…Мы все находимся в борьбе с сильными невидимыми врагами, которые ни на малое время не оставляют нас бороть, и если мы не имеем против них оружия – смирения, то они удобь низлагают нас (II, 123, 191–192). Чем больше видишь себя изнемогающа стужением страстей, тем больше смиряйся и прибегай к Могущему спасти тебя от потопления и бури. Борьбу невозможно отвратить, но победа является в нас силою Божиею, когда мы смиренно к Нему прибегаем (П, 181, 287). …У нас жестокая война и непримиримая с духами злобы, и потечем оружие стяжать крепко противу их – смирение (IV, 78, 195). Знаю, что велика брань вражия на ищущих спасение; но если есть у нас оружие – смирение, то он не постоит: а без оного победа на его стороне. Блюдите, бдите! да не постигнет вас прелесть вражия… (IV, 122, 312). Духовная война мудрена, враг хитр и силен: а кто вооружится на него смирением, против того и минуты постоять не может. Но смирение стяжать, много труда и внимания нужно, ибо враг противится сему и наводит все противное оному (IV, 212, 490). Я знаю, что борьба вражия велика, но силы наши немощны; однако где смирение, там скоро упраздняются сети вражии; а когда вместо самоукорения и смирения делаете плетение помыслов и умножаете язву, давая змию яд вливать в сердца, то как же быть миру? Я не могу искать от вас непадательного совершенства, но по падении желаю скорого восстания, о чем и прошу вас елико можно попещися (IV, 20, 41) Никтоже бо, – глаголет Лествичник, – в чертог Небесный, венец нося, внидет, аще не первое, второе и третие сотворит отречение. Первое отречение мира и яже в мире; второе отречение воли и рассуждения; третие отречение тщеславия, последующего послушанию. От сих первое есть удобнейшее, но боголюбцам; второе до смерти ищет подвига и труда кровава, третие непрестанным себя укорением побеждается, всем же сим присутствует невидимая Божия помощь, и без нея же и не едино от сих исправите мошно», – из письма старца Паисия… Вот лучший компас нашего устроения… (VI, 143,236). Отними брань и впадешь в гордость

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Победа не бывает без подвига, а для этого нужен навык Вступим убо в подвиг с помощию Его; ибо победа не бывает без подвига, а венец и торжество без победы. С Ним подвизаться, с Ним побеждать, с Ним и торжествовать вечно во Царствии Его будем. Без сомнения, подвиг сей, как выше сказано, сначала нам страшен. Якоже воинам мира сего сначала страшно вступать в сражение с неприятелем; но наченшим сражение, а паче к тому привыкшим, уже нет страха, но едина ревность и надежда победы и торжества воспаляет сердца: тако и вступающим в подвиг противу мира, плоти и диавола, страшно и трудно кажется дело; но наченшим и тщащимся, с помощию Христа, Царя-Победителя, – все удобно (3:416). Чем чаще борется против СТРАСТЕЙ, тем становится более опытным и Господь освободит от страстей Воин, чем чаще на брани бывает и противу врагов подвизается, тем искуснейший и храбрейший бывает: тако христианин, чем более противу плоти, страстей и похотей ея подвизается, и благодатию Христовою их побеждает, тем искуснейшим в звании Христианском и час от часу лучшим делается. Ибо Господь, видя тщание его, труд и подвиг, делает с ним милость, и исправляет его, и свобождает от страстныя работы, и делает его добрым древом, которое само от себя добрые плоды творит (4:144). Необходимо бороться против всех страстей Христианине! якоже вооружился еси и брань творишь противу единой какой страсти, тако и противу прочиих вооружайся и не попущай себя от них побежденным быть. Якоже борешися с блудною похотию, и не попущаеши ей одолеть тебе: тако борись и брань твори с гордостию, борись с высокоумием, борись с тщеславием, борись с гневом, яростию и памятозлобием, борись со сребролюбием и скупостию, борись с ненавистию и завистию и проч. Якоже воздерживаеши чрево твое от объядения и пиянства, тако воздерживай язык твой от КЛЕВЕТЫ и осуждения, празднословия, сквернословия и буесловия. Якоже удерживаешь руки твои от убийства, воровства, хищения и грабления, тако удерживай от ударения и биения. Якоже постишися от пищи и пития, тако постися от всякаго зла. Се есть Христианский ПОСТ! се есть истинное ВОЗДЕРЖАНИЕ! Трудный сей подвиг; но христианская должность сего требует (4:143–144).