Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла DEVOTIO MODERNA [лат.- новое благочестие], мистико-религ. и религиозно-просветительское движение, зародившееся в кон. XIV в. в Нидерландах и получившее распространение в Сев. Европе. Учение D. m. было изложено в соч. Фомы Кемпийского († 1471) «О подражании Христу» (Imitatio Christi): истинно духовной жизнью является подражание Христу и следование раннехрист. идеалам. Согласно учению, каждый искренний христианин сможет достичь созерцания с видением Бога, размышляя о человечестве Христа и практикуя различные духовные упражнения (познание себя, смирение и покаяние; сохранение полной покорности Богу; осознание могущества Бога, познание Божиих благодеяний посредством любви). Важное место занимали размышления о Страстях Христовых. Согласно учению, важнейшей задачей христианина является обретение внутреннего мира, которое достигается самоотречением, воспитанием в себе «горения» и «безмолвия». Сторонники учения призывали духовенство к более строгой жизни и критиковали преобладание внешних форм благочестия. Организационно движение состояло из 2 связанных структур: полусветских общин братьев и сестер общей жизни и монастырей августинских уставных каноников Виндесхеймской конгрегации (см. ст. Братья общей жизни ). История движения восходит к деятельности Г. Грооте . В 1374 г. он передал свой дом в Девентере (Сев. Нидерланды) благочестивым женщинам, желавшим посвятить жизнь Богу. Под влиянием его проповеди о подражании Христу и о возрождении раннехрист. общины нек-рые горожане в Нидерландах и Вестфалии стали объединяться в небольшие группы, пытаясь претворить эти идеи в жизнь. 1-я община братьев общей жизни возникла в доме викария ц. св. Лебвина в Девентере магистра Ф. Радевиенса (ок. 1350-1400). Членам общин запрещалось просить милостыню и вести нищенский образ жизни, братья и сестры общей жизни должны были обязательно работать, т. о. отвергалась практика нищенствующих орденов. Герард Зерболт (ок. 1367-1398), клирик, затем священник в общине Радевиенса, в трактате «Super modo vivendi devotorum hominum simul commorantium» (Об образе жизни совместно живущих благочестивых людей) свел практику совр. ему благочестия к раннехрист. общине. Суммируя высказывания стоиков, Платона, ап. Павла, св. Амвросия Медиоланского и блж. Августина , Зерболт делал вывод, что общая собственность является естественным и идеальным состоянием человеческого общества. Также Зерболт обосновал право мирян читать Свящ. Писание на родном языке. В 1401 г. Утрехтский епископ выдал офиц. разрешение на существование общин братьев и сестер общей жизни и на чтение Евангелия на национальном языке.

http://pravenc.ru/text/171549.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРАТЬЯ ОБЩЕЙ ЖИЗНИ [лат. fratres vitae communis], полумонашеские общины, объединявшиеся для ведения совместной благочестивой жизни; появились в кон. XIV в. в Сев. Нидерландах и впосл. получили распространение во мн. городах Германии и юж. части Нидерландов. Движение Б. о. ж. развивалось в русле религ. течения «нового благочестия» (см. Devotio moderna ), опиравшегося на религиозно-философские учения нем. и нидерланд. мистиков (И. Экхарта и др.). Основателем движения считается Г. Грооте (1340-1384). После тяжелой болезни (1372) он полностью изменил свой образ жизни: передал дом в Девентере в собственность городской общины, а сам поселился в мон-ре Монникхёйзен в качестве гостя (donatus). В 1379 г. он получил сан диакона и разрешение проповедовать на территории еп-ства Утрехт. В своих проповедях он говорил о любви к Богу и человеку, о чистоте нравов, призывал к воскрешению древних апостольских идеалов. Путь к очищению общества виделся ему не через монашество, а через восстановление раннехрист. общин. Под влиянием проповедей Грооте, к-рые он произносил на народном языке и на латыни, мн. горожане, пытаясь претворить его идеи в жизнь, объединялись в небольшие группы, изучали Библию и занимались переписыванием книг. Ок. 1381 г. в Девентере сложилась первая община Б. о. ж.- дом мейстера Ф. Радевиенса (ок. 1350-1400), по образцу к-рого после смерти Грооте стали создаваться дома Б. о. ж. в др. городах: в 1385 г.- в Алмело, в 1392 г.- в Пурмеренде, в 1397 г.- в Амерсфорте и Льеже, в 1400 г.- в Мюнстере и Делфте. У братьев были общие трапезы и молитвы, общая касса и б-ка. В доме постоянно должны были жить минимум 4 священника, не связанные с приходом, не менее 8 клириков, существующих трудом своих рук, и неск. братьев-мирян. Во главе каждого дома стоял ректор. Все они должны были жить в умеренности, чистоте и добродетели и предоставлять приют всем, кто этого попросит. После принятия в дом братья свидетельствовали перед нотариусом об отказе от всех прав на собственность дома; при выходе из общины или после смерти члена его доля не могла изыматься из общего имущества. Священники из домов Б. о. ж., не связанные с приходом, фактически выпадали из иерархической церковной системы, подчиняясь только епископу. Ряды клириков пополнялись из бывш. школяров, желавших впосл. вступить в мон-рь или принять сан. Б. о. ж. не были связаны монашескими обетами, а соблюдение обетов целомудрия, послушания и нестяжательства было делом свободной воли каждого.

