что познал истину, которую Бог скрыл от премудрых века сего или, правильнее сказать, безумцев и открыл ее младенцам (ср. Лк.10:21 ), то есть подобно тебе незлобивым. Таков истинный [смысл] нашего православного [иконо]почитания, и за него, чада, будем бороться даже до крови, не страшась враждебных [сил] и не падая пред ними духом. Я радуюсь твоему рвению, что ты, будучи в темнице, с гордостью продолжаешь свое дело. Образ Христа неотделим от Христа. Мы же не удостоились подвергнуться чему-нибудь за Христа. Молись, чадо, чтобы и мне вместе с вами боголепно совершить предлежащий подвиг. Приветствуют тебя твои братья. Господь со духом твоим. 184. К чаду Игнатию 706 И в этих твоих письмах я узнал тебя, что ты мое чадо и сердце; но будь осторожен, где бы ты ни был. Ведь не следует порицать твой уход, тем более что в Саккудион ты не был отправлен императором [насильно] 707 . Впрочем, чадо мое, отбрось страх и уныние от души своей, внимай и верь Сказавшему: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне ( Мф.10:28 ). Таким образом, где существует страх Божий, там страх человеческий изгнан, ибо оба рядом они не (307) могут существовать, как свет рядом с тьмою. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть ( Мф.6:24 ). Что же значат эти слова? Что имеющий человеческий страх не имеет Божия, если может быть покорен врагом, как и другими страстями, и вообще бывает [в таком состоянии]. Но да победит Победивший мир ( Ин.16:33 ). (308) Страх Божий и страх человеческий Поэтому следует постараться подготовить средства, которыми [можно создать] в человеке бесстрашие. Эти средства суть: вера, надежда, любовь. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает ( 1Кор.13:13; 4–8 ). В этом да будешь соблюден, равно как и я и все братья. 185. К нотарию Сергию 708

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Чтобы приблизить себя к искреннему покаянию, смотри на Ниневитян. Они обречены были на гибель: но поскольку покаялись, то Бог увидел дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел (Ион. 3, 10)... Помни, что Господь готов на милость и на исцеление: скор на помощь и прилежен на избавление. Просящим Он дает, толкущим отверзает. Умоляющим Его подает прощение, дает милости, просящим их, сретает ищущего Его, щадит падших и подает им руку помощи " . Итак, вот в чем, по слову св. Ефрема Сирина, должно состоять приготовление себя к таинству покаяния. Христианин должен очистить душу и Тело от всякой скверны; укрепить в душе своей чувства смиренья, сокрушения о грехах и умиления, и помнить, наконец, что милосердие Божие и цена заслуг Христовых беспредельны. Да, так и на самом деле должно быть, братья мои! Не приидох, говорит Господь, призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9, 13). Тако возлюби Бог мир, говорит Он же, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй к Он не погибнет, но имать живот вечный (Иоан. 3, 16). Спешите же к благодатному источнику! Врачуйте ваши душевные недуги. - Спешите и не отлагайте до неопределенного времени очистить вашу совесть покаянием и старайтесь пользоваться наступающим благоприятным временем. Аминь. Родные братья должны подавать друг другу пример благочестия (Память преподобного отца нашего Ефрема, Новоторжского чудотворца. Прол. янв. 28) Когда, за последнее время, посмотришь на семьи, в которых живут несколько братьев вместе, то, в большинстве, встречаешься с очень грустною картиною. Почти всюду видишь нестроенья, вражду, распри. Брат брата ненавидит, брать брату старается сделать зло, каждый из братьев только и думает о том, как бы разделиться с другим. Отчего это? Оттого, что в сердце таких братьев нет страха Божия, нет благопоспешности к молитве, нет и усердия ко всякому делу благому. А будь в них последнее, живи они по другому, живи благочестиво, представляй себе чаще, что есть над ними Бог всевидящий и правосудный, тогда бы дело было другое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Эти слова подтверждает также апостол Петр, когда говорит: «Сами, как живые камни, устро-яйте из себя дом духовный, священство святое» ( 1 Петр 2, 5 ). Здесь не важно здание — дом из кирпичей, а важна живая Церковь, созданная Богом из людей. Все мы — одно великое общество Божие, соединенные одной верой, благодатью и целью. Мы составляем одно мистическое тело, главой которого является Христос. Все члены тела Церкви важны и нужны. Наша Православная Церковь всегда распространяла это учение, а римокатолики только