Приведем цитату лишь из одного: «В 1961 году был отдан под суд архиепископ Иркутский Вениамин (Новицкий), уже прошедший лагеря в сталинские годы. Истинной причиной стало противодействие архипастыря закрытию храмов, но местное руководство обвинило его в незаконной покупке масла. Процесс должным образом освещался в прессе. Хотя архиепископ Вениамин был оправдан, беззаконные властители максимально использовали этот процесс для дискредитации Церкви» (Кострюков А.А. Лекции по истории Русской Церкви (1917-2008). Архиепископ Иркутский и Читинский Вениамин (Новицкий) в первой половине 1960-х годов Но два архиерея в этот период хрущевских гонений все же были осуждены и попали в тюрьму. Архиепископ Иов (Кресович), который как и владыка Вениамин, в прошлом был в иерархии Украинской Автономной Церкви в зоне оккупации, хоть избежал осуждения и Колымы при Сталине, при Хрущеве попал на три года в тюрьму по надуманному обвинению в экономических преступлениях. И Черновицкий архиерей Андрей (Сухенко) был осужден на восемь лет. Очевидно, что осуждены они были безвинно в назидание всем «реакционным» архиереям. В первой половине 1960-х годов шла ожесточенная антицерковная борьба. Архиереи старались сохранить от незаконного закрытия храмы. Владыка Симон (Ивановский), наставник владыки Вениамина в 1930-40-х годах на Украине, попросил перевести его на другую кафедру. Винницкая и Брацлавская епархия, которой он управлял, имела 600 храмов, а в результате хрущевского натиска их осталось менее 300. Он не хотел давать согласия на закрытие церквей, да еще в таких масштабах. Владыка Вениамин писал письма в Москву из-за беспорядков во время насильственного закрытия храма на станции Лазо Приморской области. В ходе конфликта дошло до того, что безбожники обещали защитникам храма «отрубать руки и ставить на Престол». Из-за активности уполномоченного из Совета по делам религий в Иркутск постоянно приезжали ревизоры для анализа надуманных финансовых нарушений Иркутско-Читинской епархии, по вопросу перевода духовенства на оклад.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/06/...

67 Не дожидаясь формального подтверждения полученного от губернатора известия, митрополит Иерофей дает немедленно приказ на имя Киевской духовной дикастерии о немедленном сношении с консисториями тех епархий, от которых имеют отойти к Киевской те или другие уезды. В силу этого приказа, дикастерия должна была требовать, чтобы Брацлавская консистория, за отъездом своего преосвященного (Иоанникия) в Москву, сама от себе, а Екатеринославская и Житомирская – с доклада своим епархиальным архиереям, тотчас же учинили предварительные предписании тем духовным правлениям или благочинным, которые находились в имеющих отойти к Киевской епархии уездах. По этим предписаниям, духовные правления и благочинные должны были заблаговременно: 1) привести в надлежащий, строго соответствующий указной форме, порядок все ревизские сказки о священно и церковно-служителях и их детях, 2) «со всякою исправностью «сочинить следующие ведомости: а) сколько к какому приходу принадлежит слобод и деревень, как они называются и как далеко отстоят от приходских церквей; б) сколько в каждом приходе находится, порознь мужеского и женского пола, душ, исповедующих православную веру; с) в каких местах учреждены духовные правления, и кто в них состоит присутствующими. Все эти ведомости по составлении должны содержаться «в такой готовности, чтобы в присылке их в Киевскую дикастерию не встретилось ни остановки, ни затруднения». 