http://pravenc.ru/text/153369.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Будем помнить, что мы братья О надеждах, встречая 2023 год Валерий Камшилов   10:28 02.01.2023 24248 Фото: из личного архива автора «Русская народная линия» проводит традиционный опрос авторов по итогам года. «Как бы Вы охарактеризовали 2022 год? В условиях Специальной военной операции, как изменилось наше общество в этом году? Какие позитивные и негативные тенденции отметите в уходящем году? С какими чувствами встречаете Новый 2023 год? Что ждёт мир в ближайшее время?» – на эти вопросы отвечает председатель совета атаманов России, казачий генерал Валерий Васильевич Камшилов: В 2022 году произошло множество позитивных изменений в жизни нашей страны. Общество перед лицом общей беды объединяется, проявляя исконную русскую соборность. Мы видим, как Церковь и Государство плодотворно взаимодействуют на ниве оказания помощи фронту. Это всё меня не может не радовать. Однако я вижу и негативные явления в нашей жизни. Многие люди, в том числе занимавшие высокие государственные посты, сбежали из России в годину испытаний. При этом некоторые продолжают цинично зарабатывать деньги в нашей стране, при этом поливая грязью наш народ. Почему облечённые властью лица смотрят на это сквозь пальцы, я не понимаю… Меня также возмущает, как чиновники норовят использовать Новый год для собственного пиара. На камеру выбирают подарки для детей, стремясь продемонстрировать, как эти чиновники заботятся о детях. Но ведь люди, которые смотрят телевизор, только раздражаются, поскольку понимают, что это не для всех, а только для одного конкретного ребёнка. Надо бы поменьше пиара, особенно на детях, это только раздражает людей. Надо бы чиновникам объяснить, что они поступают как фарисеи и напомнить заповедь Иисуса Христа: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:3-4). Сегодня идёт война, и у меня порой сердце кровью обливается, когда кто-то бодро рапортует, сколько мы убили «укропов». Ладно бы наёмников, которые приехали воевать против России, против русских за деньги. Этих не жалко. Но наших обманутых братьев-украинцев очень жалко. Ведь в ВСУ служат обычные парни-украинцы, наши братья по крови…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/02/bu...

