Вся жизнь человеческая в целом её ходе и с её окончанием зависела от особенного божества, Фортуны (от fors – случай, судьба), которое определяло собой и весь ход жизни во вселенной. Идея этой судьбы Фортуны, или Фатума (fatum) в Риме была яснее развита, чем в Греции, где натурализм заслонялся антропоморфизмом и сила рока боролась с силой Зевса, живого правителя мира, где понятие о мировом законе двоилось между представлением об этой безличной силе и понятием о воле и могуществе отца богов. Так дробны были в Риме представления о богах. Строго говоря, это дробление богов даже не имело пределов и могло идти в бесконечность. Боги Рима, вырождавшиеся из первоначальных понятий о гениях, как истечениях световой силы, которая живет в каждом отдельном предмете, как и в каждом отдельном живом существе, могли обнимать собой все формы мировой жизни. Вот почему сверх ларов и пенатов, которые в связи с Вестой были частной формой этой общей идеи о гении, в приложении её к жизни и быту человека, были еще гении, всюду рассеянные в природе. К числу таких частных гениев, или духов принадлежали по-видимому и боги с именем indigetes, малопонятным и доныне не разъясненным 2202 . Это по всей вероятности боги охранители и покровители известных местностей, по характеру близкие к пенатам и ларам. Были и полубоги, или герои. Таково по-видимому значение упоминаемых в гимне братьев арвальских, наряду с ларами, семонов (semones) – название также доныне не объясненное 2203 . Вместе с тем, как в Рим перешло греческое образование, принята была полная система греческих богов с разделением их на богов неба, воды и земли. Юпитер, как Зевс, стал во главе их, а типы греческих богов совершенно отождествлены с близкими к ним римскими типами – Гера с Юноной, Диана с Артемидой, Вулкан с Гефестом, Меркурий с Гермесом, Минерва с Афиной, Марс с Аресом, Нептун с Посейдоном, Либер с Дионисом, Прозерпина с Персепоной, Теллус с Геей, Церера с Деметрой, Оркус с Плутоном, Сатурн и Опс с Кроном и Реей; Аполлон стал солнцем (sol) а Афродиту заменила Венера (Venus), тип, по-видимому относительно новый; вполне соответствующего Афродите божества в Риме не было в древности, хотя многие из богинь приближались к ней по значению. Известно по крайней мере, что в индигитаментах Venus не упоминается.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Поскольку же человеческие общества, народы, состоят из людей, то вполне естественно предположить, что каждый из этносов также имеет свой исторический путь, логос, неотделимый от судеб составляющих его людей. Или, как говорят, «каждый народ ждет участь тех, кто его составляет» . В противном случае утрачивает всякий смысл Божественный замысел, вследствие которого появляются разные народы, отличающиеся друг от друга не только по языку – образование множественности языков, как раз, имеет прямое объяснение в Библии (Быт. 11: 6-9), - но по характеру и способностям. Священное Писание недвусмысленно говорит, что различия между ними были заложены еще в дни жизни благочестивого Ноя и его сыновей: «Проклят Ханаан, раб рабов будет он у братьев своих», «благословен Господь Бог Симов, Ханаан же будет рабом ему», «да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых, Ханаан же будет рабом ему» (Быт.10: 25-27). А Божьи суды ревизии не подлежат… В установлении этого межнационального расслоения и образовании «сыновьей иерархии» (по делам и грехам каждого, а не по иной причине) нет ничего оскорбительного и уничижительного для потомков Ноя, поскольку каждый народ играет свою собственную, исключительную роль в историческом процессе всего человечества в целом. «Ни один народ не может жить в себя, – писал В.С. Соловьев (1853-1900), - через себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества» . Кроме того, каждый из нас, к какой бы народности не принадлежал, всегда лично предстоит перед Творцом, получает свой дар спасения и Его помощь, ведь все мы – созданы Богом, Его дети. И «в самом отвратительном каннибале осталась искорка божественного огня, и из нее в определенный момент может зажечься разум» . Для Бога «нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3: 11). Небезынтересно также, что по благочестивому преданию, насчитывающему не один век, трое волхвов, пришедших поклониться Младенцу, являлись царями иафетитов, хамитов и семитов, представлявших соответственно Европу, Азию и Африку (Мф. 2: 1-11). Тем самым все три ветви человечества были показательно «уравнены» пред Христом.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/19/...