68 Нечего и говорить, что эти предварительные мероприятия митрополита Иерофея должны были сопровождаться самыми благими результатами, хотя ему и пришлось преодолеть немалые, встретившиеся на пути, препятствия. 69 27 августа 1797 года последовал, наконец, Высочайший указ, утверждавший доклад Сената об окончательном установлении границ Киевской губернии и об открытии в ней двенадцати уездов. Три известные нам округи, Рожевская, Богуславская и Белоцерковская, вместе с частью Киевского уезда, образовали собою уезды Киевский, Васильковский и Богуславский. 70 Через четыре дня последовал и другой Высочайший указ, по которому Киевская епархия входила в границы губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 20-х гг. XX в. в регионе был широко представлен автокефалистский раскол В. Липковского . На 1925 г. в Коростенском окр. насчитывалось 8 общин и 3499 верующих Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). На 1928 г. в том же округе насчитывалось 12 приходов УАПЦ и 4276 верующих. Существовал Радомышльский окр. УАПЦ, имевший в 1923 г. 14 приходов. На 1925 г. в Малинском окр. Киевской губ. действовали 13 приходов УАПЦ и 103 прихода РПЦ. В период немецко-фашистской оккупации крупные приходы УАПЦ под рук. Поликарпа (Сикорского) существовали в селах Ласки Народичского р-на, Вел. Береги Малинского р-на, Стрижевка и Козиевка (ныне Коростенского р-на). В последних 2 приходах в 1944-1945 гг. служили бывш. еп. Радомышльский УАПЦ Михаил Маляревский и его сын - свящ. Иоанн. Общины УАПЦ возродились в регионе в 90-х гг. XX в. В 1991 г. были попытки открыть автокефалистские приходы в Овруче и Коростене. 30 июня 1991 г. на Овручскую викарную кафедру Ровенско-Житомирской епархии УАПЦ был хиротонисан Поликарп Пахалюк. После его перехода в 1992 г. в Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) кафедра не замещалась. В 50-70-х гг. XX в. в Овручском и Коростенском районах были известны общины леонтьевцев - последователей «старца» Леонтия Грицака († 1973), проповедовавшего отказ от документов и странничество. Леонтьевцы в нач. 70-х гг. были обнаружены властями в селах Верпа, Левковичи и Тхорин Овручского р-на, к движению были близки члены двадцатки Рождество-Богородичного храма в Коростене (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 5. Д. 361. С. 6-10). Проповедник леонтьевцев Я. Сачук в 1973 г. был арестован и осужден в Коростене. Незарегистрированные общины леонтьевцев существуют в регионе в наст. время. В 1992 г. к УПЦ КП присоединились 2 клирика Житомирского Полесья: прот. Николай Кабак (в 2001 стал «архиереем» одного из ответвлений УАПЦ) и архим. Софроний (Власов; в том же году стал «епископом Винницко-Брацлавским» УПЦ КП, в 1994 вернулся в УПЦ МП). Однако их общины не ушли вместе с ними в раскол. Первые крупные общины УПЦ КП были зарегистрированы в 1997 г. в пос. Володарск-Волынский (ныне Хорошев), в с. Забелочье Радомышльского р-на. В 1998 г. получили регистрацию общины в селах Радовель Олевского р-на (ныне не существует), Рыхальское Емильчинского р-на, Ленино (ныне Ставки) Радомышльского р-на, Осовцы Брусиловского р-на. С 1999 г. действуют Вознесенский храм в Коростене и храм прмч. Макария Овручского в Радомышле, в 2000 г. зарегистрирован Андреевский приход в пос. Емильчино, в следующем году учреждена Покровская община в Малине. После 2014 г. деятельность УПЦ КП в регионе активизировалась, новые общины получают поддержку властей, им выделяются земельные участки. В 2015 г. зарегистрирован Преображенский приход в Олевске, в 2017 г.- Ильинская община в Коростене, предполагается строительство храма во имя прмч. Макария в Овруче.

