После этих доказательств, таких ясных, многочисленных, основанных на фактах неоспоримых, на критике просвещённой я спрашиваю: имеем ли мы право, и более, имеем ли ещё возможность не только отрицать приход Азов-Аланов в Швецию около I века до P.X., но даже сомневаться в этом происшествии и в то же время хвалиться добросовестностью? Представив вкратце вывод из всего известного нам об Осетах, Азах, Сарматах и Скандинавах, считаю полезным в пример дурной критики привести ошибки двух превосходных историков, составивших себе великое имя в мире учёном. Один из них принимает Сарматов за Славян и думает, что название Языг равносильно слову язык и слову Славянин. Другой хочет непременно слова язык и Языг постоянно различать даже в летописях и рассказах народных, а имя Сармат производит от сара – пустыня. О первом скажу, что он явно не знает Славянского языка, ибо слово язык для Славян было равносильно слову иноязычник (это доказано переводом Св. Писания); о другом, что ему, учёному, живущему между письменными памятниками старины, мало известен наш народный обычай искажать названия иностранные, чтобы находить в них свой Славянский смысл, и что, находя имена рек в словах Яксаматы, Хораматы, Роксаланы (от Аксая, Хорола, Аракса), явно следует и в звуке cap, сур или сыр скорее подозревать реку, чем пустыню. Предрассудки учёных историков Познания человека увеличились, книжная мудрость распространилась, с ними возросла самоуверенность учёных. Они начали презирать мысли, предания, догадки невежд; они стали верить безусловно своим догадкам, своим мыслям, своим знаниям. В бесконечном множестве подробностей пропало всякое единство. Глаз, привыкший всматриваться во все мелочи, утратил чувство общей гармоний. Картину разложили на линии и краски, симфонию, на такты и ноты. Инстинкты глубоко-человеческие, поэтическая способность угадывать истину исчезли под тяжестью учёности односторонней и сухой. Из-под вольного неба, от жизни на Божьем мире, среди волнения братьев-людей, книжники гордо ушли в душное одиночество своих библиотек, окружая себя видениями собственного самолюбия и заграждая доступ великим урокам существенности и правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Очевидно, Ириней объяснял Св. Писание в своих проповедях к народу. Однако дальше простого констатирования факта едва ли можно здесь идти. Нельзя решить, подвергал ли экзегезису св. отец целые главы или только отдельные тексты, попутно с общим ходом речи. Последнее вероятнее. Рискованно было бы также строить на основании сохранившихся фрагментов выводы о методе, каким пользовался Ириней: был ли он буквально-историческим или аллегорическим. Говорил св. отец также, вероятно, проповеди и полемического характера, направленные, как мы уже отмечали, 1266 в опровержение гностиков и защиту искажавшихся ими пунктов христианского учения. 1267 В большом труде Иринея сообщаются некоторые сведения о внутренней жизни христианской Церкви его времени. Так, в II, 32,4 Contra haereses он говорит: «Истинные ученики Его (Христа), получая от Него благодать, совершают во имя Его (чудеса) в благодеяние другим людям, сообразно с тем, как каждый из них получил от Него дарование. Ибо одни истинно и, несомненно, изгоняют демонов, так что сами освобожденные от злых духов часто делаются верующими (во Христа) и обращаются к Церкви. Иные имеют предведение будущего, видения и пророческие речи. Другие же исцеляют больных через возложение рук и возвращают им здоровье. Даже, как я уже говорил, и мертвые воскресали и пребывали с нами ( ον μν) довольно лет». 1268 Точно также и в V, 6,1 св. отец замечает: «Подобным образом и мы слышали многих братьев в Церкви, которые имели пророческие дарования и через Духа говорили разными языками, и для общей пользы выводили наружу сокровенные (тайны) людей, и изъясняли таинства Божий». 1269 Настоящая форма глаголов в приложении к носителям благодатных дарований («совершают чудеса», «изгоняют демонов», «исцеляют больных» – II, 32, 4) и выражения: «мы слышали» (V, 6, 1), воскресшие «пребывали с нами довольно лет» (II, 32, 4) – говорят, по-видимому, за то, что указанные явления наблюдались между прочим в Лионе и, кажется, именно в эпоху епископства св. Иринея (Contra haereses появилось около 185–189 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