Как видите, евангельский посыл прост: мы можем быть патриотами, не будучи приверженцами ни одной из идеологий. Мы можем быть патриотами без политических программ, без митингов, без лозунгов типа «Можем повторить» или «Не забудем, не простим». Любовь к родине не обязана начинаться с абстрактных представлений об этой жизни и людях. Евангелие говорит, что она начинается с личного отношения к тем, с кем тебя свела судьба, к тому месту, где тебе выпало жить. Эта любовь всегда здесь и сейчас. Она предельно конкретна и жертвенна. И благодаря этому она позволяет человеку проникнуть в самую глубину этой жизни, увидеть тайну тех явлений, которые нас окружают. В результате у человека напрочь пропадает желание втиснуть весь окружающий мир в прокрустово ложе своих собственных представлений и идей. Так рождается, не побоюсь этого анахронизма, евангельский патриотизм. Завершая свои размышления, хочу заметить: христианство прекрасно осознает, что Господь предлагает довольно высокий идеал, а мы – люди несовершенные и живем в несовершенном мире. Порой жизнь ставит нас в такие условия, когда мы вынуждены придерживаться определенной идеологии. Например, скрепы общей идеи жизненно необходимы, когда требуется сохранить национальную идентичность, защитить свою землю, своих родных. В этом случае мы неизбежно делим окружающее пространство на «хороших», «наших» и «чужих», «плохих». История России знает много подобных случаев. Приведу один яркий пример. Когда в 1944 году советские войска подошли к границам СССР и Европы, многие думали, что война окончена. Все, врага отбросили, зачем идти дальше? Однако руководство прекрасно осознавало, что если остановиться, это будет чревато серьезными последствиями. Может случиться новая беда. Но как побудить людей идти до Берлина? Тогда И.В. Сталин издает приказ от 1 мая 1944 г., в котором появляется идея славянского братства: «Мы должны вызволить из немецкой неволи наших братьев – поляков, чехословаков». Эта идеологическая модель была настолько продуктивна, что люди подержали ее, вдохновлялись ей на подвиги, и отчасти она продолжает жить в нашем сознании до сих пор. Вероятно, нечто подобное происходит и сейчас: появилась идея «русского мира» как того, что в какой-то степени противостоит западному идеалу общества потребления.

http://bogoslov.ru/article/6021147

   Спрашивается, какое значение имели эти вечери, и откуда получили они свое начало? Есть ли это явление чисто христианское или же привнесенное отвне?    Бесспорно, подобные вечери существовали как в иудействе, так в язычестве, и новообращенные христиане иудейские вечери могли знать по опыту, так как сами участвовали в них до своего обращения, языческие — по слуху. Но одна аналогия, и притом чисто внешняя аналогия вечерей христианских с дохристианскими, не дает права ставить их в — исторически причинную связь и первые производить из последних. Мы должны вникать в сущность исторического явления, как представляется оно само в себе, в своей объективной действительности, и на основании положительных данных объяснять его происхождение.    Из книги Деяний гл.2, ст.46, мы видим, что христианские вечери получили свое начало естественно и независимо от сторонних влияний, с первым зарождением христианского общества, которое в них именно впервые открылось, как собственно христианское общество, в отличие от общества Иудейского. Отделившиеся от «рода развращенного» (Деян. 2:40), соединенные крещением, исполненные Духом Святым, христиане образовали одну семью и имели все общее (Деян. 2:44—45 и 4, 34—35), даже ежедневные вечери. К такой тесно сплоченной общинной жизни — совне располагала опасность, грозившая им со стороны их соплеменников, изнутри — тот дух братства и свободной любви друг к другу, какой породило христианство. Сам Спаситель, Своим отношением к ученикам, — представил первообраз истинно христианской жизни. Сам Он считал Себя отцом и обращался с ними, как со Своими детьми (Матф.10:25; 20, 1. Лук.13:25), Его малое стадо или малый кружок учеников лично принимали в них участие. Правда, название (αγαπαι) указывает на то, что они обязаны своим происхождением главным образом христианской братской любви (αγαπη) или, лучше, общению (κοινωνα), которое нашло в них соответствующее выражение своего существа. Тертуллиан противополагает характер христианских агап характеру языческих обедов, к которым допускались и бедные, и в этом отношении указывает существенную разницу между теми и другими. В то время как там бедные допускались к столу только в качестве шутов, христиане принимали их, как братьев, чисто из любви к ним: на эту-то любовь указывает самое название αγαπαι... В этой-то любви, в этом общения исключительно и полагают источник или начало происхождения агап, по примеру Златоуста, который называет агапы απρροια της κοινωνας εκενης... Как ни неоспоримо это все-таки остается необъясненным, почему христианская братская любовь и общение в общей именно трапезе искали своего осуществления, а не проявились в другой какой-нибудь форме.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если в семье есть помощница В семьях, где дети привлечены к домашним делам, наличие домработницы означает более высокую степень «чистоты и порядка» Домработница – понятие растяжимое: одно дело, когда она приходит раз в месяц, другое – один-два-три раза в неделю, третье – каждый день, четвертое – когда она живет при доме. У нескольких наших многодетных друзей, которые живут за городом с большими хозяйствами, помощница живет в отдельном домике. Когда помощница приходит редко – на ней оказывается большая генеральная уборка с мытьем люстр и отмыванием всего того, до чего обычно руки не доходят. В таком случае «на детях» остается все то же самое: и ежедневные 15-минутные уборки, и большие уборки дважды в неделю. Когда помощница приходит пару раз в неделю – значит, она берет на себя «большие» уборки, те самые, что с мытьем полов, регулярно как следует отмывает санузлы и кухню, а «на детях» остаются ежедневные 15-минутные уборки, а часовых уборок нет. Когда домработница приходит каждый день или работает с проживанием – в таких случаях обычно в семьях у детей могут оставаться 15-минутные уборки, но они более «узкие» например, такие дети каждый день приводят в порядок вещи в своих шкафах и книги на своих полках и т.п., а также у детей обычно особенные дела: например, следить за домашними животными, отводить младших братьев и сестер в школу, готовить еду на всю семью – всего лишь одна домработница, особенно в большой семье, никогда не сможет взять на себя «всех дел», для этого необходима не одна женщина, а штат прислуги. На практике в семьях, где дети вообще привлечены к каким бы то ни было домашним делам, к присмотру за младшими детьми и т.п., наличие домработницы означает более высокую степень «чистоты и порядка», облегчение именно маминого труда. Еще раз замечу, что «раньше» в жизни семей не самого низкого достатка (в семьях священников, профессоров, небедных крестьян) всегда были помощники, и часто не один, а много помощников – об этом, кажется, и говорить нечего, и все же – об этом свидетельствуют истории о жизни замечательных семей, приведенные по документальным источникам в моей одноименной книге .

