканаты перешли в ведение римско-католич. епископов Луцких и Житомирских, окормлявших католиков Подолья на правах апостольских администраторов. В 1896 г. Римско-католическая Церковь имела в Подольской губ. 202 храма, из них в Каменец-Подольском у.- 14 храмов, в Ушицком у.- 15, в Проскуровском у.- 12 храмов. Отдельным подразделением Римско-католической Церкви в Подолье была Армяно-католич. Церковь, существовавшая в регионе с 1634 г., после заключения унии Львовской армяно-григорианской митрополии с Римом. В 1666 г. Львовский армяно-католич. еп. Николай Торосович захватил все арм. храмы Каменца, учредил свою резиденцию при кафедральном соборе. Впосл., несмотря на протесты армян Подолья, Каменецкая армяно-католич. епархия была упразднена, ее приходы вошли в непосредственное подчинение римско-католич. Каменецкому епископу. Арм. церкви в Баре, Жванце, Язловце были обращены в польск. костелы. В нач. XIX в. под давлением рус. властей римо-католики предоставили подольским армянам-униатам некоторую самостоятельность. В 1809-1855 гг. действовал апостольский викариат для католиков арм. обряда в России с центром в Могилёве-Подольском, в викариат вошли армяно-католич. приходы в Могилёве-Подольском, Каменце-Подольском, Рашкове и Балте. По переписи 1897 г., население Подольской губ. следующим образом распределялось по конфессиям: православные - 2358 тыс. (78,4%), иудеи - 370,6 тыс. (12,28%), римо-католики - 262,7 тыс. (8,7%), старообрядцы - 18,8 тыс. (0,62%). Национальный состав: украинцы - 80,93%, евреи - 12,24, русские - 3,28, поляки - 2,28%. Т. о., среди римо-католиков значительную долю составляли украинцы, вероятно потомки униатов, принявших лат. обряд на рубеже XVIII и XIX вв. После издания манифеста «Об укреплении основ веротерпимости» количество католиков в населении губернии немного возросло. В 1911 г. в губернии насчитывалось 2708,2 тыс. православных (76,4%), 322 тыс. католиков (9,1%). В июне 1907 г. униат. митр. А. Шептицкий попытался возобновить униат. структуры в Подолье, подписав указ о назначении свящ. А. Зерчанинова наместником Каменец-Подольской епархии, но план не был осуществлен.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

С новыми областями Минская епархия могла разрастись до необыкновенных размеров. По своей территории и числу церквей она превосходила бы все тогдашние русские епархии. Минская епархия и без того оказывалась в исключительных условиях, а по территории, числу церквей и внутренней жизни представляла собой ненормальное явление. Она требовала от епископа Виктора необыкновенной энергии. При всей энергии и знании дела он, однако, не мог справиться со всеми делами по своей епархии, касавшимися, главным образом, воссоединения униатов, о чем сам доносил Св. Синоду. Правительство вполне понимало положение епископа Виктора. Поэтому Императрица лично назначила особую «комиссию» для выработки мер «к лучшему успеху дела воссоединения». Комиссию составили митрополит новгородский Гавриил (Петров), канцлер граф Александр Андреевич Безбородко и генерал-губернатор Минской, Изяславской и Брацлавской губерний Тимофей Иванович Тутолмин. Комиссия обратила свое внимание на епархиальное устройство областей, отошедших от Польши к России, где шло воссоединение униатов. Имея в виду множество церквей Минской архиепископии, она сначала предполагала определить в Изяславскую губернию только викария Киевской митрополии «для удобнейшего исполнения церковных дел на месте». С таким мнением не согласился митрополит Гавриил. «В рассуждение весьма обширного расстояния новоприсоединенных мест, простиравшегося от Курляндии до Волыни и по другую сторону по Днепру в Подолию», он находил необходимым дать особого викария минскому архиепископу. Перевод Киевского викария в Подолию он считал невозможным в виду того, что в Киевской епархии, «яко не малочисленной церквами», при слабом здоровье Киевского митрополита необходим постоянный викарий, который жил бы в Киеве без отлучки. При дальнейшем обсуждении вопроса Комиссия выработала сложный проект, которым, между прочим, из наличного состава Минской епархии выделялась одна самостоятельная епархия и учреждалось особое викариатство Минской епархии. Местная кафедра второго класса, степенью под Новгород-Северской, проектировалась для Брацлавской губернии с титулом для архиерея «брацлавский и подольский».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