http://pravenc.ru/text/2578157.html

До 12 апр. 1795 г. в Минске кроме подворья слуцкого Ильинского жен. монастыря с часовней (упразднены в 1796) действовал один правосл. храм - Петропавловский собор муж. мон-ря. В 1795 г. мон-рь был упразднен, собор переосвящен во имя вмц. Екатерины, небесной покровительницы имп. Екатерины II, и получил статус кафедрального. В монастырских зданиях разместились архиерейский дом и консистория. Насельники упраздненной обители перешли в минский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь , изъятый у василиан , в связи с чем главный храм последней обители был освящен во имя св. апостолов Петра и Павла. Мон-рь по решению Синода в 1796 г. стал носить двойное наименование - Духовский Петропавловский - для сохранения прежнего посвящения. По указу от 7 сент. 1799 г. штат собора был переведен в Петропавловский храм на территории бывш. Свято-Духовского мон-ря. В 1795 г. по 3-му разделу Речи Посполитой России отошли новые территории, которые в церковно-адм. отношении стали частью М. е., превратившейся в самую обширную епархию РПЦ. 12 апр. 1795 г. из М. е. выделили Брацлавскую епархию и учредили полусамостоятельное Житомирское викариатство М. е., в связи с чем Минский архиепископ получил титул «Минский и Волынский». В его юрисдикцию входили Минская губ. и Литва, разделенная на Литовско-Виленскую и Литовско-Гродненскую губернии. Викарную кафедру занял архим. Варлаам (Шишацкий), который, оставаясь настоятелем дятловичского Преображенского мужского мон-ря, 26 мая 1794 г. был определен Синодом в помощь архиеп. Виктору (Садковскому) «с правом управляющего делами Духовного ведомства по Изяславской и Брацлавской губерниям». Житомирское вик-ство изначально было полусамостоятельной структурой, более тесно связано с Киевской митрополией, нежели с Минском (что обуславливалось и территориальной близостью Киева). По благословению митр. Киевского Самуила 29 окт. 1795 г. была учреждена отдельная Житомирская консистория, секретарем которой стал бывш. префект ДС в Слуцке (1787-1795) и выпускник Киево-Могилянской академии Пантелеимон Иллекевич-Корбут. В консистории трудились и др. выпускники академии, к-рые участвовали в создании первого после упразднения унии в крае духовного уч-ща в г. Любаре (ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 40, 63). С 23 янв. 1796 г. уже официально Житомирский викарий имел права епархиального архиерея и управлял приходами Волыни, при нем существовал штат третьеклассной епархии. Резиденция Житомирского епископа находилась в Остроге. В 1799 г. Житомирское вик-ство было преобразовано в самостоятельную Волынскую и Житомирскую епархию. М. е. стала именоваться «Минская и Литовская», тогда же архиепископ Минский утратил звание коадъютора Киевской митрополии.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Епископ Почаевский Владимир (Мороз), викарий Киевской митрополии Архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей (Ващук) Епископ Сарненский и Полесский Анатолий (Гладкий) Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец) Епископ Сумской и Ахтырский Иов(Смакоуз) Архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий) Епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит (Хилько) Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак) Архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан (Елецких) Архиепископ Хмельницкий и Шепетовский Антоний (Фиалко) Епископ Хустский и Виноградовский Иоанн (Сиопко) Архиепископ Черкасский и Каневский Софроний (Дмитрук) Митрополит Черниговский и Нежинский Антоний (Вакарик) Митрополит Чедновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский) Беларусь Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), Патриарший Экзарх всея Белоруссии, постоянный член Священного Синода, председатель Синодальной богословской комиссии Епископ Борисовский Иоанн (Хома), викарий Минской епархии Епископ Брестский и Кобринский Софроний (Ющук) Архиепископ Витебский и Оршанский Димитирий (Дроздов) Архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх (Станкевич) Епископ Гродненский и Волковысский Артемий (Кищенко) Могилевская епархия (вдовствующая) Епископ Новогрудский и Лидский Гурий (Апалько) Архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан (Корзун) Епископ Полоцкий и Глубокский Федосий (Бильченко) Епископ Туровский и Мозырский Петр(Карпусюк) Австрия Архиепископ Венский и Будапештский Павел (Пономарев), Управляющий приходами Венгерского благочиния Азербайджан Епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин) Аргентина Архиепископ Аргентинский и Южноамериканский Платон (Удовенко) Бельгия Архиепископ Брюссельский и Бельгийский и временно Гаагский и Нидерландский Симон (Ишунин) Великобритания Епископ Керченский Иларион (Алфеев) , викарий Сурожской епархии Епископ Сергиевский Василий (Осборн), викарий Сурожской епархии Митрополит Сурожский Антоний (Блум) Германия Архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Галинский)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

храмы в Брацлавской, Уманской и Браиловской протопопиях, в февр. 1774 г. был арестован ген. С. Е. Ширковым и выдворен из региона. В 1774-1776 гг. из Православия в унию перешло свыше 700 храмов. В частности, в 1774-1775 гг. в унию были переведены свыше 40 церквей Тетиевской протопопии (о чем сообщал в 1775 свящ. Стефан Симонович), свыше 100 церквей Уманской протопопии (согласно отчету уманского протопопа Кирилла Зельницкого), свыше 50 церквей Каневской протопопии (по данным каневского протопопа Иоанна Крупы), свыше 20 церквей Кальницкой протопопии (по отчету кальницкого протопопа Григория Леневича). Польск. военные команды в 1774-1775 гг. захватили и передали униатам Воскресенскую и Покровскую церкви в г. Фастове, Рождество-Богородичный храм в мест. Ясногородка, Никольский храм в Богуславе. В 1775 г. униаты избили белоцерковского протопопа Василия Зражевского, фастовского протопопа Алексия Андриевского, в нач. 1776 г. были убиты уманский протопоп Кирилл Зельницкий (умерщвлен за совершение богослужения в униат. церкви), помощник протопопа Красненского окр. свящ. Петр Зборовский из Воскресенской ц. мест. Красное, присоединенный из унии в 1774 г. Так униаты отреагировали на жалобу, поданную православными королю. Однако и тогда имел место переход в Православие: в февр. 1775 г. унию оставил свящ. Михаил Перетятко из с. Рыбница Рашковской протопопии. Постепенное поглощение униат. Церковью правосл. приходов юж. части Киевщины и вост. части Подолии продолжалось и в последующие годы, в 1779-1780 гг. в унию перешло не менее 70 священников. Для многих из них такой переход был далеко не первым, над такими священнослужителями в униат. Церкви совершался чин «разрешения от апостасии». Небольшая часть клириков, подавших заявление о переходе в унию, не была принята, это касалось гл. обр. рукоположенных в священный сан «епископами-схизматиками» (православными). Помимо добровольных переходов продолжался насильственный перевод в унию православных. В 1780 г. уманский декан Иоанн Яхимович во главе группы униатов ограбил правосл.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

в 1598), имение Вака (пожалование Сапег, упом. в 1602). Значительная их часть была приобретена кафедрой лишь в XVI в.: Прилепы куплены Иосифом (Солтаном), Шешоли, Быкевичи и Хоневичи - вклады кн. Константина Ивановича Острожского, земли в Новогрудском повете пожалованы митрополиту королем по ходатайству кн. Острожского. В белорусско-литовской части К. е. было активным братское движение, поддержанное митрополитами. В 1586 г. было основано слуцкое Преображенское братство, в 1587 г.