И овы убо положи Бог в Церкви, первее апостолы, второе пророки, третие учители; потом же силы, таже дарования исцелений, заступления, правления, роди языков. Еда вси апостоли? Еда вси пророцы? Еда вси учители? Еда вси силы? Еда вси дарования имут исцелений? Еда вси языки глаголют? Еда вси сказуют? Ревнуйте же дарований больших; и еще по превосхождению путь вам показую. Аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых (яко) медь звенящи, или кимвал звяцаяй. И аще имам пророчество и вем тайны вся, и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сожещи е, любве же не имам, ни кая польза ми есть. Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, ни безчинствует, не ищет своя си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине; вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает. Братья, вы – тело Христово, и в отдельности – члены. И Бог поставил их в церкви: во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, втретьих, учителями; затем чудеса, затем дарования исцелений, оказание помощи, управление, разные языки. Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли совершают чудеса? Все ли имеют дарования исцелений? Все ли говорят языками? Все ли толкуют? Ревнуйте о дарах больших. И еще превосходнейший путь покажу вам. Если я языками человеческими говорю и ангельскими, но любви не имею, – сделался я медью звучащею и кимвалом звенящим. И если я имею пророчество и постигаю все тайны и все знание, и если имею всю веру так, чтобы и горы переставлять, но любви не имею, – я ничто. И если я раздам все имение мое, и если предам тело мое на сожжение, но любви не имею, – нет мне никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует любовь, не ревнует любовь, не кичится, не надмевается, не поступает бесчинно, не ищет своего, не раздражается, не ведет счет злу, не радуется неправде, но сорадуется истине; все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledova...

Итак, если мы встретим в жизни долготерпеливого человека, будем знать: его терпение стоило ему большой внутренней работы. И он свят, этот человек. Долготерпение, как лакмусовая бумага, являет его внутреннюю святость. Завершая одевание, древний человек препоясался поясом. Пояс стягивал все предыдущие одежды, удобно фиксировал их на теле. После этого человек был готов для всякого дела. Таким поясом для Павла служит любовь. «Облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14), – говорит он. В церковнославянском опять точнее: «Стяжите любовь, яже есть соуз совершенства». «Соуз» – т. е. связь всех возможных добродетелей в одно. Именно к любви все добродетели стремятся, она их связывает в единое целое, они вливаются в нее как речки в море. Любовь – это имя Божье. «Бог есть любовь», – пишет Иоанн Богослов (1 Ин. 4:8). Также любовь есть то, что должно отличать христиан от других людей. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35), – говорил Спаситель. Эта добродетель есть цель христианских подвигов. Все остальное лишь средство. Все добродетели лишь ступеньки к христианскому Богу, имя которому Любовь. «Любовию дышать – значит Бога в себе являть» , – восклицает святитель Феофан. Но нам будет лучше, братья и сестры, опустить свой взгляд от высот любви к человеческим добродетелям, которые к любви ведут – милосердие, благость, долготерпение... Так будет безопаснее и правильнее. Идущий по лестнице должен смотреть под ноги и особо не задирать голову вверх, иначе можно упасть. Путь постепенный, путь царский ожидает нас. Прежде любви надо научиться потерпеть, научиться проявить милость хотя бы тогда, когда просят (ведь есть множество нуждающихся в помощи, которые просить стыдятся), научиться не осуждать, не лгать, не болтать лишнего и проч. Одежда за одеждой, и вот человек уже одет полностью. Осталось только препоясаться и выходить на добрые дела христианские. Это и есть путь золотой середины, путь, о котором так прекрасно сегодня пишет апостол Павел: «Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение... Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:12, 14). Этот путь ожидает всех нас.

http://pravoslavie.ru/118121.html

Кол.3:10 . и облекшись в нового, который обновляется в познании Новый человек есть произволение по Богу, не стареет, но все больше и больше расцветает и разрастается познанием Бога и вещей божественных, всегда и всегда являясь юнеющим и, однако, тем более крепнущим, чем полнейшее стяжает ведение и чем большего сподобляется. «по образу Создавшего его,» То есть Христа. Христос не приходил в старость, но всегда был так прекрасен, что и сказать нельзя, «прекраснее сынов человеческих» ( Пс.44:3 ). Ибо не сотворил греха, который старит и растлевает. И мы, созданные Им по образу Его, должны отсекать от себя всякое греховное растление и старение. Создание разумеет апостол и то, которое бывает в крещении, и то, которое бывает от прекрасного образа жизни. Кол.3:11 . где нет ни Еллина, ни Иудея, То есть прозелита и иудея из знатного рода. ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Вот и еще похвальное отличие нового во Христе человека, что в нем не берется во внимание ничто внешнее: ни род, ни достоинство, ни предки, но что Христос есть черта отличия его, характер его. Во всех, по духу истинно добродетельной жизни образовавшихся, все есть Христос, то есть и род, и достоинство. Или иначе можно сказать, – все вы – один Христос, будучи телом Его. Кол.3:12 . Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, Этим словом показывает легкость добродетели: ибо как легко надеваем одежду, так удобно можем воспринять и добродетель, но добродетель должно иметь непрестанно, и пользоваться ею, как величайшим украшением: не имеющий ее безобразен. Увещание соединено с похвалой, и чрезмерной. Ибо были, говорит, святые, но не избранные и не возлюбленные, а вы все это имеете. в милосердие, Не сказал: облекитесь в сострадание, но «в милосердие». Это для того, чтобы не унизить тех, которые достойны сожаления, а вместе с тем и показать, что снисходить к ним нужно по внутреннему расположению, не так, как братья к братьям, а как отцы к детям. Для того чтобы ты не сказал, что брат согрешил, апостол и говорит: требую от тебя вседушного милосердия – σπλγχνα.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

«Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира» Темы бесед и проповедей на отпеваниях и панихидах В одной из библейских книг сказано: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира» (Еккл. 7:2) Не правда ли, как это не похоже на наши мысли? Мы с такой радостью принимаем приглашения на застолья и веселья, мы так боимся вестей о смерти и похоронах, что слова эти так же далеки от большинства людей, как небо далеко от земли. Но так и говорит пророк Исайя о мыслях Божиих, что они отстоят от мыслей человеческих, как небо от земли. Прочтем поэтому дальше то место Писания, где говорится о доме плача, чтобы вникнуть в них глубже. «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья» (Еккл. 7:2-4) Все мы слышали о делах милосердия, которые хвалит в Евангелии Спаситель и за творение которых призывает в Царство праведников. Это «Накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, ввести в дом путника, посетить больного, оказать милость заключенному в темнице». Воистину, войдем мы в Рай Божий, братья и сестры, если ради Христа, а не ради похвалы или тщеславия будем, не ленясь, творить дела милосердия. Но есть и еще одно дело доброе, издревле помещавшееся в ряду духовных трудов. Это помощь при погребении, молитва за усопших, утешение скорбящих, потерявших близкого человека. У евреев в древности эти труды оценивались даже выше, чем раздача милостыни или хлеба голодным. Действительно, давая деньги бедному, можно невольно помыслить о себе что-то ложно-высокое, мол, я – хороший человек. Но, омывая мертвое тело, или роя могилу, или вынося на плечах из дома гроб с покойным, человек меньше всего склонен думать о себе высоко. Смиряется в это время человек и думает: «И я таков же. Когда-то мой час пробьет?» А вслед за этими мыслями придет и молитва. И не о себе только, но и о всех. «Бедные мы люди. Господи, помилуй нас!»

http://pravoslavie.ru/47007.html

Между тем как я не вижу еще возможности прийти к вам, а уже наступило лето — время, когда беспрестанно свирепствуют тяжкие болезни, то почитаю нужным предупредить братьев наших о том, что получившие свидетельства от мучеников, которых заслуга может споспешествовать им пред Богом, могут в случае постигшего их какого–либо бедствия и опасной болезни, не ожидая присутствия нашего, исповедать свой грех перед всяким, какой тут случится, пресвитером идя даже если нельзя будет найти пресвитера, а им будет угрожать смерть, то перед диаконом; затем, по возложении руки на них, в знак покаяния да отходят ко Господу с миром, который письменно спрашивали для них мученики. Поддерживайте также своим присутствием и остальную часть падшего народа, утешая и побуждая не оскудевать в вере и не отчаиваться в милосердии Божием; потому что те, которые при кротости, смирении и истинном покаянии пребудут непоколебимы в добрых делах, не будут лишены Божественной помощи и подкрепления и им также преподается Божественное врачевство. Будьте бдительны и в отношении оглашенных: когда они в случае угрожающей опасности и близкой кончины будут умолять о Божественном прощении, да не будет и им отказано в милосердии Господа. Желаю вам, возлюбленнейшие братья, всегда здравствовать я помнить о нас. Приветствуйте моим именем все братство и усердно просите помнить о нас. Прощайте. Письмо павшим Господь наш. Чьи заповеди мы должны с трепетом соблюдать, определяя честь епископского сана и устрояя Церковь, говорит в Евангелии, обращаясь к Петру: «И Я говорю тебе: ты—Петр, и на сем камне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18—19). С тех пор епископы поставляются в преемственности непрерывной, и Церковь устроена так, что она стоит на епископах и вся жизнь ее управляется этими предстоятелями. Так устроено по закону Господню, и я удивляюсь, что некоторые дерзко и безрассудно написали ко мне, обращаясь как бы от имени Церкви, тогда как Церковь стоит на епископах, клире и на всех устоявших в вере.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

