С Божьей помощью напомним себе, дорогие братья и сестры, отрывок из евангельского зачала, который читается на утрене Великого Понедельника: «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите…» (Мф. 21:18–22).      Почему Церковь изо всего обширного текста Святого Евангелия избирает именно тему проклятия бесплодной смоковницы для Великого Понедельника Страстной Седмицы – этого Великого поста в Великом посте, еще более серьезном углублении в пост – в последние дни земной жизни Христа? Господь предупреждает нас о том, чтобы мы – наши души и сердца – не стали подобны бесплодной смоковнице. Это живое дерево с зелеными листьями. Но на нем нет плодов. И после внимательного рассмотрения Богом ее жизнедеятельности в мире оно подвергается проклятию. Потому что в сущности оно живет и растет зря, на нем нет плодов. Оно бесполезно и мертво. Точно таким же может быть и человек: очень красивым и сильным, популярным, обладать деньгами и властью, но не иметь в себе плода духовной жизни – молитвы, поста, покаяния, участия в Таинствах Церковных и вообще в богослужениях, творения добрых дел милосердия, жертвенной служащей Богу и другим людям любви. Этой бесплодной смоковницей может оказаться каждым из нас. Господь, точно так же, как и в случае с этим южным деревом, алчет, т. е. хочет есть в превосходной сильной степени. Он алчет от нас любви, богообщения, богосыновства. Он ждет от нас милосердия и добра. И внимательно рассматривает нашу жизнь, каждый ее случай, подобно тому, как Господь наш Иисус Христос внимательно рассматривал веточки смоковницы. Зачем рассматривал? Чтобы пощадить. Чтобы найти хотя бы плод. Но не находит. И происходит проклятие. И смерть живого существа. Что значит это проклятие? Бог не увидел в смоковнице или в душе Своего подобия – исполнения заповедей Господних, любви прощающей, добра и милосердия. Он не нашел возможности поселиться в таком человеке, соделать его обиталищем Святого Духа. Ибо человек сам отверг Его. Не захотел соединиться с Ним. И для такого человека наступает духовная смерть прежде всего из-за порабощения бессмертной человеческой души материальным (как писали афонские монахи в одном из своих писем, «рога выглядывают из карманов и кошелька»). Ведь жизнь – это Бог. Он – единственный источник жизни во Вселенной. Но такой человек добровольно отверг Его. И тем самым умер. Обрек сам себя на медленное увядание.

