Впрочем, чудесные творения еще не служат прямым свидетельством. Есть и более значительное, на что указывает Господь: И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал обо Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели. Сколько раз в Ветхом Завете говорилось о Христе как о Мессии, сколько откровений и пророчеств содержится в Священном Писании! И что? Господь обличает иудеев, в том, что они не ценят Писание, как должно, и очень скоро забывают то, о чем прочли, а потому не знают воли Творца Вседержителя и не имеют веры в Сына Божия: …не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал. Какие поучительные слова, братья и сестры! Оглянемся теперь на себя, на собственные сердца и души. Всегда ли они озарены неизреченным светом Священного Писания? Не стало ли для нас чтение слова Божия плохо исполняемой обязанностью, а не насущной каждодневной потребностью, когда мы просто заставляем себя читать, не жаждем этого чтения и не нуждаемся в нем? А ведь так не должно быть. Стремление к Богопознанию — сущность христианской жизни, и Священное Писание — наше несомненное подспорье на этом трудном пути. Что же может быть желаннее, сильнее и правильнее слова Божия?! С Библией не сравнится никакая, самая интересная художественная книга! Потому что автор последней, каким бы талантливым он ни был, обращается к человеческим эмоциям, страстям и чувственности, к земному в человеке, а Священное Писание, озаренное Духом Святым, несет правду о Боге и взывает к человеческой душе, говорит о небесном предназначении нашего бытия. Отчего же Господь, пришедший спасти и Крестной смертью Своей искупить грехи всего мира, сталкивается с таким равнодушием и непониманием? Потому что в сердцах людей, окружавших Его в тот момент, не было главного — любви к Богу. Раз нет любви — нет сострадания, нет милосердия, нет молитвы и нет самой потребности в Богообщении. Так где же при всем этом возможно услышать и принять Сына Божия?! Как часто люди ищут истину не там, где ее надо искать! Род человеческий, и мы в том числе, братья и сестры, падки до всякого рода сенсаций или ложных учений. Вспомните, например, бум, связанный с Кашпировским, Чумаком и прочими лжецелителями… Или постоянно муссируемые в прессе слухи об НЛО и инопланетянах. Или свидетельство о какой-либо панацее от всех болезней. Мы готовы поверить любой чепухе, любой несуразице, но маловерны в главном. Страшно ведь, что Господь пророчествует: …а иной придет во имя свое, его примете. Святой Иоанн Златоуст видит в этих словах Христа образ антихриста, который тоже будет называть себя богом, но поступать станет совершенно противно Божественной воле.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Господь спасает нас по великому Своему милосердию. Этим Божественным милосердием оживотворялись все, достигшие спасения. Согрешил Давид, согрешил Моисей, и апостол Петр согрешил, и не было в истории человечества никого из смертных, кто бы был чист от греха. И потому взываем мы, братья и сестры, к Богу, к Его милости, потому что только Всеведущий и Милосердный Бог, по Своей неизреченной милости и любви, может спасти нас при всех наших согрешениях! Благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей ( Пс.22:6 ). Вера в любовь Божию дает надежду: Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив ( Ис.55:7 ). Да, Господь многомилостив, Он всегда примет наше покаяние. Он всегда выслушает нас, поймет и простит по величайшему Своему человеколюбию! Но сами мы всегда ли готовы распахнуть перед Богом душу? Не гложет ли нас перед исповедью стыд и самолюбие, желание оправдаться, умалить свой грех? Как стыдно говорить духовному пастырю о совершенных прегрешениях! Но это, братья и сестры, ненужный, ложный стыд! Это значит, что приходя в храм Божий, врачебницу душ и сердец наших, мы не доверяем Самому Врачу или же не жаждем собственного исцеления. Стыд перед исповедью есть суетное мудрствование плоти. Нагими входили мы когда-то в купель крещения, нагими же , то есть открытыми, искренними, обличающими себя, предстанем и пред благодатной купелью покаяния. Исповедь – это испытание, преодоление себя, своего самолюбия. Но это же и спасительное благо, дарующее нам очищение и святость. Безгрешных людей нет. Кто считает себя безгрешным, грешит безмерно, так как восстает против откровения Божия и Самого Бога обвиняет во лжи. По словам святого апостола Иоанна Богослова: Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас… Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас ( 1 Ин.1:8–10 ). Но стоит нам чистосердечно, со слезами покаяния, с осознанным желанием к исправлению принести перед Богом на исповедь грехи свои, назвать их все, без утайки, без лукавого умысла самооправдания, тем самым положив в жизни доброе начало , как Господь дарует нам не только прощение грехов, но и убелит душу благодатным очищением: Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ( 1 Ин.1:9 ).

