Братие, плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание: на таковых несть закона. А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми. Аще живем духом, духом и да ходим. Не бываим тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще. Братья, плод Духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, доброта, вера, кротость, воздержание: против этого нет Закона. Но те, кто принадлежит Христу, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем Духом, то по Духу будем и поступать. Не будем тщеславны, друг друга раздражая, друг другу завидуя. Братие, аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости: блюдый себе, да не и ты искушен будеши. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов. Братья, если и замечен будет человек в каком-нибудь согрешении, – вы, духовные, исправляйте такого в духе кротости, наблюдая за собою, чтобы и тебе не быть искушенным. Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов. Гал 5:22–26; 6:1–2 Аллилуия, глас 2: Аллилуия, глас 2 Стих: Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут. Стих: Веселитеся о Господе, и радуйтеся праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем. Насаждённые в доме Господнем во дворах Бога нашего расцветут. Стих: Веселитесь о Господе, и радуйтесь, праведные, и хвалитесь, все правые сердцем. Пс 91:14; 31:11 Евангелие от Матфея, зачало 16: Евангелие от Матфея, зачало 16 Рече Господь: внемлите милостыни вашея не творити пред человеки, да видими будете ими: аще ли же ни, мзды не имате от Отца вашего, иже есть на Небесех. Егда убо твориши милостыню, не воструби пред собою, якоже лицемери творят в сонмищих и в стогнах, яко да прославятся от человек. Аминь глаголю вам, восприемлют мзду свою. Тебе же творящу милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя. Яко да будет милостыня твоя втайне: и Отец твой, видяй втайне, Той воздаст тебе яве. И егда молишися, не буди якоже лицемери, яко любят в сонмищих, и в стогнах путий стояще молитися, яко да явятся человеком. Аминь глаголю вам, яко восприемлют мзду свою. Ты же, егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже втайне: и Отец твой, видяй втайне, воздаст тебе яве. Молящеся же, не лишше глаголите, якоже язычницы: мнят бо, яко во многоглаголании своем услышани будут. Не подобитеся убо им: весть бо Отец ваш, ихже требуете, прежде прошения вашего. Сице убо молитеся вы: Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое. Да приидет Царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим. И не введи нас в напасть, но избави нас от лукаваго, яко Твое есть Царствие и сила и слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/subbota-s...

Братья и сестры! Воскресение Христово дает нам возможность прочувствовать то, что есть добро, постоянство и добродетель, а также то, что таинственным образом связано с жертвой и самопожертвованием ради добра. Наша земная жизнь полна усилий и трудов. Таким путем правда, основывающаяся на Христовом Воскресении помогает нам глубже понять нашу собственную жизнь. Именно через Крест пришла радость для всего мира, а наша любовь упрочилась. Самым большим благом воплотившегося Сына Божия было возглашение человечеству правды через Крест, что «Бог есть любовь» (1 Ин 4. 8). «...всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин 4.7). Жить в мире – это значит любовью побеждать печаль и скорбь, пребывать в совершенном мире и радости. Потому «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Эф 5. 14). Братья и сестры! Празднуя святые дни Пасхи, отбросим от себя враждебность и ссоры, греховные привычки и душевную слабость. Заповедь Воскресшего Христа да будет всегда пред нашими духовными очами: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5. 16). Праздник Воскресения Христова — это основа мира, начало единства и прекращения враждебных дел. Об этом должны помнить ученики Иисуса Христа. Переживая чудо Воскресения Христова, будем свидетельствовать окружающему нас миру о Его великой силе, помогающей нам в укреплении святой веры православной и в обретении плодов духа, которые суть «...любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5. 22-23). Поздравляем достопочтенное духовенство, иноков, детей, молодежь и всех верующих нашей святой Церкви с Праздником Праздников, Святой Пасхой. Христос воскресе! Воистину воскресе! Победитель смерти Иисус Христос да поможет нам усовершенствоваться в вере и добрых делах, так, «дабы во все прославлялся Бог чрез Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь» (! Петра 4. 