1. Старец возлюбленному Гаию которого я люблю по (ν) истине (ср. 2Ин. 1:1 ). Кто быль Гаий, не известно. Но, во всяком случае, он имел большое значение в церкви, где он жил, и находился в очень близких личных отношениях к ап. Иоанну, на что указывает и обращение к нему апостола: возлюбленному, которого я люблю по истине. Он имел, по-видимому, свой большой дом, в котором мог принимать христианских странников и благовестников и таким образом участвовал и в общей жизни церкви Христовой. 2. Уведомление Гаия апостолом о своей радости и скорби 2–10 ст. 2. Возлюбленный! молюсь, чтобы ты во всём преуспевал 692 и здравствовал, как преуспевает душа твоя в совершенствовании в богоподобии. 3. Я 693 весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали истину твоей христианской жизни, согласно с тем, как 694 ты ходишь в истине. 4. Я не имею радости большей того 695 , как слышать, что дети мои (ср. 1Ин. 2:1 ) ходят в истине. 5. Возлюбленный! ты делаешь то, что вверено 696 тебе соответственно твоему званию, если что сделал (Рус.: делаешь) 697 для братьев во Христе, и притом (κα τοτο) странников 698 , взявших на себя обязанность проповедовать слово Христа не слыхавшим его. 6. Они засвидетельствовали пред церковью, в общем собрании верующих 699 , о твоей любви. Ты хорошо сделаешь, если (и теперь) отпустишь 700 их достойно Бога, снабдив их, чем они нуждаются для дальнейшего пути. 7. Ибо они ради имени (И. Христа) 701 для распространения веры в Иисуса Христа, Сына Божьего, Спасителя мира, пошли, не взимая ничего (ничтоже приемлюще) от язычников 702 , но подобно ап. Павлу, доставляя себе всё потребное для жизни трудами рук своих, почему они тем более нуждаются в братской христианской помощи на дорогу 703 . 8. Мы, таким образом заключает апостол первую половину послания, должны, нравственно обязаны, поддерживать 704 таковых, чтобы сделаться сотрудниками их в деле распространения истины 705 . Далее апостол сообщает Гаию о своей скорби о непорядках в церкви. 9. Я написал нечто 706 церкви, сообщает апостол случай из раннейшего посещения названными братиями церкви, также с письмом апостола, – но любящий первенствовать над членами церкви 707 Диотреф из честолюбия и властолюбия не принял 708 нас, не дал никакого значения нашему посланию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Это открывает нам еще один признак вечной жизни, столь же существенный и необходимый, как и Богообщение. Мы знаем, – говорит святой Иоанн Богослов, – что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей ( 1Ин. 3:14–15 ). Второй признак человека, живущего вечной жизнию, и состоит, следовательно, в том, что он любит братьев, любит подобных ему людей. Уместность и необходимость этого признака понятна сама собою. Если мы поставим на первый план только общность стремлений всего множества личностей, то и в этом случае необходимо придем к их, так сказать, метафизическому единству в жизни вечной. Живя в общении с Единым Богом, мы необходимо должны быть и в общении между собой, – Бог является как бы связующим элементом между нами. Но подобное общение не будет еще жизнью и едва-едва превосходит просто единство созерцания, которым взаимообщение не всегда и необходимо предполагается. Не дает этой истинной общей жизни и одно подобосущие всех тварей, стремящихся к Богу и соединенных с Ним. Это подобосущие, конечно, составляет один из самых существенных факторов взаимообщения, но этот факт не имеет принудительной силы и поэтому способен действовать только в качестве вспомогательного фактора при другом более действенном. Доказательства этому – в истории человечества, где единство природы хотя и возглашалось постоянно, но не мешало тем не менее людям образовывать из себя отдельные союзы, взаимно враждебные и взаимно вредящие, каковы государства, и в государствах – сословия, ассоциации и пр. Все дело в том, в чем это Богообщение и это подобосущие. А это Богообщение, как мы видели, есть любовь к Богу ради Него Самого, без всякой мысли о себе. Можно любить Бога только как свое высочайшее благо, только как конец своих стремлений. Такая любовь несомненно сводит к единству всех любящих и таким образом укрепляет два помянутые выше мотива любви, но и она не дает необходимо общение любящих, потому что связана с мыслию о себе. Раз достигнуто мое благо, этим заканчивается все, – я могу любить и своих единомышленников, но только потому, что их общение в одном со мною благе не лишает меня пользования им, не уменьшает моего блаженства. Очевидно, такая любовь к братьям не есть любовь, а только не ненависть, и причина, почему нет ненависти, – не во мне и не в моем настроении, а только в безграничности, неисчерпаемости того блага, которым мы все пользуемся, причина, следовательно, только внешняя и, с точки зрения моего внутреннего настроения, совершенно случайная.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