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Греховность людей, однако, отразится и на внешней природе: «После скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» ( Мф.24:29 ). И тогда придет Христос, и наступит предсказанный Им Страшный Суд. Итак, Страшный Суд Христом предсказан, и заповеди Его нам даны. Он разделит все человечество на две части. Одних поставит по правую сторону Себя? других – по левую. Первым скажет: «Придите, благословенные Отца Моего», вторым: «Идите от Меня, проклятые» ( Мф.25:32–40 ). Кто же благословенные? Это те, кто сотворили дела любви: накормили голодного, напоили жаждущего, приняли странника, одели нагого, посетили больного, пришли к заключенному. А кто проклятые? Это те, кто за всю жизнь не сделал ничего хорошего. Поэтому, дорогие братья и сестры, будем любить друг друга. Будем торить дела любви. И еще: будем молиться Спасителю о том, чтобы никто не попал на левую сторону, но все были на правой стороне. Аминь. Слово в Прощеное воскресенье 28 февраля 1982 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Все мы ныне, братья и сестры, вступаем в святой Великий пост. Это время называется в церковных песнопениях временем делания. Таким образом, это время надо проводить энергично. Не только в том, чтобы молиться и каяться, заключается задача человека, проходящего святую Четыредесятницу, но еще и в том, чтобы творить дела добра и чтобы быть милосердным. И вот святой Пророк Иоиль так говорит, призывая людей к этому деланию: «Вострубите трубою… Назначьте пост… Соберите народ…» ( Иоил.2:15–16 ). Он же в особенности говорит о святом покаянии следующие слова: «Обратитесь ко Мне (т. е. к Господу Богу) всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив» ( Иоил.2:12–13 ). Слушая эти слова, мы должны сокрушаться в сердце своем и соглашаться с ними. Я приведу такие евангельские примеры. Надо так сокрушаться о грехах, как сокрушался о своей нечистоте прокаженный человек.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Григория Богослова , как туча закрывает сияние солнечных лучей, так грешник, который не хочет сознавать своих грехов и отречься от них, закрывает для себя лучи любви Божией и милосердие Божией Матери. Достойная славы и величия, как украшенная всем разнообразием добродетелей – этих духовных цветов, Сама Божия Матерь не искала хвалы ни до рождении от Нее Божественного Сына, ни после. Церковное предание свидетельствует, что когда Пресвятая Дева читала в священной ветхозаветной книге пророческие слова: «Се, дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис. 7, 14 ; Мф. 1, 23 ), то просила Бога, чтобы Он удостоил Ее быть хотя бы последней служанкой у этой великой Девы. Но вот Архангел возвещает, что великой Избранницей будет Она Сама – и в ответ на это благовестие Она называет Себя смиренной послушницей воле Божией: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» ( Лк. 1, 38 ). По рождении Христа Спасителя приходят в Вифлеем пастыри и рассказывают, что им возвестил Ангел Господень о Младенце, затем приходят волхвы и поклоняются Ему как Богу, а праведный Симеон возвещает о Его величии – всё это Божия Матерь слушает со смирением, на всё смотрит смиренно и слагает в Своем сердце ( Лк. 2, 19 ). Не стремилась Она к превозношению и тогда, когда Ее Сын выступил на общественное служение как великий Учитель, Чудотворец, Бог . Мы Ее видим на браке в Кане Галилейской вместе со Спасителем. Но Она не требует от гостей внимания к Себе, а выступает лишь как ходатаица за хозяина, оказавшегося в трудном положении. В другой раз, когда Матерь Сына Божия и братья Его из-за множества слушателей не могли подойти к Нему и дали Ему об этом знать, Господь, обозрев сидящих вокруг Себя, сказал: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» ( Лк. 8, 19–21 ). «Говоря таким образом, – рассуждает святитель Московский Филарет, – Господь не отчуждает Матери Своей по плоти, поскольку слышит слово Божие паче других Та, Которая услышала оное прежде других; и творит оное деятельнее других Та, Которая сотворила Ему достойную обитель во чреве Своем. Но, во-первых, Господь возвышает Своим изречением слушающих и творящих слово Божие, и возбуждает к сему спасительному деланию; во-вторых, и Он, в приведенном изречении, сообразуется с собственным правилом Своей Матери, чтобы «не являться человеком», – сколько можно уклоняться от славы человеческой, ища славы Божией; и Он медлит, отлагает явить человекам всю честь и славу