http://pravoslavie.ru/102598.html

То есть Христа. Христос не приходил в старость, но всегда был так прекрасен, что и сказать нельзя, прекраснее сынов человеческих (Пс. 44:3). Ибо не сотворил греха, который старит и растлевает. И мы, созданные Им по образу Его, должны отсекать от себя всякое греховное растление и старение. Создание разумеет апостол и то, которое бывает в крещении, и то, которое бывает от прекрасного образа жизни. Где нет ни Еллина, ни Иудея. Где нет ни Еллина, ни Иудея. То есть прозелита и иудея из знатного рода. Ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Вот и еще похвальное отличие нового во Христе человека, что в нем не берется во внимание ничто внешнее: ни род, ни достоинство, ни предки, но что Христос есть черта отличия его, характер его. Во всех, по духу истинно добродетельной жизни образовавшихся, все есть Христос, то есть и род, и достоинство. Или иначе можно сказать, — все вы — один Христос, будучи телом Его. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные. Этим словом показывает легкость добродетели: ибо как легко надеваем одежду, так удобно может воспринять и добродетель, но добродетель должно иметь непрестанно, и пользоваться ею, как величайшим украшением: не имеющий ее безобразен. Увещание соединено с похвалой, и чрезмерной. Ибо были, говорит, святые, но не избранные и не возлюбленные, а вы все это имеете. В милосердие. В милосердие. Не сказал: облекитесь в сострадание, но в милосердие. Это для того, чтобы не унизить тех, которые достойны сожаления, а вместе с тем и показать, что снисходить к ним нужно по внутреннему расположению, не так, как братья к братьям, а как отцы к детям. Для того чтобы ты не сказал, что брат согрешил, апостол и говорит: требую от тебя вседушного милосердия — σπλγχνα. Благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение. Благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Участникам форума " Милосердие " декабря 2018 Организаторам и участникам V Санкт-Петербургского форума " Милосердие " Уважаемые организаторы и участники, дорогие братья и сестры! От всего сердца приветствую вас на форуме, цель которого - привлечение молодежи к социальному служению. Совершение дел милосердия - живое выражение христианской любви к ближнему, основы церковного мироздания. Апостол Иоанн Богослов пишет: " Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною " (1 Ин. 3:16, 18). Помощь ближнему - это исполнение заповеди, данной Господом в Евангелии. Проповедуя во время Своего земного служения, Он питал алчущих, исцелял больных, воскрешал мертвых. Христос совершал чудеса не только по молитвам страждущих, но по Своему великому милосердию к роду человеческому. Так же и мы должны идти к людям и помогать - может быть, еще до того, как они нас об этом попросят. На VIII Общецерковном съезде по социальному служению, который состоялся в октябре этого года, Святейший Патриарх Кирилл обозначил приоритетным направлением социальной церковной деятельности профилактику абортов и помощь женщинам в кризисной ситуации. Несовершеннолетние и одинокие мамы, выпускницы детских домов, семьи мигрантов, многодетные женщины - все они должны быть в поле нашего первоочередного внимания. Желаю вам, дорогие участники форума, Божиего благословения и плодотворной работы. Соборно, совместными усилиями Церкви, государственных властей, благотворительных фондов, волонтеров мы найдем эффективные методы помощи нуждающимся и сможем привлечь соотечественников к делу служения ближнему. ВАРСОНОФИЙ, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский 12 декабря 2018 г. Поделиться Разделы Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/docs/uchastnika...

110 . Тогда он подошел к брату, который нерадив, и сказал ему: «Вот я вижу тебя, что ты страдаешь и близок к смерти. Что ты думаешь о себе?». Ответил брат: «Поверь мне, мой отец, что я не выполнял ни одной заповеди твоей, и не знаю, каким образом я оправдаюсь». 111 . Тогда он подошел к месту брата праведного. А он не был сильно отягощен болезнью. Он спросил его, говоря: «Что ты думаешь? Если Господь посетит тебя, ты уверен, что обретешь милосердие?». Ответил этот, говоря: «Поверь мне, мой отец святой, что я старался соблюсти все твои заповеди, но да будет милосердие у Бога, (а) что встретит меня, я не знаю». Сказал мой отец ему: «Хорошо». 112 . И после этого брат усердный скончался и пошел к Господу. Тот же, который нерадив, поправился от своей болезни. Но он по-прежнему был нерадивым, и наш отец апа Шенуте скорбел за него. 113 . Случилось, что братья покрывали землей ток для расстилания хлеба 175 , и некоторые из братьев носили землю, причем с ними (был) брат нерадивый, который исцелился от болезни, и он ходил медленно с корзиной земли, будучи ленивым, в рассеянности, развязности и небрежности. Поднялся же в гневе наш отец-старец, схватил его, поверг на землю, причем корзина с землей была на нем, и сказал ему таким образом: «Тебе недостаточно, что я отдал брата усердного за тебя? Я сделал так, чтобы ты был возвращен назад (к жизни), желая, чтобы ты покаялся! И вот опять ты не опомнился от своих скверных дел!». Брат же поднялся и поклонился нашему отцу, говоря: «Прости меня!». 114 . Затем он направил свой путь к покаянию с великим усердием, и воздыханиями, и слезами до истечения месяца. А по истечении месяца он заболел смертельно, и наш отец святой апа Шенуте пошел к нему, чтобы посетить его, и стоял возле него, пока он не скончался. Тогда сказал братьям наш отец: «Вот брат пошел к Господу сегодня; нет никаких грехов в его жизни». 115 . Случилось однажды, что наш Господь Иисус Христос пришел к нашему отцу апе Шенуте и заговорил с ним, говоря таким образом: «Твои собратья, которые в пустыне, пожелали видеть твоих детей, и вот они придут к тебе этой ночью». И сказав это, Он удалился.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

