А потом Олегу понадобилась кровь, притом кровь нужна была любой группы. Такая необходимость выпала в очередную сессию, и потому на призыв не откликнулся почти никто. И тогда первый раз в жизни я зашла в храм… А весной Олег выздоровел. Анализы оказались в норме, и ему оставалось только пройти несколько завершающих процедур. До полного выздоровления оставалось три года, но самый страшный период миновал, и дальше его состояние только улучшалось. Исцеление от рака было чудом. Олег всем говорил только, что ему помогла кровь двух людей. Имен он не называл, тактично оставляя каждому из доноров право считать, что в лечении помогла именно его кровь. Храм на Крови, Екатеринбург Я помню Олега, стоявшего на ступеньках самого знаменитого храма нашего города – Храма-на-Крови. Нас было трое: я, Олег и ещё один его друг — Владимир. И всё вокруг ликовало, пело, дышало весной и не могло надышаться, и солнце отражалось в куполах, слепило, било в глаза, заливало город волной восторга и всё не кончалось, утопая в собственном свете. И на деревьях появлялась первая зелень, и они тоже возвращались к жизни, воскресали после зимы. А Олег, обращаясь к нам, сказал: – А ведь если во мне теперь твоя кровь, значит, мы брат и сестра. Единокровные. И с тобой тоже братья, – повернулся он Володе. И в его глазах светилась такая благодарность, что, казалось, большего счастья я не испытывала за всю свою жизнь. Значит, всё было не зря? Я помню, как смотрю на руки Олега и думаю о том, что вот по этим проступающим через кожу ручейкам вен может течь моя кровь, и что теперь вот этот человек, о котором я, в сущности, почти ничего не знаю – он теперь, возможно, мой брат. Когда спустя несколько лет я впервые услышала о том, что существует Причастие , я сразу вспомнила тот момент. Шумит весна, и стоит перед тобой человек, главная ценность которого в том, что он – живой. И он навсегда теперь с тобой един – общей болью, общей бедой и общей жертвой – братством крови. Вот он – смысл, как из жертвы возникает единство, как уникальное чувство родства может преодолеть физические границы и соединить чужих людей. Тогда для нас, неправославных, именно это на тот момент было торжеством жизни над смертью.

http://pravmir.ru/my-s-toboj-odnoj-krovi...

Естественнее всего дело объясняется тем, что врожденная наклонность к умственному труду и наслаждению заявляет себя в потомках литературных знаменитостей настолько сильно, что они предпочитают спокойной, обеспеченой жизни земледельца или мелкого собственника жизнь литературным трудом, который, несмотря на все соединенные с ним тревоги, представляет уже сам в себе умственное наслаждение. Темперамент и привычки и в частности умственные привычки суть постоянные факторы, влияющие на умственные силы человека в их проявлении, но даровитость потомков зависит не от одних только постоянных свойств их предков. Если бы это было так, то степень даровитости членов одного семейства не подвергалась бы почти никаким колебаниям; все братья были бы одинаково даровиты и единственное уклонение от общей нормы состояло бы разве только в том, что младшие братья, родившиеся в пору высшей психической зрелости их родителей, были бы несколько даровитее старших. Однако по вычислениям Гальтона оказывается, что из 250 братьев даровиты бывают тоько 127 и притом старшие братья (то есть старшая половина) имеют почти вдвое более шансов стать знаменитыми, чем младшие 1046 , – ясный знак, что даровитость человека находится в сильной зависимости от какой-то изменяющейся причины. А так как никакие перемены во внешнем мире не действуют на дитя до его рождения непосредственно, то следует заключить, что перемены в психофизическом состоянии родителей – единственная причина колебания уровня способностей родных братьев и единственная форма, в которой внешний мир может оказывать влияние на способности дитяти. И в самом деле, если перемены в организме, через посредство которых психические качества родителей передаются детям, или предполагаемые комбинации частичек служат хотя сколько-нибудь верным и точным выражением действительности, как она открывается нашему сознанию, то следует допустить, что влияние наличного душевного состояния родителей в данный период времени на способности их детей должно быть весьма велико.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Ив. Корсунский (Продолжение следует). Соколов Л.А. Парламент религий в Чикаго 436 //Богословский вестник 1894. Т. 1. 3. С. 483–511 (2-я пагин.). (Начало.) —483— Под этим странным названием полгода тому назад, в период Колумбийской всемирной выставки, заседало в Чикаго собрание, в высшей степени интересное по своему составу и задачам. Открытие парламента религий американские газеты приветствовали с великим энтузиазмом. Посвящённые этому событию статьи обыкновенно начинались восторженными восклицаниями: «поразительное зрелище!» «Представители всех религий мирно сходятся вместе!» «Произносятся слова любви!» «Исповедники всех религий востока и запада встречаются как братья!» «На общей почве они хотят обсуждать достоинства своих религий!» «Все люди братья, они служат единому Богу!» «Все религии имеют одну общую цель; они идут лишь к ней различными путями!» «Мудрецы востока впервые в истории мира сошлись лицом к лицу с мудрецами запада». «Никогда не видела ещё история подобного собрания... Никогда доселе не считалось даже и возможным, чтобы богословы всего мира, представляющие собою вечный антагонизм всех религий, могли когда-либо сойтись вместе на подобном собрании». «Со всех четырёх сторон света пришли эти люди, чтобы споспешествовать общему делу гуманности. Они пришли показать самым своим присутствием живую силу того всеобъемлющего настроения, которое побуждает людей, где бы они ни были, воздымать свои очи к небу. Они пришли —484— преподать ещё раз старинный урок, признанный, но никогда не осуществляемый, – что люди братья и что весь мир составляет одно родство. Они пришли сделать приснопамятным этот наиболее исторический день настоящего столетия... Воинствующие религии собрались теперь в мире... Прозелитизм и преследования – забыты. Над всеми царит одна общая идея великого Божества, и эта идея объединяет всех». «Собрание состоялось при таких благоприятных условиях, что ему можно наверное предсказать успех, а этот успех несомненно оставит глубокий след в истории и окажет поразительное влияние на будущность человечества». «Господствующее на собрании настроение, проявляющийся в нём дух братства и любви, уничтожает всякие опасения и обещает великие результаты от этого дружественного обмена взглядов относительно вопросов веры и жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