Той, Которая есть честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Д Внемлем! Премудрость! Ч Прокимен, глас 7 ( Пс.6:3, 6 ): Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; /исцели меня, Господи, ибо содрогнулись кости мои. Стих Ибо в смерти нет памяти о Тебе. Д Премудрость! Ч Из Соборного послания святого апостола Иакова чтение. Д Будем внимательны! Чтение Апостола ( Иак.5:10–16 ) Ч Братья [и сёстры ], в пример страдания и долготерпения возьмите пророков, которые говорили во имя Господне. Вот, мы называем блаженными тех, которые терпели: о терпении Иова вы слышали и намерение Господа увидели, потому что многомилостив Господь и милосерд. Но прежде всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землёй, ни какой другой клятвой; да будет же у вас «да» – да и «нет» – нет, чтобы вам не подпасть под осуждение. Страдает ли кто между вами – пусть молится. Бодр ли кто духом – пусть поёт. Болен ли кто между вами – пусть призовёт пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господа. И молитва веры спасёт болящего, и воздвигнет его Господь; и, если он соделал грехи, будет отпущено ему. Итак, исповедайте друг другу грехи и молитесь друг за друга, чтобы быть исцелёнными. Большую силу имеет усиленная молитва праведного. П Мир тебе! Ч И духу твоему. Ч Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Господи, не в ярости Твоей обличай меня. Стих Спаси меня ради милости Твоей. Д Премудрость! Станем благоговейно! Услышим святое Евангелие! П Мир всем! Н И духу твоему. П От Матфея святого Благовестия чтение. Н Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Д Будем внимательны! Чтение Евангелия ( Мф. 8:5–13 ) П В то время вошёл Иисус в Капернаум, и подошёл к Нему один центурион, прося о помощи и говоря: «Господин мой, у меня дома лежит мой слуга в параличе и страшно мучается». И говорит ему Иисус: «Так Я приду его исцелить». И центурион ответил Ему: «Господин мой, я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров ко мне; но Ты только скажи слово, и мой слуга исцелится. Я ведь сам человек подначальный, и у меня воины в подчинении. Говорю одному: “иди!” – и он уходит, а другому: “приходи!” – и он приходит, или тому же слуге: “сделай то и то!” – и он делает».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Диакон: Будем внимать. Первый из священников: Мир всем. Хор: И духу твоему. Диакон: Премудрость. Прокимен, глас 1 Буди, Господи, милость Твоя на нас,/якоже уповахом на Тя. Стих: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. Да будет, Господи, милость Твоя на нас,/как мы уповаем на Тебя. Стих: Радуйтесь, праведные, о Господе – правым прилична хвала. Пс 32:22, 1 Диакон: Премудрость. Чтец: Соборнаго послания святаго апостола Иаковля чтение. Диакон: Вонмем. Ведомо же буди, яко апостол от диакона чтется. Диакон: Премудрость. Чтец: Соборного послания святого апостола Иакова чтение. Диакон: Будем внимать. Послание Иакова, зачало 57Б Братие, образ приимите злострадания и долготерпения, пророки, иже глаголаша именем Господним. Се блажим терпящия: терпение Иовле слышасте и кончину Господню видесте, яко многомилостив есть Господь и щедр. Прежде же всех, братие моя, не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою: буди же вам, еже ей, ей, и еже ни, ни, да не в лицемерие впадете. Злостраждет ли кто в вас, да молитву деет; благодушствует ли кто да поет. Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящаго и воздвигнет его Господь, и аще грехи будет сотворил, отпустятся ему. Исповедайте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете: много бо может молитва праведнаго поспешествуема. Братья, в пример страдания и долготерпения возьмите пророков, которые говорили во имя Господне. Вот мы называем блаженными тех, которые терпели: о терпении Иова вы слышали и намерение Господа увидели, потому что многомилостив Господь и милосерд. Но прежде всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землей, ни какой другой клятвой; да будет же у вас “да” – да и “нет” – нет, чтобы вам не подпасть под осуждение. Страдает ли кто между вами – пусть молится. Бодр ли кто духом – пусть поёт. Болен ли кто между вами – пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь; и, если он соделал грехи, будет отпущено ему. Итак исповедайте друг другу грехи и молитесь друг за друга, чтобы быть исцеленными. Большую силу имеет усиленная молитва праведного. Иак 5:10–16

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledova...