VIII. Слово в день Рождения Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича – 17 апреля 14 1876 г. О необходимости молитвы за Царя и верноподданнической Ему преданности День рождения Благочестивейшего государя Императора Александра Николаевича празднуем, православные сыны России. День этот для каждого из нас, как верноподданных Государя, есть день величайшей радости, а для целой России – величайшего торжества; есть праздник, по выражению церковному, высокоторжественный. В чём же заключается причина нынешнего торжества? Во-первых в том, что, вместе с празднованием дня рождения Государя Императора, мы воспоминаем то великое событие, которое совершилось назад тому пятьдесят восемь лет, когда православнорусский народ торжественно праздновал явление в мир человека среди Царского семейства, как особенное знамение благости Божьей, свыше ниспосланное на богохранимую Россию, – явление в мир Богом прославленного и превознесённого Великого Государя нашего Императора Александра Николаевича; воспоминаем, братья, начало той жизни, которая обнаружила себя в лице нашего Великого Монарха столь многоплодной и благодетельной для нашего отечества, какой отечественная история наша нам не представляет. Не говоря о многом, скажем только, что освобождение, оправдание и просвещение – самые высшие блага духовной жизни – сделались, братья, нашим общим достоянием по воле Монарха, уничтожившего рабство, даровавшего открытый, скорый и правый суд, и непрестанно заботящегося о народном образовании; наконец, охранение безопасности отечества силой воинской, по Его мудрой воле, стало общей нашей обязанностью. По истине, только потомство и история будут в состоянии обнять и оценить все величие и силу Царственных забот нашего Монарха, день рождения Которого мы ныне празднуем; наши же чувства и сознание говорят нам верно и решительно, что, служа нашему благу, Царь – Отец наш – есть наше благо, дарованное нам Богом для благоденствия и процветания России и для счастья каждого из нас. Во-вторых, причина настоящего торжества заключается в том, что с нынешнего дня Господь Бог даст новый год жизни Благочестивейшему Государю нашему Императору Александру Николаевичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях 29 2008 р. 19:30 В понедельник 28 января в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное открытие XVI Международных Рождественских чтений . На открытии чтений с докладом «Православные ценности как основа воспитания» выступил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . Возлюбленные братья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Тема нынешних Международных Рождественских образовательных чтений предлагает нам сосредоточить свое внимание на том, какое значение имеют вечные ценности Православия для современного образования в России. Сама постановка вопроса показывает: столь много уже достигнуто на пути церковного возрождения, что сегодня стало актуальным и возможным обсуждение проблематики, связанной с просветительской деятельностью Церкви в самом широком смысле этого слова. В рамках общей темы чтений в мою задачу входит рассмотреть влияние православного воспитания на подрастающее поколение. Нравственная деятельность является важнейшим содержанием человеческой жизни. Личность только тогда исполняет свое предназначение, когда направляет все силы своего самосознания и нравственного чувства на борьбу с грехом. Формирование навыка стремления к добру — вот идеальное содержание воспитательной деятельности. Святая Церковь преподает миру евангельский нравственный закон, возвещенный Иисусом Христом. Сущность его особенно выражена в двух заповедях. Одна состоит в любви к Богу и ближнему (см. Мф. 22:37). Вторая учит самоотвержению: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). В течение многих веков вера Православная являлась органичной частью бытия нашего народа. Это находило отражение и в духовных подвигах русской святости; и в обычаях благочестия, бережно передававшихся из поколения в поколение; и в патриотических подвигах героев Отечества; и в памятниках письменности, архитектуры, иконописи и церковного пения, а также в родной речи, пронизанных библейским видением и пониманием мира и человека.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206841...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово митрополита Минского и Слуцкого Филарета на семинаре " Освещение церковной жизни на Белорусском телевидении: этический и богословский аспекты " 22.09.2006 322 В ходе семинара " Освещение церковной жизни на Белорусском телевидении: этический и богословский аспекты " , прошедшего 19 сентября в Минском епархиальном управлении митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, выступил с приветственным словом. Многоуважаемые гости, досточтимые отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую всех участников и организаторов настоящего семинара, который мы проводим совместно с Министерством информации Республики Беларусь. В рамках Программы нашего сотрудничества мы сумели найти общие цели, которые в равной степени выражают интересы Церкви в области телекоммуникаций и заботу руководителей белорусского телевидения о полноценном освещении религиозной жизни наших соотечественников. Основанием для обретения общей позиции стало понимание того, что Церковь - это не совокупность церковных учреждений, но весьма значительная часть общества, для которой христианская вера и стремление жить по Евангелию Христову является важнейшей особенностью образа жизни и образа мысли. Христианская общность наших соотечественников состоит не только из малых мира сего! Это мнение ушло в прошлое, и я рад свидетельствовать, что сегодня вера живет в сердцах самых разных представителей науки и культуры, бизнеса и государства, крестьян и рабочих. Как мы и надеялись в первые годы обретения Церковью внешней свободы в начале 90-х, уже появилось новое поколение молодежи и детей, которые знают путь в храм Божий сызмальства и которое уже никто не сможет назвать " потерянным " . Особенно важно для нашего общества и то обстоятельство, что старшее поколение, которое пережило тяжкие испытания на своем веку, не остается непримиренным с Богом, но успевает открыть для себя мир духовный прежде, чем увидит его воочию, отправившись, по слову Писания, " в путь всея земли " ...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

