апостолов и пренебрегают пастырскими обязанностями. Созданная Грооте община братьев общей жизни представляла собой объединение клириков (в т. ч. священников) и мирян (мужчин, обычно готовившихся к рукоположению, и женщин), не приносивших монашеских обетов, но проживавших вместе для того, чтобы вести целомудренную жизнь в трудах и молитвах. Аскетические практики братьев и сестер общей жизни были довольно умеренными: следовало регулярно молиться и размышлять о Страстях Христовых (поощрялось следование аффективной традиции медитаций, предполагавшей мысленное представление в мельчайших деталях Страстей); частью созерцательной жизни членов общины была работа переписчиков (для мужчин; братья общей жизни занимались переписыванием или составлением наставительных текстов, а также изготовлением копий Евангелий и часословов, предназначенных для мирян) или прядение и ткачество (для женщин). Произведенные общиной продукты продавались, вырученные деньги тратились на нужды общины. Изготовление книжной продукции и обязательное для медитативной практики знакомство с текстами Свящ. Писания, творений отцов Церкви и святых способствовали росту грамотности членов общин. При общинах братьев общей жизни действовали школы для мирян; задачей этих школ было распространение знаний о Свящ. Писании и благочестивых практиках. Общины братьев и сестер общей жизни получили широкое распространение на севере Нидерландов и в Германии. Почти с момента возникновения эти объединения подвергались давлению со стороны офиц. церковных властей, настаивавших на принесении их членами формальных монашеских обетов и вступлении их в к.-л. из существующих монашеских орденов. Уже в 1383 г. часть братьев и сестер общей жизни приняла устав каноников и канонисс ордена августинских регулярных каноников, образовав Виндесхеймскую конгрегацию (см. ст. Братья общей жизни ). Позднее мн. братья и сестры общей жизни стали терциариями ордена францисканцев. В позднее средневековье разъяснение католич. толкования таинства Евхаристии и догмата о транссубстанциации, принятого IV Латеранским Собором, стало важной частью католич.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Помимо забот о домах сестер братья общей жизни осуществляли духовное руководство школьниками, устраивали для них общежития. Выработанный эмпирическим путем метод бесед наставников с учениками, совместного чтения Свящ. Писания и обсуждения прочитанного соответствовал принципу сочетания образования с христианской нравственностью. Значительную роль в развитии школьного образования сыграл друг Грооте Иоганн Целе († 1417), с 1375 г. ректор школы в Зволле. В основу преподавания он положил принцип соответствия программы возрасту и индивидуальным особенностям учеников. Постепенно система поклассного образования получила в Нидерландах широкое распространение, позднее была воспринята в протестант. гимназиях и иезуитских коллегиумах. В позднее средневековье полурелигиозные общины и братства были широко распространены, в каноническом праве католич. Церкви для них существовал термин status medius. Как правило, члены подобных объединений стремились к личной религиозности без принесения монашеских обетов. Отличие братьев общей жизни от бегардов и бегинок , братьев свободного духа, «бедных во Христе» и др. состояло в том, что забота о нравственном самосовершенствовании соединялась у них с активной позицией в общественной жизни городов. Братья принимали на себя заботу о сестрах общей жизни (cura monialium), попечение о школьниках (cura animarum). Дома братьев стали центрами, где по воскресным и праздничным дням собирались благочестивые миряне, братья переписывали для продажи благочестивые книги. В 1386/87 г. 6 девентерских братьев общей жизни удалились в мон-рь в г. Виндесхейм близ Зволле, в к-ром был принят устав августинских регулярных каноников (освящен 17 окт. 1387). Его обитатели получили от Утрехтского епископа разрешение выбирать из своей среды приора. В 1392 г. братья общей жизни и виндесхеймские каноники основали еще 2 мон-ря, в 1395 г. эти мон-ри были объединены в капитул под началом Виндесхейма. Расширение капитула шло в 2 направлениях (основание новых мон-рей и присоединение реформированных старых).