1986-1987 годы можно считать поворотным моментом в положении религии и верующих в СССР, ведь с 1987 г. атеизм уже не наступает, а, скорее, обороняется. Начался всесторонний кризис советской системы. Конец 80-х - начало 90-х лет ознаменовались активным ростом количества приходов в епархии. В 1988 г. Винницкая епархия активно участвовала в общецерковных торжествах по случаю 1000-летия Крещения Руси. В 1990 г. Церкви был возвращен Спасо-Преображенский храм, который снова стал кафедральным собором Винницких архиереев. Восстановление церковной жизни после распада СССР и до этого времени связано с именами митрополитов Винницких Агафангела (Саввина) и Макария (Свистуна), а также епископа Пантелеимона (Бащука), викария Винницкой епархии. Число приходов к 1994 г. достигло 561. 4 октября 1994 г. указом Священного Синода УПЦ Винницкая и Брацлавская епархия была разделена на Винницкую и Могилев-Подольскую, с центром в г. Винница, и Тульчинскую и Брацлавскую с центром в г. Тульчин. На 1 августа 2008 года в Винницкий епархии насчитывалось 399 приходов которые окормляли 298 священнослужителей. На протяжении двух последних десятилетий Винницкая епархия динамично развивается: возрастает количество приходов, возрождаются монастыри, восстанавливаются старые и строятся новые храмы, открываются воскресные школы, основываются библиотеки. Священники и миряне активно участвуют в делах милосердия, просвещения и воспитания, пополняя духовную и культурную сокровищницу нашего народа, имеющую свое основание в событии Крещения Киевской Руси святым Равноапостольным князем Владимиром. Святые [ править править код ] Собор Винницких святых , празднование Украинской Православной Церкви в честь святых в земле Винницкой просиявших. Празднуется 1 сентября. Празднование Собора святых Винницкой земли было установлено согласно рапорту митрополита Винницкого и Барского Симеона (Шостацкого) по благословению Священного Синода Украинской Православной Церкви 1 апреля 2015 года. В состав Собора были включены: Святыни [ править править код ] Храмы [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Винница

Рост числа епархий за два столетия иллюстрирует следующая таблица: 1700 г. — 22 епархии 1764 — 29 (из них 3 ) 1799 — 36 1825 — 40 (из них 4 в составе Грузинского экзархата) 1855 — 55 1900 — 65 (из них 1 на территории США) 1917 — 68 После ссылки епископа Игнатия в 1700 г. Петр I повелел передать Тамбовскую епархию в ведение Рязанского епископа, а в следующем году подчинил ее управлению Синодальной области. В 1700 г. по распоряжению царя была основана епархия в только что завоеванном Азове, которая просуществовала всего год. Кроме того, в 1707 г. Петр повелел создать Иркутское викариатство при Тобольской епархии, а еще ранее, в 1700 г., викарий появился и в Переяславле, в качестве коадъютора Киевского это последнее викариатство в 1731 г. было преобразовано в самостоятельную епархию. В том же году Холмогорская епархия была переименована в Архангельскую. Несколько новых кафедр открылось при императрице Елизавете, прежде всего — Петербургская (1742). В 1742 же году по предложению членов Святейшего Синода Амвросия Юшкевича и Арсения Мацеевича была восстановлена Московская При Екатерине II по штатам 1764 г. все епархии были разделены на три причем к первой степени относились 3, ко второй — 8 и к третьей — 15 епархий. В составе Московской епархии штаты предусматривали создание Севского викариатства, которое, просуществовав до 1787/1788 г., стало затем самостоятельной епархией с центром в Орле. К 1764 г. в империи насчитывалось 29 епархий, включая сюда и три малороссийских (Киевскую, Черниговскую и При Екатерине II было основано еще 9 епархий. Разделы Польши привели к присоединению в 1772 г. Могилевской епархии, а в 1795 г.— Брацлавской, Подольской и Минской (последняя до 1799 г. представляла собой викариатство Киевской Дальнейшие преобразования системы епархий имели место при Павле I, так что в конце столетия в империи было уже 36 епархий. В царствование Александра I собственно в России была открыта только одна епархия — Кишиневская в Бессарабии (1813). Грузинский экзархат, имевший при вхождении в состав Российской империи 11 епархий и 4 викариатства, получил новую организацию

