Иак.5:10 . В пример перенесения страданий, и долготерпения, и труда, и стойкости возьмите, братья, пророков, которые говорили во имя Господа. Посмотрите, говорит апостол, пророки, которые были настолько святы, настолько далеки от нечестия, что Дух Божий возвещал через них Свои тайны людям, переносили страдания и в страданиях были умерщвлены неверными, как например Захария, Урия и Маккавейские мученики. А в Новом Завете – Иоанн [Креститель], Стефан, Иаков Зеведеев и многие другие. И тем не менее, они предпочли лучше терпеливо перенести такие злострадания, чем сетовать на них. Другие понесли долговременные труды, однако стойко и без ропота, как, например, Ной при постройке ковчега в течение ста лет, Моисей при освобождении народа и сорокалетнем странствии, мужественный Давид в несправедливом изгнании, Иосиф, попавший в рабство по коварству братьев». Пример стойкости и непоколебимости апостол приводит далее, говоря: Иак.5:11 . [Вот, мы прославляем, как блаженных, тех, которые терпели.] Вы слышали о терпении Иова и видели кончину Господа. Из чтения вы знаете, говорит апостол, о тяготах и терпении Иова и о том, что он, по милости Господней, получил вдвое больше того, что коварно уничтожил враг (см. Иов 42:10 ). Вы также видели, присутствуя лично, смерть Господа на Кресте, которую Он покорно принял, а евангельская проповедь возвестила вам о Его славном воскресении и вознесении на небеса. Ибо Господь милосерд и сострадателен, чтобы в настоящей жизни избавить Своих верных от искушений (ср. 2Пет 2:9 ) и прославить их пред всеми людьми за твёрдость веры; либо чтобы втайне увенчать их по смерти и таким образом не лишить их заслуженной награды из-за похвалы у людей (ср. Мф 6:2 ; Рим 2:29 ). Иак.5:12 . Но прежде всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землёй, ни какой другой клятвой. Но да будет слово ваше: “да, да” [и] “нет, нет”. Желание апостола – полностью уничтожить в своих слушателях смертоносный яд языка. Запретив клеветать друг на друга, осуждать ближнего и жаловаться на других (об этих грехах уже было сказано), апостол, чтобы искоренить привычку давать клятвы, упоминает и об этом грехе, который некоторым кажется незначительным. Ведь и для тех, кто со всей серьёзностью относится к словам Господа: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они отчёт в день суда ( Мф 12:36 ), вполне очевидно, что этот грех никоим образом не следует считать маловажным, чтобы вам не подпасть под осуждение. Для того я удерживаю вас от греха клятвы, говорит апостол, чтобы вы, привыкнув клясться для подтверждения истинности, не впали когда-нибудь в клятвопреступление, а своим отказом от принесения клятвы без нужды удалили от себя греха принесения ложной клятвы. Даже тот, кто никогда не нарушает клятвы, но часто клянётся без нужды, заслуживает осуждения. Ведь он согрешает потоками своего празднословия, оскорбляя Судью, Который запретил и пустословие, и клятву. Иак.5:13 . Кто из вас пребывает в печали – пусть молится,

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Ибо Ты – надежда отчаявшихся, и упокоение труждающихся и обремененных беззакониями, и Тебе славу воссылаем со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. По молитве же абие пятый священник вземлет стручец пятый, и омочив и во святый елей, помазует болящаго, глаголя молитву: Отче Святый, Врачу душ и телес: После же молитвы пятый священник берет пятый стручец и, омочив его в святом елее, помазывает болящего, произнося молитву: “Отче святой, врач душ и телес:” ( см. выше ). Диакон: Вонмем. Священник же шестый: Мир всем. Чтец: И духови твоему. Диакон: Премудрость, вонмем. Диакон: Будем внимать. Священник шестой: Мир всем. Хор: И духу твоему. Диакон: Премудрость! Прокимен, глас 6 Помилуй мя, Боже,/по велицей милости Твоей. Стих: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Помилуй меня, Боже,/по великой милости Твоей. Стих: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Пс 50:3А, 12 Диакон: Премудрость. Чтец: К Галатом послания святаго апостола Павла чтение. Диакон: Вонмем. Диакон: Премудрость. Чтец: К Галатам послания святого Апостола Павла чтение. Диакон: Будем внимать. Послание к Галатам, зачало 213 Братие, плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание; на таковых несть закона. А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми. Аще живем духом, духом и да ходим. Не бываим тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще. Братие, аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости; блюдый себе, да не и ты искушен будеши. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов. Братья, плод Духа есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, доброта, верность, кротость, воздержание: против этого нет Закона. Но те, которые принадлежат Христу Иисусу, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем Духом, то по Духу будем и поступать. Не будем тщеславны, поступая друг с другом вызывающе, друг другу завидуя. Братья, если и замечен будет человек в каком-либо согрешении, – вы, духовные, исправляйте его в духе кротости, наблюдая за собой, чтобы и тебе не быть искушенным. Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов. Гал 5:22–26; 6:1–2

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledova...

«Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 5) . Возлюбленные верующие! Архимандрит Клеопа (Илие) Слово Божие полно бесчисленных назиданий. В сегодняшней проповеди мы будем говорить о силе общей молитвы, совершаемой с верою. Ведь, когда мы зажигаем несколько свечей, в темной комнате делается светлее, и как несколько угольков издают больше тепла, так и вера нескольких человек обладает большей силой пред Богом. Эта истина вытекает из многих свидетельств Священного Писания, в том числе из поучения Святого Евангелия, которое читается сегодня. Возьмем, к примеру, слово, сказанное Господом: Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои . Посмотрите, братья мои, Господь не сказал: «видя веру расслабленного», а веру их , то есть тех, кто нес на постели этого расслабленного. Действительно, если бы эти четверо, несшие расслабленного, не имели великой веры, они не стали бы так утруждать себя: ведь они, видя такое множество народа вокруг Спасителя и не имея возможности пробраться к Нему с расслабленным , нашли другой способ поставить его пред Христа. Они разобрали крышу дома, в котором находился Господь, и спустили через нее постель с больным. Потрудившись так, им удалось показать его Спасителю, ибо они имели огромную веру в то, что если Христос увидит его, то сжалится над ним и исцелит его от болезни. По вере своей, твердой и непоколебимой, они получили то, чего ожидали. Ибо видя их веру и усилия, наш Пресвятой и милосердный Спаситель сказал расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои , а потом добавил: встань, возьми постель твою и иди в дом твой (Мк. 2: 5-11). И тот вдруг встал, здоровый, взял свою постель и вышел на глазах у всех, так что все изумились и стали славить Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали (Там же, 12). Вы видите, братья мои, это преславное чудо, совершенное Господом ради веры их, то есть, расслабленного и тех, кто нес его! Но разве только тогда Спаситель совершил преславное чудо ради веры нескольких человек? Нет, воистину нет. Господь Бог и Спас наш Иисус Христос – один и тот же от века и до скончания века: преблагий, милостивый и щедрый к верующим в Него воистину (Пс. 144:18). Ибо мы и сегодня каждый день видим тысячи и тысячи христиан, прибегающих к Нему во всех своих бедах и скорбях.

http://pravoslavie.ru/69179.html

Некоторые воспринимают слова Господа: Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую в буквальном смысле — тебя бьют, а ты терпи. Но речь здесь идет не о физической обиде, а о духовных переживаниях. Евангельские примеры показывают, что Господь и Сам не буквально исполнял Свою заповедь. Вы помните в Святом Евангелии описано, что когда Христа допрашивал первосвященник Анна и один из служителей, стоявших близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? — Господь не подставил другую щеку, а воспротивился злу кротким, вразумляющим вопросом: …если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? ( Ин.18:23 ). И святые апостолы не воспринимали слова Христа в буквальном смысле. Так, апостол Петр поучает: …такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей. Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? ( 1 Пет.2:15; 3, 9-13 ). Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня в Евангельском чтении опять говорилось о любви. Вывод из всего услышанного нами таков: Господь наш Иисус Христос призывает верных последователей Своих возлюбить ближних, не только друзей, но и врагов, и поступать с окружающими людьми так, как ты бы хотел, чтобы с тобой поступали. Спаситель привел и примеры конкретного сопротивления злу добром: …и кто хочет судиться с тобою, и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Не зла, обиды и ненависти, а добра, любви и всепрощения ждет от нас в жизни Господь! И счастлив тот, кто научился уже прощать обидчиков, воздавать добрыми делами и помыслами за злые выпады против христианского милосердия, творимые врагом рода человеческого через слабых верой людей. Счастлив и уподобляется Господу тот, кто возносит молитвы за врагов своих, взывая: Прости им, Боже! Не ведают, что делают. Ведь Господь наш Иисус Христос пришел водворить Царство Божие, в котором не будет тьмы, зла и насилия. Вот почему и мы с вами, братья и сестры, должны свято выполнять Его заповеди, а зло побеждать тем благословенным оружием, которое нам дал Спаситель, Сын Божий — верою, любовью, молитвою, смирением, добром и кротостью сердечной. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Бог так чудно устроил дело спасения нашего, что зло, имея дурную цель и действуя с намерением повредить рабу Божию во времени и вечности, способствует этим его спасению». Аминь.