1. Слово в неделю шестую по Пятидесятнице Чадо, отпущаются ти греси твои ( Мф.9:2 ). Сегодня читано было Евангелие от Матфея об исцелении Господом расслабленного, принесенного на постели. Оно читается так: «В то время прибыл Иисус в Капернаум. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» ( Мф.9:1–8 ). На этом оканчивается Евангелие. И в нынешнем чтении Евангельском повествуется о милосердии нашего общего Спасителя к несчастному человеку, и в Евангелии прошедшего воскресного дня говорено было тоже о милосердии Его; тогда говорилось об исцелении бесноватых, ужасно страдавших от злых духов, а ныне говорится об исцелении расслабленного; там причиной беды и несчастья были грехи, как видно из нравоучения Иисуса Христа исцеленному при овчей купальне больному: «се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет» ( Ин.5:14 ). И здесь причиной расслабления членов телесных и самой души были грехи; ибо Врач душ и телес говорит больному: «чадо! прощаются тебе грехи твои». Все Евангелие, возлюбленные братья и сестры, наполнено повествованием о чудесных делах милосердия Господа Иисуса Христа к бедствующим и заблуждающимся человекам; и там же повсюду возвещается, что главной причиной почти всех болезней, бед и несчастий с людьми бывают грехи, – это величайшее зло, несчастье рода человеческого, этот ужасный корень всех зол и самого великого зла – смерти временной и вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

21 ст. ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Итак, все жившие по плоти и творящие дела плоти, как я и раньше говорил и теперь говорю, Царствия Божия не наследуют. 22 ст. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 ст. кротость, воздержание. На таковых нет закона. В противоположность людям, живущим по плоти, христиане, живущие по духу, и дела начинают творить иные. Так, у них плодом жизни по духу являются: самоотверженная любовь к ближним и беспредельная любовь к Богу; радость о познании божественной истины и об обретении пути ко спасению; мир, т. е. умиротворение своей совести, мир с Богом и людьми; долготерпение, т. е. благодушное, терпеливое перенесение разного рода бед и напастей; благость – мягкое, сердечное отношение ко всем; милосердие – участливое, сопровождающееся делами любви, отношение к другим; вера, т. е. вера не на словах только, а живая и деятельная; кротость – смирение, когда человек ни на кого не ропщет; воздержание, т. е. удаление от худых мыслей, чувств, желаний, поступков и действий. При таких добродетелях христианам нужен ли закон? На таковых, говорит апостол, нет закона. 24 ст. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Итак, кто уверовал во Христа, привился к Нему, как ветвь к дереву, стал едино с Ним, тот распинает плоть свою со страстями и похотями, т. е. отказывается от угождения плоти, от прежней греховной жизни, отрицается сатаны и всех дел его, т. е. которые принадлежат Христу, те и живут по духу. 25 ст. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. 26 ст. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Итак, если желаете жить по духу, то по духу и поступайте, т. е. творите дела любви к Богу и ближним. Укрепившись в жизни по духу, не будем своим превосходством тщеславиться пред другими, дабы не возбудить вражды или зависти в других. Глава 6-я 1 ст. Братья! если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собой, чтобы не быт искушенным. Так как несомненно, что некоторые, из Галатов были увлечены лжеучителями и не отдавали себе ясного отчета в том, что они делают, то относительно всех таких заблуждающихся апостол просит всех оставшихся твердыми и непоколебимыми в вере и в частности тех, кому поручено пасти стадо Божие, чтобы они исправляли заблуждающихся в духе кротости, не были особенно суровыми к ним, потому что со всяким и из них (духовных) это может случиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

