К семейству древней мудрости отнесены: розенкрейцеры, оккультные ордена, теософия, группы Алисы Бейли, «Либеральная католическая церковь », группы «Я есть», прочие теософские группы. К магическое семейству отнесены: ритуальная магия, колдовство и неоязычество, Вуду, сатанизм. К средне-восточному семейству I – Иудаизм – отнесены: основной иудаизм, хасидизм, черный иудаизм, прочие еврейские группы. К средне-восточному семейству II – Ислам – отнесены: зороастризм, ислам, офизм, черный ислам, бахаи. К восточному семейству I – Индуизм, джайнизм и сикхизм – отнесены: индуизм, индо-американские индуистские храмы, джайнизм, сикхизм. К восточному семейству II – Буддизм, синтоизм и новые японские религии – отнесены: тхеравада-буддизм, японский буддизм, дзен буддизм, китайский буддизм, корейский буддизм, тибетский буддизм, западный буддизм, синтоизм. К неклассифицированным христианским церквям отнесены: Неклассифицированные христианские церкви, гомосексуально ориентированные церкви. Последнюю категорию составляют неклассифицированные религиозные группы. 1.3.4. Некоторые примеры частных классификаций. Согласно классификации Е. Г. Балагушкина, все религии предлагается свести к двум типам: традиционным религиям и нетрадиционным. Категория нетрадиционных делится на два подтипа: новые религиозные движения и новые религии. НРД в свою очередь подразделяются на обновленческие религиозные движения, оппозиционные и альтернативные. 400 Недостаток этой классификации заключается в том, что специфические вероучительные особенности оказываются на втором плане, тогда как первостепенное значение придается их социологическим характеристикам (отношение к миру, традиционным ценностям и нормам и т. п.). По классификации, предложенной проф. И. Я. Кантеровым, секты предлагается делить по вероучительным признакам и по их отношению к миру. По вероучительным признакам секты подразделяются на шесть групп. 1 . Неохристианские течения ( Церковь Христа, Новоапостольская церковь, харизматичекие группы). 2 . Неоориентальные объединения, ведущие свою родословную от восточных религий, модернизируя буддизм, индуизм («Брахма Кумарис», «Ананда Марга», Общество сознания Кришны).

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Таким образом, это движение открывает свободу контртеологической, а по сути революционной, деятельности, бунту, так как останавливает течение здравого смысла, а значит, в конечном счете, отвергает и Самого Бога. Поскольку Логос – это смысл. Отпадение от Православия побуждает заблудший человеческий дух искать иные объекты поклонения и защиты, иные иерархии и формы, иные способы приобщения к трансцендентному, иные удостоверения в существовании идеальной реальности, ирреальности. Психоделическая культура при этом несет окончательное самоубийство. Она предлагает человечеству выход в «трансцендентную» и «трансперсональную» сферу, какую обеспечивает галлюциноген растительного происхождения (наркотик), при том, что психоделика полагает себя некой элитой, стоящей особняком, и в ней есть коренное родство с официальной постмодернистской культурой – в частности, это перемена культурного кода на субкультурный, перемена образа мысли, языка на сектанский сленг, а перестроить язык – значит отвергнуть собственный образ, образ твари, повинной в грехе, а потому заслуживающей изгнания из Рая окончательно и бесповоротно. Все существующие секты обычно делятся на три основные группы: рационалистические, мистические и тоталитарные (или деструктивные). В свою очередь, деструктивные секты включают в себя пять направлений по вероучительным признакам: псевдохристианской, восточной, псевдонаучной, оккультной и синкретической направленности. Псевдохристианские культы Псевдохристианские культы – это те культы и секты, сторонники которых считают свои вероучения истинно христианскими, тогда как на самом деле таковыми они не являются. Это «Международный путь», «Христианская наука», «Вселенская Церковь Божия», «Слово веры», «Надежда», мормоны и др. Восточные культы Восточные культы не претендуют на связь с христианством. Их мировоззрение существенно связано с индуизмом, буддизмом, даосизмом, синтоизмом, язычеством. К этой категории принадлежат: Харе Кришна, Миссия Божественного Света, Трансцентальная медитация (культ ТМ), приверженцы гуру Раджниша, японское буддийское движение Сока Гоккай, Аум Синрике, Ананда Марга, Брахма Кумарис, культ Шри Чинмой, центр Униведа, Сахаджа Йога, культ Сатьи Саи Баба, Тантрасахгха, миссия Чайтаньи, «Институт знания о Тождественности», Восточный дом, Белый лотос, культ Ауробиндо Гхоши, центр Ананда и др. Псевдонаучные культы