11). Любовь Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами Аминь (1 Кор 16. 24).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Братья и сестры, облечемся как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу ( Кол. 3:12–13 ). Подражая Господу и Его угоднику святому пророку Моисею, постараемся быть всегда готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость не только по отношению к начальству и властям, но и вообще ко всем человекам ( Тит. 3:1–2 ). Аминь. 2003 г. О гражданстве (Нед. 12 по Пятидесятнице. Суббота. Мф. зач. 90) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Наше жительство – на небесах» ( Филип. 3:20 )! – сказал апостол Павел. Но, как пояснили святые Отцы, такое жительство для нас, пока мы странствуем на земле, возможно лишь «по уму и по внутреннему человеку», 21 а по телу мы являемся гражданами того государства, в котором временно поселил нас Промысл Божий. И мы не можем забывать о том, что «если мы в Царство Божие призваны, то должны быть и гражданами этого царства, звания этого достойными». 22 Ведь вполне «можно быть слушателем Божественной мудрости и вместе своему гражданскому положению соответствовать». 23 В чем выражается это соответствие? Прежде всего, в повиновении существующим властям и постановляемым от них законам. Так апостол Петр наставляет нас, говоря: «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» ( 1Петр. 2:13–14 ). Начальство установлено Богом для того, чтобы ограждать общество от зла, давая простор благу. В этом смысле всякий начальник есть Божий слуга ( Рим. 13:4 ). И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь ( Рим. 13:5–7 ). Обратим наше внимание, братья и сестры, на то, что у христиан есть своего рода долги, которые им следует отдавать сообразно с родом начальствующих. Когда у Христа Спасителя спросили: «Позволительно ли давать (σουναι) подать кесарю, или нет» ( Мф. 22:17 )? Он тут же исправил вопрошавших, сказав, что кесарево кесарю надо не давать, а отдавать (αποσουναι), ибо подать не добровольный дар, но законная обязанность, которую, как и всякую другую, каждый христианин должен исправно выполнять, заграждая уста невежеству безумных людей ( 1Петр. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Будем же и мы, братья, несомненно веровать, что и ныне «Господь близ» ( Флп.4:5 ) нас, что Он «вчера и днесь Тойже, и вовеки» ( Евр.13:8 ): Всеблагий, Всемогущий, Вездесущий, Всеведущий, Сердцеведец, Всемилостивый, Всещедрый, Благо- и Скоропослушливый, Утешительный, Благоподательный, и как чада будем приступать к Нему в молитвах наших с верою, в покаянии как грешные, с упованием и дерзновением: и примем от Него всякую милость. Господи! Приложи и нам веру и исцели нашу сердечную слепоту, слепоту грехов и страстей наших, которые в нынешнее растленное время особенно усилились. Аминь. 4. Поучение в неделю седьмую по Пятидесятнице Тогда Иисус коснулся глаз их (двух слепцов), и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их ( Мф.9:29–30 ). Нынешняя Евангельская история повествует нам, возлюбленные братья, о чудесном исцелении Спасителем двух слепцов и человека немого бесноватого, которому бес связал язык. Дело было в окрестностях города Капернаума, после воскрешения из мертвых дочери Иаира, начальника синагоги иудейской. Два слепца эти следовали за Иисусом Христом и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! «Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той» ( Мф.9:27–31 ). Дело ясно: слепцы вдруг прозрели по одному слову Спасителя: Творец человека, Сам Свет и света Податель, сказал слово – и слово стало делом. Сказал творческое: да будет – и бывшие слепцы теперь уже зрячие. И столь чудный дар подал Он за одну веру слепцов, без всяких заслуг с их стороны: по вере вашей будет вам. Так приятна в человеке для Бога одна простая, искренняя вера во всемогущество Божие! Так сильно действует вера! Такие чудеса бывают через веру! Имеем ли мы с вами веру? Если имеем, то и мы не можем не видеть в себе дивных дел Божиих и в душах наших, и в телах наших: Господь и ныне с нами, по Божественному Своему обетованию: «вот, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ), – сказал Он ученикам перед вознесением Своим на небо; «Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки» ( Евр.13:8 ). Я вижу чудеса Его милосердия и силы во мне всякий день и славлю ежедневно милости Его, ибо им нет числа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Быт.44:14 . И пришли Иуда и братья его в дом Иосифа, который был еще дома, и пали пред ним на землю. Иуда нарочито выделяется из среды братьев, как имеющий выступить ходатаем за Вениамина и говорить вместо всех братьев, которые, очевидно, все принимают участие в судьбе Вениамина. Быт.44:15 . Иосиф сказал им: что это вы сделали? разве вы не знали, что такой человек, как я, конечно угадает? Иосиф, желавший от братьев именно такого отношения к Вениамину, начинает обвинять их не столько в низости, сколько в нерассудительности: братья, уже знакомые с проницательностью Иосифа, не могли, говорит он, думать скрыть от него похищение. Что касается его волхвования (ср. ст. 5), то, по блаженному Феодориту (вопр. 107), он «сказал это, не в самом деле употребляя гадания и волхвования, но применяя слова к настоящему обстоятельству. Достойна же удивления точность в словах его. Даже и притворно пред братьями не согласился приписать себе волшебство, приписывает же кому-то другому, облеченному тою же властью, ибо не сказал: я волхвую, но: волхвованием волхвует человек, подобный мне». Быт.44:16–17 . Иуда сказал: что нам сказать господину нашему? что говорить? чем оправдываться? Бог нашел неправду рабов твоих; вот, мы рабы господину нашему, и мы, и тот, в чьих руках нашлась чаша. Но [Иосиф] сказал: нет, я этого не сделаю; тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом, а вы пойдите с миром к отцу вашему. Сознавая себя и братьев своих неповинными, Иуда, однако, выставляет на вид, что у них найдено вещественное доказательство похищения («corpus delicti»), поэтому только непосредственное действие суда Божия может объяснить наличность их виновности: так Иуда апеллирует уже не к справедливости, а к милости Божьей и к милосердию правителя Египта. Но Иосиф, повторяя сказанное домоправителем его (ст. 10), настаивает на оставлении в рабстве одного Вениамина, а прочим братьям предоставляет идти свободными и невредимыми к отцу: здесь самый решительный пункт их искуса, – представлялся благовидный повод отделаться от любимца. Но в эту напряженную минуту с новою энергиею выступает на защиту Вениамина Иуда. Иуда ходатайствует за него и самоотверженно предлагает себя Иосифу в рабство вместо него

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Страстной Четверг с волнением сердечным приступаем мы к Чаше Господней. Обновляется Церковь Христова, обновляется естество каждого из нас. Отныне облечены мы в ослепительно белые одежды чистоты. Вкусив Божественных Тела и Крови Господней, озаряемся ныне славой предвечной и благодатью Духа Святого. «Господь в нас! – радостно возвещает святитель Феофан Затворник. – Позаботимся навсегда удержать Его в себе… Молитва проведет силу Божию во все составы нашего естества и даст Ему простор действовать в нас… Будем постоянно помнить, что носим в себе Господа, и тогда совесть наша не допустит ничего, что сможет Его оскорбить». Мысленно проследуем за Господом на гору Елеонскую, войдем в Гефсиманский сад. Вот Он, Сын Божий, готовый вступить на путь страдания и смерти. Вот они, ученики, верные, преданные, но по-человечески немощные. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колена, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет ( Лк.22:40–42 ). Как многому может научить нас гефсиманская молитва! Сам Господь, коленопреклоненно, до боли сердца, до пота кровавого возносит молитву к Отцу Небесному. А мы, братья и сестры, стремимся ли молиться с таким усердием? Многое может молитва праведных! Среди искушений и скорбей нашего трудного, суетного времени нет для души христианской большей отрады, большей надежды и большего святого утешения, чем молитва. Она дает отраду, она зажигает в сердцах надежду, она возрождает в душах любовь, милосердие и сострадание. Господь молился в саду Гефсиманском в преддверии страданий и смерти. И скорбящих учеников Своих, и всех нас, сопереживающих Ему в эти святые страстные дни, призывает Он к бодрствованию и молитве. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Если уж Сам Спаситель искал в молитве живительный источник утешения, благотворения и духовного совершенствования, то нам тем более необходимо постоянно укрепляться и поддерживать силы духовные, припадая к этому благодатному источнику. Учитесь молиться! Да явится молитва для нас искренним и непрестанным общением с Отцом Небесным, чтобы вместе с Господом из глубины души воскликнуть: впрочем не Моя воля, но Твоя да будет!