он перед Богом, потому что один из всех сохранил первообраз и в дни своего царствования охранял от вражеских наветов достояние своих предков. Он царствовал не только над людьми, но и над страстями; думаю, что тот не согрешит, кто его и в молитвах призовет. Жезл правления над людьми своего от века наследственного царства и всю верховную власть еще при своей жизни он отдал Борису 941 , который вскоре со всем лукавством похитил и престол его; этот же благочестивый царь Федор не оставил после себя миру благородного наследника – потомка, но благочестивые семена, сжав внутри себя, умертвил, потому что так было о нас суждено Богом. Добрым царствованием богоугодного своего правления он окончил и запечатал существование своего рода. Увы, он был таков после своего отца, как всемирная свеча, зажженная для нас, или последняя пресветлая звезда, вскоре по Божьему попущению погашенная в этой жизни нанесенными вражеским старанием ветрами, – она была благодатью светло зажжена для его царства во время его жизни и навеки. Он был тезкой по имени богозрителю Иеремии 942 , который был освящен еще во чреве до того как был спеленан, – он (Федор) произвел в дни своей жизни от своих чресл одну дочь, не оставшуюся в живых 943 , но, однако, тогда по поводу ее рождения у людей была большая радость, и ради любви к отцу и приязни к нему его подданных ее стали считать наследницей. Имел он у себя и брата от одного отца по плоти, по имени же и по естеству – от другой матери 944 , но злой раб, которого враг (дьявол) ранил властолюбием 945 , не дал мальчику войти в возраст. Он, как поросли, выросшей из корня, не допустил ему подняться в высоту и дать добрый плод и срезал серпом смерти, как несозрелый и высокородный колос 946 , подражая Ироду; этим убийца издалека готовил путь к выполнению своего желания. Увы! Общей кончиной этих двух братьев после их смерти был прерван род и весь благородный корень российских властителей! После же этих начали возводить на верх царства рабов – людей из среды бояр (членов синклита), но по-разному, одного так, другого – иначе: среди них первый – Борис, потом Расстрига 947 и те, кто за ними, чья дерзость была совсем бесстыдна и воцарение странно 948 ; из-за них и земля, не терпя (этого), столько лет даже до настоящего времени смущаемая из-за царя, колеблется неустанно, о чем подробно и ясно будет рассказано в подобающих местах (людьми), способными на это, а не нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Благородные стремления братьев Гракхов не увенчались успехом. Чем легче сделался ввоз заграничного хлеба, тем быстрее и естественнее последовало падение цен, и тем труднее сделалась для крестьян борьба за существование. Следствием этого было постепенное исчезновение крестьянства, и их хозяйства стали переходить в руки богатых всадников и у них превращаться в огромные имения (латифундии) и обрабатываться при помощи рабского дешевого труда. Императорское время сопровождалось неожиданным падением мировой торговли, которая естественно была неразрывно связана с индустрией и способствовала её процветанию. Вследствие этого подверглись угрозе мелкие ремесленники в городах. Во всяком случае, самостоятельное, независимое существование их сделалось почти невозможным. Положение еще более обострилось чрез то, что государству не удалось провести правильной податной системы и распределения налогов среди населения. Так как римские граждане не несли никакой военной службы, а также были освобождены от прямых податей, то вся тяжесть налогов была перенесена на провинцию. Собирание податей там было передано откупщикам, и произволу старших и младших чиновников не было предела. Можно представить себе социальное состояние и переживания низших классов, совершенно задавленных экономическими трудами. Они естественно искали хоть минутного забвения тяжестей жизни в мечтах о потустороннем блаженстве, лучшей жизни в другом мире. От тяжелых, даже гибельных последствий такого развития дел в политической и экономической жизни пытались укрыться чрез основание различных союзов, дружеств, товариществ. И тогдашнее время было классическою эпохою союзов. Наряду с ремесленными союзами (цехами кузнецов, среброковачей), союзами по общественному положению (жрецов, купцов, музыкантов) — были союзы, которые имели своею задачею воспитывать просто чувство товарищества (например, ежемесячные собрания и пирушки на счет общей кассы); были и другие, которые преследовали чисто социальные цели, как кассы больных и умирающих, таковы Collegia tenuiorum и Collegia funeraticia; из них последние являлись особенно утешительными для бедных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Многие признаки показывают, что сочинение это было напечатано в первые годы появления книгопечатания в Германии. 