Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРАХМА КУМАРИС [санскр.- девицы Брахмы], псевдоиндуистская секта. Ее основатель, Дада Лекхрадж (1876-1969), род. в семье школьного учителя-индуиста и был преуспевающим торговцем ювелирными изделиями в г. Хайдарабаде. В 1936 г. Лекхрадж, находясь в г. Варанаси (бывш. Бенарес, один из центров шиваизма в Индии), пережил 2 видения, в к-рых, по его словам, «бог Шива» открыл ему «тотальное знание и тотальную истину», а также объявил, что существующий мир будет скоро уничтожен и наступит новый «золотой век». Лекхрадж принял имя Шри Праджапита Брахма (Отец богов и создатель мира), или Брахма Баба (т. е. Отец), и основал жен. общину. До наст. времени состав Б. К. остается преимущественно жен. В 1938 г. община перебралась в г. Карачи и первоначально называлась «Ом Мандали», адепты стали самовольно именоваться брахманами (или брахминами, как утвердилось в русскоязычной лит-ре) по имени членов высшей варны жрецов и религ. учителей. В 1950 г., уже после отделения Пакистана от Индии, община Б. К. переехала в г. Маунт-Абу (сев.-зап. инд. шт. Раджастхан), в 1952 г. в Дели секта начала действовать под видом образовательной орг-ции «Всемирный духовный университет Брахма Кумарис». С 1964 г. открываются ее филиалы в Индии, а с нач. 70-х гг. и в др. странах, при этом Б. К. обычно стремилась получить офиц. статус не религ., а образовательной или благотворительной орг-ции. Согласно учению Б. К., существует бестелесный, всемогущий, всеведущий, вечный Бог, его имена - Шива Баба, Всевышний, Всевышний Гуру и др. Бог не является вседержителем, и он не вездесущ, обитает в брахмалоке (санскр.- мир Брахмы) как «сознательная точка света». Миссия Б. К. как педагогического инструмента Шивы Бабы - «просвещение» мира. В центре учения секты - идея мира как вечно повторяющегося театрального представления, «безграничной драмы», режиссер к-рой - Шива Баба, а каждая душа имеет заранее предопределенную роль. Мировой цикл разделяется на 4 эпохи (века), или «сцены», каждая длится 1250 лет и называется золотой, серебряной, медной и железной. Души людей, хотя и имеют одну природу с Высшей Душой, это такие же искры света, они божественны, несотворены, невещественны, совечны, но нетождественны Всевышней Душе. В отличие от последней человеческие души 84 раза воплощаются в течение 5000-летнего мирового цикла.

http://pravenc.ru/text/153377.html

102). При этом пропагандируемая и насаждаемая в своей среде адептами «Брахма Кумарис» йога обладает, по их словам, целым рядом удивительных качеств: «Йога – это средство от. болезней, поразивших наше мышление. Она восстанавливает уравновешенность мысли. Стоит применить это средство – и человек почувствует, что он любим, что исчезли его отчаяние и разочарование»( 688 , с.61). «Для занятий этой йогой не нужно принимать какие-либо телесные позы и контролировать дыхание, не нужны тяжелые физические упражнения и суровая проверка выносливости (хатха-йога)»( 689 , с.21). Тезис: «Именно благодаря такой йоге, полной преданности и самоотдачи, можно достигнуть высшего состояния блаженства и радости, перед которым все горести и заботы мира исчезают» ( 690 , с.20) невольно вызывает ассоциации со страусом, прячущим голову в песок, чтобы не видеть окружающих проблем, как будто они от этого исчезнут. Возникает также вопрос, как может «Брахма Кумарис» считаться «посланником мира», если практикуемая этой организацией йога позволяет им просто-напросто не видеть «горести и заботы мира»? Как сказал отец одной из последовательниц этой организации: «Должно быть, просто «Брахма Кумарис» – посланник не этого мира, а какого-то иного». 