http://pravoslavie.ru/149684.html

Помимо такого общего характера и содержания, в гимнах преп. Симеона можно различать и некоторые частные элементы: богословско-догматический, нравственно-аскетический и историко-биографический. Так в некоторых гимнах св. Отец затрагивает темы догматического или вообще богословского характера, трактуя, например, о непостижимости Божества (41 и 42 гимн), о св. Троице (36, 45 и др. гимны), о Божественном свете и его действиях (40 и 37 гимн), о творении мира (44 гимн), об образе Божием в человеке (34 и 43 гимн), о крещении, причащении и священстве (3, 9, 30 и 38 гимны), о страшном суде, воскресении и будущей жизни (42, 46 и 27 гимны) и пр. Сравнительно немногие гимны представляют нравственные предписания общего характера – для всех верующих, или частного – для монахов (таковы гимны: 13, 18 – 20 и 33). Есть гимны, имеющие и историческую ценность: в одном, например, из гимнов (50-м) преп. Симеон дает подробную характеристику разных классов современного ему общества, особенно высшего и низшего духовенства, в другом гимне (37-м) рисует духовный облик своего старца, Симеона Благоговейного или Студита. Наконец, есть гимны, в которых заключаются указания на некоторые факты из жизни самого Симеона Нового Богослова (см. 26-й, 30, 32, 35, 53 и др. гимны). В этом случае особенно примечателен 39 гимн, где преп. Симеон говорит об отношении к нему родителей, братьев и знакомых и о дивном водительстве Промысла Божия в его жизни. Впрочем внешнего, фактического материала для биографии преп. Симеона в гимнах сообщается весьма мало, черты же и события, касающиеся внутренней жизни Симеона, рассеяны едва ли не по всем гимнам. Это именно и является, можно сказать, общей основой, общим фоном или канвой для всех гимнов Симеона, т. е. то, что все они изображают внутреннюю жизнь св. Отца, его переживания, мысли, чувства, видения, созерцания и откровения, то, что продумано, прочувствовано, выстрадано, увидено и дознано им на непосредственном, живом и постоянном опыте. В гимнах преп. Симеона нет и тени чего-либо искусственного, выдуманного, сочиненного или сказанного для прикрасы; все его слова идут прямо из души, от сердца и вскрывают, насколько возможно, его сокровенную жизнь в Боге, высоту и глубину его мистических переживаний. Гимны Симеона суть плод самого непосредственного духовного опыта, плод живейшего религиозного чувства и чистого, святого вдохновения.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Получив из России триста отзывчивых писем и переводов, не имею возможности лично всем отдельно выразить свою искреннюю благодарность. Теплая молитва моих дорогих инородцев будет вечною благодарностью за согревающих их добрых о Христе братьев. Спаси и сохрани, Господи, всех любящих и отзывающихся на нужды нашей холодной и голодной Камчатки, умиротвори, Господи, обидящих нас, благодаря отдаленности края, долгое время беззащитных. Прости, Господи, и ненавидящих нас за наше стремление к церковной, нравственной, трезвой и честной христианской жизни! В минувшем 1907/8 году мною был представлен Его Высокопреосвященству отчет о моей пастырской жизни и деятельности в заброшенном полудиком углу Камчатки – в местечке Гижиге, среди суровой пустынной природы с ее холодными насельниками – русскими и инородцами. То даже не был отчет, а, вернее, исповедь наболевшей души, встречавшей на каждом шагу препятствия благим, законным намерениям. Ободренный благостнейшим Архипастырем и Отцом и воодушевленный отзывчивостью и сочувствием многих добрых людей к постигшему моих бедных инородцев горю, я примирился в душе со всеми