http://pravenc.ru/text/171549.html

Среди последователей Грооте были и женщины. Первая община сестер общей жизни (лат. sorores vitae communis) возникла в доме, отданном им городской общине Девентера. Женщинам, вступившим в общину, запрещалось просить подаяние, они обязаны были жить результатами своего труда. До 1392 г. сестры общей жизни жили как бегинки , каждая сама по себе, пока Ян Бринкеринк, секретарь и последователь Грооте, назначенный духовным руководителем сестер (1392), не завел порядок, сложившийся в доме мейстера Радевейна: общие трапезы, молитвы, имущество и касса, общие занятия, как правило, прядением и ткачеством. С увеличением числа сестер общей жизни стали возникать новые общины, сначала в Девентере, потом в Амерсфорте, Делфте (ок. 1380) и в др. городах Нидерландов и Германии. Дома сестер находились в ведении городских магистратов, к-рые назначали 2 шеффенов для визитаций и священника, обычно из числа Б. о. ж. Повседневными делами ведала ежегодно избиравшаяся сестрами мейстрина. В общины сестер, находившихся в светской юрисдикции городских властей, принимались все женщины без возрастных и сословных ограничений, но основную их массу составляли горожанки. С распространением общин сестер общей жизни их хозяйственная деятельность, не облагавшаяся городскими сборами, привела к конфликтам с цехами. Также сестрам и Б. о. ж. с 90-х гг. XIV в. противодействовали церковные власти и нищенствующие ордена, гл. обр. доминиканцы , обвинявшие их в желании создать новый монашеский орден, что запрещалось IV Латеранским Собором (1215), и в ереси бегинок и бегардов, осужденной Вьеннским собором (1311-1312). В 1401 г. еп. Утрехта Фредерик ван Бланкенгейм официально разрешил институт братьев и сестер общей жизни и одобрил общую жизнь во славу Господа, общность имущества, заработанного своим трудом, а не подаянием. На Констанцском Соборе (1414-1418) при поддержке кард. П. д " Айи и ректора Парижского ун-та Ж. Жерсона деятельность Б. о. ж. была одобрена. Привилегиями пап Евгения IV (1440), Каллиста III (1456) и Пия II (1460) Б. о. ж. был предоставлен статус каноников при городских церквах. Этим правом воспользовались мн. братья, однако часть общин осталась верна принципу «благочестия в миру».

http://pravenc.ru/text/153369.html

Ежечасно видя смерть перед глазами, они выносили унижения с достоинством, как и подобает представителям великой династии». Характерно, что ни Максимилиан, ни Эрнст никогда и никому не рассказывали деталей о своем пребывании в концлагере, так как с них была взята подписка о неразглашении. Но сохранились многочисленные воспоминания очевидцев, бывших узников концлагеря, которые свидетельствуют о дисциплине, воле, а порой и героизме братьев Гогенбергов. Например, Макс никому не рассказывал, как он спас жизнь одному цыгану в концлагере. Это стало известно лишь после войны, когда в Артштеттен прибыла шумная группа цыган с парой гусей под мышкой, разыскивая Макса, чтобы отблагодарить его за спасение их сородича в Дахау. Известны по словам свидетелей, по крайней мере два подобных случая помощи братьев узникам-евреям. Коммунисты, монархисты и шутцбундовцы не разделяли убеждений друг друга, но в концлагере они делили поровну последнюю сигарету, последний кусок хлеба... Все, кто выжил, сохранили после войны контакты и до конца жизни оставались друг с другом на «ты». Пока братья были в концлагере, нацистские власти конфисковали все их имущество в пользу Рейха. Это было самая крупная частная конфискация в Третьем Рейхе. Арест братьев Гогенбергов вызвал многочисленные волны протеста за рубежом. Макс был выпущен из лагеря через полтора года, но до конца войны он находился под домашним арестом под наблюдением гестапо. А Эрнста перевели в другой концентрационный лагерь Заксенхаузен, откуда он вышел в 1943 году, пробыв в концлагерях в общей сложности более пяти лет. Эрнст, самый младший из троих детей Франца Фердинанда, умер раньше брата и сестры в возрасте 49 лет в 1954 году. Годы в концлагерях безвозвратно подорвали его здоровье. Сестра Софи, в замужестве графиня Ностиц-Ринек, тоже хлебнула горя – война отняла у нее двух старших сыновей. После войны, когда в Чехословакии к власти пришли коммунисты, у Софи в очередной раз было все конфисковано, и ее семья вынуждена была на грузовике с минимумом вещей спешно покинуть страну.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/14/...