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Но и тут Она после кажущегося суровым ответа: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?... Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его (Мф. 12, 48; Лк. 8, 21),- как бы исчезает, уходит из поля нашего внимания. Пресвятая Дева любила Бога и людей. Потому что любить Бога - значит любить людей и сочувствовать им. Невидимо людской стон доходил до Ее сердца; не только стон, но и малейшую жалобу человеческую слышала Она. Об этом можно судить из того, что рассказано о браке в Кане Галилейской. Именно здесь мы познаем, какое было сердце у Родившей Иисуса Христа. Оно раскрывается перед нами как чудо. Если читать поверхностно, то наше внимание в этом месте Евангелия сосредотачивается на воде, сделавшейся вином. Но если вдуматься глубже, то мы увидим, что на этом браке раскрывается тайна отношений между Богородицей и Господом и Ее будущее предстательство пред Престолом Сына Своего. Инициатива милосердия принадлежит Ей. Она замечает, что на пире недостает вина: вина нет у них (Ин. 2, 3). В этих кратких словах выражена просьба Ее. Однако Христос медлит: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой (Ин. 2, 4). Но Она настаивает. Сама девственница, Пресвятая Дева заботится о свадебном веселии. Затем жалоба сердца Ее находит выражение в молящем взгляде, и с этим взглядом Сын Ее соглашается. Тогда Пречистая с радостью говорит слугам: что скажет Он вам, то сделайте (Ин. 2, 5)! Она умолила Его; как тогда, так и теперь Она все слышит, все видит, всему сострадает. И еще раз, последний в Евангелии, мы видим Богородицу стоящей у Креста, на котором распят Ее Сын. Господь, обращаясь к Иоанну, говорит: се, Матерь твоя (Ин. 19, 27)! Но и тут мы тотчас забываем о Ней, в страхе созерцая Распятого за наши грехи Господа. А Она, Непорочная, в это время стоит у Креста с оружием, которое неоднократно проходило Ее душу. Ничем, нигде не выражает Пресвятая Дева Своих чувств, Она не плачет, не восторгается, как другие жен!ы. Святая Дева была так скромна, так все скрывала в Себе, что и Евангелисты не находили, что сказать о Ней. Читая Евангелие, даже трудно представить себе Ее земное существование, трудно найти Ее в жизни. И при жизни Сына Своего Она была в глубокой тени, и по Вознесении Его осталась в неизвестности. Однако теперь мы знаем, что жизнь Богородицы была лучшая из всех, какие только были на земле. После славного Успения Господь прославил Ее. Токи чудес источаются по милости Пречистой Девы Марии всем, призывающим Ее в молитвах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1461...

Оно научает нас той истине, что Господь Иисус Христос есть Творец всего, Жизнодавец и Питатель наш, и Врач душевный и телесный; Он сотворил и творит в изобилии всякие плоды земные в пищу и наслаждение наше; Он посылает с небес дожди ранние и поздние; Он гремит в круге небесном и страшно осиявает молнией; Он изводит ветры из сокровищ Своих; Им мы живем, движемся и существуем ( Деян.17:28 ). А потому, братья и сестры возлюбленные, пользуясь всякий день различными дарами Божиими, будем благодарны за них Господу и за столь великую Его к нам любовь и столь богатый Его о нас Промысел платить Ему любовью, и, по мере Его к нам щедрот, будем взаимно щедры к ближним нашим. Если так будем поступать, то земля не перестанет произращать изобильно всякие плоды, ибо, по мере плодов любви нашей к Богу и добрых дел, и земля наполнится плодами, и не будет неурожаев и голода или тяжкой дороговизны всех потребностей. Если же будем немилостивы и жестокосердны, то и земля будет жестка под ногами нашими и не даст плода. Ничего от нас, братья и сестры, и не требует более Господь за дары Свои и за любовь Свою к нам, как исполнения нами Его святой воли и взаимной нашей любви. Вседовольному и Всеблаженному что от нас нужно? Ничего. Посмотрите, какое трогательное сострадание являет Господь к народу, пришедшему во множестве слушать сладкое животворное слово Его и исцелиться от недугов своих! Увидев множество народа, говорит евангелист, Господь сжалился над ними и исцелил больных их. He научает ли Он этим и нас всех состраданию друг к другу и милосердию? Да, Он подает нам пример Собою всякой добродетели. Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я ( Ин.13:15 ), говорит Господь, конечно, в пределах возможного. Вы не можете исцелить? Но можете сочувствовать больному, навестить его, утешить его своей любовью, помочь ему, чем и как можете; или можете накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого или купить ему какую-либо одежду и обувь и прочее. Еще нынешнее Евангелие научает нас тому, чтобы мы не сомневались уделять ближнему и из малого, по силе своей: ибо и малое Господь силен умножить, так что «дающий нищему не обеднеет» ( Притч.28:27 ). Апостолы имели только пять хлебов и две рыбы, и думали, что не стоит и делить такую малость на столь великое множество народа. А эта малость сделалась великим множеством; все ели и насытились, да еще и осталось в сорок раз больше того, сколько было.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Петр и Павел: как братья от одного Отца И почему апостолы не увидели друг в друге противников 12 июля, 2017 И почему апостолы не увидели друг в друге противников Почему в послании Петра нет никаких секретов и чудес, чему он просит нас покоряться и как апостолы смогли признать власть друг друга – размышляет священник Константин Камышанов. Вместо тайны – абсолютное подчинение Священник Константин Камышанов Кто не слышал о том, как апостол Петр ходил по воде, обрушил летающего колдуна, видел славу Господню на Фаворе и вечерял с Христом? Кто не знает о том, как Иисус умыл ему ноги и как Петр предал Христа, а потом умер за Него на кресте вверх ногами? Зная такие великие подвиги апостола, можно было бы ожидать от Петра раскрытия его секретов. Берем в руки его Послание и недоумеваем: там нет никакого секрета хождения по водам и как своей тенью исцелять больных. Более того, написано поразительно мало. Человек, который провел с Христом три года, ел и пил с Ним, беседовал, был свидетелем бесчисленных чудес, не посчитал уместным рассказать о каждом дне с Христом, о каждой беседе и каждом чуде. А вместо того мы читаем в послании то, что и так всем понятно: любить Бога, исполнять заповеди, молиться, поститься, и наставления пастырям!!! Это и все? Но ведь это и до Петра все было известно: чти Бога, соблюдай заповеди, имей страх Божий, питай священников и будь милосерд. Прочтем послание еще раз и выделим места, которые обозначены словом «итак». Под ними краткий итог больших смысловых блоков. В них кредо апостола. Итак , отложите злобу и станьте домом духа. Итак, проводите чистую жизнь среди язычников, чтобы и они, видя ваши добрые дела, прославили Господа. Итак, …а это третье «итак» есть нечто совершенно неудобоваримое для современников. Скажи сегодня такие слова настоятель столичного храма, его тут же ославят на всю вселенную, оскорбят и окатят презрением: Б удьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, – как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.

http://pravmir.ru/petr-i-pavel-kak-braty...

По возвращении в Египет, в душе братьев Иосифа зародилось недостойное подозрение. А что если, думалось им, теперь, когда отец их умер, Иосиф вздумает отомстить им за то зло, которое он некогда получил от них? Но они мало знали сердце своего великого брата и мало оценивали его побуждения. Чтобы предупредить предполагаемое мщение, они даже послали сказать Иосифу: «отец твой перед смертью своею завещал, говоря: так скажите Иосифу: прости братьям вину и грех их, так как они сделали тебе зло, и ныне прости вины рабов Бога отца твоего». Но Иосифа крайне огорчило и то, что в душу его братьев запало такое подозрение. Услышав эту весть, Иосиф горько заплакал, и когда пришедшие к нему братья пали пред ним на землю, как бы предоставляя себя на его полное милосердие, Иосиф, с братскою дружбою, сказал им: «не бойтесь, ибо я боюсь Бога. Вот, вы умышляли против меня зло. Но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей. Итак не бойтесь, я буду питать вас и детей ваших». И затем братскою беседою он совершенно рассеял их мрачные сомнения и успокоил их. О последующей жизни Иосифа мало сообщается в библейском повествовании. Говорится только, что он прожил еще 54 года и имел утешение видеть внуков и правнуков, которых он любил и лелеял, как это естественно глубоким старцам, угасающая жизнь которых как бы воспламеняется вновь при виде юной жизни их потомков. До конца верный обетованию, переданному от отцов, Иосиф не увлекался никакими особенными мечтаниями об упрочении своего благосостояния в Египте, где он пользовался во все время необычайными почестями и славою, а и на смертном одре обращал свои взоры к земле отцов своих. Его последним завещанием было то же, что было и последним завещанием его отца, именно, чтобы братья вынесли кости его из Египта, когда Бог вновь выведет их в Ханаан. Он таким образом отрекался от Египта и избирал себе