—323— частях света, но не народу и не гражданам какого-либо города, исключая Чикаго. В этом задача вашего благовествования, которое вам предназначено проповедовать по всем городам союза и с трубным звуком возвещать всему миру ». Цейлонский буддист Дармапала, обращаясь к посетителям заседаний парламента, говорил: «вы, мои братья и сестры, рождённые в этой стране свободы, узнали от своих братьев далёкого востока о тех религиозных системах, которым они следуют. С похвальным терпением вы внимали учению всемилосердого Будды, излагаемому его скромными последователями. В продолжение своей сорокапятилетней земной жизни он трудился над освобождением ума человеческого от религиозных предрассудков, проповедуя такое учение, которое сделало Азию кроткой и доброй. Благодаря настойчивым и трудолюбивым изысканиям людей науки вы наслаждаетесь плодами материальной цивилизации, но эта цивилизация, сама по себе, не встречает хвалы даже со стороны самих великих естествоиспытателей настоящего времени». «Учитесь мыслить без предубеждения, любите всех существующих ради самой любви, выражайте без страха свои убеждения, ведите непорочную жизнь, и свет истины просветит вас. Если богословие и догмат станут вам на пути в искании истины, оставьте их в стороне. Будьте ревностны, прилежно созидайте своё спасение и плоды святости будут вам уделом». Суами Вивекананда высказал, между прочим, в своей речи нечто весьма любопытное. «Много было сказано, говорил он, об общей основе религиозного единства. Я не беру на себя смелость выступать теперь со своей собственной теорией; но если кто-либо здесь надеется, что это единство осуществится благодаря торжеству какой-нибудь одной из этих религий и уничтожению других, я скажу ему: «брат мой, твоя надежда неосуществима». Пожелаю ли я, чтобы христианин стал индусом? Боже сохрани. Пожелаю ли я, чтобы индус или буддист стал христианином? Боже сохрани». «Семя сеется в поле и земля, воздух и вода окружают его. Становится ли семя землёй, воздухом или —324— водой? Нет. Оно делается растением: оно развивается по закону своего собственного роста, усвояет себе и воздух, и землю, и воду, превращает их в своё существо и вырастает растением».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слияние государства и Церкви в одно живое целое получило свое осуществление в истории Византии и отразилось самым могущественным образом на ходе внутренней жизни и внешних судьбах государства. Готы, водворившиеся в империи в конце IV века, оказали непосредственное воздействие на общественные отношения и вызвали коренные изменения в организации военных сил империи. Христианство В древнем мире понятие религии было нераздельно связано с идеей государства. Всякий политический союз имел своих богов, которые оберегали его существование и пользовались поклонением его членов. Нерасторжимый союз общины с богами-покровителями, religio, как называли его римляне, от глагола ligare – вязать, выражался и исчерпывался точным и своевременным выполнением разных культов, сопровождавшихся принесением жертв и исполнением других религиозных обрядов. Наряду с древними и исконными культами, например Арвальских братьев, Луперков, Салиев, очистительных обрядов разного рода, с течением времени постепенно входили в религиозный календарь римской общины новые культы, заимствованные преимущественно от греков. Антропоморфизм не был в Риме общей и исключительной формой представления о богах, и наряду с Юпитером, Минервой, Юноной, которые получали совместное поклонение в главном храме Рима на Капитолии, были боги с характером отвлеченных идей и представлений, каковы: Верность, Fides, Целомудрие, Pudicitia, был даже и такой бог, как Aius Locutius. Имя этого бога было составлено из двух глаголов aio и loquor, что значит «говорить»; ему был воздвигнут жертвенник после галльской катастрофы 390 г. до P. X. за вещий голос, который, однако, остался непонятым в свое время и не предупредил постигшего Рим несчастия. В числе разных способов отношения к богам был у римлян и такой, который давал возможность переманивать богов в Рим с чужой земли; к нему прибег с Успехом Камилл, покоритель этрусского города Вей. Римские боги мирно уживались со всеми чужими богами, они терпели богов покоренных народов, и притом не только таких, которые допускали отожествление с собой богов римских и греческих, но даже и столь ярко национальных, каковы были боги Египта и сам единый Иегова иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Кто отыщет теперь его фамилию? И его самого? Да скажи ему — он поразится: он-то в чем виноват? Ему сказали так! А пусть не ходят к мужикам, сучки!.. Уже многие начинания Корифея не признаны столь совершенными и даже отменены, — а разделение полов на Архипелаге закостенело и по сей день. Ибо здесь основание — глубоко нравственное. " Новый мир " , 1964, Да и эта проблема выходит за Архипелаг; её объем — всё наше общество. Весь образованный наш слой — и техники, и гуманитарии, все эти десятилетия разве не были такими же звеньями Кащеевой цепи, такими же обобщенными придурками? Среди уцелевших и процветших, даже самых честных — укажут ли нам таких учёных или композиторов или историков культуры, кто положил себя на устроение общей жизни, пренебрегая собственной? Истинное содержание этого дела, кажется, очень не совпадало даже с первым фадеевским вариантом, но не будем основываться на одних лагерных слухах. Об его удивительной (или слишком обычной) судьбе — часть четвёртая, глава 4. Известный советский адвокат. Выражение объяснено в главе 19. Маркс и Энгельс. Собр. соч., т. 1, стр. 233, изд. 1928 Сборник " От тюрем… " , стр. 384 И. Авербах. " От преступления к труду», стр. 35 Отрицаловка: отрицаю всё, что требует начальство, — режим и работу. Обычно это — сильное ядро блатных. Письмо Кропоткину 20.2.1913, ЦГАОР, ф. 1129, оп. 2, ед. хр. 1936 " Петроградская правда " 6.9.18, ЦГАОР, ф. 3348, ед. хр. 167, л. 32 Продал ребят Фёдор Полотнянщиков, позже парторг полысаевской шахты. Страна должна знать своих стукачей. Включали ли они в этих политических остальную Пятьдесят Восьмую, кроме себя? Вероятно нет: не могли же они каэров признать за братьев, если даже социалистов отвергли? Курсив на всякий случай мой — А. С. Ну, может быть, " Союзное бюро меньшевиков " опередило их, но они по убеждениям были почти большевиками. Журнал «Октябрь», 1964, Ведь ещё нескоро обнародует Хрущёв, что в 1952 году собрали хлеба меньше, чем в 1913. В 1957 году завкадрами рязанского облоно спросила меня: " А за что вы были в 45-м году арестованы? "  — " За высказывание против культа личности " , — ответил я. " Как это может быть? — изумилась она. — Разве тогда был культ личности? " (Она искренне так поняла, что культ личности объявили в 1956, откуда ж он в 1945?)

