«Постыдно оставить материальную обитель чувств – это знак поражения. И это случается с теми, кто живёт в затворе». 38 Из общего контекста, однако, явствует, что Евагрий здесь имеет в виду не только отшельников: «В египетских монастырях каждый насельник уединялся в своей келье, чтобы заниматься ручным трудом и творить молитву. Вместе монахи собирались только для общей трапезы, а также в часы утренних и вечерних псалмопений». 39 В этом послании он обращается к монахам, которые, очевидно, живут в киновиях (и, скорее всего, не в Египте, а в Палестине) и, несомненно, ведут менее уединённую жизнь по сравнению с той, о которой говорит Евагрий. То есть, и киновиты бывают осаждаемы унынием. Об этом говорится в двух, приведённых выше, фрагментах из «Зерцала для иноков, живущих в киновиях и общинах» и «Наставлений девственнице». Вполне вероятно, что речь в них идёт о двух обителях, основанных его друзьями, Меланией Старшей и Руфином Аквилейским на Елеонской горе, то есть расположенных не в пустыне, а в городе. Ниже эти наблюдения найдут многочисленные подтверждения, и, таким образом, мы можем заключить, что, по мнению Евагрия, уныние не является уделом исключительно анахоретов – ему подвержены и братья, живущие в монашеских общинах. Обратное впечатление может возникнуть потому, что в своих творениях Евагрий чаще всего обращается именно к анахоретам, то есть к отшельникам, которые, как и он сам, весьма редко виделись со своими братьями и почти не принимали посетителей. Его творения, разумеется, ориентированы на особые условия жизни монахов-отшельников, и это существенно для понимания их смысла. В отличие от Евагрия, например, Иоанн Кассиан преимущественно обращается к братьям, живущим в киновиях, и потому, расставляет акценты несколько иначе. Иные при этом возразят: «Вот и прекрасно, однако мы тут ни при чём. Мы вам не анахореты и не киновиты, мы простые миряне и живём в миру!» Это возражение возникает из-за той досадной ошибки, о которой мы упомянули выше, будто существует особый мир иноков и отшельников, который не имеет ничего общего с миром «обычных» христиан. Подобное заблуждение имеет далеко идущие последствия и заслуживает отдельного разговора. По сути вопрос сводится к следующему: чтó есть духовная брань – причастны ли к ней все христиане или это удел избранных? Здесь мы касаемся вопроса о самой сущности монашеской жизни, которая не зависит от перемены её исторических форм.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Руслан 14 марта 2013, 15:49 Национальная идея - это есть цель и смысл жизни народа, т.е. людей объединенных общей судьбой.Национальная идея не может быть придумана, она рождается вместе с рождением народа или дается Богом при рождении народа. Национальная идея русских - это Православие, и никуда мы от этого не уйдем, а если уйдем, то погибнем. Русские как нация появились в 13 веке и принимали Христа как истину, путь и жизнь, а смыслом жизни считали обретение царствия небесного, и пронесли эту идею сквозь тысячелетие, а когда ее оставили, то сами чуть не погибли, а сейчас колеблемся, решительности не имеем, боимся прикоснуться к Истине, и делим нашу жизнь на светскую и религиозную. Для обретения национальной идеи следует обратить внимание на наших отцов живших в 13,14,15 веках. Виктория 14 марта 2013, 15:48 Все так и есть. И действительно, то что мы сейчас мало знаем о наших героях - совсем не означает,что их нет... спасибо! Николай 14 марта 2013, 15:22 Христос сказал - молите Господина жатвы,чтобы выслал ДЕЛАТЕЛЕЙ на жатву сию...Отец Тихон - это явный ДЕЛАТЕЛЬ высылаемый Богом на жатву по спасению душ!!! Братья и сестры предлагаю создать молитвенную группу ,чтобы молиться за отца Тихона... Татьяна 14 марта 2013, 14:04 О.Тихон,как всегда,безупречен!Обладая изумительным профессиональным слогом,он умеет,как никто другой,выразить наши самые главные мысли и устремления.Очень хочется,чтобы его услышали все-это крайне важно!Может,попытаться сделать какую-нибудь программу на телевидении ( по примеру " Православной энциклопедии " или " Слова пастыря " ),где батюшка регулярно бы отвечал на множество вопросов или проводил тематические беседы.Его мнение очень важно для огромного количества людей!! Будем все вместе просить его об этом!Он должен выйти на очень широкую аудиторию слушателей и зрителей! А сейчас продолжаем активно и ежедневно голосовать за присуждение архимандриту Тихону премии года " Национальная гордость России " !Буквально за 2 дня батюшка опередил других кандидатов!Не останавливаемся на достигнутом!