теперь, после Второго Ватиканского собора, начали говорить о так называемом апостольстве мирян. Дорогие братья и сестры! Вы, прихожане кафедрального собора, часто были свидетелями рукоположений молодых людей в разные степени священства. Сегодня мы также были свидетелями этого священного акта. Мы не раз наблюдали это святое таинство, но задумывались ли мы над ним? С момента рукоположения во священника все меняется в жизни человека. Теперь он призван быть пастырем Христовой Церкви, наставником верующих, совершителем святых Таинств. Не все осознают, как велика ответственность и нелегок труд священнослужителя. От него во многом зависит спасение вверенных его попечению душ. Но ошибается тот, кто думает, что это дело одного только священника. В этом святом деле священнослужителю должны помогать все вы — члены Церкви Христовой. Тем более, что апостол Петр говорит: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святым» (1 Петр 2,9). Наша вера должна быть деятельной, ибо Христос сказал: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного» ( Мф.7:21 ). Исполнять волю Отца нашего Небесного, значит творить дела любви и милосердия. «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ). Дорогие братья и сестры! Судьба Церкви во многом зависит от мирян. Все мы несем ответственность за Ее будущность. Завтрашний день зависит от того, как мы будем свидетельствовать сегодня о Христе.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

1]. В псалме CXXIX: Я держался Господа, держалась душа моя: на слово Его надеялся [ст. 5]. В псалме СХХХ: Господи не превознеслось сердце мое, и не возвысились очи мои, и я не ходил в великом и в удивительном выше меня (превышающем мое понимание). Не решил ли я и не заставил ли молчать душу мою; как отнят был я от груди матери своей, так отнята была у меня душа моя. Израиль да уповает на Господа от ныне и до века. В псалме CXXXII: Вот как добро и приятно, чтобы братья жили в единении [ст. 1]. В псалме CXXXIII: Вот благословите Господа, все рабы Господни; хвалите, рабы Господа, стоящие в доме Господа, в дворах дома Бога нашего. Ночью воздвигайте руки свои к Святому и благословите Господа [ст. 1, 2]. В псалме CXXXIV: Хвалите имя Господне, хвалите рабы Господа, стоящие в доме Господнем, в дворах дома Бога нашего; хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо оно приятно [ст. 1–3]. Идолы язычников – золото и серебро, дела рук человеческих: уста имеют и не говорят, очи имеют, и не видят и проч. [ст. 15–17]. Подобны им и делающие их и все полагающиеся на них. Дом Израиля, благословите Господа; дом Аарона, благословите Господа; боящиеся Господа, благословите Господа [ст. 18–20] В псалме CXXXV: Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милосердие Его. Исповедайтесь Богу богов, ибо во век милосердие Его. Исповедайтесь Господу господствующих, ибо во век милосердие Его [ст. 1–3]. Исповедайтесь Богу неба, ибо во век милость его [ст. 26]. В псалме CXXXVI: Иерусалим, если я забуду тебя, да будет в забвении десная рука моя. Да прилипнет язык мой к гортани моей, если я не воспомяну о тебе, Иерусалим, если я не поставлю Иерусалим в начале радости моей [ст. 5–6]. В псалме CXXXVIII: Господи, не возненавидел ли я ненавидящих Тебя, и не изнемог ли я [в борьбе] против восстающих на Тебя. Полною ненавистью я ненавидел их; врагами они были для меня [ст. 21, 22]. В псалме CXXXIX: Не дай, Господи, [исполнения] желания нечестивого; да не распространятся преступления его, и да не поднимут они головы [ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1 Извещаем вас, братья, о благодати Божией, данной церквам Македонским, 2 о том, что среди великого испытания скорбью, избыток их радости и глубокая их нищета обильно выразились в богатстве их щедрости, 3 потому что они по силе – я свидетель – и сверх силы, по своей воле, 4 с великой настойчивостью просили нас о милости их участия в этом служении святым. 5 Даже не так, как мы надеялись, но самих себя они отдали, во-первых Господу и затем нам, по воле Божией, 6 так что мы попросили Тита, чтобы он, как уже начал, так и довел у вас до конца и это дело милосердия. 7 Но как вы во всём изобилуете: в вере и слове, и знании, и всяком усердии и нашей к вам любви, также и в этом деле милосердия изобилуйте. 8 Говорю не как повеление, но испытывая усердием других подлинность вашей любви. 9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, чтобы вы обогатились Его нищетою. 