Масонский опыт дал много новых и острых впечатлений рождавшейся тогда русской интеллигенции. Вполне сказывается это уже в следующем поколении, на грани нового века… Этот опыт был опытом западным. И в последнем счете этот бесцерковный аскетизм был пробуждением мечтательности и воображения. Развивается какая-то нездоровая искательность духа, мистическое любопытство… Вторая половина века вообще отмечена каким-то мечтательным и мистическим подъемом и в народных массах. Это было время развития или возникновения всех основных русских сект, — хлыстовства, скопчества, духоборства, молоканства… В Александровскую эпоху эти два потока, верхний и низовой, многообразно скрещиваются. Тогда вскрывается их внутреннее сродство, — общим было именно это «томление духа», иногда мечтательное, иногда экстатическое… Следует отметить еще, что уже в Екатерининское время создаются в России крепкие поселения или колонии немецких сектантов разных типов, — гернгутеров, менонитов, «моравских братьев». Их влияние в общей экономии душевной жизни эпохи до сих пор не было достаточно распознано и учтено, — хотя в Александровское время оно было совершенно очевидным. Большинство из этих сектантов принесли с собой именно эту апокалиптическую мечтательность, часто и прямой адвентизм, склонность к иносказаниям и «духовному» толкованию Слова Божия… Любопытно, что поселение гернгутеров в Сарепте было одобрено особой комиссией, при участии Димитрия Сеченова митр. Новгородского, рассматривавшей и догматическое учение «евангельских братьев»; и Синод признал, что это братство в своей догматике и дисциплине более или менее приспособляется к порядкам первоначальных христианских общин (на это благоприятное заключение Синода есть прямая ссылка в именном указе 11 февр. 1764 о переселении братьев). Синод не признал удобным открыто разрешить переселенцам миссионерскую деятельность среди инородцев, как они того настойчиво просили; это и было им разрешено неформально. Впрочем, эта деятельность большого развития не получила.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Надежные сведения о детстве и раннем периоде жизни Н. К. до поступления в ун-т отсутствуют. Встречающиеся в лит-ре подробности, в т. ч. рассказы о жестоком отношении к Н. К. отца, а также о его бегстве из дома и встрече с богатым покровителем, восходят к легендам и предположениям сомнительной достоверности. Вероятно, подобно большинству детей из состоятельных семей того времени, живших в небольших селениях, первоначальное образование Н. К. получил под руководством служившего в местном храме священника. Долгое время считалось, что перед поступлением в ун-т Н. К. ок. 3 лет обучался в школе братьев общей жизни в нидерланд. Девентере. Эта легенда в свою очередь использовалась мн. исследователями для обоснования гипотезы о предполагаемом раннем знакомстве Н. К. с католич. монашеской лит-рой и идеями движения «нового благочестия» (см. Devotio moderna ). Сомнения в историчности легенды высказывались с нач. XX в.; окончательно ее вымышленный характер доказал Э. Мойтен ( Meuthen. 1993). Основанием для легенды послужило существование в Девентерской школе с 1469 г. учрежденной на средства Н. К. студенческой общины (Bursa Cusana). Ранние биографы безосновательно предположили, что Н. К. сам выбрал для этого Девентер в память о проведенных здесь в юности годах. Однако в действительности решение об учреждении общежития именно при Девентерской школе братьев общей жизни было принято уже после смерти Н. К. исполнителями его завещания. В завещании Н. К. лишь отвел часть собственных средств на организацию студенческой общины «в нижних землях Алемании» (in partibus inferioribus Alemaniae), т. е. на территории совр. Нидерландов, без указания конкретного места (см.: Marx. 1907. S. 250-251). В 50-х гг. XV в. Н. К. посещал Девентер в качестве папского легата в Германии, однако, согласно источникам, это был рядовой визит, ничем не отличавшийся от посещения др. городов. Т. о., никаких подтверждений особых связей Н. К. с Девентером и местной школой нет (см.: M ü ller. 2013. S. 46-49; Senger. 2017. S. 17). Отсутствуют и свидетельства о том, что Н. К. в ранний период жизни хоть сколько-то интересовался духовно-мистическими идеями «нового благочестия». Его жизненный путь с кон. 10-х до кон. 30-х гг. XV в. свидетельствует о прагматичной и последовательной ориентации на карьеру католич. клирика и церковного юриста. Гораздо более вероятной, чем легенда о годах учебы в Девентере, представляется гипотеза о том, что Н. К. уже в детские годы благодаря связям отца оказался в Трире и был представлен ко двору Вернера фон Фалькенштайна, курфюрста и архиеп. Трирского (1388-1418). Если принять это допущение, становится объяснимым как полученное Н. К. отличное школьное образование, позволившее ему впосл. без затруднений учиться в ун-тах, так и его тесные связи с Трирским архиеп-ством, оказавшие определяющее влияние на начальный этап его церковной карьеры. Университетские годы (1416-1425)

