Скачать epub pdf Проповедь произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной литургией в Неделю о расслабленном 25 апреля 2010 года. 25 апреля 2010 г. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Братья и сестры, Христос воскресе! Сегодня за Божественной Литургией мы слышали Евангельское повествование об исцелении расслабленного в Иерусалиме, – повествование глубоко символичное, каждая подробность его может сообщить нам не одну спасительную истину. Прежде всего, чудотворная купальня в Иерусалиме – это отдаленный прообраз нашего христианского Крещения, в котором все погружаемые во имя Отца и Сына и Святого Духа исцеляются от грехов, по вере своей или вере своих восприемников. И если в Иерусалимскую купальню лишь время от времени входил Ангел Господень, исцеляя кого-то одного, то в купель крещения сходит Сам Господь животворящий, Дух Святой, освящая воду и всем крестящимся даруя отпущение грехов и благодать обновления и оживотворения нашего естества. Без этой благодати мы навсегда были бы отвергнуты от лица Божия, ведь Бог , чистейший Дух, гнушается всякой греховной нечистоты. А исцеленный Господом Иисусом расслабленный изображает собою все человечество, несколько тысяч лет пребывавшее в духовной немощи. До пришествия в мир Спасителя ничто не могло исцелить человека от греха и смерти, – ни языческая мудрость, ни даже истинное богопознание и благочестие, сохранявшееся в избранном еврейском народе. По словам Священного Писания , не было ни одного праведного, все согрешили и все были лишены славы Божией 1 . У расслабленного близ Овечьей купальни не было человека 2 , который довел бы его до спасительной воды; так и до пришествия Христа у расслабленного грехом человечества не было Этого Человека 3 , Нового Адама, Небесного Человека 4 , единственного истинного Врача душ и телес. Можно обратить внимание и на то, что несчастный расслабленный страдал тридцать восемь лет, то есть без малого сорок, а число «сорок» в Священном Писании указывает на полноту и совершенство. Именно когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, дабы нам получить усыновление 5 . Чудотворная купальня вблизи Овечьих ворот, где лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших 6 , называлась «Вифезда», что в переводе с еврейского языка означает «Дом милосердия». Можно усмотреть здесь прообраз новозаветной Христовой Церкви, этого подлинного «Дома милосердия», где среди нового народа Божьего действует спасающая и освящаяющая благодать Святого Духа, исцеляя нас, страждущих грехами. Наконец, слова Спасителя к исцеленному: вот, ты выздоровел; не греши больше 7 открывают, что грех – единственная причина наших болезней.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Слово Божие ясно возвещает, что епископы Духом Святым поставлены «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею»  (Деян. 20:28), что они несут ответственность за каждую вверенную им душу и обязаны говорить, увещевать и обличать со всякой властью (см. Тит. 2:15). Но в наше время голос святителей приглушается пропагандой цивилизации потребления цивилизации, столь чуждой высоким христианским идеалам и традиционным нравственным ценностям. Современный дух, враждебный Церкви, настолько силен, что епископы вынуждены непрестанно вести многостороннюю духовную борьбу и претерпевать глубокую душевную скорбь. Поэтому и тебе необходимо быть мужественным и осторожным, по слову Псалмопевца Давида, удерживать язык свой от зла и уста свои от коварных слов, уклоняться от зла и делать добро  (см. Пс. 33:14-15). Взыщи мира и обрети его . Пекись о стяжании Царства Небесного и помни, что архиерей призван к тому, чтобы собственным примером являть образец здравого учения (2 Тим. 1:13). Однако всякое церковное делание в обществе может быть успешным только в том случае, если на приходах есть сплоченные в любви братья и сестры во Христе, подтверждающие свою веру делами милосердия. Твои заботы должны простираться на страждущих и немощных, ибо без служения нуждающимся и скорбящим не может быть христианского благочестия. Прежде всего, этот «труд любви» (Евр. 6:10) должен касаться членов православных общин. Святой Апостол учит: «если кто о своих и особенно домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного»  (1 Тим. 5: 8). Вот почему служение милосердия должно простираться в первую очередь к членам наших приходов, среди которых много немощных, одиноких, людей преклонного возраста, прошедших трудный жизненный путь и к концу дней своих мало что имеющих. Особое внимание ты должен уделять подготовке достойных кандидатов в клир и духовному совершенствованию молодых священнослужителей, ибо, по слову пророка Малахии, «уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, ибо он вестник Господа Вседержителя есть» (Мал. 2:7).