10 Но тут я высказываю мнение; ибо это полезно вам, которые положили начало не только делу, но и решению, уже год тому назад. 11 А теперь вы и доведите дело до конца, чтобы как вы готовы были решать то дело, так и довели бы его до конца по вашему достатку. 12 Ибо если есть доброе намерение, оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего он не имеет. 13 Не так ведь, чтобы другим было облегчение, а вам стеснение, но на основании равенства: 14 в нынешнее время ваш избыток пошел на недостаток тех, чтобы и избыток тех пошел на недостаток ваш, для того чтобы было равенство, 15 как написано: у кого много, у того не было лишнего, и у кого мало, у того не было недостатка. 16 Но благодарение Богу, Который влагает в сердце Тита всё то же усердие к вам, 17 потому что и просьбе нашей он внял и по своему особому усердию пошел к вам добровольно. 18 Мы же послали с ним брата, которого по всем церквам хвалят за Евангелие, – 19 и не только это, но он и поставлен был церквами, как наш спутник в этом деле милосердия, которому мы служим во славу Самого Господа и в доказательство нашего доброго намерения, –

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Беседа 1 При мысли об умилостивлении не будь бесстрашен, чтобы прилагать грех ко грехам и не говори: «милосердие его велико, Он простит множество грехов моих»; ибо милосердие и гнев у Него, и на грешниках пребывает ярость Его. Не медли обратиться к Господу, и не откладывай со дня на день ( Сир.5:5–8 ). Итак, мы вступили братья на поприще святой Четыредесятницы. По мысли нашей Православной Церкви время Великого поста мы должны употреблять на размышление о страданиях и смерти нашего Спасителя, на обозрение своей жизни, на покаяние и исправление. Помни, о человече, нередко оглашает слух наш Святая Церковь , что ты земля и возвратишься в землю! Этими словами она указывает нам на непостоянство всего земного и на будущую жизнь, для которой мы и сотворены. Страшно лишиться этой вечной блаженной жизни, а между тем это лишение при легкомысленной греховной жизни здесь, на земле – неизбежно. Вот почему нам необходимо сложить с себя бремя грехов своих и делами покаяния умилостивить Бога, а для этого нет более благоприятного времени, как время Великого поста. Если всмотреться в свое нравственное состояние, углубиться в самих себя, в свою душу, то мы увидим, что не много в нас доброго, но много дурного. Все мы сбились с истинного пути и удалились от святых заповедей Господних и имеем все причины бояться – не постиг бы нас за это гнев Божий. Многие из людей нарушают заповеди Господни не по немощи только или по неведению, но совершенно сознательно отталкивают от себя спасающую благодать Божию. Таковые грешат против Святого Духа, и грехи эти, к величайшему прискорбию, распространяясь более и более, становятся обычным, повседневным явлением. Вот почему я нахожу по долгу пастыря особенно благопотребным подвергнуть в течение наступившего Великого поста эти, так называемые смертные грехи внимательному рассмотрению и в последовательном ряде бесед с вами изложить учение о них нашей православно-христианской Церкви. Спаситель говорит: Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, каким и бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению ( Мк.3:28–29 ; Лк.12:10 ). Слова эти нужно понимать не так, что люди, впадающие в этот грех , никогда и ни в каком случае не могут получить прощение. Нет, – грехи эти только крайне затрудняют истинное, чистосердечное раскаяние и делают недействительным спасительную благодать Божию, от которой зависит успешное обращение к Богу. Но если таковые грешники снова открывают сердца свои влиянию Божественной благодати, если они неотступно, со смиренным и сокрушенным сердцем будут просить о сем Бога, то Он, без сомнения, простит и их, несмотря на тяжесть грехов их. Ибо нет греха, который превышал бы милосердие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Где нет ни Еллина, ни Иудея. То есть прозелита и иудея из знатного рода. Ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Вот и еще похвальное отличие нового во Христе человека, что в нем не берется во внимание ничто внешнее: ни род, ни достоинство, ни предки, но что Христос есть черта отличия его, характер его. Во всех, по духу истинно добродетельной жизни образовавшихся, все есть Христос, то есть и род, и достоинство. Или иначе можно сказать, - все вы - один Христос, будучи телом Его. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные. Этим словом показывает легкость добродетели: ибо как легко надеваем одежду, так удобно может воспринять и добродетель, но добродетель должно иметь непрестанно, и пользоваться ею, как величайшим украшением: не имеющий ее безобразен. Увещание соединено с похвалой, и чрезмерной. Ибо были, говорит, святые, но не избранные и не возлюбленные, а вы все это имеете. В милосердие. Не сказал: облекитесь в сострадание, но в милосердие. Это для того, чтобы не унизить тех, которые достойны сожаления, а вместе с тем и показать, что снисходить к ним нужно по внутреннему расположению, не так, как братья к братьям, а как отцы к детям. Для того чтобы ты не сказал, что брат согрешил, апостол и говорит: требую от тебя вседушного милосердия - σπλγχνα. Благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение. Кто облекся, говорит он, в милосердие, у того сами собой являются и все прочие добродетели. Ибо какой отец не добросердечен к сыну и не смиренномудрствует, без споров доставляя ему все? - И заметь, какой прекрасный во всем этом порядок! Благость, порожденная милосердием, рождает смиренномудрие, ибо кто добросердечен, тот и смиренномудр. От смиренномудрия - кротость, ибо гордый и гневлив. От кротости - долготерпение, которое есть великодушие. Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу. Снисходя (νεχμενοι) - то же, что носяще (βασζοντες) друг друга, - ты его, а он тебя. Не судите со строгостью о недостатках и падениях друг друга, но, считая их малостями, пропускайте без внимания. И смотри, как сам он показал ничтожность их, назвав жалобой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1064...

«Делая добро да не унываем», и далее продолжает – «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (ср. Гал 6, 9–10 ). Апостол говорит – «доколе есть время... делать добро»! Ох братья мои, подумайте, сколько времени осталось нам? Сегодня погребены тысячи детей, юношей и дев. Кто поручится, что завтра или послезавтра мы не ляжем в могилу? Прозорливый апостол видел то же, что мы видим и знал то же, что мы знаем, поэтому пока мы живы он взывал нам – «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». Какое добро выше всякого добра? Истина и милосердие. Вот сердце Евангелия. Познайте истину и будьте милосердны. Мудро говорит сербский народ – «рубаха ближе кафтана», делайте добро сначала своим братьям по вере и по крови, потом соседям, потом дальним по крови и по вере, дальним и дальним, из самых удаленных краев земли. Но не будем, так называемыми, интернационалистами, которые готовы делать добро тем, самым дальним, а своих ближайших по вере и крови братьев оставляют без помощи погибать и умирать. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, заповедал нам апостол Христов во имя Христово. Что это значит? Это значит: Первое – привыкнуть делать добро и только добро. Будем упражняться в добре. Ощутим радость и сладость уже в том, что мы делаем людям добро. Если вы последуете за истиной, милосердие будет вашим спутником. Милосердие и истина неразлучны. Второе – делать добро преимущественно нашим православным братьям. Это братство многочисленно. Оно насчитывает более двухсот миллионов душ. Это те, кто един с нами в вере. Это огромный мир. Мы не в состоянии протянуть руку каждому православному, да каждый и не ждет от нас этого, большинство из них не ожидают от нас материального дара. Они ожидают любви, сострадания и молитвы. Это мы можем дать всем и пока есть у нас время, дадим этот дар каждому. Наш час еще не пробил. А когда пробьет, тогда не мы сможем делать ни добра ни зла, которое хотели бы сделать. Потому апостол спешит воззвать к нам – доколе есть время, будем делать добро всем! Познайте истину и творите добро.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но кто умеет распознать, что это не гордость совершает добрые дела? Кто может это увидеть? По чему это можно понять? Мы видим дела: питает милосердие, питает и гордыня; принимает странника милосердие, принимает и гордыня; заступается за бедного милосердие, заступается и гордыня. Что это значит? – Значит, по делам отличить не можем. Осмелюсь высказать нечто; впрочем не я говорю, а Павел: умирает любовь, то есть человек, имеющий любовь, исповедует имя Христово, принимает мученичество – но и гордость исповедует имя Христово и даже принимает мученичество. Один имеет любовь, другой не имеет любви. Но тот, у кого нет любви, услышит от Апостола: И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы ( 1Кор. 13:3 ). Итак, божественное Писание