http://pravoslavie.ru/60084.html

Вопр. Как же Спаситель сказал: «не судите, да не судимы будете?» ( Мф.7:1 ). Отв. В этих словах Господь запрещает нам пустые пересуды братьев за их недостатки или за личное оскорбление нас. Когда же наши братья, причиняя вред нам, с тем вместе наносят ущерб добру и правде в жизни, – для общей пользы, – мы обязаны привлечь их к суду, – как Ап. Павел свое правое дело отдал на суд Кесарев. § 3. О присяге Вопр. Что мы разумеем под присягой? Отв. Присяга есть клятвенное обещание служить Богу, царю и людям по совести, в согласии с Евангелием, правильно толкуемым Церковью. Вопр. Как возможно присягать, когда Христос сказал: «не клянись вовсе?» ( Мф.5:34 ). Отв. Христос запрещает «вовсе» клясться обходными еврейскими клятвами: – небом, землею, головою, Иерусалимом. Именем же Божиим Он не запрещает клясться. Вопр. Откуда это видно? Отв. В Откровении читаем: «Ангел поднял руку свою и клялся живущим во веки» ( Откр.10:5, 6 ). Ангелы лучше нас знают волю Божию, – знают, что угодно Богу, что противно. Однако один из них клянется Именем Божиим. Тем самым он дает нам пример – в случаях полезных для веры и жизни, прибегать к клятве ( Кол.3:1, 2 ). Вопр. Какое значение клятве приписывает Слово Божие? Отв. Ап. Павел говорит: «люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их» ( Евр.6:16 ). § 4. О мирских повинностях Вопр. Что обычно разумеется у нас под мирскими повинностями? Отв. Мирскими повинностями мы называем разнообразные жертвы, которые несут люди хлебом, деньгами, личным трудом на пользу ближних. Вопр. Какия мирския повинности известны нам? Отв. Уплата государственных и земских сборов деньгами; служба по общественным должностям – в звании сотских, старост, старшин, земских гласных и др. Вопр. Что нужно сказать о таких повинностях? Отв. Этими повинностями или жертвами поддерживается общественное благополучие; ими обеспечивается «тихое и безмятежное житие» братьев наших. И потому мы обязаны их нести до самопожертвования. – Господь в Евангелии говорит: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Лк.20:25 ). Ап. Павел учит: «отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» ( Рим.13:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Далее от слов непременно переходите к делу. Нужно помнить, что часто пьянству предаются люди от утраты интереса к осмысленной человеческой жизни, от неумения использовать свободное время, от незнания, где отвести душу, когда она нуждается в успокоении и ободрении... Вот тут и выходите и других выводите на помощь взаимную друг другу и всем немощным. С этой целью и учреждено у нас Епархиальное Братство трезвости, чтобы, в себе объединяя всех борцов за трезвость, руководить и советом и делом всем трезвенническим движением в пределах поместной Омской Церкви. И вы по местам своим заводите, по примеру Епархиального Братства и Общества трезвости, союзы и кружки трезвости и для взрослых, и для детей, и для мужчин, и для женщин. В таких содружествах братских и сойдутся все ревнующие о трезвости и все желающие отрезвиться. В братском объединении все будут находить и воодушевление, и поддержку. А это создаст и такие условия, что не до выпивки всем будет, – у всех будет живое дело в руках, все будут им заинтересованы, как своим родным и дорогим делом. Одни будут устраивать чтения или содействовать их успеху. Другие – привлекать к трезвости. Третьи -детям доставлять разумные развлечения и занятия. Четвертые займутся ухаживанием бедных и больных в приходе. Пятые будут заботиться о чистоте и благоукрашенности храма Божия или сельской школы. Шестые будут трудиться в кредитном товариществе или общественной потребительской лавке и т. д. Работа закипит. Времени всем не будет доставать, а от незнания, как убить время, – и помина не будет. Тут и так все объединяясь, вовремя удобное устроят и паломничество к Святыням, и народный умилительный праздник. И все это будет около отца духовного, который как кокош, по Евангелию, соберет своих чад под крылья свои. Тут все как братья в равной и дружной общей жизни и работе. И да будут такие Братства и Общества трезвости при всякой церкви. Но да не будет их только на бумаге, как это часто у нас бывает со всеми святыми начинаниями, так унижающими нашу жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Патриаршее приветствие участникам III молодежной соборной встречи ВРНС «Верхотурье город будущего» 13 июля 2011 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие организаторам и участникам III молодежной встречи Всемирного русского народного собора «Верхотурье город будущего», которая проходит в Екатеринбурге 13 июля 2011 года. Организаторам и участникам III молодежной соборной