5. Использование специальной культовой одежды и символики. Одежда адептов – белые балахоны, белые прозрачные и непрозрачные накидки, для начинающих разрешается обычная одежда, но белого цвета. Использование белого цвета неслучайно: белый цвет традиционно символизирует невинность и благополучие. Этот цвет несет в себе отдых и расслабление, открытость для окружающих. Вместе с постоянно встречающимися изображениями (в частности, стилизованное изображение над сценой в актовом зале Финансовой академии на праздновании 60-летия культа) и упоминаниями бриллианта (как символа жизни, чистоты и пр.), который в сознании людей олицетворяет нечто прекрасное, дорогое, светлое и чистое, белый цвет призван помочь заставить адептов и новичков поверить в «красоту, величие и ценность» учения «Брахмы Кумарис».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Центр организации находится в Маунт-Абу, Раджастан, Индия. В России центры «Университета» есть в Москве, С.-Петербурге, Перми. Кроме того, в Москве долгое время в одной из школ проходили занятия «Университета» и проводилось обучение школьников (по утверждениям родителей учеников, адепты культа принуждали детей к занятиям медитацией и окуривали их различными наркотическими палочками). Точная численность сторонников культа не известна, но в перечисленных городах имеется по несколько сотен активно действующих адептов. Доктрина: «Брахма Кумарис» – культ шиваистской направленности: «Только бестелесный Господь приносит благо всем душам. Поэтому Его имя – Шива, то есть Благодетель. Шива – это имя, указывающее на качества Господа». Пропаганда учения преподносится в виде учебного курса в духовном университете, а свою организацию адепты часто именуют международной, неправительственной, некоммерческой. Фактически же «Брахма Кумарис» – типичная тоталитарная секта. Религиозная сущность «Брахма Кумарис» доказывается тем, что культ активно насаждает свою йогу: «Йога – это самый правильный метод прийти к Богу. Йога подразумевает устойчивое упоминание о Господе. Вот почему без любви к Нему йога не может быть успешной». Широко практикуемая в культе медитация «является подлинным спасением от всех социальных и духовных бед, как для Востока, так и для Запада. Это и есть практическая и универсальная религия». Тем не менее, имеется ярко выраженное стремление к подавлению критического восприятия адепта: «начинающий йог очень скоро сталкивается с тем, что ум – это большое препятствие в его духовной работе»; «Практика йоги требует отказа от своего ума» (Б.К. Джагдиш Чандер Хассиджа. Раджа-йога: метод и цель.– Санкт-Петербург, 1994 г., стр. 52, 87). Культ принуждает адептов к подавлению любых позитивных чувств к родным и близким: «Желающий овладеть йогой должен раз и навсегда решить для себя, что чувственная жизнь – это прямая противоположность духовной жизни... Человек, лишённый Гьян (Божественного знания), постоянно помнит о своих мирских узах, особенно о своих родителях».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Наши тела рождены похотью, и в этом отношении они низкопробны по сравнению стелами божеств, они подвержены постоянной деградации. Насколько бы красивой ни была кожа, за ее тонкой оболочкой, в этой массе плоти, которая остается живой и действующей лишь короткое время, кроется множество грязных и низменных веществ, поэтому глупо считать кожу настолько красивой, чтобы становиться ее рабом 552 . Чтобы отразить атаки похоти, йогу нужно развить привычку, думая о теле, видеть его неприятные стороны – нечистоту, подверженность болезням, смерти и распаду. Тело следует терпеть лишь как необходимость 553 ... Человек – только божественная душа. Баба говорит: «Забудьтесь, опьяненные воспоминанием о том, чем вы становитесь (божеством – А.