http://patriarchia.ru/db/text/1610558.ht...

Чрез них Он врачует и уменьшает скорбь их... Сын! не будь небрежен в болезни, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Отвращайся от греха и направляй руку, и очисти сердце от всякого греха... И утучни жертву, и дай место врачу; ведь его сотворил Бог, и пусть он не отходит от тебя, так как действия его необходимы, ибо бывает время, когда ты впадаешь в их руки; ведь и они молятся Господу, чтобы Он успокоил их и поправил здоровье по их делам... Сын! над мертвым проливай слезы, и как потерпевший жестокую беду начинай плакать. И соответственно обычаю (secundum judecium) облеки тело [его] и не будь небрежен в погребении его. И оплакивай его горько после уноса его в течение дня, и утешься в скорби; и оплакивай его по его заслуге день или два вследствие лишения его. Ведь смерть ускоряется от печали и охватывает силу, а печаль сердечная пригинает голову... Не предавай печали сердца своего... Мудрость книжная преобретается во время свободы, и кто сократит работу, тот преобретет мудрость [ст. 1–7; 9–14; 16–20; 24]. [Гл. XXXIX:] Громко взывай: «Слушайте меня, божественные произрастания вод и, как роза, насаженная на берегу приносите плоды. Имейте благоухание, как Ливан. Цветите цветы, как лилии, испускайте запах, украшайтесь листвою, провозглашайте хвалебную песнь и благословляйте Господа о делах Его. Возвеличивайте имя Его, и исповедайтесь Ему гласом уст своих пением и гуслями, и так возглашайте в исповедании: «Все дела Господни прекрасны (bona valde=добры зело);... По слову Его вода стала, как стог, и по повелению уст Его – вместилища вод. Ибо в повелении Его – благоволение и в спасении Его ничто не уменьшается. Все дела плоти пред лицем Его, и нет ничего сокровенного пред очами Его. Он призирает из века в век, и ничего нет дивного для очей Его. Нельзя сказать: «Что это» или: «Что то». Ибо все это в свое время потребуется [ст. 16–21, 23–27). [Гл. XL:] Благодеяние, как рай в благословениях и милосердие пребывает во век... Братья помогают во время испытания, но милосердие освободит лучше сравнительно с ними [ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Что же такого было в Савле, почему сделался он избранником Божиим? Нечестивыми казались его деяния, но Господь зрит не на дела, а на сердца человеческие. Савл был заблудший, но истовый ревнитель по Боге, не просвещенный, но пламенный искатель истины. Ополчаясь на христиан, которых он считал еретиками, Савл думал, что следует закону справедливости, не ведая, что миру уже открыт высочайший закон любви. Господь не оставил эту взыскательную душу гибнуть в сетях заблуждений, ибо любовь Христова объемлет нас ( 2Кор.5:14 ). Апостол Павел говорит о своем прошлом: Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева… по учению фарисей, по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою… И все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа ( Флп.3:4–8 ). Ослепленный на пути в Дамаск Божественным Светом и прозревший от того же Света Христова, жестокий Савл переродился в огненной купели благодати и соделался святым апостолом Павлом. Отвергшись пустого законничества фарисейского, он постиг, насколько милосердие выше даже кажущегося праведным гнева, кротость – суда, самоотверженность – гордости. Движимый великой любовью ко Христу Спасителю, апостол Павел, уподобляясь Ему, обрек себя на страдания за весь род человеческий, и не только соплеменники, но сыновья и дочери чужедальных земель стали ему родными в Господе Иисусе. Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь ( Кол.1:24 ). В восхвалениях первоверховного апостола Павла он именуется «ластвицей», ласточкой Христовой. Ласточка – перелетная птица, провозвестница весны. Вот так и апостол Павел преодолевал огромные расстояния, повсюду благовествуя Божественную весну Воскресения. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Празднуя память первоверховных апостолов Петра и Павла, мы можем не только восхищаться их подвигами, но и почерпнуть урок того, как превозмогает человек свое греховное прошлое и достигает Царства Небесного. Разве не невероятным кажется, что отрекшийся от Христа затем соделался незыблемым Камнем веры, а гонитель Церкви – великим благовестником любви? Но Господу все возможно. Как бы ни были тяжки наши прошлые грехи, надо уповать на неизреченное милосердие Божие.