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

е. с преодолением отрешенного индивидуализма в понимании спасения. Но это значит, другими словами, что к рассмотренной нами выше онтологической двойственности человеческой природы присоединяется еще двойственность религиозной судьбы человеческой личности, двойственность ее отношения к благодатным силам спасения. Каждая человеческая душа имеет, с одной стороны, свое индивидуальное, неповторимо единственное, внутреннее отношение к Богу и благодатным силам спасения, свою личную духовную жизнь, которая состоит в борьбе внутри самой личности между благодатными силами и силами греховными, силами «мира сего». И, с другой стороны, каждая человеческая личность через свою исконную связь со всеми другими людьми, через свое соучастие во всеединстве мирового бытия необходимо является участником общего, космического дела спасения. В силу этой двойственности религиозного положения и религиозной судьбы человека сама задача спасения, стоящая перед человеком, – задача преодоления сил греха и тьмы и служения силам света – приобретает двойственный характер. Наряду с задачей идти собственным путем к Богу, духовно укрепляться и утверждаться в благодатной сверхмирной стихии божественного света, человек имеет еще насущную задачу действенно соучаствовать в солидарном оздоровлении и спасении мира. Кроме своей собственной греховности, изнутри отягощающей его личную духовную жизнь, каждый человек должен считаться и с общей греховностью мира – не только фактически нести на себе ее последствия, но и нравственно отвечать за нее. Эта нравственная ответственность – эта необходимость, по примеру самого Христа, «брать на себя» грехи мира – определяется основоположным моментом христианского религиозно-нравственного сознания, в силу которого отношение братской солидарности – отношение любви, ответственность за судьбу братьев – есть само существо того духовного оздоровления и возрождения личности, в котором состоит ее «спасение», – его conditio sine qua non 26 . «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме» (1 Посл. Иоанн. 4, 20; 2, 9). Ибо «Бог есть любовь», и потому путь личности к Богу идет сам через любовь к ближним, через солидарное соучастие в страданиях мира, через принятие на себя всего бремени мирового несовершенства, мировой греховности. Так «спасение души» и ответственность за «спасение мира» образуют неразрывно сплоченное двуединство в религиозной задаче, стоящей перед каждой человеческой личностью. 3. Моральные выводы. Спасение мира и его ограждение от зла

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/sv...