Д.)» 554 . Некоторые бывшие последовательницы «Брахма Кумарис» как раз и считают «Раджа Йогу» средством ухода от реальной жизни, «наркотиком, который всегда с собой». Занятия в «Брахма Кумарис» проводятся дважды в день, по полтора часа, в больших группах (в среднем по 300 человек, если говорить о крупных филиалах). В идеале каждая сектантка должна проходить обучение и упражняться в йоге в течение четырех лет, а затем вести миссионерскую работу. В знак своей чистоты учителя и «студентки» носят одежды белого цвета и специальные значки, указывающие на принадлежность к секте; залы, в которых проводятся занятия, также драпируются в белый цвет 555 , вовремя занятий играет медитативная музыка и раздается прасад, посвященный Брахме Бабе. Там, где проходят занятия, вешается его портрет, перед которым ставятся живые цветы, горит красный светильник и воскуряются благовония. Благотворительность в секте понимается также, как и в МОСК: истинным проявлением милосердия считается не реальная помощь нуждающимся, а пропаганда собственного учения 556 . Приведем отрывки из рассказа православной москвички Елены, бывшей последовательницы «Брахма Кумарис», хорошо отражающего происходящее в этой секте. Она в 1990 году прочла рекламное объявление «Духовного Университета» и, переживая тогда период депрессии, решила пойти по указанному адресу: Передо мной сидели люди, которые могли себя великолепно контролировать, они прекрасно выглядели, хорошо держались – я ими просто любовалась.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

По свидетельству одного бывшего русского последователя гуру Чинмоя, который провел в секте несколько лет, заняв там высокое положение, 12 человек из числа ее знакомых, преданных учеников Чинмоя в России, также покончили с собой 509 . Одной из причин, вызывающей психические расстройства у чинмойцев, пастор Томас Гандоу считает существующую в секте Шри Чинмоя так называемую медитацию «черной точки». Медитирующий рисует на стене черную точку и садится напротив. Сначала он должен представить, что точка – это гуру, который на него смотрит. Затем он должен вообразить, что он сам является этой точкой. И, наконец, отождествив себя с гуру, посмотреть его глазами на себя самого из точки. Считается, что посредством концентрации мышления на одной точке должно достигаться единство с гуру: Затем попытайтесь почувствовать, что ваше существование, ваше лицо, ваше сознание – все замещено мной. Как только вы сможете почувствовать, что все ваше прежнее существование полностью замещено мной, тогда вы достигнете нераздельного единства со мной, и моя сила воли неизбежно войдет в вашу жизнь 510 . Подобные опыты со своим сознанием могут привести к подавлению личности медитирующего и к расщеплению его психики. В заключение следует отметить, что нет никаких сведений о том, что Шри Чинмой имеет посвящение какого-либо индуистского гуру и принадлежит какой-либо традицией ной парампаре (ашрам Шри Ауробиндо, как уж отмечалось в восьмой главе, к таковым не относится). «Брахма Кумарис» 1. Псевдоиндуистский монашеский орден «Брахма Кумарис» подает себя как «Духовный Университет», который, впрочем, «не выдает никаких свидетельств и дипломов и не присваивает званий» 511 . На самом деле это псевдоиндуистская апокалиптическая секта, близко примыкающая к движению «Ньюэйдж». Основатель «Брахма Кумарис» Дада Лекхрадж 512 (1876–1969) родился в индуистской семье школьного учителя. Лекхрадж стал преуспевающим ювелирным торговцем в городе Хайдарабаде (на территории нынешнего Пакистана). Вроде бы, у него был какой-то гуру, но достоверных источников о его жизни почти нет. Известно, что когда Лекхраджу было около 60 лет, он, медитируя в доме одного из своих друзей в городе Варанаси (быв. Бенарес, один из главных центров шиваизма), пережил два видения. В первом видении в него в виде золотисто-красного света вошел «Господь Шива» 513 , который открыл ему «тотальное знание и тотальную истину». Во время второго видения ему было явлено, что нынешний мир будет скоро уничтожен и наступит новый «Золотой век». После явления «Шивы» слуги нашли Лекхраджа в беспамятстве.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