призывает нас вернуться внутрь от показа внешней видимости, и от этой поверхности, которая выставляется перед людьми, оно зовет нас вернуться внутрь. Вернись к своей совести и спроси ее. Не смотри на то, что цветет на поверхности, но какой корень в земле. Укоренилась в тебе страсть (cupiditas)? – Тогда может быть видимость добрых дел, однако дела не могут быть добрыми. Укоренилась любовь? – Будь спокоен, от нее не произрастет ничего плохого. Горделивый может ласкать, любовь может быть суровой. Один будет одевать, другой наносить удары. Но тот одевает, чтобы понравиться людям, а тот бьет, чтобы наказанием исправить. Больше пользы приносит удар любви, чем милостыня гордыни. Поэтому вернитесь внутрь, братья, и во всем, что вы делаете, обратитесь к свидетельству Бога. Посмотрите, коль скоро и Он видит, с каким внутренним расположением вы действуете. Если сердце ваше не обличает вас, что вы действуете напоказ, это хорошо, будьте спокойны. Но когда вы делаете добро, не бойтесь, что другие вас увидят. Бойся делать ради того, чтобы тебя хвалили, а другой пусть видит и восхваляет Бога. Ведь если ты скроешься от глаз человеческих, ты скроешься от подражания других людей и отнимешь похвалу у Бога. Двоим ты подаешь милостыню, двое алчут: один хлеба, другой правды. Между этих двух голодных (так как сказано: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся ( Мф 5:6 )) ты поставлен доброделателем. Если тобой движет любовь, она жалеет обоих и желает помочь обоим. Один из них нуждается в пище, другой ищет пример для подражания. Одного ты питаешь, другому покажи себя примером – и ты дал милостыню обоим: первого ты побудишь благодарить за прекращенный голод, второго – подражать предложенному примеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Но одной веры недостаточно. С искренней верой должны быть неразрывно связаны и добрые дела. «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь,– наставляет св. ап. Иаков. – Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?... Человек оправдывается делами, а не верою только» ( Иак. 2, 19–22, 24 ). Сам Господь наш Иисус Христос во время Своего земного служения творил много добра: учил, исцелял безнадежно больных, воскрешал мертвых. Вот, например, накануне сегодняшнего праздника Он совершил одно из величайших чудес – воскресил Лазаря, который уже четыре дня находился во гробе, и этим доставил великую радость скорбевшим сестрам Лазаря Марфе и Марии ( Ин. 11, 11–44 ). Господь делал добро, не взирая на то, что не все Его понимали, не все ценили, не все радушно к Нему относились, о чём убедительно свидетельствует событие сегодняшнего дня. «С этого дня, – повествует св. евангелист Иоанн Богослов, – положили убить Его» ( Ин. 11, 53 ). Дорогие отцы, братья и сёстры! Пример Христа Спасителя обязывает нас ко многому. И мы должны идти Евангельским путем – делать добро. Путь этот не легкий, тернистый, но если мы называем себя христианами, считаем себя последователями Христа Бога, то не имеем права сворачивать с него, уклоняться от него. Несомненно, встретятся люди, которые будут нам завидовать, вооружаться против нас и ненавидеть. Но найдутся и такие люди, которые поймут нас, увидят наши добродетели, оценят наши заслуги. Не нужно только падать духом, а нужно уверенно идти путем Господним, творить добро до последнего дня жизни, до последнего вздоха. Только при таком духовном устроении мы можем надеяться на вшествие ко Господу во Град Святой – не земной, а небесный. «Не напрасно Бог, – рассуждает св. Димитрий Ростовский , – в одном месте говорит грешнику так: тебя без тебя создать возмог Я, но спасти тебя без тебя не могу. Не спрашивал Я ни у кого, как создать тебя, захотел и создал тебя. Хочешь ли быть здоровым? Хочешь ли спастись? Если ты сам хочешь, то премудрость Моя наставит тебя, милосердие Мое помилует тебя, а всемогущество Мое поможет тебе и спасет тебя. Если же ты сам не хочешь спасения, если ты сам убегаешь от вечной жизни, если ты погибель свою любишь больше спасения, то ни мудрость Моя, ни милосердие Мое, ни всемогущество Мое не помогут тебе. Может ли теплый воск прилепиться ко льду? Никак не может! Так и милосердие Мое, мудрость Моя и всемогущество Мое не могут пристать к тебе, если сердце твое холодно, как лед» 31 . Да поможет же нам Господь, ныне идущий в Иерусалим, укрепить, усовершить нашу веру и по вере достойно жить! «Благословен Грядущий во имя Господне!» ( Мк. 11, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010