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Ведь именно по слову Павла: И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени, — Вариисус ослеп, напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Слепота духовная, таким образом, породила слепоту телесную. Это грозное чудо потрясло проконсула: Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню, провозглашаемому устами апостольскими. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Преподобный Исаак Сирин говорит: «Кто покорит себя Богу, тот близок к тому, чтобы ему покорилось все». Слова эти невольно приходят на ум при слушании сегодняшнего Апостольского чтения. Всякое дело, большое и маленькое, совершаемое единственно для угождения Господу и во славу Его, приобретает в очах Божиих особое значение и смысл. Апостолы Павел и Варнава, равно как и другие христиане из антиохийской общины, являли пример беспрекословного послушания Богу. И в этом послушании обрели великие духовные дары. Надо и нам стремиться к подобному усердному Богоугождению и послушанию. И не ради наград, а по любви к своему Создателю. Мы прекрасно понимаем, что ни один человеческий дар, пусть это будет даже сама жизнь, не сравним с той щедростью, которой осеняет нас Творец. Святитель Григорий Богослов говорит: «Сколько ты ни уплатишь Ему, все еще больше будешь оставаться должен и ничего не сможешь дать своего, потому что всё — от Бога». Но разве Отец Небесный требует от нас какой-либо платы? Единственное, что Господу нужно — это чистое, преданное и любящее сердце человеческое. Задумаемся, братья и сестры, как много порой мы делаем для людей по земным предубеждениям, из тщеславия, страха или, в лучшем случае, из любви и уважения. Дела милости и милосердия к ближним, безусловно, нужны и даже необходимы. Более того, без них жизнь верующего человека просто невозможна! Но нужно очень четко понимать, ради чего мы это все делаем. Для того чтобы себя возвеличить? Или во славу Божию? Иначе можно впасть в греховное самомнение, ведущее к гибельной гордости.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Великое благо есть встреча со своими сродниками и друзьями в небесном мире, с родителями своими, с детьми своими, с самыми дорогими своими, которые уходом своим оставили нас в печали и скорби. Кто нам покажет все эти блага? – спрашивали многие во время царя Давида, спрашивают и теперь. – Кто нам покажет, чтобы мы верили и надеялись? Нам, христианам, эти блага показаны, и мы не ожидаем больше, чтобы нам их показывал кто-то иной, кроме Господа Христа, истинного Свидетеля всех этих благ – истинного Свидетеля, братья, и Хозяина всех этих благ. Эти блага Милосердный Господь и до Своего пришествия на землю показывал пророкам Своим избранным. Поэтому пророк Давид и говорит Богу: ознаменовался на нас свет Лица Твоего, Господи. Это ответ спрашивающим: кто нам покажет все эти блага? Сам Бог показал эти блага. Свет Лица Господа ознаменовался на нас, то есть вписался, врезался в сердца наши, и в этом свете мы познаем все те блага, которые только Небо может дать. Есть ли, братья, нечто лучшее для исцеления тем, кто слышал о Пришествии Христа на землю? А тем не менее спрашивают: кто нам покажет все эти блага? Если эти блага не показал и объявил Христос Своим светлым Рождеством, Своими светлыми чудесами, Своим светлым Воскресением, Своей светлой Церковью , то воистину лишь черная земля может быть показана; иное невозможно; люди их не могут показать, ибо не знают. Есть средство для исцеления всем, даже и самым закоренелым неверующим, есть средство для исцеления вплоть до часа смертного. Это средство в покаянии за злобу свою, в очищении сердца своего, в исполнении заповедей Христовых. Свет Лица Господня могут видеть здоровые, а не больные душой, нечистые сердцем и ложные умом. О, Господи Боже наш, Свете Ангелам и людям, помоги нам, чтобы мы грехами не затмили свет, который Ты нам дал и в котором мы видим блага небесные. Не лиши нас, Многомилостивый, этих благ. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 19 Октября. Поучение о покаянии царском Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою ( Пс.6:7 ) День сменяется ночью, а ночь днем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Воскресение жизни есть жизнь вечная, блаженная, не имеющая временных сроков и границ. Воскресение осуждения — вечное наказание, также не имеющее временных сроков и границ. Все мы однажды окажемся в вечности, но вот вопрос — в какой?! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Господь — безмерно свят, безмерно праведен и безмерно милосерден. Он говорит всем нам: Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу; и суд Мой праведен: ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. Сын Божий во всем равен с Богом Отцом, а потому Спаситель не имеет силы и воли отличной от Отчей. Как слышу.. От Отца слышит Господь. Так и сужу.. Сам Бог Отец судит так же, и потому суд просто не может быть не праведным. От Бога не скроешь ничего! А по открывшейся правде, естественно, справедливое решение. И в том воля Божия, потому что нет, не существует воли Божественного Сына без воли Бога Отца. Господь недаром призывал людей не удивляться тому, что Он — Сын Человеческий, но призван Всевышним судить людей. Человек, по естественной природе своей, способен как на праведные действия, так и на ложные, не соответствующие истине. Именно об этом свидетельствуют слова царя Давида: …всякий человек ложь ( Пс.115:2 ). Человек — да. Очень трудно, практически невозможно найти абсолютно честного и справедливого человека. Но не Богочеловек, в Котором воедино соединены и действуют две природы — Человеческая и Божественная. Он — сама Честность и сама Справедливость. Сын Божий желает лишь того, чего хочет Его Небесный Отец. И желание это в одном — в спасении грешного рода человеческого. Праведным судом будет судить нас Господь, сподобимся же достойно предстать пред Лицем Всевидящего Творца. Возлюбим Бога всей душой, как Он возлюбил нас, соделаем сердца свои чистыми храмами Божьими, и тогда в каждого из нас, братья и сестры, вселится Всевышний Бог. Любовь к Богу явится для нас крепостью, и силой, и защитой от всех соблазнов грешного мира. И нет на свете той добродетели, нет такого духовного дарования, которые бы не порождала христианская любовь. Недаром преподобный Ефрем Сирин утверждал: «Имеющий любовь будет сожителем Ангелов и со Христом воцарится». Аминь.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Впрочем, мы должны ближе подойти к делу и сказать еще кое-что. Итак, пусть мы согласимся с тем, в чем уверяют ваши посланные. Вы знаете, возлюбленнейшие братья, что предметы, подлежащие сомнению, нужно толковать всегда в лучшую сторону. Что же в этом такого, если он похвален одним Отцом, когда его заблуждение было в то время еще скрыто и сомнительно? А после того как вероломство сделалось известным, он так был пронзен высказываниями почти всех великих Отцов, как лютый зверь частыми стрелами. Разве мы не знаем, что иногда и злых людей хвалят добрые, и однако те не спасаются за этими похвалами? Кто хуже Оригена между ересиархами и кого можно найти достопочтеннее Евсевия между историографами? А кто из нас не знает, какими похвалами превозносит Евсевий Оригена в своих книгах? Но так как святая Церковь судит, смотря более благосклонно на сердца своих верных, чем строго взвешивает их слова, и так как она может руководствоваться касательно еретиков собственным разумением более, чем свидетельством Евсевия, то она и не обвинила Евсевия за похвалу Оригену . Разве и Григорий, епископ Нисский, комментируя Песнь песней, не превозносил Оригена великими похвалами? Разве и Иероним, пресвитер нашей Церкви и единственный переводчик с еврейского языка, не относится к Оригену с такой привязанностью, что почти кажется его учеником? Но так как следует брать в расчет больше дело, чем слова, то и им не повредило их расположение, и того не оправдало в собственной вине чужое доброе свидетельство. XVII. После этого я вынужден, любезнейшие братья, с соболезнованием сказать вместе с Павлом: ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Богу, но не по разуму ( Рим. 10, 2 ); и как я вижу желание любви его к единству святой Церкви, то тем тяжелее воздыхаю о вашем несогласии. Подумайте, прошу вас, – каким жаром святого единства пылал он, когда говорил филиппийцам: если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое обращение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость, имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны ( Фил. 2, 1 – 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010