На этот вопрос Господь ответил законнику рассказом притчи о милосердном самарянине. «Некоторый человек, — сказал Он, — шел по дороге из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили и ушли, оставив его едва живым. Мимо умирающего прошел священник, а потом левит, но ни тот и ни другой, служители Божий, не оказали несчастному помощи. Но вот на дороге появился еще один путник. Это был самарянин, чужестранец и враг иудеев. Увидев израненного еврея, добрый самарянин сжалился над ним, омыл и перевязал его раны, посадил на своего осла и привез в ближайшее селение; там он поместил его в гостиницу и вообще хорошо о нем позаботился. А на другой день, отправляясь в путь, он оставил больного на попечение хозяину гостиницы, которому дал денег и сказал: «Позаботься о больном; и если издержишь что больше, я, когда возвращусь, отдам Таким образом, помощь, оказанная самарянином, была внимательна, любовна и серьезна, без ожидания какой-либо награды или выгоды. Одним словом, это было действие «милующего сердца». Закончив притчу, Господь спросил блюстителя закона: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Законник ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же». Из этих заключительных слов Христа совершенно ясно, что ближний нам — это всякий нуждающийся в нашей помощи человек. Итак, если в Ветхом Завете для еврея был ближним только еврей, то Христос упраздняет все национальные, расовые, религиозные и политические границы. Во Христе все люди братья, а потому и все ближние, так как все люди — дети Одного Отца Небесного. Проявленное милосердие к любому человеку открывает дверь к братопознанию, а это ведет к Богопознанию. Сострадание и милосердие есть колыбель Божественной любви в сердце человека. Чем ближе сердце человека к брату, тем оно становится ближе к Богу. И наоборот. Эту истину замечательно выразил святой подвижник Авва Дорофей в своем символическом круге. Не любя своего ближнего, нельзя любить Бога и невозможно войти в Царство Отца Небесного. Поэтому, кто прошел мимо страдающего человека, не оказав ему никакой помощи, тот потерял путь в Царство Небесное. Притча о мытаре и фарисее. Лк. 18: 9-14