- виленское Свято-Троицкое братство, которое благословил митр. Онисифор (Девочка) и в к-рое в 1594 г. вступил Михаил (Рагоза), в 1592 г. было создано минское братство при соборе Рождества Пресв. Богородицы. В документах упом. виленское Роское (по названию предместья) братство. Объединения мирян активно пытались влиять на церковную жизнь. По инициативе виленского братства и правосл. дворянства Великого княжества Литовского на Брестских Соборах 1590-1594 гг. обсуждались предложения по улучшению положения Церкви, главным препятствием чему правосл. миряне считали позицию епископов. По мнению авторов обращения к Собору, доходы епископских кафедр должны использоваться на содержание школ, строительство храмов и больниц. Предлагалось учредить братства и братские школы в центре каждого повета, подчинить духовенство всех братских храмов непосредственно Киевскому митрополиту, который должен рукополагать кандидатов, избранных мирянами; избрание епископов и митрополита также должно происходить «с согласия мирских людей». Архиереи во главе с митр. Михаилом (Рагозой) и Владимиро-Волынским еп. Ипатием Потеем не согласились на эти предложения. Киевская часть митрополичьей епархии охватывала территорию Киевского воеводства (создано в 1471). Согласно исследованиям М. Г. Крыкуна, на севере граница воеводства проходила по рекам Случь и Уборть (до впадения в Припять), воеводство граничило с Пинским и позже Мозырским поветами (Мозырский повет в XVII в. окончательно перешел в состав Великого княжества Литовского), Речицкой земли до Днепра. На востоке граница шла преимущественно по Днепру, воеводство включало также часть Левобережья. На юге территория Киевского воеводства ограничивалась Черкасским поветом (до линии Тясмин - Ирклей - Б. Высь, границы с Диким полем и Брацлавским воеводством), на западе Киевское воеводство граничило с Кременецким и Луцким поветами Волынского воеводства (граница проходила по р. Случь до Любара). Территория включала регионы совр. Украины: зап. части Киевской и Черкасской областей, сев.-вост. часть Ровненской обл., части Хмельницкой, Житомирской областей, сев. части Винницкой и Кировоградской областей, а также юж. часть Гомельской обл. Белоруссии. Киевское воеводство делилось на 4 повета: Киевский, Житомирский, Овручский и Черкасский. Вероятно, в поветах воеводства функционировали наместничества Киевского митрополита.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Ст. Дашев, в 1755 г.- Михайловский храм в мест. Оратов. В том же году униат. свящ. Феодор Круть завладел храмом в с. Хацки Черкасского староства, население не стало посещать униат. богослужение. Помимо благочиннических храмов в уездных городах и местечках униаты отнимали десятки церквей в отдаленных селах. В 1759 г. в с. Белозерье Черкасского староства местный храм силой захватил униатский свящ. Лукиан Космачёвский (в 1766 присоединился к Православию). Особую активность в присоединении православных приходов в южной части Киевщины и восточной части Подолии в 40-50-х гг. XVIII в. проявили униатские деканы: уманский Василий Лепнецкий, грановский Николай Сендик, погребищенский Афанасий Лесенский, животовский Корнилий Шпановский, чигиринский Стефан Ветвицкий, смелянский Лука Падановский, мошенский Афанасий Гдешицкий. Несмотря на то что униатам удалось захватить десятки храмов в южной части Киевщины, большинство прихожан оставались православными, что констатировали греко-католические священники в описаниях своих приходов, указывая на малое количество прихожан из-за сильного влияния «схизмы». Население Киевщины с враждебностью относилось к униатскому духовенству, считая его «польским». Несколько более прочные позиции уния имела на Брацлавщине, которая гораздо раньше вошла в состав Речи Посполитой. К 1761 г. на территории Польской Украины (Киевского и Брацлавского воеводств) имелось от 20 до 30 православных приходов. Впрочем, учитывая, что в один приход часто входило по 2-3 храма, можно предположить, что самих церквей было не менее 50. Действовали 6 мужских монастырей: Ирдынский Виноградский Успенский, Матронинский Троицкий, Медведовский Николаевский, Лебединский Георгиевский, Жаботинский Онуфриевский, Мошенский Вознесенский, а также 3 жен. мон-ря: чигиринский Троицкий, Лебединский Николаевский и Плескачовский Онуфриевский. Ирдынский Виноградский мон-рь в 1749-1761 гг. принадлежал василианам, в распоряжении греко-католиков в 1739-1744 и в 1748-1751 гг. находился Лебединский Николаевский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В февр. 1773 г. большая группа униат. священников (от 54 до 71 чел.) была