В селе Великая Круча Пирятинского уезда Полтавской губернии освободился приход, в Киев приехал церковный староста в поисках священника для сельской церкви, и в 1920 году Н. М. Боголюбов с семьей уехали из Киева. Церковный приход, кроме села Великая Круча, объединял сёла: Малая Круча, Запорожская Круча, Сотниковка, Западынцы; автокефальной Церкви удалось получить лишь храм в Сотниковке. «Дальше дело не пошло, так как православное духовенство Украинского экзархата по желанию прихожан начало служить на украинском языке, а значит, выполнило одно из требований автокефальной церкви. Николай Михайлович не знал языка настолько, чтобы иметь возможность произносить все возгласы по-украински. Поэтому на храмовой праздник он пригласил уездного протоиерея и еще одного священника, которые и служили; сам он уступил первое место уездному протоиерею и произнес лишь несколько возгласов по-украински» 203 . Быт семьи был труден. Старшие братья ухаживали за поросенком, кормили кур, сажали огород и возделывали его, собирали овощи и фрукты. Николай Михайлович получил небольшой земельный надел. Сам знакомый с несложной сельской техникой, он учил сыновей молотить хлеб цепами. Эту операцию и проводили отец с сыновьями втроем, двигаясь по кругу. Затем веяли собранное зерно на ручной веялке, которую крутили по очереди. Мать ходила на речку Удай стирать белье. Учитывая уровень знаний, братьев Боголюбовых приняли в шестой и седьмой классы школы. В великокручанской семилетке преподавание велось на украинском языке, дети быстро им овладели, в школе был настоящий культ Т. Г. Шевченко, «Кобзарь» был прочитан не один раз, и многое осталось в памяти на всю жизнь, что навсегда дало ощущение тесной связи с Украиной. По мнению Алексея Николаевича, педагогический коллектив был отличный, там собирались люди, объединенные общей идеей и глубоким педагогическим тактом. В том, что Николай Николаевич стал ученым, была «немалая заслуга этой сельской школы. Удостоверение об окончании семилетки было единственным документом об образовании, полученным им на протяжении всей его жизни» 204 . По воспоминаниям А. Н. Боголюбова , здесь Николай начал серьезно заниматься математикой. Были замечательные учителя, но и отец занимался с ним математическим анализом по двум учебникам Гренвилля. «Хотя сын и быстро перегнал его, но все же в течение ряда лет Николай Михайлович овладел математикой примерно в объеме университета» 205 . Продолжались домашние занятия языками – латинским, греческим и французским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Bogoly...

Францисканство своим пониманием бедности наиболее далеко от традиции, и оно же благодаря особенностям личности его основателя, сильнее прочих впитало мистические настроения эпохи, воплотившиеся в облике «серафического отца» и выраженные в многочисленных творениях «серафического доктора» Бонавентуры. Августинство сочетало новые идеалы с традицией еремитизма, торжествующей у кармелитов. Наконец, доминиканство приближается к типу строгих каноникатов, сливая особенности викторинцев и премонстранцев и другими своими сторонами примыкая к францисканству. Эти основные изначальные особенности четырёх нищенствующих орденов не сгладились вполне и позже. Все они поддались ассимилирующему влиянию старых идеалов, сказывающихся всё сильнее с притоком новых лиц, которые не могли вполне проникнуться мировоззрением своего ордена и, увлечённые, но не переделанные им, приносили с собою иные навыки и иные привычки. Особенное значение имел приток клириков и людей богословски образованных, поддерживаемых могучею рукой Церкви, увлеченной новым, но понимающей это новое по-старому. Влияли ордена и друг на друга. Вслед за миноритами доминиканцы строже поняли идеал бедности. Под влиянием соперничества с доминиканцами и поставленных эпохою и Церковью задач францисканцы развили свою проповедническую деятельность, подняли научное образование и занятия наукою в ордене, противопоставив Фоме Аквинскому Бонавентуру, увлеклись борьбою с ересью. И минориты, и доминиканцы вместе с настроениями эпохи обусловили характер апостольской деятельности августинцев и повлияли на кармелитов. С другой стороны, необходимость в организации могла быть удовлетворена лишь обычными формами, выработанными долгим развитием через клюнизм и цистерцианство и признанными со стороны Соборов. Особенности организации отдельных орденов не застилают общей им всем традиционной основы, всё равно дана ли она основателем ордена, как у доминиканцев, Папою, как у августинцев, или же создана долгим и болезненным процессом развития, как в ордене Франциска. Немыслимость жизни большого раскинувшегося ордена одними доброхотными даяниями без заботы о завтрашнем дне привела к весьма значительной орденской собственности, замаскированной убедительным для того времени различением собственности и владения. Необходимость постоянных пристанищ для многочисленных братьев и планомерного руководства ими создала монастыри нищенствующих орденов; у доминиканцев же и августинцев (не говоря уже о кармелитах) общежития были необходимы и появились с самого начала.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