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Это кажется людям суровым - мы все хотели бы отрицать нашу ответственность - но признание истины в этом вопросе оборачивается  исцелением и утешением. Если я сам принимаю решения относительно своей жизни и отношений с Богом и людьми, я могу эти решения изменить. Я не во власти каких-то внешних сил, которые, с одной стороны, избавляют меня от ответственности, а с другой - лишают меня контроля над моей жизнью. Слово Божие много раз обещает полное прощение и возможность начать жизнь с чистого листа - как только мы исповедуем наши грехи и признаем их нашими. Признание моих решений моими открывает удивительную возможность спасительного преображения жизни. " Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами " (Иеремия 3:14) Понимание и сострадание к отступникам очень важно - но вы не сможете проявить его раньше, чем признаете само отступничество. Если вы не видите в нарушении обетов чего-то глубоко неправильного, ваше отношение к отступившим будет не милосердием, а толерантным безразличием. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 08.09.2020 - 11:50 Андрей Конанос монахом не был : Андрей Конанос монахом не был, в Греции чин архимандрита могут давать целибатам. 08.09.2020 - 17:39 " Трудно и чудно — верность до : " Трудно и чудно — верность до гроба! Царская роскошь — в век площадей! Стойкие души, стойкие ребра, — Где вы, о люди минувших дней?! " (с) Марина Цветаева 08.09.2020 - 18:37 все связано с этой : все связано с этой психологнутостью, когда духовное подменяется душевным, а о ней ап. Иаков писал:: " Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская " (Иак.3.15) И ап.Павел: " Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно. " И ап. Иуда добавляет: Это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа. (Иуд.1.9) И ап, Иоанн делает вывод: Они ушли от нас, но нашими они не были никогда, если бы в самом деле нашими были, с нами бы и остались, но они ушли " (1Ин.2.19) 08.09.2020 - 18:45 Быть священником, это не :

http://radonezh.ru/2020/09/08/o-raznice-...

11 . Любовь познали мы в том ( 1Ин.3:16 ). [Апостол] говорит о совершенстве любви, о том совершенстве, которое мы внушаем вам. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев ( 1Ин.3:16 ). Смотрите, откуда это пришло: Петр, любишь ли ты Меня? Паси овец Моих ( Ин.21:17 ). И знайте же: Он хотел, чтобы тот так пас Его овец, что душу бы свою положил за овец. Поэтому и сказал ему тут же: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, – говорит евангелист, – давая разуметь, какою смертью [Петр] прославит Бога ( Ин.3:18 ), чтобы тот, кому Он сказал: паси овец Моих, был готов отдать душу за Его овец. [P. 268] 12 . С чего начинается любовь, братья? Чуточку внимания: вы уже слышали, благодаря чему она становится совершенной. Итог ее и меру открыл и Господь в Евангелии: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин.15:13 ). Итак, внушил Он в Евангелии совершенство любви, и здесь также оно было внушено. Но вы спрашиваете себя и говорите себе: «Когда же мы сможем обрести такую любовь?» Не спешите отчаиваться. Возможно, она уже родилась, но еще не достигла совершенства; подпитывай ее, чтобы она не задохнулась. Однако ты скажешь мне: «Откуда я узнаю это?» В самом деле, мы услышали, благодаря чему она достигает совершенства; давайте же послушаем, откуда она берет начало. [Иоанн] следует далее и говорит: А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? ( 1Ин.3:17 ). Вот где берет начало любовь. Если ты еще не готов умереть за брата, будь готов хотя бы отдать из достатка своего брату. Пусть уже сейчас любовь пронзает твое сердце, чтобы ты видел [брата], который оказался в нужде, и чтобы поступки твои были не от тщеславия, но от идущего изнутри зова милосердия. Ибо если ты не можешь отдать излишнее брату твоему, как ты можешь отдать душу твою за брата? У тебя лежат за пазухой деньги, которые разбойники могут отнять у тебя; если же разбойники не отнимут их, то, умирая, ты все равно расстанешься с ними; даже если ты не расстанешься с ними при жизни, что ты будешь делать? Брат твой голоден, он оказался в нужде, возможно, он в безвыходном положении, его терзает кредитор; у него нет средств, у тебя они есть; он твой брат, вы оба искуплены, за вас заплачена одна цена, вы оба искуплены кровью Христовой; приглядись, милосерден ли ты, если имеешь достаток в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