помещена российскими войсками под арест в Бердичевском замке, к сент. все они были освобождены. Это событие спровоцировало возвращение многих клириков в унию. 9-29 июня 1773 г. митр. Володкович провел в Радомысле собор, на к-ром 400 униат. священников, часть к-рых ранее приняла Православие, объявили о верности униат. Церкви. К нач. 1773 г. в пределах Польской Украины (Киевского и Брацлавского воеводств) насчитывалось 1902 правосл. прихода, объединенных в 33 протопопии. В Брацлавском воеводстве существовало 11 протопопий: Кальницкая, Ямпольская, Комаргородская, Браиловская, Красненская, Рашковская, Немировская, Брацлавская, Винницкая, Грановская и Чечельницкая. На юге Киевщины действовало 11 протопопий: Белоцерковская, Фастовская, Паволочская, Погребищенская, Тетиевская, Каневская, Корсунская, Мошенская, Чигиринская, Радомысльская и Дымерская. На западе Киевщины возникли правосл. протопопии Чудновская, Любарская, Барашевская, Овручская и Брагинская. При этом в ведении униат. Церкви к нач. 1773 г. остались в полном составе только 9 деканатов в Киевском воеводстве. Согласно резолюции еп. Иова от 11 июля 1774 г., был возобновлен разоренный василианами бершадский Преображенский муж. мон-рь, где поселился иером. Крискент (Михайловский) с 3 монахами, бежавшими из разгромленного турками Подольского Успенского Машковского мон-ря (Подольские ЕВ. 1890. 25. С. 566-567). После ратификации польск. сеймом в сент. 1773 г. договора о разделе страны переход греко-католиков в Православие в Речи Посполитой был запрещен, мн. приходы Подолии, вернувшиеся в 1772-1773 гг. в Православие, снова стали униатскими. Этому немало поспособствовал папский нунций в Польше Дж. Гарампи. В дек. 1773 г. на Брацлавщину прибыл посланный нунцием униат. еп. Максимилиан Рыло, имевший титул апостольского визитатора греко-католич. приходов Киевского и Брацлавского воеводств. При помощи польск. казаков с дек. 1773 г. он захватывал правосл.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

в конце церковного погоста, оркестр из чешских детей заиграл народный гимн и «Коль славен». Владыка, похвалив игравших детей, милостиво благодарил за радушную встречу и благословил их крестиками и иконками». Читая подобные описания, нельзя не порадоваться успехам православия в этой окраинной епархии, долгое время страдавшей под гнётом латинства и польщизны. Радостно-торжественные встречи православного архиерея здешними христианскими обществами представляют особенный интерес не только своим местным характерным колоритом (встреча с хоругвями, возженными свечами братчиков и цветами детей и девиц), но и своим поистине радостно-победным настроением, ощущением полной свободы проявления своих искренне религиозно-патриотических чувствований. Чтобы понять и оценить искренность такого настроения православных этой епархии следует припомнить то не слишком отдалённое прошлое, когда «поляки глумились здесь над св. православною верою, оскверняли св. храмы Божии, и когда гарцевавшие на аргамаках по ярмаркам польские паны и подпанки, ради потехи, хлестали плётками жён духовенства, пробовали остриё сабель на спинах отцов, или подвергали русское духовенство другим публичным оскорблениям и кровным обидам». 274 Побывав в Волыни, грешно миновать Подолию, хотя наш компас и противится этому. Здесь епископствует Преосвященный Димитрий, Епископ Подольский и Брацлавский. Подобно Волынской и Подольская епархия в настоящее время можно сказать ещё переживает момент освобождения от нравственного и общественного гнёта латинства и польщизны, и возрождения духовного в союзе с искони единоверною и единоплеменною Великой Русью. Православное население Подолии вело геройскую борьбу то с татарами, то с поляками и память об этой борьбе живёт доселе в предании, утверждённым нередко и вещественными памятниками. —286— Так о селе Стена в описании посещения Преосвященного читаем: «Это – одно из древнейших поселений в Подолии, думают, что здесь ещё до нашествия татар, существовал город (Тойград), разорённый татарами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010