LXXVII. Речь, сказанная в Казанской духовной академии пред началом учения 81 . Время пребывания в школе должно быть неослабным приготовлением к прямому плаванию к нашей общей пристани Жизнь течет, как река, струи которой быстро катятся одна за другой и погружаются в море. Струи и волны и нашей жизни быстро бегут и погружаются в океан вечности... Быстро летят годы один за другим... Давно ли мы начинали здесь прошедший учебный год и оканчивали оный, а между тем уже сменилась значительная часть вашего поколения: одни вышли из этого святилища науки для плаванья по морю житейскому, другие поступили сюда, а третьи подвинулись вперед, к краю берега, граничащего с житейским морем, чтобы пуститься в плавание по нему. Конечно, юношам, стремящимся к жизни, естественно желание, чтобы скорее прошли годы их приготовления к жизни. А нам, старикам, кажется, что весьма скоро прошли наши годы, и мы уже становимся у пристани житейских плаваний... С любовью мы уже вспоминаем ваши года и время нашего учения в академии. Но это для нас не возвратно. В утешение же должны говорить: всему свое время. И теперь самое лучшее для нас, это, глядя на вас и видя в вас одно доброе, утешаться вами. Но у всех нас есть пристань, к которой мы должны готовиться в период учения своего и в продолжение всей этой жизни. Эта пристань – мирная христианская кончина и за оной будущая блаженная жизнь. Боже, Великий и Сильный, к тихому пристанищу мя приведи... Все задачи вашего учения и вся наша жизнь есть стремление к этой пристани . Ваше образование вообще и ваше учение здесь есть приготовление к жизни будущей. Вы учитесь, чтобы самим жить и других учить, – жить по образу Божию для уподобления Ему. Это, братья, отнюдь не исключает благополучия сей временной жизни, и даже приобретает оное. И наступающий новый учебный год для вас да будет неослабным и глубоко сознательным приготовлением к прямому плаванию к нашей общей пристани. Основательное и глубокое изучение свойств Божьих, законов Божьих, домостроительства Божия о нашем спасении да отразится в ваших сердцах, в вашей воле и направлении и во всей жизни вашей Молитва пред учением не только должна быть молитвою о здравии и благополучии вашем, но главнее – молитвой о христианском вашем просвещении и направлении к вечному тихому пристанищу. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Частная собственность не отрицается, но считается как бы одной из форм внутри общей собственности. Все формы собственности вторичны по отношению к первичной общей собственности: «права некоторых на свободное предпринимательство или рыночные свободы не могут быть выше прав человека и достоинства бедных», «провозглашение экономической свободы, когда реальные условия препятствуют многим по-настоящему пользоваться этой свободой и когда ограничивается доступность работы, — противоречие, позорящее политику», «подлинно человечное и братское общество сможет обеспечить действенную и стабильную поддержку каждого из своих членов на протяжении всей жизни». Исходя из абсолютности каждой человеческой личности, исходящей из Бога, «Все — братья», как и «За жизнь мира», отрицают абсолютность государственных границ и вообще суверенитета государств. Человек абсолютен (ибо он создан по образу Абсолюта), государство относительно. Весь мир принадлежит всем, а значит, нужна милосердная политика в отношении мигрантов, аннуляция долгов стран третьего мира, новая — развивающая все регионы и страны — система международных отношений. Нужно не только встретить мигранта как брата, имеющего право на жизнь и гостеприимство, но искоренить самые причины, вынуждающие мигрировать людей из своих стран. Всем странам нужно обеспечить право на достойное развитие. Транснациональные корпорации ущемляют суверенитет национальных государств, в силу этого и всего вышеперечисленного нам нужно не восстановление национального суверенитета, а создание системы демократических международных организаций, которые будут работать на общее благо. То есть глобализация транснациональных корпораций должна быть ликвидирована не в форме отката к системе национальных государств, а в форме реализации таящихся в ней позитивных возможностей: проект альтернативной глобализации. Мы спасаемся вместе: несчастье одной страны — проблема для всех стран. Это так и буквально в силу глобализации, и так должно быть с моральной точки зрения. Поддержка бедных стран — помощь всему человечеству. Нужен новый международный порядок солидарности. Бог дал всем всё даром, и мы должны уподобиться Ему в этом. Помощь бедным (регионам, странам, людям) полезна всем в долгосрочной перспективе, но в высшем смысле это должно быть делом бескорыстия, кое есть делание чего-то, потому что оно хорошо само по себе.