многими напастями и скорбями, сознавая, что как ни обидны всякие гнусные клеветы и поругания, но они неизбежны в пастырском служении и особенно в жизни монаха-миссионера. С 17 сентября прошедшего года, со дня моего приезда в Гижигу до января 1909 года я всецело отдался на служение русской гижигинской пастве. За церковно-приходскую школу я нынешний год был покоен, так как учителя, можно сказать, нам Бог послал на утешение в сравнении с прошедшими ранее учебными годами. Новый учитель ехал в Гижигу на пароходе вместе со мною и за тридцатипятидневное морское плавание я успел присмотреться к нему, равно как и он ко мне, узнал все мои желания в предстоящей нашей совместной жизни и службе, и взгляды наши на школьное дело, к общей радости, сошлись. Как не дорожить таким учителем, который имеет призвание к своему делу, который церковно настроен, отличается безукоризненной нравственностью и трезвостью и, несмотря на свои сравнительно молодые годы, заслуживает, по справедливой оценке, доброго названия: «отца гижигинской церковной школы» – за любовь, преданность и заботы о детях, не наших русских крестьянских, легко воспринимающих все хорошее, а детях камчадалов, унаследовавших от родителей только все безнравственное, развращенное, загрязняющее детские души.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Закрыть Русская сверхсмертность: ковид или не ковид? 25.08.2021 10824 Время на чтение 56 минут Кто-то может сказать: зачем так много цифр и фактов, когда уже давно всё понятно. Но понятно, увы, далеко не всем – и я не теряю надежды достучаться до своих заблудших братьев… Второй год в России наблюдается избыточная (то есть превышающая обычный ожидаемый уровень) смертность. В 2020-м умерло на 324 тысячи сограждан больше, чем в 2019-м. Негативная тенденция сохраняется до сих пор. По самым свежим данным Минздрава, июньская смертность-2021 значительно превышает июньскую прошлогоднюю, хотя и та в сравнении с предыдущими годами уже была серьёзно повышена ( Таблица 1). Таблица1. Смертей в Российской Федерации (тысяч) Июнь 2019 Июнь 2020 Июнь 2021 В общей сложности за последние пятнадцать месяцев из жизни «сверхпланово» ушло около 550 тысяч россиян. Это потери, превышающие уровень армейских потерь в годы Первой Мировой. В чём причина разразившейся катастрофы? На первый взгляд, ответ очевиден – эпидемия ковида. Но многие не верят, что наших соотечественников убивает именно коронавирус. Несогласные приводят самые разные альтернативные версии, среди которых: глубокий социально-экономический кризис; развал системы здравоохранения; переключение медицины на ковидных пациентов и полный провал по остальным заболеваниям; избыточные санитарные меры, которые сами по себе губят здоровье и жизнь. Общество запуталось в многочисленных объяснениях и не может дать адекватную оценку ситуации. А значит – не может и адекватно действовать. В результате нашего замешательства жертвы только растут. Задача этой статьи – разобрать все аргументы, опираясь на максимально достоверные данные. Нам жизненно важно приблизиться к истине и дать единый, общенациональный ответ на брошенный вызов, иначе пляска смерти грозит затянуться надолго. КОГДА ЭТО НАЧАЛОСЬ? Очевидно: если главной причиной русской смертности являются системные, долгосрочные проблемы – бедность населения, деградация здравоохранения и т.п., – избыточная смертность должна нарастать непрерывно и проявиться задолго до прошлого года. Такая картина, например, наблюдалась во времена «шоковых реформ», о чём красноречиво говорит Таблица 2.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/25/...