долю Израиля, отказывался от настоящего, чтобы стремиться к будущему. Это был по истине великий подвиг веры, достойный подвига его отцов. «И умер Иосиф ста десяти лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Под откормленным теленком следует понимать Самого Иисуса Христа, Который отдал Себя на заклание ради очищения грешников от греха. Покаялся Петр, который трижды отрекся от Господа и плакал горько в покаянии ( Мф.26:75 ). Покаялся Павел, который жестоко гнал Церковь апостольскую, покаялся, опомнился, крестился, просветился и стал великим апостолом Христа, положившим даже душу свою за Господа своего. Если бы не оставил нам благой Господь покаяние для спасения, кто бы мог спастись? Без покаяния и двенадцать апостолов не спаслись бы, что же говорить о других рабах и слугах. Поэтому, братья, примите покаяние как спасительное лекарство, которое исцеляет от всякого падения, всякой немощи, всякого колебания. И если согрешит кто-нибудь из вас, то вы, кто сильнее в вере, будьте врачами им, а не судьями, пропишите им лекарство, святое покаяние, которое оставил Господь для спасения грешников. И никто да не стыдится покаяния, ибо такой стыд – безумие, тот, кто стыдится покаянно воскликнуть Господу: «Прости, Отче!» – и людям: «Простите, братья», тот стыдится жизни вечной. А кто стыдится жизни вечной, тот стыдится Самого Господа, Дарителя и Властителя жизни вечной. Кто постыдится Господа, того и Господь постыдится на небесах в День судный пред всеми Своими святыми Ангелами. Могут ли грешники покаяться после смерти? Не могут. Только на этом свете людям дан выбор или быть рабами Христовыми, или слугами сатаны. После смерти каждый будет рядом с тем, кого избрал при жизни. Господь Иисус Христос сказал Своим рабам: Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет ( Ин.12:26 ). Слышали вы из светлейших уст и такое слово: Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках ( Лк.15:7 ). Видите ли вы, как небеса радуются тому, чему радуется всякое чистое сердце и на земле! Се Господь и делами свидетельствовал эту небесную радость о кающейся грешной душе. Вот пример. Некто из фарисеев позвал Господа на трапезу ( Лк.7:36 ). И милосердный Господь принял приглашение, не заботясь о том, что Ему придется перешагнуть порог дома грешника. Хозяин позвал избранных людей, он причислял к ним и себя. Он причислял к избранным и праведным тех, кто исполнял внешние законы и кого было трудно уличить в преступлении. Этот хозяин ни за что не позволил бы, чтобы какая-нибудь грешная душа появилась в тот момент в его доме. И внешне все было благополучно, и трапеза шла обычным порядком.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Почему же он внушал им страх теми событиями, а не напоминал о словах Христовых? Он мог бы сказать им: не хочу оставить вас, братья, в неведении, какие Христос дал заповеди касательно тех, которые имеют веру, но не показывают хорошей жизни; даже и тех людей, которые совершали чудеса и пророчествовали, Он лишил Царства Небесного, сказав: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф.7:22–23 ). И дев Он не укоряет за веру и образ мыслей, а за нечестивую жизнь, бесчеловечие и жестокосердие, заключает от них брачный чертог; и одетого в нечистые одежды Он изверг связанным не за то, что тот не держался правого учения, но за то, что вел порочную и нечистую жизнь; и тех, которых Он повелел ввергнуть в огонь, уготованный дьяволу и ангелам его, отослал туда не за то, что они отпали от веры, но за то, что никому никогда не оказывали милосердия. Обо всем этом и подобном апостол мог бы напомнить им и сказать: не хочу оставить вас, братья, в неведении, что все эти получили крещение, были причастниками Таинств, показали много веры и имели совершенные познания; но так как они не вели жизни согласной с верой, то и лишены Царства и преданы огню. Почему же он не сказал этого, но, оставив все это, сказал так: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком», – напоминает им о том, что случалось при Моисее, умолчав о том, что относится к благодати? Не напрасно и не без какой-нибудь причины он делает это, потому что он был исполнен великой мудрости. Почему же и для чего? По двум причинам: желая сильнее тронуть их и вместе показать, что Ветхий Завет имеет великое сродство с Новым. Многие из людей не верят в геенну, не признают будущего наказания и думают, что Бог угрожает червем неумирающим, огнем неугасающим, тьмой кромешной только для страха и вразумления; но и они не могут не верить прошедшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010