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Эти и некоторые другие предметы общей судьбы скопцов составляют существенное отличие ее от общей судьбы хлыстов. Частная судьба как у хлыстов, так и у скопцов имеет в виду преимущественно религиозно-нравственную сторону человека: его добродетели и пороки, награды и наказания его в будущей жизни и в этой, что можно видеть из следующих примеров частной судьбы. „Ты, душечка моя, скорей ступай до рая; дорожка не близка, а у твоего конечка правая ножечка скользка. Ты бы за раз дошел, да не на ту дорожку зашел“ 1263 . „Истинно 1264 , истинно, я, отец, тебе прорекаю; поверь, любезный сирота, что это истинно дело Божие творится, а мир – народ сему дивится; истинно, истинно, я, отец, тебя не покину, тебе милость покажу и со грехом тебя развяжу, и ты будешь у меня, отца, не пуст, посажу я тебя в виноградный куст; к тебе Дух Святый будет прилетать, и ты изволь его узнать; и я, отец, не дам тебя в иудейские руки и избавлю тебя от вечные муки, не дам напасть на тебя черным вранам; ходит за тобой змея и хочется ей тебя ужалить и твою душу погубить, но я, отец, тебя сохраню“ 1265 . Так как понимание нравственного совершенства у хлыстов и скопцов различно, то это различие отражается и в содержании частной судьбы. У скопцов, напр., часто предметом частной судьбы является наставление о необходимости оскопления 1266 . Кроме религиозно-нравственного содержания, входящего в состав частной судьбы, иногда предметами ее как у хлыстов, так и у скопцов служат разные происшествия обыкновенной домашней жизни частного лица. Так, напр., один пророк предсказывал крестьянке скорое освобождение ее семейства от рекрутской повинности( 1267 ; чухломская же пророчица Устинья предсказывала взятие трех братьев под суд и караул за оскопление себя и других 1268 . По мнению хлыстов и скопцов, происхождение общей и частной судьбы– сверхъестественно. Во время радений, говорят хлысты и скопцы, „Дух Св. объемлет пророка“, человечество последнего „как бы умирает, т. е. находится в бездейственном состоянии“; так что в это время пророк, сам собою, „не может ни действовать, ни говорить“ и потому все, что он ни делает и ни говорит, то „делает и вещает Дух Св.“, обитающий в нем 1269 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Вопр. Как же Спаситель сказал: «не судите, да не судимы будете?» ( Мф.7:1 ). Отв. В этих словах Господь запрещает нам пустые пересуды братьев за их недостатки или за личное оскорбление нас. Когда же наши братья, причиняя вред нам, с тем вместе наносят ущерб добру и правде в жизни, – для общей пользы, – мы обязаны привлечь их к суду, – как Ап. Павел свое правое дело отдал на суд Кесарев. § 3. О присяге Вопр. Что мы разумеем под присягой? Отв. Присяга есть клятвенное обещание служить Богу, царю и людям по совести, в согласии с Евангелием, правильно толкуемым Церковью. Вопр. Как возможно присягать, когда Христос сказал: «не клянись вовсе?» ( Мф.5:34 ). Отв. Христос запрещает «вовсе» клясться обходными еврейскими клятвами: – небом, землею, головою, Иерусалимом. Именем же Божиим Он не запрещает клясться. Вопр. Откуда это видно? Отв. В Откровении читаем: «Ангел поднял руку свою и клялся живущим во веки» ( Откр.10:5, 6 ). Ангелы лучше нас знают волю Божию, – знают, что угодно Богу, что противно. Однако один из них клянется Именем Божиим. Тем самым он дает нам пример – в случаях полезных для веры и жизни, прибегать к клятве ( Кол.3:1, 2 ). Вопр. Какое значение клятве приписывает Слово Божие? Отв. Ап. Павел говорит: «люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их» ( Евр.6:16 ). § 4. О мирских повинностях Вопр. Что обычно разумеется у нас под мирскими повинностями? Отв. Мирскими повинностями мы называем разнообразные жертвы, которые несут люди хлебом, деньгами, личным трудом на пользу ближних. Вопр. Какия мирския повинности известны нам? Отв. Уплата государственных и земских сборов деньгами; служба по общественным должностям – в звании сотских, старост, старшин, земских гласных и др. Вопр. Что нужно сказать о таких повинностях? Отв. Этими повинностями или жертвами поддерживается общественное благополучие; ими обеспечивается «тихое и безмятежное житие» братьев наших. И потому мы обязаны их нести до самопожертвования. – Господь в Евангелии говорит: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Лк.20:25 ). Ап. Павел учит: «отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» ( Рим.13:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