15 На книге «Размышления о жизни Христа» не только не поставлено имени автора, но в сущности, не сделано к ней даже и заглавной страницы. Только в верхнем углу первой страницы, шрифтом, похожим на шрифт самой книги, поставлены заголовки двух содержащихся в этом томе сочинений. На книге не значится ни имени издателя, ни года, когда она была напечатана, ни места, ни города. ни даже дома, где можно было достать ее. В начале каждой главы стоит заглавная большая красная буква, которая, очевидно, написана, а не напечатана, хорошим писцом, называвшимся вообще «рубрикатором». Страницы не пронумерованы, но вместо этого пронумерованы листы, однако совершенно иначе, чем как это принято было впоследствии. В одном углу, внизу лицевой страницы, стоит обычная сигнатура, за которой следуют известные числа; за первую сигнатуру принято а, и она продолжается в числах до 8; затем берется сигнатура b, и также продолжается до 8, и так далее. Кроме того, в книге не значится разрешения на печатание этой книги, как большею частью бывало в религиозных книгах вплоть до 1500 года, и требовалось после этого времени. Все эти особенности показывают, что книгопечатание в то время находилось еще в младенчестве. Но эти частности, видимо, указывают и на нечто еще большее. Полагают, и не без основания, что книга эта вышла из одной из печатень «Братьев общей жизни». Известно, что они глубоко заинтересованы были новым изобретением, так как существование многих в этой общине зависело от переписки книг для продажи. 16 Кроме того, они и сами уже рано выступили на поприще книгопечатания. И не удивительно, потому что они сразу заметили, что, благодаря тому чудесному изобретению, они быстро могут увеличить свое производство, между тем как прежде на переписку каждой книги рукой им приходилось тратить целые месяцы труда. И действительно, они с радостью воспользовались этим новым изобретением, дававшим возможность издавать книги гораздо скорее и в каком угодно количестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/foma-k...

Но какие любовь и братство возможны на этом пути, спрашивается, если идея богоизбранности любого народа уже изначально предполагает неравенство (духовное, политическое, племенное и т.п.) между ним и остальными этносами? Очевидно, что для вселенского «Рима» (языческого и византийского) такое утверждение - nonsense. Как гражданин Империи и член Церкви, этнический латинянин ничем не отличался от грека, испанца, германца, болгарина, сирийца или галла. Все они были римлянами и христианами. Родство по крови не имело для них никакого принципиального значения. Да и возможно ли избранничество по крови? Действительно, до вочеловечения Христа Бог прямо определил избранный народ, которому Он доверил истинную веру. Но после этого великого события избранничество еврейского народа, описанное в Библии, закончилось. Сама потребность в нем исчезла, поскольку с этого момента все народы избраны, все человечество стало Христовым. Национальное начало, конечно, сохранилось в каждом этносе. Но позитивно, творчески, оно может реализовываться лишь во вселенском обрамлении . Ни один народ не может жить в себе и для себя, но жизнь каждого представляет определенное участие в общей жизни всего человечества . Перечень противоречий на этом далеко не завершается. Вполне последовательно для своей теории вожди славянофильства вкладывали в культурное содержание будущего всемирного единства исключительно русские элементы, причем принадлежащие определенной исторической эпохе. По их убеждению, то, чем жила Россия с XV по XVII столетия, следует восстановить и сделать основанием новой культуры, которую наш народ вместе со славянством понесет по всему миру. Но разве не очевидно, что предлагаемый общечеловеческий идеал приобретает откровенно «местные» черты: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»? Впрочем, еще б ольшая неожиданность нас ждет впереди: скрытое неравенство, без которого нет избранничества, касается не только тех, кого мы должны в будущем облагодетельствовать и спасти (весь западный мир), но даже братьев-славян. Некогда попавшие под влияние католиков или протестантов, растратившие свою славянскую самость за время турецкого пленения, они, по теории славянофилов, утратили единственно правильные формы общественной и духовной жизни. А потому должны, как Евангельский блудный сын, прийти с покаянием под кров отчий, т.е. к нам, у которых, единственных, национальная идентичность сохранилась в полном объеме и обрамлена истинной верой в Бога. Славянофилы позапрошлого века (как, впрочем, и нынешнего) искренне были убеждены в том, что «панруссизм» является наиболее ценной стороной их теории .

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/22/...