богословия 1-й четв. XVI в. Наибольшее влияние на К. оказали идеи Лютера, однако он не был лютеранином в собственном смысле слова и рассматривал Лютера лишь в качестве талантливого толкователя Свящ. Писания. Хотя мн. формулировки К. близки к лютеровским, его рассуждения в целом являются в большей степени ориентированными на практическую христ. жизнь, на «следование Христу». Из богословских идей, характерных для лютеранства, К. принимал учение о рабстве человеческой воли и полной поврежденности природы человека. Соглашаясь с лютеровским учением о спасении только верой, К. вместе с тем противопоставлял веру не вообще добрым делам, но лишь тем делам, которые не основываются на христ. любви. Указывая на практический характер богословия К., К. Ремберт считал его одним из идейных союзников раннего анабаптизма (см.: Rembert. 1899). К. общался со мн. проповедниками, впосл. присоединившимися к анабаптизму; как и анабаптисты, К. считал недопустимой клятву, учил о «сне души», призывал к предельному упрощению церковной обрядности и уничтожению церковных изображений. Однако в ряде существенных пунктов К. расходился с анабаптистами: нет свидетельств, что он призывал к перекрещиванию и отрицал благодатность католич. крещения; он проявлял полную лояльность к светской власти и признавал ограниченную юрисдикцию светских властей в церковных вопросах; он не был сторонником радикальной реформации и не призывал к перемене системы общественных и политических отношений; он не претендовал на наличие у него откровений от Бога. Тенденция к проведению евангельских бесед и собраний в узком кругу единомышленников и нежелание открытого противостояния с католической Церковью свидетельствуют о том, что К. по складу характера и фундаментальным убеждениям являлся сторонником «народного евангелизма», ярко представленного в деятельности и воззрениях братьев общей жизни , с общинами к-рых мог быть связан К. При этом, проповедуя в условиях жесткой идейной борьбы между католицизмом и протестантизмом, К. был вынужден не только излагать положительное учение о евангельском благочестии, но и выступать с критикой католицизма, сближаясь в ней с лютеранами и анабаптистами (см.: Klugkist Hesse.

http://pravenc.ru/text/1841261.html

– Я никогда никого в жизни не убеждал и не неволил. В особенности близких. Лариса Федоровна вольна слушать вас или нет. Это ее дело. Кроме того, ведь я совсем не знаю, о чем речь. То, что вы называете вашими соображениями, неизвестно мне. – Нет, вы мне все больше и больше напоминаете вашего отца. Такой же несговорчивый. Итак, перейдем к главному. Но так как это довольно сложная материя, запаситесь терпением. Прошу слушать и не перебивать. Наверху готовятся большие перемены. Нет, нет, это у меня из самого достоверного источника, можете не сомневаться. Имеется в виду переход на более демократические рельсы, уступка общей законности, и это дело самого недалекого будущего. Но именно вследствие этого подлежащие отмене карательные учреждения будут под конец тем более свирепствовать и тем торопливее сводить свои местные счеты. Ваше уничтожение на очереди, Юрий Андреевич. Ваше имя в списке. Говорю это не шутя, я сам видел, можете мне поверить. Подумайте о вашем спасении, а то будет поздно. Но все это было пока предисловием. Перехожу к существу дела. В Приморье, на Тихом океане, происходит стягивание политических сил, оставшихся верными свергнутому Временному правительству и распущенному Учредительному собранию. Съезжаются думцы, общественные деятели, наиболее видные из былых земцев, дельцы, промышленники. Добровольческие генералы сосредоточивают тут остатки своих армий. Советская власть сквозь пальцы смотрит на возникновение Дальневосточной республики. Существование такого образования на окраине ей выгодно в качестве буфера между Красной Сибирью и внешним миром. Правительство республики будет смешанного состава. Больше половины мест из Москвы выговорили коммунистам, с тем, чтобы с их помощью, когда это будет удобно, совершить переворот и прибрать республику к рукам. Замысел совершенно прозрачный, и дело только в том, чтобы суметь воспользоваться остающимся временем. Я когда-то до революции вел дела братьев Архаровых, Меркуловых и других торговых и банкирских домов во Владивостоке. Меня там знают. Негласный эмиссар составляющегося правительства, наполовину тайно, наполовину при официальном советском попустительстве, привез мне приглашение войти министром юстиции в Дальневосточное правительство. Я согласился и еду туда. Все это, как я только что сказал, происходит с ведома и молчаливого согласия Советской власти, однако не так откровенно, и об этом не надо шуметь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010