Дорогие во Христе братья и сестры! И «бурным огненным дыханием», зовущим к ревностному служению Богу и ближним, и нежными «голубиными крыльями», обещающими мирную радость нашим душам, касается нас Святой Дух Господень, Утешитель Божественный. Тем, кто всем сердцем раскроется навстречу этим благодатным прикосновениям, не убоявшись ни тяжести покаянного труда, ни житейских скорбей, уготована несравненная награда от Господа. Внявшие апостольскому призыву: В усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите ( Рим.12:11 ), непременно сподобятся плодов Духа Утешителя, которые есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22–23 ). Да попалит же огненный Дух-Утешитель суетность, нечистоту, маловерие и в нашей с вами жизни. Как учит нас преподобный Макарий Великий, будем же и мы «умолять Бога, чтобы дал нам «криле голубине» Святого Духа, да отлучится от нас греховный ветер, в нас живущий». Богу же Духу Святому, славимому нами ныне, подобает и вечная слава, честь и поклонение вместе с Безначальным Отцом и Его Божественным Сыном во веки веков. Аминь. Слово на отдание праздника Пятидесятницы О даре Божием Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. Мф.5:44-45 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня мы с вами вместе со всей Святой Православной Церковью отмечаем праздник отдания Пятидесятницы. Что же это за праздник? Почему и кому должны мы «отдавать» Пятидесятницу? Чтобы понять это, необходимо обратиться к Писанию и истории. Уже в ветхозаветные времена многие великие праздники отмечались в течение не одного, а целых семи дней. На восьмой же день совершались особые молитвы и ритуалы – подобные трем, что совершались в первый, главный день праздника, – и на этом празднования кончались. Так, например, о празднике Кущей в Писании говорится следующее: В первый день священное собрание, никакой работы не работайте; в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу, это отдание праздника, никакой работы не работайте ( Лев.23:35–36 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

И дальше апостол описывает, что такое любовь: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут и знание упразднится». И действительно, дорогие братья и сестры, любовь, если она есть в человеке, делает человека способным перенести все, готовым идти на любую жертву во имя этой любви. Любовь делает человека доверчивым, надеющимся, терпеливым, все переносящим. И любовь никогда не прекращается, если она настоящая любовь, ибо, как мы слышали в акафисте, любовь сильнее смерти. Даже люди, которые убивают других, — они могут лишить человека жизни, но они не способны овладеть его любовью, не способны прекратить его любовь, ибо любовь делает невозможное, творит чудеса. И дальше апостол говорит о значении любви: «Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно; тогда же — лицом к лицу; теперь я знаю отчасти, а тогда познаю подобно как я познан». Дорогие братья и сестры, апостол здесь нам разъясняет, почему именно вера, надежда и любовь, особенно любовь, так важны. Ибо он говорит: мы все сейчас на земле подобны детям, которые по-детски рассуждают, по-детски верят, по-детски понимают, которые не в состоянии постичь тайны миробытия, окончательного смысла жизни, всего того, что существует в Боге и от Бога. Мы — как дети, а будет время, когда мы все станем взрослыми и будем действовать и понимать как взрослые. Он говорит, что сейчас мы видим, постигаем тайны миробытия, тайны Бога как бы в туманном зеркале. Стираются контуры, очертания, что-то есть, что-то показывается, но неясно, что именно. А вот когда мы достигнем Бога, когда мы будем в соединении с Богом в вечной жизни, в блаженстве на небесах, тогда будем видеть лицом к лицу, будем как взрослые понимать всё.