Спрашивается, какое значение имели эти вечери, и откуда получили они свое начало? Есть ли это явление чисто христианское или же привнесенное отвне? Бесспорно, подобные вечери существовали как в иудействе, так в язычестве, и новообращенные христиане иудейские вечери могли знать по опыту, так как сами участвовали в них до своего обращения, языческие – по слуху. Но одна аналогия, и притом чисто внешняя аналогия вечерей христианских с дохристианскими, не дает права ставить их в – исторически причинную связь и первые производить из последних. Мы должны вникать в сущность исторического явления, как представляется оно само в себе, в своей объективной действительности, и на основании положительных данных объяснять его происхождение. Из книги Деяний гл.2, ст.46, мы видим, что христианские вечери получили свое начало естественно и независимо от сторонних влияний, с первым зарождением христианского общества, которое в них именно впервые открылось, как собственно христианское общество, в отличие от общества Иудейского. Отделившиеся от «рода развращенного» ( Деян. 2, 40 ), соединенные крещением, исполненные Духом Святым, христиане образовали одну семью и имели все общее ( Деян. 2, 44–45 и 4, 34–35), даже ежедневные вечери. К такой тесно сплоченной общинной жизни – совне располагала опасность, грозившая им со стороны их соплеменников, изнутри – тот дух братства и свободной любви друг к другу, какой породило христианство. Сам Спаситель, Своим отношением к ученикам, – представил первообраз истинно христианской жизни. Сам Он считал Себя отцом и обращался с ними, как со Своими детьми ( Матф.10, 25; 20, 1 . Лук.13, 25 ), Его малое стадо или малый кружок учеников лично принимали в них участие. Правда, название ( γπαι) указывает на то, что они обязаны своим происхождением главным образом христианской братской любви ( αγπη) или, лучше, общению ( κοινωνα), которое нашло в них соответствующее выражение своего существа. Тертуллиан противополагает характер христианских агап характеру языческих обедов, к которым допускались и бедные, и в этом отношении указывает существенную разницу между теми и другими. В то время как там бедные допускались к столу только в качестве шутов, христиане принимали их, как братьев, чисто из любви к ним: на эту-то любовь указывает самое название γπαι... В этой-то любви, в этом общения исключительно и полагают источник или начало происхождения агап, по примеру Златоуста, который называет агапы απρροια της κοινωνας εκενης... Как ни неоспоримо это все-таки остается необъясненным, почему христианская братская любовь и общение в общей именно трапезе искали своего осуществления, а не проявились в другой какой-нибудь форме.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

С начала XX века литература русская бросает и черноземный край, оскудевший вместе с упадком дворянского землевладения. Выдвигается новороссийская окраина, Крым, Кавказ, Нижнее Поволжье. Одесса создает целую литературную школу. Вот эти всем известные факты. Россия не Австрия и не старая Турция, где малая численно нация командовала над чужеродным большинством. И если Россия с культурным ростом малых народностей не может быть национальным монолитом, подобным Франции или Германии, то у великороссов есть все же гораздо более мощный этнический базис, чем у австрийских немцев. Во-вторых, эта народность не только не уступает культурно другим, подвластным (случай Турции), но является носительницей единственной великой культурные на территории государства. Остальные культуры, переживающие сейчас эру шовинистического угара – говоря совершенно объективно – являются явлениями провинциального порядка, в большинстве случаев и вызванными к жизни оплодотворяющим воздействием культуры русской. В-третьих, национальная политика старой России, тяжкая для западных, культурных (ныне оторвавшихся) ее окраин, – для Польши, для Финляндии, была, в общем, справедлива, благодетельна на Востоке. Восток легко примирился с властью Белого царя, который не ломал насильственно его старины, не оскорблял его веры и давал ему место в просторном русском доме. (Из оставшихся в России народов прямая ненависть к великороссам встречается только у наших кровных братьев – малороссов, или украинцев, – и это самый болезненный вопрос новой России.) В-четвертых, большинство народов, населяющих Россию, как островки в русском море, не могут существовать отдельно от нее; другие, отделившись, неминуемо погибнут, поглощенные соседями. Там, где, как на Кавказе, .живут десятки племен, раздираемых взаимной враждой, только справедливая рука суперарбитра может предотвратить кровавый взрыв, в котором неминуемо погибнут все ростки новой национальной жизни. Что касается Украины, то для нее роковым является соседство Польши, с которой ее связывают вековые исторические цепи. Украине объективно придется выбрать между Польшей и Россией, и отчасти от нас зависит, чтобы выбор был сделан не против старой общей родины. И, наконец, в-пятых, за нас действуют еще старые экономические связи, создающие из бывшей Империи, из нынешней СССР, единый хозяйственный организм. Разрыв его, конечно, возможен (пример: та же Австрия), но мучителен для всех участников хозяйственного общения. Силы экономической инерции действуют в пользу России.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010