встречи Всемирного русского народного собора «Верхотурье город будущего» (Екатеринбург, 13 июля 2011 года) Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех устроителей и участников молодежной соборной встречи, посвященной обсуждению вопросов возрождения Верхотурья духовной столицы Урала и общенациональной православной святыни. За последние десятилетия наша страна пережила немало перемен, затронувших практически все сферы жизни российского общества. Многие из этих перемен повлекли за собой не только качественное изменение социального и материального статуса наших сограждан, но и глубинный сдвиг в области моральных норм и ценностей, привели к нравственной дезориентации общества. Люди оказались в своеобразном духовном вакууме, в значительной мере была нарушена культурная преемственность между поколениями. А повреждение этой жизненно важной для любой цивилизации цепочки может обернуться разрушительным нравственным кризисом и даже катастрофой. Милостью Божией этого не произошло. Сегодня все большее число наших соотечественников приходит к пониманию того, что в бережном сохранении непреходящих нравственных идеалов, в следовании высоким моральным принципам залог гармоничного развития социума, залог жизнеспособности Российского государства. Отрадно, что ныне, объединенные общей заботой о духовно-нравственном состоянии нашего народа, плодотворно взаимодействуют с Православной Церковью и светская власть, и все здоровые общественные силы. Важно осознавать, что базовые ценности это не просто абстрактные философские категории, не имеющие живой связи с действительностью. Базовые ценности это реальная сила, способная вдохновлять на подвиг и побуждать к принятию правильных решений; сила, определяющая образ жизни и ее целеполагание; наконец, сила, способная объединить разрозненных индивидуумов в одну нацию. С этими вечными истинами особенно важно научиться соотносить свое бытие молодежи, тем, кому завтра придется нести ответственность не только за себя, но и за своих ближних, за своих друзей и товарищей, за свою семью и Отечество.

http://patriarchia.ru/db/text/1574168.ht...

   Опять останавливаюсь пред зрелищем страшного явления Царя, которое начертывает Евангелие! Опять потрясается душа, прислушиваясь к страшным словам! Она как бы видит некоторым образом самого Царя небесного, грозно сидящего как говорит Писание (Мф.25:31), «на престоле славы» , и величественный оный престол, если только может быть престол, дающий место Невместимому, видит оные бесчисленные тьмы Ангелов, стоящих вокруг Царя; видит и самого великого и грозного Царя, от неизреченной славы склоняющего взор на человеческое естество и на все поколения людей, когда-либо бывших, от начала до времени оного страшного явления, — Царя, собирающего их к Себе, и по достоинству дел жизни каждому возвещающего суд: одним, кои в жизни избирали то, что право, дарующего стояние одесную, как сказано, а неправым и отверженным определяющего жребий, соответственный делам их жизни; изрекающего тем оные сладкие и благие слова: «приидите благословении Отца Моего» (Матф.25:34), а этим ужасную и страшную угрозу: «идите ... проклятии» (Ср. Мф. 25:41). Страх прочитанного до того овладел моею душою, что ум мой кажется вполне занят самым предметом, и не чувствуя ничего настоящего, нимало не имеет досуга обращать внимание на что-либо другое, подлежащее исследованию и рассмотрению в слове: хотя не маловажно и заслуживает не малого изыскания узнать, например то, как «придет» Вечносущий. «Се Аз с вами, — говорит, — есмь во вся дни» (Мф. 28:20); если же, как веруем, Он с нами «есть», то как возвещается, что Он «придет», как бы не присущий ныне? Ибо, если, как говорит Апостол, в «Нем ... живем, и движемся и есмы» (Деян.17:28), то для Обдержащего все, нет никакого способа местно отступить от тех, коих Он в себе содержит, так чтобы или ныне не быть Ему присущим обдержимым Им, или ожидать последних времен, чтобы прийти. Опять: «какой престол у Бесплотного? Какое явление у Невидимого? Какой образ у Неописуемого? Как может быть изображен сидящий на престоле Невместимый»? Это и все подобное, как излишнее для настоящего времени, оставлю, а для общей пользы обращу, сколько могу, речь на то, каким образом не попасть нам в число отверженных. Ибо сильно, братья, сильно поразила меня угроза, и не отрицаю смущения моей души. Желал бы, чтобы и вы не презрительно относились к страху; ибо «блажен ... иже боится всех за благоговение» (Притч. 28:14), а «иже презирает вещь, презрен будете от нея» (Притч. 13:13), говорит негде слово Премудрости. Итак, прежде чем наступит время беды, позаботимся, чтобы не испытать печалей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3102...