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Мы, православные христиане со всех концов России, единодушно свидетельствуем об антихристианском, антигуманном и деструктивном характере таких международных псевдорелигиозных и чрезвычайно агрессивных корпораций, как « Церковь объединения» Муна и «Церковь сайентологии» Хаббарда (дианетика). Мы отмечаем деструктивный характер различных псевдовосточных учений и сект, заполонивших нашу страну, и свидетельствуем о серьезной опасности для личности такого присущего им всем явления, как гуруизм. Мы знаем, что абсолютная власть, доставшаяся несовершенным, грешным людям, вероятнее всего приводит к трагическим результатам. В большинстве псевдовосточных сект (например, таких, как «Сахаджа йога» (НирмалаДеви), «Брахма Кумарис», «Общество сознания Кришны», «Тантра Сангха», секта Шри Чинмоя, «Трансцендентальная медитация», секта Саи Бабы) власть чаще всего достается людям, имеющим далеко не бескорыстные, а зачастую и преступные цели. Мы свидетельствуем о коренном искажении Евангелия, происходящем в так называемой «Новоапостольской церкви». Мы обращаем внимание на оккультный характер неоязыческой секты, называющей себя « Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны), лишь прикрывающейся христианским именем для осуществления прозелитических вербовочных целей. Мы свидетельствуем об изуверском, человеконенавистническом и деструктивном характере секты «Свидетели Иеговы» и о тяжком давлении на личность, предпринимаемом руководством этой организации, использующей религиозный статус как прикрытие для коммерческого распространения своей неконкурентоспособной печатной продукции. Особенно мы возмущены изуверской позицией «Свидетелей Иеговы» относительно переливания крови, уже приведшей к преждевременной кончине многие сотни людей. Мы выражаем свое удивление бездеятельностью российских правоохранительных органов, до сих пор не начавших расследования активно и агрессивно (хотя и без регистрации) функционирующей в нашей стране секты «Семья» («Дети Божии»), подвергавшейся судебному преследованию в странах Европы за практику вербовки через проституцию, принуждение детей к половым сношениям и иные отталкивающие, преступные практики.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

После второй мировой войны началась подготовка к самоуправлению. В 1948 г. были проведены либеральные реформы, ликвидировавшие имущественный ценз и предоставившие избирательное право всему грамотному взрослому населению. На прошедших в авг. 1948 г. выборах в Законодательный совет (преобразован из Губернаторского) победила ЛП, а франкофонная элита и выражавшая ее интересы партия Маврикийский союз (с 1956 Маврикийская социал-демократическая партия (МСДП)) впервые были отстранены от правления. В сер. 50-х гг. XX в. в М. шли дискуссии о гос. финансировании нехрист. религ. орг-ций. В рамках соглашения о передаче колониальной власти от Франции Великобритании государственные субсидии получали только христ. конфессии и деноминации, в первую очередь католич. Церковь. Вскоре индуисты сумели добиться более справедливого распределения гос. субсидий для всех крупных религ. групп в стране. В сент. 1965 г. на Конституционной конференции в Лондоне было принято решение о предоставлении колонии М. независимости не позднее кон. 1966 г. О-ва Чагос были отделены от нее и включены в состав Британской заморской территории в Индийском океане. В авг. 1967 г. состоялись всеобщие выборы в Законодательную ассамблею - представительный орган, преобразованный из Законодательного совета. Коалиция ЛП, Мусульманского комитета действий и индуистской партии «Независимый передовой блок» одержала победу над МСДП. В соответствии с Конституцией от 12 марта 1968 г. М. объявлен независимым гос-вом в составе брит. Содружества. Формально главой гос-ва оставался брит. монарх, представленный в М. генерал-губернатором. Первым премьер-министром независимого гос-ва стал лидер лейбористов Сивусагур Рамгулам. Для управления о-вами Родригес, Агалега и Каргадос-Карахос была создана гос. Корпорация внешних островов, в которую вошли политики и предприниматели с о-ва Маврикий. Созданию независимого гос-ва предшествовала серия межэтнических столкновений, в ходе которых погибли ок. 300 чел. Первые годы независимости отмечены политической нестабильностью, межрасовыми конфликтами и выступлениями рабочих и студенческой молодежи. Экономическое положение страны было тяжелым, высок был и уровень безработицы. В религиозной жизни с кон. 60-х гг. XX в. отмечен рост количества псевдоиндуистских сект и новых религ. движений, пришедших сюда гл. обр. из Индии: появились миссии Шри Чинмойя, группы Сатья Саи Бабы, последователи Аммачи (женщины-гуру, часто посещавшей М.), представители Об-ва сознания Кришны, центры медитации Брахма Кумарис и проч.