В этом, похоже, дало о себе знать его купеческое прошлое. Так что, в отличие от других индийских религий, в «Брахма Кумарис» никакое окончательное освобождение, благодаря которому мог бы быть прерван цикл перерождений, считается невозможным и ненужным. «Раджа Йога», созданная Брахмой, позволяет «совершать такую карму, которая «постоянно приносила бы... большую прибыль, доход, крупное состояние, ждущее... в будущем». Это дает гарантию, «что в моих будущих рождениях будут чистота, здоровье, богатство и счастье» 539 . По признанию самих брахминов, «Раджа Йога» Брахмы не есть древняя йогическая дисциплина: «Название «Раджа Йога» используется давно, в течение многих веков, хотя само учение появилось совсем недавно, оказавшись абсолютно новым по своему содержанию» 540 . Практикуемая в «Брахма Кумарис» «Раджа Йога» отличается от классической раджа-йоги отсутствием телесных упражнений и контроля дыхания. Ее конечная цель – несамадхи, а «настройка интеллекта» на «общение со Всевышним». Брахмины утверждают, что «Раджа Йога» – это «высшая и самая легкая из йог. Ею безо всякого труда может заниматься любой от крестьянина до короля» 541 . Она представляет собой медитацию в сочетании с приемами самовнушения. Медитация «Брахма Кумарис», которая «сладка и приятна», состоит из двух этапов. На первом этапе она заключается в концентрации на «третьем глазе», который находится в центре лба. Здесь, по мнению Брахмы, располагается душа – источник и бесконечно малая точка света. Задача этого этапа медитации – самоотождествление с душой и замещение телесного самосознания духовным. На втором этапе душа должна освободиться от тела, совершить путешествие в «Мир Отца», предстать там перед ним, наполниться исходящим от него чистым светом и, возвратившись обратно в тело, стараться сохранить духовное самосознание для того, чтобы преодолеть дурную карму и остаться чистой. «Полетав», нужно распространять «вибрации света на этот физический мир», а также «использовать свою свободу, свежесть мысли, энергию и энтузиазм для построения нового мира, золотого века человечества» 542 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Скачать epub pdf «Тантра-Сангха» «Нас обвиняют в том, что мы, словно охотники за ведьмами, пытаемся пресечь деятельность каких-то приезжих миссионеров. Но на самом деле это ведьмы, воспользовавшись несовершенством нашего законодательства, вышли на охоту и ведут эту охоту за душами российских граждан». (В.Савицкий, Госдума, сентябрь 1995г.) Месторасположение центров В Российской Федерации существует уже довольно много тантрических групп, действующих в следующих городах: Москва («Академия йоги», «Тантра-Сангха», культ Раджниша, «Брахма Кумарис», «Восточный Дом»), Санкт-Петербург («Брахма Кумарис», тантрическое общество «Панчама-Веда»), Пермь («Радха Соами Сатсангх», «Брахма Кумарис»), Нижегородская область (г.Дзержинск – филиал «Тантра- Сангха») и многие другие. По состоянию на 1 января 1996 г. в России было зарегистрировано 3 тантрических религиозных объединения 945 . Московская община «Тантра-Сангха» под руководством Шрипады Садашивачарья зарегистрирована 8 сентября 1992 г., хотя фактически возникла за несколько лет до этой даты. Первые приверженцы тантризма в РФ появились в конце 80-х – начале 90-х годов. Группы тантристов есть почти в каждом крупном городе России, а также на Украине, в Белоруссии и в ряде стран СНГ 946 . Численность адептов В Москве насчитывается 5 монахов и около 50 полноправных адептов общины «Тантра-Сангха», прошедших обряд инициации, а также до 1 тысячи «свободных последователей» тантризма, не прошедших обряда инициации 947 . Оценка численности адептов тантризма может быть проведена лишь очень приближенно вследствие высокой эзотеричности тантристских групп и дает цифру порядка нескольких тысяч, максимум до 12 тысяч. Печатные органы: «Тантра-Сангха» издает информационно- просветительский журнал «Тантрический путь» (периодичность – 1–2 раза в год). Доктрина Тантризм – одна