25 января 2023 года, в день памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.      Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с замечательным событием — с проведением Рождественских чтений в городе Москве, которые всегда начинаются общей молитвой в этом соборном храме. Иногда недоброжелатели обращают некий упрек в адрес Церкви Православной — чаще не в наш адрес, а в адрес иных Поместных Православных Церквей — ввиду невозможности для мирян участвовать в жизни Церкви. Может быть, где-то этот упрек соответствует реальности, я знаю такие примеры; но этот упрек не по адресу, если он обращен к Русской Церкви. Ведь Русская Церковь — единственная из всех Поместных Православных Церквей, которая не просто вовлекла мирян в активную жизнь на всех уровнях — приходском, епархиальном, общецерковном, — но также дает возможность выслушать голоса мирян, когда многие из них собираются в Москве на Рождественские чтения. Действительно, в каком-то смысле это собор мирян, и многие из замечательных мыслей, которые здесь высказываются, затем находят отражение в реальной церковной жизни. Когда мы начинали эту практику проведения широкомасштабных Рождественских чтений, были голоса, которые предупреждали, что всякое может произойти: некие оппозиционные настроения получат площадку в рамках Рождественских чтений, и это принесет урон Церкви. Но я был убежден, что все зависит от целеполагания. Если человек с чистым сердцем, с хорошими мыслями приезжает в Москву, чтобы вместе со своими братьями и сестрами, вместе с епископатом и духовенством, вместе с Патриархом поразмышлять о жизни Церкви; если ему есть, что сказать, чтобы содействовать укреплению нашей веры, улучшению нашей работы, возрастанию веры православной в сердцах людей. Ведь наша общая работа направлена на то, чтобы молодежь и дети просвещались светом Христовой истины, чтобы у Церкви был диалог с разными секторами общественной жизни, чтобы при активном участии Церкви принимались решения в связи с событиями, происходящими в обществе и стране.

http://pravoslavie.ru/150645.html

Портал Богослов.Ru публикует доклад настоятеля Петропавловского подворья монастыря Введенская Оптина пустыньархимандрита Мелхиседека (Артюхина) на конференции «Преподобный Сергий Радонежский – возродитель традиции общежительного монашества на Руси». Эта встреча прошла8-9 октября 2014 года в рамках празднования 700-летия преподобного и стала первым представительным форумом наместников, игуменов и игумений за прошедшие четверть века. Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, досточтимые матушки, дорогие братья и сестры! «Богослужение есть цвет церковной жизни и вместе с тем корень и семя ее» (1) Предание Православной Церкви в различных своих формах определяет монашество как ангельский чин, что предполагает максимально возможное уподобление жизни инока жительству ангельскому, которое в свою очередь заключает в себе два основных свойства: непрестанное славословие Творца и исполнение воли Божьей. Из этого следует, что богослужение и послушание – есть главные цели монашеского Подчеркивая исключительное значение молитвы в монастырской жизни, прп. Нил Синаит называет монаха «жертвенником Господа, на котором и с которого возносятся Всевышнему Богу чистые Именно в богослужении, а не в каком-либо другом деле, раскрывается монашеское служение миру, который только и «стоит С самых первых времен существования христианского монашества молитва и богослужение становятся тем стержнем или основанием, относительно которого строятся остальные области жизни иноков. Из Жития прп. Феодора Освященного (IV в.) мы знаем, что в верхней Фиваиде, где монастыри отличались высоко духовной и строгой жизнью, иноки в течение дня находились в особом уединении, а к вечеру собирались вместе, «совершали молитвы, и вели вза­имную беседу о душеспасительных Устав прп. Пахомия Великого, переданный ему ангелом, регламентировал совершение днем, вечером и ночью 12-ти молитвословий, на которые братия «собирались все вместе в Получалось, что весь день у Тавеннисиотов происходило чередование труда и общей молитвы, подчас становившейся у египетских иноков непрестанным