http://blog.predanie.ru/article/sotsiali...

Не стесняясь национальностью, а преследуя только одну цель религиозную, латинскую, Христианские братья предлагают образование, какое где нужно. В Сайгоне у них французский колледж, а здесь английский. «Без нас нельзя обойтись, говорил мне потом директор этого Колледжа: португальцу необходимо английское воспитание, иначе ему хлеба здесь не достать». Наш проводник оказался ирландцем, следовательно, ненавидел англичан и говорил по-французски. Он уже 14 лет служит в Колледжах братства. Пять лет пробыл в Цейлоне, четыре в Сингапуре. Теперь приехал в Гонконг на годичный отдых (по болезни). Мы обошли с ним все здание. В колледже, кажется, семь классов. Здесь же помещается и общежитие учеников. Особенно понравилось нам то, что и монахи-учителя живут точно также общежитием. Все они имеют общий стол и даже общую комнату для занятий. Это довольно просторная комната; кругом по стенам расставлено несколько конторок для учителей и письменный стол для брата директора. В этом все внешнее отличие последнего, во всем остальном он такой же простой монах, как и учителя. Священства никто из Христианских братьев не принимает или, если примет, то вместе с тем оставляет и орден: это для того, чтобы братья могли всецело отдаться делу воспитания, священник необходимо будет отвлекаться внешними пастырскими обязанностями. Проводя день с учениками, а вечер в общей занятной комнате, учителя и директор только ночью предоставляются себе самим: спальня у каждого отдельная. Нельзя не отдать чести католикам за эту их дисциплину, которая видна во всей внешней жизни их духовенства. Если он назвал себя монахом, так он не считает для себя зазорным или, вообще, лишением и внешнюю жизнь свою поставить по-монашески. Директор мог бы, конечно, иметь и большую квартиру, мог бы позволить себе отличие и в одежде и в столе, и, во всяком случае, мог бы заниматься не в общей комнате с остальными учителями, но он предпочитает оставаться во всем простым монахом, как он и есть, довольствуется властью и служением, не пользуясь ими для успокоения. Черта эта достойна всякой похвалы и подражания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Смерть и время… Они становятся для меня синонимами. Это точно два имени одной и той же реальности. Время, породившее меня и сначала блеснувшее перед моим сознанием в образе жизни, превращаются в свою же противоположность и приобретает лик смерти. Страшный оборотень… Страшный обман… Здесь, на Земле, все взятое из земли в землю же возвращается. Вернется ли мой дух, мое единственное неповторимое «я», которое в течение всей жизни созидаю с такой любовью, которое составляет все содержание моей жизни, вернется ли и оно в прах земной? Распадется ли на составные элементы? Или же, быть может, рожденное в прахе, оно настолько переродилось в своей сущности, настолько стяжало в себе силу, настолько стало могущественным и настолько независимым от земных условий, что уже может как бы оторваться от матери-земли и вознестись к Отцу, по образу и подобию Которого оно начало свою подлинную, человеческую, уже не звериную жизнь? Если человек смертен в той же мере, как, скажем, трава или лягушка, то сразу теряется смысл существования и человека, и лягушки. И трава, и лягушка понятны и имеют свое значение, вернее назначение, в общей лестнице эволюции как естественное явление на одной из ступенек развития. И здесь лягушка и любая несовершенная форма имеют свой глубокий смысл как проявление одного целостного процесса становления, как одно из явлений на общей лестнице восхождения жизни. Человек мог появиться на Земле только после того, как возникли и оправдали себя все эти промежуточные формы, только после того, как жизнь прошла по всем ступеням восхождения. Но ступень – это только ступень. Мы не должны презирать наших «меньших братьев», оставшихся на низших ступенях жизни и не ведающих, что такое разум. Даже выражение «младшие братья» можно употребить лишь с улыбкой, с грустной иронией или, лучше сказать, с какой-то нежной жалостью, ибо, конечно, они не братья, а только родственники по органической структуре. Мы не можем их приравнять к себе и удовлетвориться той участью, которая суждена им.