    Диакон — ектению (стр. 58).     Священник: «Всеблагой, Человеколюбивый, Милосердный и Многомилостивый Господи, щедрый милостью и обильный любовью, Отец щедрот и Бог всякого утешения, даровавший нам через святых Твоих Апостолов силу исцелять елеем и молитвою человеческие немощи! Ты Сам сделай и этот елей для исцеления, освобождения от всякой болезни и язвы и для избавления от зла всем, помазывающимся в ожидании от Тебя спасения. О, Владыка, Господи Боже наш, молимся Тебе, Всесильный, спаси и освяти всех нас, как Единственный Врач душ и тел наших. Ты, исцеляющий всякую болезнь, исцели, Милосердный, и Твоего раба (имя) и, по Своей милости, восстанови его с одра болезни, посети его Твоей благодатью и щедротами, удали от него всякую болезнь и немощь, чтобы он, восстановленный Твоей могущественной рукой, за все благодаря, служил Тебе, а мы, удостоившись познать теперь Твое неизъяснимое человеколюбие, воспевали и прославляли Тебя, совершающего великое и чудесное, славное и непостижимое. Ибо в Твоей власти миловать и спасать нас, Боже наш, и Тебе мы воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».     Четвертый священник помазывает св. елеем больного, произнося молитву: «Небесный Святой Отец...» (стр. 60).     Прокимен 5 Апостола, 5 гл.: «Ты, Господи, сохранишь нас и соблюдешь от этого рода и вовек».     Стих: «Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного» (Пс. 11:8, 2).    Аллилуйя 5 гл. Стих: «Милости Твои, Господи, буду воспевать вечно» (Пс. 88:2).     Чтение из послания Святого Апостола Павла к Коринфянам: «Братья, мы не хотим оставить вас в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии; потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет; и на Которого надеемся, что и еще избавит, при содействии и вашей молитвы за нас, чтобы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» (2Кор.1:8-11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3849...

Аминь! Беда… опять не знаю, как начать, Как подойти, поднять глаза, сказать, До края ризы дотянуться словом Того, Кто некогда, взглянув, единым взором Толпу окинул всю (что шла за Ним повсюду), И произнес Своим ученикам: «Я чую Коснулся некто, сила вышла от Меня». И тотчас бедная к ногам Его жена Припала… Мне же как припасть, Чтоб пересох поток греха, чтоб страсть Уже не уводила от Тебя, Чтоб не было б ни месяца, ни дня, Когда бы мой с Твоим не повстречался б взор, Когда бы снят бы был с меня позор Словами, кои иссушили ток жены: «Вера твоя – спасла тебя… Иди!» Притча о милосердном самарянине Дорогие братья и сестры! Сегодня мы читали, как некий законник подходит ко Христу и спрашивает Его: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» ( Лк. 10:25 ). И Господь отвечает ему: «А в Законе, что написано?» ( Лк. 10:26 ). Но Закон большой – это Тора, т.е. целых пять книг, составленных Моисеем. Евреи насчитывали в них более 600 заповедей и законник из всего этого множества выбирает только две самые главные, то что составляет саму сердцевину Закона: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» ( Лк. 10:27 ). И Иисус похвалил законника и сказал: «Правильно ты отвечал, так поступай, и будешь жить» ( Лк. 10:28 ). В другом месте Господь и Сам говорит, что именно на этих двух заповедях: о любви к Богу ( Втор. 6:5 ) и о любви к ближнему ( Лев. 19:18 ) – висит весь Закон и Пророки, что все Писание есть единый призыв к любви к Богу и к людям. Но законник (на то он и законник), желая оправдаться, хочет показать, что не все так просто, и начинает придираться к словам. Он спрашивает Иисуса: «А кто мой ближний?» ( Лк. 10:29 ). Он как бы хочет сказать: «Очерти круг тех людей, на который распространяется заповедь о любви. Кто это – мои родственники, или шире: единоплеменники, единоверцы? Где та черта, которая отделяет близких от неблизких?». И Господь отвечает ему притчей о милосердном самарянине. Один человек шел из Иерусалима в Иерихон, попал в руки разбойников. Те его ограбили, раздели, избили и оставили лежать едва живым при дороге. Его единоплеменники: и священник, и левит – прошли мимо, и только самарянин (который был хуже, чем чужак, потому что между евреями и самарянами была непрекращающееся вражда), сжалившись, позаботился о несчастном: возлил на его раны масло и вино, посадил на своего осла, отвез на постоялый двор и, взяв на себя все расходы, заплатил хозяину двора.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