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Господь избрал христиан для Своего Царства (1 Пет 2:9) и призвал их к святости. Поэтому человек должен стремиться к обожению. Если он позволит, Господь придет, очистит и исцелит его душу, оденет ее в небесные одежды чистоты и света, даст ей славу и введет в Свое Царство радости, мира и веселья (беседа 27). Искушение диаволом Одни совершают грех по произволению, то есть предают свою волю пороку, услаждаются им. Они в мире с дьяволом и не ведут с ним брани в своих помыслах. Другие грешат не по своей воле. В них есть зло, но они не соглашаются на помыслы, не услаждаются ими, не повинуются им, а борются с ними. Вторым Бог дает Свою помощь в искоренении зла. Господь попускает дьяволу до времени искушать человека. Но дьявол не знает, послушается его человек или нет, пока душа не предаст свою волю ему в рабство. Он не знает все помыслы и желания сердца, а обладает только некоторыми из них. Начинает дьявол с того, что внушает добрые помыслы и вовлекает в предприятия «тонкие и благовидные», и душа незаметно для себя попадает в его гибельные сети. Но у человека есть своя воля, которая может противиться сатане и обращаться к Богу. Как бороться с искушениями? Как Христос претерпел страдания и крест, а потом прославился и воссел одесную Отца, так и христианину нужно «спострадать и сораспяться» со Христом, а потом «совоссесть», соединиться и царствовать с Ним (Беседа 27). Он должен трудиться над своим сердцем, как земледелец над своим участком. Земледелец работает, зная, что получит плоды от земли. Так и христианин трудится и терпит скорби, чтобы получить радость и утешение. В этом проявляется его свободная воля. И если человек не теряет надежды в скорби и не оставляет Бога, а претерпевает все до конца, то освобождается от власти дьявола. Духовная брань бывает двух видов (Беседа 21). Внешняя брань — воздержание от житейских дел, от земных удовольствий и от мирских привязанностей (богатство, слава, для монахов — даже близкие люди). Так человек сохраняет от греха свое тело. Внутренняя браньборьба с помыслами в сердце, которые внушаются духами злобы. Она важнее для подвижника.

http://blog.predanie.ru/article/kak-zhit...

Если же кто привязан к видимым вещам в мире сем, опутывает себя многоразличными земными узами и увлекается зловредными страстями, то не познает он, что внутри у него есть иная борьба, и битва, и брань. И о еслибы человеку, когда с усилием исхитит и освободит он себя от сих видимых мирских уз и вещественных забот и плотских удовольствий, и начнет постоянно прилепляться ко Господу, устраняя себя от мира сего, — хотя после сего прийдти в состояние познать внутри водворяющуюся борьбу страстей, и внутреннюю брань, и лукавые помыслы! А если, как сказали мы прежде, не отречется с усилием от мира, не отрешится всем сердцем от земных пожеланий, и не пожелает всецело прилепиться ко Господу; то не познает обмана сокровенных духов злобы и тайных зловредных страстей, но остается чуждым себе самому, потому что неизвестны ему язвы его, и имея в себе тайныя страсти, не сознает их; но еще добровольно привязывается к видимому и прилепляется к мирским попечениям (21, 4). 140. А кто истинно отрекся от мира, подвизается, сверг с себя земное бремя, освободил себя от суетных пожеланий, от плотских удовольствий, от славы, начальствования и человеческих почестей, и всем сердцем удаляется от сего, тот, — когда Господь в сем явном подвиге помогает ему тайно, по мере отречения воли от мира, и когда сам он всецело, то есть, телом и душею утвердился и постоянно пребывает в служении Господу, — находит в себе противление, тайныя страсти, невидимыя узы, сокровенную брань, тайное борение и тайный подвиг. И таким образом, испросив у Господа, прияв с неба духовныя оружия, какия исчислил блаженный Апостол: броню правды, шлем спасения, щит веры и меч духовный (Ефес. 6, 14—17), и вооружившись ими, возможет противостать тайным козням диавола в составляемых им лукавствах; приобретши себе сии оружия молитвою, терпением, прошением, постом, а паче верою, в состоянии будет подвизаться во брани с началами, властями и миродержителями; а таким образом победив сопротивныя силы при содействии Духа и при собственной рачительности во всех добродетелях, соделается достойным вечной жизни, прославляя Отца и Сына и