http://azbyka.ru/o-smysle-zhizni-bogoslo...

Значительное влияние на развитие европ. культуры и народной религиозности Б. о. ж. оказали посредством проповеди «не словом, но пером»: братья зарабатывали средства к существованию перепиской и изготовлением книг, отводя этому по 6-8 часов в день. Грооте, живя в мон-ре каноников-августинцев Эмстейн, занимался переводами, в т. ч. с латыни, он перевел Часослов, предназначенный для индивидуальной внецерковной молитвы, к-рый в XV в. стал самой читаемой книгой в Нидерландах, а с голл. языка на латынь им было переведено соч. Я. ван Рёйсбрука «Одеяние духовного брака» (De ornatu spiritualium nuptiarum). В среде Б. о. ж. сложился круг авторов, в сочинениях к-рых религиозно-мистическая проблематика соотносилась с размышлениями об этических ценностях и формировании нравственного облика человеческой личности. Ученик Грооте, Герард Зербольт (1367-1398), исполнявший должность либрария (руководителя писцовой мастерской) в доме Радевейна, написал неск. мистико-теологических трактатов и соч. в защиту братьев (Об образе жизни совместно живущих благочестивых людей (Super modo vivendi devotorum hominum simul commorantium)), где он представил обоснование стихийно возникавших общин Б. о. ж., сведя практику совр. ему благочестия к раннехрист. общине и сделав вывод о том, что общая собственность является естественным и идеальным состоянием человеческого общества. Также получили известность сочинения Яна Воса ван Хейсдена (1363-1424), Герлаха Петерса (1378-1411), Яна Скуткена († 1423), Генрика Манде (1360-1431), Яна ван Схонховена (1356-1432) и Фомы Кемпийского (1379-1471), наиболее известного представителя движения «нового благочестия». Помимо теоретического обоснования эти сочинения являлись простыми по языку и доступными по содержанию религ. книгами. Др. сферой распространения влияния общин Б. о. ж. было духовное руководство юношеством. Сами братья не вели занятий, прибегали к помощи местных учителей, организовывали новые школы, снабжали деньгами и книгами. С 1375 г. Б. о. ж. содержали общежития (конвикты) для учеников, помогали мальчикам в подготовке уроков, читали вместе с ними Библию, комментировали прочитанное, проводили беседы на религ. темы. Свои школы у Б. о. ж. появились в кон. XV в., до этого они сотрудничали с преподавателями городских и кафедральных школ. Школы, организованные Б. о. ж., пользовались популярностью и достигали иногда огромных размеров. Так, школы в Девентере и Эммерихе посещали ок. 2 тыс. учеников. Эта хорошо организованная система образования, основанная на изучении не только церковных книг, но и лат. поэзии, породила плеяду гуманистов. К кон. XVI в. деятельность Б. о. ж. теряет свое значение. С наступлением Реформации школы переходят в руки гос-ва, а переписывание книг становится вовсе не нужным с распространением книгопечатания. К XVIII в. дома братьев и сестер общинной жизни распались и перестали существовать. Монастыри Виндесхеймской конгрегации