http://pravenc.ru/text/2561140.html

— Ну, а вы? — А что я? — вздохнул настоятель. — Сказал, что слишком незначительная персона, чтоб принимать столь высокого гостя…В большом городе людей разных хватает. Что уж тут поделаешь… Но вы все же повнимательнее… Собор был огромный — посетителей десятки и сотни, и уследить за всеми было непросто. Две недели назад пришлось выводить из собора пьяных подростков, зашедших в храм с бутылкой вина и старательно задувавших свечи перед иконами. Пришлось попросить их удалиться (параллельно защищая балбесов от прихожан, собиравшихся устроить над «заблудшими овцами» «суд Линча»). Выдворенные за пределы храма, они стояли на улице и орали на весь проспект: — Бога — нет! Вы же знаете, что Бога — нет! Пока дворник собора Слава — человек бывалый и потому умеющий объяснять внушительно, не приобнял их за плечи и, ласково глядя тигриными глазами, пообещал: — А еще раз такое услышу, и вы с Ним встретитесь… Увы, но нападения на храмы и на священников были во всем мире не редкость. Онисину доводилось читать страшную статистику по Франции, Германии, Америке… В России газеты время от времени сообщали о поджогах церквей и убийствах священнослужителей, но статистики по данной тематике в России Сергей не находил… Видимо, дело обстояло совсем печально… Только по официальной статистике, в Петербурге действовало около четырехсот сект. Из крупнейших тоталитарных: 70 тысяч человек насчитывала секта «сайентологии», 3 тысячи — мормонов, 2 тысячи — «Церковь Христа», 200 человек были вовлечены в секту Муна, 12 тысяч «свидетелей Иеговы, 10 тысяч из международного «духовного университета Брахма Кумарис», 300 человек из секты Виссариона и сатанистов «различной направленности» присутствовало около трех тысяч человек… Беда была еще и в том, что люди, мало образованные в церковной жизни, «адептов» всех этих мунов-виссарионов-иеговистов так же считали «христианами» и переносили свои впечатления от встреч с ними на всех верующих. Многочисленные мошенники обирали людей, выставляя в снятых на время помещениях «мощи» разных святых, собирали пожертвования, вовлекали в свои аферы… А если учесть количество психически травмированных горбачёвской «перестройкой» и последующими «реформами правительства», то жизнь в Петербурге 21-го века была, мягко говоря, необычной. Двери собора открыты для всех… И заходили туда «всякие»… Так что работы смотрителям хватало…

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-pod-z...

Напомним, что в дореволюционной России до 1905 года в соответствии с Циркуляром МВД России «О распределении сект по степени их вредности» было три уровня оценки противоправности культов зла: – особо вредные ; – вредные ; – менее вредные . С 1905 по 1917 годы в МВД России официально существовала категория «изуверские секты», а также квалифицированные как враждебные государству, в отношении которых применялись специальные правозащитные запретительные, контролирующие и профилактические меры. В современном западном и отечественном светском религиоведении часто используют системы классификации, подразделяющие совокупность вероучений на группы с упором на исторические, этнокультурные и этногеографические признаки, к примеру: – восточные религиозные учения (индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство); – иудейство; – западное христианство (Римская церковь , Реформация); – восточное христианство; – ислам; – новые вероучения. Однако за пределами таких систем классификации оказываются: огромное число оккультно-мистических направлений и объединений; разнообразные сатанистские и демонические вероучения; традиционные местные языческие и неоязыческие вероучения; псевдорелигиозные культы (в том числе криминальные); пограничные между духовностью и психикой явления и т.д. Приведем пример одной из опубликованных классификаций и перечня некоторых, действующих в России, религиозных объединений, которые относятся экспертами к разряду однозначно деструктивных или деструктивных с большой вероятностью (во многом совпадает с вышеприведенным списком из Франции). Деструктивные религиозные организации восточной ориентации : «АУМ синрике», «Международное общество сознания Кришны», «Сахаджа-йога», «Бахаи», «Брахма кумарис», «Академия йоги», «Белый лотос», группы последователей Шри Чинмоя, «Трансцендентальная медитация», группы последователей Раджниша (Ошо), Миссия божественного света», «Институт знания о тождественности», и т.п. Деструктивные религиозные организации западной ориентации (псевдохристианские) :