146 . Случилось же ночью той, когда старец окончил молиться, он прилег ненадолго и увидел во сне прекрасную Жену, тело которой испускало лучи света подобно солнцу. И она взяла руку Псоте и заговорила с ним, говоря: «Смотри, не ленись давать милостыню с огорода. Разве тебе принадлежит земля, дающая плоды, или тебе принадлежит вода, которая в колодце, или тебе принадлежит сила животных, которые работают? Вот я говорю тебе, что сердце моего Господа и моего Сына отдыхает на тебе, потому что ты даешь овощи братьям и всем, кто нуждается». 147 . Наш отец святой апа Шенуте, услышав слова, которые Жена сказала Псоте огороднику, понял, что это Матерь Господа. И она обернулась к старцу апе Шенуте и сказала ему: «Шенуте, возлюбленный моего Сына, вот я привела к тебе того, на которого пожаловались тебе. Если ты найдешь грех на нем, я покараю его великой болезнью». 148 . Старец же пророк, восстав ото сна, изумился тому, что произошло. И когда постучали 192 для (посещения) церкви, старец вошел в церковь первым, когда братья еще не вошли, и увидел, что Псоте огородник стоит и молится, причем десять пальцев его горели, испуская свет подобно огненным лампадам. Сказал наш отец ему: «Кто ты (пребывающий) таким образом?» Сказал он: «Я – Псоте, твой сын». Сказал старец ему: «Кто привел тебя в это место, мой сын?». Сказал Псоте: «Тот, кто приходил к тебе и говорил с тобой, пока не постучали для (посещения) церкви. Он привел меня в это место». Сказал старец ему: «Написано, мой сын: „Ваш Бог – Бог, и Господь господ – ваш Царь» 193 . Вот я узнал, что Бог с тобой во всех делах, которые ты совершаешь, и я пойду к тебе сегодня на огород, чтобы посетить тебя. Мой сын, твори милосердие таким образом, как было». 149 . И после этого старец пошел к нему во время третьего часа дня тайно в огород и увидел Псоте собирающим овощи братьям. Поднялся апа Псоте и принял благословение от нашего отца, говоря: «Великое благословение постигло меня сегодня, что ты пришел ко мне, мой отец святой, благословение будет с нами во всех делах».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

1 Всегда, конечно, братья, должны мы проповедовать о человеколюбии Божием (им ведь мы «живем и движемся и существуем» – Деян. 17:28 ); но в особенности в настоящее время обязаны мы делать это, как по общему долгу, так и ради благодеяния (Его) к тем звездам, которые имеют взойти из купели (крещения). Ведь и они возсияют благодаря Его человеколюбию, и мы им спасены и спасаемся: оно дано нам в качестве наследия Создателем Богом и Отцом нашим. Скажем же о нем то, что сказал Владыка Христос, человеколюбивый Сын человеколюбивого Отца, единственный достоверный Истолкователь Отеческого существа. Раскроем всю притчу о блудном сыне, чтобы из нее научиться, как должно приближаться к недосягаемому и как просить Его о прощении грехов. Лк.15:11 .  У некоторого человека было два сына. Спаситель говорит приточно, а не положительно. Поэтому о Своем Отце Он выражается как о некоем человеке, а о рабах говорит как о детях, давая тем самым понятие о любви Божией к людям. «У некоторого человека, – говорит, – было два сына». Кто этот человек? «Отец милосердия и Бог всякого утешения» ( 2Кор. 1:3 ). Какие же это у Него два сына? Праведники и грешники, – пребывающие в Его божественных повелениях и преступающие заповеди Владыки. Лк.15:12 .  И сказал младший из них отцу. Кто этот «младший» сын? Человек, не имеющий устойчивости в душе и колеблющийся ветрами юности. Природа признала Отцом своего Создателя, хотя воля и не воздала чести своему Творцу. Отче! дай мне следующую мне часть имения. Хорошо, что он попросил у Бога то, что Ему принадлежит, но худо то, что он растратил то, что получил. И отец разделил им имение. Дал им весь мир, как свой дом; дал им, как Творец, всю тварь; дал им вместе с телами и души разумные, чтобы, руководясь разумом, они не делали ничего неразумного; даровал им Свой закон, естественный и писанный, как божественного пестуна, чтобы, воспитываемые им, они исполнили волю Законодателя. Лк.15:13 .  По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё (как и можно было ожидать от юноши) пошел в дальнюю сторону

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