из разновидностей индуизма, включающая в себя методы йоги и систему эзотерической (скрытой от непосвященных) практики. Вероучение тантризма является весьма сложным и основывается прежде всего на тантрах – священных текстах этого религиозного течения, почитающихся как богооткровенные 948 . Слово «тантра» имеет широкое смысловое значение. «Тан» обозначает «распространять», «тра» – «спасать». Тантристы считают, что тантра – это писание, предназначенное для практики 949 . Общее число тантр с трудом поддается исчислению, одних только употребляемых насчитывают от нескольких десятков 950 до нескольких сотен 951 . В качестве священных, кроме того, используются значительное количество упатантр – второстепенных тантр, а также общие для тантризма и индуизма тексты: Веды, Пураны, Итихасы и др., но только в той части, где они согласуются с Тантрами. Все священные тексты тантризма написаны на санскрите, являющемся также языком тантрического культа 952 . К упатантрам приравниваются произведения тантрических духовных учителей – комментарии к тантрам, трактаты по религиозной философии, магии, йоге и другим мистическим дисциплинам.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Таким образом, доктрина «Брахмы Кумарис» крайне настойчиво запрещает половые отношения между мужчиной и женщиной даже в браке, что приводит к распаду семей адептов «Брахмы Кумарис», невозможности в дальнейшем жить нормальной человеческой жизнью и непониманию окружающими, а в результате – к обрыву всех внекультовых социальных связей, привязанностей и контактов адептов «Брахмы Кумарис», то есть еще большему закабалению. 10. Внешняя благопристойность и сокрытие истинных целей. Из выступления Дади Джанки: «Мы не можем больше жить в этом обществе и мире. Все уже дошло до крайности... Людей мучают стрессы, проблемы, беспокойство, неуверенность, страх...» 713 . Участие в культе ею преподносится как избавление от негативных эмоций и получение «высших» знаний: «Наши студенты получают возможность летать ментально» 714 . 11. Культовый язык. Культовый «новояз» просматривается в речи адептов в виде немного растянутого говора с небольшим придыханием. 12. Корыстный интерес руководства культа. «Преданная мать неустанно трудится ради своих детей. Однако преданность йога Высшему Отцу превосходит все это. Йог полностью вверяет Ему свое тело, ум, мирское богатство. Благодаря этому он побеждает эго, а также привязанность к материальным вещам и мирским удовольствиям»( 715 , с. 19). «Практика йоги требует полной отдачи себя Всевышнему, отказа от всего, что принадлежит йогу в этом мире – от своего тела, ума, мирских богатств " ( 716 , с.87). По словам бывших последователей 717 , адепты обязаны отдавать третью часть зарплаты, хотя учение зовется «бесплатным». 13. Раздельное существование. Превалирование культовых идей над всеми остальными, противопоставление внутрикультового социума внекультовому и запрет на восприятие критики культа достаточно четко прослеживается при анализе доктрины «Брахма Кумарис»: «Человек, любящий Высшего Отца, легко избавляется от трепета перед нечистыми условностями и традициями Железного Века, он не гоняется больше за одобрением других и освобождается от любви, вызываемой преходящей модой»( 718 , с.63);

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Организация основана в 1936 году (7–8 сентября 1996 г. в Москве праздновалось 60-летие культа). История создания по версии адептов, рассказанная на праздновании 60-летия культа и 7-летия его деятельности в Москве в актовом зале Московской Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации (Ленинградский пр.,49) 8 сентября 1996 г.: «Известный бизнесмен и миллионер Дада при приближении его возраста к 60 годам проявил склонность к самосозерцанию. В 1936 г. у него было несколько трансвидений на тему приближения «Золотого века, которому должна предшествовать великая