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

В кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. в епархии значительно увеличилось количество приходов. В 1990 г. Церкви был возвращен Преображенский собор, вновь ставший кафедральным. К 1994 г. количество приходов в Винницкой епархии достигло 561. В связи с этим Священный Синод УПЦ 4 окт. 1994 г. принял решение о разделении Винницкой епархии на Винницкую и Могилёв-Подольскую с центром в Виннице и Тульчинскую и Брацлавскую с центром в городе Тульчине. После отделения Тульчинской в Винницкой епархии в 1997 г. насчитывалось 312 приходов, клир состоял из 174 священнослужителей (166 священников и 8 диаконов). Клирики епархии с сер. 1990-х гг. проводили работу в Вооруженных силах Украины, особенно активно в Виннице и Жмеринке. С 1998 г. священнослужители епархии окормляли заключенных в местах лишения свободы, в Винницкой городской тюрьме 1 действовал храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, в колонии в поселке Стрижавка Винницкого района – храм во имя святителя Николая Чудотворца. В Винницкой епархии активно работали общественные православные организации. В 1994 г. было основано братство преподобного Нестора Летописца, в 2000 г. создана областная организация Всеукраинского объединения «Путь православных», в следующем году начала работу городская молодежная организация, которая проводила активную благотворительную деятельность в винницком Доме малютки. Молодежная организация при кафедральном соборе курировала областную психиатрическую больницу, «Диалог-центр» помогал жертвам тоталитарных сект и деструктивных культов. В 2001 г. в Виннице начала работу городская ассоциация православных медиков. Общины городских храмов опекали детские дома, дом престарелых, помогали малоимущим прихожанам. Епархия принимала активное участие в областных и городских социальных благотворительных проектах. В 2002 г. были открыты пастырско-богословские курсы, посещение которых являлось обязательным для священнослужителей епархии. При общине во имя священномученика Владимира (Богоявленского) в Виннице в 2000 г. была создана иконописная школа-мастерская, воспитанники которой проводили занятия по иконописи в детских воскресных школах города. В большинстве приходов епархии начали работать воскресные школы и библиотеки. В 2003 г. было организовано областное и городское педагогическое общество во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия, занимающееся разработкой и внедрением курса «Основы православной культуры» в светских учебных заведениях.На 1 янв. 2004 г. в епархии насчитывалось 403 прихода, 1 женский и 3 мужских монастыря, в клире состояли 254 священнослужителя (240 священников и 14 диаконов), при епархиальном управлении действовали миссионерский, социальный, исторический отделы и пресс-служба.

http://pravenc.ru/text/158694.html

С переходом Шумлянского в унию, Подолия и Брацлавское воеводство мало по малу также обращены на унию. Перемышльская епархия Перемышльская епархия была одной из самых обширных епархий. В течении целого века она выдерживала борьбу с унией. В 1664 г. Суша называл ее «беспокойнейшей» и писал, что в ней «а 50 annis unitorum cum schismaticis perpetua est concertatio». 1029 Епископы этой епархии именовались Перемышльскими, Самборскими и Саноцкими. Михаил Копыстенский , с 1592 года: остался во всю жизнь верным православной церкви. Скончался в начале 1610 г. 1030 Преемник его Афанасий (Александр) Крупецкий , из местной шляхты, посвящен в 1610 г. в епископы униатским митрополитом Поцеем, с условием принятия унии. 1031 «Посмотри на богослова и проповедника, отца Крупецкого – писал о нем один из его современников. Этот пропил кресты, чаши, евангелия и кадильницы: а ризы, стихари и другую церковную утварь, пожертвованную для богослужения, подарил прелюбодейцам на кофточки, и много других беззаконий натворив, к той же унии перешел». Между тем и Поцей умывал руки в его избрании. «Как только я узнал о смерти перемышльского владыки в Варшаве, я сейчас же отправился к господину Калискому, старосте перемышльскому, который имеет большую силу, и просил его внимательно следить за этим делом, чтобы, каясь за львовского владыку, не пустить на перемышльскую кафедру схизматика; а я на эту кафедру представлял ему двух кандидатов, или Рутского, или Мороховского. О Рутском заметил, что он не тамошний уроженец, потому шляхта не примет его и произойдет волнение. То же заметил и о Мороховском. А о Крупецком, видит Бог , я и не думал. Вот уже недавно он писал ко мне, будто бы его королевская милость не думал ему отказать, только требовал, говорит, ходатайства, о котором будто бы сам король приказал ему писать ко мне. Правда я написал несколько слов в его пользу, а как написал – ваша милость можете посмотреть мое письмо. В особенности зная, что об этой епископии хлопотали явные схизматики и враги римского костела, я охотнее согласился на его избрание, зная, что он в делах церковных человек покорный и очень расположенный к св. унии, и хотя еще молод, но не старше был и Гришка Полоцкий». 1032 Ненависть его к православным и вражда против восточного обряда не знали границ. Но зато и православные страшно ненавидели его и один раз едва не убили. 1033