Это и будет жизнь во имя Отца и Сына во святом Духе. Аминь. Епископ Андрей . Из записок алтайского миссионера I. О развитии духовно-проповеднических сил алтайской миссии . Общее настроение, общий подъём духа, общая работа в преобразовании и улучшении во всех сферах жизни и деятельности, особенно церковной, – вся эта воодушевляющая настроенность переживаемого нами знаменательного момента, побуждает и нас, скромных тружеников, затерявшихся в горах и ущельях Алтая, восклониться, оглядеться кругом и внимательнее всмотреться в наше дело и делание: нет ли и в нём неразлучных с делами человеческими недостатков, требующих скорейшего исправления? Как бы нам не отстать от общей работы самоопределения и самоисправления, не уронить этим своего дела и не подпасть порицанию общества, поддерживающего нас и наше делание своим сочувствием и средствами. Старые алтайские миссионеры (времён протоиерея Ландышева и архимандрита Владимира) были крепки духом взаимной любви и братства. Они жили между собой как родные братья. Начальник между ними являлся, как старший между равными, – был душою братства. После года тяжёлых трудов, лишений и испытаний миссионеры спешили на братские собрания. Любовь , братство, искренность, откровенность в отношениях и живой обмен впечатлений и мыслей на собраниях уврачёвывали их сердечные раны, поднимали дух и воодушевляли на новые опасности и труды. Они разъезжались по станам с облегчённой душой, с новыми силами и надеждами. Дела и нужды миссии рассматривались и удовлетворялись тогда начальниками не единолично, а сообща со всеми миссионерами. Поэтому в ту пору не могло быть ни у кого неудовольствия или ропота на невнимание. Но с течением времени, под влиянием разного рода обстоятельств, облик миссии сильно изменился. В настоящее время миссионеры в деле своего служения являются лишь беспрекословными исполнителями воли и предначертаний своего начальства; своей же инициативы, воли и голоса в деле они не имеют. Но здесь необходимо оговориться, что когда во главе дела стоял такой авторитетной опытности архипастырь, как высокопреосвященный Макарий, ныне архиепископ Томский, то миссионеры, увлекаемые живым и самоотверженным примером начальника, шедшего всегда впереди своей трудовой дружины, охотно несли своё нелёгкое служение. Теперь же приходится отметить частые смены начальников миссии (пост начальника миссии сделался переходной ступенью в движении к дальнейшим повышениям по службе), официальную отдалённость их отношений к миссионерам, полный упадок духа братства среди них, потерю съездами оживляющего и объединяющего характера (в последние годы 1903 и 1904 собраний миссионеров в смысле обмена между ними мыслей и суждений – не было), и тогда станет понятным, почему миссионерское дело на Алтае клонится к упадку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анфиса старалась подбодрить, встряхнуть приунывших колхозников. За день она успевала побывать на всех полях и всюду с жаром принималась жать, вязать снопы. И ее присутствие – она это видела – как-то успокаивало, приподнимало людей. Уж на что, кажется, тверда и невозмутима духом Марфа Репишная, а и та однажды сказала: “С тобой веселее, девка, – чаще бывай у нас”. Но потом в колхозе стала отставать просушка снопов (немногим женщинам была под силу эта работа), и Анфисе пришлось самой взяться за это дело. Она рубила в лесу новые жерди и подпоры, ставила новые перетыки вместо прогнивших, подвозила снопы с поля, вешала их на жерди, – и все сама, все одна. На людях как-то забывались на время, рассасывались в общей тревоге безрадостные мысли, а теперь, когда она пряслила одна, горькие раздумья не покидали ее. В этот день ей было особенно тяжело. Утром конюх Ефим, помогая ей запрягать коня, хмуро сказал: – Слыхала, немцы на Волгу вышли… Она не задумалась тогда над этими словами: может быть, оттого, что конь бился и она торопилась, а может быть, потому, что в то лето так много было плохих вестей с фронта, что, кажется, трудно было чем-нибудь удивить. Страшный смысл Ефимовых слов дошел до нее тогда, когда она, переехав болото, стала поить коня в ручье. “Да ведь это же Волга! Волга…” – изумилась она. Ни разу в жизни не довелось ей бывать дальше районного центра, и она не знала даже, как выглядит город. Но Волга, Волга-матушка… Да не проходило праздника в деревне, чтобы о ней не пели! И каждый раз, когда она слышала песенные разливы или подпевала сама, в душе ее поднималось что-то большое, широкое и светлое. И вот уже лиходеи на Волге… Стоя на скамейке у прясла, она машинально наклонилась к снопам, лежавшим у ее ног, и так же машинально вешала их на жердины. Страшное известие не выходило у нее из головы. “Да что же это такое? Как же так?..” – спрашивала она себя. У нее то и дело навертывались слезы, и, прислонившись к пряслу, она подолгу смотрела на безлюдную дорогу, на выжатые поля, поблескивавшие золотой щетиной жнивья. Потом спохватывалась, начинала лихорадочно работать, но проходило немного времени, и снова опускались руки, иона опять стояла, прислонившись к пряслу, и смотрела на дорогу, на поля.