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Но при этом мы должны иметь в виду, братие, что Милосердный Господь нередко исправляет случающееся с нами зло и обращает к добрым последствиям. Так напр., мы знаем, что когда дети Иакова задумали погубить своего брата Иосифа из ненависти и с этою целью продать его в Египет, в чужую землю, к чужим людям, Господь попустил эту продажу. Но праведный Иосиф не погиб в Египте. Здесь он явился спасителем египтян от голодной смерти, и не только их, но и всей семьи своего отца. Когда случился голод в земле Ханаанской, где жил его отец Иаков, последний, по предложению Иосифа, переселился в Египет и с радостью был принят царем египетским. Таким образом, Господь обратил зло, которое нанесли Иосифу братья, к добру. Это заметил братьям и сам Иосиф по смерти отца своего Иакова. «Вот», говорил он им, «вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» ( Быт.50:20 ). Так Бог направляет зло к добрым последствиям. Это замечено и народом и выражено в известной поговорке: «нет худа без добра». Наконец, рассуждая о постигающих нас несчастьях, мы должны верить, братие, что Милосердный Господь подаст нам помощь к перенесению их и не попустит нам несчастий более, чем мы перенести можем. «Верен Бог», писал Коринфянам апостол Павел, «Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении дает и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10:13 ). Таким образом Сам Господь подаст нам помощь в несчастье, подаст силу к перенесению его. Будем поэтому, братие, верить в Промысл Божий, не будем роптать на Бога, если какое-либо бедствие постигает нас, но будем твердо верить, что Господь направляет все к вашему благу и спасению. Во всех трудных обстоятельствах жизни будем следовать совету св. Давида: Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит ( Пс.36:5 ). Аминь. 1 Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Объясн. Примером двух сыновей апостол показывает, что одно происхождение от Авраама и совершение дел закона Моисеева не спасут. Оба они произошли от семени Авраама, однако спаслись не оба. Назначением различной участи Исаву и Иакову показывается предведение Божие, но не исключается правда Божия, потому что Бог всем желает спасения: Ин.3:16–17 , но не все воспринимают это спасение: Ис.5:4 ; Мф.23:37 ; Евр.3:10 . Еф.1:4–5 . «Так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в Любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей». Объясн. Избрание Божие основано на предведении того, кто будет достоин избрания и кто последует призванию. Посему-то апостол в послании к Римлянам: Рим.8:29–30 , и выражается о Божественном предопределении: «кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего». Разумеется, конечно, избрание и предопределение в воинствующую Церковь или к благодати во Христе, которое зависит от одной бесконечной благодати и милосердия Божия: 2Тим.1:9 , основанной на предведении нравственного состояния людей: Рим.8:29–30 . 2Фес.2:13–14 . «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братья, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа». Объясн. Здесь разумеется избрание или предопределение в воинствующую Церковь или к благодати во Христе, которое (призвание) бывает для обращения людей к вере и добрым делам и зависит от одной бесконечной благости и милосердия Божия: 2Тим.1:9 , основанных на предведении нравственного состояния людей: Рим.8:29–30 , и это призвание относится не к некоторым только людям, которые непременно спасутся, а простирается на весь род человеческий: Ин.12:47–48 ; Еф.1:4 . В других местах тот же апостол, да и всё Писание, свидетельствуют, что благодать Божия простирается на всех людей: Тит.2:11–12 ; 2Пет.3:9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Потому–то наилучшая жизнь называется тварью — по образу Христа; это и значит « по образу Создавшего его », так как и Христос умер не в старости, а Он имел тогда такую красоту, что и выразить нельзя. « Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос » (ст 11). Вот третья похвала этого мужа! Он не различает ни по племени, ни по достоинству, ни по предкам. Он не имеет ничего внешнего и не нуждается в нем. Обрезание и необрезание, раб и свободный, эллин, то есть, пришлец, и иудей, то есть, природный, — все это внешнее. Если ты имеешь только это, то и достигнешь того же, чего достигли другие, имеющие это. « Но все », — говорит, — « и во всем Христос », — то есть, Христос да будет для вас все, — и достоинство, и род, и во всех вас — Он сам. Или же нечто другое говорит, именно: все вы сделались одним Христом, будучи телом Его. « Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные » (ст. 12). Показывает легкость добродетели, чтобы они непрестанно имели ее, и пользовались ею, как величайшим украшением. Увещание (соединено) с похвалой, так как от этого оно получает больше силы. Они были святыми, но не были избранными; а ныне и избранные, и святые, и возлюбленные. « в утробы щедрот ». Не сказал: в милосердие, но гораздо выразительнее, двумя словами. И не сказал: вы должны иметь расположение (друг к другу), как братья, но: как отцы к детям. Чтобы ты не сказал мне, что он ошибся, для этого он прибавил: « в утробы ». И не сказал: в щедроты, — чтобы не унизить их, — но: « В утробы щедрот: в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы » (ст. 12 и 13). Опять говорит по частям; от благости смиренномудрие, а от смиренномудрия долготерпение. « Снисходя », — говорит, — « друг другу », то есть, прощая друг другу. И смотри, как он показал ничтожность этого, назвав « жалобу ». Затем прибавляет: « Как Христос простил вас ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 53. О благоразумном разбойнике. За акафистом Страстям Христовым С разбойником вопием Ти: Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем. Кондак 1й Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Ничто не доставляет «сынам погибели» более острого и гнусного удовольствия, чем страдания праведника. Вот такой сатанинской радостью была охвачена толпа богоубийц-иудеев, окружившая крест, на котором испытывал невыносимые муки безгрешный Спаситель. Охочее до кровавых зрелищ сонмище изощрялось в насмешках, надругательствах над Тем, Кто явился воплощением доброты и милосердия, исцелял больных, утешал несчастных, учил людей любить друг друга. И эти же неблагодарные люди за все благодеяния Сына Божия заплатили Ему злорадным завыванием: Других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий ( Лк.23:35 ). К общему хору голосов ругателей присоединяли свои голоса и два преступника, казнимые рядом с Сыном Человеческим. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его ( Мф.27:44 ). И собственные страдания не смягчали их грубые сердца, закосневшие в насилии и жестокости. Занимаясь своим хищным промыслом, они несли смерть другим и в то же время ежечасно рисковали собственными жизнями. Встретить заслуженную кару адским хохотом – это казалось разбойникам особой доблестью, такова извращенная «нравственность» преступника. Этим несчастным доставляло мрачное удовлетворение видеть, как их участь разделяет невинный, – это было как бы «оправданием» их преступлений: да, они творили зло, но в мире и не было ничего, кроме зла. И вот оба распятых злодея насмехались над единым Безгрешным, а один из них, словно вербуя Его в сообщники, выкрикивал: Если Ты Христос, спаси Себя и нас ( Лк.23:39 ). Превозмогая страшную боль и удушье, распятый Спаситель всматривался в толпу Своих мучителей, тщетно силился заметить хоть в чьих-то глазах проблеск сострадания, искру милосердия. Ему ли нужна была жалость? Еще по пути на Голгофу сказал Господь народу: Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших ( Лк.23:28 ). Сын Человеческий умирал на кресте, чтобы воскреснуть, – а люди с каменными сердцами, радовавшиеся Его мучениям, обрекали себя вечной погибели. И Вселюбящий Сын Божий взмолился с креста к Небесному Отцу: Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ).

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010