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1799 г. епархиальным центром стал Каменец-Подольский, для архиерейского дома и консистории было выделено помещение бывшего францисканского монастыря. 11 авг. 1799 г. епархия получила название Подольская и Брацлавская. Кафедральным храмом в Каменце-Подольском в разное время были Иоанно-Предтеченская, Свято-Троицкая церкви, в 1878-1920 гг.- Казанский собор. Архиеп. Иоанникий умер 7 февр. 1819 г., похоронен в Иоанно-Предтеченской ц. в Каменце-Подольском. Церковь во имя св. Иоанна Предтечи в Каменце-Подольском. Гравюра К. Вейермана по рис. Н. Хохрякова 1895 г. (ГПИБ) Церковь во имя св. Иоанна Предтечи в Каменце-Подольском. Гравюра К. Вейермана по рис. Н. Хохрякова 1895 г. (ГПИБ) До 1831 г. российское правительство мало обращало внимания на православных Подолья, религ. политика в регионе заключалась в периодической защите православных от католиков. Поддержка населением Подолья польского восстания 1830 г. (особенно в Каменецком, Брацлавском, Могилёвском и Литинском уездах) вынудила имп. Николая I Павловича уделить больше внимания Юго-Западному краю. На основании указа Синода от 4 февр. 1831 г. в Волынской и Подольской епархиях начался сбор информации о положении православных, в Подолье был направлен проф. КДА прот. Иоанн Скворцов . Он констатировал низкий уровень образования духовенства и плачевное состояние храмов. В епархии, к-рая объединяла 1550 приходов, лишь 316 священников имели богословское образование, 377 иереев не учились в школе, 36 приходов не имели пастырей. В 128 храмах Каменец-Подольского у. лишь 20 священников были богословски образованными, 45 иереев не имели образования вообще. В этот период увеличивалось количество правосл. учебных заведений. В 1804 г. в Подольской губ. имелось 21 приходское уч-ще (одно- и 2-классные), в 1825 г.- 44, в 1837 г.- 47 уч-щ с 1133 учениками. В 1836 г. в Подолье действовало 1512 правосл. храмов. 9 мая того же года Синод обратился к императору с докладом, в к-ром указывалось на необходимость учреждения вик-ства в Подольской епархии вслед. ее обширности. Император утвердил решение Синода о создании Винницкого вик-ства . Первым Винницким епископом стал ректор Минской ДС архим. Евгений (Добротворский). Местопребыванием викария назначили шаргородский во имя свт. Николая Чудотворца муж. монастырь . В 1861 г. Винницкое вик-ство было упразднено, вместо него в 1866 г. создано Балтское вик-ство , резиденцией Балтских епископов стал Свято-Троицкий мон-рь в Каменце-Подольском.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Каменец-Подольский, 1901; Орловский П., прот. Мат-лы для истории православной Церкви в бывш. Брацлавском воеводстве с 1776 по 1782 г. Каменец-Подольск, 1891; он же. Преосв. Виктор (Садковский), архиеп. Минский, Изяславский и Брацлавский, коадъютор Киевской митрополии, управляющий с 1785 по 1796 г. всеми правосл. церквами и мон-рями в пределах бывш. Царства Польского//Киев. старина. 1892. Т. 38. 7. С. 20-54; он же. Официальные док-ты по делу Виктора Садковского//Там же. 9. С. 414-420; он же. Мат-лы для истории православия и унии в Подолии во 2-й пол. XVIII в.//Тр. Подольского епарх. ист.-стат. комитета. Каменец-Подольский, 1897. Вып. 7. С. 337-343; [Петров Н. И., Гроденский М. И.]. Подолия. СПб., 1891; Сецинский Е. И., свящ. Мат-лы для истории правосл. мон-рей Подольской епархии: Каменецкий Св.-Троицкий мон-рь//Тр. Подольского епарх. ист.-стат. комитета. Каменец-Подольск, Вып. 5. С. 301-309; он же. То же: Каменецкий Воскресенский мон-рь на Рус. фольварках//Там же. С. 300-301; он же. Г. Каменец-Подольский: Ист. описание. К., 1895; он же. Исторические сведения о приходах и церквах Подольской епархии. 1: Каменецкий у.//Тр. Подольского епарх. ист.-стат. комитета. Каменец-Подольский, 1895. Т. 7; он же. Местночтимые и древние иконы в церквах Подольской епархии//Календарь Подольской епархии на 1896 г. Каменец-Подольск, 1895. С. 48-80; он же. Исчезающий тип деревянных церквей Подолии//Тр. Подольского церк. ист.-археол. об-ва. Каменец-Подольск, 1904. Т. 10. С. 393-416; он же. Ист. местности Подолии и их достопримечательности. Каменец-Подольск, 1911; он же. Исторические сведения о приходах и церквах Подольской епархии: Ушицкий у.//Тр. Подольского епарх. ист.-стат. комитета. Каменец-Подольский, 1916. Т. 12. С. 145-208; Ильяшевич В. Из воспоминаний свящ. Никифора Хмелевского об упраздненном базилианском училище в г. Умани//Киев. старина. 1892. Т. 38. 8. С. 160-167; Подольская епархия//Сб. стат. и справочных сведений за 1891-1892 гг./Сост.: В. М. Греченко. Каменец-Подольск, 1893. С.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010