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

И Мать Его сохраняла все слова эти в сердце Своем. И Господь Иисус преуспевал в росте, мудрости и милости перед Богом и людьми. Глава LIII С этого дня Он стал скрывать Свои чудеса, Свои тайны и таинства, доколе не исполнился Ему тридцатый год. Когда Отец Его всенародно открыл Его назначение на берегах Иордана, Когда был голос, пришедший с неба и провозгласивший эти слова: «Это Сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение». И Дух Святой появился в виде белой голубки. Глава LIV Ему мы смиренно поклоняемся, ибо Он дал нам бытие и жизнь, и Он вывел нас из утроб матерей наших. Для нас Он принял тело человеческое и искупил нас, осенив нас вечным милосердием, дав нам Свою милость Своей любовью к нам и благостью. Ему слава, сила, хвала и господство во веки веков. Аминь. Конец всего Евангелия детства, при участии Бога Всевышнего и Споспешивающего верным. Книга Иосифа Плотника (Евангелие от Господа нашего Иисуса Христа, переданное своим апостолам) Во имя Бога, Единого в Своей Сущности и Троичного в Лицах. История успения отца нашего, святого старца Иосифа Плотника. Да будут над нами всеми его благословение и молитвы, о братья! Аминь. Жизни его было сто одиннадцать лет и отшествие его из мира сего произошло в двадцатый день месяца Абиба, что соответствует месяцу Аб 202 . Да будет над нами молитва его. Аминь. Господь наш Иисус Христос Сам соблаговолил поведать сие святым Своим ученикам на горе Масличной 203 , говоря о трудах Иосифа и об окончании дней его. Святые апостолы удержали сие и сохранили их написанными в книгохранилище Иерусалимском. Да будут над нами их молитвы. Аминь. Глава I В дни оны случилось, что Спаситель Господь наш, Господь и Учитель Иисус Христос , пребывал с учениками Своими на горе Масличной, и как все были вместе, Он сказал им: «О братья и друзья Мои, дети Отца, Который избрал вас между человеками. Вы знаете, что Я часто возвещал вам, что Мне надлежит быть распяту и умереть для спасения Адама и потомков его и дабы Мне воскреснуть из мертвых. Я доверяю вам учение святого евангелия, которое уже возвещено вам, дабы вы проповедовали его во всем мире, и Я осеню вас силою свыше и исполню вас Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

И слышит Иаков голос Божий: Я Бог Авраама и Исаака, отца твоего, не бойся; Я дам тебе эту землю, на которой ты спишь, и семя твое распространится здесь и на море, и на север, и на восток. Я буду сохранять тебя на всяком пути твоем, куда ни пойдешь ты, и не оставляю тебя (см. Быт.28:12–15 ). Нечто подобное сему библейскому повествованию нахожу и я в вашей жизни, братья. По разным причинам вы покинули дорогую родину, отчий дом и пошли в неведомую для вас далекую страну, за море, за тридевять земель. Не раз и вас при этом смущали думы о том, что ожидает вас на чужой стороне, как вы будете жить здесь среди чужих людей, как будете обходиться без храмов Божиих, которыми так богата святая Русь и которые так любит русский народ. И что же? Не слышится ли и вам голос Божий? Я Бог отцов ваших, Бог земли русской, не бойтесь! Я буду сохранять вас на всех путях ваших, и умножу вас, и распространю семя ваше на сей земле. И разве мы не видим, как умножается и укрепляется здесь русский православный народ! Вспомните, братья, как еще недавно мало было вас в граде сем, всего несколько десятков, как вы сначала совсем не имели храма; потом несколько лет принуждены были молиться в тесном чужом доме, а ныне у вас уже обширный благолепный храм, теперь вас уже не десяток здесь, а целые сотни и тысячи. То же и в других местах страны сей: количество русских людей все умножается, увеличивается и число храмов наших по лицу земли сей от севера и моря, востока и запада; растет и крепнет здесь святое Православие. Только бы русские люди оставались верны Богу земли русской, соблюдали веру отцов своих, веру православную, а Милосердный Господь не оставит и здесь Своими милостями, и Споручницею в этом, Ходатаицею за нас грешных является Пресвятая Богородица, Которую, по толкованию святых отцов, и прообразовала лестница, виденная Иаковом. Она соединяет небо с землею, Бога с людьми, и низводит милости Божии на род людской, и в частности, на народ русский. Пресвятая Дева издавна была Пречистою Матерью русского края, Избранною Воеводою русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010