В конце XVII в. внутри лютеранского пиетизма появились группы, практикующие целибат и совместную жизнь. Например, «ангельские братья» (Engelsbrüder) — сообщество, основанное немцем И. Гихтелем в 1674 году (название из Мф. 22:30) в Амстердаме. «Ангельские братья» практиковали строгий целибат, многочасовую безмолвную молитву, визионерский опыт. В центре богословия «ангельских братьев» находился брак души с «небесной Софией», Премудростью Божьей, через целомудрие и христианскую любовь . Среди радикальных пиетистских групп, появившихся в XVIII–XIX вв., были те, кто продолжал традицию «ангельских братьев». Такой группой было сообщество Эфрата (Ephrata Kloster, Ephrata Community), созданное немцем И. К. Бейзелем в 1732 году в штате Пенсильвания. Кроме целибата и общинной жизни, в сообществе Эфрата было принято строгое вегетарианство (за исключением Вечери Господней, когда на общинный стол подавался ягнёнок). Эфрата не была отгороженным от мира сообществом: эта группа активно занималась сельским хозяйством, производством бумаги и изделий из дерева, оказывала благотворительную помощь . В реформатском пиетизме тоже существовали подобные группы; известный проповедник Г. Терстеген для одного из таких сообществ написал устав. Возникли даже целые деноминации с принципиальным целибатом и совместной жизнью. Самый яркий пример — шейкеры. Это сообщество, основанное около 1747 года в Северо-Западной Англии как Общество Уордли (Wardley Society), а затем переместившееся в 1780-х на территорию США. В 1793 году вся собственность в каждой общине стала общей, а шейкеры организовались в коммуны. Человек, становящийся шейкером, должен был исповедовать свои грехи, посвятить своё имущество и свой труд обществу и сохранять целомудрие. Чтобы вступить в общину, нужно было пройти период подготовки — послушничества. Как и сообщество Эфрата, шейкеры активно работали для окружающего мира. Они были очень восприимчивы к новым технологиям и научно-техническому прогрессу, что обеспечивало их успех в хозяйственных делах. Шейкерам удалось разработать и внедрить ряд изобретений и технических усовершенствований; так, шейкеры были первыми крупными производителями лекарственных трав в США и пионерами в продаже семян в бумажных пакетах. Промышленная продукция шейкеров, особенно мебель, славилась своим высоким качеством и пользовалась спросом .

http://bogoslov.ru/article/6172735

Кажется, не было еще примера (а если такие примеры и были, то, конечно, весьма редко), чтобы сын или внук замечательного человека возвратился к образу жизни своих предков и стал жить исключительно физическим трудом. Этого явления нельзя объяснить тем только, что жизнь эта не представляет тех внешних удобств, какие доступны среднему сословию: еще вопрос, действительно ли литературный труженик, живущий своим литературным трудом, пользуется большим комфортом, чем зажиточный фермер. Естественнее всего дело объясняется тем, что врожденная наклонность к умственному труду и наслаждению заявляет себя в потомках литературных знаменитостей настолько сильно, что они предпочитают спокойной, обеспеченной жизни земледельца или мелкого собственника жизнь литературным трудом, который, несмотря на все соединенные с ним тревоги, представляет уже сам в себе умственное наслаждение. Темперамент и привычки и в частности умственные привычки суть постоянные факторы, влияющие на умственные силы человека в их проявлении, но даровитость потомков зависит не от одних только постоянных свойств их предков. Если бы это было так, то степень даровитости членов одного семейства не подвергалась бы почти никаким колебаниям; все братья были бы одинаково даровиты, и единственное уклонение от общей нормы состояло бы разве только в том, что младшие братья, родившиеся в пору высшей психической зрелости их родителей, были бы несколько даровитее старших. Однако по вычислениям Гальтона оказывается, что из 250 братьев даровиты бывают только 127 и притом старшие братья (то есть старшая половина) имеют почти вдвое более шансов стать знаменитыми, чем младшие 6 ) – ясный знак, что даровитость человека находится в сильной зависимости от какой-то изменяющейся причины. А так как никакие перемены во внешнем мире не действуют на дитя до его рождения непосредственно, то следует заключить, что перемены в психофизическом состоянии родителей – единственная причина колебания уровня способностей родных братьев и единственная форма, в которой внешний мир может оказывать влияние на способности дитяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010