В чем же причина такой резкой перемены? Там Господь требует смерти, а здесь ругает того, кто пытается соблюсти субботний покой. Причем, делал Он это неоднократно и в отношении других, так что блюстители закона вывели даже заключение, что не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы ( Ин. 9:16 ). Однако, Господь в свое оправдание говорил таковым: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон... не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф. 5:17 ). Чтобы разобраться во всем этом, необходимо исследовать, в чем заключалось, по мнению фарисейскому, хранение субботы и соответствовало ли это мнение Божьему замыслу об ее установлении? При буквальном прочтении кажется, что заповедь о субботе запрещает всякий вид деятельности в воспоминание того, что Бог почил в день седьмый от всех дел Своих ( Быт. 2:2 ). Но давайте ответим себе на вопрос, действительно ли Божья суббота выражает идею прекращения всякого вида деятельности Бога или же имеет в виду прекращения лишь всех тех дел, которые были связаны с творением мира? Очевидно, что речь идет лишь о прекращении определенного вида дел, а не вообще всех, таких, например, как дела Божественного промышления, искупления и т.п. Следовательно, и тот покой, который иудеи должны были соблюдать в суббо­ту, состоял вовсе не в полном прекращении всякой деятельности, а лишь в перемене повседневных дел на дела иного рода. Исходя из этого судите сами, кто был более прав, те, которые в период восстания Маттафии отказались сражаться по субботам и погибли, боясь нарушить заповедь Божию, или те, которые решили сражаться и в день субботний, дабы не умереть, как умерли братья их, пытавшиеся соблюдать закон о субботе слишком буквально ( 1Мак. 2:36–41 )!? И это не единственный пример того, как различно иудеи могли трактовать заповедь о покое. С одной стороны, они возмущались поведением тех, кто, проходя засеянными полями в субботу, срывали колосья и ели, растирая руками ( Мк. 2:24 ), а с другой, спокойно допускали вполне себе житейский труд в виду угрозы ущерба личного имущества. На это даже указывал Господь, говоря, как о чем-то само собой разумеющемся, что если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу ( Лк. 14:5 )? И чтобы подчеркнуть именно имущественный мотив, руководивший данным послаблением, Господь уточняет, что овца у такого хозяина была всего лишь одна ( Мф 12:11 ). Если же кто-то усомниться в этом и скажет, что фарисеи допускали послабление не из корыстного расчета, а из милосердия, тогда почему они же запрещали врачевать в субботу ( Лук. 14:3 )? Неужели человек менее достоин милосердия, нежели овца ( Мф. 12:12 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Видя, что Авраам справедливо ответил ему на его первую просьбу, грешник теперь вопиет, умоляя о другом: Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения . Откуда у него внезапно взялось такое милосердие к другим людям и такая забота о спасении других? Нет, это не милосердие, но еще один влажный перст, о котором он просит, чтобы его прикосновением облегчить свои муки. Этим он открывает особый свой грех: соблазнение других. Итак, он попал в пекло не потому только, что был жестокосерд к Лазарю, но и потому, что легкомысленной жизнью подал пример своим братьям, и тем и их погубил, проложив им дорогу в ад. А соблазн есть страшный грех: поскользнуться самому и увлечь за собой других значит заслужить несравненно более тяжкое осуждение, чем человек, который лишь сам поскользнулся. Послушайте, какие страшные слова сказал Сам Господь о том, через кого приходят соблазны. Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих (Лк.17:1-2). А, судя по всему, братья этого богача были младше его. Поэтому он прежде всего хотел бы, чтобы Лазарь пришел к нему и простил его; а затем - искупить свой грех перед своими братьями. Тогда бы пламя его утихло и муки уменьшились. Таким образом, он обращается с этой просьбой к Аврааму не столько ради своих братьев, сколько ради себя самого. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят . Итак, и другую просьбу богача Авраам также не может исполнить. Он приводит веские и убедительные доводы, почему. Зачем посылать Лазаря на землю с напоминанием людям, что их ждет после смерти, когда через Моисея и пророков им ясно сказано, что нужно делать для спасения? Многие тысячи других людей спаслись не свидетельством мертвых, но свидетельством живых.

http://pravoslavie.ru/41730.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010