Святаго Духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Вопрос. Как узнать, правильно ли ты перенесла брань? Ответ. Если судить по результату, то о правильном перенесении брани свидетельствуют следующие признаки: не очень сильно поддалась помыслам, не слишком осквернилась, в конечном счете не исполнила того, что тебе внушали помыслы. Если же делать заключение по самому действию, то признаки, наверное, будут таковы: сохранилось внимание при молитве, в ней стало, может быть, больше умиления, прибавилось покаяния, смирения. Все это значит, что брань перенесена правильно. Неправильно - если проявила нетерпение, малодушие, уныние. Я думаю, что от правильного прохождения браней в человеке должно усиливаться мужество, в этой борьбе он как бы закаляется. Иногда подвижники, ведущие брань с дьяволом, приобретают такое мужество, что уже не боятся самой смерти, - такого напряжения требует от них духовная борьба. Вообще-то, вопрос этот очень тонкий. Хорошо было бы все-таки посоветоваться с духовником, рассказать, что происходило в твоей душе, в чем ты согрешила, в чем проявила твердость, мужество, в чем поддалась, в чем сопротивлялась и так далее и каков был результат, - все это надо подробно описать. Трудно, наверное, дать общий, универсальный совет. По крайней мере, я не могу ответить вполне определенно, точно. Вопрос. Отчего бывает и как преодолеть чувство тяжести, возникающее в душе по непонятной причине? Ответ. Действительно, иногда по неизвестной причине появляются уныние, сухость, тяжесть. Конечно же, на самом деле это означает, что мы в чем-то согрешили, но не умеем осознать свой грех; не можем понять, вычислить, в чем здесь причина. Думаю, что нужно упорно молиться Иисусовой молитвой, и тогда либо эта тяжесть сама по себе пройдет, либо, может быть, нам откроется причина нашего тяжелого душевного состояния и мы найдем возможность исправиться. Я считаю, в любом случае усердная Иисусова молитва должна помочь, хотя бы мы вначале и не понимали, отчего так с нами происходит. Вопрос. Чем отличаются смирение, скромность и комплекс неполноценности?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/151/...

Вот и получается, что Бог спасает нас не без нас, а вместе, в союзе – синергия должна быть. Бог просвещает, мы это просвещение воспринимаем и усваиваем. И углубляем с каждым годом своей жизни с тем, чтобы вот эти все Таинства, эти все речения были у нас наполнены таким содержанием, чтобы сразу чувствовалось, что это человек Церкви. Вот он читает. Как осмысленно звучат в его устах эти слова. Он делает акцент там, где нужно, и вот всё это показывает, что он понимает: Разум еши ли, что чтеши (см. Деян. 8:30 )? Это ведь относится не только к Священному Писанию, а и к богослужению Церкви: не помолимся фарисейски, . А как же молиться? Вот научит нас мытарь, как молиться. Так. Вот в таком духе. Ну а теперь, если перейти к нашим темам, откройте 3-ю главу Книги Бытия. Заучили ли вы за это время наизусть первое Мессианское пророчество: и вражду положу, – посмотрите 3-ю главу 15-й стих, – между тобою и между жною, и между сменемъ твоимъ и между сменемъ ея. Оно будетъ поражать тебя въ голову, а ты будешь жалить его въ пяту? Вот на раскрытие этого первого Мессианского пророчества и идёт вся дальнейшая история. Потому что мы изучаем христологически уже Ветхий-то Завет, как свидетельство о Христе. У иудеев при их прекрасном знании Ветхого Завета доселе лежит покрывало на уме и на сердце (см. 2Кор. 3:15 ). Доселе они, читая, видят только одну букву (см. 2Кор. 3:6 ) – и никаких намёков и указаний на Христа. А вот мы здесь с вами и видим: вражду положу между тобою и между жною. Между кем и кем? Вражда – что это такое? Это война. Это духовная брань. Есть такое понятие? Духовная брань? Вот это и есть духовная брань, это есть война – война, можно сказать, без сожаления. Здесь диавол действует, у него нет к человеку никакого сожаления. Никакого. И поэтому это война на смерть, на жизнь или смерть, между тобою, диавол, и между женою, какой-то женой. Эта борьба продолжается в потомстве, потому что семя имеет значение – много значений – семантика этого слова очень большая, но одно из основных значений: потомство. Следовательно, в потомстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Более того, бесы, оказывается, ищут