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ваши заявления об " отказе от прозелитизма " среди христиан, являются очередной ложью. Неужели все указанные в самом начале письма 25000 " верующих " навербованы сектой из числа атеистов, или это все студенты из Индии?! Да, действительно, классическому индуизму не свойственен прозелитизм, индусом можно только родиться. Однако все нынешние неоиндуистские и псевдоиндуистские тоталитарные деструктивные секты, как-то " Ананда Марга " , " Брахма Кумарис " , " Сахаджа-йога " , " Дхарма Кальки " , индо-сикхистские секты " Радхасоами Сатсангх " (секта Такара Сингха) и " Организация здоровья, счастье и святости " (с ней связан центр по реабилитации наркоманов Якова Маршака – он же гуру Дживан Сингх Хальс), секты Шри Чинмоя, Сатьи Саи Бабы и, конечно, " Международное общество сознания Кришны " , весьма активно и лукаво занимаются вербовочной деятельностью среди христианских народов. В этой связи следует отметить, что если чьи-то " религиозные чувства " оскорбляет сам факт присутствия в России неправославных религий – кришнаизма в частности – такие чувства являются, скорее всего, проявлением не религиозности, а экстремизма, и потому их носители не ограничатся разжиганием ненависти к одной лишь нашей конфессии. Во-первых, слишком много чести называть маргинальную тоталитарную секту " Международное общество сознания Кришны " " конфессией " . Во-вторых, не в России, где сектанты обвиняют правящих архиереев епархий Русской Православной Церкви в " экстремизме " и " разжигательстве " религиозной ненависти, происходит в последние годы следующее: " Индийский пастор избит и брошен в тюрьму прямо во время совершения обряда крещения " , " Индийская полиция расстреляла студентов-баптистов " , " Индуистские радикалы убили католического священника " , " Церкви индийского штата Орисса будут сообща противостоять насилию над христианами " , " Индийские епископы просят власти защитить христиан " , " В Индии осквернили христианский храм " , " Индуистские радикалы в Индии обещают и дальше убивать христиан " , " Индуистские фундаменталисты призывают увольнять госслужащих-христиан " , " В Индии мусульманин арестован за женитьбу на индуистке " , " Мусульмане США приветствовали резолюцию Конгресса о геноциде в Гуджарате " , " Премьер-министр Индии пообещал прекратить насилье над христианами со стороны индуистов " , " Международная Амнистия " потребовала привлечь к ответственности виновников межрелигиозного насилия в индийском штате Гуджарат " , " Индуисты напали на монастырь кармелиток неподалеку от Бомбея " , " Индусские фундаменталисты продолжают проводить демонстративные церемонии возвращения христиан в индуизм " , " Жертвами конфликта между индуистами и мусульманами в Индии в этом году стали 95 человек " .