Святейший Патриарх Алексий направил приветствие попечителям, участникам, организаторам и слушателям программы «Голоса православной России в Македонии» 10 июля 2005 г. 14:12 10-16 июля в Македонии проходит программа «Голоса православной России в Македонии», организованная Фондом единства православных народов. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие попечителям, участникам, организаторам и слушателям программы. ПОПЕЧИТЕЛЯМ, УЧАСТНИКАМ, ОРГАНИЗАТОРАМ И СЛУШАТЕЛЯМ ПРОГРАММЫ «ГОЛОСА ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИИ В МАКЕДОНИИ» Уважаемые попечители, участники и организаторы Программы! С сердечной радостью приветствую всех вас по случаю открытия духовно-культурной благотворительной программы «Голоса православной России в Македонии», которая, надеюсь, станет важным событием в российско-македонских отношениях. Эта программа Международного Фонда единства православных народов, действующего под Нашим попечением, в 2001-2004 годах с большим успехом прошла в Болгарии, Великобритании, Германии, на Кипре и теперь она пришла на древнюю и прекрасную землю единоверного македонского народа, чтобы познакомить наших православных братьев с богатством духовных песнопений и красотой музыкально-песенного искусства русского народа. Культура, неотъемлемой частью которой являются музыка и песнопения, всегда выступает важным условием развития жизни народа и надежным мостом для укрепления связей с другими народами, гармонизации всего пространства бытия человечества. Православная культура в еще большей степени несет в себе глубокий позитивный потенциал, ибо в ее основе Божественные заповеди любви, сострадания и помощи ближнему. Важно, что новая Программа Фонда открывается именно на земле Македонии, где спасительные истины Божии звучали из уст святых апостолов и где берет начало создание святыми Кириллом и Мефодием нашей общей славянской письменности. Здесь обогащалась и византийская культура, воплотившаяся в национальной архитектуре, живописи и музыке Македонии. Православные песнопения стали неотъемлемой частью русской культуры и национального самосознания, в котором прочно укоренилось восприятие молитвы через красоту и гармонию музыкального звучания. И бывало, что такая молитва останавливала даже воинов, готовых столкнуться друг с другом и умиротворяла ожесточенные сердца людей, неся им свет Божественной любви.

http://patriarchia.ru/db/text/28109.html

С волнением мы выслушали свидетельство о страданиях русских, чеченцев, ингушей, осетин и людей других национальностей на Северном Кавказе. Призываем власть и общество приложить все усилия, чтобы мирная и благополучная жизнь в Чеченской Республике и прилегающих районах была восстановлена в полной мере. Выражаем глубокую обеспокоенность действиями террористов и экстремистов. Убеждены, что нужно в кратчайшие сроки восстановить экономику Чечни, город Грозный, вернуть к нормальной жизни неправедно плененных, беженцев, переселенцев, людей, потерявших кров. Мы с тревогой следим за межконфессиональным противостоянием на Украине. Надеемся, что Президент Украины, ее новоизбранный парламент — Верховная Рада, все ее центральные и местные власти будут, действуя во благо народа Украины, заботиться о сохранении в ней единой канонической Церкви и о развитии отношений с другими братскими славянскими народами, скрепленными Киевской купелью и общей многовековой историей. Мы не можем оставаться равнодушными в отношении наших братьев и сестер в Приднестровье, которые живут в условиях экономической блокады. Для всех нас огромное значение имеет вопрос о состоянии сельского хозяйства. Возделывание и хранение земли — это заповедь Творца человеку. Возделывать землю – значит не злоупотреблять ею, но вводить ее в силу и полноту бытия. В Священном Писании Господь говорит нам: «Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев. 25, 23). В российской истории сельское хозяйство не раз становилось полигоном для испытания амбициозных политических и экономических концепций. В результате миллионы людей живут в условиях крайней урбанизации, которая порождает индивидуализм, неспособность общества к единению, кризис ответственности. В то же время пустеет и разрушается русская земля. Земля хранит и огромные ресурсы, которые Бог дал нашему народу. Но это не значит, что сырьевая отрасль должна доминировать в современной России. Средства, получаемые от продажи сырья, должны не лежать под спудом, но разумно вкладываться в модернизацию производства, в развитие инфраструктуры, в образование, науку и культуру, в национальные проекты. Лучшие достижения отечественной науки и техники, поддержанные государством и предпринимательством, должны способствовать внедрению в производство высоких технологий.

http://patriarchia.ru/db/text/103233.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010