брани с нами именно потому, что главная их задача – отвлечь нас от Бога и запутать ложным представлением «благочестивой борьбы», в которой они на самом деле попросту потешаются, издеваются над нами, играют как кошка с мышкой. Потому что человек, самочинно выступающий на брань с бесами, становится в их руках игрушкой и легкой добычей. Человек так втягивается в эту «благочестивую брань», что во всём видит только происки бесовские, становится суров и жесток, склонен к гневу и осуждению Да ещё и в борьбе этой может незаметно выпестоваться в нас такая тонкая гордыня и тщеславие: вот, мол, какой я всё-таки борец несокрушимый и стойкий, помоги мне, Господи!.. Но Господь помогает (и это важно понять) только тем, кто подвизается законно, а самочинное и безрассудное воительство может очень даже легко оставить нас вовсе без Божьего благословения. Больше того, человек так втягивается в эту «благочестивую брань», что во всём и везде видит одни только происки бесовские, становится суров и жесток, склонен к гневу и осуждению, объясняя и оправдывая это тем, что «мир во зле лежит» и он, добрый воин Христов, пребывает в лютой и праведной брани. Фрагмент иконы " Лествица " Вот почему святые отцы единодушно говорят, что противоречие бесам и сознательная борьба с ними есть дело духовно опытных. А уж мы с вами вряд ли можем себя причислить к числу этих благословенных людей. К тому же, бесы ищут брани именно для того, чтобы отвлечь человека от молитвы, от Господа и под «благим» предлогом сделать его подозрительным, жестоким и злым. Впрочем, это утверждение вовсе не отвергает необходимости обличать и искоренять зло, но только призывает нас более пещись о прилежании Богу, нежели о самостийной борьбе со злом. Потому что и сама молитва тогда становится бесплодною, а точнее сказать, и вовсе перестаёт быть таковой, потому что цель молитвы – это приобщение свету, а без смирения это невозможно. И если человек одержим мраком по причине гордости, то и молитва его не является больше в полном смысле молитвой, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать.

http://pravoslavie.ru/77757.html

Между сими законами непрестанная есть брань: что един хощет, от того другий отвращается, что плоть хощет, того дух не хощет. Плоть хощет гордиться, величаться, превозноситься, но дух смиренномудрствовать. Плоть хощет в славе и чести быть, дух же «вся в уметы вменять». Плоть хощет упокоеваться, дух же бодрствовать, трудиться. Плоть хощет банкетовать, пьянствовать, веселиться, а дух воздерживаться, поститься, за грехи сетовать. Плоть хощет врагам своим отмщевать, а дух любит врагов, добро творит ненавидящим. Плоть хощет чуждая похищать, а дух и своя требующим раздавать. Плоть хощет сладострастиям своим угождать, а дух целомудрствовать. Плоть хощет во всем волю свою исполнять, а дух волю Божию. Так и в прочем плоть и дух противятся между собою (1:126). ПЛОТЬ восстает на дух Но притом знай, что плоть всегда со страстьми и похотьми будет на тебе воставать, и под иго свое покарять, но ты ей оружием духа воспротивися. Итак, ежели ГОРДОСТЬЮ и НАДМЕНИЕМ против тебе подыматься будет, вооружайся духом СМИРЕНИЯ, памятуя, что «земля еси и в землю пойдеши»; ежели похотью ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ и нечистоты будет бороть, вооружайся духом чистоты и ЦЕЛОМУДРИЯ; ежели похотью СРЕБРОЛЮБИЯ и многостяжания, противися духом НЕСТЯЖАНИЯ и нищеты, ежели похотью МЩЕНИЯ, противися духом КРОТОСТИ и НЕЗЛОБИЯ. Тако и в прочем плоть духу покоряй, в помощь призывая Того, Его же имя на себе носиши, Иисуса Христа (1:47). Христианин воюет против плоти Когда христианин плоти со страстьми и похотьми противится и не соизволяет ей, что хощет, но паче тщится ее духу покорить; тогда между христианином и плотию брань бывает. И сие то есть, что Апостол глаголет: «плоть похотствует на духа; дух же на плоть: сия друг другу противятся» ( Гал. 5, 17 ). На брани видимой, когда одна сторона другой не хощет покоритися, и тако в работу ей предатися, всеми силами противу той стоит и подвизается: тако христианину со всяким тщанием и прилежанием должно противу плоти стоять и подвизаться, когда не хощет от ней побежденным быть и ей покориться, и пленником ея быть, и тако ей работать (4:142).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010