http://religare.ru/2_23996.html

Ссылаясь на святых отцов древности, святитель Василий Великий в своем 1-м послании к Амфилохию Иконийскому (1-е правило) дает классическое определение отступников от Кафолической Церкви, разделяя их на три разряда: еретиков, раскольников и самочинников: «Иное нарекли они (древние) ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками называли они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждавшихся; раскольниками – разделившихся во мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами – собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом». При этом отпадение от Церкви есть отпадение и от Христа. Мы не будем останавливаться подробно на этой теме, только отметим, что для принятия обращающихся в Православной Церкви существует три чина: крещение, миропомазание и покаяние с приобщением Св. Тайн. Если человек крещен и миропомазан в Православии и впал в ересь, такой человек может быть принят в общение с Церковью только через отречение от заблуждений и исповедь, т.е. по третьему чину. Без сомнения, такие секты, как Аум Сенрике, Кришнаиты, Саи-Баба, Брахма Кумарис, Акаджи йом, Орден лотосовой сутры, Шри Чинмой, Трансцендентальная медитация, секта Раджнеша («Ошо»), Миссия Божественного света, Единая вера Виссариона, «Белое братство», Новый Акрополь, Фонд Рериха, Ивановцы, Сайентологи и им подобные могут Быть отнесены к языческим, и в том случае, если сектанты не были крещены в Православной Церкви, они принимаются по первому чину – через крещение. Если же не были ранее крещены – то через миропомазание. Мы не станем сейчас рассматривать Протестантизм в его изначальном варианте – это предмет Сравнительного богословия, а немного остановимся на анабаптизме, как предтече самых разнообразных в своей пестроте и экзотике сект. Слово анабаптизм имеет два корня, или две основы: ana – повторяю, baptus – погружаю. Предшественниками Реформации были альбигойцы, вальденсы, последователи Иоанна Виклифа, Яна Гуса, Савонароллы, а с самой Реформации начинается движение анабаптистов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Одним из примеров классификации может быть вероучительная классификация, предполагающая систематизацию всех религий по происхождению, когда все религиозные группы возводятся в первом приближении к двум типам мировых религий: к религиям со сложившимися традициями и новым религиям. К основным религиям относят: христианство, ислам, буддизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм. Три религии – мандеизм, зороастризм и йезидизм не имеют ярко выраженных подразделений. Основные религии подразделяются по нисходящей на ветви более низкого порядка: на направления (отличающиеся друг от друга по догматике и культу), на течения (для них характерна большая внутренняя близость, чем для направлений), на деноминации (практически не отличающиеся друг от друга по догматике и культу). Каждое направление или течение может иметь маргинальные группы. Маргинальные группы это и есть собственно секты. К маргиналам в протестантизме предлагается относить «Свидетелей Иеговы», мунитов, мормонов, унитариев, теософов, гностиков и т. п.; в православии: хлыстов, скопцов, духоборов и т. п. К маргинальному буддизму относят «Аум Синрикё»; к маргинальному индуизму относят «Трансцендентальную медитацию», движение Шри Чинмоя, Международное общество сознания Кришны, «Брахма Кумарис». 397 К новым религиям относят бахаизм, « Церковь сайентологии», движение «Нью эйдж». 398 Эта классификация дает наиболее полное представление о сути вероучения сект, но ее восприятие требует определенной подготовки. Классификация Г. Мелтона Классификация Гордона Мелтона (Melton) приведена в его «Энциклопедии американских религий», выдержавшей 5 изданий («The Encyclopedia of American Religions»). 399 Г. Мелтон все религии делит на 23 крупные категории по вероучительным и обрядовым признакам; в результате в одну группу попали довольно различные по вероучению конфессии, например, католичество и англиканство, православные и дохалкидонские церкви. К западному литургическому семейству отнесены: Римско-католическая церковь , старокатоличество, англиканство.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

— Hubner J., Gruson L Monkey on a Stick. N. Y., 1988; — Muster W. Betrayal of the Spirit. Urbana & Chicago, 1997; — Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура; — Основы религиоведения/Под ред. Яблокова И.Н. М., 1994; — Индуизм, Джайнизм, Сикхизм: Словарь; — Архимандрит Рафаил (Карелин). Церковь и мир на пороге апокалипсиса; — Ritchie J. The Secret World of Cults; — Секты против Церкви (Процесс Дворкина). Глава10. «Трансцендентальнаямедитация» (ТМ) — Sparks J. The Mind Benders; — Haak F. W. und Gandow T. Transcendentale Meditation. Muenchen, 1992; — TM in Court. California, 1978; — Recovery from Cult. Langone M., ecf.; — Tucker R. Strange Gospels. Глава 11. Остальные псевдоиндуистские секты: Культ Шри Чинмоя; «Брахма Кумарис»; культ Сатьи Саи Бабы; культ Ошо Раджниша; «Сахаджа-йога»; «Ананда марга»; псевдотантристы: «Ашрам Шамбалы», А. Лапин и другие; прочие — Gandow Т. Guru Chinmoy und die Sri-Chinmoy-Bewegung. Muenchen, 1993; — Informationen ueber neue religiose und weltanschaulicheBewegungen und sogenannte Psychogruppen. Berlin, 1994; — Streifzugdurch den Religiosen Supermarkt. Muenchen, 1996; — Клюев Б. Гуру, «богочеловеки» и «сверхлюди»//Индия: религия в политике и общественном сознании. М., 1991; — Клюев Б.И. Кундалини-йога (от психотерапии к политическим спекуляциям)//Индуизм: традиции и современность. М., 1985; — Щипков А. Во что верит Россия. СПб., 1998. Глава12. «Семья» («ДетиБога») — Материалы Международного Диалог-Центра; — Tucker R. Strange Gospels; Ritchie J. The Secret World of Cults; — Martin W. The New Cults. S. I., 1980; — Patrick Т., Duiack T. Let our Children Go!; — Sparks J. The Mind Benders; — Секты против Церкви (Процесс Дворкина). Глава 13. «Церковь Христа» — Материалы Международного Диалог-Центра; — Ritchie J. The Secret World of Cults; — Chrnologar M. A. Twisted Scriptures. Control Technics, Inc., Tennesie, 1997; — Запись лекции Глушенкова С. в ПСТБИ; — Глушенное С. Я был в «Московской церкви Христа»//Альфа и Омега. 1995. (6). С. 194–208; (7). С. 187–207;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010