трансформация. В результате полученных видений произошло духовное преображение Дады. Вскоре он уехал в дом своего друга в Бенарес, расстался с бизнесом и стал проводить в своем доме духовные собрания. Посещавшие эти собрания получали видения Дады в образе прекрасного принца. В те дни бестелесный Всевышний, назвавший себя именем Шива (благодетель мира), вошел в тело Дады и призвал его способствовать миру и достижению человечеством Золотого века. дав ему имя Праджапита Брахма. Учение Дады особенно привлекало женщин. Он создал попечительский совет из 8 женщин и девушек, отдал им свое имущество. Эта школа позже послужила ядром Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета. Вскоре Университет переехал в штат Раджастан и началось обучение...» 724 . Целями организации объявлены переустройство мира и проповедь путей к счастью. «Брахма Кумарис» классифицирована как деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный культ) в: · книге А.И.Хвыли-Олинтера «Опасные тоталитарные формы религиозных сект» (1996 г.) 725 ; · Вербальной ноте посольства Федеративной Республики Германии от 22 ноября 1995г. 726 ; · Инициативном письме – депутатском запросе депутата Государственной Думы Российской Федерации Н.В.Кривельской Министру внутренних дел Российской Федерации генералу армии А.С.Куликову (январь 1997 г.). Именует себя международной, неправительственной, некоммерческой организацией. По данным адептов, организация является членом департамента общественной информации ООН, обладает консультативным статусом при Экономическом и Социальном совете при ООН с 1983 г. и ЮНИСЕФ с 1990 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

В РФ секта была зарегистрирована Мин-вом юстиции в 1992 г. в качестве международной некоммерческой общественной орг-ции. Ун-т Б. К. имеет лицензию на образовательную деятельность «в сфере обучения нравственным и духовным ценностям». В 1999 г. Б. К. получила статус благотворительной орг-ции в Москве. По свидетельствам людей, порвавших с орг-цией, последовательницы Б. К. крайне фанатичны; на тех, кто решил покинуть секту, оказывается сильное давление (Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. С. 233). Б. К. включена в списки тоталитарных и деструктивных сект, составленных правительствами Франции, Германии, Австрии, Бельгии и др., амер. и европ. орг-циями информирования о сектах, различными христ. Церквами. Таким же образом Б. К. определяется в итоговых документах международных правосл. научно-практических конференций (Белокуриха, 1999 г.; Н. Новгород, 2001 г., Запорожье, Екатеринбург, 2002 г.). Ист.: Духовное знание и Раджа йога: Краткий курс. СПб., 1992 ; Хассиджа Д. Ч. Медитация в Раджа йоге. СПб., 1992; Авьякт Бап Дада. 1993-1994, 1994-1995. М., 1995; он же. 1995-1996. М., 1996; Новое знание для нового мира. Маунт Абу, 1997; Духовность - новое измерение. М., 1999. Лит.: Bendrath D. Brahma Kumaris/Raja Yoga: Darstellung - Berichte - Dokumente. Münch., 1985; Whaling F. The Brahma Kumaris//J. of Contemporary Religion. 1995. Vol. 10. N 1; Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997; Вторжение индуизма в Россию: Сб. ст./Сост. В. А. Гурко. Пермь, 1997; Новые религ. организации России деструктивного и оккультного характера: Справ. Белгород, 1997; Каниткар В. П. (Хемант), Коул У. О. Индуизм. М., 2001; Плотников М. , диак. «Брахма Кумарис»// Дворкин А. Л. Сектоведение: Тоталитарные секты. Н. Новг., 2002. С. 390-403; Новые религ. организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справ./Авт.-сост. И. Куликов. М., 2002. Диак. Михаил Плотников Рубрики: Ключевые слова: АНАНДА МАРГ религ. культ, основанный в 1955 г. в штате Бихар (Индия) Шри Шри Анандамурти (мирское имя - Прабхат Ранджан Саркар (1921-1990)), синтез йоги, шиваитского направления индуизма и тантризма

http://pravenc.ru/text/153377.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010