http://azbyka.ru/fiction/bratya-i-sestry...

—323— частях света, но не народу и не гражданам какого-либо города, исключая Чикаго. В этом задача вашего благовествования, которое вам предназначено проповедовать по всем городам союза и с трубным звуком возвещать всему миру ». Цейлонский буддист Дармапала, обращаясь к посетителям заседаний парламента, говорил: «вы, мои братья и сестры, рождённые в этой стране свободы, узнали от своих братьев далёкого востока о тех религиозных системах, которым они следуют. С похвальным терпением вы внимали учению всемилосердого Будды, излагаемому его скромными последователями. В продолжение своей сорокапятилетней земной жизни он трудился над освобождением ума человеческого от религиозных предрассудков, проповедуя такое учение, которое сделало Азию кроткой и доброй. Благодаря настойчивым и трудолюбивым изысканиям людей науки вы наслаждаетесь плодами материальной цивилизации, но эта цивилизация, сама по себе, не встречает хвалы даже со стороны самих великих естествоиспытателей настоящего времени». «Учитесь мыслить без предубеждения, любите всех существующих ради самой любви, выражайте без страха свои убеждения, ведите непорочную жизнь, и свет истины просветит вас. Если богословие и догмат станут вам на пути в искании истины, оставьте их в стороне. Будьте ревностны, прилежно созидайте своё спасение и плоды святости будут вам уделом». Суами Вивекананда высказал, между прочим, в своей речи нечто весьма любопытное. «Много было сказано, говорил он, об общей основе религиозного единства. Я не беру на себя смелость выступать теперь со своей собственной теорией; но если кто-либо здесь надеется, что это единство осуществится благодаря торжеству какой-нибудь одной из этих религий и уничтожению других, я скажу ему: «брат мой, твоя надежда неосуществима». Пожелаю ли я, чтобы христианин стал индусом? Боже сохрани. Пожелаю ли я, чтобы индус или буддист стал христианином? Боже сохрани». «Семя сеется в поле и земля, воздух и вода окружают его. Становится ли семя землёй, воздухом или —324— водой? Нет. Оно делается растением: оно развивается по закону своего собственного роста, усвояет себе и воздух, и землю, и воду, превращает их в своё существо и вырастает растением».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В связи с ухудшением социально-экономической обстановкой в Красноярске, вызванной тяготами Европейской войны, резко возросло число подкидышей, составив только за 6 месяц, с апреля по сентябрь 1916 г. – 113 детей. До Февральской революции 1917 г. приют для подкидышей существовал исключительно за счет пожертвований неравнодушного населения и из бюджета города отчислялось 500 рублей в год. Еще более губительными для подкидышей стали годы гражданской войны, голод и разруха унесли многие младенческие жизни. После вооруженного переворота в октябре 1917 г. приют исчез как учреждение. В детских приютах и детских домах, Судьбы ребячьи схожи. Папа пил и курил, часто мама пила, Пили бабушка с дедушкой тоже. И тогда лишь счастлива ребенка душа, Детство тоже на сказку похоже. Когда папа не пьет, когда мама не пьет, Не пьют бабушка с дедушкой тоже. Подводя итоги, делаем неутешительные выводы: к началу Европейской войны красноярцы теряли веру в Бога, теряли нравственность, и как следствие – потеря трезвости. Вот почему Крафту и е. Никону нужно было срочно строить храмы и ЦПШ, музеи и библиотеки, но самое главное – введение «сухого закона» и закрытие публичных домов . Терскова Аида Александровна, Белошапкин Виктор Михайлович, г. Красноярск Источник: Основы собриологии, профилактики, социальной педагогики и алкологии: материалы XXIX Международного форума/Под общей ред. проф. А.Н. Маюрова. – Н. Новгород, 2021. – 439 с. – С. 196–199. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/14/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010