35–36. Учение о хранилищах (prumptuaria) или затворах, где пребывают души праведников, представляет дальнейшее развитие взглядов Талмуда. Почвой для него послужили книга Притчей Соломона (VII:27), где упоминается о внутренних жилищах смерти, и книга пророка Исаии (LVII:2), где предсказывается, что праведники будут покоиться на ложах своих. Прежде чем облечься в тело, или как выражается Псевдо-Ездра, прийти в этот мир (IV:12), души пребывают под престолом Всевышнего в особых хранилищах (guph), называемых сокровищницами. По мере того, как люди рождаются, сокровищницы пустеют. Сын Давидов не придет до тех пор, пока в хранилищах не останется ни одной души (Corrodi, 195. Fabricius. Codex Pseudepigraphus V. Т. II, 211. Volkmar, 19). Учение Талмуда, разделяемое автором (IV:41; VI:23), здесь распространено на судьбу, ожидающую праведников за гробом. Хранилища (евр. mischcabot, Uc LVII:2 . Zockler, 451) душ умерших помещаются в преисподней (in infoire IV:41). Будущий век наступит лишь тогда, когда количество умерших праведников достигнет определенного предела. Апокалипсис Иоанна дает точную цифру запечатленных из всех колен Израилевых, именно 144 000 (VII:4). Этот ответ дает им (ad eas) Ангел Иеремиил. Подобно Уриилу имя Иеремиила (ierahmeel, «милосердие Божие») встречается в канонических книгах: в родословных книги Паралипоменон ( 1Nap II:25–27, 42 ) и у пророка Иеремии (XXXVI:26). По свидетельству Апокалипсиса Илии Ангел Иеремиил охраняет души в преисподней (Gunkel, 357), Лике (162) и Кабиш (33) предполагают здесь выдержку из апокрифической книги. Фолькмар (XIX, 400) усматривает заимствование из Апокалипсиса Иоанна (VI:9–11), приводимое без особой точности, из вторых рук. В Апокалипсисе души убитых за слово Божие громко взывают пред престолом Всевышнего: «Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?.. И сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их, и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» . Но сходство между обеими книгами чисто внешнее. В Апокалипсисе души христианских мучеников взывают о мести за пролитую ими кровь. В нашей книге души умерших праведников с нетерпением ждут собственного прославления. Упоминание о семенах в ответ Иеремиила мало вяжется с ходом речи. В латинском тексте слово «similium» (Syr. Aeth. Ar. 2) принято было за слово «seminum». Прославление праведников наступит тогда, «когда число подобных вам достигнет полноты».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5) Молитва бывает особенно благоплодна, когда она соединяется с постом и милостыней христианской. «Кто постится,— учит свт. Иоанн Златоуст,— тот становится легким и окрыляется, с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Кто молится и вместе постится, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра; таковой не дремлет, не многословит, не зевает, не расслабевает на молитве, что со многими бывает, но он быстрее огня и выше земли, поэтому особенно показывает себя врагом и ратоборцем против злых духов» 28 . Нет сильнее молитвы того, кто предстоит пред Богом с укрощенным чревом и с щедродательной рукой, ибо сказано: Милующий нищего, дает взаймы Богу, по даянию же его воздастся ему (Притч. 19, 17); 6) Самое главное для успеха молитвы — это молить Милосердного Бога, чтобы Сам Он научил нас истинной молитве: ибо Он дает молитву молящемуся. А мы сами даже и не знаем, ни о чем, ни как нам должно молиться; и если бы не ходатайствовал за нас Дух Святой, у нас не было бы истинной молитвы (Рим. 8, 26). Братья христиане! Для успешной молитвы нужно проводить подлинную жизнь христианскую, которая одна только и показывает истинность нашей веры. Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: " Идите с миром, грейтесь и питайтесь " , но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 14—17). Аминь. 24. Слово 39. 25. Беседа 19 на евангелиста Матфея. 26. Беседа 5 на евангелиста Матфея. 27. Лествица. Слово 28. 28. Беседа 57 на евангелиста Матфея.  БЕСЕДА 21. О призывании святых во время молитвы Человек сам по себе слаб и немощен, а Бог для человека и Благ, и Многомилостив. Потому, кроме невидимого Своего руководства, Он, Всеблагой, дает человеку помощь через св. Своих угодников. Угодники Божии, принадлежа к Церкви Небесной и стоя на высших ступенях приближения к Богу, наши слабые и недостойные молитвы своими святыми молитвами подкрепляют, очищают и приносят их Богу. Милосердный Бог, приемля молитвы святых, как аромат благоуханный и жертву чистую, за их любовь и ходатайство о нас, грешных, за их святые молитвы, приемлет и наши молитвы и подает нам Свои милости через тех же святых, с верой и любовью нами призываемых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2323...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010