http://pravenc.ru/text/153369.html

Кажется, не было еще примера (а если такие примеры и были, то, конечно, весьма редко), чтобы сын или внук замечательного человека возвратился к образу жизни своих предков и стал жить исключительно физическим трудом. Этого явления нельзя объяснить тем только, что жизнь эта не представляет тех внешних удобств, какие доступны среднему сословию: еще вопрос, действительно ли литературный труженик, живущий своим литературным трудом, пользуется большим комфортом, чем зажиточный фермер. Естественнее всего дело объясняется тем, что врожденная наклонность к умственному труду и наслаждению заявляет себя в потомках литературных знаменитостей настолько сильно, что они предпочитают спокойной, обеспеченной жизни земледельца или мелкого собственника жизнь литературным трудом, который, несмотря на все соединенные с ним тревоги, представляет уже сам в себе умственное наслаждение. Темперамент и привычки и в частности умственные привычки суть постоянные факторы, влияющие на умственные силы человека в их проявлении, но даровитость потомков зависит не от одних только постоянных свойств их предков. Если бы это было так, то степень даровитости членов одного семейства не подвергалась бы почти никаким колебаниям; все братья были бы одинаково даровиты, и единственное уклонение от общей нормы состояло бы разве только в том, что младшие братья, родившиеся в пору высшей психической зрелости их родителей, были бы несколько даровитее старших. Однако по вычислениям Гальтона оказывается, что из 250 братьев даровиты бывают только 127 и притом старшие братья (то есть старшая половина) имеют почти вдвое более шансов стать знаменитыми, чем младшие 6 ) – ясный знак, что даровитость человека находится в сильной зависимости от какой-то изменяющейся причины. А так как никакие перемены во внешнем мире не действуют на дитя до его рождения непосредственно, то следует заключить, что перемены в психофизическом состоянии родителей – единственная причина колебания уровня способностей родных братьев и единственная форма, в которой внешний мир может оказывать влияние на способности дитяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Мы должны сами осознать, какую проблему мы для них создаем, проблему тем более трудную, что созерцательные ордена могут существовать лишь потому, что есть деятельные люди. Так или иначе, но посвятившие жизнь созерцанию живут милосердием тех, кто созерцанием не занимается. И когда подавляющее большинство, трудящееся в поте лица, совершенно не воспринимает, что данная группа является выразительницей их общей жизни, а не собственной ограниченной и частной жизни, ей отказывают в сочувствии и в поддержке. Мне кажется, это очень важно, потому что наш мир как будто очень легко принимает, например, созерцательную жизнь индийских аскетов. Он охотно соглашается с общественно бесполезной жизнью художника, он легко признает людей, которые выходят из общества, уходят от общей массы, — все это при условии, что эти люди готовы платить за свою отделенность. Например, аскеты-индусы убедительны тем, что ведут очень суровую жизнь в тех условиях, которые сами же и создали для себя. Христианские созерцательные ордена часто неубедительны, потому что хотят заниматься созерцанием, но также иметь пищу и тепло, крышу над головой и сад и еще множество вещей. И все это должны обеспечить люди, которые лишены удобства созерцательной жизни. В этом подлинная проблема для совести именно христиан, а не внешнего мира. Подумайте о тех обетах, часто иллюзорных, которые мы приносим. Мы оставляем семью, отца, мать, родных и создаем себе другую семью, гораздо более надежную, поскольку она не вымирает. Отцы, матери, братья, даже дети могут умереть прежде вас. Ваш орден умрет только после вас, разве что вы же его и разрушите. Мы даем обет нестяжания; разумеется, у нас нет личных доходов, но одного нам недостает: мы никогда не сталкиваемся с необеспеченностью, неуверенностью наемного рабочего. Потому что главная его проблема не в недостатке денег, неимении одежды, главное — радикальное отсутствие обеспеченности, в которой можешь оказаться, потому что не знаешь, что с тобой будет завтра. Я мог бы упомянуть еще многие черты созерцательной жизни, из которых станет ясно, что к такой жизни стремится больше людей, чем мы воображаем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010