http://pravoslavie.ru/74658.html

Какие пути в духовной жизни вы считаете крайностями? В студии протоиерей Артемий Владимиров, член Союза писателей России, духовник Алексеевского женского монастыря. 13.12.2013 10:03:12 Кульков Сергей Андреевич Говорит радиостанция «Радонеж» – православное вещание для России и соотечественников за рубежом. Дорогие наши радиослушатели, братья и сестры! Радиостанция «Радонеж» продолжает свою работу в прямом эфире. Мы напоминаем, что ваши звонки мы принимаем по телефону 959-59-39, код Москвы 495. Короткий номер для смс-сообщений 5522. Перед вашим вопросом или просьбой наберите слово «вера». В нашей студии находится протоиерей Артемий Владимиров, член Союза писателей России, духовник Алексеевского женского монастыря. Батюшка, благословите. – Мир вам. У микрофона ведущая Елена Путинцева, за режиссерским пультом раба Божья Галина. Сегодня нам бы хотелось продолжить беседу об очень значимом событии, духовным и культурном явлении для Москвы и для всей Руси Великой. Это историческая выставка, которая проходит в Манеже, выставка-форум «Романовы».  Называется эта выставка «Моя история». Батюшка, я вчера побывала только на этой выставке и сразу заметила и почувствовала какую-то необыкновенную атмосферу единства и подлинно народного единения. На этой выставке люди стоят по четыре часа, с детьми и пожилые с палочками приходят, и у всех в глазах какая-то необыкновенная радость, радость обретения своей истории, осознание причастности к великой истории нашего народа. – Да, дорогие друзья, это особенно радует, то, что уже два раза продлено время и сроки посещения выставки до конца ноября, куда народ идет не стадом, не по указке вышестоящих инстанций, а по внутреннему влечению и потребности войти в духовное пространство подлинной, многим еще незнакомой, но удивительно  прекрасной России. Нашей общей матери, нашей колыбели, нашей страны, плоть от плоти и кость от кости которой мы являемся. И думаю, что даже скептики и люди с холодным умом, пришедшие так просто полюбопытствовать, поглазеть, выходили из этого удивительного пространства осененными, преображенными, во всяком случае, глубоко задумавшимися.

http://radonezh.ru/text/kakie-puti-v-duk...

§ I Иван Васильевич Чельцов , профессор петербургской духовной Академии по кафедре сначала общей, потом (с 1857 г.) древней церковной истории (со включением в церковную историю до 1869 г. и библейской истории), родился 28 августа 1828 г. Его отец, Василий Гаврилович Чельцов, окончивший курс студентом рязанской духовной семинарии в 1824 г., принадлежал к старинному священническому роду 2 и был священником сначала около 5 лет в с. Сосновка Зарайского уезда Рязанской губернии 3 , потом в г. Михайлов при Бо­городицкой церкви; скончался в сане протоиерея 23 ноября 1889 г. на 89 году жизни. Мать И. В. Чельцова , Ольга Николаевна, была дочерью Николая Прокопьевича Федоровского, сначала дьячка в Коломне и потом (с 1811 г.) в Москве, затем дьякона в Костроме (1814) и Коломне (1817); скончалась в 1871 г. Она именно содействовала переходу мужа из Сосновки в Михайлов чрез посредство своего дяди по отцу, архимандрита Гермогена, настоятеля Спасо-Андрониева монастыря в Москве 4 . И. В. Чельцов был вторым в семье по рождению. Всех детей в семье было 18; из них 9 умерли в раннем возрасте, и И. В. Потом был самым старшим из оставшихся в живых 7 братьев и 2 сестер. Материальное обеспечение обремененного большим семейством священника было и в уездном городе весьма недостаточное, и И. В.Чельцов вырос и воспитался в бедной обстановке. Для получения школьного образования сначала в духовном училище, потом в семинарии, он и затем его братья должны были отправляться в Рязань, отстоящую от Михайлова верстах в 60. Путешествие на родину на Пасху и на летние каникулы совершалось при этом, по недостатку средств для найма подводы, нередко пешком; во время подобных вынужденных прогулок в весеннюю пору И. В., по сообщению брата его, протоиерея Г. В. Чельцова, и прибрел еще до поступления в академию ревматизм, от которого он страдал впоследствии и который, в конце концов, отразившись на деятельности сердца, вероятно и ускорил потом его смерть. В петербургскую Академию, по окончании курса в семинарии (1842–1847), он отправился на свой счет (на казенный счет был отправлен туда Н. Н. Делицын). Помощь в материальном отношении оказал ему при этом дядя его по отцу, священник И. Г. Чельцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010